Франчайзинг в сфере общественного питания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Эседова Г. С. Франчайзинг в сфере общественного питания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4116–4120. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85824.htm.
Аннотация. В России одной из самых перспективных и быстроразвивающихся областей считают общественное питание. В работе проанализированы состояние и проблемы развития франчайзинга в сфере общественного питания, достоинства и недостатки вовлечения франчайзинга в сферу общественного питания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Эседова Гюльнара Султанмагомедовна,к.э.н., старший преподаватель кафедры «Прикладная математика и информатика», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкалаguli_pochta@mail.ru

Франчайзингв сфере общественного питания

Аннотация.В России одной из самых перспективных и быстроразвивающихся областей считают общественное питание. В работе проанализированы состояние и проблемы развития франчайзингав сфере общественного питания, достоинства и недостатки вовлечения франчайзинга в сферу общественного питания.Ключевые слова: франчайзинг, общественное питание, сетевые компании общественного питания, рынок.

Франчайзинг –одиниз более популярных в мире инструментов привлечения вложений в становление компаний, которые относятся к сфере услуг, транспорту, общепиту, также для производственных фирм, работающих на потребительском рынке. В РФ потенциал возведения франчайзинговых сетей сильно недооценен. Это связано, для начала, с тем, что почти все фирмы, выходящие на рынок франчайзинга, неверно характеризуют экономические свойства франшизной системы.Каждая фирма, трудящаяся на открытом рынке, в ходе собственного становления переживает ряд этапов. Они хорошо известны: разработка нового продукта и вывод его на рынок, получение так называемого «рыночного признания», а также экстенсивное повышение рыночной доли на рынке, активное распространение продукта, внезапный подъем рынка сбыта,и выход продукта на государственный уровень. И почти все русские компании претерпевают сложность,когда переходят на последний из таких шагов. В то же время, присутствует немного моделей решения данной проблемы. Крайние из них следующие: • обнаружить солидного партнера, владеющего требуемыми ресурсами, в лице компании или же инвестора, что зачастую влечет за собой в реализацию личного бизнеса или бизнесидеи,• возможно разбить чертеж перехода на 3ий шаг на более мелкие проекты, которые растянуты по времени, и связанны с открытием офисов или же отделений –это нередко приводит к утрате роста, а потом появления на рынке очень большого числа соперников. В мировой практике обнаружено решение выше приведенного противоречия –это обширно известная на Западе и сравнительно не так давно появившаяся в РФ практика реализации франчайзингпроектов ( франчайзинговых проектов). На данный момент потенциал продаж франчайзпроектов в значительной степени недооценен предпринимателями, которые успешно работают на открытом рынке, а также сталкиваются с вышеописанными трудностями. Для образца надлежит отметить, что на западе своими франчайзпроектами представлены тысячифирм, в то время как отечественная экономика может похвалиться лишь одиночными франшизными системами, на самом деле заслуживающими инвестиционным вниманием. До 50% отечественных фирм, которые по всем аспектам могли бы развиваться на базе франчайзинга, в том числе и не оценивают этот вкладывательный инструмент. Одной из первопричин данного выступает недоступность у топменеджеров нужной информации о специфике возведения и реализация франчайзпроектов.В случае если говорить о направленностях франчайзинга в РФ, то более энергично развивается он в ресторанном и туристическом бизнесе, а ещё в ритейле. Практика во всем мире подтверждает, что данные отрасли смогут сберечь собственные лидирующие позиции и в дальнейшем. При этом франчайзинг будет отступать от несложной коммерческой концессии (продажи лицензий), предполагая довольно тесное сотрудничество франчайзи и франчайзора, вполне вероятно, что формой которая преобладает при взаимодействии будет предоставлять франчайзору конкретной части в капитале который установлен компаниейфранчайзи.Проблемы, которые связанны с развитием франчайзинговых сетей, и это отдельная немалая тема. Тут и невозможность осуществлять контроль над денежными потоками франчайзи в условиях когда преобладает «серая» бухгалтерия (хотя работа франчайзинговых фирм наиболее легитимна, в сравнении с аналогами), и неспособность обеспечить франчайзором достаточную поддержку собственным партнерам, а угроза для репутации самого бренда вследствиеплохой работы региональных представителей. Эти все вопросы решаемы –основные консультанты накопили и франчайзинговыесети, необходимый опыт для возможного предотвращения проблемных моментов на стадии формирования самого фрачайзпроекта. Значительно более ценный момент для русского франчайзинга, связан с затруднительностью реализации франшиз.В большинстве случаев, обстановка развивается таким образом: франчайзор разрабатывает основные моменты франшизой системы, заявляет о начале ее развития, организует маркетинговую кампанию, на которую нередко тратятся приличные деньги. Хотя франшизы не продаются. К примеру, одна из солидных сетей ресторанов, которая работает в России, на протяжении двух лет, не сумела реализовать хотя бы одной франшизы, при этом вложив в рекламную компании больше 150 тыс. $. По достоверным сведениям ряда исследований обнаружены следующие предпосылки слабой реализации франшиз:Повышенный роялти и паушальный взнос –инвесторфранчайзор при этом рассчитывает на прибыльность вложений, которая присутствует на уровне не менее 30% годовых. Это довольно хилый для среднего и малого бизнеса показатель, хотя коммерсанты готовы примиряться с ним с помощью более низких рисков инвестиции средств для реализации франчайзпроектов. Нужно учитывать, что франшизы, обеспечивающие прибыльность меньше 30% годовых,реализовать чрезвычайно трудно.[1]В виду узкого спектра услуг франчайзи – плата за лицензию не устроит инвестора, ведь он ждет предоставления добавочных консультационных услуг (в том числе юридических и бухгалтерских), поддержки в поиске здания, поставок продукта и оборудования и так далее.Наличие теневого сектора, в бизнесе франчайзора для потенциального клиента, у основной массы франчайзоров нет информационные меморандумы и для франчайзора стандартные бизнеспланы, сети не уведоляют инвесторов, о сведениях экономики точек, бывают случаи, что уже вначале сделкине рассказывают сведений о объеме паушального вклада и роялти, средней суммы вложений. Данные факторы воспринимаются вероятными партнерами только лишь отрицательно.Рвение к чрезмерному контролированию франчайзи –инвесторы считаются предпринимателями, импорой нравится то, собственно франчайзор, не всегда знакомый с критериями того или иного района, устанавливает строгие ценовая стратегия, ведения бизнеса и так далее. Кроме всего прочего, таковой подход зачастую ведет к понижению производительности франчайзинговой точки. Франчайзор обязан попытаться отыскать золотую середину меж контролированием франчайзи (результаты его излишней свободы имеют все шансы отрицательно повлиять на развитии всей сети – например, разорение сети «Пятерочка») и предоставлением ему нужной предпринимательской свободы.Желание ограничить права принадлежности франчайзи –зачастую сети ставят собственные франчайзи условия, с помощью которых их партнеры ограничены в правах принадлежности. Оборудование они могут взять в лизинг, а здания, исключительно на правах субаренды. При этом раскладе франчайзи практически постоянно сможет лишиться собственного бизнеса и его главных фондов, результат чего не устраивает бизнесменов.Эффективная реализация франчайзингового плана –понятие очень смутное. Ктото предполагает под этим повышение узнаваемости брендов фирмы, ктото –подъем ее доли на рынке и оборота. Но, эти моменты не всегда связаные с запуском системы. Значительно более надежным условием успешности франчайзпроекта является привлечение такого числа инвесторов, которое приведет к существу франчайзинговой сети установленного масштаба и в данный срок на основании созданного франшизного пакета.В мире уже доказано, что франчайзинг —необыкновенно многообещающий вид предпринимательства. В случае если в "обыкновенном" бизнесе из 100 образующихся компаний в результате выживают максимум 10, то из того же числа компаний, работающих по франчайзинговой схеме, станут удачно развиваться девяносто. Покупая право, вести бизнес под именем знаменитой, компании франчайзи получает полностью готовое предприятие, и непосредственно в этом содержится его основное превосходство перед иными предпринимателями.Мировой опыт демонстрирует, что уже отработанная схема ведения компании, проверенный продукт и раскрученныйбрэнд существенно увеличивают шансы молодого предпринимателя выжить на рынке, а состоявшиеся фирмы этим приемом могут покорять новые местности сбыта. Вообщем, зарубежный опыт постоянно трансформируется в отечественных условиях.Ранее подъем наблюдался исключительно в Столице и СанктПетербурге, хотя сейчас франшизеры шагают в регионы. Не говоря уже о том, что, за пределами столиц возникают автономные франшизные сети.Впрочем, чем выше известность, тем сильнее начинает проявляться последующая закономерность: франшизные сети в различных отраслях развиваются непропорционально. На франшизы спрос более активен во всей розничной торговле (47% от совместного числа проданных франшиз) и в области общественного питания (20%). В иных отраслях франшизеров слишком мало.За границей франчайзинг присутствует уже полтора века. С той поры, как Зингер первый раз использовал его для продажи швейных машин, бизнес развился до очень крупных масштабов. Так, в Соединенных Штатов в настоящее время работает 1,5 тысяч франшизных сетей и 667 тысяч франчайзинговых организаций, а них занято в пределах 10 млн человек (это 7,4% от совокупной занятости). В пределах 40% всех продаж осуществляется конкретно через данный бизнес, который в американской экономике является вторым по величине после производства товаров долгого использования и занимает большую долю, чем, к примеру, банковский сектор.В Соединенных Штатах франчайзинговые схемы работают только лишь в области услуг, и ценности внутри данной сферы выстраиваются подругому, нежели в РФ. Первое место по известности между франчайзи пребывают кафетерии быстрого питания, рестораны полного обслуживания, услуги для бизнеса и лишь после этого —розничная торговля. Любопытно, что, на тот момент как в РФ участники бизнеса сетуют на маленькое числофраншиз в производстве, в Америке такой трудности просто нет. [2]Направления развития российского и американского франчайзингатакже различные. Цель жителей России —вовлекать в торговые схемы новых соучастников и покорять территории. Цель американцев —находить и давать все более изощренные виды услуг. Франшизные сети в государствах с развитой экономикой станут рваться предложитьболее новые и яркие концепции, которые рассчитанные на запросы покупателей.Важной в ближайшее время обещает быть, услуга по самостоятельной подготовке изготовления еды. Возвращение американцев к корням, другими словами к ужинам и обедам madeself, в скором времени может потеснить ресторанное питание. Хотя так как обитатели Соединенных Штатов уже пренебрегали, как в бытовых условиях приготовляются блюда, бизнес дает им помощь: выбрать продукты согласно с меню и числом персон, промыть, почистить их, подобрать рецепт для каждого конкретного варианта и упаковать покупку.В РФ с ростом репутации франчайзинга растет и численность трудностей, решение которых, значительно повысило бы эффективность данного вида бизнеса. Для начала, его развитие ограничивала нестабильная финансовая обстановка в стране. Как система отношений Франчайзинг, закрепленный договором, соединяет экономически самостоятельных предпринимателей. Эта система, становясь инерционной, настоятельно просит предсказуемости финансового развития. Впрочем, последнее десять лет характеризовалось обратным: многократные скачки отечественной экономики привели к таким же внезапным колебаниям спроса на большую часть товаров и систематическим переделам собственности. А потому что почти все франчайзи вследствие недостаточности средств раскрывали свои компании на арендуемых площадях, изменение их собственника негативно повлияла на работу франчайзинговой системы и франчайзи в общем.[3]У основной массы бизнесменов отсутствует стартовый капитал, требуемый для вхождения в систему. А в США типичный франчайзи —это былой военный, который во время службы преобразился в образцового исполнителя условий договора и скопил довольно средств для покупки бизнеса. В РФ франчайзи наиболее часто становятся индивидуальные предприниматели. Тот, кто собирается приобрести франшизу, скорее всего, встретится трудностями получения кредита. Прибыльность франчайзи с учетом всех постоянных платежей сможет оказаться низкой, значит, возврат кредита станет довольно длинным, а в случае если учесть действующие ставки в банках, то практически бесконечным. В РФ кредитование франчайзи пребывает в зоне повышенного риска, на тот момент как за границей оно более безопасно для экономических структур. Продукта, умышленно созданного для франчайзинга, в нашей стране не присутствует, банки предлагают возможным клиентам франшиз брать кредиты по другим схемам.Вторая неувязка пребывает в правовой плоскости. Российское законодательство почти, не оперирует понятием "франчайзинг", коммерческая концессия, которой посвящена глава пятьдесят четвертая Гражданского кодекса России, этому понятию не эквивалентна.С правовой расплывчатостью плотно соединены социальнопсихологические моменты, также удерживающие покупку франшиз. Участвующие в франчайзинговых схемах опасаются проигрыша в новом для них бизнесе. Будущие покупатели франшизы боятся разорения, которое быть может вызвано деяниями франшизера, вероятные торговцы —недобросовестных франчайзи. Как ни прискорбно, в РФценится исключительно продукт, который имеет материальную форму, франчайзинг подразумевает передачу и плату интеллектуальной собственности (в том числе технология производства, компания, организация бизнеспроцессов и так далее). Повышение похожих неоднозначных ситуаций в дальнейшем даст почву потребностиправового урегулирования взаимоотношений меж сторонами, заключившими договор.Со временем изменяются требования и к вероятным потребителям франшиз: для обладателей компании становится занимателен тот партнер, который, приобретая одну франшизу, рассчитывает на будущее приобретение еще трехпяти.В случае если несколько организаций подбирают франчайзинг как направление развития и подъема, то это не значит, что эти все организации подберутодни и те же формы становленияопределяется это и территорией, и отраслевой принадлежностью, и потенциалом франчайзеров и обилием других причин.Прямой франчайзинг подразумевает собой передачу прав на применение системы франчайзера только одному лицу, лишь на одно предприятие. Франчайзи в такой ситуации вправе действовать посистеме франчайзера на конкретной местности.К примеру, компания «Х» покупает право открыть торговый центр по точному адресу. Подобные права могут передаватся франчайзером компании «Y», которая сможет открыть торговый центр и действовать согласно системе франчайзера только на другом адресе. Следовательно, франчайзер имеет возможность развивать сеть, при этом используя потенциал юридических самостоятельных лиц.В такой ситуации, размах этой сети станет определяться (хотя не ограничиваться) двумя главными факторами: вероятностью воплощения контроля со стороны франчайзера за работой франчайзи и вероятными возможностями расширить сам франчайзи.В случае если с первым моментом все более менее ясно, то по второму нужно сказать немного слов. Так как франчайзи считаются самостоятельными юридическими лицами, в большинстве случаев, стремящимися к развитию, то не исключено, что франчайзи станет иметь возможность (или же приобретет ее в ходе собственной работы) открыть очередной либо несколько торговых центров. В случаеесли франчайзер отказывает франчайзи в покупке тех же прав как на 1ый торговый центр, то франчайзи станет отыскивать другие способности расширения, и по существу франчайзер не имеет возможности этому противодействовать.Довольно популярной формой считается «последовательный франчайзинг», в случае которого франчайзи, в образце, компания «X» и/либо «Y» имеют все шансы иметь несколько торговых центров. При всем при этом право на применение прав и системы франчайзера предоставляется поочередно, то есть в последствии того как франчайзи докажет собственные полномочия. Территория, на которой франчайзи сможет открывать свои торговые центры помимо прочего согласовываться.В таковых формах у франчайзи нет права передавать права и систему франчайзера посторонним лицам.Субфранчайзинг подразумевает собой составление отношений между 3мя субъектами, это франчайзерфранчайзисубфранчайзи, время от времени они называются немного подругому: франчайзерсубфранчайзерфранчайзи. Мы станем использовать первый вариант.Франчайзер передает собственные права на применение системы и прочие ему принадлежащие права франчайзи. Объем местности, на которой сможет действовать франчайзи по системе франчайзера существенно более, чем в прошлых двух вариантах. С передачей прав франчайзер ложит на франчайзи ответственность за развитие данной территории. В пределах оговоренной местности франчайзи имеет возможность, обычно, открывать как собственные личные точки, как и передавать свои права (на условиях, оговоренных с франчайзером) третьим лицам т.к. субфранчайзи. Франчайзи обязан открывать компании согласно с подтвержденным франчайзером графиком. По созданию франчайзи исполняет все функции франчайзера на конкретной территории. В разных системах формируются не идентично механизмы согласования вторичной передачи прав франчайзисубфранчайзи, и выбора субфранчайзи и открытия новых точек. В рамках субфранчайзинга могут присутствовать отдельные договоренности, и те, что связанны с развитием местности.Естественно, любая из перечисленных форм имеет явные плюсы и минусы, а выбор формы станет определяться стратегией правообладателя, критериями рынка, особенностью работы, ресурсами и другими факторами.Помимо всего этого, системы отношений сторон внутри любой формы помимо прочего могут иметь немалые различия. Непонимание этого и попытки применения чужых моделей может привести к серьезным рискам функционирования любого из партнеров и в общем систем.Размах и модели взаимоотношений ориентируются, в большинстве случаев, исходя из правовой,политической, социальноэкономической среды, а ещё и степени развития рынка, полномочий мастерфранчайзи, предшествующего требований к вложениям, опыта сторон.

Ссылки на источники1.Россияне стали меньше ходить в рестораны и барыПодробнее на РБК: http://top.rbc.ru/business[03.12.2014]2.Франшиза в сфере общественного питания http://frtoday.ru/articles/franshizavsfereobshchestvennogopitaniya.html[01.05.2015]3.Эседова Г.С. Организационноэкономические основы управления устойчивостью предприятий общественного питания: дис. … канд. экон. наук. Махачкала, 2010. 153 с.[01.05.2015]