Корпоративная среда и корпоративная культура института: сущность, взаимосвязь, оценка
Выпуск:
ART 85693
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гладкова
И.
О. Корпоративная среда и корпоративная культура института: сущность, взаимосвязь, оценка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3461–3465. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85693.htm.
Аннотация. Сегодня становится актуальным вопрос о корпоративной среде и культуры институтов Российской Федерации. В данной статье я раскрою их основную суть, взаимосвязь и оценку, а также рассмотрю основные работы по анализу и диагностики корпоративной культуры некоторых ученных, проведу анализ и диагностику уровня культуры вузов и организаций в г. Волгодонске.
Ключевые слова:
корпоративная культура, корпоративная среда, оценка корпоративной среды, духовные и материальные показатели оценки корпоративной культуры
Текст статьи
Гладкова Ирина Олеговна,Студентка 3 курса направления подготовки «Менеджмент», Волгодонской институт (филиал) ЮФУ, г. ВолгодонскGl.Irina95@yandex.ru
Корпоративная среда и корпоративная культура института: сущность, взаимосвязь, оценка
Аннотация. Сегодня становиться актуален вопрос о корпоративной среде и культуры институтов Российской Федерации. В данной статье я раскрою их основную суть, взаимосвязь и оценку, а также рассмотрю основные работы по анализу и диагностики корпоративной культуры некоторых ученных, проведу анализ и диагностику уровня культуры ВУЗов и организаций в г. Волгодонске.Ключевые слова. Корпоративная среда, корпоративная культура, оценка корпоративной среды, духовные и материальные показатели оценки корпоративной культуры.
В современной ситуации к ключевым факторам благополучной работы высших учебных заведений относятся:1)Гибкость;2)Рентабельность;3)Конкурентоспособность;4)Готовность к постоянному развитию;5)Адаптивность.Корпоративная среда и корпоративная культура –это неотъемлемая часть инновационных возможностей, которые создают предпосылки для развития инновационной и предпринимательской деятельности.Значительно выросла роль оценки корпоративной среды и корпоративной культуры институтов в среде их конкуренции. [2]Структурная составляющая корпоративной среды достаточно сложная и довольно трудно очертаемая. Понятие «корпоративная среда» намного обширней понятия «корпоративная культура», так как охватывает ценностные, организационные и структурные отношения внутри коллектива. Корпоративная среда –это целая среда взаимодействия, которая учитывает внешние и внутренние влияния на организацию. Другими словами, на деятельность института оказывают большое количество факторов, которые влияет на образование ее особой корпоративной структуры. [5]Корпоративная среда института является новой управленческой реальностью, характеризуемая системой отношений, связей, действий в организации между персоналом. Качественная корпоративная среда в трудовом коллективе института обусловлена условиямикак в существующей корпоративной культуре, так и в управлении института, которое направлено на повышение квалифицированной работы персонала. С теоретической и методологической точки зрения –это сложное соединение как отношений и явлений, так и условий для деятельности в рамках данной организации как системы. Взаимодействие всех частей процесса функционирования, создания и развития системы как целостного образования обеспечивает корпоративная среда.Итак, корпоративная среда является частью корпоративной сущности, то есть общая совокупность корпоративных отношений между сотрудниками института. [7]Оценка корпоративной среды института вычисляется путем исследования корпоративной культуры и условий, в которых она является сложным феноменом. Если опираться на систему показателей эффективной культуры институтов, которая обеспечивает возможность детального и комплексного анализа среды в корпорации, то оценка будет правдивой. Именно поэтому систему показателей нужно ориентировать на условия материальной и духовной жизни трудового коллектива. [3] Как в зарубежной, так и в отечественной литературе приводится огромное количество показателей эффективности культуры в различных организациях. Основные работы по анализу и диагностики корпоративной культуры принадлежат Чатману, Г.Хофштеде, О.Рейли, Д. Колдуэллу, К. Кемерону и Р. Куинни, Э.Шейну, Д.Р. Денисону и др.Рассмотрим содержание работы каждого ученного для выявления показателей эффективности культуры организации в таблице 1.Из представленных работ выделим духовную и материальную составляющие оценки корпоративной среды, где первая обеспечивает образование моральноэтических ценностей и ориентации жизнедеятельности студентов и сотрудников института; а вторая представляет собой условие поддержания и реализации общей идеологии, норм и ценностей, а также удобное нахождение студентов и сотрудников института в среде организации. [6]Таблица 1 Основные работы по анализу и диагностики корпоративной культуры
Автор работыСодержание работыГ.ХофштедеПредложил шесть измерений, определяющиеэффективность корпоративной культуры:1)Организация на результат или на процесс;2)Ориентация на людей или на задачу;3)Связь с организацией или с профессией;4)Закрытая или открытая;5)Мягкий или жесткий контроль;6)Нормативная направленность или прагматическая О.Рейли, Чатман и Д. КолдуэллПоказали семь показателей, которые могут быть использованы для анализа и диагностики культуры организации:1)Готовность и инновационность рисковать;2)Внимание к деталям;3)Ориентир на конечный результат;4)Ориентир на людей;5)Ориентир на индивидуальную работу или командную;6)Агрессивность;7)Стабильность.Д.Р. Денисон, К. Кемерон и Р. Куинни
Исследоваликорпоративную культуру в двух измерениях:1)Внутренний фокус (ориентация на то, что происходит внутри организации);2)Внешний фокус (ориентация на то, что происходит за пределами организации), контролируемость и стабильность–свобода действий и гибкость.Э.ШейнВыявилтри уровня корпоративной культуры:1)Артефакты –хорошо заметные проявления жизни организации во внешности сотрудников,символики, их речи, пространства помещений, традиций и традиционных мероприятий;2)Декларируемые ценности –это действия и высказывания членов организации, показывающие общие убеждения и ценности;3)Базовые представления –это неосознаваемая основа культуры организации, определяющая поведение людей в организации.
Предлагаю выделить следующие группы показателей оценки корпоративной среды вуза (рисунок 1 и 2).Эти показатели дают возможность провести диагностику и проанализировать уровень культуры в институте и в других организациях. Узнать уровень взаимодействия студентов и сотрудников в институте, а также уровень развития корпоративной культурой, которая представляет собой очень сильный стратегический механизм для ориентирования всех сотрудников на общие задачи, проявления инициативы студентов, обеспечения преданности и облегчения отношений в корпоративной среде института. [4]
Рис.1.Духовные показатели оценки корпоративной среды вуза
Рис. 2. Материальные показатели оценки корпоративной среды вуза
Оценка и диагностика корпоративной среды может показать ее значение в поддержании и развитии корпоративной культуры института. Всех участников образовательного процесса объединяет корпоративная среда института, которая является в современном мире основой и критерием для успешной реализации стратегии и миссии института. На образовательном рынке при жесткой конкуренции плодотворная инновационная корпоративная средаи корпоративная культура становятся результативным механизмом для осуществления инновационной и предпринимательской деятельности института. [1]
Ссылки на источники1.Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом. –Спб: Лань, 2010. –246 с.;2.Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М.: АльфаПресс, 2011. 336 с.;3.КельчевскаяН.Р. Оценка экономической устойчивости государственного вуза // Университетское управление: практика и анализ, 2012. №4.;4.Кожитов Л.В., Златин П.А., Дёмин В.А. Организация инновационной деятельности в вузе.–М.: МГИУ, 2010. –296 с.;ДуховныеРитуалыСтратегияМиссияНормыЦенностиСтили руководстваОбычаиТрадицииОбеспеченность корпоративной информационной средой вузаКачество условий труда
Обеспеченность материальнотехническими ресурсами
Условия поддержания здоровья сотрудников и студентов
Условия оказания образовательных услуг
Символы
МАТЕРИАЛЬНЫЕ5.Кузьмин С.В. Предпосылки формирования корпоративной среды предпринимательской структуры. –Казань: КФУ, 2014. –5 с.;6.Семенов Ю.Г. Организационная культура. –М: Логос, 2012. –159 с.;7.Стеклова О.Е. Организационная культура. –Ульяновск: УлГТУ, 2011. –127 с.
Корпоративная среда и корпоративная культура института: сущность, взаимосвязь, оценка
Аннотация. Сегодня становиться актуален вопрос о корпоративной среде и культуры институтов Российской Федерации. В данной статье я раскрою их основную суть, взаимосвязь и оценку, а также рассмотрю основные работы по анализу и диагностики корпоративной культуры некоторых ученных, проведу анализ и диагностику уровня культуры ВУЗов и организаций в г. Волгодонске.Ключевые слова. Корпоративная среда, корпоративная культура, оценка корпоративной среды, духовные и материальные показатели оценки корпоративной культуры.
В современной ситуации к ключевым факторам благополучной работы высших учебных заведений относятся:1)Гибкость;2)Рентабельность;3)Конкурентоспособность;4)Готовность к постоянному развитию;5)Адаптивность.Корпоративная среда и корпоративная культура –это неотъемлемая часть инновационных возможностей, которые создают предпосылки для развития инновационной и предпринимательской деятельности.Значительно выросла роль оценки корпоративной среды и корпоративной культуры институтов в среде их конкуренции. [2]Структурная составляющая корпоративной среды достаточно сложная и довольно трудно очертаемая. Понятие «корпоративная среда» намного обширней понятия «корпоративная культура», так как охватывает ценностные, организационные и структурные отношения внутри коллектива. Корпоративная среда –это целая среда взаимодействия, которая учитывает внешние и внутренние влияния на организацию. Другими словами, на деятельность института оказывают большое количество факторов, которые влияет на образование ее особой корпоративной структуры. [5]Корпоративная среда института является новой управленческой реальностью, характеризуемая системой отношений, связей, действий в организации между персоналом. Качественная корпоративная среда в трудовом коллективе института обусловлена условиямикак в существующей корпоративной культуре, так и в управлении института, которое направлено на повышение квалифицированной работы персонала. С теоретической и методологической точки зрения –это сложное соединение как отношений и явлений, так и условий для деятельности в рамках данной организации как системы. Взаимодействие всех частей процесса функционирования, создания и развития системы как целостного образования обеспечивает корпоративная среда.Итак, корпоративная среда является частью корпоративной сущности, то есть общая совокупность корпоративных отношений между сотрудниками института. [7]Оценка корпоративной среды института вычисляется путем исследования корпоративной культуры и условий, в которых она является сложным феноменом. Если опираться на систему показателей эффективной культуры институтов, которая обеспечивает возможность детального и комплексного анализа среды в корпорации, то оценка будет правдивой. Именно поэтому систему показателей нужно ориентировать на условия материальной и духовной жизни трудового коллектива. [3] Как в зарубежной, так и в отечественной литературе приводится огромное количество показателей эффективности культуры в различных организациях. Основные работы по анализу и диагностики корпоративной культуры принадлежат Чатману, Г.Хофштеде, О.Рейли, Д. Колдуэллу, К. Кемерону и Р. Куинни, Э.Шейну, Д.Р. Денисону и др.Рассмотрим содержание работы каждого ученного для выявления показателей эффективности культуры организации в таблице 1.Из представленных работ выделим духовную и материальную составляющие оценки корпоративной среды, где первая обеспечивает образование моральноэтических ценностей и ориентации жизнедеятельности студентов и сотрудников института; а вторая представляет собой условие поддержания и реализации общей идеологии, норм и ценностей, а также удобное нахождение студентов и сотрудников института в среде организации. [6]Таблица 1 Основные работы по анализу и диагностики корпоративной культуры
Автор работыСодержание работыГ.ХофштедеПредложил шесть измерений, определяющиеэффективность корпоративной культуры:1)Организация на результат или на процесс;2)Ориентация на людей или на задачу;3)Связь с организацией или с профессией;4)Закрытая или открытая;5)Мягкий или жесткий контроль;6)Нормативная направленность или прагматическая О.Рейли, Чатман и Д. КолдуэллПоказали семь показателей, которые могут быть использованы для анализа и диагностики культуры организации:1)Готовность и инновационность рисковать;2)Внимание к деталям;3)Ориентир на конечный результат;4)Ориентир на людей;5)Ориентир на индивидуальную работу или командную;6)Агрессивность;7)Стабильность.Д.Р. Денисон, К. Кемерон и Р. Куинни
Исследоваликорпоративную культуру в двух измерениях:1)Внутренний фокус (ориентация на то, что происходит внутри организации);2)Внешний фокус (ориентация на то, что происходит за пределами организации), контролируемость и стабильность–свобода действий и гибкость.Э.ШейнВыявилтри уровня корпоративной культуры:1)Артефакты –хорошо заметные проявления жизни организации во внешности сотрудников,символики, их речи, пространства помещений, традиций и традиционных мероприятий;2)Декларируемые ценности –это действия и высказывания членов организации, показывающие общие убеждения и ценности;3)Базовые представления –это неосознаваемая основа культуры организации, определяющая поведение людей в организации.
Предлагаю выделить следующие группы показателей оценки корпоративной среды вуза (рисунок 1 и 2).Эти показатели дают возможность провести диагностику и проанализировать уровень культуры в институте и в других организациях. Узнать уровень взаимодействия студентов и сотрудников в институте, а также уровень развития корпоративной культурой, которая представляет собой очень сильный стратегический механизм для ориентирования всех сотрудников на общие задачи, проявления инициативы студентов, обеспечения преданности и облегчения отношений в корпоративной среде института. [4]
Рис.1.Духовные показатели оценки корпоративной среды вуза
Рис. 2. Материальные показатели оценки корпоративной среды вуза
Оценка и диагностика корпоративной среды может показать ее значение в поддержании и развитии корпоративной культуры института. Всех участников образовательного процесса объединяет корпоративная среда института, которая является в современном мире основой и критерием для успешной реализации стратегии и миссии института. На образовательном рынке при жесткой конкуренции плодотворная инновационная корпоративная средаи корпоративная культура становятся результативным механизмом для осуществления инновационной и предпринимательской деятельности института. [1]
Ссылки на источники1.Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом. –Спб: Лань, 2010. –246 с.;2.Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М.: АльфаПресс, 2011. 336 с.;3.КельчевскаяН.Р. Оценка экономической устойчивости государственного вуза // Университетское управление: практика и анализ, 2012. №4.;4.Кожитов Л.В., Златин П.А., Дёмин В.А. Организация инновационной деятельности в вузе.–М.: МГИУ, 2010. –296 с.;ДуховныеРитуалыСтратегияМиссияНормыЦенностиСтили руководстваОбычаиТрадицииОбеспеченность корпоративной информационной средой вузаКачество условий труда
Обеспеченность материальнотехническими ресурсами
Условия поддержания здоровья сотрудников и студентов
Условия оказания образовательных услуг
Символы
МАТЕРИАЛЬНЫЕ5.Кузьмин С.В. Предпосылки формирования корпоративной среды предпринимательской структуры. –Казань: КФУ, 2014. –5 с.;6.Семенов Ю.Г. Организационная культура. –М: Логос, 2012. –159 с.;7.Стеклова О.Е. Организационная культура. –Ульяновск: УлГТУ, 2011. –127 с.