Самоактуализация в профессиональной деятельности педагога

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Терских И. А. Самоактуализация в профессиональной деятельности педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3841–3845. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85769.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается самоактуализация личности как процесс, способствующий оптимальному преодолению психологических барьеров в деятельности педагога. Приведены результаты исследования по выявлению уровня самоактуализации учителей начальных классов общеобразовательных школ г.Таганрога с помощью специальных методик.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Терских Ирина Александровна,канд. пед. наук, доцент Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)iaters@mail.ru

Самоактуализация в профессиональной деятельности педагога

Аннотация.В данной статье рассматривается самоактуализацияличности как процесс, способствующий оптимальному преодолению психологических барьеров в деятельности педагога.Приведены результаты исследования по выявлению уровня самоактуализации учителей начальныхклассов общеобразовательных школг.Таганрога с помощьюспециальных методик. Ключевые слова:самоактуализация, самоактуализационный тест (САТ), содержательный компонент, процессуальный компонент, уровень самоактуализации, базовые и дополнительные шкалы.

Термин «самоактуализация» (от лат. асtualis– действительный, настоящий) рассматривается в Кратком психологическом словарекак стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей[1]. Источник самоактуализации связан с возникновением способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Самоактуализация предполагает изменение отношения к самому себе. Понятие самоактуализации связано с осмыслением отдельных сторон общего саморазвития личности. Данное явление изучается в нескольких аспектах: как мотив (тенденция личности), как процесс (механизмы самореализации), как ситуация (переживание ценностей существования), как результат (саморазвивающиеся личности). Большинство исследований делают акцент на мотивационном аспекте, определяющем стремление человека к возможно более полному проявлению и развитию своих личностных качеств.Мы исходим из концепции самоактуализации как процесса переживания ценностей профессиональной деятельности, который способствует оптимальному преодолению психологических барьеров и обеспечивает устойчивость деятельности педагога. Как механизм развития личности, самоактуализация означает переход потенциальных особенностей человека в актуальные. Он включает в себя содержательные и процессуальные компоненты. Содержательные определяют конкретные особенности личности, являющиеся потенциальными, если они не осознаны и не реализуются субъектом применительно к какомулибо виду деятельности. Процессуальные –указывают на те действия, которые выявляют данные особенности.В психологических исследованиях понятие процессуальной самоактуализации вытекает из понимания сущности «внутреннего контура регулирования», детерминирующего направление саморазвития личности с точки зрения ее наибольшей внутренней согласованности (Б.Г.Ананьев, С Л.Рубинштейн); а также динамических концепций личности (К.А. АбульхановаСлавская, К.К. Платонов и др.). Динамика превращения потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной психологический механизм саморазвитияличности (Т.И.Артемьева, К.К.Платонов)[2,3].Среди качественных особенностей этого механизма, связанных с наиболее устойчивыми взаимоотношениями его составляющих, выделяют сознание, адекватность и активность как специфические состояния личности, характеризующие ее самопроявления [4].

А. Маслоуприводит следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности; принятие себя и других; спонтанность, простота, естественность; концентрированность на задаче; потребность в уединении; независимость от культуры и среды; постоянная свежесть оценки, чувства сопричастности; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различение средств и целейдобра и зла; самоактуализирующееся творчество. А.Маслоу считает, что самоактуализация –это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным[4].Эта мысль, как нам кажется, отражает существенные признаки самоактуализации как стратегии преодоления психологических барьеров.Личностиприходится выбирать между «ростом» и «безопасностью», между «прогрессом» и «регрессом», испытывать чувство удовлетворенияот преодоления трудностей.

Процесс самоактуализации правомернорассматривать в контексте различных отношений личности, в том числе отношений к деятельности. По А.К. Марковой, этап самоактуализации человека в профессии осуществляется через развитие себя средствами выполняемой профессии, через осознание своих возможностей в выполнении профессиональных норм, преднамеренное усиление позитивных и сглаживание негативных качеств, укрепление индивидуального стиля, максимальную самореализацию своих внутренних сил в профессиональной деятельности[5].Самоактуализация личности учителя в педагогической деятельности, согласно Е.В. Андриенко, может осуществляться как спонтанный процесс: педагог реализует свои возможности, не думая об этом и не осознавая самого этого процесса[6]. Вместе с тем это и управляемый процесс. Управляемость его связана с осознанием субъектом собственных индивидуальных свойств и путей их профессиональной актуализации. Необходимость перехода от спонтанности к управляемости порождается противоречием, существующим между субъективной и объективной целесообразностью действий учителя. Названные противоречия разрешаются путем рационализации механизмов регуляции, заложенных в структуре индивидуальных особенностей личности применительно к конкретным видам педагогической деятельности.Мы рассматриваем самоактуализацию как особую специфическую деятельность учителя, направленную на осознание собственных профессионально значимых личностных особенностей, адекватное и активное проявление их в педагогической деятельности с учетом требований, которые она предъявляет специалисту. Самоактуализация изучается в двух аспектах: со стороны ее компонентов –цель (профессиональное саморазвитие), мотивы (оптимальные для данного индивида способы деятельности), процесс достижения цели (обучение), результат (научение и приобретение индивидуального опыта профессионального саморазвития), и со стороны результатов –состояний личности. Рассмотрение самоактуализации учителя через состояние личности представляется нам весьма плодотворным.Идея самоактуализации личности учителяв профессиональной деятельности нашла отражение в аналитических работах, посвященных результатам измерения уровня ее развития у учителей, а также в исследованиях, связанных с выявлением и профессиональной актуализацией устойчивых интегральных личностных особенностей учителя (Е.В.Андриенко, А.К.Маркова, В.А.Сластенинидр.)[6,5,7]. Нам представляется интересным для оценки самоактуализации использоватьтест, предложенный Л.Я. Гозманом, М.В. Крозом и М.В. Латинской[8]. Авторы исходят из того, что понятие самоактуализации включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического и нравственного здоровья. В основу разработки данного теста положен опросник личностных ориентаций Э. Шострома[9]. Самоактуализация измеряется по двум базовым и по нескольким дополнительным шкалам. Например, шкала Компетентности во времени характеризует способность субъекта переживать текущий момент своей жизни во всей его полноте, видеть и воспринимать свою жизнь в целом.Шкала Поддержки –позволяет измерить, в какой степени поведение субъекта не зависитот воздействия извне, т.е. самостоятельность личности.Шкала Гибкости поведения диагностирует степень пластичности субъекта, как он реализует свои ценности в поведении, как взаимодействует с окружающими людьми, насколько быстро и адекватно реагирует на меняющуюся обстановку. Данную шкалу дополняет шкала Ценностной ориентации. Кроме того, к дополнительным относятся: шкала Спонтанности, шкала Самоуважения, шкала Самопринятия, шкала Креативности и др.В частности, шкала Креативности характеризует сформированность творческой направленности личности. Исследование профессиональной самоактуализации учителей начальных классов г. Таганрога с различным стажем работы в школе и различным уровнем педагогического мастерства позволило нам сделать следующие выводы. Потребность в самоактуализации больше всего выражена в группе учителей начальных классов, имеющим стаж работы не более 3 лет. По шкалам Компетентности во времени и Поддержки средние показатели у них выше, чем в других группах. Удельный вес более опытныхучителей с высокоразвитым стремлением руководствоваться собственными целями, убеждениями, установками и принципами составляет только 16%. В целом же определилась тенденция низкой выраженности потребности в самоактуализации как по базовым, так и по дополнительным шкалам.Анализируя, как происходит преодоление психологических барьеров, в зависимости от стажа работы, можно сказать, что учителя четвертой группы обнаруживают высокий уровень использования этой стратегии самоактуализации (4,95 по пятибалльной шкале). У молодых учителей (3,85) – самый низкий показатель самоактуализации. Наиболее острой для них является проблема профессиональной адаптации и перспектив роста. Потребность в самоактуализации в профессиональной деятельности учителей выражена в основном одинаково (1я группа –4,44; 2 –4,34; 3 –4,87; 4–4,29).Наиболее интенсивно стратегия самоактуализации проявляется в преодолении барьера творчества (4,70) и напряженных психических состояний (4,64). Выявлено противоречие между потребностью в личностной самоактуализации у молодых учителей, и недостаточной выраженностью у них стратегии профессиональной самоактуализации. Можно предположить, что отсутствуют условия для реализации этой потребности в социальной профессиональной среде.Когда молодой специалист приходит в школу, в адаптационный период у него возникает достаточно большое количество проблем: новая социальная роль, иная система производственных отношений, принципиально новый вид деятельности, несоответствие профессиональной действительностиего ожиданиям. Всё это может вызвать кризис, который выражается в неудовлетворенности условиями работы, должностными обязанностями, содержанием отношений с коллегами и администрацией. Это также является одной из причин низкой профессиональной самоактуализации учителя.В отличие от данной группы педагогов у учителей со стажем работы свыше 20ти лет наблюдается развитие стратегии самоактуализации, которая приводит к новаторству, сверхнормативной профессиональной активности. Наряду с этим, усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Данное противоречие приводит к творчеству и инновационному уровню выполнения профессиональной деятельности.Барьеры творчества осознаются и выходят на первое место по своей значимости в третьей группе (от 11 до 20 лет). В этот период учителя данной группы достигают уже высоких результатов, владеют современными технологиями обучения и воспитания, у них возникает потребность внести те или иные изменения в педагогический процесс. Они чаще всего являются носителями новых педагогических идей, участниками различных педагогических ассоциаций. Но в то же время в этом возрасте появляется недовольство собой, рутинными способами работы. Появляются рассогласование с самим собой и осознание его преодоления.Направленность самоактуализации приобретает особую значимость для этой группы педагогов, она выходит на первое место. Для этой возрастной группы наиболее актуальна проблема творчества и возможность самовыражения.В этой группе самые высокие показатели выраженности барьеров творчества. С одной стороны, возникает желание попробовать себя в творчестве, а с другой –смысловые и регулятивные барьеры не дают возможности самореализации. Очень высоки показатели неуверенности в себе и в эффективности нововведений(64,7%), страха ошибки (51,4%), боязни постоянного контроля со стороны администрации (30,8%). В группе молодых учителей (до 3х лет) барьеры творчества занимают второе место с преобладанием механизма защиты. Данное явление можно объяснить, не столько нежеланием заниматься творчеством, сколько сложностью вхождения в профессиональную деятельность, отработкой ее типовых приемов, освоением необходимых методических умений, многообразием педагогических ситуаций и неумением их разрешать, что приводит к появлению барьера напряженных психических состояний (у данной группы этот показатель выше всего). Потребность в самоактуализации как бы загоняется внутрь личности, однако это не значит, что молодые учителя утрачивают способность проявлять свою индивидуальность.Они стремятся найти новые способырешения педагогических задач, но боязнькритики со стороны руководства и коллег блокируют эти проявления, что приводит к появлению тенденции «не высовываться».Самыми выраженными показателями барьеров инновационной деятельности в этой группе является отсутствие поддержки со стороны коллег (40,0%), необходимых условий для введения новшества (53,3%), неуверенность в себе и эффективности нововведений (50,0%), боязнь отойти от нормы, которая строго требуется от учителя в первые годы работы (36,6%).На третье место барьеры творчества выходят во второй группе (от 3 до 10 лет). Учителя этой группы становятся менее зависимыми от руководства школы, они не просто принимают норму, итоговые методические рекомендации, но тщательно их анализируют, ищут способы коррекции и изменения, т.е. появляются небольшие отклонения от нормы, способность к проблематизации и нахождению более совершенных форм и методов педагогической деятельности. Самоактуализация и в этой возрастной группе занимает ведущую позицию, но в отличие от других групп она выражена более ярко (средний показатель в два раза выше остальных направлений). Именно на этом этапе появляется потребность показать новые возможности, открывающиеся благодаря трансформации норм и своих способностей. Показатели выраженности барьеров инновационной деятельности в этой группе несколько ниже, чем в других группах. Учителя этой группы испытывают значительные затруднения на этапе восприятия новшества (69,9%), где сливаются когнитивные и смысловые барьеры, приходится рисковать и принимать решение о введении новшеств.Данные выполненного исследования убеждают, что большинство учителей с большим стажем работы (59,0%) испытывают неуверенность в себе и проявляют сдержанность при внедрении новшеств. Самой уязвимой сферой в инновационной деятельности этих учителей являются стереотип и убеждение, что новшество должны разрабатывать, вводить в массовую школу другие педагоги, ученые (68,1%). Они также опасаются, что новшество может быстро устареть или не оправдать себя (36,3%). Одной из характерных особенностей поведения учителя с большим стажем является проявление когнитивного барьера, который выражается в невосприимчивости новшеств, недоверии к другим педагогическим приемам и методам обучения и воспитания детей (31,8%). У них также высока потребность в самоактуализации, которая реализуется в совершенствовании отдельных методов и приемов обучения, которые они часто демонстрируют на открытых уроках. Учителя этой группы центрированы на детей, родителей и администрацию. Стратегия адаптации не менее важна для них, т.к. они пытаются продолжить свою деятельность, отказываются выходить на пенсию и стремятся продлить свой профессиональный успех.Исследованием также установлено, что учителя с большим стажем испытывают страх перед нововведением (27,2%), они опасаются, что использование новых нетрадиционных способов и приемов работы может повлиять на их авторитет и профессиональную карьеру. Четвертая группа (от 20 до 30 лет) в меньшей степени акцентирует внимание на барьерах творчества (они занимают последнее место). Обобщая основные тенденции развития психологических барьеров творчества в инновационной деятельности учителя, можно выделить специфические для каждой группы (в зависимости от стажа работы учителя) особенности.В заключение, необходимо отметить, что самоактуализация в профессиональной деятельности педагогавыводит его на использование альтернативных технологий в педагогической деятельности. Исследование подтвердило, что преодоление психологическихбарьеров в профессиональной деятельности учителя начальных классов возможно путем изменения смысловых структур личности, в соответствии с меняющимися жизненным отношениями.

Ссылки на источники1.Краткий психологический словарь./Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.,1985.2.АртемьеваТ.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.3.ПлатоновК.К. Структура и развитие личности.М.: Мысль, 1986.4.МаслоуА. Мотивация и личность. СПб.:Евразия, 1999.5.Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996. 6.Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. /Под ред. В.А.Сластенина. М.: Академия,2000.7.Сластенин В.А.Педагогика: Инновационная деятельность. Изде 2е доп.: М., 2006. 8.Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест. М.: Рос. Пед. Агенство, 1995.9.Шостром Э. Человекманипулятор. М.: АпрельПресс, 2008.