Очевидное и неочевидное в педагогическом молчании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Роботова А. С. Очевидное и неочевидное в педагогическом молчании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3406–3410. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85682.htm.
Аннотация. Автор рассматривает проблему педагогического молчания, которое необходимо оценивать в системе междисциплинарного знания об этом феномене. Очевидное в педагогическом молчании – тишина, молчаливый порядок, хорошая дисциплина. Однако в молчании есть нечто, что может усилить содержательно-смысловое, эмоциональное, психологическое содержание урока, увидеть учащихся с неожиданной стороны, т.е. неочевидное. Автор считает, что именно эти аспекты молчания необходимо изучать.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Роботова Алевтина Сергеевна,доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, г.СанктПетербург asrobotova@yandex.ru

Очевидное и неочевидное в педагогическом молчании

Аннотация.Автор рассматривает проблему педагогического молчания, котороенеобходимо оценивать в системе междисциплинарного знания об этом феномене. Очевидноев педагогическом молчании –тишина, молчаливый порядок, хорошая дисциплина. Однако в молчании есть нечто, что может усилить содержательносмысловое, эмоциональное, психологическое содержаниеурока, увидетьучащихся с неожиданной стороны, т.е.неочевидное.Автор считает, что именно эти аспекты молчания необходимо изучать.Ключевые слова:педагогическое молчание, школьный урок, учащиеся, процесс обучения, воспитание.

Читатель, наверное,будетозадачен таким несвойственным для педагогических работ названием. Но эта проблема тревожит, беспокоит меня очень давно –несколько десятилетий работы в школе и в вузе. Мне кажется, чтоэталакуна в педагогическом знаниио молчании, которая никак не заполняетсяи замалчивается, имеетбольшое значение для понимания учебного процесса, эмоциональнопсихологическогосостояния класса или отдельного ученика, для диагностики многих личностныхпроявлений тех, кого мы учим, для оценки познавательного отношения учащихся к предмету, к обсуждаемой н уроке проблеме.Молчание может стать на уроке выразительным педагогическим средством, когда учитель, заканчивая чтение художественного произведения (фрагмента, стихотворения) замолкает, не задает никаких вопросов,не произносит комментариев, а несколько секундмолчит, погружённый в себя, заново переживая прочитанное, вовлекаяв особое состояниедуши своих слушателей. Этомгновениесродни тому состоянию, которое испытывают люди, переживая минуту молчания в памятные дни нашей истории. Молчание усиливает смысловоеи эмоциональноесодержание только что услышанной звуковой речи. С.И.Ожегов даёт два основных значения слова молчание:1. Не произносить ничего, не издавать никаких звуков; 2. соблюдатьчтон в тайне, не рассказывать о чемнибудь, не высказываться. Однако для современного понимания молчания знатьтолькоего лексическое значение (особенно педагогам) –это очень мало.Молчание в педагогическом отношении часто рассматривается как хорошая дисциплина в классе, как предельно внимательное слушание или, напротив, проявлениенезнания при вопросе учителя –ученики молчат, не зная ответа на поставленный вопрос или не сумев решить задачу. Здесь молчание просто пауза, отсутствие говорения.

То есть часто молчание рассматривается просто как тишина, порядок или отсутствие знаний,о которых сказать нечего.Думаю, что молчание в учебном процессе сегодня должно рассматриваться как глубокое культурное и психологопедагогическое явление. Молчание,завершающее сказанное, может усилить эмоциональное воздействие на слушающего, оно может придать большую выразительность высказанной мысли. Мне кажется справедливым мнение Т.Р. Копыловой[1]: ©Анализ различных контекстов позволяет сделать вывод о высоком коммуникативном потенциале молчания. В молчании в русской лингвокультуре можно выразить целую гамму чувств: восторг, восхищение, обожание, любовь, заботу, радость, неловкость, смущение, стыд, печаль, уныние, разочарование, упрек, негодование, бешенство...В молчании человек может быть более красноречив, чем в слове, потому что часто ©выразить душа не знает слов...ª (Ф.И. Тютчев)ª.Судя по научной литературе,молчание сегоднястановитсяглубокой междисциплинарной проблемой. Появилось выражение философия молчания –о ней писали Л. Витгенштейн[2], П.Флоренский[3], В.Бибихин[4].В непедагогической литературе приводятся в связи с этим феноменом имена М.Хайдеггера[5], М.Фуко[6], Ж.Деррида[7]и др. Молчание становится предметом анализафилософов,лингвистов, литературоведов, культурологов.Сошлюсьещё раз намнение Т.Р. Копыловой: ©Являясь неотъемлемой частью человеческого бытия, молчание привлекало внимание мыслителей на протяжении многих веков. Религиозное, сакральное молчание, молчание как потребность человеческой психики, молчание в искусстве –все это неоднократно находилось в поле зрения ученых –философов, культурологов, психологов, историков, социологов. Антропологическая парадигма в современной науке активизирует изучение молчания и в лингвистике: познание человека,говорящего оказалось невозможным без познания человека молчащегоª1. Я совершенно согласна с Н.В.Логиновой [8], котораясчитает, чтокоммуникативнозначимое молчание(В.В.Богданов[9])обусловленомножеством интенций говорящего. И если отвлечься от абстрактного субъекта, перенестись в класс, в учебную аудиторию,вникнуть в молчание,можно понять многообразные мотивы молчащего ученикаили студента. Почему они молчат?

Незнаюттого, о чём спрашивает преподаватель;молчание становится средством уклоненияот ответа, которого у учащегося просто нет. Не слишком хорошее умение чётковыразить мысль, даже если в целом есть понимание вопроса, проблемы; мысль ещёне оформилась в чёткоесуждение, понятное слушающим.Молчание может статьдемонстративным, молчащий тем самым выражает негативное отношениек преподавателю, нежеланиевступать с ним в речевой контакткак следствие предшествующего отрицательного конфликтного состояния.

У учащегося отсутствует познавательный интереск предмету и его отдельным проблемам, которые обсуждаются на занятии.Молчание может стать средством выразить свою отрицательную позицию по отношению к говорящим и их мнениям.Молчание может быть проявлением неуверенности всвоей точке зрения и нежелание её обнародовать в классе или аудитории.Интенций молчаниямного.Как правило, онисвидетельствует о психическом, эмоциональном состоянии человека, являют образец его невербального поведения.Это своего рода поступок, мотив которого педагогу важно знать, не спеша выставитьоценку или высказав резкое неодобрение.

В ряде работ описываются функции молчания. Учителю, преподавателю важно знать об этих функциях. Так, С.В.Меликян[10]описывает следующие функции молчания: ©Говорящий использует молчание для того, чтобы собраться с мыслями, обдумать следующую реплику, найти аргументы для убеждения собеседника. Акт молчания необходим говорящему для совершения определённых умственных действийª. Разве мы не встречались с такими студентами или школьниками, которым нужно больше времени, чем другим, чтобы собраться с мыслями, обдумать ответ? Эта функция проявляется в припоминании, необходимом размышлении, прежде чем ответить собеседнику. Собеседникаили педагогаэто может раздражать. Уходит дорогое учебное время. Молчаниеявляется компонентом речевой

деятельности. И очень важно понимать его как особенность речевого поведения своего ученика и верноинтерпретировать его в ряду других поведенческих реакций и отношений.

Очевидно,необходимы многоплановыемеждисциплинарные исследования, которые могли бы прояснить картину молчащего класса, молчащего ученика, понять педагогические истоки молчания, его значение в учебном процессе как уникального средства речевой деятельности.

Сделаю отступление. В шестом классе у меня появился новенький ученик. Когда я вызывалаегоотвечать,он шёл медленно, как будто я собиралась его наказывать. Медленныешаркающиешаги. Довольно долгая молчаниепауза. ©Ты понял вопрос?ª ©Даª. И опять молчание. Потом он медленно придвигался к учительскому столу и цеплялся за него, будто ища опору. Начинал говорить тихо и медленно.Но вот его мысль словно бы разгонялась. Речь становилась внятной, понятной, умной, и егослова начиналибудитьмысль окружающих. Думаю, что его молчаниеперед началом говорениябыло свойством робости, застенчивости, слабой адаптации к новому классу. И здесь было опасно ошибиться: рассердиться на медлительность, долгое молчание, посадить на место, упрекнув в незнании, врастрате учебного времени. Шло время. Из молчаливого шестиклассника постепенно вырос хорошо образованный в литературном отношении человек, тонко чувствующий самые сложные проблемы русскойклассикии зарубежной литературы, получивший диплом городской литературной олимпиады за анализ пьесы Э.Ионеско[11]©Носорогиª.В старших классах на уроках литературы обсуждаются сложные проблемы человеческого бытия, взаимоотношений героев, любовь, ненависть, зависть, жестокость, сострадание, самопожертвование. Помимо мировоззренческого смысла, эти проблемы в раннем юношеском возрасте приобретают глубоко личностный характер, в некоторых случаях интимный характер. Став предметом коллективного диалога, они не у каждого ученика могут вызвать желание высказать свою точку зрения, обнаружить своё внутреннее ©Яª. Поэтому способом ухода от раскрытия себя как внутреннего человека становится молчание.

Молчаниене случайно сегодня привлекает пристальноевниманиефилософов, лингвистови других специалистов.Наше времястановится всё болеемногословным, изощрённым в языковых играх. Иногда просто невыносимо слушать диалоги на ©говорящих радиостанцияхª. Бытовая лексика причудливо смешивается с высокопарной и не всегда известной обывателю лексикой. Говорящие перебивают друг друга, и бывает трудно следить за развитием мысли.Не закончил своё высказывание один говорящий, а уже в диалог вступает второй, третий.Ни секунды значимого моллчания.Получается разноголосица, в которой трудно разобраться. В голове вертитсябанальная фраза: ©Лучше жевать,чем говоритьª.Слушателю совсем не просто в конце разговора сделать вывод о цели такой беседы. Далеко не всегда чтецы читают так, чтобы слово было на границе молчания. Об этом пишет А.Тесля[12], оценивая лекции, прочитанные В.В.Бибихиным. Он считает, что ©текст содержит в себе все, нужно читать его, говорить его словами и молчать там, где он молчитª. Но учим ли мы этому умению учителя? Учат ли учителя такому умению учеников?

Искусство молчания в образовании является формой духовного опыта. В этом отношении педагогу могут быть полезны размышления М.В. Михайловой[13].

Д.Б.Мухаметов[14]рассматривает молчание как компонент русской культуры и считает, что оно стало предметом анализа в антропоцентрической и дискурсивнокогнитивной парадигмах. Однако целостного учения о молчании, системного взгляда на этот феномен ещё не возникло. Проявлением этого является отсутствие педагогического анализа молчания как коммуникативно значимого явления(В.В.Богданов). Отсутствуют классификации молчания, за исключением работы Крестинского[15]. Учёный справедливо пишет: ©…не столько классификация видов молчания, сколько подробное употребление сфер его употребления, его причин и условий, представленная в видетрёх основных уровней –общественносоциального, коллективносоциального и субъективноиндивидуального, отражающих основные сферы коммуникативной деятельности человека:официальную, коллективную и индивидуально межличностнуюª.

Трудно найти работы по педагогике, где рассматривалось бы молчание в связи с речевой деятельностью, в контексте диалога, который стал столь популярен в последнее десятилетие. Читая открытые уроки инновационного типа, видишь, что они перенасыщены репликами, вопросами учителя и быстрыми ответами учеников.Молчанию места не находится. А ведь оно необходимо, чтобы обдумать заданный вопрос, приготовиться к ответной реплике, сформулировать мысль, не совпадающую с только что высказанной. В круговерти высказыванийчастонет возможности сравнить разные мнения, найтив них общее, встать в оппозицию и т.д. И всётаки педагогические работы о молчании есть. Обращу внимание на автореферат кандидатской диссертации О.Ю. Ефимовой ©Молчание и умолчание учителя в системе профессиональных речевых тактикª[16].В этой работе очень чётко определенаактуальность проблемы, о которой, как мы уже отмечали, в педагогике пишут совсем мало. Развитие информационных технологий делает всё более и более напряжённым словесное общение. Дефицит времени сокращает возможность молчания, которое необходимо при обсуждении сложных вопросов.При этом собеседники не учитывают это, говорят подолгу, неясно, иногда уходя в сторону от обсуждаемой проблемы.Справедливо мнение О.Ю. Ефимовой о том, что учительчасто преувеличивает значение звучащего слова, и урок становится ©непрекращающимся монологомª, в котором нет места молчанию и умолчанию. Словесная плотность урока, созданная учителем, нередко вызывает протест, не оставляет времени для собственного размышления, сомнения, догадки. Совершенно согласна с автором, что будущего учителя нужно учить приёмам молчания и умолчания (недосказанности. невысказанности, намёка).

Как человек, работающий более сорока лет в образовании, замечу, что помимо сказанного выше, пришла к выводу, что бездумнои нерасчётливо используемые диалоговые технологии, подробно описанные разными авторами, почти не поднимают смысловое значение молчания. Проанализируйте конспекты уроков, в основе которых диалог, и вы увидите, что на таких уроках нет места словам ©Подумайтеª, ©А теперь помолчим, чтобы сформулировать выводª и т.п. Просмотрела урок, который ведут одновременно словесник и географ.Урок начинается с включения магнитофона (звучит музыка), дети делятся мыслями и чувствами (очевидно, о прослушанной музыке), пишут в тетради, читают задания по учебнику, работают с атласом, ведут диалог. Сам по себе, интегрированный урок, посвященный снегу, интересен. информативен.

Однако, судя по плану, на уроке нет того молчаливого размышления, когда человек остаётся один на один с собой и думает, фантазирует, вспоминает, мечтает.Тем более, когдаречь идёт отаком необыкновенном явлении природы, как снег.

Моя небольшая статья тоже вряд ли передала все мысли и чувствао молчании, которые возникли за долгие годы педагогической работы. Сколько было у меня учеников, которые писали прекрасные сочинения, но говорили сдержанно, иногда сбивчиво, а иногда и вовсе замолкали.Замолкали не от неумения мыслить, а от каких –то внутреннихпобуждений (например, ©Зачем это знать другим?ª)Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. Ф.ТЮТЧЕВ

Ссылки на источники1.Копылова Т.Р. Молчание в современной лингвистике: подходы к анализу. Вестник Удмуртского университета. 2014. Вып. 2. История и филология. С. 382. Витгенштейн Л. Логикофилософский трактат. / Пер. с нем. Добронравова и Лахути Д.; Общ. ред. и предисл. Асмуса В. Ф. —М.: Наука, 19583. Флоренский П.А. Имена.М., 20114. Бибихин В.В. Язык философии. –М., 19935. Хайдеггер М. Бытие и время. –М., 19936. Фуко М.Воля к истине по ту сторону знания, власти и сексуальности. Пер. с фр. М., 19967. Деррида Ж. Голос, который хранит молчание.Режим доступа:rumagic.com›Случайные подборки книг›…/derrida/0/j8.html8. Логинова Н.В. Постмодернистский дискурс молчания. Режим доступа: Журнальный клуб Интелросª Credo Newª №2, 20089. Богданов В.В. Очерки по антропологии молчания. Homo Tacens СПб.:РХГИ, 199710. Меликян С.В.Речевой акт молчания в структуре общения. Автореф. дисс. каед. филолог. наук. Воронеж. 200011. Ионеско Э. Носорог. –М.. 196012. Тесля А. Уроки чтения. Режим доступа: peremeny.ru›Блог перемен›1263013.Михайлова М.В. Молчание как форма духовного опыта (Эстетикокультурологический анализ). Режим доступа: phil63.ru›molchaniekakformadukhovnogoopyta14.Мухаметов Д.Б. молчание как компонент русской культуры. Режим доступа: Филология. Вестник Нижегородского университета имени Н.И..Лобачевского. 2012. №515.Крестинский С.В. Молчание как средство коммуникации и его функции в языковом дискурсе. Вестник ТвГУ Серия ©Филологияª. 2011. Выпуск 1.16.Ефимова О.Ю Молчание и умолчание учителя в системе профессиональных речевых тактик. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2005.