Проектная деятельность как средство реализации ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ворошилова О. Э. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3966–3970. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85794.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности, роль организатора проектной деятельности, дана характеристика деятельности учащихся, приведено описание проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ворошилова Ольга Эдуардовна, учитель информатики МАОУ «Гимназия № 2», г. Пермь vrch@mail.ru

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС

Аннотация.В статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности, роль организатора проектной деятельности, дана характеристика деятельности учащихся, приведено описание проектов с использованием информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Ключевые слова.Проектная деятельность. Универсальные учебные действия. Субъекты проектной деятельности.

ФГОС нового поколения выдвигает требования по формированию и развитию у учащихся, не только предметныхрезультатовпо информатике, но и метапредметных—универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).Одним из путей достижения метапредметных результатов, повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность. Особенности организации проектной деятельности[1]:1.Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков впредметной области определённых учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.2.Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества вколлективе.3. Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.Проектная деятельность это совместная деятельность: ученика, учителяпредметника и учителяинформатики на основе системнодеятельностного подхода, обеспечивающего активную учебнуюпознавательную деятельность учащихся.Проектная деятельность с применением ИКТ должна быть четко организована и носить системный характер, для этого необходим организатор –координатор.Организатор:совместно с учителемпредметником планирует в рамках учебного проекта совместную деятельность; отслеживает построение исследовательской деятельности на всех этапах; планирует и организует работу группы участников;обеспечивает техническую поддержку и помогает в выборе методов и средств проведения исследований, оформлению результатов, принеобходимости оказывает помощь по работе с сетевыми информационными ресурсами, сервисами;в ходе практической деятельности оказывает ученику и учителю всевозможную помощь в поиске информации и обработке, консультирует по оформлению результатов исследовательской, творческой работы с помощью средств ИКТ;помогает привлечь учащихся, наиболее заинтересованных в участии в проекте по данной теме;предлагает и помогает отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;привлекает к участию специалистов из разных областей знаний для решения проблематики выбранных проектов;информирует школьные средства массовой информации, администрацию школы о ходе и результатах работы учащихся и учителей в проектах. При работе над проектомучащиесявыступает в качестве активного субъекта деятельности: проявляют оригинальность и изобретательность в работе;генерируют, применяют новые идеи и доводят их до коллектива;принимаютрешения в разныхситуациях;строят взаимосвязимежду элементами исследуемойсистемы, разрабатывают план действий для решения задачи;критически осмысливают различные точки зрения, выбираютнаилучшеерешение;структурируют, анализируют и обобщаютинформацию, необходимуюдля решениязадач;учатся четкои эффективновыражать,доносить идеив устной иписьменной речи;строят взаимодействие в команде, находят компромиссы для достижения общей цели, разделяют ответственность за совместную работу;рационально и эффективнополучаютинформацию, осуществляют ее критическоеи компетентное оценивание, точное и творческое использованиеинформации для текущих вопросов;овладеваютосновными понятиями этических и юридических норм в отношении получения и использования информации.Приведем в качестве примера технологическую карту краткосрочного проекта поанглийскому языку с использованием сервисов google.Таблица 1.Технологическаякарта краткосрочного проекта

ПредметАнглийский язык, информатикаКласс6 классТемаTheWorld`s Most Dangerous Animals.Образовательная модель1 человек(группа): 1 компьютер. Урок в данной модели позволяет организовать совместную деятельность по работе над общим проектом.Учебная ситуация, длительностьПодготовка и оформление материалов по теме в электронном виде (текст, картинки).Распределение ролей обязанностей(ответственный за проект, ответственный за дизайн, координатор и др).Организация совместной работы при работе в google презентацииДлительность –1 урокПредметные результаты, их практическая значимостьОвладение простейшими способами представления информации с помощью современных ИКТ; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе скомпьютерными программами и в интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и праваВнутрии межпредметные связи (знания)Использование возможностей: текстового редактора для создания и форматирования текста на английском языке, графического редактора для редактирования изображения. Поиск информации в интернете.ВидыдеятельностиИнформационнопоисковая, коллективная работанад проектом.Личностные результатыСамоопределениеСмыслообразованиеЦенностная иморальноэтическаяориентацияРазвитие критического мышления через самооценкуОсвоение новых знаний, форм и способов действий, формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Формирование уважительного и адекватного отношения к партнерам при общении и сотрудничестве.Метапредметные результатыРегулятивные УУДКоммуникативные УУДПознавательные УУДОрганизация и управление деятельностью, самоконтроль и взаимоконтроль; разделение труда и обязанностей.

Позитивные межличностные отношения, взаимодействие и взаимопомощь придостижения общей цели; учёт интересов коллектива.

Формирование и развитие информационной компетентности, а также компетентности в области использованиякомпьютерных технологий.Описание учебной ситуацииЗадание

СоздатьGoogle презентацию«The World`s Most Dangerous Animals».Оборудование, программы, ИКТсервисы, используемые учителем для достижения поставленных целей.13 компьютеров, объединенных в локальную сеть и выходом в интернетПрикладныепрограммыMS Office, сервисGoogle Presentation

Продукт деятельности учащихсяОписание, URLадресhttps://docs.google.com/presentation/d/1Ew3rWrlIIPhVF5lkcF9RhOFC8lzLTapAIBGYcsNS8/edit

Инструменты, критерии оценивания результатов деятельности

Критерии: продуктивность совместной деятельности, эмоциональное отношение к совместной деятельности, взаимоконтроль по ходу выполнения (содержание, защита, оформление, взаимодействие с коллективом)При выборе проекта с использованием ИКТ должен учитываться принцип профильной дифференциации, так как осуществляется погружение в определенную предметную область, интересную для учащегося.Таблица 2. Некоторые проекты, реализованные в гимназии.Тема проектаНаправлениеУчебные предметы, в которых используются понятия, методы и средства информатики.Шифрованное письмо

ХудожественноеРусский язык, иностранный языкВиртуальный ботанический сад

ИнтеллектуальноеБиологияМузей народов ПрикамьяИнтеллектуальноеИстория, география, краеведениеИзменение численности в биологических сообществахИнтеллектуальноеБиологияTetatet. Школьная газетаХудожественное, социальноеЛитератураТестирующая система многофакторного исследования личностиСоциальноеОбществознаниеСоциальные геосервисовиих применение на уроках географииСоциальноегеографияПостроение и преобразование графиков функцийИнтеллектуальноематематикаИнтеллектуальное направление связано с разработкой, созданием и исследованием модели, художественное –с применением ИКТ для обработки,создания художественных произведений (изображений, музыки, фотографий, газет и т.д.), социальное –с разрешением социальной проблемы, с функционированием социальных групп, реализациейгражданской позиции. В каждом направлении формируются и развиваются практически все виды универсальных учебных действий, что способствует достижению личностных и метапредметных результатов.Итогами проектной деятельности является интеллектуальное, личностноеразвитие школьника, рост егокомпетентности в выбранной предметной области, формированиеумения и желания работать самостоятельно и в коллективе, профессиональное самоопределение.

Ссылки на источники1.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. —2е изд. —М.: Просвещение, 2011. —159 с. —(Стандарты второго поколения).