Проблемы моделирования бизнес-процессов в современных организациях
Выпуск:
ART 85888
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никулина
Т.
Н.,
Фартушина
А.
С. Проблемы моделирования бизнес-процессов в современных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4436–4440. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85888.htm.
Аннотация. В современной практике моделирования управленческой и производственной деятельности используются различные методики моделирования бизнес-процессов. В условиях, когда необходимо достигнуть ожидаемых результатов, большая часть организаций сталкивается с рядом трудностей. Не получив быстрых, измеримых результатов, ожидая сложную и длительную работу, руководство компании завершает работы по разрабатываемому проекту. Цель данного исследования – выявление проблем моделирования бизнес-процессов в современных организациях. Практическая значимость работы заключается в том, что работа представляет собой самостоятельное, завершённое научное исследование, а полученные результаты могут быть применены в деятельности современных организаций.
Ключевые слова:
моделирование бизнес-процессов, интегрированные средства моделирования, процессный подход к управлению, ситуативный подход
Текст статьи
Никулина Тамара Николаевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Астраханский филиал «Московский финансовопромышленный университет «Синергия»», г. Астраханьt_nikulina@list.ru
Фартушина Анастасия Сергеевна,Старший преподаватель кафедры кафедры экономики и менеджмента, Астраханский филиал «Московский финансовопромышленный университет «Синергия»», г. Астраханьfartuschina@yandex.ru
Проблемы моделирования бизнеспроцессов в современных организациях
Аннотация. В современной практике моделирования управленческой и производственной деятельности используются различные методики моделирования бизнеспроцессов. В условиях, когда необходимо достигнуть ожидаемых результатов, большая часть организаций сталкивается с рядом трудностей. Не получив быстрых, измеримых результатов, ожидая сложную и длительную работу, руководство компании завершает работы по разрабатываемому проекту. Целью данного исследования является выявление проблем моделирования бизнеспроцессов в современных организациях.Практическая значимость работы заключается в том, что работа представляет собой самостоятельное, завершённое научное исследование, а полученные результаты могут быть применены в деятельности современных организаций.Ключевые слова: моделирование бизнеспроцессов, интегрированныесредствамоделирования, процессныйподход к управлению, ситуативный подход.
В настоящее время существует несколько методов моделирования, нотаций формирования бизнеспроцессов. Преимущества использования определённого метода или нотации зависят от типа и рамок проекта, основных задач, которые данные проект должен решить. Построение бизнеспроцессов предполагает их графическое проектирование. Несмотря на то, что моделирование использования процессного подхода и оптимизации деятельности предприятия на его базе не является необходимым условием, в настоящее время на большинстве предприятий процессному подходу уделяется значительное внимание. Методы построения бизнеспроцессов служат в практической деятельности для выполнения большого спектра задач. Как правило, самым распространенным методом использования данных моделей является оптимизация моделируемых процессов. На практике предполагается описание процессов в том виде «как есть», а далее разными способами определяются проблемные места в данных процессах и затем на основе проведенного анализа формируется несколько моделей именно «как должно быть».Определение узких мест в процессах, в свою очередь, может осуществляться различными способами. Например имитационное моделирование. Необходимо отметить, что исходными данными данного моделирования должны быть данные о возможности наступления событий, которые могут оказать влияние на возможность выполнения процесса, также о среднестатистическом времени, необходимом для выполнения предложенных функций в бизнеспроцессе и закономерностях распределения времени, необходимого для выполнения и о других характеристиках, которые будут задействованы в бизнеспроцессе ресурсах.Следующий способ определения узких мест базируется на анализе процессов, происходящих в организации и, следовательно, в условиях настоящего времени выполнения процессов и функций или формирования необходимости приобретения ресурсов. Настоящие данные могут быть приобретены из информационной системы (если сам процесс автоматизированный), так и сформулированы способом обычного хронометража и других наблюдений.
Также необходимо отметить способ формирования бизнеспроцессов применение совокупности моделей бизнеспроцессов для создания корпоративной единой нормативноправовой системы и базы, например регламенты процессов, положения о подразделениях, должностные инструкции. Наиболее часто данные технологии используются при подготовке предприятия к сертификации в системе менеджмента качества. На сегодняшний день почти все инструменты и методы построения бизнеспроцессов дают возможность получать и анализировать данные об субъектах, объектах на модели и ее взаимосвязях и формировать их как документы. В тоже время, необходимо отметить, что инструменты и методы, заложенные в основе таких решений, могут различаться.Как правило, моделирование бизнеспроцессов используют при оптимизации системы управления предприятиями и формирования программы мотивации персонала. В этом случае моделируются цели предприятия, при этом каждая детализируется на более конкретные цели, пока эта детализация не станет достояно подробной, что конкретные цели должны быть взаимосвязанными с работой конкретных сотрудников. Далее для данных конкретных целей определяются количественные показатели, которые определяют степень достижения целей, и на базе этих показателей формируется программа мотивации персонала.Проектирование бизнеспроцессов служит для проектирования информационных систем и ИТрешений –сейчас разработка и формирование процессов при организации управления требованиями и разработке спецификаций становится практически необходимым условием, и в техническом задании достаточно часто представляется не только перечень требований, но также и модели самих процессов. Необходимо отметить, что независимо от мнения специалистов в области управленческого консалтинга, стоит обратить внимание, на то, что в большинстве случаях часто задача корректной информационной поддержки и автоматизации работы предприятия является одной из главных для принятия решений о формировании мoдели бизнеспроцессов.Область использования моделей бизнеспроцессов не ограничивается указанными выше задачами [1, С. 24].В современной практике моделирования управленческой и производственной деятельности используются различные методики моделирования бизнеспроцессов.По мнению аналитиков во многих российских компаниях ставятся «адекватные» цели, разрабатываются планы, создается описание бизнеспроцессов, проводится их анализ и осуществляется реорганизация деятельности. Однако на заключительном этапе, в условиях когда необходимо достигнуть ожидаемых результатов, большая часть организаций сталкивается с рядом трудностей. Не получив быстрых, измеримых результатов, ожидая сложную и длительную работу, руководство компании завершает работы по разрабатываемому проекту. Начинаются поиск следующих «модных» и актуальных подходов к управлению изменениями.Данные трудности возникают в силу того, что:
компании сталкиваются с проблемой выбора эффективных методов и инструментов моделирования бизнеспроцессов, которая возникает в результате большого количества методик и отсутствием общепринятых нормативов и правил;
существующие методы и средства используют различные языки моделирования, терминологию, плохо совместимы друг с другом, дорогостоящи и трудоемки в использовании.Эти обстоятельства обуславливают многочисленные проекты, предпринимаемые в настоящее время. Их целью сводится к объединению изучаемых методов и стандартов моделирования, также к созданию единого методического и технологического стандарта моделирования бизнеспроцессов. В более глобальном смысле –это моделирования архитектуры компаний (enterprise modeling).При проведении моделирования бизнеспроцессов компании необходимо применять следующую методику, которая содержит:
описание методов моделирования –способов демонстрации изучаемых объектов компании по средствам объектов модели;
процедуру –последовательность шагов по сбору первичной и вторичной информации, ее обработке и представлению в виде схем, диаграмм.При моделирования бизнеспроцессов аналитиками применяются различные методы, которые основаны на структурных, а также и объектноориентированных принципах моделирования. К сожалению разбивка методов на структурные и объектные является достаточно условной процедурой. Это вызвано тем, что наиболее актуальные методы интегрируют средства нескольких подходов. На рисунке 1 представлены методики моделирования бизнеспроцессов.
Рис.1.Методики моделирования бизнеспроцессов
В современных условиях функционирования компаний для реализации процесса реорганизации бизнеспроцессов целесообразно разработать схему выбора методики моделирования и программного обеспечения, которого их поддерживает. В настоящее время существует множество обще признанных технологий проектирования бизнес систем и инструментов для автоматизации бизнеспроцессов. В таблице 1представлена сравнительная характеристика методик моделирования бизнеспроцессов.Таблица 1Характеристика методик моделирования бизнеспроцессов
ПодходСуть методикиДостоинства и недостаткиISO9000Функционирует на основе стандартов ISO9000. Результатом моделирования является схема, которая описывает бизнеспроцесс в привязке к Легкое и четкое описание бизнеспроцессов. Накопленный опыт примененияструктуре управления предприятия [2].SADT/ IDEF0, IDEF3Схема является основным компонентом модели. Данная методика применяется в случаях формирования новых бизнеспроцессов для введения ограничений к бизнеспроцессам, а затем при разработке бизнеспроцессов. Методика позволяет работать с существующими бизнеспроцессами по средствам анализа выполняемых ими функций и документирования механизмов, которыми достигается поставленные целиПредоставляет т возможность демонстрации управленческих воздействий на анализируемые процессы. Разрабатываемые модели легко интерпретируются в отличие от других методик. Методика не может применяться при описании динамики исполнения анализируемого процесса.BPELПредусматривается системный подход к описанию бизнеспроцессов с четко обозначенными абстракциями, описания. Разрабатываются и предлагаются механизмы совершенствования бизнеспроцессов.Существуют языковые трудности. Отсутствует качественный перевод и адаптация на русский язык. Методика не описывает сложные исследуемые бизнеспроцессы. Упрощает работу руководителя процесса в управлении им.DFDИспользуются при описании системы документооборота и обработки необходимой информации. Позволяет анализировать функции обработки информации, документы, объекты, персонал, которые участвуют в подготовке и обработке информации, а также таблицы для хранения документов. Для описания набора работ.Эффективное и простое описание процесса документооборота.UMLИспользуется высокий уровень проектирования с применением специфики, визуализации, конструирования и документирования. Применяются схемы классов, кооперации, взаимодействия, активности.Вносит ряд ограничений в процесс кодировки и позволяет устанавливать стандарт разработки программного кода.ARIS eEPCПозволяет описывать деятельность в динамике и отражает последовательность выполнения отдельных процедур (функций). Данная модель включает следующие модели: организационная структура управления; процессы на высшем уровне иерархии; функции руководителей различных уровней управления предприятием; функции руководителей подразделений по управлению и выполнению отдельных процессов; действия сотрудников по выполнению исследуемого процесса.Модели громоздкие и плохо читаемы. Отсутствует возможность визуального отражения деятельности выполнения проводимых шагов действий. Не отражает прямых управленческих воздействий, управление компанией отражено при указании входящих документов.ЯМТ (язык моделирования Тушкало)Методика дает возможность отказаться от традиционной текстовой формы записи интервью с функциональными исполнителями бизнеспроцессов в графическую форму схем бизнеспроцессов с использованием CASEсредства, но без участия исполнителей. ЯМТ схемы бизнеспроцессов имеют одноуровневую линейную структуру представления, в виде линии с нанесением временной оси или в виде набора отдельных листовПредназначена для описания бизнеспроцессов различной степени сложности и подробности. Дает оценку качества создаваемой модели бизнеспроцессов по восемнадцати нормативным правилам. Отмечается простота и доступность средств схематического изображения оцениваемых бизнеспроцессов
Для компании, проводящей реструктуризацию текущих бизнеспроцессов, возникает глобальная проблема выбора и применения методики моделирования процессов. Сложность этого выбора заключается в том, что в компаниях сталкиваются с рядом ограничений:1. Ограниченный бюджет компании. Для реализации процесса моделирования важно приобрести программное обеспечение. При этом каждый инструмент моделированияподдерживает большое количество нотаций. Поэтому, выбор стандарта моделирования обуславливается определением программного обеспечения, который в свою очередь ограничивается бюджетом.2. Потребность в квалифицированных специалистах аналитиках, которые могут эффективно работать с приобретаемым программным продуктом и знающими определенные нотации.3. Комплекс поставленных задач какойлибо методики моделирования.Учитывая, что основной целью моделирования бизнеспроцессов является отражение реального хода бизнеспроцессов предприятия, необходимо выявить, что именно будет являться результатом действительного выполнения конкретного бизнеспроцесса, кто и какие действия выполняет, какова последовательность этих действий, как организовано документационное обеспечение выполняемых процессов, насколько велика угроза неудачного выполнения процесса (насколько надежен процесс) и как он может быть модифицирован и/или расширен будущем.
Таким образом, модель бизнеспроцесса, представляющая собой графическое, табличное, текстовое или символьное его описание, должна содержать следующие сведения:набор бизнесфункций, то есть составляющих процесс «шагов»;порядок выполнения бизнесфункций;механизмы контроля и управления в рамках бизнеспроцесса; исполнителей каждой бизнесфункции; входящие документы (информацию), исходящие документы (информацию); необходимые для выполнения каждой входящей в процесс бизнесфункции ресурсы; порядок выполнения бизнесфункций; документацию (условия), регламентирующие выполнение каждой входящей в процесс бизнесфункции; параметры, характеризующие выполнение каждой бизнесфункции и бизнеспроцесса в целом. [2]Руководство предприятия, бизнесаналитик, владелец бизнеспроцессаи другие заинтересованные стороны должны иметь четкое представление о том, как организован и функционирует бизнеспроцесс, отсюда следует, что модель должна обеспечить прозрачность хода бизнеспроцесса. Понимание хода существующих бизнеспроцессов позволит дать адекватную оценку их эффективности и качеству, что в свою очередь необходимо для разработки поддерживающего бизнес программного обеспечения. В глобализации бизнеса наблюдается тенденция объединения различных методов моделирования и анализа систем. Такого рода интеграция проявляется в форме создания интегрированных средств моделирования.Проведем сравнительный анализ методик ARIS и IDEF, результаты которого приведены в таблице 2.Таблица 2Сравнительный анализ методов ARIS, IDEF
Критерии ARISIDEF0IDEF3Принцип формирования диаграммы / логика бизнеспроцессаВременная последовательность реализации процедурПринцип преобладания Временная последовательность реализации процедурХарактеристика процедуры бизнеспроцессаНа диаграмме расположен объектНа диаграмме расположен объектНа диаграмме расположен объектВходящий документПрименяется самостоятельный объект для характеристики («документ»)Стрелка сверху, стрелка слеваНет (представлен в модели только привязкой объектакомментария)Входящая информацияПрименяется самостоятельный объект для характеристики («кластер» и «технический термин»)Стрелка сверху, стрелка слеваНет (представлен в модели только привязкой объектакомментария)Исходящий документПрименяется самостоятельный объект для характеристики («документ»)Стрелка расположена справаНет (представлен в модели только привязкой объектакомментария)Исходящая информацияПрименяется самостоятельный объект для характеристики («кластер» и «технический термин»)Стрелка расположена справаНет (представлен в модели только привязкой объектакомментария)Исполнитель процедурыПрименяется самостоятельный объект для характеристики («позиция» и «организационная единица»)Стрелка расположена снизуНет (представлен в модели только привязкой объектакомментария)Применяемое оборудованиеПрименяется самостоятельный объект для характеристики Стрелка расположена снизуНет (представлен в модели только привязкой объектакомментария)Управление процедуройОтсутствует. Представлено символами логики и событий (последовательность реализации процедур) и/или указанием входящих документовСтрелка расположена сверхуВременная последовательность реализации процедур и логика процессаКонтроль реализации процедурыОтсутствует. Представлен указанием входящих документовСтрелка расположена сверхуОтсутствует.Обратная связь по управлению/контролюОтсутствует. Представлен символами логики (последовательность реализации процедур)Стрелка расположена сверхуОтсутствует.
Следует учитывать тот факт, что при моделировании деятельности крупных компаний, которые занимаются производством товаров, а так же оказанием услуг, целесообразно использовать различные методики моделирования. Это обусловлено тем, что для моделирования производственных процессов более предпочтительным является процессный подход (например, метод ErikssonPenker).Спецификация требований к программному обеспечению является составной частью процесса управления требованиями. Выявленные в результате использования разного рода методов требования к программным продуктам оформляются в виде документов и моделей. При разработке модели бизнеспроцессов деятельности малых предприятий, занимающиеся как производством продукции, так и оказанием услуг, возможно применять упрощенные схемы моделирования, поскольку для моделирования производственных процессов более предпочтительным является ситуативный подход.Модель BPwin рационально применять для ведения небольших по размерам деятельности компаний (малый и средний бизнес предусматривает 25 человека в группе экспертов) и длительности (23 месяца) проектов. Для крупного бизнеса и длительных проектов (например, внедрение системы непрерывного совершенствования бизнеспроцессов в соответствии со стандартами ISO) следует использовать модель ARIS. В данных условиях подготовительные работы по созданию регламентирующей документации могут занять 13 месяца, но это является необходимым элементом последующей эффективной работы.Рассмотрим перспективные направления в моделировании бизнеспроцессов.В настоящее время разрабатываются многочисленные проекты. Их целью является интеграция существующих методов и стандартов моделирования, а также и формирование комплексного методического и технологического базиса моделирования бизнеспроцессов. В более широком контексте –это моделирования компаний (enterprisemodeling).Стандартное жесткое применение систем в современных условиях не работает, необходимо непрерывно учитывать человеческий фактор, так как BPM взаимодействует через людей, то должна обеспечиваться адаптивность процессов. Поэтому в ближайшее время ожидается появление стандарта BPMN 3.0 (с добавлением Case Management).Активно развиваются технологии Process Mining, которые основываются на анализе деятельности, логов, событий и на этом строятся карты процессов. Можно выделить следующие направления развития и роста BPM:
Mobile (мобильность);
Process Mining (исследование процессов);
Agility(адаптивность);
Event Driven (управление внешними событиями);
Ramification (ветвление);
Social (социальные сети);
Case Management (управление случаями).BPMS в России сфокусировались на финансовых рынках (страхование и банки) и в телекоммуникационной отрасли.BPM нужны в первую очередь там, где невозможны «коробочные решения».Также следует отметить, что развивается направление Process Intelligent(анализ бизнеспроцессов на базе процессных показателей), позволяющее применить практически любую BIсистему.Огромное значение для эффективного внедрения BPM имеет ИТархитектура, а с этим понятием на многих предприятиях дела обстоят плохо. В западных компаниях эти понятия хорошо развиты, в отличие от ситуации в России. Нужно четко осознавать, что BPM –это управленческая сквозная методология, постоянно работающая и ориентированная на рост преимуществ растущего бизнеса.ОсобенностиBPMпроектов:
тесное взаимодействие ИТ и бизнеса;
возможность быстрых побед;
защита инвестиций наследуемых информационных систем.ПреимуществапримененияBPMвпрактикекомпаний:
прозрачность деятельности предприятия;
сокращение рутинной работы;
скорость изменения бизнеспроцессов;
возможность повысить эффективность ИС для конечных пользователей.В целом, на наш взгляд, роль и место BPM подхода должно измениться в сторону принятия его всеми предприятиями независимо от размера и отрасли в качестве работающей методологии непрерывного совершенствования деловых процессов.
Выбор методики моделирования должен полностью базироваться на целях и задачах, которыми руководствуется организация при создании моделей.Чтобы описать бизнес, необходимо ответить на следующие вопросы:
чтобы увидеть его целостную модель?
чтобы анализировать и оптимизировать работу, исходя из понимания, что это единая сложнаясистема, а не сумма отдельных фрагментов? (в системе отлично работающие части целого –это далеко не всегда эффективная работа системы в целом);
чтобы проводить автоматизацию сквозных оптимизированных бизнеспроцессов?Если руководством получены утвердительные ответы на предложенные вопросы, то разработанные структурные модели являются важным рабочим инструментом для собственников, менеджмента, специалистов, (структурная модель –упорядоченный по определенному принципу комплекс процессов с указанием основных связей между ними).Иными словами, структурные модели и графические схемы процессов должны быть понятны не только бизнес аналитикам и сотрудникам ITотделов. Важна простота и наглядность схем. Сложные, запутанные схемы, которые содержат ряд условных обозначений, плохо воспринимаются и практически не используются.При выборе нотации моделирования рекомендуется пользоваться следующими критериями:
простота формирования графических схем;
интуитивная понятность схем;
минимальная потребность в обучении сотрудников;
наличие доступных инструментов для описания (MS Visio, MS Word).Для дальнейшего успешного внедрения процессного подхода к управлению предприятием необходимо проектирование таких бизнеспроцессов, которые способны реализовать стратегические цели организации. Основным шагом в этом направлении является описание и регламентация бизнеспроцессов организации.Описание бизнеспроцессов регламентирует работы по выделению и описанию бизнеспроцессов организации в однородном формате (в стандартных формах) и с использованием стандартного программного обеспечения. Характеристика бизнеспроцесса используются:
для анализа и оценки эффективности бизнеспроцесса;
для оптимизации бизнеспроцесса по определенным индикаторам эффективности;
для формирования эффективной системы управления;
для разработки нормативных документов по технологии;
выполнения бизнеспроцесса;
для подготовки к созданию и внедрению автоматизированных систем управления.Документация, которая включает модели бизнеспроцесса, выполненные в стандартном формате стандартными программными средствами является результатом описания бизнеспроцессов.Важной составляющей, влияющей на эффективность бизнеспроцесса, является правильная их организация и управление ими. Бизнеспроцессом необходимо управлять для получения на выходе запланированных результатов. Поэтому необходимо создание и функционирование системы управления бизнеспроцессом.Таким образом, на современном этапе развития экономики, для описания бизнеспроцессов компаний можно предложить использовать методику IDEF, так как на в настоящее время на большинстве отечественных предприятий еще очень слабо развит процессный подход к управлению компаниями, а схема в IDEF позволит и графически показывать взаимодействие между ними. Важно, что в технике IDEF0 посредством специальных стрелок было возможно показывать административные влияния, что предоставляетвозможность характеризовать систему управления процессами и организацией. Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что рассмотренные нами современные методы и инструменты моделирования в своем развитии достигли высокого уровня. С точки зрения изобретательских средств моделирования их возможности стали примерно одинаковыми. Выбор метода или инструмента моделирования бизнеспроцессов обусловлен уровнем компетентности консультанта или аналитика в данной сфере, а также грамотностью на языке моделирования, которая обеспечивает высокий уровень применения методик моделирования руководителями и специалистами компаний.
Ссылки на источники1. ЖудинМ.НОбзорпрограммныхпродуктовбизнес–моделирования//Корпоративныйменеджмент:сетевойжурнал.2009.–351c.2. СамуйловК.Е.,ЧукаринА.В.,ЯркинаН.В..Бизнеспроцессыиинформационныетехнологиивуправлениителекоммуникационнымикомпаниями.М.:АльпинаПаблишерз,2009.446с.
Фартушина Анастасия Сергеевна,Старший преподаватель кафедры кафедры экономики и менеджмента, Астраханский филиал «Московский финансовопромышленный университет «Синергия»», г. Астраханьfartuschina@yandex.ru
Проблемы моделирования бизнеспроцессов в современных организациях
Аннотация. В современной практике моделирования управленческой и производственной деятельности используются различные методики моделирования бизнеспроцессов. В условиях, когда необходимо достигнуть ожидаемых результатов, большая часть организаций сталкивается с рядом трудностей. Не получив быстрых, измеримых результатов, ожидая сложную и длительную работу, руководство компании завершает работы по разрабатываемому проекту. Целью данного исследования является выявление проблем моделирования бизнеспроцессов в современных организациях.Практическая значимость работы заключается в том, что работа представляет собой самостоятельное, завершённое научное исследование, а полученные результаты могут быть применены в деятельности современных организаций.Ключевые слова: моделирование бизнеспроцессов, интегрированныесредствамоделирования, процессныйподход к управлению, ситуативный подход.
В настоящее время существует несколько методов моделирования, нотаций формирования бизнеспроцессов. Преимущества использования определённого метода или нотации зависят от типа и рамок проекта, основных задач, которые данные проект должен решить. Построение бизнеспроцессов предполагает их графическое проектирование. Несмотря на то, что моделирование использования процессного подхода и оптимизации деятельности предприятия на его базе не является необходимым условием, в настоящее время на большинстве предприятий процессному подходу уделяется значительное внимание. Методы построения бизнеспроцессов служат в практической деятельности для выполнения большого спектра задач. Как правило, самым распространенным методом использования данных моделей является оптимизация моделируемых процессов. На практике предполагается описание процессов в том виде «как есть», а далее разными способами определяются проблемные места в данных процессах и затем на основе проведенного анализа формируется несколько моделей именно «как должно быть».Определение узких мест в процессах, в свою очередь, может осуществляться различными способами. Например имитационное моделирование. Необходимо отметить, что исходными данными данного моделирования должны быть данные о возможности наступления событий, которые могут оказать влияние на возможность выполнения процесса, также о среднестатистическом времени, необходимом для выполнения предложенных функций в бизнеспроцессе и закономерностях распределения времени, необходимого для выполнения и о других характеристиках, которые будут задействованы в бизнеспроцессе ресурсах.Следующий способ определения узких мест базируется на анализе процессов, происходящих в организации и, следовательно, в условиях настоящего времени выполнения процессов и функций или формирования необходимости приобретения ресурсов. Настоящие данные могут быть приобретены из информационной системы (если сам процесс автоматизированный), так и сформулированы способом обычного хронометража и других наблюдений.
Также необходимо отметить способ формирования бизнеспроцессов применение совокупности моделей бизнеспроцессов для создания корпоративной единой нормативноправовой системы и базы, например регламенты процессов, положения о подразделениях, должностные инструкции. Наиболее часто данные технологии используются при подготовке предприятия к сертификации в системе менеджмента качества. На сегодняшний день почти все инструменты и методы построения бизнеспроцессов дают возможность получать и анализировать данные об субъектах, объектах на модели и ее взаимосвязях и формировать их как документы. В тоже время, необходимо отметить, что инструменты и методы, заложенные в основе таких решений, могут различаться.Как правило, моделирование бизнеспроцессов используют при оптимизации системы управления предприятиями и формирования программы мотивации персонала. В этом случае моделируются цели предприятия, при этом каждая детализируется на более конкретные цели, пока эта детализация не станет достояно подробной, что конкретные цели должны быть взаимосвязанными с работой конкретных сотрудников. Далее для данных конкретных целей определяются количественные показатели, которые определяют степень достижения целей, и на базе этих показателей формируется программа мотивации персонала.Проектирование бизнеспроцессов служит для проектирования информационных систем и ИТрешений –сейчас разработка и формирование процессов при организации управления требованиями и разработке спецификаций становится практически необходимым условием, и в техническом задании достаточно часто представляется не только перечень требований, но также и модели самих процессов. Необходимо отметить, что независимо от мнения специалистов в области управленческого консалтинга, стоит обратить внимание, на то, что в большинстве случаях часто задача корректной информационной поддержки и автоматизации работы предприятия является одной из главных для принятия решений о формировании мoдели бизнеспроцессов.Область использования моделей бизнеспроцессов не ограничивается указанными выше задачами [1, С. 24].В современной практике моделирования управленческой и производственной деятельности используются различные методики моделирования бизнеспроцессов.По мнению аналитиков во многих российских компаниях ставятся «адекватные» цели, разрабатываются планы, создается описание бизнеспроцессов, проводится их анализ и осуществляется реорганизация деятельности. Однако на заключительном этапе, в условиях когда необходимо достигнуть ожидаемых результатов, большая часть организаций сталкивается с рядом трудностей. Не получив быстрых, измеримых результатов, ожидая сложную и длительную работу, руководство компании завершает работы по разрабатываемому проекту. Начинаются поиск следующих «модных» и актуальных подходов к управлению изменениями.Данные трудности возникают в силу того, что:
компании сталкиваются с проблемой выбора эффективных методов и инструментов моделирования бизнеспроцессов, которая возникает в результате большого количества методик и отсутствием общепринятых нормативов и правил;
существующие методы и средства используют различные языки моделирования, терминологию, плохо совместимы друг с другом, дорогостоящи и трудоемки в использовании.Эти обстоятельства обуславливают многочисленные проекты, предпринимаемые в настоящее время. Их целью сводится к объединению изучаемых методов и стандартов моделирования, также к созданию единого методического и технологического стандарта моделирования бизнеспроцессов. В более глобальном смысле –это моделирования архитектуры компаний (enterprise modeling).При проведении моделирования бизнеспроцессов компании необходимо применять следующую методику, которая содержит:
описание методов моделирования –способов демонстрации изучаемых объектов компании по средствам объектов модели;
процедуру –последовательность шагов по сбору первичной и вторичной информации, ее обработке и представлению в виде схем, диаграмм.При моделирования бизнеспроцессов аналитиками применяются различные методы, которые основаны на структурных, а также и объектноориентированных принципах моделирования. К сожалению разбивка методов на структурные и объектные является достаточно условной процедурой. Это вызвано тем, что наиболее актуальные методы интегрируют средства нескольких подходов. На рисунке 1 представлены методики моделирования бизнеспроцессов.
Рис.1.Методики моделирования бизнеспроцессов
В современных условиях функционирования компаний для реализации процесса реорганизации бизнеспроцессов целесообразно разработать схему выбора методики моделирования и программного обеспечения, которого их поддерживает. В настоящее время существует множество обще признанных технологий проектирования бизнес систем и инструментов для автоматизации бизнеспроцессов. В таблице 1представлена сравнительная характеристика методик моделирования бизнеспроцессов.Таблица 1Характеристика методик моделирования бизнеспроцессов
ПодходСуть методикиДостоинства и недостаткиISO9000Функционирует на основе стандартов ISO9000. Результатом моделирования является схема, которая описывает бизнеспроцесс в привязке к Легкое и четкое описание бизнеспроцессов. Накопленный опыт примененияструктуре управления предприятия [2].SADT/ IDEF0, IDEF3Схема является основным компонентом модели. Данная методика применяется в случаях формирования новых бизнеспроцессов для введения ограничений к бизнеспроцессам, а затем при разработке бизнеспроцессов. Методика позволяет работать с существующими бизнеспроцессами по средствам анализа выполняемых ими функций и документирования механизмов, которыми достигается поставленные целиПредоставляет т возможность демонстрации управленческих воздействий на анализируемые процессы. Разрабатываемые модели легко интерпретируются в отличие от других методик. Методика не может применяться при описании динамики исполнения анализируемого процесса.BPELПредусматривается системный подход к описанию бизнеспроцессов с четко обозначенными абстракциями, описания. Разрабатываются и предлагаются механизмы совершенствования бизнеспроцессов.Существуют языковые трудности. Отсутствует качественный перевод и адаптация на русский язык. Методика не описывает сложные исследуемые бизнеспроцессы. Упрощает работу руководителя процесса в управлении им.DFDИспользуются при описании системы документооборота и обработки необходимой информации. Позволяет анализировать функции обработки информации, документы, объекты, персонал, которые участвуют в подготовке и обработке информации, а также таблицы для хранения документов. Для описания набора работ.Эффективное и простое описание процесса документооборота.UMLИспользуется высокий уровень проектирования с применением специфики, визуализации, конструирования и документирования. Применяются схемы классов, кооперации, взаимодействия, активности.Вносит ряд ограничений в процесс кодировки и позволяет устанавливать стандарт разработки программного кода.ARIS eEPCПозволяет описывать деятельность в динамике и отражает последовательность выполнения отдельных процедур (функций). Данная модель включает следующие модели: организационная структура управления; процессы на высшем уровне иерархии; функции руководителей различных уровней управления предприятием; функции руководителей подразделений по управлению и выполнению отдельных процессов; действия сотрудников по выполнению исследуемого процесса.Модели громоздкие и плохо читаемы. Отсутствует возможность визуального отражения деятельности выполнения проводимых шагов действий. Не отражает прямых управленческих воздействий, управление компанией отражено при указании входящих документов.ЯМТ (язык моделирования Тушкало)Методика дает возможность отказаться от традиционной текстовой формы записи интервью с функциональными исполнителями бизнеспроцессов в графическую форму схем бизнеспроцессов с использованием CASEсредства, но без участия исполнителей. ЯМТ схемы бизнеспроцессов имеют одноуровневую линейную структуру представления, в виде линии с нанесением временной оси или в виде набора отдельных листовПредназначена для описания бизнеспроцессов различной степени сложности и подробности. Дает оценку качества создаваемой модели бизнеспроцессов по восемнадцати нормативным правилам. Отмечается простота и доступность средств схематического изображения оцениваемых бизнеспроцессов
Для компании, проводящей реструктуризацию текущих бизнеспроцессов, возникает глобальная проблема выбора и применения методики моделирования процессов. Сложность этого выбора заключается в том, что в компаниях сталкиваются с рядом ограничений:1. Ограниченный бюджет компании. Для реализации процесса моделирования важно приобрести программное обеспечение. При этом каждый инструмент моделированияподдерживает большое количество нотаций. Поэтому, выбор стандарта моделирования обуславливается определением программного обеспечения, который в свою очередь ограничивается бюджетом.2. Потребность в квалифицированных специалистах аналитиках, которые могут эффективно работать с приобретаемым программным продуктом и знающими определенные нотации.3. Комплекс поставленных задач какойлибо методики моделирования.Учитывая, что основной целью моделирования бизнеспроцессов является отражение реального хода бизнеспроцессов предприятия, необходимо выявить, что именно будет являться результатом действительного выполнения конкретного бизнеспроцесса, кто и какие действия выполняет, какова последовательность этих действий, как организовано документационное обеспечение выполняемых процессов, насколько велика угроза неудачного выполнения процесса (насколько надежен процесс) и как он может быть модифицирован и/или расширен будущем.
Таким образом, модель бизнеспроцесса, представляющая собой графическое, табличное, текстовое или символьное его описание, должна содержать следующие сведения:набор бизнесфункций, то есть составляющих процесс «шагов»;порядок выполнения бизнесфункций;механизмы контроля и управления в рамках бизнеспроцесса; исполнителей каждой бизнесфункции; входящие документы (информацию), исходящие документы (информацию); необходимые для выполнения каждой входящей в процесс бизнесфункции ресурсы; порядок выполнения бизнесфункций; документацию (условия), регламентирующие выполнение каждой входящей в процесс бизнесфункции; параметры, характеризующие выполнение каждой бизнесфункции и бизнеспроцесса в целом. [2]Руководство предприятия, бизнесаналитик, владелец бизнеспроцессаи другие заинтересованные стороны должны иметь четкое представление о том, как организован и функционирует бизнеспроцесс, отсюда следует, что модель должна обеспечить прозрачность хода бизнеспроцесса. Понимание хода существующих бизнеспроцессов позволит дать адекватную оценку их эффективности и качеству, что в свою очередь необходимо для разработки поддерживающего бизнес программного обеспечения. В глобализации бизнеса наблюдается тенденция объединения различных методов моделирования и анализа систем. Такого рода интеграция проявляется в форме создания интегрированных средств моделирования.Проведем сравнительный анализ методик ARIS и IDEF, результаты которого приведены в таблице 2.Таблица 2Сравнительный анализ методов ARIS, IDEF
Критерии ARISIDEF0IDEF3Принцип формирования диаграммы / логика бизнеспроцессаВременная последовательность реализации процедурПринцип преобладания Временная последовательность реализации процедурХарактеристика процедуры бизнеспроцессаНа диаграмме расположен объектНа диаграмме расположен объектНа диаграмме расположен объектВходящий документПрименяется самостоятельный объект для характеристики («документ»)Стрелка сверху, стрелка слеваНет (представлен в модели только привязкой объектакомментария)Входящая информацияПрименяется самостоятельный объект для характеристики («кластер» и «технический термин»)Стрелка сверху, стрелка слеваНет (представлен в модели только привязкой объектакомментария)Исходящий документПрименяется самостоятельный объект для характеристики («документ»)Стрелка расположена справаНет (представлен в модели только привязкой объектакомментария)Исходящая информацияПрименяется самостоятельный объект для характеристики («кластер» и «технический термин»)Стрелка расположена справаНет (представлен в модели только привязкой объектакомментария)Исполнитель процедурыПрименяется самостоятельный объект для характеристики («позиция» и «организационная единица»)Стрелка расположена снизуНет (представлен в модели только привязкой объектакомментария)Применяемое оборудованиеПрименяется самостоятельный объект для характеристики Стрелка расположена снизуНет (представлен в модели только привязкой объектакомментария)Управление процедуройОтсутствует. Представлено символами логики и событий (последовательность реализации процедур) и/или указанием входящих документовСтрелка расположена сверхуВременная последовательность реализации процедур и логика процессаКонтроль реализации процедурыОтсутствует. Представлен указанием входящих документовСтрелка расположена сверхуОтсутствует.Обратная связь по управлению/контролюОтсутствует. Представлен символами логики (последовательность реализации процедур)Стрелка расположена сверхуОтсутствует.
Следует учитывать тот факт, что при моделировании деятельности крупных компаний, которые занимаются производством товаров, а так же оказанием услуг, целесообразно использовать различные методики моделирования. Это обусловлено тем, что для моделирования производственных процессов более предпочтительным является процессный подход (например, метод ErikssonPenker).Спецификация требований к программному обеспечению является составной частью процесса управления требованиями. Выявленные в результате использования разного рода методов требования к программным продуктам оформляются в виде документов и моделей. При разработке модели бизнеспроцессов деятельности малых предприятий, занимающиеся как производством продукции, так и оказанием услуг, возможно применять упрощенные схемы моделирования, поскольку для моделирования производственных процессов более предпочтительным является ситуативный подход.Модель BPwin рационально применять для ведения небольших по размерам деятельности компаний (малый и средний бизнес предусматривает 25 человека в группе экспертов) и длительности (23 месяца) проектов. Для крупного бизнеса и длительных проектов (например, внедрение системы непрерывного совершенствования бизнеспроцессов в соответствии со стандартами ISO) следует использовать модель ARIS. В данных условиях подготовительные работы по созданию регламентирующей документации могут занять 13 месяца, но это является необходимым элементом последующей эффективной работы.Рассмотрим перспективные направления в моделировании бизнеспроцессов.В настоящее время разрабатываются многочисленные проекты. Их целью является интеграция существующих методов и стандартов моделирования, а также и формирование комплексного методического и технологического базиса моделирования бизнеспроцессов. В более широком контексте –это моделирования компаний (enterprisemodeling).Стандартное жесткое применение систем в современных условиях не работает, необходимо непрерывно учитывать человеческий фактор, так как BPM взаимодействует через людей, то должна обеспечиваться адаптивность процессов. Поэтому в ближайшее время ожидается появление стандарта BPMN 3.0 (с добавлением Case Management).Активно развиваются технологии Process Mining, которые основываются на анализе деятельности, логов, событий и на этом строятся карты процессов. Можно выделить следующие направления развития и роста BPM:
Mobile (мобильность);
Process Mining (исследование процессов);
Agility(адаптивность);
Event Driven (управление внешними событиями);
Ramification (ветвление);
Social (социальные сети);
Case Management (управление случаями).BPMS в России сфокусировались на финансовых рынках (страхование и банки) и в телекоммуникационной отрасли.BPM нужны в первую очередь там, где невозможны «коробочные решения».Также следует отметить, что развивается направление Process Intelligent(анализ бизнеспроцессов на базе процессных показателей), позволяющее применить практически любую BIсистему.Огромное значение для эффективного внедрения BPM имеет ИТархитектура, а с этим понятием на многих предприятиях дела обстоят плохо. В западных компаниях эти понятия хорошо развиты, в отличие от ситуации в России. Нужно четко осознавать, что BPM –это управленческая сквозная методология, постоянно работающая и ориентированная на рост преимуществ растущего бизнеса.ОсобенностиBPMпроектов:
тесное взаимодействие ИТ и бизнеса;
возможность быстрых побед;
защита инвестиций наследуемых информационных систем.ПреимуществапримененияBPMвпрактикекомпаний:
прозрачность деятельности предприятия;
сокращение рутинной работы;
скорость изменения бизнеспроцессов;
возможность повысить эффективность ИС для конечных пользователей.В целом, на наш взгляд, роль и место BPM подхода должно измениться в сторону принятия его всеми предприятиями независимо от размера и отрасли в качестве работающей методологии непрерывного совершенствования деловых процессов.
Выбор методики моделирования должен полностью базироваться на целях и задачах, которыми руководствуется организация при создании моделей.Чтобы описать бизнес, необходимо ответить на следующие вопросы:
чтобы увидеть его целостную модель?
чтобы анализировать и оптимизировать работу, исходя из понимания, что это единая сложнаясистема, а не сумма отдельных фрагментов? (в системе отлично работающие части целого –это далеко не всегда эффективная работа системы в целом);
чтобы проводить автоматизацию сквозных оптимизированных бизнеспроцессов?Если руководством получены утвердительные ответы на предложенные вопросы, то разработанные структурные модели являются важным рабочим инструментом для собственников, менеджмента, специалистов, (структурная модель –упорядоченный по определенному принципу комплекс процессов с указанием основных связей между ними).Иными словами, структурные модели и графические схемы процессов должны быть понятны не только бизнес аналитикам и сотрудникам ITотделов. Важна простота и наглядность схем. Сложные, запутанные схемы, которые содержат ряд условных обозначений, плохо воспринимаются и практически не используются.При выборе нотации моделирования рекомендуется пользоваться следующими критериями:
простота формирования графических схем;
интуитивная понятность схем;
минимальная потребность в обучении сотрудников;
наличие доступных инструментов для описания (MS Visio, MS Word).Для дальнейшего успешного внедрения процессного подхода к управлению предприятием необходимо проектирование таких бизнеспроцессов, которые способны реализовать стратегические цели организации. Основным шагом в этом направлении является описание и регламентация бизнеспроцессов организации.Описание бизнеспроцессов регламентирует работы по выделению и описанию бизнеспроцессов организации в однородном формате (в стандартных формах) и с использованием стандартного программного обеспечения. Характеристика бизнеспроцесса используются:
для анализа и оценки эффективности бизнеспроцесса;
для оптимизации бизнеспроцесса по определенным индикаторам эффективности;
для формирования эффективной системы управления;
для разработки нормативных документов по технологии;
выполнения бизнеспроцесса;
для подготовки к созданию и внедрению автоматизированных систем управления.Документация, которая включает модели бизнеспроцесса, выполненные в стандартном формате стандартными программными средствами является результатом описания бизнеспроцессов.Важной составляющей, влияющей на эффективность бизнеспроцесса, является правильная их организация и управление ими. Бизнеспроцессом необходимо управлять для получения на выходе запланированных результатов. Поэтому необходимо создание и функционирование системы управления бизнеспроцессом.Таким образом, на современном этапе развития экономики, для описания бизнеспроцессов компаний можно предложить использовать методику IDEF, так как на в настоящее время на большинстве отечественных предприятий еще очень слабо развит процессный подход к управлению компаниями, а схема в IDEF позволит и графически показывать взаимодействие между ними. Важно, что в технике IDEF0 посредством специальных стрелок было возможно показывать административные влияния, что предоставляетвозможность характеризовать систему управления процессами и организацией. Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что рассмотренные нами современные методы и инструменты моделирования в своем развитии достигли высокого уровня. С точки зрения изобретательских средств моделирования их возможности стали примерно одинаковыми. Выбор метода или инструмента моделирования бизнеспроцессов обусловлен уровнем компетентности консультанта или аналитика в данной сфере, а также грамотностью на языке моделирования, которая обеспечивает высокий уровень применения методик моделирования руководителями и специалистами компаний.
Ссылки на источники1. ЖудинМ.НОбзорпрограммныхпродуктовбизнес–моделирования//Корпоративныйменеджмент:сетевойжурнал.2009.–351c.2. СамуйловК.Е.,ЧукаринА.В.,ЯркинаН.В..Бизнеспроцессыиинформационныетехнологиивуправлениителекоммуникационнымикомпаниями.М.:АльпинаПаблишерз,2009.446с.