Триатбол – эффективное средство физического воспитания студенческой молодежи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Николаева И. В., Николаев П. П., Шиховцова Л. Г., Шиховцов Ю. В. Триатбол – эффективное средство физического воспитания студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3626–3630. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85726.htm.
Аннотация. Рассматриваются вопросы организации физкультурно-спортивной деятельности студентов. Предлагается использование в учебном процессе и во внеучебных занятиях спортивно-игрового троеборья – триатбола, использование которого будет способствовать совершенствованию спортивно-массовой работы в университете.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Николаева Ирина Валерьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самараirina.nikolaeva@ro.ru

ШиховцовЮрий Владимирович,кандидат педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара shihovcov.juv@rambler.ru

ШиховцоваЛюдмила Геннадьевна,доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самараshihovcova.lg@rambler.ru

Николаев Петр Петрович,доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самараnikolaevpetr45@gmail.com

Триатбол –эффективное средство физического воспитания студенческой молодежи

Аннотация.Рассматриваются вопросы организации физкультурноспортивной деятельности студентов. Предлагается использование в учебном процессе и во внеучебных занятиях спортивноигрового троеборья –триатбола, использование которого будет способствовать совершенствованию спортивномассовой работы в университете.Ключевые слова: спортивные игры, волейбол, баскетбол, футзал, триатбол, характеристика, физическое воспитание, особенности, организация соревнований, соревновательная деятельность, внеучебная деятельность.

В физическом воспитании студенческой молодежи используется широкий спектр различных внеучебных занятий физическими упражнениями, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, упражнения в течение учебного дня и самостоятельные тренировочные занятия по различным видам спорта. Такие занятия формируют привычку к здоровому образу жизни, воспитывают устойчивый интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом, повышают число студентов, аспирантов, магистрантов, преподавателей, участвующих в физкультурноспортивных мероприятиях в вузе. Из широкого разнообразия видов спорта, используемых на занятиях физической культурой в вузе, широкой популярностью пользуются спортивные игры: волейбол, баскетбол, настольный теннис, футбол и др. По данным видам спортивных игр проводятся соревнования между группами, курсами, институтами. На более высоком уровне студенты соревнуются на Спартакиадах, Универсиадах и т.п.В целях совершенствования структуры спортивномассовой работы в вузе авторами предлагается организация и проведение соревнований по спортивным играм в виде спортивноигрового многоборья, а именно –троеборья или, более точно, триатбола. В состав данного спортивноигрового троеборья включены виды спортивных игр, пользующихся у студентов наибольшей популярностью –волейбол, баскетбол и футзал.

Остановимся более подробно на общей характеристике указанных выше спортивных игр как средства физического воспитания студентов. Кроме того, представим особенности их педагогического и психофизиологического воздействия на занимающихся. Спортивные игры, входящие в триатбол, занимают важное место в физическом воспитании студентов, причем используются они не только на учебных занятиях по физической культуре, но и во внеучебной физкультурноспортивной деятельности.Популярность спортивных игр объясняется не только сравнительной простотой оборудования мест для игры, доступностью правил их проведения, зрелищностью и эстетичностью, но и благотворным влиянием на развитие жизненно необходимых качеств, прежде всего, свойств внимания (интенсивность, устойчивость, объем, переключение и др.), что играет исключительную роль в освоении учебного материала по различным дисциплинам и в профессиональной деятельности будущих специалистов. Кроме того, присущие спортивным играм высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей способствуют привлечению к играм все большего числа студентов.Соревновательная и тренировочная деятельность участников спортивных игр состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (перемещения, остановки, повороты, падения, передвижения приставными шагами, обманные движения и т.д.), а также с мячом (ловли, передачи, ведения, удары, броски).Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной структуре и интенсивности, оказывает большое влияние на гармоничное развитие всех физических качеств: скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости. Наряду с ними развиваются специфические качества, такие как чувство мяча, чувство площадки (поля), умение действовать в безопорной фазе и др. Являясь эффективным средством оздоровления и физического развития, спортивные игры помогают укреплению костномышечного аппарата и совершенствованию всех систем и функций организма. Переменный характер двигательной деятельности спортсменов вызывает значительные колебания частоты пульса, причем наивысшие значения физиологическихсдвигов наблюдаются, как правило, в завершающей фазе атаки и в условиях жесткого противоборства и временного дефицита.Такая деятельность способствует совершенствованию сердечнососудистой системы занимающихся. Установлено, что частота сердечных сокращения игроков во время решающих матчей, достигает 190 уд./мин. Спортивные игры предъявляют высокие требования и к дыхательной системе спортсмена. Показатели максимального потребления кислорода у квалифицированных спортсменовигровиков составляют 4,45 л/мин, а максимальная легочная вентиляция –147 л/мин. Причем, выраженных различий по величине сдвигов у спортсменов различного амплуа не обнаружено. Игровая деятельность требует определенного энергоснабжения. За игровой период атлет теряет 24 кг веса. Интенсивная деятельность предъявляет высокие требования к анаэробным источникам, а продолжительная (иногда более двух часов) работа требует высокой аэробной производительности. В осуществлении соревновательной деятельности в спортивных играх не последнюю роль играют морфологические признаки игроков. К примеру, у волейболистов и баскетболистов высокие требования предъявляются к ростовым показателям. Ведущие игроки имеют рост 200 см и более.

В дополнение к сказанному стоит отметить, что на спортсменов действуют и раздражители психофизиологического плана: фактор чужого поля, сложная траектория полета мяча, плохое освещение, взаимоотношения внутри команды, эмоциональное воздействие партнеров по команде, соперников, зрителей и др.Поскольку волейбол, баскетбол и футзалявляются командными видами спорта (составы команд в баскетболе, в волейболе и в футзале –5, 6 и 5 игроков соответственно), представляется необходимым отметить ряд требований, предъявляемых к спортсменамигровикам, их взглядам, личностным качествам, характеру действий в состязании. Основной психологической установкой спортсмена на игру является стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (иногда даже вопреки личным интересам). При отсутствии такой установки достичь высоких результатов невозможно, даже при высокой индивидуальной спортивнотехнической подготовленности игроков. Поэтому, как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта. Следовательно, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый момент состязания –одна из важнейших задач подготовки спортсмена в командных видах.Важная особенность данных спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий –технических приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч, в соревновании и т.п.) для достижения спортивного результата (победы). Отсюда высокие требования предъявляются к надежности, стабильности технических и тактических навыков[1].Кроме того, совершенствование техники игры –верный путь профилактики возникновения травм[2].

В то же время, необходимость согласованных действий всех партнеров по команде с целью достижения победы над соперником воспитывает у занимающихся чувство взаимопомощи, дружбы и товарищества. Напряженность спортивного поединка, стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу воспитывают у игровиков такие ценные психологические качества, как смелость, настойчивость, решительность, самоотверженность, инициативность, дисциплинированность и др.Кроме того, в связи со сложным характером соревновательноигровой деятельности важным фактором является наличие у спортсменаигровика широкого арсенала тактикотехнических средств, который давал бы ему возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению положительного результата в условиях конфликтных ситуаций, что возможно осуществить только на основе синтеза умственной и моторной деятельности спортсменов[3].Определив педагогические и психофизиологические условия функционирования каждого из видов спортивных игр, входящих в триатбол, рассмотрим специфические особенности, характерные для каждой спортивной игры. Естественно, что спортивные игры, являясь командным видом спорта, оказывают комплексное воздействие на организм занимающихся, воспитывают основные физические качества, формируют высокую моральную и волевую готовность.Однако, имеются некоторые особенности, присущие непосредственно конкретной спортивной игре. Приведем несколько примеров. Известно, что для волейболиста ведущими качествами являются скоростносиловые, поскольку им приходиться действовать в условиях жесткого лимита времени[4].Только высокий уровень развития таких качеств позволяет волейболисту иметь хорошую прыгучесть, а значит успешно выполнять нападающие удары, дальние и высокие передачи, силовые подачи, эффективно блокировать атаки соперника. Хорошая скоростная подготовленность волейболиста необходима при отражении атак соперника, перемещениях на короткие отрезки, «спасении безнадежных мячей». Конечно, скоростносиловые качества необходимо развивать и баскетболисту, но для него наиболее приоритетными являются координационные способности, позволяющие эффективно действовать в нестандартных ситуациях, осуществлять «финты», противоборствовать в жесткой контактной борьбе. Для футзала, как спортивной игры, характерна умеренная работа, изобилующая частыми интенсивными ускорениями на отрезки разной длины (530 м). Такая деятельность требует тренировки как аэробной, так и анаэробной производительности, т.е. футболист должен обладать хорошо развитыми способностями как к длительной, так и к скоростной работе. Причем выполнять скоростную работу он должен на фоне утомления различной степени, что возможно при высоком уровне развития выносливости. Сопутствующими физическими качествами, необходимыми футболисту, являются ловкость и сила. Таким образом, анализ педагогических и психофизиологических характеристик волейбола, баскетбола и футзала позволяет констатировать, что использование данных спортивных игр в структуре триатбола оказывает гармоничное воздействие на развитие всех физических способностей спортсмена, его моральных и волевых качеств. Следовательно, триатбол синтезирует необходимые качества из волейбола, баскетбола и футзала и обеспечивает всестороннюю подготовленность триатболиста к соревновательной деятельности. Рассмотрим основные положения, касающиеся формирования команд и организации соревнований по триатболу. Как видно из вышесказанного, спортсмен, участвующий в соревнованиях по триатболу, должен состязаться в трех видах игр (волейбол, баскетбол, футзал). Мы предлагаем следующие рекомендации по комплектованию команды: состав команды 8 человек (5 основных игроков и 3 запасных игрока). Каждая команда, согласно жеребьевке, участвует поочередно в соревнованиях по волейболу, баскетболу и футболу. Соревнования проводятся по официальным правилам соревнований (возможны некоторые изменения в правилах, касающихся состава команды, времени встречи, размеров игровой площадки и др.). Определение победителя в каждой спортивной игре осуществляется по общепринятой технологии; определение победителя в триатболе –по наименьшей сумме мест, занятых командой в каждом виде триатбола. В дополнение к сказанному следует отметить, что необходимость развития и внедрения триатбола в практику физического воспитания студентов объясняется следующим. В практике физкультурноспортивной деятельности нередко встречаются случаи, когда спортсменигровик, имеющий разностороннюю игровую физическую и спортивнотехническую подготовленность, не может достичь высоких результатов в какойлибо одной из спортивных игр, входящих в триатбол. В то же время выступление в соревнованиях по триатболу позволяет ему состязаться на достаточно высоком спортивном уровне и показывать достойный суммарный результат, выигрывать соревнования или занимать призовые места. В заключении следует отметить, что внедрение триатбола в физкультурноспортивную практику вуза будет способствовать совершенствованию спортивномассовой работы, повышению количества занимающихся физической культурой и спортом, поскольку привлечет в свои ряды физкультурников и спортсменов, имеющих разностороннюю игровую подготовленность, но неспособных высокоэффективно проявить себя в каждом отдельном виде спортивной игры, представленной в триатболе. Вместе с тем, использование в системе физического воспитания вуза игрового троеборья –синтеза трех самых эмоциональных и популярных спортивных игр студенческой молодежи, представляется ценным и с точки зрения реализации личностноориентированного обучения[5].В процессе занятий представленными в триатболе видами спорта ярко проявляются сильные и слабые стороны характера, свойства личности, лидерские и волевые качества студентов. Это дает тренеру возможность избирательного применения педагогического воздействия, индивидуального подхода к занимающимся, что повышает качество обучения в целом.Таким образом, триатбол, как вид спортивноигрового многоборья можно использовать при организации и проведении различных форм учебной и внеучебной физкультурноспортивной деятельности студентов.

Ссылки на источники1.Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. –2е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. –520 с.2.Савченко О.Г. Современное состояние профилактики спортивных повреждений // Вестн. Самар..гос. экон. унта. Самара, 2011. № 6 (80).3.Шиховцов Ю.В., Николаева И.В. Современный подход к методике обучения волейболистов защитным действиям в поле // Вестн. Самар. гос. экон. унта. Самара, 2012. № 10 (96).4.Шиховцов Ю.В., Николаева И.В., Демидкина И.А. Современная методика регистрации временных параметров в волейболе // Вестн. Самар. гос. экон. унта. Самара, 2007. № 1 (27).5.Иванова Л.А. Сущность и педагогические условия применения личностноориентированного обучения студентов в процессе самодвижения к здоровому образу жизни: монография // Иванова Л.А., Шиховцов Ю.В., Николаева И.В. –Самара: Издво Самар. гос. экон. унта, 2013. –140 с.