Практика формирования УУД на уроках изобразительного искусства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дружинина С. К. Практика формирования УУД на уроках изобразительного искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3971–3975. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85795.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования УУД на уроках изобразительного искусства второй ступени обучения. Основное содержание статьи составляет технологическая карта урока в 5-м классе с описанием заданий, используемых для формирования как предметных, так метапредметных умений в соответствии с ФГОС нового поколения. Работа имеет междисциплинарный характер и предназначена для учителей любых специальностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дружинина Светлана Кимовна,учитель ИЗО и черчения МОУ «Гимназия №2» г. Пермиsved45@mail.ru

Практика формирования УУД на уроках изобразительного искусства

Аннотация.Статья посвящена проблемеформирования УУД на уроках изобразительного искусствавторой ступени обучения. Основное содержание статьи составляет технологическая карта урока в 5 классе с описанием заданий используемых для формирования как предметных, такметапредметных умений в соответствии с ФГОС нового поколения. Работа имеет междисциплинарный характер и предназначена для учителей любых специальностей.Ключевые слова:УУД,технологическая карта урока,методические материалы, презентации, изобразительное искусство, технологи.

Высокие темпы обновления научных знаний итехнологий являются отличительной чертой современности. В связи с этим необходимо научить школьника самостоятельно обновлять своизнания и навыки, т.е.формировать умение учиться. Это означает умение учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми. Любое учебное умение школьникахарактеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий, которые:являются предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебнопознавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; отражают способность школьника работатьс практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?),и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?) возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий.Итак, умение учиться это умение использовать «набор» универсальных учебных действий.В ФГОС нового поколения определяет такие виды УУД, как познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование УУД через разные видыхудожественной деятельности:

1.Рисование с натурыРегулятивные:

определять последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;

учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки; учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Познавательные:

отличать новое от уже известного;

добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ‬создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; ‬составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; ‬анализировать объекты с целью выделения признаков;

находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка.

2.Рисование на темы Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

определять последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;

учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;

добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме; ‬выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ‬создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; ‬составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

3.Декоративно ‬прикладная деятельность Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;

определять последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение, описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;

учиться работать по предложенному учителем плану, схеме, инструкции; учиться отличать верно, выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;

учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ‬учить ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. ‬анализировать объекты с целью выделения признаков;‬составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов; ‬выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные:

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка; слушать и понимать речь других;

4.Наблюдение за видимым миром Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; учиться высказывать своё предположение, описывать на основе наблюдений за миром природы; Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности; анализировать объекты с целью выделения признаков. Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Для формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусствая выделила 4 этапа:1этап вводно мотивационныйДля мотивации обучающихся на изучение материала по изобразительному искусству я создаю проблемные ситуации. На этом этапе ученики должны осознать какова основная учебная задача предстоящей работы (используется технология проблемного обучения)2этап открытие знанийНа данном этапе я использую обучающие приёмы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности школьников.

3этап формализация знанийГлавное на этом этапе организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение нового материала. 4этап обобщение и систематизацияНа этом этапе применяю приемы, которые приводят знания в систему.

Ценностные ориентиры содержания курса изобразительного искусства отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах его освоения. Реализация ценностных ориентиров на уроках обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.В качестве конкретного примера формирования УУД на уроках ИЗО я представляю конспект одного из уроков в 5 классе по программе Е.А. Ермолинской «Алгоритм успеха». Зрительным рядом для урока служит авторская компьютерная презентация «Человек природакультура».

Технологическая карта урока изобразительного искусства"Человекприродакультура"Тема урока: Человек

природакультураТип урока:формирование новых знаний

Форма урока:комбинированныйЦель урока:обобщить и систематизировать знания о пейзаже как жанре искусства

Планируемые результаты:

Личностные результатыосновы гражданской идентичности чувство гордости за свою Родину, любви к родному краю;

любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.Метапредметные результатыумения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;умение отмечать выразительные средства изображения, ихвоздействие на чувства зрителя.Предметные результатыучащиеся знают/ понимаютотличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства; умеют выделять произведения пейзажного жанра от других произведений искусства.

Опорные понятия, термины:пейзаж, жанр искусства, вид искусстваНовые понятия:городской, сельский,ландшафтный, морской, парковый,архитектурный,индустриальный пейзаж.Оборудованиеи материалы:Мультимедийная презентация и средства мультимедиаУчебник для 5 класса «Изобразительное искусство» Е.А. Ермолинская, Москва, «ВентанаГраф» 2012г. Раздаточные карточки «Пейзажи»Тетрадь для теории на каждого ученикаПримечание: до начала урока ребята вытягивают из «волшебного» мешочка разноцветные фишки определяют место в классе (оно обозначено кубиком определённого цвета) где будет сидеть их команда. Такформируется 7 команд по 34 человека(в зависимости от количества учеников в классе). Каждая команда имеет свой цвет по цветам радуги.Работа в группах (командах) формирует коммуникативные УУД.

Таблица 1Технологическая карта урока

Этапы урокаДействия учителяДействия учащихсяУниверсальные учебные действия1.

Организационный моментПроверка формирования команд. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям.Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.Регулятивные:правильность выбора учебных принадлежностей2.

Определение темыурокаУчитель организует работу для определения темы урока, демонстрируя 1слайд презентации‬Посмотрите на эти репродукции и скажите, что их объединяет?Организует обсуждение. Помогает выйти на правильный ответ.Открывает слайд 2 с демонстрацией темы урока.Учитель предлагает учащимся оценить свои знания о пейзаже на лестницедостижений.Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему урока.Затем делают запись в тетради.Учащиеся рисуют лестницу в пять ступенек, и ставят кружочек на ступеньке соответствующей их самооценке знаний по данной теме.Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассникамиПознавательные:умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказываниеРегулятивные:

оценкавыделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.3.

Актуализация

знанийУчитель актуализирует знания учащихся о пейзаже.С пейзажем вы знакомы, вспомните определение пейзажа. Ученики обычно говорят, что пейзаж это рисунок с изображением природы. Чтобы ребята правильно сформулировали определение, учитель показывает слайд3, демонстрирующий изображения с разными видами искусства, содержащими пейзаж.

Чем отличаются эти произведения и что их объединяет?После обсуждение демонстрируется слайд 4 с определением для записи в тетрадь.Ученики отвечают, про эти произведения выполнены разными материалами. Это разные виды искусства и, вспоминая, называют скульптуру, графику, живопись и декоративноприкладное искусство. Общее у этих произведений их темаприрода. Значит пейзаж это жанр искусства. Таким образом, ребята формулируют полное определение. Делают запись в тетради.Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в ходе обсужденияПознавательные:умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, сравнение объектов по определенным признакам

4.

Мотивация на изучение нового. Учитель демонстрирует слайд 5 с репродукцией картины И. Грабаря «Мартовский снег».Что должно быть изображено в художественном произведении, чтобы его можно было отнести к жанру пейзажа? Сформулируем признаки пейзажа, обсуждая с детьми произведение И.Грабаря.Учащиеся рассматривают репродукцию и в ходе обсуждения выясняют, что в произведениях пейзажного жанра присутствуют изображения природы, построек, людей. Но люди только дополняют изображение и не являются главными героями.Регулятивные:умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Личностные:формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать во всем разнообразии.Познавательные:структурирование знаний5.

«Открытие» обучающимися нового знанияУчитель закрывает презентацию и раздаёт каждой команде пакет с набором карточек «Пейзажи».Рассмотрите пейзажи на карточках и найдите лишний пейзаж.После решения этого задания учитель предлагает учащимся назвать оставшиеся пейзажи одним словом прилагательным.Ответы групп записываются на доске. Таким образом происходит знакомство с видами пейзажа.Учащиеся в группах рассматривают карточки с пейзажами и выясняют, какой пейзаж будет лишним. Например: среди изображений моря найдется один пейзаж с видом города.Оставшиеся пейзажи объединяют одним словом, например, морские.Познавательные:

самостоятельное освоение новой темы; структурирование знаний, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие.

Коммуникативные:работа в группах;обмен мнениями.

6.

ФизкультминуткаОрганизует маленькую разминку: покачать руками как раскачиваются ветки деревьев, потянуться вверх до самых больших гор, показать руками волны моряУчащиеся встают, поднимают руки вверх и покачивают ими в стороны, поднимаются на цыпочки и тянутся руками вверх, опускают руки на уровень плеч и делают волнообразные движения.Коммуникативные:управление поведением, оценка действий одноклассников и самооценка.7.

Первичное закрепление и сообщение нового материала.Учитель открывает презентацию и последовательно демонстрирует слайды613с видами пейзажа, чтобы каждая группа знала не только «свой» вид пейзажа, но и визуально все остальные. Учитель комментирует слайды рассказывая об истории Учащиеся записывают виды пейзажа в тетрадь и рассматривают представленные репродукции.Познавательные:

осваивают новую тему.

пейзажа.Затем презентация закрывается.8.

Самостоятельная работа учащихся по учебнику.Организует самостоятельную работу учащихся по учебнику.А теперь, ребята мы немного поработаем с учебником. Откройте параграф «Пейзаж как образ Родины» прочитайте стр.104105и ответьте на вопрос: «О чем русские художники хотели рассказать в своих пейзажах?»Учащиеся читают параграф, сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Познавательные:

находят информацию, необходимую дляответа на вопрос; владеют смысловым чтением, могут в устной форме сообщить ответ.Коммуникативные:работают в группах, обмениваются мнениями.Личностные:

понимают значение искусствадля человека.9.

Повторение и закрепление изученного материала

Учитель открывает презентацию и проводит дидактическую игру «Зазеркалье», которая основана на словах антонимах.А сейчас, ребята, мы поиграем. Эта игра поможет нам вспомнить те виды пейзажа, с которыми вы сегодня познакомились. На слайде 14 демонстрируются правила игры.Приводит пример с загаданной картиной И.Левитана «Осенний парк». Проводит игру (слайды1518), при необходимости помогая найти правильный ответ, фиксирует ход соревнования команд на доске.Учащиеся видят на слайдеслово, им необходимо в ходе обсуждения в команде найти слово антоним. При правильном ответе на слайде открывается репродукция картины с искомым названием. Команда назвавшая правильное словоантоним, определяет какой вид пейзажа представлен и аргументирует ответ. При правильном ответе получает очко. Познавательные:закреплениезнанийо словахантонимах;знакомствос творчеством великих художников; восприятиеи анализиз произведения искусства; структурирование знаний, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам;

Коммуникативные:работа в группах; обмен мнениями; адекватно выражают и контролируют свои эмоции.

10.

Итоги урока. Подводит итог игры.Ребята, по итогам игры победила …команда. Как вы думаете, что помогло команде выиграть?Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают вывод, что выигравшая команда дружно работала в группе, хорошо отвечала потому что усвоила новый материал урока.Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные:рефлексияЛичностные:смыслообразование11.

Задание на домУзнать о других видах пейзажа, привести примеры. Оформить в виде сообщения на альбомном листе или презентации.Записывают задание в дневник. Задают уточняющие вопросы.

Регулятивные:

Оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.12.

РефлексияУчитель предлагает учащимся поставить кружочек на лестнице достижений в тетради, оценивая уровень усвоения новых знаний.Поднимите руки, кому удалось подняться по лестнице. Молодцы, вы можете поздравить себя и одноклассников с усвоением новых знаний.Урок окончен. До следующих встреч.Учащиеся рисуют кружочек на ступеньке соответствующей их самооценке знаний по данной теме.

Регулятивные:

Оценка

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Выводы:1.Сприменением в обучении приемов формирования универсальных учебных действий на новый уровень выходит познавательный интерес учащихся продуктивный и креативный уровень коммуникаций педагога и обучающегосяв образовательном процессе.2.И результат обучения определяется не столько учебником, сколько учителем, его позицией в преподавании, его методикой обучения, его профессионализмом.

Ссылки на источники1.Энциклопедический словарь школьника «Искусство» Москва, издательство «ОЛМАПРЕСС» 2000г.2.CD«Шедевры русской живописи» «Кирилл и Мефодий» 1997г., 2001г.3.CD«Использование MicrosoftOfficeв школе» учебно методическое пособие для учителей МХК, «MicrosoftCorporation» 2002г.4.Огарева Екатерина Владимировна«Новые образовательные стандарты и уроки ИЗО в начальной школе» http://festival.1september.ru/articles/593158/[30.04.2015]

5.

«Пейзаж. Виды пейзажа» http://art124.blogspot.ru/2011/09/6.html, [30.04.2015]6.«Виды пейзажа»

http://www.peyzazhi.ru/rus/15vidypeyzazha.html,[30.04.2015]