Сущность технологии формирования основ социальной активности старших дошкольников и ключевой принцип ее реализации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тимошина Е. И., Шишенко Е. В., Шведова П. Н. Сущность технологии формирования основ социальной активности старших дошкольников и ключевой принцип ее реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3951–3955. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85791.htm.
Аннотация. Целью статьи является обоснование сущности и ключевого принципа реализации технологии формирования основ такого значимого в современной общественной ситуации личностного качества, как социальная активность, начиная со старшего дошкольного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тимошина Елена Игоревна,кандидат педагогических наук, доцент, доцент Череповецкого государственного университета,г.Череповец, Россияtimoshina1965@yandex.ru

Шишенко Екатерина Владимировна,cтудентка3 курса, кафедры дошкольного образования, психологопедагогического образования, Череповецкого государственного университета, г.Череповец, РоссияShishenko.ekaterina@yandex.ru

Шведова Полина Николаевна,cтудентка 3 курса, кафедры дошкольного образования, психологопедагогического образования, Череповецкого государственного университета, г.Череповец, Россияsss942008@yandex.ru

Сущность технологии формирования основ социальной активности старших дошкольников и ключевой принцип ее реализации

Аннотация. Целью статьи является обоснование сущности и ключевого принципа реализации технологии формирования основ такого значимого в современной общественной ситуации личностного качества как социальная активность, начиная со старшего дошкольного возраста.Ключевые слова: социальная активность; формирование основ социальной активности; технология; принцип развития.

Современная социальная ситуация обуславливает необходимость формирования социально активной личности. Философские, социологические, психологопедагогические исследования показывают, что социальная активность не формируется спонтанно, что необходима целенаправленная, систематическая работа по ее развитию, начиная с дошкольного возраста [2, с. 49]. Об этом же свидетельствуют и основные государственные документы, касающиеся дошкольного образования: закон «Об образовании РФ», а также вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Анализ теоретических, методических источников и ныне действующих образовательных программ дошкольного образования и технологий показал, что задачи по формированию основ интегративных качеств дошкольников, в том числе и социальной активности, ставятся, но отсутствует соответствующая технология.Следовательно, одна из актуальных задач как теоретической, так и практической педагогики –создание педагогических технологий развития социальной активности детей, соответствующих целевымустановкам и ценностям современного общества и образования. Для ее решения необходимо рассмотреть сущность ключевого понятия, а также принципы построения самой технологии.Обратимся к сущности понятия «социальная активность», применительно к старшему дошкольному возрасту. Социальная активность дошкольника способность ребенка включаться в специфические для данного возраста виды деятельности для решения общественных задач, проявлять такой уровень психической активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для других и для себя.[ 1, с.10]Особое значение для формирования основ социальной активности имеет старший дошкольный возраст, характеризующийся рядом важнейших личностных новообразований (Л.И.Божович, Л.Л.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Е.А.Панько, Е.В.Субботский, Д.И.Фельдштейн и др.), обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей. Основы социальной активности дошкольников возникают, когда дети начинают ориентироваться на результаты деятельности и поведения как социальноценные не только для себя, но и для других, когда появляются элементы ответственности за свои действия и поступки,что характерно только для старшего дошкольного возраста.На этом уровне активность ребенка проявляется в виде исполнительности, так как без усвоения норм и требований невозможно успешное осуществление деятельности. Инициативы же выступают в рамках социальной реактивности, в виде импульсивного поведения, которое важно корректировать, воспитывая у ребенка ответственность. Признаком появления ответственности у старших дошкольников является способность выходить за пределы наличной ситуации, подавить имеющееся импульсивное желание, осознать смысл решаемой задачи, свои возможности.Следовательно, возникновение и развитие основ социальной активности целесообразно рассматривать на основе последовательного формирования её показателей –инициативности и исполнительности, приобретающие постепенно черты ответственной инициативы и ответственного исполнения.Закономерные результаты были получены при проведении нами исследования на базе двух дошкольных образовательных учреждение города Череповца Вологодской области, показавшие значительное преобладание исполнительности. Так в первом детском саду, по мнению воспитателей и родителей, наиболее развита у детей исполнительность (56%), в меньшей степени сформирована инициативность (39%). Во втором детском саду воспитатели и родители также отметили, что развита исполнительность (72%), в меньшей степени инициативность (56%). Есть незначительные различия в мнениях родителей и воспитателей, но общая тенденция прослеживается достаточно четко: доминирует исполнительность, значительно меньше проявляется инициативность.В первом детском саду была проведена диагностическая методика В.Г.Маралова «Выявление типов активности детей во взаимодействии». Результаты по старшей группе свидетельствуют о преобладании детей IV типа (импульсивных) и V типа (пассивных) (см рис.1).











Рис. 1. Результаты диагностики типов активности старших дошкольниковПолученные результаты свидетельствуют о необходимости развития данного качества у детей, организации целенаправленной работы по этому направлению в условиях детского сада.С педагогической точки зрения личность рассматривается как объект воздействия, способный изменяться под влиянием специально созданных педагогических условий и собственной активности в результате деятельности и поведения. Единицей анализа личности является педагогическая ситуация, в которой реализуется сознательно поставленная цель. От формы предъявления цели будет зависеть, примет ее ребенок или нет. Следовательно, значительное внимание должно уделяться выбору методов организации детской деятельности. Важно, чтобы методы не противоречили целям, и были оптимальными с точки зрения решения задач формирования основ активности. Помимо вышеобозначенного, педагогическая ситуация как единица анализа личности включает в себя изменения, происходящие в личности. К таким изменениям относят и конкретные социально значимые знания, умения и собственно качества личности, и способность совершать поступки. Главное, как считают В.Г.Маралов и В.А.Ситаров, чтобы педагогическая ситуация имела определенный социальный заряд и способствовала решению перспективных задач формирования личности[3, с.170].Итак, с педагогической точки зрения развитие социально активной личности –это создание стройной системы педагогических ситуаций в рамках общего процесса воспитания, включающей в себя общественно ценные цели, оптимальные формы и методы, а также социально значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении. Данное концептуальное положение является основой для разработки нами технологии формирования основ социальной активности у старших дошкольников.В контексте нашего исследования, наибольший интерес представляют два типа два типа педагогических ситуаций, выделяемых исследователями, это –ситуациизадачи и проблемные ситуации[3,с.179] (см. рис.2).















Рис.2. Типы педагогических ситуаций

Ситуациизадачиценны в социальном плане и способствуют развитию комплекса качеств, называемых исполнительностью, проблемные же ситуации в наибольшей степени формируют творческую активность и ориентированы на проявление инициативности. Оптимальное сочетание исполнительности и инициативности и составляет основу активности личности. Исследователями (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечается, что использование только проблемных ситуаций не решает задач формирования социально активной личности, поскольку инициативность, не подкрепленная разумной исполнительностью, а значит, организованностью и дисциплинированностью, способствует развитию самоуверенной личности, умеющей выдвинуть инициативу, но не всегда способной ее реализовать. Итак,технология формирования основ социальной активности у старших дошкольников строится на разумной системе ситуацийзадач и проблемных ситуаций.Рассмотрев сущность социальной активности дошкольников, а также технологии формирования ее основ в старшем дошкольном возрасте, обратимся к принципам построения данной технологии. Как показал анализ философской и психологопедагогической литературы, социальная активность не является изначально данной, возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Следовательно, основополагающимпринципомпостроения технологии и отбора её содержания является принцип развития, который реализуется за счет выбора в качестве приоритетного средства технологии проблемного урока Е. Л. Мельниковой [4, с.19]. Нами предпринимается попытка адаптации данной технологии к старшему дошкольному возрасту. Технология универсальная, она позиционируется так самим автором, а также всеми рецензентами. Она накладывается на любой возраст и на любую тематику.Е.Л. Мельникова выделила четырёхступенчатую структуру проблемного урока: постановка проблемы –поиск решения –выражение решения –реализация продукта. Специфика использования её в дошкольном образовании заключается в том, что мы не можем её реализовать в рамках одной организационной формы, например, в рамках занятия, экскурсии.Но мы можем эти элементы включить в разные компоненты образовательного процесса. Так постановка проблемы и поиск решения может осуществляться в непосредственной образовательной деятельности. Выражаться решение может в режимных моментах или при взаимодействии с семьёй. Реализовываться продукт будет в совместной деятельности с различными социальными партнёрами (малышами, сверстниками, родителями, детьми с ограниченными возможностями и так далее). Так, например, дети обсуждают назанятии, какие виды птиц распространены в нашем городе и как они могут помочь зимующим птицам. Процесс изготовления кормушек из бросового материала может происходить в совместнойс воспитателем деятельности, а изготовление кормушек совместно с родителями дома. Последний четвёртый компонент может быть реализован на выставке кормушек, на которую приглашаются малыши и сверстники из параллельной группы и в процессе непосредственного развешивания кормушек с малышами на прогулке.При реализации данного принципаважно развитие различных видов взаимодействия детей, так как важнейшей стороной социальной активности личности является ее нравственная направленность. Исследования специалистов (Р.Г.Казакова, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров и др.) свидетельствуют, что необходимо использовать и одновременную работу в коллективе, направленную на достижение общей цели, напрямую зависящую от работы каждого ребенка, и работу в парах, предполагающую распределение обязанностей на равных основаниях, и групповую работу, позволяющую наиболее полно реализовать принципы коллективности: осознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.Одним из видов взаимодействия детей является групповое внешне наблюдаемая сторона взаимодействия между группой людей, связанная с установлением и развитием контактов между субъектами, характеризующаяся стремлением обменяться информацией, познать друг друга и повлиять на поведение или установки [3, с.152]. В соответствии с различными критериями формирования группы, групповое взаимодействие может быть весьмаразнообразным (по интересам, по возрасту, по возможностям, по характеру межличностных отношений, по типу активности, по гендерному признаку). Именно в групповом взаимодействии проявляется активность дошкольника, развивается его самосознание, организаторские способности, своеобразно и глубоко сочетается индивидуальное начало с коллективным.Огромное значение в воспитании социально активной позиции детей играет и коллективное взаимодействие, которое определяется как равноправное личностное взаимодействие дошкольников, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворённости, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала икомфортности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности –это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения. А общественно значимый результат может быть получен при участии дошкольников во Всероссийских («Лыжня России», «Радуга открытий»), региональных («Война глазами детей, внуков, правнуков», «День отца») и внутрисадовских акциях («Поможем бездомным животным ВМЕСТЕ») и др. Показателями сформированности такого вида взаимодействия у детей являются:

общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;

неограниченность индивидуальнотворческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;

гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищённость личности от произвола;

доверие и взаимопомощь (между членами коллектива);

сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.Коллективному общению присущи следующие функции:· информационная –обмен чувственной и познавательной информацией;· контактная –готовность к приёму и передаче информации;· координационная –согласование действий и организация взаимодействия;· перцептивная –восприятие и понимание друг друга;· развивающая –изменение личностных качеств участников деятельности, что является принципиальным в контексте темы нашего исследования. Коллективное общение дошкольников направлено на развитие умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи, координировать свою деятельность и объективно оценить результаты коллективного творчества.Следуя принципу развития, дети должны осознать, что продукты их деятельности необходимы для других. Этому способствует разновозрастное общение, при котором воспитанники старших групп постоянно взаимодействуют с детьми из младших групп.Разновозрастное общение –взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.По мнению Т.Н. Дороновой, В.Г. Щур, Якобсон С.Г., польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого, самостоятельности, инициативности что входит в структуру социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения.Согласно наблюдениям Е.А.ВовчикБлакитной, характер разновозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению. Она выделяет смыслообразующий мотив общения стремлениереализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого». При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себяболее старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т.е. заботятся о нем. Как следствие у детей развивается исполнительность, которая является основой социальной активности, которую в силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают в форме инициативности и исполнительности, также как и все положительные качества старших.Выбор вариантов оптимального объединения детей с учетом их психологических особенностей и содержания выполняемой деятельности является важным условием развития черт социально активной личности, имеющих ярко выраженную нравственную окраску.Реализация принципа развития предполагает, что в работе с детьми должно осуществляться насыщение всех видов детской деятельности и материала, используемого в ситуациях (проблемных и ситуациях задачах) социальным содержанием, поскольку социальная активность только в том случае будет развиваться в благоприятном направлении, если жизнь и деятельность детей не будут оторваны от современности. Поэтому, организуя различные виды деятельности детей, необходимо максимально использовать материал с социальным содержанием из жизни детского сада, нашего города и страны, а также максимально активизировать взаимодействие с социумом, с разнообразными социальными организациями. Это и организации, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с одинокими и престарелыми людьми, и различные общества помощи бездомным животным.Таким образом, социальная активность дошкольника рассматривается нами как способность ребенка включаться в специфические для данного возраста виды деятельности для решения общественных задач и проявлять такой уровень психической активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для других и для себя. Что касается технологии на формирования основ социальной активности старших дошкольников, включающей как инициативность, так и исполнительность, то с педагогических позиций она строится на разумной системе проблемных ситуаций и ситуацийзадач и основывается на ключевом принципе развития, предполагающем организацию различных видов взаимодействия детей, а также насыщение социальным содержанием всех видов детской деятельности и материала, используемого в ситуациях.

Ссылки на источники1.АбульхановаСлавскаяК.А. Типология активности личности // Психологический журнал. –1985. №5. –С. 318.2.Иванова Н.В. Детская субкультура как средство формирования ценностносмысловой сферы ребенкадошкольника // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2 № 4. С. 4852.3.Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник –младший школьник). –М.: «Прометей», МГПИ им. В.И.Ленина, 1990.4.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. –М., 2006.