Развитие творческого потенциала студентов Тульского областного колледжа культуры и искусства с помощью компьютерных программ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Егорова С. В., Карасева Н. В. Развитие творческого потенциала студентов Тульского областного колледжа культуры и искусства с помощью компьютерных программ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3536–3540. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85708.htm.
Аннотация. В статье говорится о целенаправленном развитии творческого потенциала имеющих разный уровень музыкальной подготовки студентов колледжа культуры и искусства с помощью музыкальных компьютерных программ. Подтверждается плодотворность данного направления работы, позволяющего активно стимулировать творческое развитие обучающихся в сфере музыкального искусства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Карасева Наталья Вячеславовна, концертмейстер ГПОУ ТО «Тульский областной колледж культуры и искусства», г. Тула

natakara@bk.ru

Егорова Светлана Викторовна, доцент факультета искусств, социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г.Тула esvika12@mail.ru

Развитие творческого потенциала студентов Тульского областного колледжа культуры и искусства

с помощью компьютерных программ

Аннотация.Встатье говорится о целенаправленном развитии творческого потенциала имеющих разный уровень музыкальной подготовки студентовколледжа культуры и искусства с помощью музыкальных компьютерных программ. Подтверждается плодотворность данного направления работы, позволяющегоактивно стимулировать творческое развитие обучающихся в сфере музыкального искусства. Ключевые слова:творческий потенциал,развитие, возможности музыкальных компьютерных программ.

Среди учебных программ, реализуемых в Тульскомобластном колледже культуры и искусства, музыкальным дисциплинамотведено достаточно мало места. Причины–объективны, хотязапросыстуденчестваотносительно музыкальных дисциплин достаточно высоки, особенно,чтокасается дисциплин, в которых музыка и новые информационные технологии объединеныв единое целое. И это не случайно, ведь определяемая музыкойтворческая составляющаябудущего специалиста является одним из показателей, характеризующихумения выпускника колледжа культуры самостоятельно решатьсамые разнообразные задачи, которые возникаютв процессе профессиональной деятельности.

Ответ на эти запросы студентов лежитв плоскости того фрагментаучебного плана, которыйименуется «дисциплины по выбору». Данные дисциплины позволяют удовлетворить желаниеобучающихсяв колледже студентов заниматься интересным для них делом, а учебному заведению соответствовать тем показателям, которые предъявляютсяк выпускнику колледжа культуры и искусства: высокий уровень общей и профессиональной культуры, умения обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные зоны в соответствии с меняющимися требованиями рыночной ситуации, профессиональная мобильность, компьютерная грамотность, обусловленная необходимостью широкого внедрения информационных технологийи др. Вкачестве дисциплины, которая будет целенаправленно развивать творческийпотенциал студентов Тульского областного колледжа культуры и искусства в области музыки, нами предлагается дисциплина «Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании».Назначение данной дисциплины –в знакомствестудентов с разнообразнымиинформационнымитехнологиями, которые используютсяв различных видах музыкальной деятельностипоразвитиютворческого потенциала,а также в овладенииумениями и навыками работыв различных музыкальных программах и редакторах,создание новогомузыкального«продукта»(гармонизация и аранжировка готовой мелодии с применением выбранных музыкальных стилей, создание цифровых мелодий, оцифровка шумов и звуков, запись звуковых компактдисков, запись, редакция и печать клавиров и партитур и др.). Конечно, студенты колледжа имеют разныйуровень музыкальной подготовки и не все они являются продвинутыми пользователями компьютера, но содержаниепредложеннойдисциплины таково, что позволяет продуктивнозаниматьсясо студентамис различным «стартовым потенциалом». Самым важным здесь является определенный опыт музыкальных занятий, желание развивать свой творческий потенциал и, непременно, увлеченность музыкальным искусством. Творческий потенциал личности определяюткак совокупность нереализованных, но имеющихся у человека качеств и способностей, которые обусловливаютнайденные им новые пути в творчестве и приводятк необычному видениюили оригинальному решению возникающих проблем или ситуаций. Творчество − это всегда «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественноисторической уникальностью» [1, с. 865].Хорошийуровеньзанятиймузыкой при любой форме ее постижения (восприятие, познание, самостоятельнаядеятельность и т.д.) –это не только пониманиеи создание чегото нового, личностно окрашенного, но и развитие целого комплекса гармоничных качеств личности, таких как образное мышление,фантазия, интеллект, художественнотворческие наклонности. Музыкальные занятия активизируютположительнуюэнергетику и стимулируют творческиевозможности. Объясняется это тем, что любой человек, занимающийся творчеством,обязательно совершает открытия(пусть малые и для самогосебя), и темсамымобогащаетсвою личность и выводитна новый уровень своиспособностипо развитию творческого потенциала. Что же касается обучающихкомпьютерныхпрограмм, то оникак нельзя лучше подходят для совместной работы с любой группойстудентов. Компьютер обладает удивительнымиособенностями.Вопервых, при любом групповом занятии он подтверждает свое название «персональный компьютер», ибо работас ним осуществляется только в режиме один на один. Вовторых, на занятиях реализуется индивидуальная траектория подготовки: отдельные студенты могут выполнять как совместные и однотипные задания, так и отдельные –усложненные, упрощенные, модифицированные и др. Дифференцированный подход к обучению в группе может быть реализован через учетиндивидуальных особенностей личности обучаемогои принятие во внимание его запросовимузыкальных увлечений. А это в свою очередь повышает мотивационный компонентпознавательной активности студента. Кроме того, работа с обучающими компьютерными программами способствует развитию гибкости, адаптивности, беглости и оперативности мышления. Компьютер хорошо формируеттакие качества личности, как самостоятельность, самоконтроль, способностьк самоорганизации,устремленность к цели своей творческой деятельности. Причем, он не только способствует повышению интереса к учебе, нои дает возможность регулировать постановку учебных задач по степени трудности, координировать процесс работы, поощрять правильные решения, а также позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношенияобучающих к процессу учебы–неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемамив знаниях. Тем более что в работе с компьютером большая часть встречающихся учебных проблем достаточно продуктивно коррелируется по отношению к многообразнымучебнымзадачам.

Музыкальные компьютерные программы условно можно разделить на следующие группы: −музыкальные проигрыватели;

−программы для пения караоке;

−музыкальные конструкторы;

−музыкальные энциклопедии; −обучающие программы; −программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки; −программы для написания и редактирования нотного текста. Огромное количество самых разнообразных музыкальных компьютерных программ, присутствующих на рынке музыкального софта (от англ. software–программное обеспечение), ставят преподавателяперед проблемой их классификации и отбора для учебнотворческой деятельности. Беря за основу функции классифицируемых компьютерных программ, П.Л. Живайкинпредлагает следующее их классифицирование: 1)программы общего назначения(мультимедиаплейер, аудиорекодер, MIDIплейер);

2)программы, связанные с творческим процессом сочинения и записи музыки(MIDIсеквенсер, нотный редактор, автоаранжировщик, музыкальный конструктор);

3)программы, связанные с техническими вопросами записи музыки и звука(аудиостудия, программа цифровой обработки звука, конвертер, встраиваемый или подключаемый модуль (Plugin), виртуальный синтезатор, эмулятор звукового модуля или синтезатора, редактор MIDIустройства, библиотекарь тембров и настроек звукового модуля);

4)программыпомощники в управлении звуковыми файлами и базами данных(база данных для фонотеки, мультимедийный файлменеджер);

5)обучающие программы(обучающая и тестирующая программа по теории музыки, обучающая и тестирующая программа по сольфеджио или специальности, программа, обучающая работе со сложной музыкальной программой и другие)[2, с. 18–20].

Взяв для дисциплины по выбору «Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании» данную классификацию как точку отсчета и учитывая цели и задачиданной дисциплины, мыотобралинесколько содержательных, известных и апробированных компьютерных музыкальных программ, посредством которыхможно было бы выполнятьмассу интересных творческих заданий, таких каксоздание звуковых образов,компьютерная аранжировка музыкальных произведений, создание музыкальных композиций из готовых элементов, известных «формул» и конструкций,сочинение собственных мелодий, звукорежиссерская аранжировка музыкальных композиций, создание караокеверсий песен различных жанров, создание звуковых дорожек видео и анимации, печатание нотного текста и др. Так, для вовлечения учащихся в творческий процесс создания музыки используют «Музыкальный конструктор», который прост в обращении, не требует специальных знаний. Более сложными программами для создания собственного музыкального произведения являются Cubase, FL Studio, Dance eJay и т.д.Имеется целый ряд программ, предназначенных для импровизации − DoRemix, DRGN, MikrosoftMusicProducer, MagixMusicMaKerи др. Для слушания музыки используют музыкальные проигрыватели, такие как WindowsMediaPlayerили WinAmp. Для пения караоке применяют VocalJam, GalaKar. Например, компьютерная программа Voca Jam построена по оченьдемократичному принципу: проигрывается «минус», на экране выводятся слова песни, ачерез микрофон можно вслушиваться не только в собственное, но и чужое исполнение. Для занятий по обучению звукозаписи с помощью компьютера существует целая группа музыкальных компьютерных программ, которые обладают возможностями автоаранжировщика и автоаккомпанемента: Music Snanion, Sweet MIDI Arpeggator и др. Наиболее распространенным автоаранжировщиком является программа BandinaBox –MIDIаранжировщик, именуемый еще «карманным оркестром». Компьютерная программа BandinaBox дает возможность опробовать более чем 2000 музыкальных стилей. В этой программе имеются 3 режима нотации и клавишный редактор, в котором можно осуществлять графическое редактирование динамики нот, контроллеров, смены программ, изменений высоты звука и т.д. Чтобы преобразовать один тип файла мультимедиа в другой, нам понадобится программаконвертер, которая позволяет перекодировать популярные аудиформаты. Для конвертирования можно использовать такие программы, как FormatFactory, Audiograbber, MediaCoder, FreeStudioи др. Достаточно удобнаипростав освоении функциональная программаконвертер под названием Easy CDDA Extractor. Для нее характерно копирование музыкальных композиций с лазерных компактдисков на другие дисковые устройства, редактирование метаданных аудиофайлов. Работая с этой программой, можно конвертировать аудиофайлы в различные форматы (WAV, MP4, MP3, FLAC, Windows Media Audio, AAC, Monkeys и Ogg Vorbis), записывать диски (простыедиски с данными, аудиодиски, DVDвидео, MP3диски).Программа Audio CD Ripper также имеет DSP панели, что позволяет нормализовать аудиопоток с разных дисков на один уровень громкости, а также осуществлятьплавное затухание звука между треками. Очень важно и то, что эта программа может производить чтение даже с дисков, которые были повреждены.

Порой недостаточно просто записать звук, необходимо его редактирование–от простого изменения громкости до сложных эффектов. Существует ряд программ, которые успешно справляются с этой задачей. Среди таких программ можно назватьSound Forge, Wave Lab, Cool. Программа под названием Sound Forge стала своего рода классикой редактирования цифрового звука под Windows. Программа Sound Forge 5.0 может импортировать файлы вдвенадцати, а экспортировать − в семнадцати форматах, включая MP3, Windows Media, RealAudio, AIFF, WAV, VOX, AU/SND, формат Perfect Clarity Audio, Sound Designer и Video for Windows. Программа позволяет одновременно открыть несколько файлов, каждый в своем окне. Из основных операций редактирования в программе есть копирование, вырезание, вставка, специальная вставка (пять режимов), удаление фрагмента, обрезание файла по краям выделенного фрагмента (Trim/Crop), заглушение фрагмента (Mute).

В качестве нотного редактора можно освоить программу Cakewalk Overture, при помощи которой ознакомитсяи с основами инструментоведения. Для нотопечатания и редактирования нотного текста предназначены программы Encore, Finale, Sibelius, Score и др. Активно развиваются обучающие музыкальные программы, которые предназначеныдля решения различных задач: обучениетеории музыки, развитиеслуха (Piano Professor, Music Lessons, Music Tutorial и др.), изучениемузыкальной литературы (Midisoft Sound Explorer, Music mentor, Music Magic и др.), обучениеигре на какомлибо музыкальном инструменте (Midisoft Play Piano, The Jazz Guitarist, Chord Wizard),обучениевокалу (Singing Tutor) и др. Даже простое перечисление ряда программ и элементарный комментарий в отношении их содержания показывает, какие огромные возможности для творческого развития открывают нам музыкальные компьютерные программы. Они проявляют себя как активные иувлекательныесовременныесредства обучения, привносящиев процесс работы востребованные инновации и позволяющиестуденту самореализовываться и развиватьтворческий потенциал. Музыкальные компьютерные программы − одна из самых развитых областей информатики. Музыкальный компьютер отличается универсальностью. Он может,в зависимости от тех или иных загруженных в негопрограмм, играть в музыкальном творчестве самые разные роли. Задача работающегов этом направлениипреподавателя –научить студента решать многообразные задачи, которые имеют отношение к музыкальномутворчеству и развитиютворческого потенциала, выбрав оптимальный алгоритм учебных действий. Дляэтого сам преподаватель должен многое знать и уметь. Он должен быть творческой личностью, обладатьшироким кругозором и эрудицией, стремиться осваивать и применять новые виды музыкальных компьютерных технологий,знакомиться с последнимиверсиями программных продуктов, электронными музыкальными инструментами, владеть способамииприемами организации творческой деятельности студентов. Только тогда процесс развития творческого потенциала студентов колледжа культуры и искусства с помощью компьютерных программ будет по настоящему плодотворен и успешен.

Ссылки на источники 1.Большой энциклопедический словарь.–М.: АСТ, Астрель, 288.–с.1248.

2.Живайкин, П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ / П.Л. Живайкин.− СПб.: BHVСанктПетербург, 2000.–624 с. 3.Живайкин П.Л. Словарьсправочник по синтезаторам и музыкальнокомпьютерным программам / П.Л.Живайкин.− СПб.: Издво ИП, 2009.–116 с. 4.Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М. Красильников.− Дубна: Феникс +, 2007.− 497 с. 5.Музыкальный компьютер [Интернетпортал]. URL: www.PETELIN.RU/СТАТЬИ(дата обращения:14.04.2015). 6.Образовательный журнал «Музыка и электроника»[Интернетпортал]. URL: http://www.muzelectron.ru(дата обращения: 25.04.2015). 7.Петелин, Ю.В. Аранжировка музыки на РС / Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин.–СПб.: BHVСанктПетербург, 1999.–272 с. 8.Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогики: Стратегия и методики / Г.Р. Тараева.–М.: КлассикаXXI, 2007.–127 с.