Основные проблемы культуры современной России и молодежи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ноздрина Н. А. Основные проблемы культуры современной России и молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4136–4140. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85828.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются типичные проблемы культуры современной России и молодежи, то, что формирует жизненную концепцию современного подростка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ноздрина Наталья Александровна,к.п.н., доцент, Брянский государственный технический университет, г. БрянскNozdrina.natalye@mail.ru

Основные проблемы культуры современной России и молодежи

Аннотация.В данной статье рассматриваются типичные проблемы культуры современной России и молодежи. Что формирует жизненную концепцию современного подростка.Ключевые слова:современная молодежь, культура, ценности, субкультура, культура России, государство, образование.

Будущее российской культуры находится сегодня в руках современной молодёжи. Молодёжная культура при этом сильно изменилась с тех пор, как распался Советский Союз. В связи с этим представляется важным рассмотрение проблем культуры современной молодёжи какносителя культурных ценностей и будущего российской цивилизации[9].Особую тревогу при этом сегодня вызывает молодое поколение, которое всё больше и больше отдаляется от духовной культуры[1]. Этому во многом способствует кризис системы образования, а также политика средств массовой информации, которые (внедряют в сознание людей в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, браку, и семье. При этом также растёт разочарование в демократических идеалах и ценностях современного общества, усиливается настроение безнадёжности и неверия в возможность решения социальнополитических вопросов. Данное несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведёт тем самым к разрушению нравственных оснований, и правовому беспределу, в целом [3]. Если же касаться специально культуры молодежи, то здесь принято говорить, скорее всего, о молодежной субкультуре, подчеркивая, тем самым, в молодёжи определенную стадию развития человека, который ещё не дошёл до высших образцов мировой культуры, а пытается где открыто, а где подспудно внести в свою среду обитания нечто своё, не всегда культуросообразное [2].Со временем это проходит, как и сама молодость, но всякое поколение обязательно проходит этот этап субкультуры[4]. Это не значит, что у молодежи нет высоких культурных образцов классического типа. Как правило, в юношеском возрасте происходит переоценка ценностей, а за этой фразой как раз и стоит то обстоятельство, что молодой человек начинает соизмерять имеющиеся у него образцы поведения, деятельности, мышления, чувствования уже со "взрослыми", принятыми в мировой культуре. С распадом Советского Союза наша страна резко подверглась американизации и, тем самым вошла в эпоху рыночных отношений, что вызвало пересмотр жизненных идеалов и духовных ценностей в обществе у нескольких поколений. При этом надо отметить, что переход от советского общества к демократическому принёс с собой свободу слова, свободу интересов, свободу мнений и действий, а также позволил каждому человеку самому выбирать своё будущее, а не идти по натоптанной дорожке[8].Сегодня, с одной стороны, наблюдаются перемены к лучшему, что связано с привнесением в жизнь современного общества таких понятий, как демократия, отсутствие цензуры, плюрализм, свобода слова, печати и совести. С этим связано также раскрепощение общественного сознания, а также существенная активизация социальнокультурного творчества различных категорий и групп населения в обществе. При этом также стоит отметить и сам факт расширения количества видов и форм художественного творчества, а также обогащения спектра культурных начинаний за счёт развития различного рода общественных объединений, движений, клубов и ассоциаций[1]. Таким образом всё более широкое использование получает также конкретная, порегионная, и адресная поддержка различных молодежных (и не только) инициатив. Эта поддержка осуществляется в виде целевых программ федерального и локального характера. После падения "железного занавеса" стал богаче отечественный культурный обмен, исчезало чувство культурной изоляции, в общественные галереи, музеи, на выставки возвратились многие художественные ценности, несправедливо ранее преданные забвению. При этом востребуются и во многом заново осваиваются огромные запасы гуманитарного потенциала русской культуры —философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль [5].Но оказалось, что за всеми этими, казалось бы, плюсами, кроется опасность морального разложения общества уже сегодня мы можемпожинать плоды перестройки это уровень преступности и проституции, в том числе, и малолетней, высокий уровень наркомании и алкоголизма среди молодёжи, а также отсутствие её интереса к науке и стремления к самостоятельной творческой работе[8].Из выше сказанного следует, что, если перед человеком стоит серьёзный жизненный выбор, то он должен быть к нему подготовлен, будучи образованным с детства и кроме того, быть самостоятельной личностью. В противном случае, подросток, не имеющий зародыша своей жизненной концепции, может оказаться просто вытолкнутым из семейного гнезда в нелёгкую взрослую жизнь, став при этом или жертвой современных пороков общества, или даже одним из их распространителей [9].Что же формирует жизненную концепцию современного подростка? На сегодняшний день, уже раннее детство ребёнка начинается с обилия всевозможных предметов современного быта: игровые приставки, телевизор, музыкальный центр, видеофильмы, компьютеры и многое другое. Некоторые родители при этом не утруждают себя воспитанием ребёнка просто покупая ему эти современные игрушки и при этом будучи довольными, тем, что ребёнок не отвлекает их от дел[2]. Поэтому ребёнок познаёт окружающий мир с экранов телевизора, где зачастую показывают насилие, секс, стрельбу и драки. Из этого пёстрого набора начинает формироваться основа личности будущего человека, а в комбинации с современными игрушками, игровыми приставками и компьютерами, развитие человека при этом вообще может ограничиться умелым нажиманием кнопок. Поэтому ребёнка нужно както оградить от той грязи, которую выливают на него ежедневно взрослый мир[10]. Позже, когда ребёнок становится подростком, он уже оказывается в обществе, где на него начинают влиять молодёжные субкультуры, а именно, уличная, компьютерная, музыкальная и все другие. В связи с чем следует отметить, что культурный потенциал современных подростков очень сильно формируется компанией обществом, в котором он проводит своё свободное время.При этом получается, что принятые в компании нормы, правила и способы времяпровождения формируют, порой и несознательно, соответствующее поведение и принципы человека. Например, часто бывает, что человек и в курящей компании пытается бросить курить, но, появляясь в ней не может удержаться, глядя как там курят его товарищи. Так, в молодёжной культуре существуют некоторые идеологические течения, проповедующие определённые жизненные тезисы, например, панккультура, роккультура, хипхопкультура[7]. Такого рода движения несут в себе определённый набор моральных принципов, определяют имидж и вкусы человека, а также его отношение к окружающему миру.Так, говоря об отношении к учёбе, современная молодёжь значительно отличается от советской[8]. Сегодняшнее образование не является обязательным, поэтомупоявившаяся свобода выбора поделила молодёжь на тех, кто учится ради знаний, и тех, кто это делает ради диплома.Поиск адекватных форм культурного развития молодёжи, тем самым, является на сегодняшний день значительной проблемой в современном обществе. Освободившиеся от «цементирующих» идеологических клише, жёстко регламентирующих тематические и сюжетные линии в развитии того или иного мероприятия, нынешние культурные формы в современном обществе находятся в творческом поиске адекватного выражения социального содержания новых жизненных процессов [2]. Так, «уходят в прошлое помпезные ритуализированные формы, при этом более демократичным становится диалог сцены со зрителем, также становятся нормой острая полемика, полилог и конкурсный поиск альтернатив, способствующий, по замыслу авторов сценария, развитию конкурентной инициативы её участников» [3].Всё это определяет особую актуальность выработки методологии и разработки адекватных ей механизмов молодёжной культурной политики в современном обществе, имеющей чётко выраженные приоритеты, и соответствующие этим ключевым проблемам актуальные аспекты формирования культуры молодёжи в современной России[9].При этом её целевой ориентацией, тем самым, должны стать условия развития и социальной востребованности личностного потенциала молодёжи, самоопределения и реализации её творческих возможностей в современном обществе[8]. В этом смысле ориентиром для молодёжной политики должен стать закон возвышения и одухотворения целей жизни новых поколений, так как проблемы оптимизации молодёжной культуры не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития российского общества, в целом [4].

Ссылки на источники1.Гатальская С.М. Философия культуры: Учебник. М.: Просвещение, 2005. 328с2.Ермишина Н.Д. Культурология: учебное пособие. М.: Академ. Проект; Трикста, 2006432 с.3.Драч Г.В. Культурология: учебное пособие. М.: АльфаМ, 2003. 432 с.4.Кармин АС, Новикова Е.С. Культурология СПб.: 2006 —464 с.5.Кондаков И.В. Культурология. История культуры России. М.:ИКФ Омега1; ВШ, 2003,616 с.6.Кравченко А.И. Культурология. М., 2006. 288 с.7.Культурология: теория и история культуры Учебное пособие Издание 3е / под ред. И. И.8.Культурология: учеб пособие для студентов вузов / под ред АН Марковой М, 2010341с.9.Розин В.М. Культурология: Учебник. / Серия «Высшее образование». —М.: ИНФРАМ, ФОРУМ, 2002. 344с.10.Садохин А.П. Культурология: теория и история