Анализ мотивационных приоритетов потребителей образовательных услуг

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булгакова В. В., Миляева Л. Г. Анализ мотивационных приоритетов потребителей образовательных услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3976–3980. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85796.htm.
Аннотация. Данная статья отражает логику и аккумулирует основные результаты исследования мотивационных приоритетов студентов-первокурсников БТИ АлтГТУ им. И. И. Ползунова и потенциальных абитуриентов (учащихся выпускных классов г. Бийска), выполненного осенью 2014 года. Данное исследование показывает, насколько респонденты серьезно относятся к получению высшего образования и выбора вуза, что для них является важным атрибутом будущего высшего учебного заведения, которое они выберут для продолжения обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Миляева Лариса Григорьевна,доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Бийского технологического институтаlgm17@mail.ru

Булгакова Вероника Вячеславовна,студентка направления подготовки «Менеджмент» Бийского технологического институтаbulgakova.veronika@list.ru

Анализ мотивационных приоритетов потребителей образовательных услуг

Аннотация.Данная статья отражает логику и аккумулирует основные результаты исследования мотивационных приоритетов студентовпервокурсников БТИ АлтГТУ им. И.И. Ползунова и потенциальных абитуриентов (учащихся выпускных классов г. Бийска), выполненного осенью 2014 года.Данное исследование показывает, насколько респонденты серьезно относятся к получению высшего образования и выбора вуза, что для них является важным атрибутом будущего высшего учебного заведения, которое они выберут для продолжения обучения.Ключевые слова: мотивы, респонденты, образование, абитуриенты, приоритеты.

Высшая школа уже в течение нескольких десятилетий находится в состоянии постоянного реформирования. К негативным последствияммодернизации сферы образования можно отнести то, что вузовские модели управления были не готовы к реформе высшей школы, в результате чего произошло замедление реализации реформ высшего образования [1]. Так же правомерноотметить то, что под натиском реформ образование превращается в услугу, предоставляемуюна рыночных условиях.

Другими словами капитал знаний конвертируется в капитал денежный[2].По мнению большинства специалистов, проведенные реформы имеют больше отрицательных последствий, чем положительных. И к одной из главных причин такого явления можно отнести большой разрыв, наблюдаемыймежду практикой реформаторства и социологическим обоснованием необходимости тех или иных изменений [3].Также стоит отметить, что по данным федеральной службы государственной статистики количество высших учебных заведений РФ значительно выросло всего за пару десятилетий. И даже если нынешние реформы направлены на сокращение высших учебных заведений, мы наблюдаем, что число образовательных учреждений остается так же на порядок выше, чем в 90хгодах. Причем рост происходит за счет открытия частных высших школ [4]. Связи с постоянными изменениями в сфере образования и ростом конкуренции на рынке образовательных услуг, возникает необходимость в исследовании мотивов получения высшего образования и критериев выбора вуза.

Стоит отметить, что результаты анализамотивационных приоритетовстудентов нашлиотражение в исследовательских работах многихавторов(среди которых, Далинтер В.А. , Гладкая И.В., Виштак О.В., Каратабан И. А., Кошевой О. С, Мордвинкина С. А., Палагина А. Е. и т.д.).В частности, Гладкая И.В. отмечает,чтознание и понимание мотивационной направленности современных студентов, поможет скорректировать преподавателям и администрации образовательного учреждения процесс их профессионального становления.[5]Виштак О.В. подчеркивает [6]: “Исследование мотивационных особенностей абитуриентов и студентов служит исходным основанием для планирования, определения организационных форм, способов, средств учебного процесса и координации всех видов работы кафедры. Оно помогает совершенствовать профессиональную ориентацию, осуществить прогнозирование образовательного процесса в вузе ”.Харченко И.И. отмечает, что важность подобных исследований заключается в том, что российское общество претерпевает быструю и глубокую трансформацию, что отражается во всех сферах жизни людей, их сознании иповедении. Автор подчеркивает, что коренным образом изменились условия самореализации молодого поколения, их нормы и ценности, механизмы включения молодежи в различные сферы общественной жизни, важнейшими из которых являются сфера образования [7].Каратабан И. А. считает[8],что выявление мотивации высшего образованиев современном мире играет огромную рольв связи с изменениями,произошедшими на рынке образовательных услуг, которые привели к усложнению форм перехода от школьного образования к высшему.Другие авторы в своих трудах говорят о том, что на сложившемся рынке образовательных услуг отсутствует эффективное и оперативное взаиморегулирование запросов и предложений, поэтому целесообразно проводить глубинное исследование рынка, а именно потребностей абитуриента в данной сфере. Причем, данная проблема связанна не только с рынком образовательных услуг, но и с рынком труда, на котором наблюдается нехватка кадров дефицитных профессий. Поэтому еще на стадии профориентации выпускника школ, необходимо его нацелить на получение ключевых направлений,необходимых сейчас обществу [9]. Несмотря на интерес и большое количество исследований посвященных данной проблематике, вопрос мотивации студентов остается открытым. Ведь при исследовании этого вопроса стоит учитывать, что факторы внешней и внутренней среды оказывают сильное влияние на мотивацию учащихся, как высших школ, так и средних. Учитывая то, что эти факторы находятся в постоянном изменении, можно сделать вывод, что данное исследование актуально и должно стать частью образовательного процесса. В рамках изучения данной темы среди студентов БТИ АлтГТУ и учеников выпускных классов г. Бийска было проведено исследование «Анализ мотивов получения высшего образования потребителями образовательных услуг», преследовавшее три цели:1.Ранжирование мотивов получения высшего образования.2.Анализ критериев, обосновывающих выбор вуза.3.Выявление мотивационных приоритетов выбора специальности (направления подготовки).Достижению, которых способствовало решение 3 основных задач:1.Разработка инструментария предназначенного для сбора первичной информации (Анкета респондента);2.Обоснование состава респондентов;3.Опрос целевой аудитории и анализ мотивов выбора вуза и получения высшего образования.Перечень исследовательских задач обосновал структуру и логику исследования.Апробация предложенного исследовательского замыславпервые проводиласьлетом 2013 года [10], затем в сентябре

октябре2014 г.В качестве респондентов были выбраны студентыпервокурсники БТИ АлтГТУ

(всего было опрошено 143 студента, из которых 38% девушки и 62% юноши) и учащиеся выпускных классов г. Бийска (всего опрошено 67 человек, в том числе 52 % девушки и 48 % юноши).

Центром аналитических исследований (ЦАИ) БТИ АлтГТУ были разработаны адресные (по группам респондентов) Анкеты,аккумулирующиедва блока:1) параметрический, предназначенный для идентификации респондентов (выявления их пола, возраста, успеваемости, специальности и др.); 2) целевой, объединяющий вопросы, ответы на которые сформируют информационнуюоснову построения мотивационного профиля.Как показали результаты исследования 2014 года, абсолютным мотивомлидером получения высшего образования для студентов является престижное трудоустройство с достойным уровнем оплаты труда (59%), причем в разрезе декомпозиций изменений не наблюдается. Помимо данного мотива высокую значимость для студентов имеют два мотива: высокий социальный статус в обществе (9%) и желание продолжать обучение, получить новые знания (17%). К мотивам с низкой значимостью студенты отнесли следующие: нежелание устраиваться на работу сразу после школы (лицея) (2%); попытка избежать (или, хотя бы, отсрочить) службу в армии (2%); настрой родителей(3%).(таблица 1.1. и таблица 1.2.)Таблица 1.1.Мотивационный профиль получения высшего образования студентами первокурсниками БТИ АлтГТУ им. И.И.Ползунова

Анализируемые мотивы

полпроходной баллвсегоМужскойЖенский981291301611621931942281. Престижное трудоустройство с достойным уровнем оплаты труда 606059565466752. Высокий социальный статус в обществе 9712611863. Желание продолжать обучение, получить новые знания 17171725181664. Нежелание устраиваться на работу сразу после школы (лицея) 22201405. Попытка избежать (или, хотя бы, отсрочить) службу в армии 23062006. Настрой родителей 43564407. Чтото другое 786011213итог100100100100100100100

Таблица 1.2.Мотивационный профиль получения высшего образования студентами первокурсниками БТИ АлтГТУ им. И.И.Ползунова, %

Анализируемые мотивыФакультетОснова обученияИСТМФФИТАУХТиМЭФБюджетКонтракт1. Престижное трудоустройство с достойным уровнем оплаты труда 545965616059602. Высокий социальный статус в обществе 1578411993. Желание продолжать обучение, 23101225161716получить новые знания 4. Нежелание устраиваться на работу сразу после школы (лицея) 03800305. Попытка избежать (или, хотя бы, отсрочить) службу в армии 03004146. Настрой родителей 43405357. Чтото другое 414411585итог100100100100100100100

Мнение учащихся выпускных классов несущественно отличается от мнения студентов. Для данной категории респондентов мотив «высокий социальный статус» (44%) имеет первый ранг значимости; соответственно, на втором месте (36%) мотив «престижное трудоустройство с достойным уровнем оплаты труда». Подчеркнем, начиная с третьей позиции различий, не наблюдались (таблица 2).Таблица 2Мотивационный профиль получения высшего образования потенциальными абитуриентами, %

Анализируемые мотивы

ПолУспехи в учебеВсегоМужскойЖенскийОтличникс 5 на 4ХорошистТроечник1. Престижное трудоустройство с достойным уровнем оплаты труда 36363502037502. Высокий социальный статус в обществе 4439481006041333. Желание продолжать обучение, получить новые знания 1412150101684. Нежелание устраиваться на работу сразу после школы (лицея) 13000205. Попытка избежать (или, хотя бы, отсрочить) службу в армии 00000006. Настрой родителей 00000007. Чтото другое 59301048итог100100100100100100100

Необходимо подчеркнуть, что относительно критериев выбора вуза мнения студентов и потенциальных абитуриентов разошлись. Первые (студенты) считают наиболее важными атрибутами «своего вуза»: 1) возможность жить во время учебы в семье, в родном городе (21%); 2) наличие бюджетных мест (16%). (таблица 3.1. таблица 3.2)







Таблица 3.1Мотивационный профиль выбора вуза студентами первокурсниками БТИ АлтГТУ им. И.И.Ползунова, %

всегополпроходной баллАнализируемые мотивыМужскойЖенкий981291301611621931942281.Положительный имидж

44565322. Высокое качество образовательных услуг 11121118119123. Развитая инфраструктура (спортивная база, библиотека, столовая, общежития и т.д.) 33492324. Наличие бюджетных мест 161814121615245. Возможность жить во время учебы в семье, в родном городе 212023212123176. Наличие желаемой специальности (направления подготовки);

15161591322177. Успешное трудоустройство выпускников 77669528. Близость от дома 151514121612159. Принадлежность к системе государственных образовательных учреждений 554363510. Другое 3243152итог100100100100100100100

Таблица 3.2Мотивационный профиль получения высшего образования студентами первокурсниками БТИ АлтГТУ им. И.И.Ползунова, %

Анализируемые мотивыФакультетОснова обученияИСТМФФИТАУХТиМЭФБюджетКонтракт1.Положительный имидж

53037372. Высокое качество образовательных услуг 11151271211133. Развитая инфраструктура (спортивная база, библиотека, столовая, общежития и т.д.) 65205254. Наличие бюджетных мест 1925242032315. Возможность жить во время учебы в семье, в родном городе 181718252420256. Наличие желаемой специальности (направления подготовки); 111424141615167. Успешное трудоустройство выпускников 670127688. Близость от дома 161216101713189. Принадлежность к системе государственных образовательных учреждений 534745410. Другое 2201625итог100100100100100100100

Вторые (потенциальные абитуриенты) отдают предпочтение критериюлидеру «высокое качество образовательных услуг»(22%), а критериемаутсайдером считают «близость от дома» (3%). Это можно объяснить тем, что многие абитуриенты, проживающие в провинциальных городах, стремятся переехать в более крупные населенные пункты, в которых, как полагают ученики выпускных классов, больше перспектив и возможностей.(таблица 4)Таблица 4Мотивационный профиль выбора вуза потенциальными абитуриентами, %

ВсегоПолУспехи в учебеАнализируемые мотивыМужскойЖенскийОтличникС 5 на 4ХорошистТроечник1.Положительный имидж97110118152.Высокое качество образовательных услуг222024331925113. Развитая инфраструктура (спортивная база, библиотека, столовая, общежития и т.д.)711207774. Наличие бюджетных мест171618331515225. Возможность жить во время учебы в семье, вродном городе3320

346. Наличие желаемой специальности (направления подготовки);20201902221157. Успешное трудоустройство выпускников161418331514228. Близость от дома23104309. Принадлежность к системе государственных образовательных учреждений341043410. Другое2120030Всего100100100100100100100

В процессе анкетирования респондентам задавался вопрос: «Какие критерии обосновали твой выбор специальности (направления подготовки)?». По утверждению большинства опрошенных это: 1) востребованность на рынке труда(24%); 2) престижность (14%). Между тем, при ранжировании анализируемых критериев в разрезе факультетов были выявлены некоторые отклонения от «усредненного (обобщенного)» мнения. В частности, студенты факультета химической технологии и машиностроенияотносят мотив «престижность» специальности (4%) к мотивамс низкой значимостью (таблица 5.1, таблица 5.2).Таблица 5.1.Мотивационный профиль выбора специальности студентами первокурсниками БТИ АлтГТУ им. И.И.Ползунова, %

Анализируемые мотивы

полпроходной баллвсегоМужскойЖенский981291301611621931942281.Престижность141315171113252. Востребованность на рынке труда232522142328223. Высокое качество профессиональной подготовки8106109584. Наличие бюджетных мест1317971414145. Низкий проходной балл341171%206. За компанию с друзьями11231%007. Рекомендации профориентаторов33433%538. Перечень предметов ЕГЭ117163101589. Получение адресного письма, гарантирующего льготы при поступлении000000010. Высокая стипендия351731611. Профессиональная пригодность (семейная династия)112311012. Совет родителей, учителей, знакомых98117126813. Рекомендация члена приемной комиссии537375014. Совершенно случайно (было все равно)215315315. Затрудняюсь ответить3410323итог100100100100100100100

Таблица 5.2Мотивационный профиль выбора специальности студентами первокурсниками БТИ АлтГТУ им. И.И.Ползунова, %

Анализируемые мотивыФакультетОснова обученияИСТМФФИТАУХТиМЭФБюджетКонтракт1.Престижность11102042012182. Востребованность на рынке труда173029252024223. Высокое качество профессиональной подготовки984127794. Наличие бюджетных мест1920221242015. Низкий проходной балл04244246. За компанию с друзьями00022027. Рекомендации профориентаторов96022428. Перечень предметов ЕГЭ9069206199. Получение адресного письма, гарантирующего льготы при поступлении000000010. Высокая стипендия642705011. Профессиональная пригодность (семейная династия)202021112. Совет родителей, учителей, знакомых286141271313. Рекомендация члена приемной комиссии11221126314. Совершенно случайно (было все равно)044032315. Затрудняюсь ответить6400323итог100100100100100100100

Исследование показало, что для абитуриентов и студентов имеет большую значимость то, как их жизнь сложится в дальнейшем и насколько их профессия будет актуальной и востребованной. Также не стоит забывать и о материальной стороне вопроса. Каждый из опрошенных желает по окончании вуза иметь достойный уровень заработной платы. Стоит отметить то, что изучение данного вопроса, а именно исследование мотивации студентов, имеет большую значимость для провинциальных вузов, в связи с тем, что многие абитуриенты стремятся переехать из малонаселенных пунктов в крупные города с развитой инфраструктурой. Представляется, что использование вузами полученной информации в качестве информационной основы стратегии повышения конкурентоспособности на целевом рынке образовательных услуг поможет решить успешно решить проблему с набором абитуриентов.Систематическое исследование мотивов получения высшего образования и выбора вуза позволит высшим учебным заведениям спрогнозировать и выявить, что для студентов является значимым при поступлении, а что они отодвигают на второй план. Это в свою очередь поможет сформировать вузу свою программу привлечения абитуриентов, что, безусловно, в связи с нынешним положением сферы образовательных услуг выходит на первый план, так как конкуренция между вузами с каждым годом набирает обороты.

Ссылки на источники1.Елисеева А.М. Готовность моделей вузовского управления к реформе высшей школы// Социологические исследования. –2009. №12. –С. 131134.2.Тавокин Е.П. Российское образование под прицелом «реформ»// Социологические исследования. –2012. №8. –С. 134142.3.Шпак Л.Л. Реформирование высшей школы: мнение преподавателя// Социологические исследования. –2005. №8. –С. 116119.4.Сайт «Федеральная служба государственной статистики» –[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный.5.ГладкаяИ.В. Мотивация и мотивы получения высшего профессионального образования современными студентами// Вестник Тогирро.2012№S1С.66746.Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. –2003. №2. –С. 135138.7.Харченко И.И. Образовательные и профессиональные стратегии молодежи: сигналы среды и индивидуальные мотивы // Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития. –2008. –Гл. 21. –С. 4574928.Каратабан И. А. Мотивация и доступность высшего образования в современной России// Вестник Адыгейского государственного университета. –2011. №2. –С. 167175.9.Сайт «Rudocs.exdocs». –[Электронный ресурс]. –Режим доступа: www. rudocs.exdocs.com,свободный.10.Миляева Л.Г., Бавыкина Е.Н. Методика построения мотивационного профиля потенциальных абитуриентов ВУЗов // Гуманизация образования. –2013. –№ 5. –С. 48–53.