Организация учебного процесса в вузе на основе модульной системы
Выпуск:
ART 85789
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шутикова
М.
И. Организация учебного процесса в вузе на основе модульной системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3941–3945. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85789.htm.
Аннотация. Модернизация российского образования связана с реализацией основной цели профессионального образования – подготовкой квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Текст статьи
Шутикова Маргарита Ивановна,доктор педагогических наук, профессор кафедры информационнокоммуникационных технологий ГБОУ ВПО АСОУ raisins_7@mail.ru
Организация учебного процесса в вузе на основе модульной системы
Аннотация. Модернизацияроссийского образования связана с реализацией основной целипрофессионального образования –подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.Ключевые слова:Образовательный процесс, кредитномодульная система, зачётные единицы, модуль.
Мировые, европейскиеинтеграционные процессы,как в областяхэкономики, так и образования, вхождение в Болонский процесс требуют коренной перестройки содержания и форм обучения, отказа от традиционной предметной системы образовательного процесса, перехода к системе кредитных, зачётных единиц. Именно это, по мнению ведущих специалистов в области высшего образования, наиболее сложная сторона вхождения российской высшей школы в единое образовательное пространство Европы. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программпозволит предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создаст условия для совершенствования и диверсификации образовательных технологий. Кредитомодульная система тесным образом связана модульной системой обучения.Концепция модульного обучения в настоящее время не регламентирована, а поэтому в качестве модулей определяется широкий диапазон понятий –от лекции или семинара до сложных модульных систем с междисциплинарными элементами. Идея гибкой, адаптированнойк потребностям студентов программы обучения положительно воспринимается всеми участниками образовательного процесса.
Проектирование модульной структуры организационных, учебно –методических материалов (УММ), создание достоверной методики расчета и реализации модульной учебноинформационной структуры, системы учебных кредитов преподавателей и студентов с возможностями формирования индивидуальных учебных планов, систем виртуальных учебных курсов на основе новой обобщенной модели информационно коммуникационной среды учебного процесса,в целом,требуют системного подхода. При проектировании, необходимо,учитывать комплекс концептуальных положений, определяющих развитие системы образовательной подготовки специалистов, включающий:1)принципы, тенденции и механизм развития системы подготовки специалистов, разработанные с учетом изменений требований к результатам подготовки;2)программно технологические основы формирования кредитномодульной учебно –организационной среды, как конфигуратора системы подготовки специалистов, разработанные с учетом интеграции требований личности, производства, государства к качеству подготовки в системе профессионального образования, продуктивного отечественного и международного опыта; 3)концептуально –методические и технологические основы развития системы подготовки специалистов, содержащие необходимые технологические решения, систему консультационнометодической подготовкии ограничения контрольнооценочной деятельности, без которых невозможно получение достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях.Комплексная методика применения интегрированной модели расчёта, учета, формирования учётнокредитных единиц, предполагающая информационно
коммуникационное сопровождение является актуальной задачей для многих современных вузов страны и разработка такой методики, в целом, будет способствовать повышению качества учебного процесса.Кредитномодульное обучение реализует эффективную подготовку квалифицированныхспециалистов по гибким планам и программам для обучающихся поразличным направлениям образования. Модульное обучение является инновацией на российском рынке образовательных услуг. Кредитномодульная системаорганизации учебного процесса предусматривает решение следующих задач: деление материала дисциплины на модули проверкой усвоения каждого модуля; использование более широкой шкалы оценки знаний; повышение объективности знаний; стимулирование систематической самостоятельной работы студентов на протяжении семестра; внедрение здоровой конкуренции в обучении. Модульное обучение представляет собой переход от информационнорецептурных систем обучения к развивающему самоуправляемому обучению. Содержание любой учебной дисциплины отличается от содержания соответствующей области науки каккачественными,так и количественными параметрами. Для учебного курса отбираются базисные знания; прикладные аспекты курса разрабатываются с учетом специальности, то есть курс профилируется; кроме того, выполняющий учебные задачи курс соответствующим образом структурируетсяв модульной технологии.Под модулем будем понимать логически завершеннуючасть учебного материала, обязательно сопровождаемуюконтролем знаний и умений студентов. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней иливажней модуль, тем большее число баллов (кредитов) ему отводится. Контроль по модулям обычно производится 3—4 раза в семестр, в него входят зачет или экзамен по курсу.Модуль содержит познавательную и учебнопрофессиональную части. Первая формирует теоретические знания, вторая —профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля, включая самостоятельную работу студентов,должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического мастерства преподавателя.При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля, содержание и формы итогового контроля.Учебный материал в рамках модуля разбивается на обособленные, дидактические определяемыеэлементы. В отличие от программированного обучения, где учебный материал делят на части (порции, шаги) и располагают их по принципу постепенного усложнения, в модульном обучении перед каждым элементом ставится вполне определенная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение.При делении учебного материала на отдельные модули необходимо учитывать следующиеположения:1) в модульной программе следует точно указать комплексную дидактическую цель;2) в начале каждого модуля нужно сформулировать интегрирующие дидактическиецели, а в начале каждого элемента —конечные цели обучения в качестве результата деятельности;3) модули должны быть автономными и периодически обновляться, а также дополняться каждый независимо друг от друга;
4) содержание модулей необходимо подчинять логике мыслительной или практической деятельности; 5) в целях развития профессионального творческого мышления содержание учебного материала модулей следует излагать на основе проблемного подхода к усвоению знаний; 6)содержание модулей и методические руководства по их усвоению могут варьировать в зависимости от способностей, способов усвоения и уровня подготовленностиобучаемых.Контрольнорегулировочный компонентмодульного обучения обеспечивается наборами тестов, контрольных вопросов, заданий для самообразования, творческих заданий и т.п. Информацию о состоянии системы знаний, умений и навыков обучаемых преподаватель может получать по результатам «входных»тестов для актуализации понятий, методик, выявления уровня профессионального мастерства. Применяются текущие, промежуточные и итоговые тесты, что вполне согласуется с соблюдением педагогических правил реализации принципа гибкости, согласно которым, для индивидуализации содержания обучения необходимо проводить входную диагностику знаний. Она должна строиться таким образом, чтобы по ее результатам легко можно было сконструировать конкретный модуль.При модульном обучении возрастает удельный вес организации самостоятельной работы слушателей, чему и призвано служить модульное структурирование учебного курса. Самостоятельная работа должна предусматривать большое разнообразие форм: от выполнения частных заданий до изучения целых модулей итворческих работ на длительный срок.Процесс построения модульной программы курса начинается с определения ее структуры. Прежде всего, исходя из принципов целевого назначения базиса дисциплины и сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей, необходимо сформулировать общую дидактическую цель курса, которая и будет реализовываться модульной программой.По каждому модулю курса определяется дидактическая задача, которая, в свою очередь, определяет выбор содержания учебного элемента. Соответственно разрабатываются учебный материал с указанием заданий и методическое руководство по достижению дидактических целеймодуля.Учебный материал строится таким образом, чтобы актуализировать знания обучаемых по предыдущим темам, применять современные личностноориентированные технологии, вопросы, задания для самостоятельной работы и т.п. При уточнении сущности определений предусматриваются разные точки зрения, подходы. Это делается для того, чтобы студент самостоятельно выбрал и отстоял свою позицию.Учебный материал курса разбивается на отрезки, подлежащие усвоению в соответствии с планом (исходя из объема темы, продолжительности семестра).По окончании изучения учебного фрагмента проводится итоговый контроль, с помощью которого дается количественная характеристика результатов.Модульная программа –это очень детальный планграфик изучения модуля(комплекса дисциплин, дисциплины, раздела и т.п.), нокоренное отличие от календарнотематического плана видно из перечисления всего, что должно входить в модуль, а именно: 1. Интегрирующая общая дидактическая цель изучения всего модуля;
2.Структурированное содержаниеучебного материала;3. Перечень требований к знаниям и умениям учащихся. 4. Распределение учебного материала по занятиям. 5. Специфические цели на каждом этапе учебных занятий. 6. Определение вида деятельности обучаемого на каждом занятии. 7. Переченьконтрольных вопросов и задач для самоконтроля учащихся. 8. Контроль преподавателя (устный опрос, контрольная работа и т. п.). Еще одно отличие: план учебной работы над отдельным модулем, т. е. собственно сама модульная программа, должнабыть обязательнодоведена до сведения всех учащихся. Необходимоучитыватьто, что задачи обучения могут с течением времени изменяться, а учебный материал периодически пересматриваться и обновляться в связи с непрерывным развитием науки и образования. Поэтому в структуре модуля должны быть представлены инвариантная (постоянный базовый компонент) и вариативная части, зависящие как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления специализации.При системной разработке содержания курса и его модулей исключается дублирование в изучении дисциплины и появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс деятельностных модулей, которыемогут служить практические занятия и лабораторные работы, семинары и деловые игры, самостоятельная и научноисследовательская работа слушателей под руководством преподавателя, курсовое проектирование, написание рефератов и др.Проектирование на основе вышеизложенных требований и разработка информационной модели учебного процесса на базе кредитномодульного подхода в системе высшего профессионального образования, коммуникационное сопровождение которой даст возможность систематизировать, структурировать и приблизить учебный процесс к европейским стандартам.Таким образом, одной из важнейших задач, которую необходимо решить российской высшей школе в рамках согласованной программы действий странучастниц Болонского процесса по созданию единого европейского пространства высшего образования, является переход кмодульной системе организации учебного процесса ивыражению трудоёмкости обучения в зачётных (кредитных) единицах.
Ссылки на источники1. Шутикова М.И., Чеснокова И.А., Суеткина М.А. Кредитно –модульная система учебного процесса в вузе на основе информационно –коммуникационного сопровождения. Монография. –Мво образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Череповецкий гос. унт", Гуманитарный инт. Череповец. 2011.–112с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=201297242. Шутикова М.И. О моделях учебного процесса в системе зачётных единиц// Информатика и образование. 2010.№3. –с. 114 –118./ .М. И. Шутикова, И.А. Чеснокова. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17770936
Организация учебного процесса в вузе на основе модульной системы
Аннотация. Модернизацияроссийского образования связана с реализацией основной целипрофессионального образования –подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.Ключевые слова:Образовательный процесс, кредитномодульная система, зачётные единицы, модуль.
Мировые, европейскиеинтеграционные процессы,как в областяхэкономики, так и образования, вхождение в Болонский процесс требуют коренной перестройки содержания и форм обучения, отказа от традиционной предметной системы образовательного процесса, перехода к системе кредитных, зачётных единиц. Именно это, по мнению ведущих специалистов в области высшего образования, наиболее сложная сторона вхождения российской высшей школы в единое образовательное пространство Европы. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программпозволит предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создаст условия для совершенствования и диверсификации образовательных технологий. Кредитомодульная система тесным образом связана модульной системой обучения.Концепция модульного обучения в настоящее время не регламентирована, а поэтому в качестве модулей определяется широкий диапазон понятий –от лекции или семинара до сложных модульных систем с междисциплинарными элементами. Идея гибкой, адаптированнойк потребностям студентов программы обучения положительно воспринимается всеми участниками образовательного процесса.
Проектирование модульной структуры организационных, учебно –методических материалов (УММ), создание достоверной методики расчета и реализации модульной учебноинформационной структуры, системы учебных кредитов преподавателей и студентов с возможностями формирования индивидуальных учебных планов, систем виртуальных учебных курсов на основе новой обобщенной модели информационно коммуникационной среды учебного процесса,в целом,требуют системного подхода. При проектировании, необходимо,учитывать комплекс концептуальных положений, определяющих развитие системы образовательной подготовки специалистов, включающий:1)принципы, тенденции и механизм развития системы подготовки специалистов, разработанные с учетом изменений требований к результатам подготовки;2)программно технологические основы формирования кредитномодульной учебно –организационной среды, как конфигуратора системы подготовки специалистов, разработанные с учетом интеграции требований личности, производства, государства к качеству подготовки в системе профессионального образования, продуктивного отечественного и международного опыта; 3)концептуально –методические и технологические основы развития системы подготовки специалистов, содержащие необходимые технологические решения, систему консультационнометодической подготовкии ограничения контрольнооценочной деятельности, без которых невозможно получение достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях.Комплексная методика применения интегрированной модели расчёта, учета, формирования учётнокредитных единиц, предполагающая информационно
коммуникационное сопровождение является актуальной задачей для многих современных вузов страны и разработка такой методики, в целом, будет способствовать повышению качества учебного процесса.Кредитномодульное обучение реализует эффективную подготовку квалифицированныхспециалистов по гибким планам и программам для обучающихся поразличным направлениям образования. Модульное обучение является инновацией на российском рынке образовательных услуг. Кредитномодульная системаорганизации учебного процесса предусматривает решение следующих задач: деление материала дисциплины на модули проверкой усвоения каждого модуля; использование более широкой шкалы оценки знаний; повышение объективности знаний; стимулирование систематической самостоятельной работы студентов на протяжении семестра; внедрение здоровой конкуренции в обучении. Модульное обучение представляет собой переход от информационнорецептурных систем обучения к развивающему самоуправляемому обучению. Содержание любой учебной дисциплины отличается от содержания соответствующей области науки каккачественными,так и количественными параметрами. Для учебного курса отбираются базисные знания; прикладные аспекты курса разрабатываются с учетом специальности, то есть курс профилируется; кроме того, выполняющий учебные задачи курс соответствующим образом структурируетсяв модульной технологии.Под модулем будем понимать логически завершеннуючасть учебного материала, обязательно сопровождаемуюконтролем знаний и умений студентов. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней иливажней модуль, тем большее число баллов (кредитов) ему отводится. Контроль по модулям обычно производится 3—4 раза в семестр, в него входят зачет или экзамен по курсу.Модуль содержит познавательную и учебнопрофессиональную части. Первая формирует теоретические знания, вторая —профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля, включая самостоятельную работу студентов,должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического мастерства преподавателя.При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля, содержание и формы итогового контроля.Учебный материал в рамках модуля разбивается на обособленные, дидактические определяемыеэлементы. В отличие от программированного обучения, где учебный материал делят на части (порции, шаги) и располагают их по принципу постепенного усложнения, в модульном обучении перед каждым элементом ставится вполне определенная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение.При делении учебного материала на отдельные модули необходимо учитывать следующиеположения:1) в модульной программе следует точно указать комплексную дидактическую цель;2) в начале каждого модуля нужно сформулировать интегрирующие дидактическиецели, а в начале каждого элемента —конечные цели обучения в качестве результата деятельности;3) модули должны быть автономными и периодически обновляться, а также дополняться каждый независимо друг от друга;
4) содержание модулей необходимо подчинять логике мыслительной или практической деятельности; 5) в целях развития профессионального творческого мышления содержание учебного материала модулей следует излагать на основе проблемного подхода к усвоению знаний; 6)содержание модулей и методические руководства по их усвоению могут варьировать в зависимости от способностей, способов усвоения и уровня подготовленностиобучаемых.Контрольнорегулировочный компонентмодульного обучения обеспечивается наборами тестов, контрольных вопросов, заданий для самообразования, творческих заданий и т.п. Информацию о состоянии системы знаний, умений и навыков обучаемых преподаватель может получать по результатам «входных»тестов для актуализации понятий, методик, выявления уровня профессионального мастерства. Применяются текущие, промежуточные и итоговые тесты, что вполне согласуется с соблюдением педагогических правил реализации принципа гибкости, согласно которым, для индивидуализации содержания обучения необходимо проводить входную диагностику знаний. Она должна строиться таким образом, чтобы по ее результатам легко можно было сконструировать конкретный модуль.При модульном обучении возрастает удельный вес организации самостоятельной работы слушателей, чему и призвано служить модульное структурирование учебного курса. Самостоятельная работа должна предусматривать большое разнообразие форм: от выполнения частных заданий до изучения целых модулей итворческих работ на длительный срок.Процесс построения модульной программы курса начинается с определения ее структуры. Прежде всего, исходя из принципов целевого назначения базиса дисциплины и сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей, необходимо сформулировать общую дидактическую цель курса, которая и будет реализовываться модульной программой.По каждому модулю курса определяется дидактическая задача, которая, в свою очередь, определяет выбор содержания учебного элемента. Соответственно разрабатываются учебный материал с указанием заданий и методическое руководство по достижению дидактических целеймодуля.Учебный материал строится таким образом, чтобы актуализировать знания обучаемых по предыдущим темам, применять современные личностноориентированные технологии, вопросы, задания для самостоятельной работы и т.п. При уточнении сущности определений предусматриваются разные точки зрения, подходы. Это делается для того, чтобы студент самостоятельно выбрал и отстоял свою позицию.Учебный материал курса разбивается на отрезки, подлежащие усвоению в соответствии с планом (исходя из объема темы, продолжительности семестра).По окончании изучения учебного фрагмента проводится итоговый контроль, с помощью которого дается количественная характеристика результатов.Модульная программа –это очень детальный планграфик изучения модуля(комплекса дисциплин, дисциплины, раздела и т.п.), нокоренное отличие от календарнотематического плана видно из перечисления всего, что должно входить в модуль, а именно: 1. Интегрирующая общая дидактическая цель изучения всего модуля;
2.Структурированное содержаниеучебного материала;3. Перечень требований к знаниям и умениям учащихся. 4. Распределение учебного материала по занятиям. 5. Специфические цели на каждом этапе учебных занятий. 6. Определение вида деятельности обучаемого на каждом занятии. 7. Переченьконтрольных вопросов и задач для самоконтроля учащихся. 8. Контроль преподавателя (устный опрос, контрольная работа и т. п.). Еще одно отличие: план учебной работы над отдельным модулем, т. е. собственно сама модульная программа, должнабыть обязательнодоведена до сведения всех учащихся. Необходимоучитыватьто, что задачи обучения могут с течением времени изменяться, а учебный материал периодически пересматриваться и обновляться в связи с непрерывным развитием науки и образования. Поэтому в структуре модуля должны быть представлены инвариантная (постоянный базовый компонент) и вариативная части, зависящие как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления специализации.При системной разработке содержания курса и его модулей исключается дублирование в изучении дисциплины и появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс деятельностных модулей, которыемогут служить практические занятия и лабораторные работы, семинары и деловые игры, самостоятельная и научноисследовательская работа слушателей под руководством преподавателя, курсовое проектирование, написание рефератов и др.Проектирование на основе вышеизложенных требований и разработка информационной модели учебного процесса на базе кредитномодульного подхода в системе высшего профессионального образования, коммуникационное сопровождение которой даст возможность систематизировать, структурировать и приблизить учебный процесс к европейским стандартам.Таким образом, одной из важнейших задач, которую необходимо решить российской высшей школе в рамках согласованной программы действий странучастниц Болонского процесса по созданию единого европейского пространства высшего образования, является переход кмодульной системе организации учебного процесса ивыражению трудоёмкости обучения в зачётных (кредитных) единицах.
Ссылки на источники1. Шутикова М.И., Чеснокова И.А., Суеткина М.А. Кредитно –модульная система учебного процесса в вузе на основе информационно –коммуникационного сопровождения. Монография. –Мво образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Череповецкий гос. унт", Гуманитарный инт. Череповец. 2011.–112с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=201297242. Шутикова М.И. О моделях учебного процесса в системе зачётных единиц// Информатика и образование. 2010.№3. –с. 114 –118./ .М. И. Шутикова, И.А. Чеснокова. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17770936