Проектная и исследовательская деятельность детей с ОВЗ как эффективный метод психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Изосимова Ю. С. Проектная и исследовательская деятельность детей с ОВЗ как эффективный метод психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4456–4460. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85892.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы. Автор обозначает технологию проектной и научно-исследовательской деятельности с учащимися как основной метод в работе школьного психолога в рамках социализации детей ОВЗ. На основе поведенного мониторинга участия в различных научных и творческих конкурсах педагогу-психологу предлагается выделить эффективный индивидуальный образовательный маршрут учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Изосимова Юлия Сергеевна,Педагогпсихолог, МБОУ гимназия №9, г. Невинномысскizosimova_89@bk.ru

Проектная и исследовательская деятельность детей с ОВЗ как эффективный метод психологопедагогического сопровождения инклюзивного процесса

Аннотация.Статья посвящена вопросу психологопедагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы. Автор обозначает технологию проектной и научноисследовательской деятельности с учащимися какосновной метод в работе школьного психолога в рамках социализации детей ОВЗ. На основе поведенного мониторинга участия в различных научных и творческих конкурсах педагогупсихологу предлагается выделить эффективный индивидуальный образовательный маршрут учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова:психологопедагогическое сопровождение, инклюзивное образование,эффективный метод,научноисследовательская деятельность, социализация, индивидуальный образовательный маршрут.

«Скажи мне –и я забуду, покажи мне –и я запомню, дай мне действовать самому,

и я научусь».Конфуций

В условиях модернизации образования традиционное обучение не всегда является эффективным. Обучающиеся не могут реализовать полученные знания в практической жизни. В век информационнокоммуникационных технологий одним из самых важных умений школьника становится умение найти информацию, переработать её и использовать в определённых целях. Для этого применяются различные педагогические технологии.Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современныхтехнологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.Действенным средством повышения учебной мотивации для детей с ОВЗ является творческое проектирование, а также научноисследовательская деятельность. Это позволяет развивать познавательный интерес, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой исследовательского проекта, развивать критическое мышление.В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используютсяследующие типы опытноисследовательской деятельности:Исследовательскотворческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какоголибо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.).Научноисследовательские работы: работа по определенной проблеме, которая интересна ребенку, четко обозначаются цели и задачи работы, высказывается гипотеза, и в дальнейшем подтверждается или опровергается.Ролевоигровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.Информационнопрактикоориентированные: дети собирают информацию о какомто объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры и т.п.Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома и т.п. (Проект "Коллаж эмоций").Метод проектов позволяет формировать личностные качества:1.Умение работать в коллективе, принимать решение, анализировать результаты деятельности.2.Меняется и роль воспитанников: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными слушателями;3.Увоспитанников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию;4.Использование в работе с детьми с ОВЗ проектного метода позволяет избежать эмоционального, физического, интеллектуального перенапряжения детей. Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.Проектная и исследовательская деятельность –эффективныйметод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Это особенно актуально в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся вовлекаются в активный познавательный и творческий процесс, учатся применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации. Научноисследовательская деятельность развивает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Задачи проектной деятельности в процессе обучения детей с ОВЗ заключаются в том, чтобы развивать у учащихся умение размышлять, анализировать, сравнивать, расширять их представление об окружающем мире через собственную опытноисследовательскую деятельность, развивать понимание взаимосвязей в природе, воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, видеть ее красоту, соблюдать правила поведения в ней.

Необходимосоздать для детей с ОВЗ, с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению исследовательских позиций. Востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая создаёт условия для формирования познавательной активности учащихся и тем самым способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка. Психологи утверждают, что ребёнок, в силу своей природной любознательности, познаёт окружающий мир только в процессе взаимодействия с ним.

Одним из эффективных способов является систематическое применение проблемноисследовательского метода в процессе обучения. Психологопедагогическим основание данного метода является моделирование в учебном процессе естественного процесса познания ребёнком окружающего мира. Для того, чтобы открытие состоялось, чтобы получение нового знания психологически переживалось как открытие, ребенку необходимо самостоятельно обозначить проблему исследования или проекта.Целью психологопедагогической деятельностив МБОУ гимназии №9 города Невинномысска являетсясоздание и реализация условий для формирования и развития исследовательских умений и навыков учащихся, способствующих развитию индивидуальности и их творческой самореализации.Педагогомпсихологом учащиеся с ОВЗ задействованы в научноисследовательскую и проектную деятельностьпо различным темам: развитие определенных психических процессов, формирование мотивации обучения, различные аспекты эмоциональноволевой сферы и другое.Таблица 1Анализитогов участия в различных творческих инаучных конкурсах детей с ОВЗ

Результат20132014 учебный год20142015 учебный годОчноеЗаочноеОчноеЗаочноеДиплом участия/лауреата

20% (1)233% (2)17% (1)Диплом I степени

20% (1)

17% (1)Диплом II степени

33% (2)Диплом III степени

60% (3)



Диаграмма 1Анализ итогов участия в различных творческих инаучных конкурсах детей с ОВЗ



В результате опытноисследовательской работы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается положительное влияние эксперимента на эмоциональную сферу учащегося, развитие его творческих способностей, формирование трудовых навыков и, также, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня познавательной активности ребенка.Таким образом, основнымресурсом в организации и внедрении инклюзивного образования для детей с различными ОВЗ является психологопедагогическое сопровождение процесса обучения. Оно рассматривается в контексте расширения возможностей самореализации и самоопределения ребенка с ОВЗ, адаптации его в Очное Заочное Очное Заочное 20132014 учебный год20142015 учебный год20%17%33%60%20%33%17%Диплом участия/лауреатаДиплом III степениДиплом II степениДиплом I степениколлективе сверстников и обществе в целом, как инструмент формирования самооценки школьника, его адаптации, а также психокоррекции стресса родителей ученика сограниченными возможностями здоровья. Вовлечение ребенка в работу творческой группы или индивидуальную креативноисследовательскую работу, проектную деятельность позволяет также установить дополнительный коммуникативный контакт и определить дополнительные образовательные и личностные ресурсы ребенка. И, следовательно, лучше подготовить его к самостоятельной жизни в обществе, поиску и установлению положительных продуктивных социальныхсвязей, состояться как полноценный, независимый и успешный член общества.

Ссылки на источники1.Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Н.М. Назаровой. Т. 3: Педагогические системы специального образования. М.: Изд. Центр «Академия», 2008.–[Дата обращения:13.03.2015].2.Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография / Мн.: НИО, 2003.–[Дата обращения: 07.04.2015].