Влияние дистанционных предметных и творческих конкурсов и викторин на учебную мотивацию воспитанников детского дома

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Журавлева Ю. А. Влияние дистанционных предметных и творческих конкурсов и викторин на учебную мотивацию воспитанников детского дома // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3921–3925. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85785.htm.
Аннотация. В данной статье описан опыт работы по формированию положительной учебной мотивации у воспитанников детского дома.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Журавлева Юлия Алексеевна,Воспитатель,ГКОУ РО детский дом №3 г.Таганрогаzhuravleva91@mail.ru

Влияние дистанционных предметных и творческих конкурсов и викторин на учебную мотивацию воспитанников детского дома

Аннотация.В данной статье описан опыт работы по формированию положительной учебной мотивации увоспитанников детского дома.Ключевые слова:учебная мотивация, самооценка, портфолио, социализация

Проблема изучения учебной мотивации у воспитанников детского дома имеетособую актуальность,в связи с особенностью их статуса по сравнению с детьми из семей. Проблемой мотивов, мотивационной сферы деятельности и поведения занимались ведущие зарубежные ученые: В. Врум, Ф. Герцберг, Э. Лоулер, А. Маслоу, Д. Мак Клелланд, Л. Портер, X. Хекхаузен и др. В отечественной науке данная проблема получила освещение в трудах В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, B.C. Ильина, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, B.C. Мерлина, Н.И. Мешкова, В.М. Миниярова, В.Ф.Паламарчука, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной Г.И. Щукиной, П.М. Якобсона, Н.Н Ярушкина и др.Мотивация учения –это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением воспитанникак этой деятельности.Мотивацию неследует рассматривать, как верхний слой айсберга:хочет или не хочет ребенок учитьсяДля формирования мотивов учения у воспитанников детского доманеобходимо создавать условия для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их воспитанникоми дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Воспитатель детского дома при этом должен стимулироватьеё развитие системой психологически продуманных приёмов.

В нашей практике мы стараемся вырабатывать у ребенка привычку оценивать себя самого, сравнивать собственные результаты и достижения. По нашему мнению, воспитатель обязан быть оптимистом и в каждом видеть возможности для реализации ребенка в социуме, а также обладать высокой терпимостьюк непохожести человека на других.Процесс формирования мотивации учебной деятельности очень сложен,и требует решения следующих задач:

воспитанник долженполучатьудовлетворениеот проделанной работы, необходимо поддерживать интерес ребенка к выполняемой работе, задания должны соответствовать уровню развития ребенка, и ондолжен быть уверен, что выполнит ее успешно;

необходимо учитывать индивидуальные способности воспитанника. Интеллектуальное развитие воспитанников детского доманаходиться на невысоком уровне, так какотягощено педагогической и психологической запущенностью. Поэтомуиндивидуализация обучения в условиях детского дома обеспечит личностный рост. Важно организовать работу так, чтобы ребенок сам увидел свой рост;

чтобы не снижать мотивацию учения, не переходить на стремление получать «хорошие отметки», а не знаниянеобходимо давать качественную характеристику оценки: положительные и отрицательные моменты, рекомендации для получения более высоких результатов.Приёмы деятельности воспитателя, способствующие формированию мотивации учения:

создание благоприятной общейатмосферыв группе, включение воспитанника детского дома в коллективистические формы организации разных видов деятельности, отношения сотрудничества воспитателя и воспитанника;

привлечение воспитателем детейк оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки, после конкурсов и различных мероприятий,концертов проводить рефлексию;

совершенствование профессионализма педагога, применение различныхметодик, умение интересно и занимательноизлагать информацию(занимательные примеры, факты, опыты), использование эмоциональностиречи для привлечения детей к материалам.

умелое применение поощрений и порицаний.Для успешного формирования положительной мотивации к учению необходимо формирование трех компонентов –интеллектуального, эмоционального, волевого –на протяжении всего периода пребывания воспитанника. При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два другие. Особенно ярко это проявляется в процессе эмоционального и волевого компонентов. Например, для того, чтобы получить удовлетворение от хорошей оценки, воспитаннику надо формировать определенный уровень понятий, правил, расширять знания, хорошо выучить урок, т.е. проявить волевые усилия. Хороший результат в развитии мотивационноволевой сферы играет наличие тетради “Дневникуспеха”, где ребенок отражаетдостигнутые успехи.Для развития волевого компонента необходимоучить воспитанников осознанно принимать те или иные задания; варьировать меру и форму помощи со стороны; осуществляю дифференцированный подход к воспитанникам. Для импульсивных воспитанников применятьзамедление темпа подготовки домашних заданий, проговаривание учебных действий и операций, дозирование учебной информации, ее характера.Помощь воспитателя не должна сводиться только к подсказкам правильного решения, а нужно добиваться осмысления изученного.Главным фактором продуктивности познавательной сферы является эмоциональная связь воспитателя и воспитанников.Концепция модернизации российского образования гласит: «Важнейшие задачи образования –формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию» образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и творческих способностей.Инновационный поиск новых средств организации образовательного процесса приводитк пониманию того, что для воспитания творческой личности нужны и новые формы и методы обучения. А они, конечно, немыслимы без применения информационных технологий, компьютерных в первую очередь. Источниками изменений в опыте работы послужили и требования современного общества, рынка труда к специалистам: квалифицированные, предприимчивые, максимально использующие свои творческие задатки, имеющие высокий уровень владения современными технологиями.На мой взгляд, формирование условий для стимулирования познавательной активности воспитанниковчерез использование современных информационно коммуникационных технологий является, ключом к решению проблем, связанных с развитием интеллектуального и творческого потенциала современного ребенкашкольника. В практике работы использую следующие дистанционные формы работы: многопрофильные дистанционныепредметные олимпиады, викторины, творческие конкурсы, игры. При организации участия детей в дистанционных конкурсах вдвигаются следующие цели и задачи:1.Выявление творческих воспитанников, их поддержка и поощрение.2.Выявление и развитие познавательных и творческих способностей воспитанников, расширение их кругозора.3.Развитие чувства солидарности, здорового соперничества.4.Предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения и региона в рамках открытых творческих конкурсов.Главным результатом участия в различных олимпиадах и конкурсах является формирование у воспитанниковустойчивого познавательного интереса к окружающему миру, формирование адекватной самооценки.Дистанционный конкурс увлекательная и эффективная форма занятий.Среди многообразия конкурсов воспитатель всегда сможет подобрать мероприятиедля всех категорий воспитанников отначальной школыдо старшей школы. Дистанционные конкурсы по своей природе можно считать уникальными –они объединяют не только ученика и воспитателянаставника, но и огромное количество людей из других городов и стран. Детямнравится соревноваться с другими ребятамииз городов России и стран ближнего зарубежья. Такая коммуникация стала возможна благодаря новым компьютернымтехнологиям.Использование такой уникальной формы деятельности имеет множество положительных сторон:

воспитанник может выполнять задание вудобное для неговремя;

интересные задания и головоломки способствуют повышениюмотивации к изучению предметов школьной программы;

воспитанниксовершенствует навыки работы на компьютере, которые очень важны для современных детей, получает опыт заполнение бланков ответов, которые часто сделаны по образцу бланков ответов ЕГЭ;

результаты участия в конкурсах, позволяют участникам создать личное портфолио.Использование компьютерных технологийсоздаёт атмосферу творческого поиска, помогающую воспитанникукак можно более полно раскрыть свои способности, существенно повышает уровень знаний, творческую и познавательную активность.Являясь обыкновенным воспитателем, я выступила инициатором и организаторомпо привлечению своих коллег, а также наших воспитанниковк участию во Всероссийских и международных творческих конкурсах. Дети принимают активное участие в различных Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах с 2012 года и занимают призовые места.Воспитанники приняли активное участие в различныхмероприятиях и заняли большое количество призовых мест. Дети награждены дипломами, сертификатами. Педагоги, подготовившие победителей Всероссийских конкурсов, награждены благодарственными письмами и дипломами победителя.За 3 года работы с использованием дистанционных конкурсов на примере моей группы (6 человек участвуют постоянно в предлагаемых конкурсах и олимпиадах) можно отметить следующие результаты:1.Воспитанники повысили уровень знаний по предметам (русский язык, математика, окружающий мир,история).2.4 воспитанника стали хорошистами по итогам 2 последних лет, а 2 уменьшили количество удовлетворительных отметок.3.2 воспитанников перешли из коррекционного класса в класс с традиционной формой обучения. 4.У детей повысилась самооценка, дети стали более активны и инициативны на всех мероприятиях.5.

У каждого ребенка создано портфолио, где можно проследить индивидуальный рост.Таким образом, дистанционныеконкурсы–это новая и эффективная форма работы с детьми, которую мы можем предложить современному школьнику, положительно влияющая на личность, способствующая благоприятной социализации.

Ссылки на источники1.Алексеев Н.Г. и др. Концепция развития творческой деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2002.2. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://naukapedagogika.com/psihologiya190007/dissertaciyaosobennostimotivatsiiuchebnoydeyatelnostivospitannikovdetskogodoma0 [5.05.2015]

3.Борзенкова Е.А. Выступление на заседание педагогического совета «О модели повышения учебной мотивации воспитанников средствами меж предметной интеграции в условиях перехода на новые образовательные стандарты» http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/11025.html[5.05.2015]4.Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С.2212375.Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1990.6.Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. №2. М., 1995.С. 1645.7.Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996. С. 1037.8.Еремченко Ж.Н.Дистанционные конкурсы как ведущий механизм развития интеллектуальных и творческих возможностей личности ребенка // http://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2015/03/08/distantsionnyekonkursykakvedushchiymekhanizm[5.05.2015]9.Корчак, Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / Я. Корчак. –М.: Знание, 1990. –129 с.10.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –М., 2000.11.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. –М.: ТЦ Сфера, 2003. –С. 18 –27

12.Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. –М.: МО РФ, 2001.13.Хуторской. А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций/ Интернетжурнал. «Эйдос».http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. 2009.14.Ярославцева Е.И. Человек в цифровом мире: компенсаторные возможности интерактивных технологий. http://inot.rsuh.ru/news.html?id=79793. 2009.[5.05.2015]