Организация внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС нового поколения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пронина Л. Н. Организация внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС нового поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3916–3920. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85784.htm.
Аннотация. В условиях реализации ФГОС нового поколения актуализируется функция внутришкольного контроля. Помимо традиционных, объектами контроля становятся система работы по формированию универсальных учебных действий учащихся, организация проектной деятельности, сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности на уроке и во внеурочной деятельности; дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пронина Лариса Николаевна, кандидат педагогических наук,доцент кафедры технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образованияГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»г. Тулаlarisa.pronina.55@mail.ru

Организация внутришкольного контроля

в условиях реализации ФГОС нового поколения

Аннотация.В условиях реализации ФГОС нового поколения актуализируется функция внутришкольного контроля. Помимо традиционных, объектами контроля становятся система работы по формированию универсальных учебных действий учащихся, организация проектной деятельности, сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности на уроке и во внеурочной деятельности; дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения.Ключевые слова:качество образования, ФГОС, объекты внутришкольного контроля.

Государственная политика в области образования ориентирует современную школу на решение проблемы обеспечения нового качества образования, соответствующего общественным запросам. Ставка делается на формирование компетентностей личности, ориентированной на «образование через всю жизнь»,т.е. постоянное саморазвитие. Эта идея является основополагающей в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (далее –ФГОС). Успешность ее реализации зависит от многих факторов, и в первую очередь –от того, смогут ли существующие системы управления школой целенаправленно и последовательнообеспечить управление качеством образования.Качество образования рассматривается нами как комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентностей обучающихся в соответствии с установленными критериями и показателями. ФГОС устанавливает комплекс минимальныхи достаточных требований, отражающих потребность и условия современного этапа общественного развития, а такжезакрепляет тот позитивный опыт, который накоплен в нашей стране и за рубежом в области подготовки выпускников. Установленные государственныестандартыявляются гибким ограничителем, имеют вполне определенную и выверенную степень обязательных требований пообъемам, структуре, содержанию и форме подготовки выпускников.Сегодня стандарты являются главным средством государственного регулирования качества образования. По требованиям, зафиксированным в стандарте, осуществляется контроль деятельности образовательного учреждения в виде внутришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО), аттестации и аккредитации. Эти требования являются критериями оценки деятельности образовательного учреждения. На их основе осуществляется сравнительный анализ образовательных программ и изучение опыта развития образования.Система управления качеством это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели.

Управление качеством образования это не только достижение его определенного уровня, но и обеспечение позитивной динамики его изменения.ФГОСнового поколения ставят новые задачи перед системой управления школой, предъявляя новые требования к традиционным управленческим функциям, среди которых, наряду с анализом, планированием, организацией, руководством, приобретает особое значение функция контроля. Под внутришкольным контролем (ВШК) понимается проведение членами администрации и служб школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативноправовых актов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования. Основной целью этой функции становится совершенствование учебновоспитательного процесса на основе системнодеятельностного подхода с учетом индивидуальных особенностей и возможностей участников образовательного процесса. Система внутришкольного контроля должна быть направлена на решение таких задач, как

исполнение педагогическим коллективом законодательства в области образования; выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативноправовых актов, принятие мер по их пресечению; анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта иустранению негативных тенденций;

оказание методической помощи педагогическимработникам в процессе контроля;

отработканаиболее эффективныхтехнологийорганизации учебной деятельности школьниковпри изучении различных предметов, сочетающихв себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся, которые определяют развитие личности;

разработкасистемы диагностики, отслеживающейдинамику развития учащихся; изучающейсостояние межличностных отношений учителя и учащегося, учащегося и учащегося; фиксирующейуровень образованности на каждом этапе школьного обучения;

совершенствованиесистемывнеурочнойдеятельности посредством разработки совокупности программ: досуговая деятельность; внеучебная деятельность по предмету;

эффективнаяреализацияпрофессиональнодеятельностногопотенциалапедагогического коллектива и администрации в процессе их деятельности;

разработкаформыучета достижений учащихся по предметам, позволяющейпроследить личные успехи и неудачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся.Администрация школы –субъекты управления, осуществляющие ВШК, –помимо традиционных объектов контроля (реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение утвержденных учебныхграфиков,соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов ОУ,соблюдение порядка текущего контроля успеваемости, проведения итоговой аттестации обучающихся и т. д.) сегодня должны определить для себя приоритетными такие объекты контроля, как

реализация современного методического обеспечения в образовательном процессе;организация психологопедагогического сопровождения образовательного процесса;деятельность школы по здоровьесбережению(соответствие требованиям САН ПиН, организация питания, медицинское сопровождениевцелях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников ОУ);система работы педагогов по формированию универсальных учебных действий обучающихся ;организация проектной деятельности; владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями, включая самоконтроль, самоанализ, саморефлексию; дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения; планирование целей урока на языке наблюдаемых действий учащихся;совместная деятельность учителя и обучающегося; наличие положительного эмоционального микроклимата; умение учителя отбирать содержание учебного материала; способность учителя к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности; умениепедагога корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развитияиспользование финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами.Эти объекты, отражающие концептуальные основы новых стандартов, должны быть постоянно в поле зрения руководителей школы, сопровождающих служб. В связи с этим возникает необходимость новых подходов к планированию ВШК, его структуре. В практике управления школой накоплен большой опыт планирования ВШК, существует немало методических рекомендаций по его структуированию и оформлению. Однако изучение опыта руководителей школ Тульской области позволяет сделать вывод, что в планах ВШК недостаточно представлены вышеперечисленные объекты управленческого воздействия, основной акцент делается на объекты традиционные. Кроме того, не прослеживаются целесообразность, оправданность и системность такихметодологических характеристик, как формы, методы, виды контроля, задействование потенциала педагогического коллектива и общественности в привлечении новых субъектов контроля, что вконечном счете не способствует решению поставленных задач и не обеспечивает логику принятия управленческого решения.В связи с этим возникает необходимостьв регламентации осуществления контролирующей функции. Она должна осуществляться в соответствии с разработанным Положением о ВШК, определяющим «правила игры» для всех участников образовательного процесса. Методические рекомендации по содержанию такогоположения составленына кафедре технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образования ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» (приложение).Управление качествомобразованияневозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех участников образовательного процесса. А для этого необходимо, чтобы были понятны цели этого управления и позитивный результат для каждого участника процесса реализации новых образовательных стандартов. Управление качеством, участие в ВШК

это не дополнительная нагрузка, а соответствующая качеству организация работы, ее технология. Управление качеством должно облегчать деятельность, а не усложнять ее. В этом основная трудность системы управления качеством и суть ее проектирования и формирования.При этом нельзя управление качеством сводить только к контролю качества. Оно включает, так же,как любое управление, основные, функции: мотивация, организация, планирование, корректирование, анализ и исследование качества. Наконец, это изменение сознания и мышления педагога, позволяющее отказываться отстарых схем понимания проблем, их оценок и подходов к решению. Потребность в новомкачестверождается в сознании человека, оно разрушает стереотипы и догмы мышления. Качествообразования

это определенный путь развития, это не столько решение проблем, сколько их поиск и выбор.ПриложениеПримерное положение о внутришкольном контролеI. Общие положения1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом № 273 "Об образовании в РФ», Уставом образовательной организации (ОУ),Положением о внутришкольной (региональной, муниципальной) системе оценки качества образования и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля в ОУ(далее –ВШК).1.2.ВШК—главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. 1.3. Положение о ВШКутверждается педагогическим советом ОУ, имеющим право вносить в него изменения и дополнении. II. Система внутришкольного контроля2.1. ЦельВШК

совершенствование учебновоспитательного процесса на основе системнодеятельностного подхода с учетом индивидуальных особенностей и возможностей участников образовательного процесса. 2.2. Задачи ВШК:

отслеживание исполнениязаконодательства в области образования;

выявление и анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

изучение результатов деятельности педагогических работников, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.2.3. Функции ВШК:

информационноаналитическая;

контрольнодиагностическая;

коррективнорегулятивная;

мотивационная.2.4. СубъектыВШК

директор школы, его заместители, руководители служб, представители общественности. Кучастию в осуществлении ВШК могут быть привлеченысторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты,наделенные соответствующими полномочиями.

2.5. ОбъектыВШК:

соблюдениезаконодательства РФ в области образования;

проведениегосударственной политики в области образования;

создание условий для осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями государственных стандартов;

использованиефинансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;

организация и реализация современного методического обеспечения в образовательном процессе;

реализацияутвержденных образовательных программ и учебных планов,предметных рабочих программ и программ внеурочной деятельности, соблюдение утвержденных учебных графиков;

соблюдениеустава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов ОУ;

соблюдениепорядка проведения итоговой аттестации обучающихся и. текущего контроля успеваемости;

здоровьесберегающая деятельность;

организация психологопедагогического сопровождения образовательного процесса;

другиевопросыв рамках компетенции субъектов.2.6. При оценке деятельности педагогических работников в ходе ВШК учитываютсяследующие показатели:

выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение контрольных и практических работ);

выполнение программ внеурочной деятельностив соответствии с образовательной программой;

уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся;

степень самостоятельности обучающихся;

владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

система работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся ;

организация проектной деятельности;

дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;

совместная деятельность учителя и обучающегося;

состояние эмоционального микроклимата;

умение педагога отбирать содержание учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение обучающимися системы знаний);

способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

умение корректировать свою деятельность;

умение обобщать свой опыт;

умение составлять и реализовывать план своего развития. 2.7. Методы ВШК

изучение документации, включая портфолио учителя и учащихся;

мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся;

наблюдение;

посещение и анализ уроков;

письменная проверка знаний (контрольная работа, письменный опрос, тестирование, анкетирование);

устный опрос;

беседа.2.8. ВШКможет осуществляться в виде плановых или оперативных проверок. 2.9. Виды ВШК:

предварительный —предварительное знакомство;

текущий —непосредственное наблюдение за учебновоспитательным процессом;

итоговый —изучение результатов работы ОУ, педагогов зачетверть, полугодие, учебный год.2.10. Формы ВШК:1. Персональныйконтрольпредполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного педагога.

2. Тематическийконтроль, проводится по отдельным проблемам деятельности ОУ(индивидуализация, дифференциация, уровень сформированности УУД, активизацияпознавательной деятельности обучающихся, организация проектной деятельностии др.). Темы контроля определяются в соответствии с программой развития ОУ, проблемноориентированным анализом работы ОУпо итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионеи стране.

3. Классно –обобщающийконтрольнаправлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

4. Комплексный контрольпроводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в ОУв целом или по конкретной проблеме.III. Организация ВШК3.1.На начало учебного года разрабатывается и решением педагогического совета ОУ (или директора) утверждается план ВШК на учебный год.3.2.В соответствии с определенными целями, видами ВШК директор издает приказ (распоряжение) о сроках и теме предстоящихпроверок, устанавливает сроки предоставления итоговых материалов.3.3.Процедуре ВШКпредшествует инструктирование должностных лиц по процедуре его проведения.3.4.Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий.3.5.Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК.3.6.Экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой ОУ.3.7.При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны его сроки. Вэкстренных случаях директор и его заместители могут посещать учебные занятияучителей без предварительного предупреждения.3.8.При проведении оперативных проверок, а также в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения занятий (экстренным случаем считается письменная жалоба онарушенииправ ребенка, законодательства об образовании).3.9. Основания для ВШК:

заявление педагогического работника на аттестацию;

плановый контроль;

проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.3.11. Результаты ВШКоформляются в виде аналитической справки, справки о результатах ВШК, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в ОУ; итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников ОУв течение семи дней с момента завершения проверки, что подтверждается их подписью.

3.12. В случае несогласия с выводами и рекомендациями по итогам ВШК педагогические работники имеют правообратиться вконфликтную комиссию ОУ или в вышестоящие органы управления образованием.III. Заключительные положения4.1. По итогам ВШКв зависимости от его формы, целей изадач, а также с учетом реального положения дел:

проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания и др.;

сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел ОУ;

результаты ВШКмогут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы. 4.2. Директор ОУпо результатам ВШК принимает следующие решения:

об издании соответствующего приказа;

об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;

о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов;

о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

о поощрении работников;

иные решения в пределах своей компетенции.4.3. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.