Музыкальная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности подростков

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жарова Д. В., Васенина К. С. Музыкальная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3421–3425. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85685.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению влияния занятий музыкальной деятельностью на развитие коммуникативной компетентности подростков. Авторы рассматривают понятие «коммуникативная компетентность», его структуру, описывают программу и этапы эмпирического исследования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жарова Дарья Викторовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и организационной психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина», г.Нижний Новгородzharodar@yandex.ru

Васенина Ксения Сергеевна,Студентка очного отделения психологопедагогического факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина», г. Нижний Новгород.ksenona_happy@mail.ru

Музыкальная деятельностькак средство развитиякоммуникативной компетентности подростков

Аннотация.Статья посвящена изучению влияния занятий музыкальной деятельностью на развитие коммуникативной компетентности подростков. Авторы рассматривают понятие «коммуникативная компетентность», его структуру, описывают программу и этапы эмпирического исследования.Ключевые слова: коммуникативная компетентность, общение, подростки, развитие, исследование.

Проблема коммуникативной компетентности оживленно разрабатывается в зарубежной и отечественной психологопедагогической наукес 60х годов прошлого века. Несмотря на полувековую историю, интерес к данному направлению исследованийне теряет своей актуальности. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе, в собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задачеобщения.И именно подростковый возраст является сензитивным для формирования коммуникативной компетентности, так как, с одной стороны, имеются потенциалы для развития всех составляющих коммуникативной компетентности: личностной, когнитивной, поведенческой, а сдругой стороны, развитие коммуникативной компетентности, как способности строить продуктивное общение, оказывает все более серьезное влияние на развитие личности в целом.В связи с вышеизложенным, в качестве цели нашего исследования нами было выделено определениевлияниязанятий музыкальной деятельностьюна развитие коммуникативной компетентности у подростков.Теоретический анализ позволил нам предположить, что занятия музыкальной деятельностью напрямую влияют на развитие коммуникативной компетентности у детей подросткового возраста, что проявляется в различной степени выраженности навыков общения.Эмпирическое исследование было направлено на подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Нам представляется целесообразным описать особенности формирования коммуникативной компетентности подростков в условиях занятия музыкальной деятельностью и представить программу эмпирического исследования.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций. В отечественной психологии первым ученым, кто ввел в психологический оборот термин коммуникативная компетентность, был А.А.Бодалев. «Коммуникативную компетентность» он трактовал, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [1].Коммуникативная компетентность складывается из следующих способностей таких, как:1. давать социальнопсихологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;2. социальнопсихологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;3. осуществлять социальнопсихологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации[2].

В структуру коммуникативной компетентности входят коммуникативные способности. В психологической науке под коммуникативными способностями принято понимать индивидуальнопсихологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:1. желание вступать в контакт с окружающими.2. Умение организовать общение,включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.Коммуникативные способностирассматриваются как комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социальноперцептивные и операционнотехнические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социальноперецептивный; операционнотехнический блок.Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения [3].Необходимо раскрыть и такое понятие как коммуникативная одаренность это системное проявление общих и специфических коммуникативных способностей личности в функциональной системе коммуникативной деятельности. В рамках научноисследовательской работы, нам близка позиция Карла Роджерса о наличии четырех качеств, необходимых для успешного иразвивающего общения людей другс другом:1.Первоекачество конгруэнтность.Конгруэнтность термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Это значит, что нам нужно знать свои собственные чувства настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какоелибо отношение к человеку, чувствуя совсем другое на более глубоком или подсознательном уровне. 2.Второе качество ‬принятие себя таким, какой ты есть.Парадокс состоит в том, что когда человек принимает себя таким, каков он есть, то он изменяется.3.Третье качество, ведущее к успешным межличностным отношениям, этопринятие другого человека.4.Четвертое качествонеобходимое для успешного общения эмпатическое понимание.

Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению со сверстниками. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нём взаимоотношения. Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то мы признаемобщение ведущим видом деятельности в этом возрасте.Что же касается роли общения в развитии коммуникативных качеств у подростков, то следует опереться на их способность к общению. Способности к общению проявляются вуровне реализации у индивида всех трёх сторон общения: коммуникативной ‬в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т.д.); интерактивной ‬в способах и приёмах психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности; перцептивной ‬в межличностном восприятии, оценивании и взаимопонимании людей. Способность к общению предполагает и развитую степень социальнопсихологической адаптации, то есть активные приспособления индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.Носледует констатировать, что зачастую подростки испытывают разного рода трудности в общении. Проблема затрудненийили "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины двадцатоговека (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.Ф. Ломов, А.А. Коломенский, А.А. Климов и др.). Зимняя И.А. затруднения в общении рассматривает каксубъективно переживаемое человеком состояние "сбоя" в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния.КанКалик В.А. называет затруднения в общении некими "психологическими барьерами", которые препятствую нормальному общению, влияют на деятельность субъектов.Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, считают, что причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.И.С. Кон считает, что самая распространенная трудность общения подростков и молодых людей это застенчивость. Из 2500 опрошенных студентов в возрасте от 18 до 21 года 42% считает себя застенчивыми, причем 60% из нихрассматриваютзастенчивость, как серьезную трудность.Кон И.С. утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Чтобы общение протекало в нормальном русле, по мнению ученого, подросткам надо избавляться от их застенчивости[4]. Зимняя И.С. называет еще одну область коммуникативных затруднений это межличностные отношения. В их основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности общения.Данные обстоятельства могут существенно затруднить взаимодействие людей, вплоть до егопрекращения.

Важной межличностной особенностью партнеров, вызывающей затруднения в общении, является доминирование того или другого личностного состояния у каждого из них.Поварницына Л.А. выделяет пятьгрупп трудностей общения:1 группа трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать;2 группа трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения;3 группа трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения;4 группа трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;5 группа трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением[5].Анализируя причины, вызывающие затруднения вобщении, как у подростков, так и людей других возрастных групп, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, по мнению исследователей, выступать индивидуальнопсихологические особенности личности, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.Люди обладают разным уровнем сформированности коммуникативной компетентности, но, это вовсе не означает, что, если нам чтото не дано от природы, это нельзя развить в себе самому. Сформированность коммуникативной компетентности у подростков можно определить по следующим критериям: умение оценивать ситуацию общения, способность проявления рефлексивного поведения, эмпатии, желание вступать в контакт с окружающими, способность организовывать сам ход коммуникативного акта. Таким образом, в подростковом возрасте, с одной стороны, имеются потенциалы для развития всех составляющих коммуникативной компетентности: личностной, когнитивной, поведенческой. С другой стороны, развитие коммуникативной компетентности, как способности строить продуктивное общение, оказывает все более серьезное влияние на развитие личности в целом[6].При формировании коммуникативной компетентности, как средства разрешения межличностных конфликтов у подростков, можно выделить комплекс внутренних ресурсов, направленных на распознавание и работу с противоречием, лежащим в основе конфликта и ресурсов, связанных с организацией взаимодействия по разрешению этого противоречия, а также отношениеустановку к конфликту в целом. Владея навыками коммуникативной компетентности, подросток может получать нужную информацию, представлять и умело отстаивать свою точку зрения в диалоге[7]. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится общение, именно в этот период раскрывается весь коммуникативный потенциалличности и для нас особую ценность и интерес представляет взаимосвязь между уровнем развития коммуникативной компетентности и занятиями музыкальной деятельностью. Занятия музыкой способствуют развитиюкрасивойи грамотнойречи, преодолению скованности в речи.Такие выводы предоставляют французские и португальские ученые после совместного проведенного исследования. Подростки, занимающиеся музыкальной деятельностью, наиболее социально адаптированы, они более уверены в себе, добиваются результатов и какиелибо их внешние недостатки, создающие им преграды и комплексы на пути общения со сверстниками, уходят на второй план.

Целью нашего исследования стало на основе анализа теоретических источникови результатов практического исследования, установить влияние занятий музыкальной деятельностью на развитие коммуникативной компетентности у подростков.Объект исследования: коммуникативная компетентность. Предмет исследования: влияниезанятий музыкальной деятельностьюна развитие коммуникативной компетентности у подростков. Цель, объект и предмет исследования позволили нам сформулировать гипотезу: мы предполагаем, что занятия музыкальной деятельностью влияют на развитиекоммуникативной компетентности у детей подросткового возраста, что проявляется в различной степени выраженности их навыков общения.Эмпирическое исследование проводилось на базе средней группы одного из вокальных коллективов города Нижнего Новгорода. Выборку составили 20 подростков в возрасте от 15 до 17 лет. С целью выявлениявлияния занятиймузыкальной деятельностьюна развитие коммуникативной компетентности подростков, а также подтверждениялибо опровержения гипотезы, данная выборка была разделена на контрольную и экспериментальную группы.Программа нашего исследования по изучению влияния занятий музыкальной деятельностью на развитие коммуникативной компетентности подростков предполагает последовательное прохождение несколько этапов: 1 Этап‬формирование выборки, контрольной и экспериментальной группы. Подбор диагностических методик. 2 Этап диагностика коммуникативной компетентности подростков по следующим методикам: методика определения уровня общительности (В. Ф. Ряховского),методика «Проблемные ситуации в общении подростков»Е. В. Конева, Н. А. Дешеулина, тест «Коммуникативная компетентность», анкета по общению №1 (Мудрик А.В. 1988).3 Этап ‬сопоставление и анализ полученных результатов, разработка практических рекомендаций. К моменту написания статьи проводится третий этап эмпирического исследования, и делать какиелибо выводы и заключения, нам представляется преждевременным. Однако первичные данные свидетельствуют о том, что среди респондентов занимающихся музыкальной деятельностью, по сравнению с респондентами контрольной группы, прослеживается тенденция к преобладанию высокого уровня развития коммуникативной компетентности.

Ссылки на источники1.БодалевА.А. Психология общения. М.,1983.‬321 с.2.Психология общения / А.А. Леонтьев М.: Академия, 2008. 368 с.3.Игнатьева, С. А. Коммуникативная компетентность как компонент коммуникативной культуры личности / С. А. Игнатьева. ‬М.: Просвещение, 2010. ‬385 с. 4.Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Издательство Московского университета, 2004. 335 с.5.Поварницына Л.А. "Психологический анализ трудностей общения", М. 19876.Муравьева, О. И. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности: Дисс…канд. психол. наук / О. И. Муравьева. Томск, 2009. ‬158 с. 7.Столяренко, Л. Д. Основы психологии. / Л. Д. Столяренко. ‬РостовнаДону: Феникс, 2011. ‬672 с.