Межнациональные коммуникации в студенческой среде

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нигматуллина Т. А. Межнациональные коммуникации в студенческой среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4221–4225. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85845.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы межнационального общения молодежи, ее включение в новые, динамично меняющиеся социально-культурные реалии полиэтнической и многонациональной среды. Автор полагает, что важнейшей составляющей этой проблемы является межнациональное коммуникативное взаимодействие молодежного сообщества как компонента социокультурной интеграции глобализации в рамках их учебно-академической социализации. На основе анализа практики молодежных взаимодействий в рамках современного коммуникативного процесса и, в частности, с помощью средств культуры межнационального общения, автор делает вывод о том, что в молодежной среде, в том числе и в учебно-образовательных учреждениях, актуализируются такие социокультурные проблемы, как межнациональные притязания и противоречия, формирование языковых барьеров и этнофобий, что в конечном счете сказывается на толерантном самоопределении молодых людей. Сегодня, особенно в условиях глобализации, жизненное самоопределение и социальная карьера молодого поколения во многом зависят от уровня его межкультурного, интеллектуального и профессионального потенциала, в развитии которого немаловажную роль играет собственно культура межнационального общения. Автором предлагается разработанная экспериментальным путем коммуникативная модель межнационального общения студентов на региональном уровне.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Нигматуллина ТанзиляАлтафовна,Доктор политических наук, доцент,директор Башкирского института социальных технологий (филиала) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений»; г. Уфа.

vovavelc@yandex.ru

Межнациональные коммуникациив студенческой среде

Аннотация.В статьерассматриваютсяпроблемымежнациональногообщениямолодежи, еевключениевновые, динамичноменяющиесясоциальнокультурныереалииполиэтническойимногонациональнойсреды. Авторполагает, чтоважнейшейсоставляющейэтойпроблемыявляетсямежнациональноекоммуникативноевзаимодействиемолодежногосообщества–каккомпонентасоциокультурнойинтеграции глобализации–врамкахихучебноакадемическойсоциализации. Наосновеанализапрактикимолодежныхвзаимодействийврамкахсовременногокоммуникативногопроцессаи, вчастности, спомощьюсредствкультурымежнациональногообщения, авторделаетвыводотом, чтовмолодежной среде, в том числе ив учебнообразовательных учреждениях, актуализируютсятакиесоциокультурныепроблемы, как межнациональные притязания и противоречия, формированиеязыковых барьеров и этнофобий, что,в конечном счете,сказывается на толерантном самоопределениимолодых людей.Сегодня, особеннов условияхглобализации, жизненноесамоопределениеисоциальнаякарьерамолодогопоколениявомногомзависитотуровняегомежкультурного, интеллектуальногоипрофессиональногопотенциала, дляразвитиякоторогонемаловажнуюрольиграетсобственнокультурамежнациональногообщения. Автором предлагается разработанная экспериментальным путем коммуникативная модель межнационального общения студентов на региональном уровне.Ключевые слова:коммуникации, культура, молодежь, национальные отношения, культура межнационального общения, студенчество.

Современное общество характеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции, а изменения, происходящие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов,стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. Сегодня всоциальнополитическойнауке одним из важных вопросов является воспитание студенческой молодежи, проживающей и развивающейсяв поликультурном пространстве. Для формированияу молодежи культуры межнационального общения необходимо организовать целенаправленный процесс включения их в различные виды и формы социальнокультурной деятельности, направленной на формирование патриотизма, гражданственности, толерантности и культуры межнациональных отношений, стимулирования активности по становлению гражданских качеств, социальной направленности личности[1].Вопрос межнационального общения молодежи является сложным и многогранным.И одноиз серьезных препятствий на пути институционализации межнационального диалога –отсутствие позитивного образа национальных и этнических отношений в общественном сознании. Между тем, такой образ –это исключительно важный элемент полиэтнического и поликультурного общества[2].Российское обществоотличаетсяэтнической, культурной, языковой и конфессиональной мозаичностью, а осознание и принятие многообразия окружающего нас мира людей и явлений во многом определяет мировоззренческую позицию человека, наиболее ярко проявляющуюся в межнациональных и межэтнических отношениях. Нашегосударство на протяжении многих веков стремилось конструктивно взаимодействовать с этническим и культурным разнообразием, поддерживатьгармоничныеотношенияс представителями различных этнических общностейи народностей. К основополагающим принципам формирования позитивного образа национальных и этнических отношений в общественном сознании, обеспечивающих межкультурное взаимоуважение и равенство, следует отнестипоследовательные открытые действия, направленные на понимание и принятие окружающего мира.Сегодня особенно важно понимать, что в межнациональных и межэтнических отношениях необходим переход от традиционногоподхода кинформационнокоммуникативному, направленному не только на описание прошлого,но и на прогнозирование будущего. Именно информационнокоммуникативный подход, в конечном счете,и будет предопределять культуру межнационального общения. Межнациональное общение –это определение взаимосвязейи взаимоотношений, в процессе которых молодежь, принадлежащая к разным национальным и этническим общностям и придерживающаяся различных конфессиональныхвзглядов, обменивается опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. На сегодняшний день оно складывается на фоне роста социальной напряженности, межэтнических конфликтов, экономического кризиса и политической нестабильности в обществе. Все это,в свою очередь,стимулирует проявление межнациональной конфронтации и приводит к осознанию необходимости формирования культуры межнационального общения как альтернативы межнациональных разногласий. Основные направления организации формирования культуры межнационального общения связаны с реализацией поликультурного пространства, обеспечивающего освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей. Социальнокультурное творчество,как средство формирования культуры межнационального общения, направлено на обеспечение условийдля получения доступа к культурным ценностям, организацию различныхреспубликанских, всероссийских и международных фестивалей, а также поддержку приоритетных инновационных направлений в социальнокультурной сфере.Ценность формирования культуры межнационального общения заключается в том, что оно стимулирует сферу социальнополитическойдеятельности молодежи, обеспечивает становление поликультурного менталитета, связывает социокультурную идентичность личности с социальной, творческой и духовной жизнедеятельностью. Современная идеология позволяет обеспечить молодежи формирование культуры межнационального общения как культурыобщественноисторического и социальнокультурного феномена. Это, в свою очередь, связано с тем, что процесс формирования культуры межнационального общения может быть представлен как уровень нравственности и гуманизма, обеспечивающий знание и понимание норм, требований к обеспечению мотивации поступков и поведения молодежи в условиях поликультурного пространства. Процессстановления и взаимовлияния коммуникативныхприемов и методов попрежнему актуален, так как позволяет корректировать формирование культуры межнационального общения с учетом новых социальнополитических и культурных тенденций. Методологическим основанием в решении проблемы формирования культуры межнационального общения является моделирование и системное структурирование основных направленийработы с молодежью. И не последнее место в институционализации культуры межнационального общения молодежи занимают образовательные учреждения.

Кроме того, современное коммуникативное развитие детерминируется рядом специфических особенностей, среди которых наиболее значимыми представляются следующие: коммуникативная среда как условие развития молодежи;сама молодежь (коммуникативного типа);коммуникативные условия, непосредственно влияющие на развитие личности;нарастание потребности в коммуникациях; коммуникативное многообразие; коммуникативная культура как система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества.Эти и другие особенности обусловливают нестабильность, изменчивость и противоречивость коммуникативного развития, в которой происходит становление культуры межнационального общения молодежи.Также заслуживает отдельного внимания и диапазон влияния коммуникаций на формирование культуры межнационального общения молодежи в поликультурной среде. Учитывая возможности воздействия коммуникаций и ее культурного закрепления, можно многого добиться:в сфере конкретной политики или экономики –ускорения и повышения эффективности внедрения новых технологий и изобретений;в сфере управления –реального противодействия бюрократическим тенденциям;в сфере образования –содействия раскрытию коммуникативного потенциала личности и его реализации;в сфере культуры –оптимизации соотношения между традициями и обновлением, различными типами и видами культур.Маркова Н.Г. выделяет также рядзакономерностейформирования культуры межнациональных отношений в поликультурном образовательном пространстве вуза, от которых зависит направленность процесса межкультурного образования студентов, качество воспитания этноориентированной личности и трансформация целей самой личности в межкультурных взаимодействиях:

качество межкультурного воспитания студентов зависит от сочетания и взаимосвязи объективных и субъективных потребностей студентов, культурных ценностей в выборе разнообразных средств,форм, подходов в межкультурных ситуациях. Закономерная связь осуществляется между воспитательным воздействием и активной деятельностью студентов и преподавателя, их активной жизненной позицией, системой отношений в поликультурном обществе и ценностей. Данная закономерность обусловливается тем, что развитие этноориентированной личности осуществляется в различных видах деятельности. Нельзя сформировать значимые личностные качества студентов, не вовлекая их в межличностные отношения, в поликультурную развивающую среду, в различные межкультурные ситуации, межкультурный диалог, где студент познает свое «Я» в общении с другими «Я» в условиях субъектсубъектных отношений. Эти отношения позволяют осуществляться культурной конвергенции, то есть сближению этнокультурных различий;

качество межнациональных отношений зависит от субъективной активности студентов и их готовности к межкультурным контактам, от этнокультурных знаний студентов, от их потребности в нравственных поступках. В межнациональных взаимодействиях студент ориентируется в ценностях, знание которых необходимо для установления обратной связи в межнациональных контактах;

степень конструктивности межнациональных отношений зависит от оптимального сочетания студентами этнокультурных знаний о своей культуре,

обычаях, традициях, нормах, ценностях и культуре других народов в межкультурных ситуациях;

оптимальность межнациональных контактов обусловлена интеллектуальным потенциалом студентов, который помогает им легко и свободно оперировать этнокультурными знаниями в практике межнационального взаимодействия;

динамика межкультурного контакта, которая зависит от качества взаимоотношений (общения) между представителями разных культур;

эффективность межнациональных отношений зависит от знаний, умений и способностей этноориентированной личности адекватно вести себя в противоречивых межкультурных ситуациях, мобилизовать себя в целях адекватного реагирования на внешние воздействия, от оптимальной поисковой активности личности в любых межкультурных ситуациях, что является стержнем стрессоустойчивой жизненной стратегии личности в процессе адаптации к современному быстро меняющемуся миру;

конструктивное межнациональное общение зависит от уровня сформированности менталитета толерантности,толерантной культуры личности;

продуктивность межкультурных отношений зависит от качества сформированности значимых личностных характеристик, их взаимосвязи, которые прокладывают путь к преодолению серьезных межнациональных противоречий;

консолидация отношений людей разных национальностей зависит от их интересов, жизненных ориентиров, общей культуры, толерантных отношений и толерантного поведения, стремления к сотрудничеству, мировоззрения, взглядов на равнозначность и взаимовыгодность контакта[3].На базе Башкирского института социальных технологий (филиала) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» в течениетрех лет (20112014 гг.) проводилосьопытноэкспериментальное исследование культуры межнационального общения студентов юридического и финансовоэкономического факультетов.В эксперименте принялиучастие 300 студентов. Исследование проводилось в несколько этапов:Первый этап (2011–2012гг.) –теоретикометодологический, который включал изучение и анализ социальнополитической, юридической, культурологической литературы по проблеме формирования культуры межнационального общениясреди молодежи, разработкуобщетеоретических основ организации межнационального взаимодействия в студенческих сообществах.На данном этапе определялисьи формулировалисьцели, объект, предмет, общаягипотезаи задачи, план и стратегии исследования; разрабатывались исходные позиции; уточнялись и конкретизировались основные понятия, значимые показатели. Второй этап (2012–2013гг.) –социологический:проводилась диагностика, количественнокачественный анализ и обобщение полученных результатов, формулировка первичных выводов. Третий этап (2013–2014гг.) –коммуникативноитоговый: по результатамобработки социологических данных разрабатываласькоммуникативная модель межнационального общения студентов на региональном уровне. Отдельныерезультаты данного исследования изложены в работе автора[4].

Коммуникативная модель формирования культуры межнационального общения молодежи –это системноформирующаяся модель, обусловленная информационнокоммуникативными потребностями современной молодежи в условиях многонациональногои поликультурногообщества. Направленность модели соответствует социальному заказу общества–формированию культурной и нравственной личности, жизнеспособной в условиях изменяющейся политической и социальной мультикультурной среды, технологичности и коммуникаций[5].

Цель коммуникативной модели:формирование специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии молодежи с представителями различных этнических общностей и позволяющих достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах; формироватьсистемуценностей и высоконравственной мотивации на усвоение правил межнационального общения в процессе взаимодействияс представителями различных национальностей в многонациональной, поликонфессиональнойи полиэтнической среде.Коммуникативная модель базируется на том, что молодежные взаимодействия реализуются в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собоймолодежь: усвоение культурных ценностей, познание нового,волонтерство, творчество–все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга. И от самих коммуникаций (возможности представить национальные молодежные потребности «значимыми», «востребованными» для всего общества) во многом зависит качество формирования культуры межнационального общения. Модель опирается на парадигму конвергенции и интеграции духовных ценностей и их соответствия реалиям меняющегося мира.Онаобеспечивает не только организацию открытого поликультурного образовательного пространства, но и реализует процесс, основная цель которого –создание условий для эффективных межнациональных взаимодействий молодежи в условияхвсеобщей глобализации. Апробация модели осуществлялась в рамках действующей в вузе лаборатории межкультурных коммуникаций, Ресурсного научнообразовательного центра ЮНЕСКО в Республике Башкортостан, экспериментальной площадки Федерального института развития образования «Социокультурная модернизация образовательного и информационнокоммуникационного пространства Республики Башкортостан», а также Детской общественной правовой палаты, созданной при Башкирском институте социальных технологий. Среди наиболее значимых мероприятий и проектов –Республиканские конкурсы на лучший свадебный обряд народов, населяющих Республику Башкортостан; на лучшего сказителя башкирского эпоса «Уралбатыр» –на иностранных языках и языках народов республики; «Моя малая Родина: виртуальная экскурсия»; «Я –гражданин мира», «Социокультурная адаптация мигрантов», ежегодная Международная научнопрактическая конференция «Молодежь в современном мире: проблемы и перспективы» (на иностранных языках), социально ориентированный сайты «Родители и дети: приемная семья», «Мемориальный доммузей С.Т. Аксакова» и др.

В целом экспериментпоказал, что уровень культуры межнационального общения у молодежинеоднозначен: большинство не могут определить точно, в чем заключается культура межнационального общения и каковы еекомпоненты; многие из опрошенных подчеркивают, что решение межнациональных конфликтов зависит от Корана, Библии, толерантных уроков или жестких законов, а некоторые считают, что их вообще трудно решать;отношение молодежи к такому понятию,как «культура мира»,показывает, что они даже и не слышали о нем; практически никто не смог определить, что кроется за этой дефиницией; отношение к межнациональным бракам у молодежи двойственное –некоторые противоречат себе в ответах, считая, что такой брак –это хорошо, но по отношению к себе не хотят брать в жены (мужья) человека иной национальности; отношение к другим нациям базируется на четком различении культур и традиций, но почемуто при общении практически все респондентысчитают, что необходимо обращать внимание на акцент, мимику, жесты, внешность, а не на духовные или культурные ценности. По результатам эксперимента высокий уровень культуры межнационального общения прослеживается у 22% студентов, средний –у 65%, низкий –у 13%. При этом формирование позитивных практик культуры межнационального общения молодежи обеспечивается посредством коммуникативных технологий. Так считают 75% респондентов. Многие из участников продемонстрировали высокий уровень понимания ситуации по межнациональным отношениям в мире: ее оценивают как напряженную, нестабильную, однако участники указывают на то, что онатребует вмешательства государственных структур, хотя и не понимают каких и считают, что межнациональная конфликтность –это естественная реалия современного мира.Некоторые участники проявили высокий уровень понимания сущности межнационального общения, которое,на их взгляд, связано с проявлением уважения, толерантности, взаимопонимания, сотрудничества, обмена ценностями, уважения к традициям. Однакопочти все отметили, что эти ценности часто не реализуются, следствиемчего и являютсянациональныеконфликты.По результатам исследования, можно сделать вывод, что в целом уровень культуры межнационального общения студентов складывается под воздействием нескольких факторов: ценностносмыслового выбора возможных альтернатив действий и поступков в процессе общения с представителями другой национальности; способности к ценностносмысловому анализу, оценке и переживанию действительности; наличия и степени развитости мировоззренческих аспектов в общении, мировоззренческой культуры и социальноценностной направленности личности. Эксперимент стал открытой площадкой для обмена мнениями о способах гармонизации межнациональных отношений, соблюдения определенного нравственного такта и взаимнойуважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какоголибо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Участники экспериментальных групп научились не только принимать и правильно понимать богатоемногообразиекультур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, но и проявлять толерантность, признавать, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Данные результатов эксперимента свидетельствуют о значимости проведенной нами опытноэкспериментальной работы.Участники экспериментальных групп пришли к твердомуосознаниюи признаниюприоритета общечеловеческих ценностей, пониманиюнеобходимости достижения баланса межнациональных интересов в сочетании с практикорегулируемым аспектом ценностнообусловленных целей общения.Исследование позволило сформулироватьрядрекомендаций.Наиболее перспективными для формирования культуры межнационального общения молодежи являются: грамотная организация творческой и досуговой культуры личности; социализация и инкультурация молодёжи как факторы формирования культуры межнационального общения; развитие навыков межкультурного взаимодействия в условиях интернеттехнологий; формирование межкультурной коммуникации в системе национальных социальнозначимых проектови т.д.Рассмотрим некоторые из них более подробно. Для коммуникативно развивающегося общества крайне важна задача развития родовых творческих возможностей каждого члена общества, что дает возможность участия значительно большего числа людей в коммуникативном процессе. Поэтому формирование культуры межнационального общения молодежи,прежде всего,связано с развитием творческих способностей, реализацией коммуникативного и творческого потенциала молодого человека. Коммуникативный потенциал –одна из важнейших характеристик молодой личности современного типа или «коммуникабельной личности». Межнациональная культура личности сегодня все больше определяется уровнем развития коммуникативных и творческих способностей молодого человека, следовательно необходимо формирование информационнокоммуникабельной личности молодого человека. Творчество(досуг)не только величайшая ценность для общества, но и самоценность для каждого человека как условие его развития. Творческая деятельность не всегда приводит к конкретнымкоммуникациям, но коммуникации всегда связаны с творчеством. Творчество –это и феномен, и преобразовательная деятельность, и отношение, что и определяет его ценность в развитии человека и общества. А ценность коммуникаций как конкретного нового продукта определяется сбытом и прибылью на рынке.Необходимо научитьстудентовпредоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по заранее определенному руслу. В основе такой свободы на пути молодого человека могут возникать затруднения, что обусловливает необходимость формирования умений и навыков преодоления таких трудностей, а это связано и с повышением коммуникативных способностей молодежи в целом. Такими затруднениями могут быть: слабая информированность о происходящих процессах; недостаточность теоретических знаний о новых технологиях и методах; неуверенность в практической пользекоммуникаций;наличие внутренних противоречий, тормозящих использование коммуникативных средств в работе; трудность в реализации новых идей; страх неудач, ошибок; затрудненность в изменении способов деятельности в нестандартных условиях; материальные причины; опасение высказать необычные идеи изза внутренней боязни оказаться неправым.При высоком уровне коммуникативной культуры общества в силу взаимокорреляции, взаимозависимости ее частей изменение одной составляющей вызывает быстрое изменение других. А в условиях коммуникативной стагнации необходим мощный организационноуправленческий и правовой импульс, чтобы заработали механизмы саморегулирования. Для этого требуется институционализациякоммуникативной культуры, то есть превращение ее развития в организованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, правилами поведения, ответственностью участников. В современномкоммуникативно развивающемся обществе усиливается роль социализации и инкультурации как факторов формирования культуры межнационального общения молодежи. Социализация –это процесс получения молодежью навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Первоначально социализацияиндивидапроисходит в семье, а уже потом в обществе.В отличие от социализации, категория инкультурации подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений обмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, человек сам влияет на свою культуру. Таким образом, индивид, срастаясь с родной культурой, становится человеком воспитанным.Передача в процессе социализации тогоопыта и знания, которые общественная группа накопила и сберегла в течение веков, не только уподобляет индивида группе, что составляет интерес последней, но и позволяет ему использовать этот капитал в собственных интересах. В прагматических рамках социализация является благом и для индивида, поскольку, осваивая коллективный опыт выживания и результативной деятельности, индивид становится способен решать ряд проблем и может достигать поставленных целей, в том числе и собственных.

Первичная социализация, которую каждый проходит в период детства,–это незавершенный процесс, трансформирующийся у взрослого (социализированного) человека в инкультурационные процессы, протекающие в результате смены привычной среды обитания на новую (переезд из сельской местности вгород или эмиграция и пр.). Освоение в ходе первичной социализации объектов культуры и их значений возможно только в определенной среде. Культурное пространство, освоение которого начинается с процесса первичной социализации, не только выполняет функцию удовлетворения потребностей, но и позволяет усвоить принципы культурных норм, оно становится также источником самоидентификации человека.Задача инкультурации и социализации молодого индивида –не вписать его в толпу, не обезличить, а напротив, придать егожизнедеятельности максимально человеческий, максимально отличающийся от биологического, максимально «нагруженный» культурой характер. Сам процесс идентификации предполагает построение обобщающей модели жизнедеятельности, причем в процессе идентификации главной целью остается обретение тождества в социокультурной практике. Каждая из таких моделей может существовать достаточно длительное время. Для полноценного личностного развития молодежи ей требуется организованное социальное пространство. Оно формируется и обеспечивается группой или сообществом, в которое он вписан как его элемент. Личностное становление индивида и его успешная интеграция в общество сопровождается процессом его самоидентификации, формирования его социокультурной идентичности. Сам процесс передачи социальнополитического опыта приводит к разделению двух социальновозрастных групп –молодого поколения и старшего поколения. В свое время Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в речи, произнесенной на Всемирной ассамблее, посвященной проблемам старения, отметил: «Мы все должны признать и понимать ввиду того, что люди на сегодняшний день становятся гораздо более образованными по сравнению с предыдущими историческими этапами, они дольше живут и при этом дольше сохраняют хорошее здоровье. В таких условиях пожилые люди могут вносить, как никогда прежде, и действительно вносят очень существенный, значимый вклад в процесс развития общества. Содействуя активному участию представителей старшего поколения в жизни общества, в поступательном его развитии, люди могут способствовать использованию талантов, знаний и опыта. Людей в возрасте, которые желают и по своему состоянию могут работать, нужно обеспечивать возможностями для этого. Официально заявляем, что каждому человеку нужно предоставить возможность учиться всю жизнь»[6].Однако в российской действительности,по мнению общественности,наблюдается снижение значимости роли пожилых людей в социокультурных процессах. К сожалению, на данный момент существующие экономические и социальные программы почти не учитывают специфику единства поколений в процессе коммуникативногоразвития. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой –обнаружило неготовность большинства из них включиться в сферу коммуникативного развития. Встает вопрос о жизненных перспективах молодежи: еетворческой самореализации, благосостоянии и, как следствие, создания своей будущей семьи. В связи с этим возникает такая важная проблема, как место молодой семьи в коммуникативном развитии страны. Молодая семья сегодня –одна из самых незащищенных групп населения, один из главных объектов социальной работы. Современная молодая семья переживает сложные, кризисные моменты, характеризующиеся падением рождаемости, ростом числа разводов и увеличением числа одиноких людей. Наличие социальных рисков, неопределенность в будущем, жизненная неустроенность, влекут за собой невысокую репродуктивность молодых семей. И также сказываются на формировании культуры межнационального общения молодежи, разделяя молодежные сообщества на «своих» и «чужих».Сама динамика ценностных ориентаций, которые есть у представителеймолодежных этносови народностей, очень разнообразна. Она зависит от огромного количества показателей: образование, социальное происхождение и положение; региональный фактор;принадлежность к национальноэтническим группам; вероисповедание и многое другое[7]. Вместе с теманализ исследований, проводимых в последние десятилетия в различных регионах страны, доказывает, что эти перемены пока еще фатально не затронули базовые культурные ценности россиян: семья, дети, религия, а также друзья и работа.Изучение молодежныхстратегий и ценностных ориентаций представителей различных этнических общностей и народностей представляет несомненный интерес для политической науки. Сегодня сложно выделить категорию молодежи, жизненные ценности и стратегии которой отражали бы жизненныепланы молодого населения в целом. Подходя комплексно и системно к вопросу жизненных стратегий молодежи, можно более адекватно прогнозировать будущее коммуникативное развитие, учитывая при этом многонациональные и полиэтнические условия, в которых идентифицируется и развивается молодое поколение.

Ссылки на источники1.Галеева Л.И. Формирование культуры межнационального общения молодежи: методологический анализ[Текст] /Л.И. Галеева // Вестник КазГУКИ.–Казань. –

2013. –№ 3.–С. 8387. 2.Ларгина Е.О. Воспитание культуры межнационального общения и толерантного поведения в школе // http://www.prodlenka.org/psikhologiiapublikatcii/vospitaniekulturymezhnatcionalnogoobshcheniiaitolerantnogo povedeniiavshkole.html/.–[Дата обращения 29.04.2015].3.Маркова Н.Г. Толерантность как индикатор культуры межнациональных отношений : Монографическое учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Г. Маркова. –Нижнекамск : Издво НМИ, 2009. –178 с. 4.Нигматуллина Т.А. Механизмы формирования современной российской молодёжной политики: региональный аспект.М.: NOTA BENE, 2013.–258 c.5.Нигматуллина Т.А. Политическая интерпретация этноксенофобии в молодёжной среде: новые вызовы глобализации // Вопросы национальных и федеративных отношений. –2014. –№ 1 (24).–С. 8394. 6.Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science.

7.Разиньков В.В. Влияние молодежной культуры на формирование идентичности [Текст] / В.В. Разиньков // Материалы VIIКовалевских чтений. –СанктПетербург, 2012. –С.3440.