Современные требования к технологическому образованию учащихся в условиях реализации ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тигрова М. В., Тамарова З. А. Современные требования к технологическому образованию учащихся в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3521–3525. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85705.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта в рамках технологического образования с учетом особенностей развития разных поколений общества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ТигроваМаринаВладимировна,магистрантФедеральногогосударственногобюджетногообразовательногоучреждениявысшегопрофессиональногообразования«УльяновскийгосударственныйпедагогическийуниверситетимениИ.Н.Ульянова»(г.Ульяновск)marinatigrova@yandex.ru

Тамарова Зульфия Абдулбарыевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» (г.Ульяновск)tamarova_z.a@mail.ru

Современные требования к технологическому образованию учащихся

в условиях реализации ФГОС

Аннотация.Статьяпосвященавопросамвнедрения федерального государственного образовательного стандартав рамках технологического образования с учетом особенностей развития разных поколений общества.Ключевыеслова:смена поколений, развитие молодежи, ФГОС, технология, ИКТ, современный урок, поколение Z.

Сменапоколений.Чтомыпонимаемподэтимисловами?Убольшинствалюдейэтословосочетаниеассоциируетсясбабушкой,нянчащейсвоювнучку,отцомнапрогулкессыном,иливызоветвпамятимногократноирегулярновысмеивающуюсякартинуссидящиминалавочкестарушкамиипроходящеймимомолодойдевушкойвкороткойюбке.Насамомделеэтонамногоболеесложныйиглубокийпроцесс.Сменапоколений–этопреждевсегобиологическийпроцессразвитияипередачиврожденныхиприобретенныхкачествконкретногобиологическоговида.Иименноотсюдавозникаетинтересующийнасвопрос:какиекачестваполучаетотсвоихродителейновоепоколениеикакнаэтоможноповлиять?Развитиемолодежиразныхпоколенийзависитвомногомотусловий,вкоторыхонарастетиразвивается.Так,например,в90ыегодыраспадСССРповлекзасобойконецэпохитоварногодефицитаивозможностьсвободныхвыездовзарубеж.Но,ксожалению,упалжизненныйуровеньбольшинствароссиян,произошелбурныйросткриминала,которыйромантизировалсятелевидениемилитературой,пропагандировалсякультденеги«сильнойличности»,

всеэтопривелокзаметномуупадкуморальныхценностейвобществе.Одначастьмолодежихотелабыстродобитьсяуспехаифинансовогоблагополучия,частопереходяграницыдозволенного,другаяеечастьработалапо20часоввсуткирадикарьеры,котораябыласпланированаещенастадииобучениявстаршихклассахсреднейшколы.Моглолиновоепоколениевтакихусловияхоценитьипостаратьсяуберечьвсе,что,какговорится,«нажитонепосильнымтрудом»предыдущимипоколениями?"Поколения.ИсториябудущегоАмерики"—такназываетсякнигаэкономистаидемографаНейлаХоуваиисторикаВильямаШтрауса,вышедшаяв1991году.Авторытеориипоколенийвыяснили,чтопримернокаждые20летпоявляетсяновоепоколениесосвоимиценностями,имолодежьведетсебянетак,какихродителивтомжевозрасте.Ценностиформируютсяк1112годамподвлияниемисторическихсобытий(война,полетчеловекавкосмос,перестройкаидр.),такжеонизависятотмоделивоспитаниявсемье.Влияетидефицит—то,чеговдетственехваталоребенку.Так,дляпоколения,пережившеговойну,особойзначимостьюобладаетеда—вихлексиконевстречаютсяфразы"доешьтарелкудоконца","впоследнемкусочкесила".Ониделаютзапасы,хотямагазиныломятсяоттоваров.Ценностинеменяютсявтечениежизниивлияютнавсе—навзглядынамир,отношениекработе,стильпотребления.ВXXиXXIвекевырослишестьпоколений.Исследователитакжевыделяютпограничныезоны—этопериодплюсминустригодаот"официальной"датыпоявленияновогопоколения.Людям,родившимсявэтойзоне,близкиценностиобоихпоколений,чтодаетимбольшуюгибкостьиприспособляемость.Многиемиллиардеры,кстати,являются"пограничниками"(ЛилианБетанкур,1922г.р.,МайклБлумберг,1942г.р.,МайклДелл,1965г.р.идругие)[1].

Рис.1. Звезды поколений [1]

Иногдалюдиодноговозрастапринадлежаткразнымпоколениям,потомучтонеразделяютконкретныеценности,инаоборот–людиразноговозрастамогутотноситсякодномупоколениюиззасхожихвзглядовнажизнь.СамыйважныймоменттеорииХоуваиШтрауса—цикличностьпоколений.Поихтеории,каждоепятоепоколениеимеетсходныеценности,иэтопозволяетделатьопределенныепрогнозы.Квнешнимусловиямразвитиямолодежиотноситсятакжеиситуациявсемье.Какдавноужезамечено,повзрослевшийчеловек,создавшийсемью,мечтаетдатьсвоимдетямто,чегоемусамомутакнехваталовдетстве–вниманияифинансовыхвложений.Иэтоявляетсяпалкойодвухконцах:

стараясьобеспечитьдетейфинансово,покупаяим«всесамоелучшее»,родителиоставляютдетейбезвнимания,родительскойлюбвииласки,пропадаясутрадовечеранаработе(аможетинадвух);стараясьуделитьдетямвсесвоесвободноевремя,жертвуяработой,акцентируявниманиенаэмоциональномотношениивсемье,родителимогутнезаметитькомплексовребенкапоповодуегофинансовойнеобеспеченности.Здесьперечисленыутрированныеситуации,ноперваявстречаетсянамногочаще.Этообусловленонизкимуровнемжизнинаселенияпрактическинавсейтерриториинашейстраны.Вмарте2015годаучащиеся8и10классовсреднейобщеобразовательнойшколыселаПокровскогописалисочинениянатему«Какимябудуродителем».Абсолютноебольшинствоучащихся8классанаписаливсвоихсочинениях,чтоонибудутпроводитьвместесосвоимидетьмимноговремени,будутходитьвпаркаттракционовит.д.Приэтомониотмечают,чтоимсамимэтогонехватает.Средиучащихся10классавзгляднародительствоменяется

превалируютвыражения:«ядамсвоемуребенкувсесамоелучшее»,«мойребенокнивчемнебудетнуждаться»ит.д.Лишьоднаобучающаясянаписалавсвоемсочинении:«Ядумаю,чтомненадобудетпостараться,чтобыуменябылатакаясемья».Получаетсявсеостальныесчитают,чтовоспитаниеребенкапойдетпосамойсобойразумеющемусяпути

исупругбудетидеален,идетибудутпослушны?Причемниктоизобучающихся,кромевышеупомянутойдевочки,неупотребилслово«семья»вообщениразу,тоестьтеоретическионидопускают,чтобудутвоспитыватьребенкаводиночку.Налицонеобходимостьуроковподготовкиксемейнойжизни.Выходизданнойситуацииявижуввозвращениикистокамсемейныхтрадицийиустоевпутемобращениякнациональнымкорням,изучаянародныетрадиции,праздникииобрядынаурокахтехнологии,изобразительногоискусства,историиинавнеклассныхзанятиях,таккаксамымглавнымнаРусибыласемьяиоченьмногообрядовбылопосвященоименноподготовке к семейной жизни и созданиюсемьи.Надопонимать,чтопотеряинтересакисториисвоегонародаукаждогоследующегопоколенияпроисходитвсесильнеевсвязисостремительнымразвитиеминформационныхтехнологий.Ноэтижесамыетехнологиимыможемиспользоватьидляобратногопроцесса:вызватьинтересумолодогопоколениякисторииитрадициямсвоегонарода.Издеськакнельзялучшенампоможетновыйобразовательныйстандарт,которыйинаправляетнаскиспользованиюновыхинформационныхтехнологийвпедагогическойдеятельности.Стоитотметить,чтовсистемеобразованиясейчаспроисходитнастоящаяреволюция–новоепоколениемолодежи(такназываемоепоколениеZ),котороесейчасобучаетсявшколе,неможетобучатьсяпостарымпринципам–имтесноврамкахстаройсистемыобразования.Казалосьбы,вчемпроблема?Учителямикартывруки–вводитсявдействиеновыйфедеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт(ФГОС).Ноприменитьегонапрактикеоказываетсянетакпросто,какмоглопоказаться.ИпроблеманетолькоинестольковслабойтехническойоснащенностибольшинствашколРоссии,скольковнеготовностиучителейккардинальнымпеременамвустоявшемсягодамипланеитехникепроведенияурока.Икасаетсяэтопобольшейчастиучителейпредпенсионноговозраста,которыемногиегодывелиурокитак,«какнаучиливеликиепедагоги».Умолодыхучителейестьинтерескновымметодамобученияи«аппетит»кработе,ноневовсехшколахесть«молодыекадры».Наиболееостроэтапроблемастоитвсельскойместности.Школавселе–это,возможно,одноизнаименеевероятныхижеланныхместработыдлямолодогопедагога.Акогдавсельскойшколенетхорошегоспециалиста,родителивынужденырешатьпроблемуобразованиясвоегоребенкакардинально,тоестьпереехатьизсвоегоселавболее«цивилизованноеместо».

ЧтобывыяснитьпричиныэтойситуациивернемсяктеорииХоуваиШтрауса,аименноктому,чтоучителя,которыесейчасявляютсянаиболеевостребованными,тоестьмолодыелюдидо30лет,относятсякпоколению«игрек».ПредставителейэтогопоколениявРоссиимало–результатдемографическойямы.

"Игреки"живутсегодняшнимднеминестроятпланынадолго.Имнужновсеижелательносразу:мирменяетсяслишкомбыстро.Нежеланиеработатьвсистемежесткойиерархии—ещеоднаособенность"игреков"[1].Чтоэтозначит?Значит,чтовбольшинствеслучаевмолодыелюди,получившиепедагогическоеобразование,неработаютпоспециальности,потомучтоэтаработанесчитаетсяпрестижнойиужтемболеенеявляетсявысокооплачиваемой.«Игрекам»важнознатьнетолькочтоониделаютидлячего,ноиполучатьотэтогоудовольствие.Апрофессияшкольногоучителясейчасприравненакобслуживающемуперсоналу–удовольствиеполучитьсложно.Но,помоемумнению,невсепотеряновэтойситуации.Внедрениефедеральногогосударственногостандарта–этотолькоперваяступеньглобальныхизмененийвнашейсистемеобразования.Померевнедренияизмененийвшкольнуюсистемуобученияабсолютноебольшинствоучителейубедитсявтом,какэтоинтересноиприятнонетолькоученикам,ноисамимпедагогам.

ФГОС –общепринятый договор между личностью, семьей, обществом и государством. Документ, обеспечивающийсвязьмежду основными субъектами, предъявляющими требованиями в системе образования, позволяющий наиболее полно реализовывать права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования.ПоколениеZ,вероятно,идеальноепоколениедляпримененияглобальныхизмененийвсистемеобразования, таких как групповая работа, проектнои познавательноисследовательская работа, применение ИКТсредств и технологий.Все потому, что дети поколения Z постоянно находятся под присмотром взрослых, занимаются в кружках, секциях или с репетиторами. Вследствие этого они испытывают дефицит общения со сверстниками. В гаджетах и технологиях ониразбираются лучше, чем в эмоциях людей. По мнению экспертов, "зеты" станут больше конкурировать за лидерство и карьеру, чем "игреки". Наконец, "зетам", привыкшим с детства к визуальной информации, сложнее воспринимать тексты, чем "игрекам", что, опять же,балл в пользу применения новых технологий в образовании.

В настоящее время отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества —общества с высоким уровнем жизни, гражданскоправовой, профессиональной и бытовой культурой.Предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отметим также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры. Умение многое делать своими руками –залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, утверждал выдающийся психолог Л. С. Выготский, завтра он становится способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.» Каждый урок технологии дети называют уроком творческого вдохновения и радости, уроком, на котором открываются секреты мастерства. Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, мыслительных операций анализа и синтеза, побуждает детей к творческому самовыражению [2].Главная задача современной системы российского образования –создание условий для качественного обучения. Важное условие повышения качества образования –это внедрение информационнокоммуникационных технологий в образование. Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В такомслучае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебнометодической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научноисследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. [3].Современный урок должен быть интересным и познавательным, должен учитывать интересы учащихся и обязательнооставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, сновазахотелось к нему вернуться.Информационнокоммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии.Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение [4].Таким образом, применяя все техники работы, разработанные в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта мы «убьем двух зайцев» восполним недостаток общения детей новогопоколения и предоставим им информацию в удобной для их восприятия форме, и кто знает, сколько талантов и гениев откроется нам при правильном подходе к нашим «темным лошадкам». Но, как говорится, «все самое интересное еще впереди».

Ссылкинаисточники1.Игрекнеизвестный.Плюсминус«игрек».Какживетипокупаетпоколениечудес.Журнал"КоммерсантъСекретФирмы"№6от02.06.2014,стр.38,интернетресурс,режимдоступаhttp://www.kommersant.ru/doc/2483995,датаобращения26.03.2015г.2.Тигрова М.В. Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей в технологической подготовке школьников. // Материалы VIмеждународной научнопрактической конференции «Психология и педагогика в XXIвеке. Очерки научного развития» 1718 октября 2014 г. –Москва: 2014. –6970с.3.Тигрова М.В. Опыт применения средств ИКТ в технологическом образовании. Материалы I Всероссийского педагогического форума "Информационнокоммуникационная среда технологического образования"; Электронный ресурс. Режим доступа: https://sites.google.com/site/konferenciiforuma/tehnologiceskoeobrazovanievusloviahinformatizacii/tigrovamv, дата обращения 30.04.2015г.4.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ. Электронный ресурс. –Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/508067/, дата обращения 29.04.2015г.