Из истории частного (домашнего) образования на Кубани в первой четверти XIX в.
Выпуск:
ART 85734
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Титоренко
М.
Ф. Из истории частного (домашнего) образования на Кубани в первой четверти XIX в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3666–3670. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85734.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам частного образования на Кубани, его специфике, базирующейся на традиционных представлениях казаков о грамотности и просвещении. Автором отражены требования, предъявляемые к лицам, претендующим на звание домашнего учителя; анализируются причины, сдерживающие распространение домашнего образования.
Текст статьи
Титоренко Марина Федоровна,доктор исторических наук, заведующий кафедрой «Философия, история и право» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФmtitorenko@uandex.ru
Из истории частного (домашнего) образования на Кубани в первой четверти XIXв.
Аннотация.Статьяпосвящена вопросамчастного образования на Кубани, его специфике, базирующейся на традиционных представлениях казаков о грамотности и просвещении. Автором отраженытребования, предъявляемые к лицам, претендующим на звание домашнего учителя; анализируются причины, сдерживающие распространение домашнего образования.Ключевые слова:частное образование, домашний учитель, региональные особенности, знания.
Вопросы становления и развития образования на Кубани нашли отражение в трудахС. М. Броневского, Л.В. Македонова, И.Д. Попко, К.В. Россинского и др. исследователей. Они изучали традиционную педагогику кубанских казаков, выявляли проблемы, сдерживающие развитие светского образования на Кубани, анализировали статистические отчеты Дирекции народных училищ с целью определить состояние образования на Кубани. В рассматриваемом ракурсе данная проблема не нашла отражения в трудах исследователейразличных периодов. В исследуемый период на российском престоле находился Александр 1. Для его правления характерно насаждение народного образования «сверху».
В Петербурге был открыт педагогический институт для подготовки учителей, образован комитет из числа наиболее просвещенных и преданных делу просвещения лиц (М.Н.Муравьев, Н.Н.Новосильцев, В.Н.Каразин и др.). Некоторые члены комитета стали попечителями учебных округов. В 1804 г. в России было уже шесть университетов (до Александра Iодин). Нанужды образования было отпущено 2800 тыс. руб. (при Екатерине IIвсего 780 тыс. руб.). На каждый университет выделено по 130 тыс. руб., на каждую из 44 гимназий по 6,5 тыс. руб., на одно уездное училище (их было 405) от 1,25 тыс. руб. до 1,6 тыс. руб. [1]. Университеты готовили учителей и директоров учебных заведений (до этого директорами были отставные военные). Профессорский состав в них составляли, как правило, иностранцы, в большинстве своем они читали лекции на латыни, немецком и французском языке, это доставляло массу неудобств учащимся. Кроме того, дворяне, привыкшие к обучению детей на дому иностранными учителями, неохотно отдавали детей в учебные заведения. Становление системы образованияна Кубани переплеталось с российской. Вместе с тем, кубанская образовательная система имела свои региональные особенности.Кубанский учительотличался от учителя средней полосы России условиямижизни, общественным положением, взглядами и др.Казакипереселенцы принесли на новое место жительства традиционные народные представления о грамотности. Знания передавались от одних лиц к другим.«Бумажных людей в войсковых присутствиях, канцеляриях и комиссиях, и даже в станичных правленияхмного, и перья их скрипят неутомимо…, нодело скрыпу их не боится»[2]. «Бумажным» называли человека пишущего с крючками и без препинаний, грамотногоказаки называли «письменным».
В первой четвертиXIXв. на кубанской земле стало распространяться домашнее образование. Домашние учителя, как правило, занимались в частных домах с детьми одного семейства. Такое образование было максимально приближено к личности учащегося, не имело четко установленных программ и педагогических требований. Просвещением и образованием нередко занимались люди, для которых дело обучения грамоте было основной профессией. Давать детям образование на дому могли большей частью дворяне,чиновники, имущие горожане, священнослужители, преподаватели высших учебных заведений (в т. ч. иностранцы), студенты российских университетов и духовных академий, выпускники гимназий и пансионов.«Мастера грамоты» по договоренности с отцом или родственниками обучали ученика у себя дома, либо в домеродителей обучаемого. При одновременном обучении нескольких детей, создавалась своеобразная небольшая школа. «Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества»[3].При получении образования на дому пользовались книгами и пособиями, одобренными государственной системой образования. По желанию родителей домашние педагоги могли пользоваться и другой литературой, но обязательно разрешенной цензурой и не имевшей «вредного влияния на нравственность, народное чувство и вообще на образ мысли воспитываемого юношества» [4]. Частные лица, решившие заняться обучением детей на дому, должны были получитьразрешение от учебной администрации.Государство требовало от лиц, занимавшихся домашним обучением, определенного образовательного ценза и звания «домашний учитель».Звание домашнего учителя можно было получить послесдачи экзаменов. Испытание проводилось в университетах. В губерниях, где не было университетов, в лицеях илигимназиях. Накануне создавался специальный комитет из профессоров по испытуемым предметам, он и решал вопрос о пригодности претендента на звание домашнего учителя. Без испытаний это звание могли получить вышедшие в отставку штатные учителя, преподававшие не менее трех лет какойлибо предмет в гимназиях и равных им учебных заведениях. Право на приобретение звания домашнего учителя имели гражданские чиновники и отставные военные. Они обязаны были предоставить выданные им при отставке аттестаты. От лиц податного сословия, изъявивших желание сдать экзамен для получения звания домашнего учителя, требовался «увольнительный вид от общества»[5]. Испытуемые на русском языке или на одном из иностранных языков писали краткое рассуждение «по главному предмету испытания». Кроме того, вприсутствии экзаменаторов они читали пробную лекцию по одному из разделов избранной науки. Удостоверившись в нравственных качествах, способностях и познаниях представленного кандидата, председатель вручал ему свидетельство о присвоении звания домашнего учителя. Домашние наставники и учителя считались состоящими на действительной службе по ведомству Министерства народного просвещения.Образовательный уровень домашних учителей был различным, в правовом и материальном отношении их положение было хуже, чем у учителей гимназий.В развитие образования на Кубани значительный вклад внес И.Д.Попко. Являясь одним из образованнейших людей своего времени (знал девять иностранных языков), исследователь критиковал пережитки народной педагогики в частных казачьих школах, косность и консерватизм казаков в вопросах образования. Политика государства в сфере образования зависела от общих направлений внутренней политики, представлений об образовании лица, возглавляющего Министерство народного просвещения.После Отечественной войны (1812) в России открылось отделение Библейского общества (основано в Англии,1804 г.), его руководителем стал А.Н.Голицын, учредителями на местах губернаторы. Библейские общества, наряду с распространением грамотности в провинциях, вмешивались в программы университетов, чем наносили непоправимый вред народному образованию. Так, курс политической экономии базировался на Священном писании. Студентов постепенно превращали в послушников, заставляли петь хором молитвы. «Провинившихся сажали в карцер и надевали на них дощечки с надписью «грешник», после чего они должны были приносить покаяние»[6]. Это былреакционный путь Министерства духовных дел и народного просвещения. Противостояли его деятельности профессора университетов (Арсеньев, Галич, Германи), ученые и др. Их преследовали, ссылали на каторгу, высылали за границу (иностранцев). Но избавиться от иностранного влияния становилось все труднее.К развитию образования дворян в домашних условиях государство стало относиться «неодобрительно». Принимались меры для упорядочения и контроля. После Отечественной войны усилилась борьба со стихийно развивавшимся самообучением. Процесс этот был сложным и продолжительным. Министерство народного просвещения издало постановление, согласнокоторому, запрещалось принимать в домашние учителя иностранцев обоего пола, «не прошедших испытания в умственных и нравственных качествах». Ответственность за невыполнение данного постановления возлагалась в равной степени на родителей, «принявших в свой дом иностранца без аттестата», и на лиц, «вступивших противозаконно в обязанности гувернера» [7]. Развитию образования существенно мешала платная система обучения детей, недостаток его финансирования со стороны государства, нищенское жалование учителей, сложность содержания учебных заведений на государственные средства.Министерство устанавливало плату за обучение в зависимости от местных обстоятельств:в приходских училищах 5 руб., уездных 10 руб., гимназиях 15 руб. [8]. Малообеспеченные ученики от платы освобождались.Новые учебные заведения открывались в основном на пожертвования или частные сбережения граждан. Таким образом, педагоги Кубани впитывали в себя общероссийские тенденции, «модифицировали культурный поток»,вносили свой вклад в культуру России. Процесс становлениячастного образования на Кубани был тернистым, складывался под воздействием социальной и хозяйственнокультурной среды, основывалсяв значительной степени на исторически сложившихся традициях.
Ссылки на источники1.Корнилов А.А. Курс истории России XIXв.
М., 1993. С.752.Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб., 1858. Ч. 1.С.146.
3.История педагогики /Под ред. М.Ф. Шабаевой. М., 1981. С.119.4.Журнал Министерства Народного Просвещения (ЖМНП). Ч.III. Отд. 1. СПБ., 1834.С.27.5.Сергеева С.В. Домашнее образование в России в первой половине XIX в. // Педагогика. №7. 2003. С.90.6.Корнилов А.А. Указ. соч.С.116.7.Сборник постановлений по ЖМНП. Т.1.
СПб., 1875.С. 776.8.Пашаев А.Х.Очерки истории начального образования на Кавказе в XIX начале ХХ веков. Баку, 1991.С. 47.
Из истории частного (домашнего) образования на Кубани в первой четверти XIXв.
Аннотация.Статьяпосвящена вопросамчастного образования на Кубани, его специфике, базирующейся на традиционных представлениях казаков о грамотности и просвещении. Автором отраженытребования, предъявляемые к лицам, претендующим на звание домашнего учителя; анализируются причины, сдерживающие распространение домашнего образования.Ключевые слова:частное образование, домашний учитель, региональные особенности, знания.
Вопросы становления и развития образования на Кубани нашли отражение в трудахС. М. Броневского, Л.В. Македонова, И.Д. Попко, К.В. Россинского и др. исследователей. Они изучали традиционную педагогику кубанских казаков, выявляли проблемы, сдерживающие развитие светского образования на Кубани, анализировали статистические отчеты Дирекции народных училищ с целью определить состояние образования на Кубани. В рассматриваемом ракурсе данная проблема не нашла отражения в трудах исследователейразличных периодов. В исследуемый период на российском престоле находился Александр 1. Для его правления характерно насаждение народного образования «сверху».
В Петербурге был открыт педагогический институт для подготовки учителей, образован комитет из числа наиболее просвещенных и преданных делу просвещения лиц (М.Н.Муравьев, Н.Н.Новосильцев, В.Н.Каразин и др.). Некоторые члены комитета стали попечителями учебных округов. В 1804 г. в России было уже шесть университетов (до Александра Iодин). Нанужды образования было отпущено 2800 тыс. руб. (при Екатерине IIвсего 780 тыс. руб.). На каждый университет выделено по 130 тыс. руб., на каждую из 44 гимназий по 6,5 тыс. руб., на одно уездное училище (их было 405) от 1,25 тыс. руб. до 1,6 тыс. руб. [1]. Университеты готовили учителей и директоров учебных заведений (до этого директорами были отставные военные). Профессорский состав в них составляли, как правило, иностранцы, в большинстве своем они читали лекции на латыни, немецком и французском языке, это доставляло массу неудобств учащимся. Кроме того, дворяне, привыкшие к обучению детей на дому иностранными учителями, неохотно отдавали детей в учебные заведения. Становление системы образованияна Кубани переплеталось с российской. Вместе с тем, кубанская образовательная система имела свои региональные особенности.Кубанский учительотличался от учителя средней полосы России условиямижизни, общественным положением, взглядами и др.Казакипереселенцы принесли на новое место жительства традиционные народные представления о грамотности. Знания передавались от одних лиц к другим.«Бумажных людей в войсковых присутствиях, канцеляриях и комиссиях, и даже в станичных правленияхмного, и перья их скрипят неутомимо…, нодело скрыпу их не боится»[2]. «Бумажным» называли человека пишущего с крючками и без препинаний, грамотногоказаки называли «письменным».
В первой четвертиXIXв. на кубанской земле стало распространяться домашнее образование. Домашние учителя, как правило, занимались в частных домах с детьми одного семейства. Такое образование было максимально приближено к личности учащегося, не имело четко установленных программ и педагогических требований. Просвещением и образованием нередко занимались люди, для которых дело обучения грамоте было основной профессией. Давать детям образование на дому могли большей частью дворяне,чиновники, имущие горожане, священнослужители, преподаватели высших учебных заведений (в т. ч. иностранцы), студенты российских университетов и духовных академий, выпускники гимназий и пансионов.«Мастера грамоты» по договоренности с отцом или родственниками обучали ученика у себя дома, либо в домеродителей обучаемого. При одновременном обучении нескольких детей, создавалась своеобразная небольшая школа. «Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества»[3].При получении образования на дому пользовались книгами и пособиями, одобренными государственной системой образования. По желанию родителей домашние педагоги могли пользоваться и другой литературой, но обязательно разрешенной цензурой и не имевшей «вредного влияния на нравственность, народное чувство и вообще на образ мысли воспитываемого юношества» [4]. Частные лица, решившие заняться обучением детей на дому, должны были получитьразрешение от учебной администрации.Государство требовало от лиц, занимавшихся домашним обучением, определенного образовательного ценза и звания «домашний учитель».Звание домашнего учителя можно было получить послесдачи экзаменов. Испытание проводилось в университетах. В губерниях, где не было университетов, в лицеях илигимназиях. Накануне создавался специальный комитет из профессоров по испытуемым предметам, он и решал вопрос о пригодности претендента на звание домашнего учителя. Без испытаний это звание могли получить вышедшие в отставку штатные учителя, преподававшие не менее трех лет какойлибо предмет в гимназиях и равных им учебных заведениях. Право на приобретение звания домашнего учителя имели гражданские чиновники и отставные военные. Они обязаны были предоставить выданные им при отставке аттестаты. От лиц податного сословия, изъявивших желание сдать экзамен для получения звания домашнего учителя, требовался «увольнительный вид от общества»[5]. Испытуемые на русском языке или на одном из иностранных языков писали краткое рассуждение «по главному предмету испытания». Кроме того, вприсутствии экзаменаторов они читали пробную лекцию по одному из разделов избранной науки. Удостоверившись в нравственных качествах, способностях и познаниях представленного кандидата, председатель вручал ему свидетельство о присвоении звания домашнего учителя. Домашние наставники и учителя считались состоящими на действительной службе по ведомству Министерства народного просвещения.Образовательный уровень домашних учителей был различным, в правовом и материальном отношении их положение было хуже, чем у учителей гимназий.В развитие образования на Кубани значительный вклад внес И.Д.Попко. Являясь одним из образованнейших людей своего времени (знал девять иностранных языков), исследователь критиковал пережитки народной педагогики в частных казачьих школах, косность и консерватизм казаков в вопросах образования. Политика государства в сфере образования зависела от общих направлений внутренней политики, представлений об образовании лица, возглавляющего Министерство народного просвещения.После Отечественной войны (1812) в России открылось отделение Библейского общества (основано в Англии,1804 г.), его руководителем стал А.Н.Голицын, учредителями на местах губернаторы. Библейские общества, наряду с распространением грамотности в провинциях, вмешивались в программы университетов, чем наносили непоправимый вред народному образованию. Так, курс политической экономии базировался на Священном писании. Студентов постепенно превращали в послушников, заставляли петь хором молитвы. «Провинившихся сажали в карцер и надевали на них дощечки с надписью «грешник», после чего они должны были приносить покаяние»[6]. Это былреакционный путь Министерства духовных дел и народного просвещения. Противостояли его деятельности профессора университетов (Арсеньев, Галич, Германи), ученые и др. Их преследовали, ссылали на каторгу, высылали за границу (иностранцев). Но избавиться от иностранного влияния становилось все труднее.К развитию образования дворян в домашних условиях государство стало относиться «неодобрительно». Принимались меры для упорядочения и контроля. После Отечественной войны усилилась борьба со стихийно развивавшимся самообучением. Процесс этот был сложным и продолжительным. Министерство народного просвещения издало постановление, согласнокоторому, запрещалось принимать в домашние учителя иностранцев обоего пола, «не прошедших испытания в умственных и нравственных качествах». Ответственность за невыполнение данного постановления возлагалась в равной степени на родителей, «принявших в свой дом иностранца без аттестата», и на лиц, «вступивших противозаконно в обязанности гувернера» [7]. Развитию образования существенно мешала платная система обучения детей, недостаток его финансирования со стороны государства, нищенское жалование учителей, сложность содержания учебных заведений на государственные средства.Министерство устанавливало плату за обучение в зависимости от местных обстоятельств:в приходских училищах 5 руб., уездных 10 руб., гимназиях 15 руб. [8]. Малообеспеченные ученики от платы освобождались.Новые учебные заведения открывались в основном на пожертвования или частные сбережения граждан. Таким образом, педагоги Кубани впитывали в себя общероссийские тенденции, «модифицировали культурный поток»,вносили свой вклад в культуру России. Процесс становлениячастного образования на Кубани был тернистым, складывался под воздействием социальной и хозяйственнокультурной среды, основывалсяв значительной степени на исторически сложившихся традициях.
Ссылки на источники1.Корнилов А.А. Курс истории России XIXв.
М., 1993. С.752.Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб., 1858. Ч. 1.С.146.
3.История педагогики /Под ред. М.Ф. Шабаевой. М., 1981. С.119.4.Журнал Министерства Народного Просвещения (ЖМНП). Ч.III. Отд. 1. СПБ., 1834.С.27.5.Сергеева С.В. Домашнее образование в России в первой половине XIX в. // Педагогика. №7. 2003. С.90.6.Корнилов А.А. Указ. соч.С.116.7.Сборник постановлений по ЖМНП. Т.1.
СПб., 1875.С. 776.8.Пашаев А.Х.Очерки истории начального образования на Кавказе в XIX начале ХХ веков. Баку, 1991.С. 47.