Состояние и проблемы системы профессионального образования Ульяновской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смирнова Е. А., Постнова М. В. Состояние и проблемы системы профессионального образования Ульяновской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3456–3460. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85692.htm.
Аннотация. В статье проанализировано состояние высшего, среднего и начального профессионального образования Ульяновской области. Раскрываются основные проблемы в сфере сбалансированности регионального рынка труда.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Постнова Марина Викторовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, организации и управления на предприятии ФГБОУ ВПО «Ульяновская УГСХА им. П.А. Столыпина», г. Ульяновскmar.postnowa@yandex.ru

Смирнова Елена Анатольевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, организации и управления на предприятии ФГБОУ ВПО «Ульяновская УГСХА им. П.А. Столыпина»,

г. Ульяновскya.cmirnov2012@yandex.ru

Состояние и проблемы системы профессионального образования Ульяновской области

Аннотация.Встатьепроанализированосостояние высшего, среднего и начального профессионального образования Ульяновской области. Раскрываются основные проблемыв сфере сбалансированности регионального рынка труда.Ключевые слова:профессиональное образование, структура, специальности и направления, рынок труда, проблемы.

Региональная система профессионального образования является частью общей социальноэкономической системы региона, она непосредственно влияет на состояние регионального рынка труда, и, как следствие, на развитие региональной экономики области в целом. Региональная система профессионального образования должна вовремяреагировать на изменяющиеся запросы рынка труда, обеспечивать потребности отраслейрегиона в обновлении рабочей силы, способнойэффективно работать в конкурентной экономической среде. Решение задачи координации рынка труда и рынка образовательных услуг требует анализа особенностей отраслевой, территориальной и профессиональноквалификационной структуры регионального рынка образовательных услуг[1].

Территориальная дифференциация рынка образовательных услуг ВУЗов Приволжского Федерального Округа позволяет выделить регионы: с наименьшим количеством студентов на 10 тыс. населения Кировская и Пензенская области, с наибольшим –Республики Татарстан и Мордовия (рис. 1). Этот показатель в Ульяновской области близок к среднему значению: 362студентана 10 тыс. населения,против 369 в среднем по ПФО. Наименьший выпуск в 20132014 учебном году состоялся в республики Мордовии и Марий Эл, наибольший –в Республиках Башкортостан и Татарстан. Ульяновскаяобластьзанимает 10 место по количеству выпускников с профессиональным образованием. Следует отметить, что в 20132014 учебном году в трех регионах сократился прием по отношению к выпуску:Чувашской республики, Пензенской и Ульяновской областях за счет сокращения приема на программы высшего образования.Ульяновская область относится к регионам со средними общими показателями деятельности системы высшего профессионального образования[2].

В настоящее время высшее образование Ульяновской области представлено сетью государственных и негосударственных учебных заведений. На 1 сентября 2014 года в Ульяновской области насчитывалось 5 самостоятельных государственных ВУЗов, 6 филиалов государственных ВУЗов, а также 5 филиалов негосударственных ВУЗов.

Рис. 1.Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов высшего, среднего звена и программам подготовки квалифицированных рабочих в регионах ПФО на10 тыс. населения

(на начало 20132014 учебного года, чел.)

Общая численность студентов ВУЗов Ульяновской области в 20132014 учебном году составила 45948 человек. Из них 42500 человек или 92,5% обучается в государственных ВУЗах, в негосударственных –3448 человек. С 2009 года общая численность студентов сократилась на 19,6%, в государственных (на 20%) и в негосударственных ВУЗах на 15,1%. Объем негосударственного сектора ВПО в Ульяновской области увеличился незначительно с 7,1% в 2009 году до 7,5% в 2014 году(табл. 1).Таблица 1Численность студентов высших учебных заведений Ульяновской области

Показатели2009/20102010/20112011/20122012/20132013/20142014г. к 2009г.,%Студентов, всего571785730153757493374594880,4Студентов государственных ВУЗов,

в том числе: приемвыпуск

53118

1219910026

52580

1131710184

49406

94319427

45542

88189792

42500

860010300

80,0

70,5102,7Студентов негосударственных ВУЗов4060472143513795344884,9

Система профессионального образования области включает также сеть средних специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования. Число учреждений СПО в Ульяновской области сократилось незначительно с 45 до 43, включая подразделения ВУЗов. Одновременно численность учащихся в ССУЗах сократилась на 22,4% и составила 18322 человека в 2014 году против 23605 в 2009 году(табл. 2).Таблица 2Численность студентов ССУЗовУльяновской области

Показатели2009/20102010/20112011/20122012/20132013/20142014г. к 2009г.,%Число учреждений СПО454444444395,6Численность обучающихся,чел.236052193120672200081832277,6На очном отделении, чел.180531685015952157411454080,5Прием, чел.8626736563856220597469,3Выпуск,чел.8590708759645235429150,0

Число учреждений НПО в области с 2009 года сократилось на 14или более чем в два раза. Общая численность обучающихся уменьшилась на 34,1%, прием сократился к 2014г. на 13,8%, выпуск –на 17,4%(табл. 3). Сокращение численности учащихся ПТУспособствовало возникновению дефицита кадров рабочих профессий на предприятиях Ульяновской области.Таблица 3Численность обучающихся учреждений начального профессионального образования Ульяновской области

Показатели2009/20102010/20112011/20122012/20132013/20142014г. к 2009г.,%Учреждений НПО262323201246,2Численность обучающихся8473798976356355558265,9Прием, чел.5214529261325499449586,2Выпуск,чел.5476508658295901452482,6

Соотношение численности студентов систем НПО,СПО и ВПО в Ульяновской областинаглядно представлено на рисунке 2.

Рис.2.Численность студентов систем НПО, СПО и ВПО.Увеличение числа желающих получить высшее образование во многом обусловлено требованиями рынка труда. В последнее время в качестве одного их основных требований работодателей, при приеме на работу, является наличие у кандидатов высшего образования. В результате определенная группа поступающих в ВУЗы стремится получить в первую очередь не профессиональные знания и умения, а диплом государственного образца. В структуре общей численности студентов заметна тенденция увеличения доли обучающихся заочно. Высокие затраты на обучение при недостаточном уровне заработной платы в среднем по области стимулировали обучение по заочной форме[3].

Численность обучающихся заочно составлялав 2013/2014 учебном году 18096 человек (42,6% общей численности студентов ВУЗов), ивозросла по сравнению с 2005/2006 годом на 31,1%. В качестве основной задачи развития профессиональногообразования выступает достижение динамического баланса между рынком труда, региональной системой начального, среднего и высшего профессионального образования[4].

В настоящее время образование в Ульяновской области ведется по 26 укрупненным группам специальностей из 28 существующих (28УГС). Распределение численности студентов ВУЗов показано на рисунке 3.

Рис.3.Распределение приведенного контингента студентов по УГС высшего профессионального образования в 2014г., чел.Обращает на себя внимание доля численности студентов по направлению «Экономика и управление». Численность обучающихся по УГС «Экономика и управление» составляла в 20132014 учебном году 23,5% общей численности студентов,но необходимо заметить, что доля обучающихся по этому направлению значительно сократилась(в 20052006 г. 39%). Следующим по численности является УГС «Образование и педагогика», составляющая 14,6%, далее по убыванию: «Гуманитарные науки» 12,8%, «Здравоохранение» 6,5%, «Сельское и рыбное хозяйство» 6,4%. Доля контингента студентов, обучающихся по направлениям материальной сферы, составляет 22,8%.В настоящее время на территории Ульяновской области осуществляют образовательную деятельность 48 профессиональных образовательных организаций. По программам подготовки квалифицированных рабочих,служащих осуществляется подготовка в 20 профессиональных образовательных организациях. Обучение ведется по 22 образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, 54 образовательным программам подготовки специалистов среднего звена и 40 программам дополнительного профессионального обучения. В области осуществляется модернизация региональной системы профессионального образования по трем направлениям:[5]

внедрение дуальной системы профессионального обучения на основе взаимодействия организаций высшего, среднего и начального образования с предприятиями –работодателями;

созданиесети многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе профессиональных образовательных организаций;

формирование ресурсных центров для подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства Ульяновской области.В системе СПО Ульяновской области за исследуемый период произошлиизменения в структуре специальностей. Так появились новые направления «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров» и «Строительство и архитектура», их доли в общем объеме студентов ССУЗов соответственно 6,6% и 6%, т.е. они вошли в десятку крупнейших УГС в системе СПО Ульяновской области. Следует также отметить значительное число учащихся по группам «Металлургия машиностроение и материалообработка», «Здравоохранение», «Сельское и рыбное хозяйство», «Транспортные средства». Лидером в системе СПО является УГС «Инженерное дело, технологии и технические науки», ее доля в общем объеме студентов ССУЗов области составляет на начало 2013/14 года –51,8%. Одним из факторов развития трудовых ресурсов является их востребованность на рынке труда. Можно предположить, что работа в новых экономических условиях, модернизация экономики, основанная на развитии инновационных и высокотехнологичных производств, а также развитие малого и среднего бизнеса потребуют высококвалифицированных специалистов, особенно в инженерной сфере, но также останутся востребованными и специалистыэкономикоуправленческого профиля(менеджеры). На наш взгляд, высокая востребованностьнаправления «Экономика и управление» была обусловленапотребностями экономики страны в конце 90х годов, связаннаяс экономическим ростом, а в настоящее время темпы роста многих производственных отраслей снижены. Вместе с тем, сегодня актуальной проблемой является обучение предпринимателей для решения управленческих задач становления малого бизнеса.Важно также отметить, что потребность в рабочих кадрах экономики региона составляет 83% общей заявленной потребности в кадрах, что никак не соответствует распределению выпуска между учреждениями НПО, СПО и ВПО. Учитывая, что образовательные ресурсысистемы НПО позволяют осуществить большую нагруженность, следует признать, недостаточно эффективную профориентацию на рабочие профессии, в том числе в старшей профильной школе. Это направление является резервом преодоления информационного барьера доступности программ НПО и усиления соответствия структуры подготовки требованиям рынка труда. Проведенный анализ системы профессионального образования Ульяновской области позволяет выделить основные трудности, проблемы, которые необходимо разрешать для развития экономики региона.1.Диспропорции спроса и предложения на рынке труда (предложения имеют существенные структурные отличия от спроса), так как наблюдается недостаточное соответствие профессиональной подготовки специалистови рабочих кадров заявленной потребностиотраслей экономикиобласти.Рынок трудовых ресурсов области все еще неспособен достаточно полно оцениватьи формировать спрос на разные категорииработников. А образовательные учреждения не готовы оперативно, в кротчайшиесроки наладить подготовку востребованных высококвалифицированных специалистов для инновационных отраслей, которые в последние годы развиваются благодаря инвестиционной активности экономики региона.2. Существующая система образования не в полной мере ориентирована на потребности экономики Ульяновской областии толькочастично удовлетворяет предприятияв нуждающихся квалифицированных кадрах(как высшего, так среднего образования). Только 61,5% работодателей считают, что уровень подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием полностью соответствует потребностям производства, 51,8% организаций отметили необходимый уровень соответствия знаний и навыков выпускников учреждений среднего профессионального образования потребностям производства, 49,5% организаций признают достаточным уровень подготовки рабочим специальностям.Структура профессионального образования смещена в пользу высшего образования. Численность студентов в высшейшколепревышает численность студентов в учреждениях среднего профессионального образования почти в3раза.По уровню профессионального образования структура потребности в кадрах на 20132015 годы следующая: высшее образование –3944%; среднее образование 2933%, рабочие специальности –2730%.Несбалансированность объемов и направлений подготовки специалистов и рабочих с потребностями рынка труда порождают проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений.Недостаточное соответствие профессионализма выпускников учреждений профессионального образования требованиям предприятий работодателей, требует совершенствованияструктуры и содержания образования по специальностям и направлениям подготовки кадров с учетом текущих и перспективных направлений развитиярынка труда (социальноэкономических и демографических условий).3. Слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в устойчивом взаимодействии с образовательными учреждениями. Поэтому наблюдается несвоевременная ориентация на новые специальности и направления рынка труда в соответствии с экономическим развитием.Значительная часть предприятий области осуществляет планированиеи прогнозирование потребности в рабочих кадрах и специалистах для краткосрочного периода(на срок до 1 года –39,9%).40,5% организаций и предприятий не занимаются планированием потребности в кадрах.Поэтому большинство работодателей не могут обоснованносформулировать спросна рабочую силу даже для краткосрочного периода. Как следствие, отмечается слабое взаимодействие предприятий с образовательными учреждениями. Только 19,1% организаций имеют договоры о подготовке кадров с учреждениями высшего профессионального образования, 13% договоры с учреждениями среднего профессионального образования.4. Отсутствие эффективной системы профессиональной ориентации населения.У молодежи отсутствуют навыки профессионального самоопределения, планирования профессиональной карьеры. Среди данной возрастной группы слабо организована работа по формированию мотивации к востребованным профессиям.Основнымипричинамивозникновения стереотипов о статусе и стоимости труда рабочихявляются:

слабаяинформированность школьников о профессиях инаправлениях, которые сегодня востребованы на рынке;

наличие значительногоразличия в уровне заработной платы междукатегориями работников;

в отраслях экономики разноекачество рабочихмест.Развитие коммерческого сектора профессионального образования ведет к возрастанию роли населения при формировании спроса на образовательные услуги. При этом влияние государства на структуру профессионального образования в определенной степени будет сокращаться в связи с уменьшением бюджетных средств на образование.5. На значительной части предприятий практически отсутствуют службы развития персонала, не развита система подготовки и повышения квалификации специалистов. 76,4% организацийобластине имеют программ развития кадрового потенциала. В большинстве организаций (почти 90%) отсутствуют службы, самостоятельно занимающиеся подготовкой, переподготовкой кадров и повышением их квалификации.6. Актуальной для сферы образования на всех уровнях остается проблема, связанная с совершенствованием управления образованием, развитием системы общественного участия в управлении образованием. Развитие региональной системы профессионального образования сдерживается недостаточным финансированием образовательных организаций. 7. В условиях перехода на инновационный путь развития осложняется процесс формирования профильной структуры подготовки специалистов. Отсюда следует важная задача –обеспечение профессионального устройства дипломированных специалистов.

Ссылки на источники1. Брыкина Н.В. Кадровое обеспечение экономики региона в условиях кризиса: монография / Н.В. Брыкина, М.В. Постнова.–Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2012. –218 с.2. Постнова, М. В. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза //М В. Постнова, Н. В. Брыкина // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2011.№1.С.106110. 3. Смирнова Е.А. Рост производительности труда –основной фактор подъема экономики и повышения оплаты труда / Е.А. Смирнова, Н.В. Хохлова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/64354. Постнова, М.В. Анализ удовлетворенности потребителей образовательных услуг в ФГОУ ВПО УГСХА / М. В. Постнова, А. Н. Фасахутдинова //Совершенствование качества профессионального образования: материалы VI (XXII) Всероссийской научнометодической конференции: в 4х частях. Москва:, 2009. С.2872935. Смирнова Е.А. Использование рабочей силы в сельскохозяйственных предприятиях Ульяновской области / Е.А. Смирнова, М.В. Постнова, С.В. Басенкова // Экономика и предпринимательство. –2014. №6, с. 383 –387