Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни как социально-педагогическая проблема

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ворожко Т. В. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни как социально-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4461–4465. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85893.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации здоровьесберегающего подхода к целостному образовательному процессу в дошкольном учреждении. Автор акцентирует внимание на создании необходимых социально-педагогических условий для сохранения здоровья и приобщения к здоровому образу жизни детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ворожко Татьяна Вениаминовна,Старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии,Филиала ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г.Буденновскеt_vorozhko@mail.ru

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни как социальнопедагогическая проблема

Аннотация. Статья посвященавопросаморганизации здоровьесберегающего подхода к целостному образовательному процессу в дошкольном учреждении. Автор акцентирует внимание на создании необходимыхсоциальнопедагогическихусловийдля сохранения здоровья и приобщения к здоровому образу жизни детей.Ключевые слова:здоровье,уровенькультуры людей,здоровый образ жизни,активизациярезервных возможностей ребенка,здоровьесохраняющая среда,рефлексия,самооздоровление.

Социальноэкономические реформы в современном обществе и связанные с ними модификации в системе образования сформировали запрос на воспитание здоровой и духовно развитой личности. Здоровый человек является обладателем энергопреобразующего потенциала, представляет собой источник успешности, интеллектуальной и физической работоспособности. Человек, рождаясь, уже обладает определенным генетически заложенным потенциалом здоровья. Однако, в процессе своей жизнедеятельности он постоянно взаимодействует со средой,которая может как содействовать развитию имеющихся задатков, так и их угнетению. В связи с этим актуальна проблема становления и сохранения здоровья населения, а также формирования здорового образа, концептуальные идеи, которой рассматривались в работах отечественных ученых (И.И. Брехман, Ю.П. Лисицин).В детстве формируются основы здорового поведения ребенка, а значит, влияние на его образ жизни может оказать система дошкольного образования. В связи с этим, задачей нашего исследования является выявление эффективных условий становления здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни в рамках целостного педагогического процесса дошкольного учреждения. Это требует от нас рассмотрения понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». В настоящий момент существует множество определений здоровья. В.А. Мищук, Е.В. Мосткова под здоровьем понимают не только отсутствие болезней и состояние физического, психического и социального благополучия, но и активную способность приспосабливаться к среде и своим меняющимсявозможностям, расширять и улучшать свои возможности, быстро и полно восстанавливать внутреннюю среду при внешних и внутренних возмущениях, противостоять болезням [5]. А.Я. Иванюшкин [2] рассматривает «здоровье» с позиции его научного содержания и ценностного смысла. Он предлагает три уровня описания этой ценности. Биологический –изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и как следствие максимум адаптации. Социальный –здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру. Личностный, психологический –здоровье есть не отсутствие болезни, но скорее отрицание ее, в смысле преодоления (здоровье –не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека»). Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье –это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических недостатков»[9].Категория «здоровье» включаетв себя следующие компоненты:1) физический, который является основой биологической адаптации и характеризует оптимальное физическое развитие, состояние двигательной и морфофункциональной подготовленности;2) психический, который свидетельствует об адаптивном психоэмоциональном состоянии человека;3) социальный, отражающий социальную адаптацию, деятельное отношение человека к миру[5].Основными факторами, влияющими на здоровье человека, являются:

на физическое здоровье: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры;

на психическое здоровье: воздействует система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности;

социальное здоровье: зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности социальным статусом, гибкостью жизненных стратегий в соответствии социокультурной ситуацией[3].Здоровье являетсятакжеиндикатором культурычеловека. Из этого следует необходимость воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к ключевой человеческой ценности.Развитие учения о здоровье человека обнаружило тесную связь понятий «образ жизни» и «здоровье». Существует множество факторов, подтверждающих, что именно образ жизни является важнейшим условием, которое определяет состояние здоровья человека (Н.М. Амосов, П.К. Анохин, И.А. Аршавский, В.И. Вернадский, В.И. Жолдак и др.).Под образом жизни понимается устойчивый сложившийся в определенных общественноэкономических условиях способ жизнедеятельности людей, выражающийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Здоровый образ жизни–это комплекс оздоровительных мероприятий, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонии физического и духовного развития человека [1]. К факторам здорового образа жизни, положительно влияющим на показатели здоровья, относятся физическая культура, рациональный режим труда и отдыха, полноценное питание, отказ от вредных привычек. При этом невозможно выделить главные и второстепенные факторы, поскольку только в комплексе они могут производить оздоровительный эффект. Несмотря на это, среди этих факторов, зависящих от человека и которые могут быть преобразованы его волей и настойчивостью, решающая роль принадлежит двигательной активности. Именно ей принадлежит ведущее место в создании оптимальных условий функционирования всех систем организма. Двигательная активность содействует полноценному использованию поступающих в организм с пищей веществ. Физические упражнения вместе с закаливанием приносят тканям организма ценнейшую в биологическом отношении информацию, стимулирующую жизнедеятельность всех органов и тканей [6].В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед социальными институтами, является использование средств и форм физического воспитания в формировании сознательной потребности в двигательной активности и становлении культуры здорового образа жизни человека. Значимым периодом в жизнедеятельности человека является дошкольный возраст. В этом возрасте дети входят в общественную жизнь вне семьи и утверждают себя как члены общества. Переход ребенка на дошкольном этапе жизни в систему общественного воспитания сопровождается усилением воздействия социальных институтов на его формирование образа жизни. В педагогическом направлении по формированию здорового образа жизни работают такие ученые как Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, О.Л. Трещева и др.Педагогическая валеологиявыступает как область науки, как сфера практической деятельности педагога, направленная на активизацию резервных (энергетических и интеллектуальных) возможностей ребенка, гармонизацию его отношений с самим собой, окружающим миром, природой, на поиск механизмов педагогического компетентного вмешательства в процесс интеллектуального развития личности в кризисноличностносредовых ситуациях [9].Одна из причин, лежащая в основе проблемы здоровья, состоит в том, что в организации жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях отмечается значительное увеличение объема и интенсивности учебновоспитательной работы. Наряду с этим наблюдается диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую ребенок получает в результате большого потока информации, инедостаточной, по оценке специалистов, двигательной активностью дошкольников, что, бесспорно, оказывает негативное воздействие на их здоровье. В связи с этим, в системе дошкольного образования задачи оздоровительного направления продолжают оставаться наиболее актуальными.Современные требования общества таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, неизбежно. Следовательно, должны быть обеспечены социальнопедагогические условия и разработаны организационнометодические подходы, которые позволили бы не только сохранить здоровье ребенка, но, и способствовали бы формированию здорового образа жизни.Необходим принципиально иной подход к целостному образовательному процессу дошкольников, при котором наряду с обеспечением необходимых условий для развития воспитанника было бы возможно актуализировать у него базовые потребности в самопознании и самосовершенствовании и побудить его к приобщению здорового образа жизни. Для решения вышеобозначенной задачи необходимо, чтобы целостный образовательный процесс в дошкольном учреждении строился на основе здоровьесберегающего подхода. Здоровьесберегающий подход представляет собой взаимосвязь трех компонентов, которые взаимодополняя друг друга и являясь частью одного процесса, содействуют созданию необходимых условий для сохранения, укрепления здоровья ребенка, его полноценного развития и приобщения к здоровому образу жизни. Этими компонентами являются: 1. Создание здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении.2. Формирование образованности дошкольников в области здоровья и ведения ЗОЖ.3. Организация физического воспитания валеологической направленности[6].Успешность построения системы здоровьесберегающего подхода кцелостному образовательному процессу, направленному на приобщение детей к ЗОЖ, обусловлена использованием ряда принципов:1)Принцип интеграции: интеграция медицинских, педагогических, социальнопсихологических и экологических подходов. А именно укрепление, сохранение, формирование здоровья воспитанников с помощью средств физической культуры и природной среды, профилактической медицины и гигиены,социальнопсихологической коррекции и реабилитации; преемственная деятельность с семьями дошкольников.2) Принцип позитивного эгоцентризма: организация образовательного и оздоровительного процессов на основе личностного роста ребенка. Дети соревнуются не друг с другом, а сами с собой. Создание ситуации успеха. Осознанное участие детей в работе по формированию своего здоровья. Создание атмосферы самореализации, где каждый воспитанник проявляет свои способности, а педагог их замечает и развивает.3) Принципличностноориентированной направленности педагоговна понимание главных закономерностей процессов здоровьесбережения и приобщения к ведению ЗОЖ и владения определенными оздоровительными компетенциями[6].Система здоровьесберегающего подхода к целостному образовательному процессу предусматривает создание здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении, которая подразумевает организацию следующих элементов:

сбалансированное рациональное питание;

укрепление и развитие материальнотехнической базы дошкольного учреждения;

обеспечение необходимых санитарногигиенических условий в помещениях и на участках дошкольного учреждения (освещенность, чистота, проветривание, подбор оборудования соответствующего гигиеническим нормам и др.);

медикосоциальнопсихологопедагогические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса;

создание комфортной атмосферы;

использование экологических природных факторов и средств;

организация развивающей предметнодвигательной среды;

физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация занятий [3].Однако превентивная идея (сохранения здоровья) является недостаточной, так как слишком высок уровень заболеваемости детей. Следовательно, помимо создания здоровьесохраняющей среды в дошкольном учреждении здоровьесберегающий подход должен предусматривать формирование образованности детей в области здоровья и ведения ЗОЖ. Процесс образования с этих позиций выступает как особый познавательнодеятельный способ обучения, воспитания и развития личности дошкольника в направлении осознанного и активного овладения им знаниями и умениями, способствующих формированию мотивации здорового образа жизни.Процесс формирования образованности детей в области здоровья и ЗОЖ осуществляется на разных занятиях. Причем базовыми в этом направлении считаются занятия, включающие в себя познавательную область «ЗОЖ» и физической культуры. На таких занятиях воспитанники:

приобретают представления о физическом, психическом и социальном здоровье, строении тела человека и функционировании основных органов и систем организма, взаимосвязи между окружающей социоприродной средой и состоянием здоровья;

осваивают умения по уходу за своим телом и управлению психосоматическим состоянием;

получают навыки общения и самоконтроля своего состояния и поведения;

овладевают приемами защиты и правилами поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

приобщаются к ценностям физической культуры, что является непременным условием веденияздорового образа жизни.Наряду с занятиями дети получают необходимую информацию и здоровьесберегающие навыки и в ходе других мероприятий, например: беседы, экскурсии, игры, физкультурнооздоровительные развлечения, культурногигиенические и закаливающие процедуры и др.[9].

Освоение детьми компетенций в области ЗОЖ невозможно без ценностной мотивации личности. Другими словами, в ходе образовательной деятельности воспитанники получают возможность осознать здоровье как основополагающую ценность человеческойжизни, и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем. Семья также выступает неотъемлемой частью целостной системы здоровьесберегающего образования дошкольников, поскольку каким бы полными глубоким оно ни было в рамках дошкольного учреждения, оно никогда не станет полноценным без помощи родителей воспитанников и их активного участия в этом процессе. В связи с этим особый смысл приобретает «ликбез» для членов семьи, осуществляемый в рамкахвнутрии вне детсадовских лекториев, семинаров, консультаций. В итоге повышение уровня культуры здоровья родителей будет способствовать организации здорового образа жизни в семье, что благотворно отразится и на здоровье детей[6].В раннем возрасте в основном формируется неосознанная мотивация здоровья, которая базируется на физиологических потребностях. К старшему дошкольному возрасту ведущую роль приобретают познавательная и социальная мотивации, которые носят осознанный характер.Поддерживая и стимулируя их, можно формировать мотивацию здоровья и здорового образа жизни у старших дошкольников. Одним из методов, способствующих пониманию ребенком общечеловеческих ценностей (ценность жизни, личности, индивидуальности), является вызванная педагогом рефлексия, которая ориентирована на собственное здоровье и здоровье близких ему людей [9]. Рефлексия побуждает ребенка не только к анализу, коррекции и прогнозу своего поведения, но и к осознанию личной ответственности, как за свое здоровье,так и здоровье других людей. С этой целью используемые воспитателем ситуации и приведенные примеры должны быть не абстрактными, а «персонифицированными», то есть иметь конкретных участников из реальной жизни ребенка, его семьи, друзей. Наряду с этим немаловажен и феномен «личного примера».Следует отметить, что образование дошкольников в области здоровья и ЗОЖ может быть достигнуто путем одновременного использования ряда методов, комплексно воздействующих на восприятие ребенка. Ушинский К.Д. писал: «Дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе. Таким образом, облекая первоначальное учение в формы, краски, звуки –словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем, вместе с тем наше учение доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления» [7].Выявление визуальных и смысловых представлений о здоровье и ЗОЖ с дальнейшей их корректурой является центральной задачей начального этапа формирования здоровья. В связи с этим, познавательный материал должен представляться комплексно и разными средствами:

вербальными –рассказ, объяснение, беседа;

наглядными –иллюстрации, модели, демонстрации;

практическими –опыты, показ способа действия с объектом, организация наблюдения иисследовательская деятельность.В результате чего дети получают информацию на визуальном, слуховом, тактильном, мышечном и обонятельном уровнях восприятия.На наш взгляд,важным является то, что педагог не только должен предъявлять информацию о здоровье, но стремиться выявить ее у детей и с помощью различных приемов сформировать потребность в здоровье и здоровом образе жизни. Именно формирование здоровьесберегающих умений и становление поведенческих навыков, направленных на самооздоровление, развитие, коррекцию поведения и самочувствия –является приоритетной целью здоровьесберегающего подхода к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Сам ребенок должен принять ответственность за свое здоровье.Подведя итог, отметим, что системная организация здоровьесберегающего подхода к целостному образовательному процессу в дошкольном учреждении, основанная на взаимосвязи его основных компонентов, позволяет построить этот процесс таким образом, что создаются необходимые социальнопедагогические условия для сохранения здоровья и приобщения к здоровому образу жизни детей.В условиях недостаточной двигательной активности невозможно сохранить крепкое здоровье без использования различных физических упражнений. Отсюда следует, что поддержание здоровья будет тем эффективнее, чем явственнее здоровьесберегающий оттенок осваиваемых ценностей физической культуры.Дошкольный возраст начало формирования у ребенка физкультурной ментальности. В младшем возрасте ведущим мотивом в физкультурной деятельности является гедонистический, но уже к старшему дошкольному возрасту интерес к самой деятельности начинается постепенно сменяться все большей заинтересованностью в ее конечном результате [3]. Обозначенный факт весьма важен в методическом аспекте. Поддерживая в детях их естественный интерес и влечение к двигательной активности, можно весьма эффективно формировать физическую культуру личности ребенка и заложить основы ЗОЖ.К средствам физической культуры относятся: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, психотренинг, массаж, подвижные игры. Здоровьесберегающий потенциал физических упражнений широк и включает в себя: формирование осанки, профилактику плоскостопия и нарушения зрения, развитие органов дыхания и мелкой моторики рук, укрепление опорнодвигательного аппарата и оптимизацию психофизического состояния.Физическая культура личности рассматривается как субъективный компонент общей культуры личности,отражающей отношение человека к собственному физическому (телесному) и связанному с ним духовному состоянию, благодаря которому человек может достичь физического совершенства и вести здоровый и социально активный образ жизни. Уровень физической культуры человека определяется тем, насколько он овладел основными ценностями важнейшей составляющей общей культуры личности. К их числу относятся знания о строении и функционировании двигательного аппарата и обеспечивающих его работу систем организма, сущности и правилах организации физической подготовки и закаливания, влиянии природных факторов на физическое развитие, режиме восстановления; степень личной активности человека в формировании своего физического потенциала; уровень физической подготовленности, состояние здоровья [2].Итак, составными частями физической культуры личности являются здоровьесберегающая и физкультурная образованность человека. Образованность детей в области здоровьесбережения рассматривается нами как составная часть физической культуры личности, предполагающая освоенность комплекса компетенций в сфере здорового образа жизни и включенность в физкультурнооздоровительную деятельность по направленному использованию его средств и методов для сохранения, коррекции и укрепления здоровья. Таким образом, в числе наиболее значимых социальнопедагогических условий в приобщении дошкольников к ЗОЖ следует выделить активное использование в познавательнооздоровительной деятельности средств физической культуры. Здоровьесберегающая образованность (или образованность в области здоровья и ЗОЖ) рассматривается нами как один из компонентов общей и физической культуры личности, предполагающий освоенность необходимого и достаточного комплекса специфических компетенций и включенность в физкультурнооздоровительнуюдеятельность с целью становления потенциала индивидуального здоровья и ведения ЗОЖ.Физкультурная образованность –один из компонентов общей и физической культуры личности, предполагающий овладение человеком компетенциями в сфере физической культуры, содействующих ведению ЗОЖ, формированию способностей в решении двигательных задач и достижению физического совершенства.Практика показывает, что сложившаяся система физического воспитания дошкольников не обеспечивает в должной мере формирования физкультурной и здоровьесберегающей образованности. Следует отметить, что во многих методиках физического воспитания дошкольников предпочтение отдано механическому способу приобретения двигательных умений и навыков, сведя до минимума образовательную подготовку. Исследования ученых А.В. Кенеман, Г.П. Лесковой, А.Н. Соколовой, П.Ф. Лесгафта в области физического воспитания детей доказывают, что осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил ис наибольшим эффектом и, кроме этого, способствует духовному развитию человека. В связи с этим, в процессе организации физического воспитания дошкольников следуетотдаватьприоритет физическому образованию, в ходе которого обучение движениям строится на основе осознанного овладения детьми представлениями о физической культуре и ее ценностях, стимулируя тем самым, мыслительную и двигательную активность ребенка.Физкультурная образованность предполагает теоретическую подготовку детей в области основ физической культуры и ЗОЖ. В связи с этим, необходимо провести изменения в организационнометодической структуре процесса физического воспитания дошкольников. А именно, следует ввести дополнительные занятия с усилением познавательной компоненты (12 раза в месяц),а также дополнительного времени (510 минут), с учетом образовательных задач, к занятиям по двигательной подготовке.Данные занятия должны быть основаны на принципах природосообразности, рационального сочетания образовательной и двигательной подготовки детей, сознательности и активности. С этой целью познавательный материал должен быть адаптирован к восприятию его детьми дошкольного возраста. Содержательное обеспечение двигательных занятий составляют:1) теоретическая подготовка детей в области основ физической культуры, которая включает в себя:

формирование первоначальных представлений детей о физической культуре и физкультурной деятельности;

предоставление информации о назначении физкультурноспортивного инвентаря и оборудования;

развитие умения ориентироваться на слово при построении двигательного действия;

обучение физкультурноспортивной терминологии;

снабжение сведениями о развитии физических качеств и способах их совершенствования; и др.2) приобщение детей к физической культуре и спорту:

подбор познавательного материала о спорте и физической культуре (диафильмы, литературные и документальные сведения, художественнопродуктивный материал);

знакомство со спортивной жизнью города, страны, мира;

организация экскурсий и встреч с деятелями спорта (спортсменами, тренерами); и др.3) использование идеомоторных упражнений, основанных на принципе сознательности[3].

Таким образом, введение в процесс физического воспитания дошкольников образовательной подготовки способствует расширению кругозорадетей, удовлетворению когнитивных потребностей в познании окружающего мира, а также содействует становлению двигательных умений и навыков ребенка.Одним из важнейших социальнопедагогических условий является построение развивающей предметнодвигательной среды в дошкольном учреждении, способствующей укреплению здоровья детей и привитию навыков ЗОЖ. Организация данной среды предусматривает реконструирование игровой среды в групповых помещениях, на участках дошкольного учреждения и в специально отведенных местах для физкультурных занятий (стадион, бассейн, физкультурный зал). Развивающая предметнодвигательная среда строится в вертикальной и горизонтальной плоскости, опираясь на принципы доступности, многофункциональности, проблемности, мобильности и экологичности.Принцип доступности обуславливает расположение оборудования и предметов в пространстве таким образом, что это дает возможность воспользоваться ими независимо от высоты и места расположения. В групповых помещениях для стимулирования самостоятельной двигательной активности детей используются компактные физкультурные комплексы со спортивными снарядами: лестницы, кольца, перекладины, качели, канат, трапеции. На границе групповых участков дошкольного образовательного учреждения располагается физкультурноигровое оборудование для лазания, метания, прыжков. На участках каждой группы предусматриваются разнообразные дорожки, лабиринты, «классики», «домики», линии с целью проведения подвижных и спортивных игр. В физкультурном зале необходимо наличие оборудованияи снарядов для разнообразных видов движений и двигательных действий с учетом возрастных особенностей детей.Принцип многофункциональности предполагает многовариантное использование ребенком предметов и оборудования с разной целью, что обеспечивает физическое, когнитивное и креативное развитие. Согласно этому принципу наборы предметов, разнообразные пособия, атрибуты и оборудование (хозяйственнобытовое, игровое, физкультурное и т.д.) дополняют друг друга и дают возможность выполнить различные движения и двигательные действия. Принцип проблемности построения среды ориентирован на зону ближайшего развития ребенка. Суть состоит в том, что дошкольнику с целью достижения результата предоставляется выбор средств и способов движений. Данный принцип предусматривает наличие оборудования отличающегося друг от друга элементами конструкции, создающими вариативную сложность выполнения движения.Принцип мобильности предусматривает быстрое и легкое реконструирование двигательноигровой среды дошкольного образовательного учреждения. Руководствуясь этим принципом, можно, вопервых, максимально использовать имеющееся пространство для движений, вовторых, изменить его в соответствии с новыми двигательными потребностями детей, втретьих, внести дополнительные пособия и атрибуты, стимулирующие проявление самостоятельной двигательной активности. Принцип экологичности предусматривает:

применение экологически безопасного материала, который обладает такими качествами, как легкость, гигиеничность, приятность на ощупь;

обеспечение санитарногигиенических условий;

возможность контроля воздушной среды, теплового режима, освещенности; посадку на участках дошкольного учреждения фитонцидных, пылеулавливающих и легко восстанавливающихся после поломки видов растений[6].

Взаимодействие детей с предметнодвигательной средой должно динамично развиваться: от готовности к взаимодействию (соотнесению содержания среды со своим двигательным опытом), до стремления видоизменять среду, создавать новую, удовлетворяющую потребность ребенка в движении. Педагог выполняет стимулирующую и корректирующую функции, содействует в познании воспитанниками способов выполнения движений и средств, необходимых для осуществления двигательной деятельности.Таким образом, ребенок, располагая разнообразными средствами физического саморазвития (атрибуты и пособия к играм, спортивные снаряды и физкультурноигровое оборудование), способен самостоятельно организовать свою двигательную деятельность, и,следовательно,вести здоровый образ жизни. С целью стимулированияпознавательной активности и формирования мотивации ЗОЖ в работе с дошкольниками следуетиспользоватьметоды проблемного обучения. Одним из таких методов является постановка ситуационных задач [4], максимально затрагивающих интересы дошкольника в становлении собственного здоровья с последующим выбором альтернативных решений, необходимых для ведения ЗОЖ. Метод представляет собой обыгрывание гипотетических ситуаций (физкультурной и здоровьесберегающей направленности), в ходе которых дети на основе приобретенных знаний и собственного опыта предлагают варианты решения ситуационных задач. Анализ и оценивание предложенных путей решения проводится не только педагогом, но и самими детьми. Еще одним способом формирования у дошкольников мотивации к овладению здоровьесберегающими знаниями является использование игровых форм обучения[6]. Такой подход является естественным для данного возраста, и педагог может опираться на возможности, определяемые ведущим видом деятельности, характерные для этого возрастного периода. Под формами обучения мы понимаем весь комплекс игр, в которые играют дети дошкольного возраста, а также проведение занятий в игровой форме. Игры насыщаются здоровьесберегающим содержанием и используются для усвоения информации, формирования умения. Это может быть, например, игра с мячом (по типу –«Съедобное –несъедобное») с называнием гигиенических средств и предметов по уходу за телом, или приход на занятие «доктора Айболита», который познакомит детей с техникой точечного массажа для профилактики острых респираторных заболеваний.С целью формирования мотивации ЗОЖ и стимулирования познавательной активности используется проблематизация. Суть метода проблематизации состоит в том, что дети для решения проблемной ситуации должны сформулировать проблему и самостоятельно найти пути выхода из нее [4]. Решения принимаются на основании имеющейся у ребенка информации, при этом нужно еще и умение принимать решения. Следовательно, необходимо обучить детей навыкам для принятия решения. Таким образом, использование педагогом методов развивающего обучения является важнейшим условием приобщения ребенка к ЗОЖ и к ценностям физической культуры.При здоровьесберегающем подходе к организации образовательного процесса дошкольников существенное значение должно уделяться психопрофилактике, способствующей комфортности психоэмоционального состояния и снижению личной тревожности. Такой подход предусматривает тенденции к развитию, росту, самореализации человека, сознательную способность руководить своими действиями и поступками, быть ответственным за них, иметь развитую систему ценностей, способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих [40].Для этого на занятиях по ЗОЖ и физической культуре детей обучают приемам аутогенной тренировки, являющейся активным методом саморегуляции непроизвольных функций организма, включающий в себя элементы психотерапии, психопрофилактики и психогигиены. В работе с дошкольниками используются различные приемы психосаморегуляции. К таким приемам, например, относится психогимнастика, которая ориентирована на телесную терапию (Чистякова М.И.) и получившая признание в работе с детьми [8]. Посредством психогимнастики достигается способность к объективной самооценке, происходит реставрация и укрепление адаптивности через двигательную экспрессию, мимику,пантомиму, танцы и специальные двигательные упражнения. С целью снятия психофизического напряжения применяется релаксация, в ходе которой создается полный психический покой и мышечное расслабление [8]. Здоровьесберегающийподход предполагает активное и рациональное использование окружающей природной среды (природных средств и факторов, климатогеографических условий):1)Создание экологической тропы здоровья на участках дошкольного учреждения. Устройство зимних садов в помещениях.2) Аромотонизацию помещений (улучшение газового состава воздуха с целью профилактики ОРЗ, ОРВИ и проведения релаксации, а также использование «снотворных подушечек»). 3) Организацию фитобара (травяной чай, витаминный коктейль, биостимуляторы, инголациилекарственными травами и т.д.).4) Проведение закаливающих и профилактических процедур в режиме дня (массаж и профилактика плоскостопия с использованием деревьев и их плодов, сауна, местное закаливание, ходьба босиком в летний период, плескательный бассейн и т. д.).5) Установление режима проветривания (сквозное, сон при открытых фрамугах).6) Совместное проведение экологических экскурсий с физкультурными мероприятиями.Таким образом, усиление экологического аспекта в здоровьесберегающейфизкультурнообразовательной деятельности, позволит организовать здоровую среду для воспитанников, которая, в свою очередь, сама является элементом воспитания и необходимым условием ЗОЖ подрастающего поколения.Выше сказанное позволяет сделать вывод, что усвоенная воспитанником здоровьесберегающая информация (полученная на познавательных занятиях и занятиях физической культуры), привлекаемая в процессе физкультурнооздоровительной деятельности, может стать тем условием, которое будет способствовать становлению ЗОЖ ребенка и формированию его двигательных способностей.Необходимо отметить, что родители воспитанников также должны располагать необходимым объемом знаний для приобщения своего ребенка к ведению ЗОЖ и укрепления здоровья через наиболее эффективные средства окружающей среды, сил природы, гигиенические факторы и физические упражнения. Следовательно, перед педагогами стоит задача повышения культуры здоровья членов семьи воспитанников.С этой целью можно использовать следующие формы работы:1)Консультации, «круглыестолы», родительские собрания (например, на темы: «Как заниматься с ребенком физкультурой дома»;«Средства профилактики и лечения психосоматических отклонений» (аромофитомузыкотерапия, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливающие процедуры, атмосфера в семье –как источник физического, психического и социального здоровья ребенка и др.).2) Совместные праздники, развлечения, «Дни открытых дверей», туристические походы (например, праздник «Здоровья», спортивное развлечение «Папа, мама, я –спортивная семья»).3) Привлечение родителей к выполнению совместно с детьми домашних заданий

(например, придумать подвижную игру;подобрать комплекс упражнений для утренней гимнастики;рассказать о формах и способах физкультурнооздоровительных мероприятий, используемых в семье;нарисовать эмблемы «Здоровья», «Физической культуры»;сочинить рассказ о стране «Спортландии» и т.д.).4) Встречи со специалистами, работающими в области физкультурнооздоровительной деятельности[3].Итак, на основе научных разработок в области педагогики, в том числе педагогике здоровья и концепций образования в сфере физической культуры,мы пришли к выводу, что эффективность приобщения дошкольника к ЗОЖ обусловлена здоровьесберегающим подходом к целостному образовательному процессу ДОУ. Данный подход предполагает осознанное овладение детьми знаниями и умениями в области здоровья, средствами физической культуры, содействующих развитию способностей в решении двигательных задач и ведению ЗОЖ.

Ссылки на источники1.Жолдак В.И. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск, 1996.2.Иванюшкин А.Я. «Здоровье»и «болезнь»в системе ценностных ориентаций человека // Вестн. АМН СССР, 1982. Т.45. № 4. с.2933.3.Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Вестник Проблемного совета по физической культуре Российской Академии Образования –1996, № 2.4.Махмутов М.И. Проблемное обучение. / Основные вопросы теории. М.: Педагогика. –1995. –с. 125.5.Мищук В.А., Мосткова Е.В. Основы здоровья. М., 1994. –с. 134.6.Усаков И.А. Социальнопедагогическая эффективность оздоровительной физической культуры в семье, детском саду и школе // Вестник Проблемного совета по физической культуре Российской Академии Образования –1999. № 12.7.Ушинский К.Д. Руководство для преподавания по «Родному слову». Избр. пед. сочинения. Учпедгиз, 1945. с. 371.8.Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.9.Шорин Г.А., МутовкинаТ.Г., Тарасова Т.А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях // Проблемы оптимизации учебновоспитательного процесса в ИФК: Материалы научнометодической конференции. Челябинск: ЧГИФК, 1994. с. 8587.