Состояние проблемы познавательного интереса к физике в школьной практике
Выпуск:
ART 85841
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Осяк
С.
А. Состояние проблемы познавательного интереса к физике в школьной практике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4201–4205. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85841.htm.
Аннотация. В статье автором анализируются блоки факторов, обусловливающих качество знаний и влияющих на формирование познавательного интереса школьников к физике: содержание учебного материала, учебники и учебные пособия, учитель, ученик, материально-техническая база школы, окружающая среда.
Ключевые слова:
учебник, познавательный интерес, окружающая среда, ученик, содержание учебного материала, материально-техническая база школы
Текст статьи
Осяк Светлана Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры современного естествознания, Лесосибирский педагогический институт филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет", г.Лесосибирскgrezauirta@mail.ru
Состояние проблемы познавательного интереса к физике в школьной практике
Аннотация.Встатье автором анализируются блоки факторов, обуславливающие качество знаний и влияющих на формирование познавательногоинтересашкольников к физике: содержание учебного материала, учебники и учебные пособия, учитель, ученик, материальнотехническая база школы, окружающая среда. Ключевые слова:познавательный интерес, содержание учебного материала,учебник, ученик, материальнотехническая база школы, окружающая среда.
А.В. Усова, анализируя качество знаний обучаемыхиопределяяпричины снижения качества знаний по физике, выявила следующие блоки факторов, обуславливающие качество знаний школьников по физике: содержание учебного материала, учебники и учебные пособия, учитель, ученик, материальнотехническая база школы, окружающая среда [5].Исследуя причины снижения познавательного интереса к физике у учащихся общеобразовательных школ, мы пришли к выводу, что блоки факторов, обуславливающих качество знаний обучаемых, выделенных Усовой А.В. и блоки факторов, влияющих на формирование познавательного интереса к физике, идентичны, что утверждает нас в предположении о возможной диалектической связи между качеством знаний и уровнем развития познавательного интереса[3].Рассмотрим каждый из блоков с позиций заложенных в нем факторов.1. Содержание учебного материала,определяемого государственными стандартами и программами, должно удовлетворять целому ряду требований и, прежде всего, быть доступным для усвоения всеми учащимися. Объем информации, подлежащий усвоению, должен быть посилен для восприятия, сознательной переработки и усвоения учащимися.Российские методисты и педагоги (Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А. и др.), изучая причины затруднений в успехе выступлений российских школьников на международных олимпиадах, выделили несколько образовательных факторов, влияющих на интерес к предмету и качество знаний учащихся по физике:1) продолжительность обучения в общеобразовательной школе в России меньше, чем в любой цивилизованной стране;2) неверное понимание принципа гуманизации образования привело к тому, что почти в два раза сократилось число часов на изучение физики и предметов естественно научного цикла;3) выпускной экзамен по физике перестал быть обязательным, и его выбирают всего несколько процентов школьников, т.е. физика в школах России стала предметом по выбору, в то время как в США она превратилась из предмета по выбору в обязательный.Курс физики остается, пожалуй, самым сложным и трудным для учащихся. Стремительно возросший уровень изложения учебного материала привел к заметному перекосу в сторону теории и его математизации. Получается так, что окружающая действительность сама по себе, а описания действительности (уравнения, векторы и т.п.) физика, не имеющая отношения к действительности и самоценная лишь в рамках урока и процедуры учения. Переход от действительности не только труден сам по себе, но и осложнен слабой математической подготовкой учащихся. В курсе физики межпредметные связи физики и математики приобретают особо важное значение. Эти связи просматриваются во всех темах курса механики (понятие функции, графики, вектора и т.д.) и других разделов физики. Однако анализ действующих программ курсов физики и математики показывает, что координация этих программ находится не на должном уровне, что отрицательно сказывается как на качестве изучения физики, так и математики. Недостаточное владение математическим аппаратом одна из причин снижения познавательного интереса к физике учащихся.Курс физики основной школы носит ознакомительный характер с рассмотрением в основном лишь качественных сторон физических явлений на основе эффектных физических демонстраций, опора осуществляется на близкий школьнику личный опыт, что делает материал доступным для непосредственного интуитивного понимания. Использование математического аппарата сведено к минимуму: учащиеся оперируют десятком формул, задачи решаются в одно два действия. В курсе старшей школы изложение ведется на более глубоком уровне, требующем умения применять физические законы для объяснений явлений окружающего мира, господствует преимущественно понятийная математическая наглядность, причем в масштабах, явно не подготовленных предшествующим обучением. Овладение материалом требует сформированного теоретического мышления, осознания связи между условными знаками математическими символами и отражаемой ими реальной действительностью, которыми учащиеся не обладают в силу своего развития.2. Учебникии учебные пособия служат посредником между программой и учащимися. Их функция заключается в том, чтобы донести до учащихся в доступной для них форме идеи, заложенные в программах, раскрыть содержание формируемых понятий, сущность изучаемых законов и теорий.Качество усвоения информации, содержащейся в учебниках, интерес к ней зависят от того, как методически материал препарирован, насколько продуманно в нем выделено главное, существенное, ̶ то, что называют ядром содержания.Министерство образования и науки Российской Федерации каждые два года выпускает сборник (Примерные программы среднего (полного) общего образования: Программнометодические материалы/ Составители Н.Н.Гара, Ю.И.Дик. М.: Дрофа, 20022004), в котором публикуются пакет программ, перечни учебников и другие материалы, рекомендованные к использованию в общеобразовательных учреждениях страны. Достаточно широкий перечень представленных программнометодических материалов, казалось бы, призван удовлетворить потребность в различных вариантах физического образования как для школ, изучающих физику по базовому уровню, так и для школ с углубленным изучением предмета. Но в настоящий момент сложилась критическая ситуация, когда учителю стало трудно ориентироваться при выборе учебной и методической литературы. 3.Рассмотрим факторы, зависящие от учителя.Прежде всего, на учебновоспитательный процесс влияет уровень научнотеоретической подготовки учителя, его эрудиция. Затем, конечно же, педагогическое мастерство, определяемое умением применять разнообразные методы и приемы обучения, а также разнообразные организационные формы учебных занятий, умением учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.Факторы, зависящие от учителя, оказывают огромное влияние на формирование познавательного интересак физике у учащихся. Так, учащиеся, с которыми мы проводили педагогические исследования и называвшие любимым предметом физику, отвечая на вопрос: “Почему ты считаешь этот предмет интересным?”, на одно из первых мест ставили вариант ответа “интересно излагает материал учитель”, “учитель внимателен и доброжелателен”.Наши исследования, заключавшиеся в анкетировании и интервьюировании учителей физики (15 человек), преподающих в школах г. Лесосибирска Красноярского края, показали, что многие учителя считают познавательный интерес “абстрактным” понятием в педагогике. Учителя не планируют на уроках развитие познавательного интереса, осуществляется этот процесс стихийно.Учитель не знает сущности понятия “познавательный интерес”, не знает теоретических и практических основ методики формирования интереса, недооценивает роль познавательного интереса в повышении эффективности мыслительной деятельности. Учителей не подготавливают к соответствующему виду профессиональной деятельности в вузе, не готовят в институте усовершенствования учителей, учителя перегружены другими видами работ, вопросы формирования и развития познавательного интереса редко рассматриваются на методических и теоретических семинарах, методических объединениях. Наблюдается противоречие между наличием большого объема ценного материала по теории интереса, методике его формирования и реализацией накопленного материала в практике подготовки будущих учителей.Модель учителя (педагога) это мысленный образ оригинала идеального (совершенного) профессионала. Вкачестве такового в исследовании педагогической профессии она выступает как эталон. Многочисленные исследователи проблем педагогического мастерства, как правило, достаточно подробно анализируют структуру деятельности педагога, а также его свойства и способности (А.Н. Абдуллина, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская и др.). Исходя из логики педагогического процесса, важнейшие профессиональные способности и качества учителя можно свести в четыре группы или блока: а) педагогическая эрудиция;б) владение педагогической диагностикой;в) владение педагогической технологией;г) научноисследовательская работа (НИР) по педагогике [4].Каждый блок предполагает специфическую деятельность профессионального педагога. Эти компоненты деятельности взаимодействуют, они взаимосвязаны с личностными качествами педагога.4.Ученик. Характеризуя познавательный интерес как психологопедагогическое понятие, предполагаем, что постоянная учеба без сформированного познавательного интереса, основанная на прямом или косвенномпринуждении, губительна для психики ребенка. Как показывают психологические исследования, одной из причин психогенных неврозов становится постоянное использование в процессе обучения волевых начал, неподкрепленных познавательным интересом. Постоянное «интеллектуальное насилие», несформированность мотивационной сферы учения приводят к созданию хронических психотравмирующих ситуаций, ведущих к психическим и соматическим нарушениям; расстройствам функций вегетативной нервной системы; к повышенной раздражительности, утомляемости, подавленному настроению. Хронические психотравмирующие ситуации, будучи относительно слабыми, но длительно действующими раздражителями, в детском возрасте значительно опаснее острых психических травм, таких как испуг, конфликт и т.д.Вфизиологическом отношении потребность в познании есть не что иное, как привычная, определенным образом направленная деятельность нервных клеток больших полушарий головного мозга. Постоянная познавательная деятельность специализирует работу нервных клеток и создает определенную инерцию. Вполне вероятно, что низкая познавательная активность, обусловленная отсутствием интереса, а следовательно, и резкое снижение активности нервных клеток создают неблагоприятные условия для жизненных процессов всего организма,так как при этом нарушается сложившаяся ранее регуляция соматических процессов. Естественно, что при этом возникает тяжелое субъективное состояние, которое можно обозначить как состояние пониженного жизнеощущения.Психологи утверждают, что при отсутствии познавательного интереса ученик испытывает двойную негативную психическую нагрузку: с одной стороны постоянное принуждение как внешнего, так и внутреннего характера; с другой нереализованная познавательная потребность, которая обязательно имеется даже у неуспевающих и педагогически запущенных учеников. Подростковый возраст характеризуется осознанием своих растущих возможностей, интенсивным стремлением к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребностью в признании прав и возможностей окружающими. Двигателем психического развития подростка является противоречие между потребностью в самоутверждении и возможностями его реализации в повседневной деятельности. Важное значение в развитии личности подростка имеет общение. Подросток испытывает особую потребность в развитии дружеских отношений со сверстниками, в системе которых только и возможно ощущение равенства, духовное общение. Подросток исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе окружающих. Стремится выработать в себе такие черты, которые позволили бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшить взаимоотношения с другими людьми. Новый уровень самосознания, самооценки, самовоспитания, стремление к самостоятельности способствуют осознанию глубокого нравственного смысла их поступков и формированию при целенаправленном процессе организации опыта устойчивых социальных ценностей.Мотивы учения подростка характеризуются тем, что в данном возрасте мотивы, которые побуждали к учению в младших классах, теряют для них какой либо смысл. Поэтому целесообразно придать учению другой смысл, адекватный возрастным особенностям подростков. Как показывает практика формирования мотивов учения на основе механизма «сверху вниз», т.е. через раскрытие ее значимости, осознания долга, ответственности перед родителями, учителями, школой мало эффективно. Все это не приводит к какомулибо результату. Если в формировании мотивов будет осуществлен механизм «снизу вверх», т.е. через организацию уебновоспитательного процесса, при котором подросток осознает, что учение представляется важным средством самоутверждения и самосовершенствования, эффективность обучения может возрасти. Наиболее оптимальной формой организации учебной деятельности в подростковом возрасте служит такая ее организация, при которой подростки чувствовали бы себя равноправными членами этого процесса, что обеспечило бы их активную деятельность. Это в первую очередь относится к организации взаимоотношений между учителем и учащимися. Такая организация позволит, с одной стороны, раскрыть ценность учения, и с другой осознать ее учащимися подростками.5. Влияние окружающей средына формирование познавательного интереса к физике. Под окружающей средой мы понимаем семью, родителей, товарищей, знакомых, средства массовой информации.Формирование познавательных интересов учащихся ̶ это не замкнутый в себе автономный процесс. Интересы формируются под влиянием социальной среды, окружающей действительности, зависят от характера деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих, от влияния коллектива на личность и ее положение в коллективе. Не случайно около 30 % опрошенных нами учащихся указали, что их выбор профессии связан с семейной традицией. Это говорит о большом влиянии семьи на интересы школьника. Изменившаяся не в лучшую сторону мораль нашего общества заставляет подростков поновому смотреть на жизнь. Поэтому при ответе на вопрос о причинах выбора профессии наравне с интересом к выбранной профессии учащимися ставится возможностьобеспечить себе будущее.Физические концепции имеют малый выход в современную культуру по сравнению с гуманитарными науками (сейчас в средствах массовой информации засилие развлекательных, музыкальных передач, телевизионных сериалов), поэтому физика кажется подростку ненужной. В последнее время, как признают многие педагоги, происходит смещение учебнопознавательных интересов школьников в область гуманитарного знания. Это очень опасная тенденция, так как выход страны из экономического тупика может быть достигнут только на основе использования новейших достижений в области науки и технологии, ядром которой являются физические знания. 6. Материальнотехническая база. В современных условиях система образования может соответствовать требованиям времени только при условии полной реконструкции содержания образовательных программ, появления новых требований и стандартов, ориентированных на формирование инициативной, креативной личности, создания условий для реализации творческой активности у молодежи (в том числе технического творчества), расширения объемов и содержания внеурочной деятельности, использования нестандартных систем оценивания достижений обучающихся. Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. №309ФЗ в Российской Федерации были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего (полного) общего образования второго поколения (далее ФГОС). В законе утверждено, что стандарты будут вводиться в действие поэтапно по ступеням общего образования. Обязательное введение ФГОСво всех образовательных учреждениях Российской Федерации на ступени начального общего образования было проведено в 2012 г., на ступени основного общего образования планируется с 2015 г., на ступени среднего (полного) общего образования будет осуществляться с 2020 г.Среди прочих вопросов внедрение новых образовательных стандартов требует оперативного рассмотрения развития материальнотехнического обеспечения учебного процесса как основы для сложнейшей перестройки образовательной системы. Современные требования к условиям предоставления образования предусматривают оснащение учебных заведений современным учебным и учебнонаглядным оборудованием, необходимым как для проведения образовательного процесса, так и для развития одаренности, профессиональных наклонностей молодых людей. Введение государственных стандартов нового поколения в образовательную практику предусматривает современную материальнотехническую базу, к которой предъявляются следующие требования:
обеспеченность учебниками и учебнонаглядным оборудованием;
наличие в образовательном учреждении собственных компьютерных классов с постоянно обновляющимся программным обеспечением;
наличие кабинета физики с подводкой низковольтного электропитания к партам учащихся;
наличие кабинета химии с вытяжкойи подводкой воды к партам учащихся и лаборантской;
наличие столовой или зала для приёма пищи;
наличие безопасного и пригодного для проведения уроков физической культуры спортивного зала с оборудованными раздевалками, действующими душевыми комнатами и туалетами;
наличие у учреждения оборудованной территории для реализации раздела «Лёгкая атлетика» и ряд других требований [2].Однако, как показывают данные официальной статистики, в настоящее время субъекты РФ имеют существенные отличия в уровне материальнотехнического оснащения учебных заведений. Вследствие этого степень удовлетворения запросов граждан на образование оказывается в прямой зависимости от места их проживания, закладывается основа для воспроизводства социальноэкономического неравенства регионов, поскольку уровень образования населения в значительной степени определяет инвестиционную привлекательность и возможности эффективного экономического роста территорий.Оценивая развитие материальнотехнической базы образования, М.А. Головчин, Т.С. Соловьева [1] выделили следующие показатели:1. Доля обучающихся по ФГОС, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с ФГОС (в общей численности обучающихся по ФГОС).2. Доля обучающихся, которыеимеют возможность пользоваться современной библиотекой (в общей численности обучающихся).3. Доля образовательных учреждений, имеющих широкополосный Интернет (не менее 2 Мб/с).4. Доля обучающихся, которым созданы современные условия для занятий физической культурой, в том числе обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками.5. Доля общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться столовыми со всеми перечисленными требованиями.Авторы проследили динамику индекса за 2010 2012 гг. Для упрощения анализа регионы РФ были ранжированы по темпам роста (снижения) уровня материальнотехнического оснащения образования и объединены в пять групп: регионы с крайне высокими темпами роста (более 291 %) 12 регионов; регионы с высокими темпами роста (от 107 до 291 %) 43 региона; регионы с умеренными темпами роста (102 %) 1 регион; регионы с низкими темпами роста (от 70 до 96 %) 15 регионов; регионы с крайне низкими темпами роста (менее 70 %) 12 регионов. Анализ расчетов показал, что регионы РФ в значительной степени дифференцированы по динамике развития материальнотехнического оснащения образовательного процесса. Так разница между максимальным значением роста индексов (Вологодская область –1020 %) и минимальным (Омская область –23 %) достигает 44 раза. В субъектах РФ, занимающих верхние позиции в группе регионов с высокими темпами развития (Вологодская область, Ставропольский край), весьма высок рост уровня обеспеченности обучающихся учебным оборудованием для практических работ в соответствии с новым ФГОС НОО (с 18 до 94 % за период 2010 по 2012 г.). Высокие темпы роста индексов развития материальнотехнической базы образования за 2010 2012 г. в Вологодской области как региона«лидера» обусловлены, главным образом, низкими стартовыми позициями региона. Красноярский край относится к региону со средним уровнем материальнотехнического оснащения и высокими темпами его развития
Ссылки на источники1.Головчин М.А., Соловьева Т.С. Анализ динамикипоказателей материальнотехнического развития системы образования регионов Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. Ноябрь 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3324 (дата обращения: 16.05.2015).2.О реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году: доклад. М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2013. 414с.3.Осяк С.А., Лупик А.Н. К вопросу о стимулах познавательного интереса при обучении физики // Инновации в сфере образования: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей; Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2012. С.9197.4.Профессиональные качества современного учителя: [Электронный ресурс] // Педагогика, 2008.
Режим доступа:http://paidagogos.com/?p=60(дата обращения: 20.07.2014).5.Усова А.В. Теория и практика развивающего обучения: Учеб. пособие. Челябинск: Издво ЧГПУ «Факел», 1998. 31с.
Состояние проблемы познавательного интереса к физике в школьной практике
Аннотация.Встатье автором анализируются блоки факторов, обуславливающие качество знаний и влияющих на формирование познавательногоинтересашкольников к физике: содержание учебного материала, учебники и учебные пособия, учитель, ученик, материальнотехническая база школы, окружающая среда. Ключевые слова:познавательный интерес, содержание учебного материала,учебник, ученик, материальнотехническая база школы, окружающая среда.
А.В. Усова, анализируя качество знаний обучаемыхиопределяяпричины снижения качества знаний по физике, выявила следующие блоки факторов, обуславливающие качество знаний школьников по физике: содержание учебного материала, учебники и учебные пособия, учитель, ученик, материальнотехническая база школы, окружающая среда [5].Исследуя причины снижения познавательного интереса к физике у учащихся общеобразовательных школ, мы пришли к выводу, что блоки факторов, обуславливающих качество знаний обучаемых, выделенных Усовой А.В. и блоки факторов, влияющих на формирование познавательного интереса к физике, идентичны, что утверждает нас в предположении о возможной диалектической связи между качеством знаний и уровнем развития познавательного интереса[3].Рассмотрим каждый из блоков с позиций заложенных в нем факторов.1. Содержание учебного материала,определяемого государственными стандартами и программами, должно удовлетворять целому ряду требований и, прежде всего, быть доступным для усвоения всеми учащимися. Объем информации, подлежащий усвоению, должен быть посилен для восприятия, сознательной переработки и усвоения учащимися.Российские методисты и педагоги (Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А. и др.), изучая причины затруднений в успехе выступлений российских школьников на международных олимпиадах, выделили несколько образовательных факторов, влияющих на интерес к предмету и качество знаний учащихся по физике:1) продолжительность обучения в общеобразовательной школе в России меньше, чем в любой цивилизованной стране;2) неверное понимание принципа гуманизации образования привело к тому, что почти в два раза сократилось число часов на изучение физики и предметов естественно научного цикла;3) выпускной экзамен по физике перестал быть обязательным, и его выбирают всего несколько процентов школьников, т.е. физика в школах России стала предметом по выбору, в то время как в США она превратилась из предмета по выбору в обязательный.Курс физики остается, пожалуй, самым сложным и трудным для учащихся. Стремительно возросший уровень изложения учебного материала привел к заметному перекосу в сторону теории и его математизации. Получается так, что окружающая действительность сама по себе, а описания действительности (уравнения, векторы и т.п.) физика, не имеющая отношения к действительности и самоценная лишь в рамках урока и процедуры учения. Переход от действительности не только труден сам по себе, но и осложнен слабой математической подготовкой учащихся. В курсе физики межпредметные связи физики и математики приобретают особо важное значение. Эти связи просматриваются во всех темах курса механики (понятие функции, графики, вектора и т.д.) и других разделов физики. Однако анализ действующих программ курсов физики и математики показывает, что координация этих программ находится не на должном уровне, что отрицательно сказывается как на качестве изучения физики, так и математики. Недостаточное владение математическим аппаратом одна из причин снижения познавательного интереса к физике учащихся.Курс физики основной школы носит ознакомительный характер с рассмотрением в основном лишь качественных сторон физических явлений на основе эффектных физических демонстраций, опора осуществляется на близкий школьнику личный опыт, что делает материал доступным для непосредственного интуитивного понимания. Использование математического аппарата сведено к минимуму: учащиеся оперируют десятком формул, задачи решаются в одно два действия. В курсе старшей школы изложение ведется на более глубоком уровне, требующем умения применять физические законы для объяснений явлений окружающего мира, господствует преимущественно понятийная математическая наглядность, причем в масштабах, явно не подготовленных предшествующим обучением. Овладение материалом требует сформированного теоретического мышления, осознания связи между условными знаками математическими символами и отражаемой ими реальной действительностью, которыми учащиеся не обладают в силу своего развития.2. Учебникии учебные пособия служат посредником между программой и учащимися. Их функция заключается в том, чтобы донести до учащихся в доступной для них форме идеи, заложенные в программах, раскрыть содержание формируемых понятий, сущность изучаемых законов и теорий.Качество усвоения информации, содержащейся в учебниках, интерес к ней зависят от того, как методически материал препарирован, насколько продуманно в нем выделено главное, существенное, ̶ то, что называют ядром содержания.Министерство образования и науки Российской Федерации каждые два года выпускает сборник (Примерные программы среднего (полного) общего образования: Программнометодические материалы/ Составители Н.Н.Гара, Ю.И.Дик. М.: Дрофа, 20022004), в котором публикуются пакет программ, перечни учебников и другие материалы, рекомендованные к использованию в общеобразовательных учреждениях страны. Достаточно широкий перечень представленных программнометодических материалов, казалось бы, призван удовлетворить потребность в различных вариантах физического образования как для школ, изучающих физику по базовому уровню, так и для школ с углубленным изучением предмета. Но в настоящий момент сложилась критическая ситуация, когда учителю стало трудно ориентироваться при выборе учебной и методической литературы. 3.Рассмотрим факторы, зависящие от учителя.Прежде всего, на учебновоспитательный процесс влияет уровень научнотеоретической подготовки учителя, его эрудиция. Затем, конечно же, педагогическое мастерство, определяемое умением применять разнообразные методы и приемы обучения, а также разнообразные организационные формы учебных занятий, умением учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.Факторы, зависящие от учителя, оказывают огромное влияние на формирование познавательного интересак физике у учащихся. Так, учащиеся, с которыми мы проводили педагогические исследования и называвшие любимым предметом физику, отвечая на вопрос: “Почему ты считаешь этот предмет интересным?”, на одно из первых мест ставили вариант ответа “интересно излагает материал учитель”, “учитель внимателен и доброжелателен”.Наши исследования, заключавшиеся в анкетировании и интервьюировании учителей физики (15 человек), преподающих в школах г. Лесосибирска Красноярского края, показали, что многие учителя считают познавательный интерес “абстрактным” понятием в педагогике. Учителя не планируют на уроках развитие познавательного интереса, осуществляется этот процесс стихийно.Учитель не знает сущности понятия “познавательный интерес”, не знает теоретических и практических основ методики формирования интереса, недооценивает роль познавательного интереса в повышении эффективности мыслительной деятельности. Учителей не подготавливают к соответствующему виду профессиональной деятельности в вузе, не готовят в институте усовершенствования учителей, учителя перегружены другими видами работ, вопросы формирования и развития познавательного интереса редко рассматриваются на методических и теоретических семинарах, методических объединениях. Наблюдается противоречие между наличием большого объема ценного материала по теории интереса, методике его формирования и реализацией накопленного материала в практике подготовки будущих учителей.Модель учителя (педагога) это мысленный образ оригинала идеального (совершенного) профессионала. Вкачестве такового в исследовании педагогической профессии она выступает как эталон. Многочисленные исследователи проблем педагогического мастерства, как правило, достаточно подробно анализируют структуру деятельности педагога, а также его свойства и способности (А.Н. Абдуллина, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская и др.). Исходя из логики педагогического процесса, важнейшие профессиональные способности и качества учителя можно свести в четыре группы или блока: а) педагогическая эрудиция;б) владение педагогической диагностикой;в) владение педагогической технологией;г) научноисследовательская работа (НИР) по педагогике [4].Каждый блок предполагает специфическую деятельность профессионального педагога. Эти компоненты деятельности взаимодействуют, они взаимосвязаны с личностными качествами педагога.4.Ученик. Характеризуя познавательный интерес как психологопедагогическое понятие, предполагаем, что постоянная учеба без сформированного познавательного интереса, основанная на прямом или косвенномпринуждении, губительна для психики ребенка. Как показывают психологические исследования, одной из причин психогенных неврозов становится постоянное использование в процессе обучения волевых начал, неподкрепленных познавательным интересом. Постоянное «интеллектуальное насилие», несформированность мотивационной сферы учения приводят к созданию хронических психотравмирующих ситуаций, ведущих к психическим и соматическим нарушениям; расстройствам функций вегетативной нервной системы; к повышенной раздражительности, утомляемости, подавленному настроению. Хронические психотравмирующие ситуации, будучи относительно слабыми, но длительно действующими раздражителями, в детском возрасте значительно опаснее острых психических травм, таких как испуг, конфликт и т.д.Вфизиологическом отношении потребность в познании есть не что иное, как привычная, определенным образом направленная деятельность нервных клеток больших полушарий головного мозга. Постоянная познавательная деятельность специализирует работу нервных клеток и создает определенную инерцию. Вполне вероятно, что низкая познавательная активность, обусловленная отсутствием интереса, а следовательно, и резкое снижение активности нервных клеток создают неблагоприятные условия для жизненных процессов всего организма,так как при этом нарушается сложившаяся ранее регуляция соматических процессов. Естественно, что при этом возникает тяжелое субъективное состояние, которое можно обозначить как состояние пониженного жизнеощущения.Психологи утверждают, что при отсутствии познавательного интереса ученик испытывает двойную негативную психическую нагрузку: с одной стороны постоянное принуждение как внешнего, так и внутреннего характера; с другой нереализованная познавательная потребность, которая обязательно имеется даже у неуспевающих и педагогически запущенных учеников. Подростковый возраст характеризуется осознанием своих растущих возможностей, интенсивным стремлением к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребностью в признании прав и возможностей окружающими. Двигателем психического развития подростка является противоречие между потребностью в самоутверждении и возможностями его реализации в повседневной деятельности. Важное значение в развитии личности подростка имеет общение. Подросток испытывает особую потребность в развитии дружеских отношений со сверстниками, в системе которых только и возможно ощущение равенства, духовное общение. Подросток исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе окружающих. Стремится выработать в себе такие черты, которые позволили бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшить взаимоотношения с другими людьми. Новый уровень самосознания, самооценки, самовоспитания, стремление к самостоятельности способствуют осознанию глубокого нравственного смысла их поступков и формированию при целенаправленном процессе организации опыта устойчивых социальных ценностей.Мотивы учения подростка характеризуются тем, что в данном возрасте мотивы, которые побуждали к учению в младших классах, теряют для них какой либо смысл. Поэтому целесообразно придать учению другой смысл, адекватный возрастным особенностям подростков. Как показывает практика формирования мотивов учения на основе механизма «сверху вниз», т.е. через раскрытие ее значимости, осознания долга, ответственности перед родителями, учителями, школой мало эффективно. Все это не приводит к какомулибо результату. Если в формировании мотивов будет осуществлен механизм «снизу вверх», т.е. через организацию уебновоспитательного процесса, при котором подросток осознает, что учение представляется важным средством самоутверждения и самосовершенствования, эффективность обучения может возрасти. Наиболее оптимальной формой организации учебной деятельности в подростковом возрасте служит такая ее организация, при которой подростки чувствовали бы себя равноправными членами этого процесса, что обеспечило бы их активную деятельность. Это в первую очередь относится к организации взаимоотношений между учителем и учащимися. Такая организация позволит, с одной стороны, раскрыть ценность учения, и с другой осознать ее учащимися подростками.5. Влияние окружающей средына формирование познавательного интереса к физике. Под окружающей средой мы понимаем семью, родителей, товарищей, знакомых, средства массовой информации.Формирование познавательных интересов учащихся ̶ это не замкнутый в себе автономный процесс. Интересы формируются под влиянием социальной среды, окружающей действительности, зависят от характера деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих, от влияния коллектива на личность и ее положение в коллективе. Не случайно около 30 % опрошенных нами учащихся указали, что их выбор профессии связан с семейной традицией. Это говорит о большом влиянии семьи на интересы школьника. Изменившаяся не в лучшую сторону мораль нашего общества заставляет подростков поновому смотреть на жизнь. Поэтому при ответе на вопрос о причинах выбора профессии наравне с интересом к выбранной профессии учащимися ставится возможностьобеспечить себе будущее.Физические концепции имеют малый выход в современную культуру по сравнению с гуманитарными науками (сейчас в средствах массовой информации засилие развлекательных, музыкальных передач, телевизионных сериалов), поэтому физика кажется подростку ненужной. В последнее время, как признают многие педагоги, происходит смещение учебнопознавательных интересов школьников в область гуманитарного знания. Это очень опасная тенденция, так как выход страны из экономического тупика может быть достигнут только на основе использования новейших достижений в области науки и технологии, ядром которой являются физические знания. 6. Материальнотехническая база. В современных условиях система образования может соответствовать требованиям времени только при условии полной реконструкции содержания образовательных программ, появления новых требований и стандартов, ориентированных на формирование инициативной, креативной личности, создания условий для реализации творческой активности у молодежи (в том числе технического творчества), расширения объемов и содержания внеурочной деятельности, использования нестандартных систем оценивания достижений обучающихся. Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. №309ФЗ в Российской Федерации были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего (полного) общего образования второго поколения (далее ФГОС). В законе утверждено, что стандарты будут вводиться в действие поэтапно по ступеням общего образования. Обязательное введение ФГОСво всех образовательных учреждениях Российской Федерации на ступени начального общего образования было проведено в 2012 г., на ступени основного общего образования планируется с 2015 г., на ступени среднего (полного) общего образования будет осуществляться с 2020 г.Среди прочих вопросов внедрение новых образовательных стандартов требует оперативного рассмотрения развития материальнотехнического обеспечения учебного процесса как основы для сложнейшей перестройки образовательной системы. Современные требования к условиям предоставления образования предусматривают оснащение учебных заведений современным учебным и учебнонаглядным оборудованием, необходимым как для проведения образовательного процесса, так и для развития одаренности, профессиональных наклонностей молодых людей. Введение государственных стандартов нового поколения в образовательную практику предусматривает современную материальнотехническую базу, к которой предъявляются следующие требования:
обеспеченность учебниками и учебнонаглядным оборудованием;
наличие в образовательном учреждении собственных компьютерных классов с постоянно обновляющимся программным обеспечением;
наличие кабинета физики с подводкой низковольтного электропитания к партам учащихся;
наличие кабинета химии с вытяжкойи подводкой воды к партам учащихся и лаборантской;
наличие столовой или зала для приёма пищи;
наличие безопасного и пригодного для проведения уроков физической культуры спортивного зала с оборудованными раздевалками, действующими душевыми комнатами и туалетами;
наличие у учреждения оборудованной территории для реализации раздела «Лёгкая атлетика» и ряд других требований [2].Однако, как показывают данные официальной статистики, в настоящее время субъекты РФ имеют существенные отличия в уровне материальнотехнического оснащения учебных заведений. Вследствие этого степень удовлетворения запросов граждан на образование оказывается в прямой зависимости от места их проживания, закладывается основа для воспроизводства социальноэкономического неравенства регионов, поскольку уровень образования населения в значительной степени определяет инвестиционную привлекательность и возможности эффективного экономического роста территорий.Оценивая развитие материальнотехнической базы образования, М.А. Головчин, Т.С. Соловьева [1] выделили следующие показатели:1. Доля обучающихся по ФГОС, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с ФГОС (в общей численности обучающихся по ФГОС).2. Доля обучающихся, которыеимеют возможность пользоваться современной библиотекой (в общей численности обучающихся).3. Доля образовательных учреждений, имеющих широкополосный Интернет (не менее 2 Мб/с).4. Доля обучающихся, которым созданы современные условия для занятий физической культурой, в том числе обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками.5. Доля общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться столовыми со всеми перечисленными требованиями.Авторы проследили динамику индекса за 2010 2012 гг. Для упрощения анализа регионы РФ были ранжированы по темпам роста (снижения) уровня материальнотехнического оснащения образования и объединены в пять групп: регионы с крайне высокими темпами роста (более 291 %) 12 регионов; регионы с высокими темпами роста (от 107 до 291 %) 43 региона; регионы с умеренными темпами роста (102 %) 1 регион; регионы с низкими темпами роста (от 70 до 96 %) 15 регионов; регионы с крайне низкими темпами роста (менее 70 %) 12 регионов. Анализ расчетов показал, что регионы РФ в значительной степени дифференцированы по динамике развития материальнотехнического оснащения образовательного процесса. Так разница между максимальным значением роста индексов (Вологодская область –1020 %) и минимальным (Омская область –23 %) достигает 44 раза. В субъектах РФ, занимающих верхние позиции в группе регионов с высокими темпами развития (Вологодская область, Ставропольский край), весьма высок рост уровня обеспеченности обучающихся учебным оборудованием для практических работ в соответствии с новым ФГОС НОО (с 18 до 94 % за период 2010 по 2012 г.). Высокие темпы роста индексов развития материальнотехнической базы образования за 2010 2012 г. в Вологодской области как региона«лидера» обусловлены, главным образом, низкими стартовыми позициями региона. Красноярский край относится к региону со средним уровнем материальнотехнического оснащения и высокими темпами его развития
Ссылки на источники1.Головчин М.А., Соловьева Т.С. Анализ динамикипоказателей материальнотехнического развития системы образования регионов Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. Ноябрь 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3324 (дата обращения: 16.05.2015).2.О реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году: доклад. М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2013. 414с.3.Осяк С.А., Лупик А.Н. К вопросу о стимулах познавательного интереса при обучении физики // Инновации в сфере образования: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей; Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2012. С.9197.4.Профессиональные качества современного учителя: [Электронный ресурс] // Педагогика, 2008.
Режим доступа:http://paidagogos.com/?p=60(дата обращения: 20.07.2014).5.Усова А.В. Теория и практика развивающего обучения: Учеб. пособие. Челябинск: Издво ЧГПУ «Факел», 1998. 31с.