Непрерывное образование в подготовке квалифицированных специалистов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кирищиева В. И. Непрерывное образование в подготовке квалифицированных специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4046–4050. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85810.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования квалифицированных специалистов в условиях современной экономической ситуации на основе внедрения системы непрерывного образования. Рассмотрены различные подходы к пониманию непрерывного образования. Представлены цели, функции, признаки и виды непрерывного образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кирищиева Виктория Игоревна,аспирант, кафедра«Экономика, учет и анализ» ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. РостовнаДонуmilaya_vika@list.ru

Непрерывное образование в подготовкеквалифицированных специалистов

Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования квалифицированных специалистов в условиях современной экономической ситуации на основе внедрения системы непрерывного образования. Рассмотрены различные подходы к пониманию непрерывного образования. Представленыцели, функции, признаки и виды непрерывного образования. Ключевые слова:непрерывное образование, квалифицированный специалист, базовое образование, профессиональное образование.

В современном мире происходит развитие производительных сил, которое сопровождается внедрением принципиально новых технологий. При этом такое понятие как «квалификация работников» –способности выполнять ту или иную функцию также меняется. Если раньше принималась квалификация, полученная в результате специального профессионального обучения с последующим ее расширением за счетопыта работы, то на современном этапе развития требования к квалификации специалистов изменились.Ранеезнания и навыки, получаемые в детстве и юности гарантировали успех и возможность трудоустройства. Внынешней экономической ситуации существованияинновационного общества необходима новая модель образования, которую получают в течении всей жизни. Так образование через всю жизньвыявляет специфику непрерывности образования, при котором знания и навыки, получаемые в молодости, выступают его основой. При этом, в связи с постоянными изменениями в инновационной экономике, требования к знаниям и навыкам также постоянноменяются.Квалификация понимается не только как способность выполнения идентичной работы изо дня в день, но и как способность переобучения специалиста, а также перехода к более сложным обязанностям. В связи с этим необходимо внедрение системы непрерывного образования трудовых ресурсов, т. е. образования в течении всей трудовой деятельности.Готовностьк обучению в течение всей жизни стала одним из главных условий успешной адаптации человека к постоянным изменениям в деловой жизни.Вначале XX в. обновление знаниевой составляющей происходило черезкаждые 20–30 лет, следовательно,общество, поколение техлет, не чувствовало нехватку современных знаний и опиралось на консервативную образовательную систему.Сегодня же обновление части знаний происходит ежегодно и, вследствиеэтого, страны с инертной системой образования не успевают за изменениями, происходящими в мире.В течение последних десятилетий такое понятие, как обучение в течение всейжизничащеприводится как одиниз путей социального и экономического развития информационного общества,а такжеобщества, основанного на знаниевой составляющей. Таким образом, отличительной чертой информационного общества выступаетвведение системы непрерывногообразования.Основой непрерывного образования выступает высшая школа, обеспечивающая подготовку бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, Онаспособствует реализации и обоснованию концепции непрерывного образованияввиду того, что высшая школа готовит учителей, научных работников, педагогов для всей системы непрерывного образования. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что процесс обучения является социальным процессом. Это заключается в том, что при обучении объем знаний может быть увеличен за счет прохождения обучения в команде, члены которой выполняют тоже самое. Создание и группировка команды в процессе обучения является важным этапом работы. Это связано с тем, что команды выступают амортизатором знаний. Сформированные команды могут генерировать новые идеи и подходы к решению поставленных задач и проблем.Результатом непрерывного образования является специалист инновационного типа –инновационный специалист. Оценкуего знаний, умений и навыком может производитьинститут сертификации квалификаций.После образовательной среды развитие и совершенствование знаний, умений, навыков трудовых ресурсов происходит в профессиональной среде на уровне хозяйствующего субъекта.При такой системе образования и взаимодействия образовательной и профессиональной сред адаптация выпускников различных специальностей происходит за разный срок. Так, выпускники технических специальностей привыкают к профессиональной обстановке около двенадцати месяцев, при том что менеджер адаптируется за более короткий срок, составляющий примерно пять месяцев. За данный период молодые сотрудники переходят на требуемый знаниевый уровень трудовой отдачи. Хозяйствующий субъект начинает получать прибыль от вложений в трудовые ресурсы по их адаптациитолько на втором году их работы.Однако, многие выпускники рассматривают работу в крупной компании/предприятии не как старт для дальнейшей карьеры, приобретения опыта, а как запись в трудовой книжке и через короткий срок покидают стены предприятия.В сложившейся экономической ситуации помимо формального образования целесообразно введение неформального образования, спонтанного образования, образованияна рабочем месте, а также виртуальногообучения.Именно за счет взаимодействия данныхвидов образований происходит непрерывность обучения. Так, непрерывное образование можноопределить, как процесс повышения образовательного потенциала человека в течение всей жизни, который организационно обеспечен системой государственнообщественных институтов и соответствует требованиям как самой личности, так и общества. В него внедрена такая система образовательных структур, как основные–параллельные, базовые–дополнительные, государственные–общественные, формальные–неформальные.Под формальным образованием понимается образование, проводимое в специализированных структурированных по времени, ресурсам и целям системах, таких как учебное заведение, хозяйствующий субъект. Неформальным обучением выступает обучение, осуществляемое в процессе запланированной деятельности. Оно является целенаправленным и осознанным со стороны обучающегося. Обучение, проходимое спонтанно –это обучение в процессе повседневной жизни, трудовой деятельности, семейных отношений и пр. Оно не организовано, нет четкой структуры относительно целей, времени и пр. Спонтанное образование не является запланированным со стороны обучающегося.Термин «непрерывное образование» можно рассматривать с двух позиций:–непрерывное образование, характерноедля любого человека, имеющего определенный образовательный уровень и,желающего заниматься образованием и самообразованием,в рамках образовательныхучреждений. При таком понятии непрерывного образования необходимо наличие образовательных программ, разработанных и реализуемых как в государственных, общественных, научных учреждениях, так и в коммерческих учреждениях. Обучение происходит на протяжении всей жизни трудовых ресурсов;

–профессиональное непрерывное образование, являющееся основной частью профессионального развития индивида, а также необходимым в любой профессиональной сфере, т. к. прописано законодательно.Данноеобразование предполагает сгруппированную структуруразличных образовательных систем. Такая структура предполагает повышениеуровня компетенции и квалификации, свойственных трудовым ресурсам в течении всей профессиональной деятельности.Рассматривая первый случай можно говорить о том, что непрерывное образование выступает в виде программ обучения на протяжении всей жизни человека, представленных государственным сектором, а также общественными, научными, коммерческими и другимиорганизациями, начиная с дошкольного возраста и до старости. Для второго случая, поднепрерывнымобразованиемпонимается сложное, взаимосвязанное, последовательное взаимодействие множестваобразовательных систем, главной из которых выступаетсистема повышения квалификации.Оносопровождает индивидав течение всейего профессиональнойдеятельности.Базой для дальнейшего роста квалификации специалиста служит среднее и высшее профессиональное образование, которые являются основополагающими в профессиональной деятельности.Раскрывая такое понятие как непрерывное образование, следуетрассмотреть его цели, функции и признакидля каждого индивидаи общества в целом.

Так, главной целью данного образования выступаетформированиекаждого индивидакак личности и профессионалав течение всей его жизни, независимо от видадеятельности. В этом случае целесообразноговорить о созданиикачественных трудовых ресурсов.Также целинепрерывного образования как молодежи, так и старшего поколения сводятся к формированию таких качеств как:самостоятельность, целеустремленность, ответственность, способность быстрой переориентации. Таким образом, непрерывное образование можно реализовывать с помощью начального, дополнительного, последипломного и профессионального образования, а далее непрерывно и пожизненно.При этом на непрерывное образование воздействие государства невозможно, в связи с тем что под государственным образованием подразумевается только обязательное основное образование, а на дальнейшее же образование государство может лишь стимулировать и мотивировать индивида, т.к. оно зависит от его личных потребностей в определенном образовательном уровне.Непрерывное профессиональное образование подразделяется на такие видыкак базовое, послевузовское и дополнительное. В этой системе ведущим звеном системы непрерывного профессионального образования выступает высшая школа, которая способствует развитию и реализации данной системы, а также готовит педагогические кадры для каждого элемента системы.Непрерывное образование служит для обеспечения быстрой и гибкой переориентации индивидуума между различными сферами деятельности, а также для переналадки системы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов по имеющемуся направлению подготовки. Таким образом, целью непрерывного образования является развитиекачественных трудовых ресурсовпосредствомформирования индивида, его личности и профессионализма как в трудовой сфере, так и на протяжении всей жизни. Непрерывное образование касается и молодежи, и взрослого поколения. Его задачи заключаются в становлении самостоятельности и целеустремленности индивида, ответственности за выполняемые действия, формированию адаптивности к изменения, которые непрерывно происходят в экономической, культурной, профессиональной сферах. Все эти факторы дают возможность индивиду ориентироваться в окружающей обстановке. В связи с вышеизложенным, целесообразно говорить о формировании качественных трудовых ресурсов.При непрерывном образовании государственное влияние сводится к минимуму, оно не может регулировать уровень образования. Это связано с тем, что система государственного образования заключается в предоставлении обязательного основного общего образования. Дальнейшее же обучение трудовых ресурсов осуществляется в соответствии с личными их потребностями, которые государство не может контролировать, а способно только мотивировать и стимулировать.Особенностями непрерывного образования являются многообразие и гибкость средств, используемых в процессе обучения, а также способов и организационных форм предоставления информации, дифференциации образовательных программ по направлению и содержанию. Непрерывное образование предполагает создание гибкой и быстро переориентирующейся системы в области подготовки и переподготовки трудовых ресурсов по всем направлениям образовательной деятельности. Исходя из данного постулата, можно сказать, что основнымназначениемсоздаваемой системы непрерывного образования является формирование и развитие качественных трудовых ресурсовОсновныефункциинепрерывного образования сводятся к следующим:социальная, экономическая иадаптационная.Так под социальной функцией непрерывного образования понимается предоставление возможности дальнейшего образования, ослабление последствий разрыва в социальной и культурной подготовке, а также общем и профессиональном развитии различных социальных групп. Экономическуюфункциюданного типа образования в большей степени можно отнести к дополнительной подготовке и обучению, в связи с тем что за небольшой срок появляется возможность для ликвидации противоречий между различными подготовками специалистов (теоретическая и практическая подготовка), а также переподготовкой квалифицированных специалистов в соответствии с их потребностями в определенных профессиях. В свою очередь адаптационная функция непрерывного образования обеспечивает ликвидациюразрыва между такими видами деятельности специалиста как учебная и практическая.Основными признаками непрерывного образования выступают такие признаки, как системность, целостность и протяженность. Они способствуют созданию у системы непрерывного образования новых специфических свойств: преемственности, прогностичности, гибкости и динамичности.Другими словами, непрерывность в образовании выступает принципом, на базе которого предполагается организация всего образовательного процесса. Возможность реализации данного принципа определяется созданием определенных элементов образования, а именно:–образование общее, которое предполагает развитие природных способностей индивида, применение на практике опыта, накопленного предыдущими поколениями в обществе;–образование, предполагающее базовую профессиональную подготовку, в рамках которыйиндивид наращивает свои профессиональные знания, формирует профессиональные взгляды; в данном компоненте образования происходит обучение, закладывающее квалификационные основы трудовых ресурсов; такое образование, как правило, происходит единожды в течение всей трудовой жизни работников;–образование в области специализированной профессиональной подготовки, в котором обеспечивается обучение методам и инструментам, применяемым в том виде трудовой деятельности, который избран в качестве будущей профессии;–образование, полученное на базе переподготовки и повышения квалификации; такой вид образования направлен на рост уровня профессионализмаза счет приобретения знаний в области новых методов и средств, способствующих выполнению трудовых функций на каждом рабочем месте более современными инструментами;–адаптационные мероприятия, определяющие возможность освоения новых средств реализации трудовых функций как уже привычных для работника;–подготовка работника к новой должности более высокого уровня управления; в этом случае работник должен освоить новые для него виды деятельности, методы и средства достижения целей.Также актуальной темой непрерывного образования, как одного из типов преемственного образования, является проблема соотношения знаниевой составляющей в таких показателях как фундаментализация и профессионализация знаний.Независимо от типа базового образования можно говорить о том, что система повышения квалификации выступает основной частью профессиональной деятельности квалифицированного специалиста.Данная система является достаточно мобильной, что особенно актуально в современных условиях. Онаможет выступатьопределенным рычагом воздействия на работниковв любой отрасли народного хозяйства поовладению иминовыми технологиями, методамии другими современными методиками в процессе трудовой деятельности. Для управленияэтим процессом,следует сформировать цепочку взаимодействия: индивид–профессиональное образование–документ государственного образца, подтверждающий получение соответствующего образования. Следует заметить, что успешность предприятия обусловлена действием большого количества факторов, таких как сложившиеся условия рыночной деятельности, конкуренция, уровень техники и технологии, знаний, практического опыта работников. Поэтому на предприятии целесообразно организовывать непрерывный процесс обучения трудовых ресурсов, что обеспечит достижение наивысших результатов за короткий временной период.В этом случае непрерывный процесс повышения квалификации способствует росту профессионализма, мастерствасотрудников, что, в свою очередь, повышает уровень конкурентоспособности предприятия.Непрерывное образование способствует формированиюкак универсальных, так и профессиональныхкомпетенций, обеспечиваянепрерывное формирование качественных трудовых ресурсов.В этих условиях очевидно, что система непрерывного образования должна объединять в себе все необходимые уровни, виды и формы образования, а также включать подсистемы, способствующие формированию базовых знаний. В этих условиях, система непрерывного образования выступает краеугольным камнем организации всей системы образования. Очевидно, что система образования в целом должна базироваться на принципе непрерывности, который предполагает охват все виды образования, а именно: общее образование, способствующее развитиюспособностейиндивида;базовоепрофессиональное образование, нацеленное на освоение основпрофессиональной деятельности;специальную профессиональнуюподготовку, переподготовкуи повышение квалификации, способствующие наращиванию квалификации в рамках своей профессии.Таким образом, введение понятиянепрерывного образованиятрансформирует образовательный процесс в векторе обучения в течении всей профессиональной деятельности. Это предполагает, что в системе образования обеспечивается не только профессиональная подготовка, но и формируется возможностьсовершенствоваться, что, в свою очередь, способствует подготовке квалифицированных специалистов и создает условия для формирования качественных трудовых ресурсов во всех отраслях общественного производства.