Один из методов преодоления негативного воздействия виртуальной действительности на изменение некоторых ценностей молодежи России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Накарякова В. И. Один из методов преодоления негативного воздействия виртуальной действительности на изменение некоторых ценностей молодежи России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4466–4470. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85894.htm.
Аннотация. В работе представлен один из методов психологического развития личности на основе формирования творческого инновационного мышления. Исследование показало, что творчество как ценность снизило уровень привлекательности молодежи на четыре пункта, что вызывает беспокойство. Преодоление негативных последствий воздействия виртуальной жизни молодого поколения на некоторые необходимые в современной деятельности ценности представлено в статье.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Накарякова Вера Ильинична,старший преподаватель,Российский государственный профессиональнопедагогический университетvera.nakaryakova@yandex.ru

Один из методов преодоления негативного воздействия виртуальной действительности на изменение некоторых ценностей молодежи России

Аннотация.В работе представлен один из методов психологического развития личности на основе формирования творческого инновационного мышления.Исследование показало, что творчество, как ценность снизила уровень привлекательности молодежи на четыре пункта, что вызывает беспокойство. Преодоление негативных последствийвоздействия виртуальной жизни молодого поколения на некоторые необходимые в современной деятельности ценностипредставлено в статье.Ключевые слова:метод психического развития личности, формирование творческого мышления, виртуальная действительность.

Постановка проблемы. Вопросы психического развития личности были и остаются актуальными в наше время, особенно направленные на создание современного инновационномыслящегочеловека.

Методика. Методическую основу исследования составили принципы исторического научного анализа, предложение авторского метода психического развития личности.

Обсуждение. НачинаясначалаХХвека

изучениевопросов, касающихся личности представлены в работах Пьера Жане в аспектах: инволюционном и эволюционном [5].Первыйпреобладалв ранних работах в связи с проблемами бессознательного. В другом ‬ученый делает акцент на генетическом анализе становления личности, понимая развитие личности как ©работуª, направленную на конструирование целостности и дифференцированностиª, усиливаяважность взаимодействия с людьми. Сегодня интерес к личности вышел в психологии на первое место, что оправданно, так как в существующих социально‬экономических отношениях личностьили©человеческийкапиталªобщепризнанноявляетсяключевымресурсом,выполняющимглавенствующуюроль в развитии цивилизационных процессов.

Ведущие ученыепсихологи в лице Г.А. Берулава [1] считают, что произошла замена объективной реальности виртуальной и становится для многих образом жизни. Это дает основание констатировать существенные изменения в эволюции психологического развития личности. Современное развитие личности требует неформального мышления, основными чертами которого являются производство собственных знаний, открытие в себе новых возможностей, самореализация потенциала, находить связи между, казалось, ни чем не связанными вещами, признание обучаемого как ©интерпретирующегоª. Важным представляется разработка инновационных технологий обучения и воспитания, учитывающая реалии современного общества и стремление молодежи к собственной значимости и самооценке как психологический фактор роста творческого потенциала. Формирование различных структур сознания личности, в том числе ценностной, в значительной степени детерминировано социально‬экономическими условиями, в которых осуществляется его жизнедеятельность [1, с.30]. В трансформирующемся обществе люди меняют свои приоритеты в ценностных ориентациях, адаптируясь к новой социальной среде: перестраиваются жизненные планы, взаимоотношения с окружающей действительностью, что и приводит к переоценке человеком системы своих ценностей. Как пишет Е.В. Шорохова, ©… задача социальной психологии в исследовании личности заключается в анализе того, … как действуют условия, формирующие ее социальное существо, порождающие такие общие психологические особенности, которые становятся … психическими явлениями, господствующими в данном обществе, в данное время, при данных обстоятельствах …ª [2, с.6566].К указанным социальноэкономическим условиям становления ценностных ориентиров современного молодого поколения добавляется новая реальность ‬виртуальная и, как отмечено ведущим ученым‬психологом, Г.А. Берулавой [3, с.910], которая, и вовсе считает, что произошла замена объективной реальности виртуальной. Это дает основание утверждатьо важных измененияхв эволюции психологического развития личности. Развитие личности в современности предполагает неформальное, творческое мышление, главенствующимиособенностями которого являются производство знаний, открытие в себе новых возможностей, самореализация, находить связи между, казалось, ни чем не связанными вещами, наличие такой ценности, как уверенность в себе. Установлено, что современная система высшего образования продолжает делать акцент на вербально‬логические технологии представления учебной информации, однако мышление молодых людей существенно изменилось. Сейчас оно в большей степени образно‬эмоциональное, ©клиповоеª. Данное обстоятельство обусловлено тем, что, по мнению некоторых психологов, произошло существенное изменение рейтинга основных источников развития личности, ценностных ориентиров. В частности, в информационном обществе значительно изменилось соотношение влияния семьи, организованного обучения и средств масс‬медиа, Интернета, электронных носителей информации на формирование личностных качеств и мышления. При этом роль электронных информационно‬коммуникационных технологий становится для развития молодежи приоритетной. Проблемы современной цивилизации заставляют молодых людей, ведущих активную жизнь в Интернете, на подсознательном уровне усматривать в нем защиту от тех проблем, с которыми им приходится сталкиваться в реальном мире. Анализ жизнедеятельности индивида дает основание говорить о ранее неизвестных процессах, оказывающих воздействие на восприятие людей и их психологическое функционирование. Экспериментально установленоспециалистами, что для тех, кто ощущает себя дискомфортно в реальном мире, то есть не смог адаптироваться к его экономическим, политическим и социокультурным требованиям или в силу своей уникальности не захотел следовать им, виртуальная реальность открывает возможности для обретения смысла, а также реализации своих идеалов и ценностей, способностей, дарований. Увеличение числа пользователей, погружающихся в виртуальный мир, свидетельствует об активизации ранее подавленного, неиспользованного личностного потенциала.Общение с себе подобными в виртуальном мире помогает снять излишнее напряжение и разрешить часть проблемобыденнойжизни. Подмена реальностина виртуальнуюстановится для многих, прежде всего молодых людей, образом жизни с новыми ценностями. Это дает основание констатировать сдвиги в эволюции человека.Представленное исследование посвящено изучению динамики ценностных ориентаций российской молодежи в условиях радикальных социально‬экономических трансформаций ‬в 1994 г. и в ситуации санкций международного сообщества ‬в 2015 г., а также появления виртуальной реальности, проведенном в г. Екатеринбурге в марте ‬апреле 2015 г. в сравнении с данными, представленными Н.А. Журавлевой [1, с.33]. В работе были поставлены следующие задачи:1.Произвести сбор информации методом опроса с использованием адаптированный вариант методик М. Рокича ©Ценностные ориентацииª.2.Опросить студенческую молодежь в возрасте 1924 лет в количестве 215 человек.3. Осуществить сравнительный анализ структуры ценностных ориентаций личности в 2015 г. в сравнении данными, полученными в 1994 г.4. Сформировать выводы, полученных результатов исследования.5. Продемонстрировать положительную практику образовательного учреждения по повышению творческого потенциала обучающихся.Динамика изменений ценностных ориентаций молодых людей России за более, чем двадцатилетний период (1994 и 2015 гг.) представлена в таблице.Таблица1Ранговая структура ценностных ориентаций личности молодежи

в разные исследовательские периоды

Основные ценностиИсследовательские периоды, годыИзменение рейтинга ценности, в пунктах:©+ª ‬повышение;©‬ª ‬снижение1994 [1, с.33]2015Здоровье12©‬ª 1 пунктСемья21©+ª1 пунктЛюбовь32©+ª1 пунктРабота87©+ª1 пунктМатериальная обеспеченность45©‬ª 1 пунктДрузья54©+ª1 пунктСвобода66без измененийУверенность в себе73©+ª 4 пунктаМудрость99без измененийАктивная жизнь1111без измененийТворчество1012©‬ª 2 пунктаПознание128©+ª 4 пунктаБогатство1313без измененийСчастье других1416©‬ª 2 пунктаКрасота1510©+ª 5 пунктовРазвлечения1814©+ª 4 пунктаСобственность1715©+ª 2 пунктаБессмертие1617©‬ª 1 пункт

Результаты и их обсуждение. Данные исследования показали, что ценностное сознание личности молодого поколения России в период радикальных социально‬экономических трансформаций общества, усложненных появлением виртуальной реальностью характеризуется значительными изменениями. За прошедшие два десятилетия (1994 и 2015 гг.) в ценностных приоритетах россиян повысился уровень традиционных ценностей: семья, любовь, работа, друзья. И, как бы нам не хотели навязать некоторые либералы и ученые о снижении значимости ценности семьи в представлениях молодых россиян, наша работа говорит об обратном.Без изменений остались следующие ценности: свобода, активная жизнь, богатство, мудрость. Более всего в сознании молодежи повысилось значение такой ценности, как красота (на 5 пунктов). Более глубокое изучение понятия данной ценности, определило следующее: на вопрос ©Что Вы понимаете под ценностью ©красотаª?ª. Большинство респондентов ответило, что ©красотаª это здоровый образ жизни, отказ от курения и употребления крепких алкогольных напитков, сохранение хорошей физической формы, максимально возможное пребывание на природе, соблюдение рационального питанияª. Данный факт подтверждается отношением молодежи к ценности ©здоровьеª (снижение на один пункт), так как, повидимому, здоровый образ жизни повысил общий уровень здоровья, которое их не беспокоит и, соответственно, несколько снизился взгляд к здоровью как ценности. Ценности познания, уверенность в себе и развлечения повысили свой уровень спустя два десятилетия на 4 пункта. Познания и уверенность в себе хорошо коррелируют между собой. Что же касается ©развлеченийª, то полученные данные второй части исследования, в которой рассматривался вопрос о целях посещения сетей и количество часов, ежедневно проводимых в ней. Данные следующие: 8 часов тратится на развлечения и общение и 3,84 часа на образование и поиск информации разного рода. Таким образом, нахождение в сети российской молодежи свыше 11 часов ежедневно представляется чрезмерным и вызывает беспокойство. Вызывает тревогу понижение ценности ©творчествоª, снизившая уровень значимости по сравнению с 1994 на два пункта.

Важным в ситуации появления виртуальной действительности в нашей жизни представляется разработка инновационных технологий обучения и воспитания, учитывающая реалии современного общества и стремление молодежи к собственной значимости и самооценке как психологических факторов, способствующих росту творческого потенциала. Представим опыт РГППУ по формированию творческого мышления у студентов на протяжении более четырех лет [3]. Технология основывается на деятельностной основе с использованием методов модерации. Опыт позволяет говорить об эффективности применения технологии в развитии личности. Студент перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Врезультатеиспользования данной образовательной технологии были созданы проекты, в том числе состав хлебобулочных изделий с новым составом (внедрен в Тюмени), состав завтрака, которые позволяют улучшить качество питания всех слоев населении[4]. На один из проектов подана заявка на изобретение. Даная образовательная технология была представлена на два международных конкурса, где заняла вторые места; в конкурсе ОГИЗ г. Омск ©Профессиональные технологии: традиции, технологии, творчествоª, заняла 1 место. В 2014 г. деятельность автора была отмечена медалью Альфреда Нобеля РАЕ за развитие изобретательства.

Выводы.

Однако, несмотря на турбулентные явления в социально‬экономической действительности российского общества и уход молодежи в виртуальную реальность, традиционные ценности, свойственные народу России, не только не утеряны, но и имеют динамику на увеличение их значимости. Погружение молодого поколения в сети, скорее всего, имеет временный и возрастной характер.

Применение представленного метода, повышающего ценность ©творчествоª, чтопозволят получить навыки инновационной деятельности, а также приобщиться к современной образовательной концепции, как информальное пожизненное индивидуальное образование.

Ссылки на источники1. Журавлева Н.А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал, 2012, № 1. С.3039.2.Шорохова Е.В. Социальнопсихологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии3.Берулава Г.А. Новые технологии ‬будущее образования // Профессиональное образование, 2012, № 2. С. 910.4.URL: http://conseducenter.ru/index.php/materialy2/360nakaryakova.5. Janet P. L‱evolution psychologique de la personnalite. ‬Paris: Chahine, 1929. ‬581 p.