Репрезентация власти в творчестве Э. Канетти (на материале эссе «Масса и власть» и романа «Ослепление»)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зозуля Н. М. Репрезентация власти в творчестве Э. Канетти (на материале эссе «Масса и власть» и романа «Ослепление») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3946–3950. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85790.htm.
Аннотация. В данной статье феномен власти рассматривается на материале эссе австрийского писателя Элиаса Канетти (1905–1994) «Масса и власть» (1962), а также на примере его художественной репрезентации в романе «Ослепление» (1935). Персонажи романа последовательно анализируются на предмет наличия или отсутствия в них признаков власти.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЗозуляНатальяМихайловна,магистранткапервогокурсафилологическогофакультетакафедрыисториизарубежныхлитератур,СанктПетербургскийгосударственныйуниверситет,г.СанктПетербург

natalia.zozulya93@yandex.ru

РепрезентациявластивтворчествеЭ.Канетти

(наматериалеэссе«Массаивласть»иромана«Ослепление»)

Аннотация.ВданнойстатьефеноменвластирассматриваетсянаматериалеэссеавстрийскогописателяЭлиасаКанетти(19051994)«Массаивласть»(1962),атакженапримереегохудожественнойрепрезентациивромане«Ослепление»(1935).Персонажироманапоследовательноанализируютсянапредметналичияилиотсутствиявнихпризнаковвласти.

Ключевыеслова:ЭлиасКанетти,власть,масса,«Ослепление»,безумие,МишельФуко,ФридрихНицше

ЭлиасКанетти(Canetti,19051994)–выдающийсяавстрийскийпрозаик,драматургитеоретиккультуры,лауреатнобелевскойпремииполитературе(1981г.)Цельданногоисследованиязаключаетсявизученииспособоврепрезентациивластиимеханизмовеелитературногокодирования,каконипредставленывроманеКанетти«Ослепление»(„DieBlendung‮,1935).Ещевюностистолкнувшисьстакимявлением,какмасса,вовремяпротестовпоповодуубийстваминистраиностранныхделГерманииВалтераРатенау,Э.Канеттирешаетпосвятитьсвоюжизньизучениюфеноменовмассыивласти,результатыкоторогоонпредставитвсвоемсоциологическомтруде«Массаивласть»(„MasseundMacht‮,1962).ВединственномроманеЭ.Канетти,написанномтридцатьюгодамиранее,можноувидетьзачаткитехмыслей,которыезатемписательоформитвсвоейсоциологическойработе.

ТворчествуКанеттивцеломироману«Ослепление»посвященаобширнаянаучноисследовательскаялитература.Исследователямисистематическиотмечаетсяважностьданногоаспектоввластиимассыдляизученияпоэтикипроизведения(кпримеру,вработахН.С.Павловой,К.Зигаит.д.[1],[2]).Вчастности,польскийученыйЯнПапиоружев1984г.высказалмнениеотом,чтовромане«Ослепление»показано,как«гуманистическиевзаимоотношениямеждулюдьмиограничиваютсяотношениямивласти,осуществлениемвластииподчинениемвласти»[3].Всвоюочередь,Т.А.Федяевавпредложенномеюанализероманараскрываетфункциюкарнавальногохронотопаикарнавальнойлогикиоборачиванияв«Ослеплении»,распространяющейся,втомчисле,инаконструирование/деконструированиевластныхотношенийвконтекстесистемыперсонажей[4].Темнеменее,попытокпоследовательногосоотнесенияпроблематикивласти(кактаковойиливсочетаниисфеноменом«массы»)стекстомроманапоканепредпринималось.

Феноменвластизанимаетнапротяжениимногихвековнетолькополитиков,нотакжеифилософов,социологовиписателей.Темнеменее,досихпорнетоднозначногоответанавопрос:«чтотакоевласть?».Изучаяданныйфеномен,ученыеподвергаютанализуотдельныхиндивидовигруппылиц,накоторыхнаправленавласть,механизмывласти,способывоздействияналюдей,видывластии,наконец,самифигурывластителей.«Властьозначаетлюбуювозможностьнавязатьсвоюволюврамкахсоциальныхотношенийвопрекисопротивлениюинезависимооттого,начёмэтавозможностьоснована»[5],

такопределяетвластьнемецкийсоциологМаксВебервсвоейработе«Экономикаиобщество».Однаков

данномопределенииотраженлишьодин–ограниченный–ракурсданноговсеобъемлющегоинепостижимогофеномена.

ИменноваспектевсеохватноститрактуетвластьнемецкийфилософФридрихНицше,считавшийстремлениеквластисущностьюжизни:«Воляквластиможетпроявитьсятолькотогда,когдавстречаетпротиводействие;она,следовательно,ищеттого,чтоможетоказатьейсопротивление»[6].АналогичнуюмысльможновстретитьвтрудахизвестногофранцузскогофилософаМишеляФуко:поегомнению,властьсовмещаетвсебеполюсприложениясилыиполюспротивостоянияэтойсиле.Собственно,именноФукодаетвсвоихработах1970хначала1980хгг.сохраняющийсвоюавторитетностьвсеобъемлющийанализявлениявласти.Мыслиученогопоповодуданногофеноменаоформленывомногихегоработах,кпримеру,«Надзиратьинаказывать»,«Интеллектуалыивласть:избранныеполитическиестатьи»,«Историябезумия»,«Историясексуальности»ит.д.М.Фукоуделяетвниманиеименномеханизмамвласти,способамиглубинеихвоздействияна"подчиненных".Приэтомважноотметить,чтоМ.Фукорассматриваетвластьнавсехееуровняхимикроуровнях,ведьтермин"власть"применимнетольковотношениигосударства,властныеотношенияокружаютнасповсюду.ПодвластьюМ.Фукопонимаетнеинститутилиучреждение,а«множественностьотношенийсилы,которыеимманентныобласти,гдеониосуществляются,икоторыеконститутивныдляееорганизации»,«власть

этоненекийинститутилиструктура,некакаятоопределеннаясила,которойнектобылбынаделен;этоимя,котороедаютсложнойстратегическойситуациивданномобществе»[7].

ВдальнейшеманализемыбудетопиратьсянатезисФукоовсеприсутствиивластивсоциуме,учитываяприэтом,однако,итехарактеристикивласти,которыедаетэтомуфеноменусамавтор.Поэтому,преждечемперейтикнашейглавнойзадаче–распределению«властных»отношенийсредисубъектовромана«Ослепление»,необходимоупомянутьосновныехарактеристикивласти,обозначенныеЭ.Канеттивегопозднемэссе«Массаивласть».Впервуюочередь,писательразделяетпонятия«власть»и«насилие»:насилиеможетсопровождатьвласть,новластьневсегдасопряженаснасилием.Насилие–действиеболеепринудительноеинепосредственное,нежеливласть.Оноблизко,ощутимоисиюсекундно,тоестьпроисходитвнастоящиймомент.Втакомслучаеречьнеидетовласти,потомучто,кактолькожертваосвобождаетсяотнасилия,онасвободнаибольшенеможетемуподвергнуться.Еслижетот,ктоосуществляетнасилие,лишьнакакоетовремяосвобождаетжертвуипродолжаетеёконтролировать,тоонобладаетвластьювернутьеёназад.Следовательно,еслинасилиенесиюсекундно,адлитсядолгийпериодвремени,тооностановитсявластью.

Ещеоднимважнымаспектом,непосредственносвязаннымсвластью,являетсяскорость.Скоростьприобладаниивластьювыражаетсялибовспособностидогнать(dasEreilen),либоввозможностисхватить(dasErgreifen).Скоростьвластнойспособностидогнатьпохожанаудармолнии,таккакэтовсегданеожиданно:человекчувствует,чтоможетегонастигнуть,нонезнает,откудаеёждать.Длявозможностисхватитьпоказательнаситуацияразоблачения(dieEntlarvung).Чтобывоздействоватьнажертву,разоблачениедолжнопроизойтивнезапно,какснятиемаски,закоторой,прикрываясьдобродетелью,находилсявраг[8].Наконец,наиболееважныепризнаки,накоторыхцентрируетсявласть,поЭ.Канетти,

этоналичиетайны,слежка(dasBelauern)и«инкорпорирование»властьюличности(точнее,«поглощение»

dasEinverleiben)[9].Наличиетайныспособствуетсохранениювласти,следовательно,ужеодноналичиетайныуличностиможетбытьзалогомобладаниявластью.Слежкаи«поглощение»являютсянеотъемлемымихарактеристикамиудачнойохоты,которая,всвоюочередь,наиболееяркоотражает

стремлениечеловекадобитьсявласти:«Современныйчеловекподстерегает,хватает,проглатываетиперевариваетсвоюжертву,пустьдажеявляясь«цивилизованнее»своегоохотящегосяпредка»[10].Роман«Ослепление»можноназватьутрированнымпримеромпроявленияразличныхвидоввластинабытовомуровне,тоестьречьвроманеидетнеовеликихвождяхиогромномколичествеихприверженцев,аобобычных,напервыйвзгляд,ничемнепримечательныхлюдях.ГлавныйгеройроманаПетерКин–ученыйодиночка,нетребующийдлясебявэтойжизниничего,кромекнигиспокойствия,позволяющегоемупосвящатьвсегосебяскрупулезнымнаучнымштудиям.Ончрезвычайнозамкнутыйчеловек,относящийсяклюдямсвысока,предпочитающийсвоюбиблиотекуихобществу,избегающийобщениябезкакойлибоконкретнойнеобходимости;синолог,полностьюпреданныйсвоейработе;механизм,живущийпочеткоустановленномурасписанию.Напервыйвзглядможетпоказаться,чторечьидетохарактеристикеуверенноговсебе,авторитетногои,безусловно,властногочеловека.ТакимипредстаетпереднамиученыйсинологПетерКиннапервыхстраницахромана.Создаетсявпечатление,будтоавторнамеренноописываетнамтесобытияизжизнисинолога,которыезаставляютнасповеритьвеговластность,хотяпомереразвитиясюжетавсёболееочевиднымстановитсятотфакт,чтоПетерКинедваливластендаженадсамимсобой.

УжевпервойсценероманаПетерКинпредстаетпереднамичеловекомнезаурядногоума,авторитетнымиуверенным.Онзаговариваетсмальчиком,увлеченнорассматривающимвитринукнижногомагазина,ипредлагаетемупосетитьсвоюбиблиотеку,однуизсамыхзначительныхвВене,азатемжалеетобэтомиприказываетэкономкепрогнатьмальчика,потомучтонехочетпревращатьсвоюдорогуюбиблиотекувразвлечениедлядетей.ВнаучныхкругахПетерКинявляетсяпризнаннымиуважаемымученым,каждыйразегонастойчивоприглашаютнанаучныеконгрессы,интересуютсяеголичностью,новсамыйпоследниймоментонотказываетсяотучастиявпубличныхмероприятиях.Опираясьнаотмеченнуювышеважностьаспекта«тайны»дляфеноменавласти,возможнопредположить,чтоученый,которыйниразунепоявилсянинаодномнаучномконгрессеилисимпозиуме,однакоприэтомостаетсяпривлекающейвниманиеиобсуждаемойличностью,явнообладаетнекойвластнойсилой,котораяпозволяетемувладетьумамиученыхдаженарасстоянии.Однаковпоследствии,померераскрытияхарактераПетераКинасразныхсторон,мыубеждаемсявтом,чточеловек,выставляющийбеззащитногомальчиказадверь,ктомуже«руками»экономки,иотказывающийсяотучастиявработенаучныхконгрессов,лишьпотомуисторонитсялюбогообщества,чтонеможетнайтислюдьмиобщегоязыка,чтоврядли

позволяетхарактеризоватьегокаквластнуюличность.Приэтомжеланиеученыхувидетьизвестногосинолога,который,несомненно,внесвесомыйвкладвразвитиенауки,можнообъяснитьпраздныминтересом–впрочем,итотвскореисчезает.Подлинныйвластительжевынужденпостоянноисознательноподдерживатьинтересиуважениексвоейперсоне,чтобынепотерятьзанимаемойпозиции.

Следуетотметить,чтосначалаотношениеПетераКинакегоэкономкеТерезеКрумбхольц,котораяработаетунегоужевосемьлет,заставляетнаспредположить,чтопрофессорхотябывееглазахпредставляетсобойнекуютайну,темсамымвселяявнеёстрахижеланиепроявитьсебяпередсвоимработодателем.Действительно,Кинвызываетнеподдельныйинтересусвоейэкономки,носвязаноэтонесеёуважениемпередначитанностьюпрофессора,асееодержимостьюденьгами.Каждыйгеройроманаодержимчемлибо:Кин–книгамиизанятиемнаукой,Тереза–деньгами,стремлениемразбогатетьиполучитьпризнаниевобществе(и,соответственно,власть:вданнойустановкеличностигероиниявноприсутствуютвластныеинтенциииамбиции).КакжесвязанаодержимостьТерезы

деньгамииневинныйпрофессор,посвящающийвсёсвоёвремякнигам?ДляТерезыименнообразжизниКинаинесетвсебезагадку.ОткудауКинаденьги?Неужеликнигимогутпозволитьчеловекузаработатьприличноесостояние?Вкакойтомоментунеёдажепоявляетсямысль,чтоКинпрячетвкнигахденьги,поэтомутакихиоберегает.Именнонепроясненность(сточкизренияТерезы)ситуацииипозволяетКинунакакоетовремясохранитьпозициюскореесобственника,ноникакневластителя.Впоследствиижеоказывается,чтоТерезатольковременнооказываетсявсостояниипотерянностиинепонимания,она–хорошийстратег,которыйумеетвыжидатьинаблюдатьза«жертвой».ГероиняпытаетсязавладетьдовериемКина,ведетсебясдержанноиспокойно,недаетсебявчемлибоупрекнуть.Витогеполучится,однако,чтоиТерезанетакужнеуязвима,иеёможнообвестивокругпальца,ноэтотвопросзаслуживаетотдельногоанализа.

Постепеннотеряяпозициюсобственникавсвоёмдоме,ПетерКинпредпочитаетнеборотьсязасебяисвоикниги,азакрытьнаэкономкуглаза,причемвпрямомсмыслеэтогослова.Оннамеренноприучаетсебяк«слепоте»,решив,чтото,чегоонневидит,длянегонесуществует.Ещеодинвыход,которыйприходитвголовуКинувсложившейсяситуации,состоитвтом,чтобыпревратитьсявкамень.Кинзадаетсявопросом:«Werwäresodumm,sichanSteindieHandzuverletzen?»[11;171](«Ктотакглуп,чтобыранитьсеберукуокамень?»(пер.С.К.Апт)[12;205]).Онсчитает,чтосвоим«окоченением»сможетнаказатьэкономкузато,чтоонаосмелиласьударитьего.Посути,Кинтакимобразомстремитсяизбежатьситуациипревращениясебявобъектприложениявласти:властьнапредметы,ненаделенныесознанием,нераспространяется.ОднакоподобнаятактикаприводитлишькизгнаниюКинаизегособственногодома,чегоТерезадобиваетсянеобретениемвласти(ею,посутидела,никтовдоменеобладал),анасилием,которое,какизвестно,лишьнавремяпозволяетподчинитьчеловека.Ктомуже,Тереза,длякоторойвласть=деньги,такинесмогладобитьсяотКинажеланнойчековойкнижки,котораяпопрежнемуостаётсяпринём.

АнализируяреакциюКинанапроисходящее,можнопредположить,чтоонсамсчитаетсебявластителем.Онуверенвсвоёмпревосходстведажетогда,когдаегоунижают,бьютивыгоняютиздома.Профессорзадумываетсяненадтем,каконмогтакоедопустить,анадтем,какТерезамоглапозволитьсебеударитьизвестногосинолога:«Siehatteesgewagt,ihnzuberühren,alswäreereingewöhnlicherMensch»[11;171](«Онаосмелиласьдотронутьсядонего,словноонобыкновенныйчеловек»(пер.С.К.Апт)[12;205]).Собственную«необыкновенность»,азначит,ивласть

Кинассоциируетснаучнымзнанием,которымон,несомненно,обладает.ПоэтомуединственнымрешительнымдействиемКинавситуациипротивостояниявластномунатискуТерезыоказывается«мобилизациякниг».Какнастоящийполководец,онвзбираетсянавозвышение(стремянку)иобращаетсяксвоимкнигам,призываяихборотьсясврагом.Кинпроизнотвнушительныеречи,ивответ,какемукажется,онполучаетнескончаемыеовации:«DaerhobsichrauschenderBeifall,esklang,wiewennderSturmdurcheinenWaldvonBlätternfuhr,vonallenSeitenkamenjubelndeZurufe.EinzelneausderMasseerkannteeranihrenWorten»[11;97](«Тутподнялсяшумоваций,казалось,бурявсколыхнулалеслистьев,совсехсторонраздалисьвозгласыликования.Отдельныхбойцоввтолпеонузнавалпоихсловам»(пер.С.К.Апт)[12;127]).Однакодаже«книжные»овацииоказываютсянедолговременными.Еговерныесоратникиотказываютемувпомощи.Обратившиськнемецкимфилософам,онуслышал:«GehlieberzudenEngländern!»[11;100](«Ступайлучшекангличанам!»(пер.С.К.Апт)[12;130]).Затемиангличанеегоразочаровывают,поэтомусдосадыонрешаетповернутькнигикорешкомкстенке.Данныйэпизоддемонстрируетнерелевантностьдлявластныхотношенийнейтрального,абстрактногоисубъектно

объектнонеприкрепленного«знания».Агентомвластиспособновыступатьлишьсоциализированное«тело».Казалосьбы,будучиизгнаннымизсвоегособственногодома,Кинначнетпредприниматьрешительныедействиядлятого,чтобыотвоеватьсвоюбиблиотекууТерезыивыгнатьврагаиздома.Впрочем,помереразвитиясюжетапереднамиоткрываютсяразличныестепенибессилияглавногогероя.Каждый,ктовстречаетсяунегонапути,используетпрофессоравсвоихцелях.Ктомуже,удивительно,чтоизвестныйученый,которыйраньшесторонилсялюбогообществаисмотрелна«обычных»людейсвысока,находит,какемукажется,родственнуюдушуводномизпосетителейзабегаловкиподназванием«Уидеальногонеба».РодственнойдушойоказываетсянеприятныйгорбунФишерле,одержимыйидеейобыгратьчемпионамирапошахматам,уехатьвАмерикуижить,нивчемсебенеотказывая.ВКинежеФишерлеусмотрелисточниксредств,которыймогбыспособствоватьосуществлениюегоидеи.ВэтомсмыслеинтересегокКинувполнемеркантиленисродниинтересуТерезы.Однакоможносуверенностьюсказать,чтоФишерле,вотличиеотТерезы,представляетсобойносителявласти,аненасилия,ведь,сумевполучитьдовериеиблагосклонностьКина,онпродолжаетдействоватьосторожно,чтобывитогедобитьсяжелаемого.Несмотрянасвоёотношениекпрофессору,онпонимает,чтоимеетзначениедляКина,ииспользуетданноезнаниесебенапользу.Так,кпримеру,ФишерлеприводитКинавломбард,куда,помимовсегопрочего,сдаютикниги,длятогочтобыодержимыйпрофессоротдалвсесвоисбережениянаспасениекниг.Насамомжеделе,онсампоставляетКинулюдей,собирающихсясдаватькниги:«FischerleließihnnichtausdenAugen…ErfürchtetedasErscheinenunbekannterVersatzlustigerundtriebmitNaseundArmenzurEilean.AusderzögerndenHaltungdesanderenschöpfteerdieGewährfürseineeigeneZukunft»[11;259](«Фишерленеупускалегоизвиду…ОнбоялсяпоявлениянезнакомыхзакладчиковиподгонялКинадвижениемрукиноса.Вегомедлительностионвиделгарантиюсобственнойбудущности»(пер.С.К.Апт)[12;302]).Такимобразом,Фишерледействуетосторожноипродуманнои,вконцеконцов,добиваетсясвоейцели,тоестьполучаетотКинанеобходимуюсуммунафальшивыедокументы,билетдоАмерикиипредставительныйкостюм,однаконелепаясмертьгорбунанедаётегопланамреализоваться.Ктомуженельзясказать,чтоФишерлебылбезразличенксудьбеКина:послепроведенныхвсвоюпользумахинацийонотправляетбратупрофессорателеграмму,чтобытотприехалиспасКинаотнападокТерезыиПфаффа.

ЖестокийпривратникПфафф,представляющийвроманесторонунасилия,такжеманипулируетсинологом.Однакоонявляетсянетаким«грамотным»властителем,какФишерле,иемуудаётсяуправлятьКином,восновном,толькоусебявквартире.Какидругиегероиромана,Пфаффодержимидеейвласти,явленнойунегокакнасилиевчистомвиде:«Ichsag‱,dasSchlagenisteineKunst.Dasmußmanlernen.EinKollegevonmir,derschlägtgleichindenBauch.DerGeschlagenefälltzusammenundspürtnichtsmehr…Ja,sag‱ich,washab‱ichdavon,wenndernichtsspürt»[11;117](«Бить—это,скажуя,искусство.Этомунадоучиться.Одинмойколлега,знаете,бьетсразувживот.Человекпадаетбезсознанияиничегоуженечувствует…Ну,говорюя,ачтомнезарадость,еслитотничегонечувствует»(пер.С.К.Апт)[12;148]).ПочувствовависходящуюотКинаопасность(Пфаффбоится,чтоКинрасскажетполицейскому,какондосмертизабилсвоюдочь),Пфаффзабираетпрофессораизполицейскогоучасткаиприводитегоксебедомой.Сначалаонпоказываетученомусвоёизобретение–двернойзамок,вкоторыйможновидетьтольконогипрохожих,азатем,будучиоскорбленнымдерзкимиответамиувлеченногонеобычнымизобретениемпрофессора,ПфаффначинаетбитьКина.Всегда,когдаоннеполучаетотКинатого,чегохочет,Пфаффприменяетсилу.Так

продолжаетсядотехпор,покапрофессоранеспасаетоткликнувшийсянателеграммуФишерлеГеоргКин,единственныйчеловек,которыйсмогдоговоритьсясэкономкойипривратником.Георгпомогаетсвоемубратувернутьсяобратновсобственнуюквартиру,обещаетобеспечиватьегоденьгамииуезжаетвПариж.

Казалосьбы,теперьКиннаконецсможетжитьпрежнейжизнью,заниматьсянаукойвсвоейбиблиотеке,окруженныйисключительнокнигамиитишиной.Однакоегосамосожжениевконцероманаговоритотом,чтоонивсётакиегопобедили.Ноктоэти«они»?ТерезаиПфафф?Фишерле?Илижеегоуверенныйвсебеипреуспевающийбрат?Вышеговорилосьотом,чтонасилиевкачествеодногоизмеханизмовосуществлениявластинеможетдействоватьнарасстоянии.ТерезыиПфаффабольшенетрядомсКином,ноонвсёравноощущаетихприсутствие.Егопривычныйходжизнибылнарушен,самолюбиезадето,амнимаявластностьрасшатана.Оказалось,чтоПетерКинмогбытьвластителемтольковокружениисвоихмолчаливыхкнигилишьприопределенныхусловиях:привычнаяобстановка,строгийраспорядокдняипостояннаятишина.КактолькоТерезаначалапроникатьвегожизньипостепенноменятьобстановкувегоквартире,Кинпотерялсамообладаниеиникакнемогейпротивостоять.Т.Гоббс,размышляяофеноменевласти,сказал:«Вцелом,властьчеловеказаключаетсявегосегодняшнихметодахдостижениябудущегообозримогоблага,ионаявляетсяприэтомлибоизначальной,либовызваннойопределеннымицелями»(переводавтора)[Цит.по:10;89].Можносказать,чтокаждыйизгероевроманавтойилииноймерепроявлялмаксимальныевозможностисвоей«властности»радидостиженияопределенныхцелей.Каждый,заисключениемПетераКина.Огонь,помнениюЭ.Канетти,являющийсяприроднымолицетворениеммассы,аточнеееёбеспощадной,уничтожающейсилы,поглотилодинокогосинологаПетераКина.Являютсялимассойвсевышеуказанныегерои?Возможно,новтакомслучаеприходитсявозвыситьКинакакчеловека,неотносящегосякмассе.Однаковбольшинствеслучаевотдельногочеловекавозвышаетсамамасса,провозглашаяегосвоимповелителем.ВроманежепревосходствоКинанаддругимиимеетместотольколишьвегоголове.Можетбыть,массойявляются«предрассудки»герояпоповодусвоейперсоны,которыеего,вконцеконцов,иуничтожили?Относительноконцовкироманаможносделатьмногоразличныхпредположений,поэтомуданныйвопросзаслуживаетотдельногорассмотрения.

Ссылкинаисточники1.ПавловаН.С.МассавперсонажахроманаЭлиасаКанетти«Ослепление»//Вопросыфилософии.–2007.№3.

–С.4449.2.SiegCh.TheordinaryinthenovelofGermanmodernism.–Bielefeld:Aisthesis,2011.–S.131172.3.PapiórJ.DieKonstanzder„rasendenElektronen‮.ZuEliasCanettisAnthropologieliterarischerFiguren.In:KaszýnskiS.H.(Hg.).EliasCanettisAnthropologieundPoetik.Poznan,1984.–S.84.4.ФедяеваТ.А.Массаикарнавал:ЭлиасКанеттииМихаилБахтин//Вопросыфилософии.–2007.№3.–С.4450.5.WeberM.WirtschaftundGesellschaft.–Tübingen,KarstenWormInfosoftware,1999.–S.50

6.НицшеФ.Воляквласти.Опытпереоценкивсехценностей(18841888).–Москва,1995.–С.264.7.ФукоМ.Волякистине:потусторонузнания,властиисексуальности.Работыразныхлет.–Москва,1996.–С.191193.8.CanettiE.MasseundMacht.–Neuausg.–Hildesheim:Claassen,1992.–S.231241,323347.9.RivanoJ.EliasCanetti:ErläuterungenzurentfesseltenMacht//PattilloHessJ.(Hg.)CanettisMasseundMachtoderdieAufgabedergegenwärtigenDenkens.–Wien:Bundesverlag,1988.–S.75.10.См.обэтом:AltvaterCh.DiemoralischeQuadraturdesZirkels.ZurProblematikderMachtinEliasCanettisAphorismensammlung„DieProvinzdesMenschen‮.–Frankfurt/Main:VerlagPeterLangGmbH,1990.–S.8494.11.CanettiE.DieBlendung.–FrankfurtamMain,FischerTaschenbuchVerlag,1983.

12.КанеттиЭ.Ослепление.–СПб.:Симпозиум,2000.