Этнопедагогические и социально-культурные особенности белорусского фольклора в условиях реализации разноуровневого образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мойсеенко А. А. Этнопедагогические и социально-культурные особенности белорусского фольклора в условиях реализации разноуровневого образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3746–3750. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85750.htm.
Аннотация. Автор статьи акцентирует внимание на следующих вопросах: основополагающие компоненты воспитательного потенциала белорусской этнокультуры; особенности белорусской этнопедагогики; исторические условия жизни белорусского народа; особенности белорусского фольклора в условиях разноуровневого образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мойсеенко Александр Александрович,Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет, Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал), Россия.sanich_2001@mail.ru

Этнопедагогические и социальнокультурные особенности

белорусского фольклора в условиях реализации разноуровневого образования

Аннотация. Автор статьи акцентирует внимание на следующих вопросах: основополагающие компоненты воспитательного потенциала белорусской этнокультуры; особенности белорусской этнопедагогики; исторические условия жизни белорусского народа; особенности белорусского фольклора в условиях разноуровневого образования.Ключевые слова:этническая культура, эстетическая культура, социальнокультурная сфера, система разноуровневого образования.

Этническая культура служит ценностным регулятором человеческих отношений, являясь основой правовой, нравственной, интеллектуальной, эстетической культурой. Введение новых приоритетов в социальнокультурной сфере требует совершенствования системы культурных ценностей общества. Сохраняя традиционные ценности народной культуры, связанные с уважением к старшим, заботой о детях, чувством чести и достоинства, терпимости и дружелюбия, необходимо установить такие приоритеты, как уважение к личности, развитие интеллектуального потенциала, формирование творческой активности человека в освоении современных форм жизнедеятельности, реализация этнокультурного компонента. Решение этой проблемы требует ответственного подхода, практических действий, направленных на повышение качества образования, нравственноэстетического воспитания, этнокультурного развития личности.Применительно к настоящей работе белорусская этнокультура представляет совокупность материальных и духовных ценностей, складывающихся в жизнедеятельности белорусского народа на основе традиций, обычаев, обрядов, поведенческих норм, социальных взаимоотношений и других факторов [1, с. 611].Воспитательный потенциал белорусской этнокультуры включает следующие основополагающие компоненты:–наличие идеала личности, отраженного в народном творчестве и представляющего социальную, нравственноэстетическую характеристику на основе общечеловеческих ценностей;–соответствие социальных отношений и требований духовным традициям народа, преемственности поколений;–общность факторов воспитания (семья, природа, труд, игра и др.), позволяющих личности включаться в различные виды деятельности;–гуманистически направленный характер группового и индивидуального воздействия, основанный на уважении достоинства личности и признании ее свободы.Одним из главных показателей принадлежности личности к этнической общности является социализация ее в сфере национальной культуры, освоение и трансляция народных традиций, отраженных в религиозных верованиях, фольклорном творчестве и других проявлениях культуры. В этой связи реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественнотворческой деятельности личности, направленных на восприятие этнокультурных ценностей.Ценности белорусской этнокультуры актуализируются в современной концепции бытия, согласно которой целью социального развития является, прежде всего, развитие культурной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, мировую и национальную художественную культуру, способной к самоопределению и культурной идентификации.Главный образец в этнической традиционной педагогике –человек, поведение, манеры, поступки которого определяются в соответствии с этническим представлением белорусов о человечности. Белорусская этнопедагогика ориентирует воспитуемого быть настоящим человеком в различных жизненных ситуациях: «Хтолюдзямдабражадае, той i сабе мае», «Добра раб^ добра будзе», «Некручан –нерамень, невучан –нечалавек» [2, с. 121]. Проектируя личностную основу человека, белорусы акцентируют внимание на совести, чести, мудрости, считая их основными показателями духовного совершенства: «Сумленне –ста чалавека», «Зсумленнябруду не змыеш», «Краса прыглядзщца, арозумпрыгадзщца» [2, с. 114]. Наряду с этими важными составляющими человечности, необходимым дополнением в нравственноэстетическом развитии личности белорусы считают понимание красоты, стремление к прекрасномуво всех областях жизнедеятельности. Представление о прекрасном в человеке формировалось сквозь призму нравственной чистоты: «Твар белы, а душа чорная», «Глядзецьпрыгожы, да не гожы», эстетической оценки труда и его результатов: «Як кветка не бывае без плода, так i праца не бывае без асалоды» [2, с. 101] .Комплексный подход к исследованию проблем фольклора предполагает рассмотрение его в синкретическом единстве всех сторон через теоретическое осмысление философских, исторических, национальных особенностей. Роль, место фольклора в жизнедеятельности людей детерминируются историческим типом определенной системы духовной культуры, в составе которой он возникает, существует и функционирует. Фольклор в целом, как и конкретные его проявления, можно рассматривать как сумму детерминант исторического, национального, этнического характера, удовлетворяющего духовнопрактические потребности человека. Народная культура, включающая в себя образовательновоспитательный и культурновоспитательный компоненты, наряду с другими факторами развития современного общества, активно участвует в формировании личности на всех этапах ее становления. Исторические процессы возрождения и развития народной культуры требуют обращения к истокам обычаев, традиций, обрядов, представляющих духовную систему жизни людей, их мировоззрение, опыт социальный и творческий.Проблема изучения, сохранения и использования культуры предшествующих поколений нашла отражение в концепции «диалога культур», которая в последнее время плодотворно разрабатывается в философии, социологии, этнографии, педагогике. Ведущая идея концепции состоит в том, что, осознание ценности культурной традиции в духовном развитии человечества невозможно без понимания временнопространственных связей культуры. Вступление человека в творческий диалог с предшествующей культурой, освоение (и трансляция её ценностей) определяет дальнейшее развитие не только отдельных личностей, но и всего общества в целом.Исторические условия жизни белорусского народа, связанные с постоянной борьбой за своюнезависимость и суверенное развитие, способствовали формированию национального самоопределения, основанного на доброжелательности, человеколюбии, общительности, достоинстве, патриотизме. Исторический, социальный, педагогический опыт, созданный белорусскимнародом, нашел отражение в его лучших традициях, фольклоре, составляющем неисчерпаемое богатство мудрости, таланта, творчества.У белорусского народа существуют традиции, обычаи, обряды и праздники, становление которых происходило на протяжении многих веков. Функционирование, трансформация фольклорных обрядов, преобразование некоторых элементов, частичное изменение образносодержательной сферы не ослабляют связи народного творчества с входящими в него культурными ценностями. Возобновляемые в каждом поколении традиционные элементы народной культуры позволяют выразить национальное своеобразие и самобытность народа, его философские взгляды, творческую одаренность [3, c. 135]. На протяжении столетий в белорусском фольклоре отрабатывалось национальное своеобразие музыкальнопоэтических, драматических, хореографических форм, оттачивался стиль и манера исполнения. В нем сохранилась эмоциональнонасыщенная атмосфера праздника, пронизанная радостью и величальным пафосом коллективного труда, чувствами единения человека с природой.Белорусские календарнообрядовые праздники, отражающие основные этапы народного земледельческого календаря, имеют некоторые функциональные особенности. Во время празднования в зрелищной, вербальной, символической и других формах происходит ценностная ориентация личности, становится доступным целый спектр эмоций и настроений, передающих колорит этнической культуры, ее динамизм и красочность. Важный момент фольклорного праздника, обряда состоит в том, что нередко они своими элементами обогащают культуру повседневную. Многие праздничные, обрядовые действия традиционно вошли в быт народа, некоторые праздничные атрибуты используются в повседневной жизни, придавая ей особый национальныйколорит.Сложность и многовариантность истоков зрелищного народного искусства породила богатое разнообразие форм, используемых во время обрядовых действий, народных гуляний и праздников. С течением времени магические, обрядовые, исторические и другие мотивы в белорусском народном творчестве становятся чисто традиционными элементами, представляя в основном этнографический, фольклороведческий интерес. Вместе с тем, роль белорусского фольклора в формировании этнокультуры личности состоит в большой познавательной ценности, функциональной определенности, нравственноэстетической направленности, которые позволяют понять смысл жизни, ощутить радость труда, совершенство и духовное богатство человека, его согласие с окружающей природой.Развитие современного общества характеризуется проникновением фольклора во все сферы человеческой деятельности в условиях городской среды и сельского социума. Средства массовой информации, активные контакты с городом сделали для сельской молодежи доступными различные формы народной культуры. Однако многие из предлагаемых сегодня форм обесценивают смысловое содержание традиционной культуры, размывают нравственноэстетические ориентации, вкусы и идеалы в сознании молодежи. Примитивный характер организации и проведения некоторых современных фольклорных праздников, фестивалей, игр, других форм народного творчества ослабляет их культурный, ценностный потенциал. Сельская молодежь в силу отдаленности от городских культурных центров имеет ограниченные возможности для коллективных посещений массовых народных фестивалей и праздников, профессиональноорганизованных мероприятий по приобщению личности к культурным традициям своего народа (концертов, музеев, картинных галерей, выставок изобразительного и декоративноприкладного творчества). В виду этих специфических условий у сельского населения наблюдается повышенный интерес к происходящим культурным событиям, к личному участию в самодеятельном художественном творчестве.В создании социокультурной среды в сельском молодежном коллективе есть и некоторые преимущества. Одной из главных положительных тенденций является постоянное общение сельских жителей с природой, более тесный, чем у городской молодежи контакт с носителями народного творчества, с фольклорными произведениями и художественными промыслами. В условиях сельской жизни молодежь значительно раньше, чем в городе постигает красоту коллективного труда и его результатов, что сказывается на формировании более близких межличностных отношений.Специфика жизнедеятельности молодежи как социальной группы, ее особое предназначение как носителя определенной этнической культуры делают вопросы развития молодого поколения в духе этнической толерантности приоритетными направлениями формирования современного белорусского общества.В работе с молодежью должны решаться задачи формирования этнокультурной идентичности, сохранения этнокультурного наследия на основе принципов культуры мира. В процессе формирования этнического самосознания личности необходимо обратить внимание на ценностное отношение к истории, национальным традициям, обычаям своего народа, фольклору, языковой культуре, государственности.Многофункциональность народной культуры, многообразие видов и форм этнокультурного материала представляют большие возможности для разностороннего проявления художественного творчества в различных жанрах музыкальноисполнительской, театральной, изобразительноцветовой деятельности, декоративноприкладного искусства. Педагогическая направленность белорусской этнокультуры в будущее прослеживается в передаче новым поколениям народных традиций, отраженных как в практике так и в народнопоэтическом, музыкальнотанцевальном, декоративноприкладном творчестве. Среди всех традиций, дошедших до наших дней, особо значимыми являются педагогические, поскольку в основе всей культуры –традиционная культура воспитания [4, с. 224].Освоение национальной культуры, сохранение традиционных архетипов, развитие народного творчества являются важными показателями принадлежности молодых людей к этнической социальной общности[5, с.149]. Ценностное отношение молодежи к народной культуре –это также непосредственно переживаемое чувство единения с ней, ощущение ценности материального и духовного мира, отраженного в фольклоре, неразрывной связи с ним, а значит причастности и ответственности за сохранение и развитие культурных традиций[6,c. 200]. В структуре современной белорусской культуры все большее место занимают народные зрелищные искусства, которым отводится значительная роль в этнокультурном развитии молодежи, организации их творческой самодеятельности [7, с. 88].Таким образом, приобщение именно молодого поколения к фольклору позволит раскрыть особенности социокультурного пространства своей родины, понять и постичь многомерность и значимость смыслообразующих факторов народного творчества, его взаимосвязи с общечеловеческими культурными ценностями. В начале второго тысячелетия, когда главными предметами научных интересов становятся природа и человек, фольклор, с его образносодержательной, логической системой познания мира, с опытом не только художественным, но и мировоззренческим, социальноисторическим, этническим, педагогическим станет одним из главных источников этнокультурного развития молодежи.

Ссылки на источники1.Юзефавичус, Т. А. Этнокультурный аспект социальнопедагогической работы с молодежью [Текст] /Т. А. Юзефавичус Известия академии педагогических и социальных наук. –Москва, 2006. –C. 606616. 2.Proverbiaetdicta: Шасмоуныслоункпрыказак, прымавак, i крылатых слоу/пад. рэд. Н. А. Ганчаровай. –Мiнск: Унiверсiтэцкае, 1993 –178 c.3.Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография [Текст] / Ю. В. Бромлей. –М., 1973 –246 c.4.Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций [Текст] / Г. Д. Грачев. М., 1998 –352 c.5.Мойсеенко, А.А. Семиологические параметры лексического уровня языка как инструментарийобучения иноязычному общению в условиях реализации разноуровневого образования [Текст] / А.А. Мойсеенко. –Научнопедагогический журнал Восточной Сибири MagisterDixit, 2013. –№ 2. –C. 148152.6.Мойсеенко, А.А. Теоретикопрактические основы формирования индивидуальной образовательной траектории студента в разноуровневом вариативном образовании [Текст] / Мойсеенко А.А. –Научнопедагогический журнал Восточной Сибири MagisterDixit, 2013.–№ 1 (13). –C. 198203.7.Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование: категории, принципы, система [Текст] / Т. К. Солодухина. –М.: Вестник Москов. гос. унта культуры и искусства. –2005. –№2. –С. 8996.