Формирование ценностей здорового образа жизни старших подростков

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ананьев А. С., Смирнова О. В., Ананьев Ю. С. Формирование ценностей здорового образа жизни старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4106–4110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85822.htm.
Аннотация. Тема здорового образа жизни сейчас у многих на слуху. С каждым годом увеличивается количество работ, направленных на формирование здорового образа жизни в обществе. На практике же все идет достаточно медленно. Авторы данной статьи раскрывают основные аспекты современной культуры нездоровья и предлагают альтернативные практические способы формирования культуры здоровья посредством детско-оздоровительного туризма.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Смирнова Ольга Викторовна,Педагог дополнительного образования, ГБОУ ДОД ДДТ «Фонтанка32», СанктПетербургkruchokchek@gmail.com

Ананьев Юрий Сергеевич,Педагог дополнительного образования, ГБОУ ДОД ДДТ «Фонтанка32», СанктПетербург

Ананьев Андрей Сергеевич,Педагог дополнительного образования, ГБОУ ДОД ДДТ «Фонтанка32», СанктПетербург

Формирование ценностейздорового образа жизни старших подростков

Аннотация. Тема здорового образа жизни сейчас у многих на слуху. С каждым годом прибавляется работ направленных на формирование здорового образа жизни в обществе. На практике же все идет достаточно медленно. Авторы данной статьи раскрывают основные аспекты современной культуры нездоровья и предлагают альтернативные практические способы формирования культуры здоровья посредством детскооздоровительного туризма.Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, психологическое здоровье, современная культура, детскооздоровительный туризм

В центре нашей статьи как и нашей опытно экспериментальной работы в нашем туристском отделе ДДТ «Фонтанка32» находится проблема воспитания ценностей здорового образа жизни у подростков. Психологическое здоровье и ценности современного общества.Конечно, под здоровым образом жизни мы понимаем не только правильное питание, физическую активность и благоприятное воздействие окружающей среды. Мы скорее исходим из знаменитого определения ВОЗ: «здоровье —это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Так же мы исходим из одной из главных аксиом гуманистов о том, что в каждом человеке есть сила роста, развития, становления, оздоровления. Нельзя сказать, что все мы рождаемся здоровыми, душевно благополучными и личностно развитыми, но все мы в той или иной мере стремимся к этому. Это кажется очевидным, но если вдуматься во многие оздоровительные практики, можно заметить, что они созданы без учета этой внутренней потребности человека в здоровье и душевном благополучии. Иногда создается такое ощущение, что человека необходимо «затаскивать в здоровье» против его собственной воли. Из этой «гуманистической» аксиомы есть важное следствие, опираясь на которое, мы строим своюработу со старшими подростками. Если создать необходимые «хорошие» условия, человек, находясь в них, будет сам делать выборы в сторону большего здоровья, душевного благополучия, личностного роста. Рано или поздно он сам сможет выстраивать свой здоровый образ жизни. Одна из главных задач нашей опытно экспериментальной работы –описание характеристик образовательной среды, которая будет способствовать выбору старших подростков в сторону здорового образа жизни. Очевидно, что выбор того или иного образа жизни человеком тесно связан с его ценностными ориентациями, с его мотивацией, с его мировоззрением. Современное поколение во многом воспитано на культуре потребления, которая далеко не способствует улучшению и сохранению здоровья молодежи и скорее идет в разрез с ценностями здорового образа жизни. Жуй, пей, веселись, потребляй –часто слышимые лозунги из различных источников информации. Культура здорового образа жизни подростками часто высмеивается и скорее бессознательно игнорируется, так как любые призывы кздоровью воспринимаются, как очередная нотация взрослого поколения. В большинстве своем у подростков нет ясного опытного представления о здоровье, оно для них является какойто абстракцией. Во многом поэтому в ценностной иерархии подростков здоровье и здоровый образ жизни занимает далеко не самые высокие позиции. Вообще проблема выбора здорового образа жизни редко стоит перед подростками. Чаще распространен тот жизненный принцип, когда считается, что можно просто жить, ни о чем не задумываясь. Такое ограничение смыслов приводит к упрощению человека, к редукции его до биосоциального существования[1]Такая же редукция смыслов происходит и в широко распространенном сейчас бизнесподходе к своей жизни. Человек ставит перед собой не проблему здоровья и благополучия, а проблему выгоды и хорошего устройства себя в этом мире. Качественные различия культуры здоровья и культуры потребления очень хорошо описаны в книге Эриха Фромма «Иметь или быть»[2]. К сожалению, ценности и мировоззренческие установки многих старших подростков сформированы таким образом, что они идут вразрез с ценностями здорового образа жизни. Неудивительно тогда, что в каждой школе сейчас выпускается только 510% здоровых ребят. Конечно, на это влияет и качество продуктов, и экология, и уровень развития медицины, но, на наш взгляд, ключевую роль в том, что делает человека здоровым, играет сам человек, его образ жизни, психологическое состояние, установки, образ мышления.Как пишет Ананьев В.А. в своей книге «Психология здоровья», что в «описаниях различных специалистов чаще всего звучат определения, связанные с такими понятиями, как «интегрированность», «цельность», однако не говориться о том, что может формировать эти качества, на какой базе можно воспитать, развить в себе эту способность к открытости, самостоятельности и т.п.» [3, с 41]. В соответствии с этим, если задуматься, то в нашей культуре только сейчас начинает создаваться база для формирования здоровых ценностей. Появилось достаточно много социальных рекламных роликов направленных на то,,чтоб человек осознал как нужно поступать, пропагандируется здоровый образ жизни, спорт, движение, творчество. Но все же работы как таковой с духовной ориентацие человека нет. Тот же автор пишет, что « стержнем, главным критерием зрелости личности выступает духовная ориентация, которая входит в систему общего духовного начала всего человечества». Это актуально в рамках данной темы поскольку, понятие здоровой личности близко по смыслу понятию зрелой личности.Что касается подростков, то их личность еще только формируется и здесь важно помогать им приобретать качества, способствующие их здоровью, развитию и созданию целостности их личности. Физическое здоровьеЧто касается физического состояния организма в литературе существует идея, которая помогает не только сохранять, но и увеличивать количество здоровья –это идея русского врачафизиолога Николая Амосова о резервных мощностях организма. В организме человека функции органов перекрывают и подстраховывают друг друга, поэтому становится возможной ситуация, когда некий орган уже давно болен или даже почти разрушен, но сам человек этого почти не замечает, т.к. организм в целом чувствует себя достаточно сносно. Так происходит в силу того, что в повседневной жизни нагрузка на организмстабильна и привычна. Но если вдруг человек попадает в непривычные условия, когда нагрузка сильно увеличивается –например, когда нужно пробежаться, чтобы успеть сесть в автобус, или заболеваешь гриппом –то тогда, чтобы справиться с дополнительно возросшей нагрузкой, организмунеобходимы резервные мощности.У тренированного человека эти резервные мощности есть в наличии, т.к., благодаря физическим упражнениям, он периодически подвергает свой организм дополнительной нагрузке. Таким образом, грамотно планируя систему тренировок, я могу поддерживать уровень своего физического здоровья на уровне, способном выдерживать достаточно большие нагрузки. А физическое здоровье является базой для психического и духовного здоровья. Работая в сфере психологической помощи и дополнительного образования детей, я трачу много психической энергии, могу истощаться и выгорать. Но я точно знаю, что физическая активность, наравне с отдыхом дает мне возможность не только восполнять затраченные силы, но и накапливать их впрок. Благодаря резервному запасу сил я чувствую себя хорошо, и это делает мою жизнь наполненной энергией.Абсолютный покой –это смерть. Жизнь –это движение. Движение всего: крови, питательных веществ, кислорода, чувства, мысли... Только в движении мы можем ощутить жизнь. Жизнь так устроена, что движение в ней циклично: за шагом следующий шаг, за бодростью приходит усталость, день уступает место ночи, лето сменяется осенью и зимой. Все циклично, и в каждом цикле противоположные состояния сильно различаются. Я называю это принципом маятника. Чем больше он раскачивается, чем больше амплитуда, тем ближе состояние организма к природным циклам –человек здоровее. Знакомо, когда и днем никакой работоспособности, руки опускаются, ничего не хочется и ночью не расслабиться, не уснуть, не отдохнуть толком? Тогда маятник еле колеблется у своего положения покоя. И наоборот, когда день ладится, голова ясная, дела делаются, а ночью –крепкий глубокий сон, как у младенца. Тогда маятник раскачивается максимально широко.Практические способы формирования ценностей здоровья.Деятельность туристского отдела направлена на созданиетаких условий, которые бы способствовали формированию ценностей здорового образа жизни. Вэтом смысле условия походапомогают и педагогам и ребятам. Природа, чистый воздух, физическая нагрузка, теплая атмосфера, информационная насыщенность, возможность самостоятельно отвечать за фронт, личностный подход к каждому ребенку в походе, способствуют формированию целостности и самостоятельноости личности.Одна из основных бед современного образования в том, что оно, нагружая учащихся массой предметных знаний, не в состоянии дать общую подготовку к жизни, а именно, четкую ориентацию в основных жизненных ценностях, практическую к решению реальных жизненных задач. Фантастическая неосведомленность ребят в самых главных "бытийных" вопросах оставляет их совершенно беспомощными и перед хаосом внешнего мира и перед бурей собственных желаний. Эту опасную пустоту пытаются както заполнить средства массовой информации те, что глядят дальше текущего политического момента. По радио, на ТВ, в прессе стали не редкостью сообщения и программы философскоэтической, религиозной, человековедческой тематики. Целевая установка программ

помочь подростку найти смысл жизни, смещение оценки личности с внешней оценки на самооценку, построение собственной "сердцевины" жизни.Самоопределение своей жизни вместо попадания под чужое влияние, целевая ориентация вместо дезориентации, способностьотличать существенное от несущественного, а также высвобождать психическую энергию для осуществления главной цели.В условиях туристского похода наиболее безболезненно и естественно вводятся высокие нормы и ценности человеческого поведения: товарищество, забота о других, интеллектуальная и деловая активность, поскольку они необходимы для выживания и благополучия группы. Следование этим нормам подкрепляется за счет всего комплекса факторов, воздействующих на душу в "путешествии": новизна и необычность обстановки, обилие "информации, чувство безопасности, дружеское общение, реальная возможность самоутверждения в преодолении трудностей, тонизация коры головного мозга за счет физических нагрузок и т.д. Психологический комфорт и чувство защищенности, возникающее как результат таких переживаний, приводят к снятию внутреннего напряжения, тревоги, повышения обучаемости, снижению уровня обученной беспомощности, уменьшению агрессивности. Новый личностный опыт делает актуальной проблему его осмысления, сопоставления спрежним опытом, открывает возможность выбора, которого раньше не было. Задачи программ.Воспитательные.•Приобщение личности ребенка к общечеловеческим ценностям;•Воспитание нравственных качеств;•Воспитаниездоровых ценностей;Развивающие.•Развитие коммуникативных умений, деловых качеств, навыков исследовательского труда, творческих способностей, а также общее оздоровление организма.Образовательные.•Обучение знаниям, которые необходимы будущему руководителю групп учащихся, инструктору детскоюношеского туризма.Для решения этих задач привлекается теоретический материал из различных областей человеческих знаний: теории спорта; физиологии; психологии; человековедческий потенциал художественной, литературы, искусства, философии.Основные методические принципы, реализуемые в наших программах:•Широкая мотивация путем опоры на значимые мотивы, активное целеполагание, создание долговременной перспективы;•Повышение информативности за счет плотной подачи блоков личностно значимой информации, совмещения в одном занятии различных тем;•Приобретение нового личностного опыта специальная работа по созданию условий для его получения в спортивных туристских походах и практической работе с новичками;•Обеспечение душевного комфорта и чувства защищенности для нормализации психологического статуса и улучшения обучаемости; •Использование групповых факторов для облегчения индивидуальных усилий в освоении новых способов деятельности, знаний и т.д.;•Использование активных методов и форм ведения занятий–проблемных, исследовательских, игровых, тренинговых, самостоятельной и творческой работы.Построение системы условийоздоровления все еще идет у нас в отделе. Чтото мы дорабатываем, чтото новое привносим.И результатом будет выстроенная система оздоровления подростков.

Ссылки на источники1.Д.А.Леонтьев «Психология смысла»,издво Смысл, 2007 г.2.Э.Фромм «Иметь или быть» http://modernlib.ru/books/fromm_erih/imet_ili_bit/readдата обращения 06.05.20153.В.А. Ананьев «Психология здоровья», издво «Речь» 2006 г.