Организационно-экономический механизм трансферта инноваций Приуралья (на примере сельского туризма)
Международная
публикация
Выпуск:
ART 85887
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Латышева
А.
И.,
Разумов
А.
И.,
Колясников
В.
А. Организационно-экономический механизм трансферта инноваций Приуралья (на примере сельского туризма) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4431–4435. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85887.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организационно-экономических механизмов трансферта инноваций Приуралья и совершенствования данного процесса средствами сельского туризма. Данная работа обращает внимание на подготовку сельских специалистов. Авторы раскрывают принципы и средства трансферта инноваций на примере проекта «Марьин Утес», а также показывают, что власть, бизнес и наука, взаимодействуя, могут повышать конкурентоспособность сельского хозяйства и успешно проводить импортозамещения сельскохозяйственной продукции.
Ключевые слова:
импортозамещение, трансферта инноваций, сельский туризм, конкурентоспособность сельской продукции
Текст статьи
Латышева Анна Ивановна,кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой и территориальной экономики ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», гПермьlatysheva.pgsha@rambler.ru
Колясников Вадим Альбертович, кандидат в мастера спорта по туризму, консультантпо туризму ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», гПермьkolysnikov.pgsha@rambler.ru
Разумов Анатолий Иванович, соискатель ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», директор ООО(МИП)«НЭЛА»,г Пермьnela.perm@rambler.ru
Организационноэкономический механизм трансфертаинноваций Приуралья(на примере «Сельского туризма»)
Аннотация. Статья посвящена вопросаморганизационноэкономическим механизмамтрансферта инновацийПриуральяисовершенствование данного процесса средствами «Сельского туризма». Данная работаобращаетвнимание на подготовкусельских специалистов. Авторы раскрывают принципыи средстватрансферта инновацийна примере проекта «Марьин Утес».Так же показывают, что власть, бизнес и наука,взаимодействуя, могут повышать конкурентоспособность сельского хозяйства и успешно проводить импортозамещения сельскохозяйственной продукции.Ключевые слова: трансфертаинноваций, «Сельский туризм», конкурентоспособность сельской продукции, импортозамещение. 70 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕСТО СОРОК ЛЕТ АГРООБРАЗОВАНИЮ УРАЛА
ПОСВЯЩАЕТСЯ
Для повышенияконкурентоспособности отечественногопроизводителя сельскохозяйственной продукциии успешного импортозамещения в экономике региона нужно осуществить инновационноеперевооружениепредприятий агропродовольственного кластера, основой которого является высокий уровень технической оснащенности, системное освоение инновационных технологических приемов и средств производства. Гарантией такой уверенности является опыт развития сельского хозяйства в странах Европейского союза, где за счет инновационной деятельности обеспечивается до 90% прироста ВВП, а экономический рост на 70% обеспечивается за счет повышения производительности труда, в котором 30% занимают инновационные технологии. К основнойпроблеме, препятствующих процессу массового технологического перевооружения агропродовольственного кластера, можно отнести несовершенство организационноэкономического механизма трансферта инноваций. На современном этапе развития сельской экономики необходимо корректироватьформыи методыуправления инновационными процессами, совершенствоватьспособыраспространения информационных ресурсов, уделять больше внимания агрообразованию и подготовкевысококвалифицированных кадров, повышатьпривлека тельность сельскохозяйственного производства для инвесторов и устранять низкийуровень жизнисельских жителей, привлекать дополнительныевложенияв обеспечение экологической безопасности сельскохозяйственного производства. Все эти вопросы успешноможет решить инновационный проект«Сельский туризм». К числу очевидных преимуществ туристической деятельностиможно отнести следующее:сокращение уровня безработицы, стимулирование создания новых рабочих мест и повышение квалификации специалистов;улучшение благоустройства усадеб и сел, развитие инженерной и социальной инфраструктуры;рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах;развитие малых форм предпринимательства;экологическая привлекательность сельской местности;расширение ассортимента продукции сельхозпроизводителей;реализацияна месте продукции личного подсобного хозяйства, в частности готовых продуктов питания; «живой» обмен инновациями;стимулирование охраны местных достопримечательностей, местных народных промыслов;повышение культурнопознавательного уровня сельского населения; создание творческой атмосферы на селе;пополнение местных бюджетов дополнительными поступлениями;отсутствие потребности в значительных инвестициях, использование преимущественно частных источников финансирования, быстрая окупаемость капиталовложений.«Сельский туризм»способствует формированию образа того или иного региона и его привлекательность. Василий Шукшин писал: «Важно прорваться в будущееРоссии!». Этот импульсв сельском туризме имеется. Как есть в нем воспитание патриотической мотивации «Без прошлого нет будущего!». Специалисты турбизнеса прогнозируют небывалый размах развития туризма в регионе. При правильном подходе к организационноэкономическим механизмам продвижения сельского турпродукта регион может рассчитывать на значительные социальноэкономические дивиденды.«Сельский туризм»может стать самоорганизующей системой, способной решатьтрансферт инноваций в агропродовольственныйкластер Приуралья.Особый вклад в это дело вносят малые формы сельскохозяйственной деятельности.«Сельский туризм» улучшает и разнообразит предложения, продвигает новые бренды сельхозпродукции. В связи с этим, задачей государственного регулирования сельского хозяйства является создание организационноэкономического механизма научнотехнического обеспечения сельскохозяйственного производства. Основные направления которого предусматривают:создание благоприятной экономической и правовой, творческойсреды;построение инновационной инфраструктуры;совершенствование механизмов, способствующих производству и использованию инноваций.В соответствии с международными стандартами инновация –это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.Инновационный процесс в сельском хозяйстве –это закономерно и последовательно чередуемая система взаимосвязанных элементов (стадий, этапов, мероприятий) по проведению научных исследований и разработок, созданию инноваций и освоению их непосредственно в производстве в целях создания новой или улучшенной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, новой или усовершенствованной технологии производства. По нашему мнению, наиболее полное описание инновационных процессоввпервые сделал австрийский экономист Йозеф Шумпетер[1]в работе «Теория экономического развития». Введение им понятие «новых комбинаций» предшествовало термину «инновация» и дало предпосылки к ее рассмотрению в качестве более высокого, чем простое воспроизводство уровня обновления.
Сегодня происходят существенные изменения в инновационныхпроцессах в селе,особенно в части трансфера инновационной продукции от разработчика (владельца) до потребителя. Трансферт инноваций –действие по выявлению и распространению инновационной продукции от ее носителя к потребителю. По мнению Андреева П.А.[2], Баутина В.М. [3], Санду И.С. [4], Савенко В.Г.[5]в АПК до настоящего времени не созданоэффективного организационноэкономическогомеханизма, обеспечивающегопередачу законченных научных разработок из научноисследовательской сферы в производство.
В настоящее время восновном изменения произошли в части созданиямалыхинновационныхпредприятийпо различным технологическим элементам производства, менеджменту и маркетингу. Малые инновационные формирования, являясь новым направлением предпринимательской деятельности, организовываются в форме центров научнотехнического творчества, научнопроизводственных и консультационных кооперативов, научноисследовательских, учебныхи внедренческих, консалтинговых фирм и иных, соответствующих существующему законодательству, формах[6].В России функционирует около 40 тысяч малых инновационных предприятий. Практически все они используют туристический инструментарий. Особенностью малых инновационных предприятий является их гибкость в договорных отношениях с потребителями, что не всегда удается достичь в отношениях сельхозпредприятий и крупных научных организаций. Основой успеха является возможность сосредоточения усилий на одном проекте,отсутствие бюрократических проволочек.Коммерциализация прикладной науки позволяет сочетать принципы предпринимательства с инициативой, творчеством и высоким профессионализмом ученых[7].
По нашему мнению, в настоящее время в продвижении инноваций происходит некоторое увлечение «грандиозными» мероприятиями в ущербрегиональной, местнойдемонстрационной деятельности. В то время как еще основоположники общественной агрономии придавали ключевое значение организации учебноопытных крестьянских хозяйств, где наконкретных примерах в условиях своей местности крестьяне учились новым приемам хозяйствования, знакомились с орудиями и машинами, преимуществом новых сортов и т.д. Об эффективности воздействия «возбуждать своими экспонатами мысль посетителей», о впечатлениях от выставок сельскохозяйственных машин, орудий, иных средств сельскохозяйственного производства крестьян указывал ещё Чаянов А.В.[8], который предлагал и помогал организовывать передвижные сельскохозяйственные выставки.Эти противоречия в продвижении инновационных разработок прекрасно устраняет туристическая деятельность в сельской местности. В качестве примера трансферта инновационной продукции на местном уровне–«Сельский туризм», которыйимеет общее с иными инновационными направлениями и включает формирование информационных ресурсов, их распространениеи освоение, однако имеется ряд отличительных особенностей.
ВПермскомкраетуризм на селе является инновационным проектом, который решает задачи регионального значения, среди них проблемы агрообразования молодежи, создания творческой атмосферы на селе, здорового образа жизни,а так же развитие местных территорий, превращение сельского хозяйства в особо значимую, доходную отрасль экономики.Как любой инновационный проект, он имеет свой возрастной цикл –зарождается, проходит стадию признания, а затем становления. После стадии признания инновации переходят в пору становления, а затем –в передовые практики. Отдельные стадии жизненного цикла инновационного продукта имеют различную продолжительность, а когда инновация используется повсеместно или на смену ей приходит новый продукт, ее инновационный характер исчезает и жизненный цикл заканчивается. Ключевым звеном успешного продвижения разработок на туристическом рынке является уровень организации всего цикла инновационного проекта.
Проект «Сельский туризм в России»Формирование инновационного продуктаПризнание инновационного продуктаОсвоение инновационного продуктаИспользование инновационного продуктаЗавершение инновационного продукта
= = = =
Сегодня формирование инновационного продукта «Сельский туризм» из инновационного проекта практически завершено, хотя он имеет ряд недоработок по налогообложению, медицинскому страхованию, подготовке кадров и др. Продукт прошел производственную проверку и может быть использован как товар на туристическом рынке. В регионе «Сельский туризм»получил признание и осваивается в производстве. К сожалению, проект еще не приобрел общероссийского признания, многие стремились осваивать сельский туризм за рубежом, а не у себя на Родине. Труженики села часто относятся к туризму отрицательно, нередко приходится слышать такое выражение: «нужно выращивать хлеб, производить молоко и мясо, а вы хотите, чтобы мы занимались туризмом». Негативно воспринимается туризм на селе и во многих сельскохозяйственных НИИ и ВУЗах. Над этим вопросом нужно серьезно задуматься в Минсельхозе и Минобразования России. Термин «туризм» подразумевает отдых, путешествие в свободное для человека время, а сельский туризм –отдых в сельской местности, на природе. Более правильно определить, что отдых –это смена деятельности, а она может быть пассивной («лежать на диване») и активной. В международной практике к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно изменили место жительства с любой целью, кроме заработка. В Приуралье
получилораспространение следующие виды сельского туризма, который можно назвать традиционным –оздоровительный, этнографический, промысловый, спортивный, культурнопознавательный, ремесленный, кулинарный, гастрономический, комбинированный. Кроме традиционных видов сельского туризма, имеются и нетрадиционные –производственный и трудовой туризм, получивший распространение за рубежом.Данный сегмент туристического рынка является перспективным для нашего регионаи носит инновационный характер. На Западесоздалипрограмму «Work&Travel», позволяющую туристам осуществлять работу и путешествия. В различных странах мира много маленьких курортных городков, где зимой живет по несколько тысяч человек, а летом их число увеличивается в десятки раз, и ктото должен обслуживать этих туристов. Вот и едут студенты и учащиеся в летние курортные зоны, в том числе и всельскую местность, чтобы заработать, посмотреть мир и подучить иностранный язык. Студенты возвращаются домой с небольшими покупками, но заработок для них не самоцель, поездка за рубеж –это школа жизни. Молодой человек самостоятельно живет и работает, сам себя обслуживает, распределяет деньги, получает языковую практику[9].В регионетрудовой туризм на селе еще только пробивает себе дорогу. Единичные хозяйства предлагают туристам отдельные элементы сельскохозяйственных работ по познавательному, учебнотрудовому и патриотическитрудовому направлениям. В Приуралье накопленбогатый опыт труда и отдыха в детских и молодежных трудовых лагерях еще с советскихвремен.Переняв зарубежный опыт по международным трудовым программам,и проанализировав отечественную историю, можно расширить сферу деятельности туризма на селе, насытив ее трудовой составляющей и агрообразова тельными программами, проводить агропрофориентационную работу используя интересные туристические маршруты, как своеобразный музей под открытым небом сельского хозяйства. Приуралье имеет большой потенциал для развитиятуризма, какорганизационноэкономический механизм трансферта инноваций в агропродовольственный кластер: богатое историческое прошлое края, многочисленные памятники истории и культуры, биологические памятники природы, десятки уникальных производств.Село Ленск (бывшая Степанова слобода) Кунгурского района в Приуралье обладает богатым природным, культурноисторическим и этнографическимресурсом, имеет большие возможности для развития «Сельского туризма», как трансферта инноваций в сельское хозяйство. Памятные объекты в местах съемок фильма «Тени исчезают в полдень» посещают люди из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Агродеревня «Степаново городище» пользуется особой популярностью и славится не только стилизованным антуражем, но и музеем, в котором собраны уникальные экспонаты истории тружеников тыла. В связи с празднованием 70летия Великой Победы запущен проект туристического маршрута «Марьин Утес». Надеемся, что в результате реализации проекта продвижение инноваций в село и исследование организационноэкономических механизмов импортозамещения в сельском хозяйстве во время Великих потрясений будет способствовать созданию положительного имиджа села Ленск, как привлекательного направления для туристов и внедрения передовых технологий в сельское хозяйство. Решение этих проблем при взаимодействии всех заинтересованных сторон может принести хорошие плоды в виде роста доходов сельского населения от альтернативной занятости, роста патриотизма и любви к малой родине и популяризация сельского хозяйства.Туристический маршрут «МАРЬИН УТЕС» посвященПОДВИГУ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА И СПЕЦИАЛИСТОВ АГРООБРАЗОВАНИЯ. Задачи:
Повышение престижа сельскохозяйственного труда.
Повышение эффективности АгроПРОФориентации.
Повышение имиджа АГРОБИЗНЕСА
Продвижение инноваций (ЭКо3ПРОДУКТА)Развитие сельского туризма, в том числе производственного и трудового, может стать интересным не только с точки зрения сохранения культурного наследия, но и получения прибыли. Сельский туризм может стать сильным инструментом в профориентационной работе среди молодежи и продвижения инноваций[10]. Решить проблемы инновационного развития села чисто административными методами невозможно. Нужна система (инфраструктура) по работе с сельским населением, способная помочь ему адаптироваться в изменяющихся условиях, формировать в людях уверенность в собственных силах, развивать в сельской местности творческую атмосферу, позитив к новому. Методологической основой современной системы трансферта инноваций через сельский туризм должно стать признание их многофункциональности как поставщика не только продовольствия, но и таких важных услуг как сохранение и развитие сельского образа жизни и культуры,исторического освоения ландшафтов,социального контроля над территориями, экологического равновесия.«Сельский туризм» новая социальная солидарность между городом и деревней, между научной теорией и жизненной практикой.В нем сочетаются методы наблюдения и методыиллюстраций. «Сельский туризм»позволяет познакомить сельскихтружеников с новой техникой в натуре, попрактиковаться в технологическом процессе. Для этого используютгрупповую форму обучения, целью которой является непосредственная работа консультантаинструктора по туризму с группой заинтересованных в инновациях лиц, наделенных полномочиями принятия решения и предлагающим вопросами их освоения. Инновационный процесс трансферта научнотехнических разработок развивается от частного с использованием индивидуальных форм и преобладанием аналитических методов на стадии выявления по требностей к общему при формировании заказов на научнотехнические разработки и от общего с использованием массовых и групповых форм и словесных методов к частному индивидуальным формам[11].
Эффективность инновацийво многом обуславливается правильным выбором методов и форм трансферта. При продвижении в производство инновационных разработок консультантинструктор «Сельского туризма» должен использовать различные методы и наиболее подходящую к конкретному случаюформу или сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм. Совокупность определенных методов и форм туристической деятельностипозволяют достичь ожидаемого результата. Развитие «Сельского туризма», как элемента организационноэкономического механизма трансферта инноваций в период перехода на новые, непростые условия хозяйствования, при необходимости изменения технологий производства и освоения новых инновационных методов производства информационного обеспечение и консультационное сопровождение становится важнейшим основополагающим фактором успешности сельского хозяйства. «Сельский туризм» входит в число наиболее прогрессивных инструментових реализации. Целью туристической деятельности в системе сельскохозяйственного консультирования является информационноконсультационное обеспечение трансферта инновационной продукции в АПК, содействие в выборе инновационной продукции, техники, оборудования и иных средств для агропромышленного производства и жизнеобеспечения села[12]. Туристическаядеятельностьсистемы сельскохозяйственного консультирования выполняют функции:организация демонстрации (показ в натуре или на образцах) инновационных достижений, ресурсосберегающих технологий, энергосберегающей техники, машин и оборудования по производству и переработке сельхозпродукции, иных новшеств,для сельскохозяйственного производства и жизнеобеспечения села;пропаганда лучших достижений научных организаций, предприятий и фирм, специализирующихся в сфере агропродовольственного кластера, распространение передового производственного опыта.ведение мониторинга инновационной продукции для АПК, оказание консультационной помощи в выборе и освоение инновации.передача сельским товаропроизводителям и сельским жителям знаний об инновационных разработках в сфере АПК.оказание информационных и консультативных услуг по проблемам инновационного обеспечения АПК.Экономической сущностью трансферта инноваций в сельскохозяйственное производство представляется совокупность организационноэкономических отношений, возникающих между производителями научнотехнической продукции, структурами, осуществляющими трансфертные действия в сфере инновационного обеспечения сельскохозяйственного производства и потребителями инноваций –сельскохозяйственными товаропроизводителями, тружениками села. Так как инновационная модернизация сельскохозяйственного производства становится государственной политикой то и механизмы ее реализации должны осуществляться с соблюдением определенных административных процедур. Административный регламент трансферта инноваций предлагает выявление потребностей сельскохозяйственныхтоваропроизводителей в научнотехнических разработках, формирование баз данных инновационной продукции,распространениеи мониторинг. \
Ссылки на источники1
Шумпетер Й. Теория экономического развития.М.: Прогресс, 1982.462с.2
Андреев П.А.Анализ инновационной деятельности в сельском хозяйстве. Научный доклад.М.: Росинформагротех,2000.65с.
3
Баутин В.М., Инновации как фактор экономического роста агропромышленного комплекса России. Сб. основных докладов Первого Всероссийского конгресса экономистов аграрников. 1415 февраля 2005г.М.: Росинформагротех, 2005.С.122131.4
Сандау И.С., Савенко В.Г., Гасанова Х.Н., Освоение инноваций в агропромышленном комплексе: опыт и проблемы.М.:РЦСК,2006.136с.5Савенко В.Г. Роль консультационной службы в формировании отраслевой системы освоения инноваций в АПК.М.:Росинформагротех,2004.134с.6Латышева А.И., Упилкова Ж.А., Разумов А.И. Технологический парк как инновационная инфраструктура развития отраслей АПК// Пищевая промышленность № 8 2014 с.2224.7Латышева А.И. Квалистоимостной подход в перспективных разработках ОПК и АПК, как единый путь экологизации технологий, на примере внедрения средствами ТРИЗ генераторов озона ПГО –1 в производство птицефабрики «Пермская»// Материалы деловой программы Пермского ИнженерноПромышленного Форума «Роботы и интеллектуальные системы –ближайшеебудущее», Пермь, Выставочный центр «ПЕРМСКАЯ ЯРМАРКА» 07.11.2014г www.engineerforum.ru 8Чаянов А.В. Основные идеи и методы работы Общественной Агрономии. Изд. 3е доп.М.: Издво Наркомзема «Новая деревня», 1924.125с.9Рупошев А.Р. О развитии производственного и трудового туризма на селе/ Сельский туризм и устойчивое развитие сельских территорий// Материалы конгрессасовещания Первого международного форума «Сельский туризм в России».М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012с.5058.10Латышева А.И. Сельскохозяйственное образование, вчера и сегодня (на примере Пермского края)/ Аграрный вестник Урала №8 (114), август 2013г с.4446 www.avu.usasa.ru
11Латышева А.И., Разумов А.И., Иванова Е.И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села. Концепт: НМЭЖ. Январь 2012. Киров URL: http://www.covenok.ru
12 Демишкевич Г.М., Карпова И.М. Организация работы информационноконсультационной службы АПК по развитию сельского туризма.М.: ФГУ РЦСК, 2007,64с.
Колясников Вадим Альбертович, кандидат в мастера спорта по туризму, консультантпо туризму ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», гПермьkolysnikov.pgsha@rambler.ru
Разумов Анатолий Иванович, соискатель ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», директор ООО(МИП)«НЭЛА»,г Пермьnela.perm@rambler.ru
Организационноэкономический механизм трансфертаинноваций Приуралья(на примере «Сельского туризма»)
Аннотация. Статья посвящена вопросаморганизационноэкономическим механизмамтрансферта инновацийПриуральяисовершенствование данного процесса средствами «Сельского туризма». Данная работаобращаетвнимание на подготовкусельских специалистов. Авторы раскрывают принципыи средстватрансферта инновацийна примере проекта «Марьин Утес».Так же показывают, что власть, бизнес и наука,взаимодействуя, могут повышать конкурентоспособность сельского хозяйства и успешно проводить импортозамещения сельскохозяйственной продукции.Ключевые слова: трансфертаинноваций, «Сельский туризм», конкурентоспособность сельской продукции, импортозамещение. 70 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕСТО СОРОК ЛЕТ АГРООБРАЗОВАНИЮ УРАЛА
ПОСВЯЩАЕТСЯ
Для повышенияконкурентоспособности отечественногопроизводителя сельскохозяйственной продукциии успешного импортозамещения в экономике региона нужно осуществить инновационноеперевооружениепредприятий агропродовольственного кластера, основой которого является высокий уровень технической оснащенности, системное освоение инновационных технологических приемов и средств производства. Гарантией такой уверенности является опыт развития сельского хозяйства в странах Европейского союза, где за счет инновационной деятельности обеспечивается до 90% прироста ВВП, а экономический рост на 70% обеспечивается за счет повышения производительности труда, в котором 30% занимают инновационные технологии. К основнойпроблеме, препятствующих процессу массового технологического перевооружения агропродовольственного кластера, можно отнести несовершенство организационноэкономического механизма трансферта инноваций. На современном этапе развития сельской экономики необходимо корректироватьформыи методыуправления инновационными процессами, совершенствоватьспособыраспространения информационных ресурсов, уделять больше внимания агрообразованию и подготовкевысококвалифицированных кадров, повышатьпривлека тельность сельскохозяйственного производства для инвесторов и устранять низкийуровень жизнисельских жителей, привлекать дополнительныевложенияв обеспечение экологической безопасности сельскохозяйственного производства. Все эти вопросы успешноможет решить инновационный проект«Сельский туризм». К числу очевидных преимуществ туристической деятельностиможно отнести следующее:сокращение уровня безработицы, стимулирование создания новых рабочих мест и повышение квалификации специалистов;улучшение благоустройства усадеб и сел, развитие инженерной и социальной инфраструктуры;рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах;развитие малых форм предпринимательства;экологическая привлекательность сельской местности;расширение ассортимента продукции сельхозпроизводителей;реализацияна месте продукции личного подсобного хозяйства, в частности готовых продуктов питания; «живой» обмен инновациями;стимулирование охраны местных достопримечательностей, местных народных промыслов;повышение культурнопознавательного уровня сельского населения; создание творческой атмосферы на селе;пополнение местных бюджетов дополнительными поступлениями;отсутствие потребности в значительных инвестициях, использование преимущественно частных источников финансирования, быстрая окупаемость капиталовложений.«Сельский туризм»способствует формированию образа того или иного региона и его привлекательность. Василий Шукшин писал: «Важно прорваться в будущееРоссии!». Этот импульсв сельском туризме имеется. Как есть в нем воспитание патриотической мотивации «Без прошлого нет будущего!». Специалисты турбизнеса прогнозируют небывалый размах развития туризма в регионе. При правильном подходе к организационноэкономическим механизмам продвижения сельского турпродукта регион может рассчитывать на значительные социальноэкономические дивиденды.«Сельский туризм»может стать самоорганизующей системой, способной решатьтрансферт инноваций в агропродовольственныйкластер Приуралья.Особый вклад в это дело вносят малые формы сельскохозяйственной деятельности.«Сельский туризм» улучшает и разнообразит предложения, продвигает новые бренды сельхозпродукции. В связи с этим, задачей государственного регулирования сельского хозяйства является создание организационноэкономического механизма научнотехнического обеспечения сельскохозяйственного производства. Основные направления которого предусматривают:создание благоприятной экономической и правовой, творческойсреды;построение инновационной инфраструктуры;совершенствование механизмов, способствующих производству и использованию инноваций.В соответствии с международными стандартами инновация –это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.Инновационный процесс в сельском хозяйстве –это закономерно и последовательно чередуемая система взаимосвязанных элементов (стадий, этапов, мероприятий) по проведению научных исследований и разработок, созданию инноваций и освоению их непосредственно в производстве в целях создания новой или улучшенной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, новой или усовершенствованной технологии производства. По нашему мнению, наиболее полное описание инновационных процессоввпервые сделал австрийский экономист Йозеф Шумпетер[1]в работе «Теория экономического развития». Введение им понятие «новых комбинаций» предшествовало термину «инновация» и дало предпосылки к ее рассмотрению в качестве более высокого, чем простое воспроизводство уровня обновления.
Сегодня происходят существенные изменения в инновационныхпроцессах в селе,особенно в части трансфера инновационной продукции от разработчика (владельца) до потребителя. Трансферт инноваций –действие по выявлению и распространению инновационной продукции от ее носителя к потребителю. По мнению Андреева П.А.[2], Баутина В.М. [3], Санду И.С. [4], Савенко В.Г.[5]в АПК до настоящего времени не созданоэффективного организационноэкономическогомеханизма, обеспечивающегопередачу законченных научных разработок из научноисследовательской сферы в производство.
В настоящее время восновном изменения произошли в части созданиямалыхинновационныхпредприятийпо различным технологическим элементам производства, менеджменту и маркетингу. Малые инновационные формирования, являясь новым направлением предпринимательской деятельности, организовываются в форме центров научнотехнического творчества, научнопроизводственных и консультационных кооперативов, научноисследовательских, учебныхи внедренческих, консалтинговых фирм и иных, соответствующих существующему законодательству, формах[6].В России функционирует около 40 тысяч малых инновационных предприятий. Практически все они используют туристический инструментарий. Особенностью малых инновационных предприятий является их гибкость в договорных отношениях с потребителями, что не всегда удается достичь в отношениях сельхозпредприятий и крупных научных организаций. Основой успеха является возможность сосредоточения усилий на одном проекте,отсутствие бюрократических проволочек.Коммерциализация прикладной науки позволяет сочетать принципы предпринимательства с инициативой, творчеством и высоким профессионализмом ученых[7].
По нашему мнению, в настоящее время в продвижении инноваций происходит некоторое увлечение «грандиозными» мероприятиями в ущербрегиональной, местнойдемонстрационной деятельности. В то время как еще основоположники общественной агрономии придавали ключевое значение организации учебноопытных крестьянских хозяйств, где наконкретных примерах в условиях своей местности крестьяне учились новым приемам хозяйствования, знакомились с орудиями и машинами, преимуществом новых сортов и т.д. Об эффективности воздействия «возбуждать своими экспонатами мысль посетителей», о впечатлениях от выставок сельскохозяйственных машин, орудий, иных средств сельскохозяйственного производства крестьян указывал ещё Чаянов А.В.[8], который предлагал и помогал организовывать передвижные сельскохозяйственные выставки.Эти противоречия в продвижении инновационных разработок прекрасно устраняет туристическая деятельность в сельской местности. В качестве примера трансферта инновационной продукции на местном уровне–«Сельский туризм», которыйимеет общее с иными инновационными направлениями и включает формирование информационных ресурсов, их распространениеи освоение, однако имеется ряд отличительных особенностей.
ВПермскомкраетуризм на селе является инновационным проектом, который решает задачи регионального значения, среди них проблемы агрообразования молодежи, создания творческой атмосферы на селе, здорового образа жизни,а так же развитие местных территорий, превращение сельского хозяйства в особо значимую, доходную отрасль экономики.Как любой инновационный проект, он имеет свой возрастной цикл –зарождается, проходит стадию признания, а затем становления. После стадии признания инновации переходят в пору становления, а затем –в передовые практики. Отдельные стадии жизненного цикла инновационного продукта имеют различную продолжительность, а когда инновация используется повсеместно или на смену ей приходит новый продукт, ее инновационный характер исчезает и жизненный цикл заканчивается. Ключевым звеном успешного продвижения разработок на туристическом рынке является уровень организации всего цикла инновационного проекта.
Проект «Сельский туризм в России»Формирование инновационного продуктаПризнание инновационного продуктаОсвоение инновационного продуктаИспользование инновационного продуктаЗавершение инновационного продукта
= = = =
Сегодня формирование инновационного продукта «Сельский туризм» из инновационного проекта практически завершено, хотя он имеет ряд недоработок по налогообложению, медицинскому страхованию, подготовке кадров и др. Продукт прошел производственную проверку и может быть использован как товар на туристическом рынке. В регионе «Сельский туризм»получил признание и осваивается в производстве. К сожалению, проект еще не приобрел общероссийского признания, многие стремились осваивать сельский туризм за рубежом, а не у себя на Родине. Труженики села часто относятся к туризму отрицательно, нередко приходится слышать такое выражение: «нужно выращивать хлеб, производить молоко и мясо, а вы хотите, чтобы мы занимались туризмом». Негативно воспринимается туризм на селе и во многих сельскохозяйственных НИИ и ВУЗах. Над этим вопросом нужно серьезно задуматься в Минсельхозе и Минобразования России. Термин «туризм» подразумевает отдых, путешествие в свободное для человека время, а сельский туризм –отдых в сельской местности, на природе. Более правильно определить, что отдых –это смена деятельности, а она может быть пассивной («лежать на диване») и активной. В международной практике к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно изменили место жительства с любой целью, кроме заработка. В Приуралье
получилораспространение следующие виды сельского туризма, который можно назвать традиционным –оздоровительный, этнографический, промысловый, спортивный, культурнопознавательный, ремесленный, кулинарный, гастрономический, комбинированный. Кроме традиционных видов сельского туризма, имеются и нетрадиционные –производственный и трудовой туризм, получивший распространение за рубежом.Данный сегмент туристического рынка является перспективным для нашего регионаи носит инновационный характер. На Западесоздалипрограмму «Work&Travel», позволяющую туристам осуществлять работу и путешествия. В различных странах мира много маленьких курортных городков, где зимой живет по несколько тысяч человек, а летом их число увеличивается в десятки раз, и ктото должен обслуживать этих туристов. Вот и едут студенты и учащиеся в летние курортные зоны, в том числе и всельскую местность, чтобы заработать, посмотреть мир и подучить иностранный язык. Студенты возвращаются домой с небольшими покупками, но заработок для них не самоцель, поездка за рубеж –это школа жизни. Молодой человек самостоятельно живет и работает, сам себя обслуживает, распределяет деньги, получает языковую практику[9].В регионетрудовой туризм на селе еще только пробивает себе дорогу. Единичные хозяйства предлагают туристам отдельные элементы сельскохозяйственных работ по познавательному, учебнотрудовому и патриотическитрудовому направлениям. В Приуралье накопленбогатый опыт труда и отдыха в детских и молодежных трудовых лагерях еще с советскихвремен.Переняв зарубежный опыт по международным трудовым программам,и проанализировав отечественную историю, можно расширить сферу деятельности туризма на селе, насытив ее трудовой составляющей и агрообразова тельными программами, проводить агропрофориентационную работу используя интересные туристические маршруты, как своеобразный музей под открытым небом сельского хозяйства. Приуралье имеет большой потенциал для развитиятуризма, какорганизационноэкономический механизм трансферта инноваций в агропродовольственный кластер: богатое историческое прошлое края, многочисленные памятники истории и культуры, биологические памятники природы, десятки уникальных производств.Село Ленск (бывшая Степанова слобода) Кунгурского района в Приуралье обладает богатым природным, культурноисторическим и этнографическимресурсом, имеет большие возможности для развития «Сельского туризма», как трансферта инноваций в сельское хозяйство. Памятные объекты в местах съемок фильма «Тени исчезают в полдень» посещают люди из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Агродеревня «Степаново городище» пользуется особой популярностью и славится не только стилизованным антуражем, но и музеем, в котором собраны уникальные экспонаты истории тружеников тыла. В связи с празднованием 70летия Великой Победы запущен проект туристического маршрута «Марьин Утес». Надеемся, что в результате реализации проекта продвижение инноваций в село и исследование организационноэкономических механизмов импортозамещения в сельском хозяйстве во время Великих потрясений будет способствовать созданию положительного имиджа села Ленск, как привлекательного направления для туристов и внедрения передовых технологий в сельское хозяйство. Решение этих проблем при взаимодействии всех заинтересованных сторон может принести хорошие плоды в виде роста доходов сельского населения от альтернативной занятости, роста патриотизма и любви к малой родине и популяризация сельского хозяйства.Туристический маршрут «МАРЬИН УТЕС» посвященПОДВИГУ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА И СПЕЦИАЛИСТОВ АГРООБРАЗОВАНИЯ. Задачи:
Повышение престижа сельскохозяйственного труда.
Повышение эффективности АгроПРОФориентации.
Повышение имиджа АГРОБИЗНЕСА
Продвижение инноваций (ЭКо3ПРОДУКТА)Развитие сельского туризма, в том числе производственного и трудового, может стать интересным не только с точки зрения сохранения культурного наследия, но и получения прибыли. Сельский туризм может стать сильным инструментом в профориентационной работе среди молодежи и продвижения инноваций[10]. Решить проблемы инновационного развития села чисто административными методами невозможно. Нужна система (инфраструктура) по работе с сельским населением, способная помочь ему адаптироваться в изменяющихся условиях, формировать в людях уверенность в собственных силах, развивать в сельской местности творческую атмосферу, позитив к новому. Методологической основой современной системы трансферта инноваций через сельский туризм должно стать признание их многофункциональности как поставщика не только продовольствия, но и таких важных услуг как сохранение и развитие сельского образа жизни и культуры,исторического освоения ландшафтов,социального контроля над территориями, экологического равновесия.«Сельский туризм» новая социальная солидарность между городом и деревней, между научной теорией и жизненной практикой.В нем сочетаются методы наблюдения и методыиллюстраций. «Сельский туризм»позволяет познакомить сельскихтружеников с новой техникой в натуре, попрактиковаться в технологическом процессе. Для этого используютгрупповую форму обучения, целью которой является непосредственная работа консультантаинструктора по туризму с группой заинтересованных в инновациях лиц, наделенных полномочиями принятия решения и предлагающим вопросами их освоения. Инновационный процесс трансферта научнотехнических разработок развивается от частного с использованием индивидуальных форм и преобладанием аналитических методов на стадии выявления по требностей к общему при формировании заказов на научнотехнические разработки и от общего с использованием массовых и групповых форм и словесных методов к частному индивидуальным формам[11].
Эффективность инновацийво многом обуславливается правильным выбором методов и форм трансферта. При продвижении в производство инновационных разработок консультантинструктор «Сельского туризма» должен использовать различные методы и наиболее подходящую к конкретному случаюформу или сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм. Совокупность определенных методов и форм туристической деятельностипозволяют достичь ожидаемого результата. Развитие «Сельского туризма», как элемента организационноэкономического механизма трансферта инноваций в период перехода на новые, непростые условия хозяйствования, при необходимости изменения технологий производства и освоения новых инновационных методов производства информационного обеспечение и консультационное сопровождение становится важнейшим основополагающим фактором успешности сельского хозяйства. «Сельский туризм» входит в число наиболее прогрессивных инструментових реализации. Целью туристической деятельности в системе сельскохозяйственного консультирования является информационноконсультационное обеспечение трансферта инновационной продукции в АПК, содействие в выборе инновационной продукции, техники, оборудования и иных средств для агропромышленного производства и жизнеобеспечения села[12]. Туристическаядеятельностьсистемы сельскохозяйственного консультирования выполняют функции:организация демонстрации (показ в натуре или на образцах) инновационных достижений, ресурсосберегающих технологий, энергосберегающей техники, машин и оборудования по производству и переработке сельхозпродукции, иных новшеств,для сельскохозяйственного производства и жизнеобеспечения села;пропаганда лучших достижений научных организаций, предприятий и фирм, специализирующихся в сфере агропродовольственного кластера, распространение передового производственного опыта.ведение мониторинга инновационной продукции для АПК, оказание консультационной помощи в выборе и освоение инновации.передача сельским товаропроизводителям и сельским жителям знаний об инновационных разработках в сфере АПК.оказание информационных и консультативных услуг по проблемам инновационного обеспечения АПК.Экономической сущностью трансферта инноваций в сельскохозяйственное производство представляется совокупность организационноэкономических отношений, возникающих между производителями научнотехнической продукции, структурами, осуществляющими трансфертные действия в сфере инновационного обеспечения сельскохозяйственного производства и потребителями инноваций –сельскохозяйственными товаропроизводителями, тружениками села. Так как инновационная модернизация сельскохозяйственного производства становится государственной политикой то и механизмы ее реализации должны осуществляться с соблюдением определенных административных процедур. Административный регламент трансферта инноваций предлагает выявление потребностей сельскохозяйственныхтоваропроизводителей в научнотехнических разработках, формирование баз данных инновационной продукции,распространениеи мониторинг. \
Ссылки на источники1
Шумпетер Й. Теория экономического развития.М.: Прогресс, 1982.462с.2
Андреев П.А.Анализ инновационной деятельности в сельском хозяйстве. Научный доклад.М.: Росинформагротех,2000.65с.
3
Баутин В.М., Инновации как фактор экономического роста агропромышленного комплекса России. Сб. основных докладов Первого Всероссийского конгресса экономистов аграрников. 1415 февраля 2005г.М.: Росинформагротех, 2005.С.122131.4
Сандау И.С., Савенко В.Г., Гасанова Х.Н., Освоение инноваций в агропромышленном комплексе: опыт и проблемы.М.:РЦСК,2006.136с.5Савенко В.Г. Роль консультационной службы в формировании отраслевой системы освоения инноваций в АПК.М.:Росинформагротех,2004.134с.6Латышева А.И., Упилкова Ж.А., Разумов А.И. Технологический парк как инновационная инфраструктура развития отраслей АПК// Пищевая промышленность № 8 2014 с.2224.7Латышева А.И. Квалистоимостной подход в перспективных разработках ОПК и АПК, как единый путь экологизации технологий, на примере внедрения средствами ТРИЗ генераторов озона ПГО –1 в производство птицефабрики «Пермская»// Материалы деловой программы Пермского ИнженерноПромышленного Форума «Роботы и интеллектуальные системы –ближайшеебудущее», Пермь, Выставочный центр «ПЕРМСКАЯ ЯРМАРКА» 07.11.2014г www.engineerforum.ru 8Чаянов А.В. Основные идеи и методы работы Общественной Агрономии. Изд. 3е доп.М.: Издво Наркомзема «Новая деревня», 1924.125с.9Рупошев А.Р. О развитии производственного и трудового туризма на селе/ Сельский туризм и устойчивое развитие сельских территорий// Материалы конгрессасовещания Первого международного форума «Сельский туризм в России».М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012с.5058.10Латышева А.И. Сельскохозяйственное образование, вчера и сегодня (на примере Пермского края)/ Аграрный вестник Урала №8 (114), август 2013г с.4446 www.avu.usasa.ru
11Латышева А.И., Разумов А.И., Иванова Е.И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села. Концепт: НМЭЖ. Январь 2012. Киров URL: http://www.covenok.ru
12 Демишкевич Г.М., Карпова И.М. Организация работы информационноконсультационной службы АПК по развитию сельского туризма.М.: ФГУ РЦСК, 2007,64с.