Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матлашевская Л. П. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3426–3430. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85686.htm.
Аннотация. В данной статье показано поэтапное формирование конкретных универсальных учебных действий (УУД) при решении текстовой задачи на уроке математики, которые способствуют развитию метапредметности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матлашевская Лилия Петровна,Заслуженный учитель РФ, учитель математики МАОУ «Гимназия №2», г.Пермьml_66@mail.ru

Формирование и развитие универсальных учебных действий

на уроках математики. Из опыта работы

Аннотация. В данной статье показано поэтапное формирование конкретных универсальных учебных действий(УУД)при решение текстовой задачи на уроке математики, которые способствуют развитию метапредметности.Ключевые слова:УУД науроках математики, регулятивныедействия, познавательные действия.

В широком значении термин «универсальные учебные действия»(УУД)означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностносмысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться —существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностносмысловых оснований личностного морального выбора.[1]В данной статье детально показано поэтапное формирование конкретныхУУДпри решение текстовой задачи на уроке математики,которые обеспечат метапредметный результат.Планируемые результаты освоения основной образовательной программыключают в себя личностные, метапредметные и предметные. Рассмотрим формирование метапредметности, содержащейпознавательные,регулятивные икоммуникативныедействиясо своимирезультатами сформированности.

Рис. 1. Познавательные действия освоения основной образовательной программы.

Рис. 2. Коммуникативные действияосвоения основной образовательной программы

Рис. 3. Регулятивные действия освоения основной образовательной программы

При решении любой задачи или примера формируются конкретные УУД. Рассмотрим тековуюзадачу:Ящик вмещает 12 кг рисаили 16 кг пшена. Если ящик заполнить и тем и другим на одинаковые суммы, то содержимое будет весить 15 кг и стоить 90 руб. Суммарнаястоимость 1 кг риса и 1 кг пшена равна? [3]Решение задачи начинается с постановки целей, но предварительно ученик анализирует информацию, определяет тип задачи и соответственно находит способ для её решения. И прогнозирует результат. Идет формирование регулятивных и познавательных действий. Как видно, что на данном этапе в регулятивном блоке это :целеполагание, а в познавательном –анализ с целью выделения признаков.

Рис. 4. Регулятивныйблок УУД

Рис. 5. Компоненты логических действий познавательного блокаУУД

Следующим этапом при формировании УУД в познавательном блоке это поиск необходимой информации и умение структурировать знания и выдвижение гипотез, их обоснование.

Рис. 6 Компоненты общеучебных и логических действий познавательного блокаУУД

Наданном этапе работы с задачей, в регулятивном блокераскрываются следующие действия:пландействий, планирование цели, результата и прогнозирование.

Рис. 7Компоненты регулятивного блока УУД

Следующим шагом работы ученикунеобходимо смоделировать данную задачу. Модель может носить разнообразный характер: таблица, отрезки, схемы, рисунки и т.д. Одна из моделей перед вами. Это модель представления информации. Идет формирование познавательных УУД. Анализируя условия задачи, а именно, что в один и тот же ящик можно вместить или 16 кг или 12 кг у учащегося идет формирование логических УУД.(один из разделов познавательных УУД).

Рис. 8. Модель представления информации

Формирование критериев познавательного блока рассмотрены в следующей таблице.Где развиваются в основном компоненты логических действий синтез ( составление целого из частей).

Рис. 9 Развитие логических действий познавательного блока

В ходе записи промежуточного ответа, х12+(15−х)16=1х=3, т.е. 3 кг риса и 12 кг пшена, учащийсясопоставляет результат решения с реальными возможными показателями. (Например , если бы при решении задачи получился ответ х=3, следовательно учащийся делает вывод , что данная ситуация невозможна.) На данном этапе идет формирование познавательных действий, а именно причинноследственных связей.

Рис. 10 Формирование компонентов логических действий познавательного блока

В регулятивном блока на данном этапе подключаютсяпрогнозирование , коррекция:

Рис. 11 Формирование компонентов регулятивного блока

При завершении решении задачи ученик сверяя ответ, дает оценку своим знаниям и действиям.

Рис. 12 Оценка знаний и действий

В зависимости от выбранной формы организации познавательной деятельности будут работать те или иные компоненты коммуникативного блока.

Рис. 13 Формирование компонентов коммуникативного блока

Итак, на примере данной задачи, было рассмотрено, каким образом на уроках математики формируются УУД, которые обеспечат метапредметный результат.Мастерство учителя, его умение строить учебный процесс в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения, представление о том какова должна быть методика, технологии, и.т.д., все это позволяет ученику совершенствоваться, само реализовыватьсяи быть успешным в стремительно развивающемся обществе.

Ссылки на источники1.http://www.metodkopilka.ru/[ 01.05.215]2. http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/[ 01.05.215]3.Иванов А.А.,Иванов А.П.Тематические тесты для систематизации знаний по математикеч.I.Москва:Издательство МФТИ,2003.