Психологические особенности личности деструктивного лидера-подростка
Выпуск:
ART 85900
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Логвинова
М.
И.,
Логвинова
Т.
И.,
Дроздов
С.
В. Психологические особенности личности деструктивного лидера-подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4496–4500. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85900.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты молодежного лидерства и анализируются результаты эмпирического исследования личностной и ситуативной тревожности, волевых качеств, самооценки, самоэффективности деструктивных лидеров-подростков.
Текст статьи
Логвинова Маргарита Игоревна,студентка 4 курса ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г.Курскlandaurita@mail.ru
Логвинова Татьяна Игоревна,студентка 4 курса ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г.Курскewredika67@yandex.ru
Дроздов Сергей Владимирович,кандидат психологических наук,доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскserega.drozdov2012@yandex.ru
Психологические особенности личности деструктивного лидераподростка
Аннотация.В статье рассматриваются как теоретикометодологические аспекты молодежного лидерства, так и анализируются результаты эмпирического исследования личностной и ситуативной тревожности, волевых качеств,самооценки, самоэффективности деструктивныхлидеров–подростков.Ключевые слова:подросток, лидерство, личность деструктивного лидера
Подростковый возраст –сложный этап в становлении личности индивида. Именно на этом этапе зачастую определяется, как в дальнейшем сложится судьба ребенка: будет ли он успешным, социально адаптированным человеком или пополнит число членов криминальных структур.Подростковый возраст, в первую очередь, связан с перестройкой организма ребенка –половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития идут не параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый период раньше, другие –позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11 лет, и в 13 лет[1].
Морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на этот период, делают организм более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, а также вызывают нередкие в этом возрасте повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин. Именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. Быстрыми темпами происходит расширение сферы социальных отношений дающих подростку новый социальный опыт, причем не всегда позитивный, овладеть которым оченьсложно[1]. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Самая главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом. Определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в любовные отношения –лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой –они охвачены страстью к одиночеству [1].Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить какието стороны своей жизни от вмешательства взрослых. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостнуюсистему –«Я концепцию». У части детей «Яконцепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае –это важнейшийэтап в развитии самосознания [1].Данные проблемы подросткового возраста приобретают особую актуальность при работе с подростками лидерами. Проблема лидерства интересует многих ученых педагогов и психологов. А.С. Чернышёв даёт следующее определение лидерства –это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи [2].Лидер же это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе [3].Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.В подростковом сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:1.
своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;2.
учением как преобладающим видом деятельности школьника;3.
ситуацией лидерства (формальное/неформальное; временное/постоянное, одно/разновозрастная группа);4.
заданностью отношений с педагогами [4]. Многие проблемы группового лидерства остаются попрежнему открытыми и для подростковых и юношеских коллективов. Хотя они играют большую роль: ведь то влияние, которому подвергается ребенок в этих группах, во многом определяет формирование его личности, жизненных позиций. Перенесение фактора социализации из семьи в подростковую среду приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников(товарищей по команде и т.д.).В подростковом возрасте при формировании группировок очень явно проявляется власть девочек. Это естественно, ведь, мальчики по своему развитию в этом возрасте несколько отстают от девочек —года на два. Поэтому мальчики, немного запаздывая во взрослении, вначале невольно подчиняются лидерству девочек. Внешне это незаметно, но, анализируя поведение подростков, можно обнаружить, какая из девочек какой группой мальчиков руководит и как она это делает. Как правило, это оказываются те самые девочки, которые были лидерами всегда: в детском саду, в начальной школе, во дворе [5].Лидерство в подростковом возрасте имеет свои особенности, но все же поддается осмыслению в рамках наиболее популярных теорий: теории черт, системной теории. Очень популярным при анализе проблем лидерства в подростковой группе является структурный анализ.
В силу того, что лидер стоит на вершине статусноролевой иерархии в подростковой группе, у него есть наибольшие возможности для влияния на других членов группы. Лидер определяет, насколько успешной будет групповая деятельность, насколько полно будут удовлетворяться в группе возрастные потребности, какой образец для подражания он предложит остальным членам группы. Лидеры определяют нормы и ценности коллектива –от него зависит будет ли группа просоциальной или будет развивать антиобщественную деятельность [4].Поэтому при формировании лидерских позиций у подростков очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.В ходе личностного продвижения в позицию лидера необходимо поэтапное прохождение фаз:
личностное определение (позиционное и деятельностное);
проблематизация в позиции лидера (какую проблему будет решать лидер);
построение программы личностного продвижения;
овладение элементами деятельности и личной рефлексии.Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение
двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, сдругой –личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении –
появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства [5].Для успешной коррекции психологического климата в коллективе, развития лидерских качеств, необходимо осознать противоречие, вызванное формальными и неформальными структурами одного и того же класса, объединения, клуба. Противоречие между лидерством и руководством в школьной среде более острое ввиду возрастного разрыва меду лидером и классным руководителем.
Лидер определяет, какой будет «тон» коллектива, его атмосфера, установятся ли в нем дружеские отношения, норма взаимопомощи или отношения будут грубыми, жестко иерархиризированными. Чем более развита группа, тем более интересная, культурная, с широким кругом интересов личность ее лидера [4].Подростковые лидеры нашего времени в среднесрочной перспективе являются потенциальными руководителями и политически активной частью населения нашего региона и страны в целом. Следовательно, диагностика личностных особенностей и базирующийся на ней прогноз социальнопсихологических особенностей лидерства в молодежной среде актуален теоретически и практически. Немаловажен тот факт, что в подростковом возрасте многие школьники начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Подростки, готовые к социальнополитической рефлексии, становятся практическими лидерами, они выступают как образец для инфантильных сверстников и положительно влияют на их ориентацию и продвижение в процессе учебы [4].Традиционно в молодежном лидерстве изучаются положительные(позитивные)лидеры, лидеры–организаторы. При этом очень часто акцент ставится именно на их личностных качествах. Интересными в этом плане нам представляются современные исследования психологии молодежного лидерства, выполненные курскими психологами А.С. Чернышевым [2], С.В. Сарычевым [6], С.Г. Елизаровым [7], И.Н. Логвиновым [8–16]и др. И.Н. Логвинов, например,выявил гендерные особенностиличности молодежных лидеров подросткового и юношеского возраста, при этом учитывалось влияние на исследуемый феномен таких факторов, как социальная ситуация функционирования лидерства и наличие опыта социальногообучения в специализированных молодежных центрах («социальных оазисах»).[7–16].Однако, если в существующей системе отношений подростку не удалось занять соответствующего его возможностям и потребностям положения, в этом случае он может выступать в качестве деструктивного лидера.Современная психология изучает ряд аспектов деструктивного лидерства, прежде всего, лидерство в асоциальных группах, которое часто обозначается как девиантное лидерство. Необходимо отметить, что в Курской социальнопсихологической школе проблеме деструктивного лидерства уделяется серьёзное внимание. Развивая идеи Л.И. Уманского, его ученик,А.С. Чернышёв,на основе результатов, полученных при изучении проблемы организованности, предложил выделять лидероворганизаторов и лидеров –дезорганизаторов, т. е. выделил два вида лидерства: просоциальное (социальное) и асоциальное (антиобщественное). Исследованием асоциального лидерства в рамках параметрической концепции занимался И.С. Полонский. Он уделял особое внимание проблеме нравственной составляющей деятельности неофициальных групп подростков и юношей, где также рассматривал влияние лидеровдезорганизаторов на группу [17].Нужно отметить, что в данный момент не существует единого понимания феномена деструктивного лидерства, нет чёткой классификации его разновидностей. Исследователи поразному называют данную разновидность лидерства: отрицательное, негативное, деструктивное. Д.В.Беспалов определяет деструктивное лидерство как ведущее влияние одного индивида на группу в направлении разрушения существующей системы деловых и (или) межличностных отношений, приводящее к снижению эффективности совместной деятельности группы [17].Деструктивное лидерство среди подростков было в значительной мере изучено С.В. Шепелевой. Она подробно рассмотрела детерминанты отрицательнодеструктивного лидерства в подростководевиантных группах и назвала несколько основных причин появления данного феномена: семейное воспитание, акцентуация характера и снижение ответственности учебных заведений за процесс обучения.В связи с тем, что проблема деструктивного поведения в подростковом возрасте представляет значительный интерес и не в достаточной мере изучена, поэтому целью нашего исследования является изучение психологических особенностейсовременных деструктивных лидеровподросткового возраста.В качестве объекта исследования выступили личностные характеристики молодежных деструктивных лидеров.Предметом исследованиясталипсихологические особенности личности деструктивноголидераподростка.В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами был разработан методический блок, включивший в себя методику для выявления молодежных лидеров –«Картасхема психологопедагогической характеристики группышкольников»(автор А.С. Чернышев), методику Ч.Д. Спилбергера (для изучения тревожности), методику по изучению общей самооценки Г.Н. Казанцевой, шкала самоэффективности Р. Шварцера М. Ерусалема (в адаптации В.Г. Ромека), методикуС. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьевой, Е.И. Рассказовой), которая дала возможность определить уровень развития жизнестойкости деструктивных лидеров, волевые качества лидеров исследовались нами с помощью опросника ВСК.Базой исследования выступили классные коллективы 78 классов школ города КурскаКурской области. В целом, базу исследования составили24 класса, в которых было выявлено 37 деструктивных лидера.Анализировать полученные в ходе исследования эмпирические данные начнем с такого свойства личности деструктивного лидера, как ситуативная тревожность. Как следует из эмпирических данных, среди деструктивных лидеров подросткового возраста только 6% составляют лица, которые имеют низкий уровень развития исследуемого референта. Вместе с этим, средний уровень развития ситуативной тревожности характерен для каждого третьего из испытуемых (32%) . Отметим тот факт, что около двух третей деструктивных лидеров подростков (62%) характеризуются высоким уровнем развития анализируемого качества.Это свидетельствует о том, что процесс обучения в школе сильно травмирует деструктивных лидеров подросткового возраста.Следовательно, для большинства деструктивных лидеров данной возрастной категории (62%) характерен высокий уровень развития ситуативной тревожности.Проанализируем теперь результаты изучения уровня развития личностной тревожности у деструктивных лидеров подросткового возраста.Из эмпирических данных следует, что среди деструктивных подростковых лидеров только 8% составляют лица, которые имеют низкий уровень развития исследуемого референта. Вместе с этим, средний уровень развития личностной тревожности характерен для 28% респондентов. Но, все же большинство деструктивных лидеров подростков (64%) характеризуется высоким уровнем развития анализируемого качества. Следовательно, для большинства лидеров –подростков данной категории характерен высокий уровень развития личностной тревожности (64%).Таким образом, эмпирические данные, полученные в ходе исследования уровней развития ситуативной тревожности (связанной с процессом обучения в школе), а также личностной тревожности деструктивных лидеров подросткового возраста позволяют сделать следующие ниже выводы:•для большинства (62%) деструктивных лидеров подросткового возраста характерен высокий уровень развития ситуативной тревожности;•для большинства (64%) высокостатусных респондентов подросткового возраста характерен высокий уровень развития личностной тревожности. Рассмотрим теперь данные, полученные при изучении общей самооценки деструктивных лидеров подросткового возраста.Согласно результатам исследования, для абсолютного большинства опрошенных лидеров (75%) характерна завышенная самооценка. У 16% деструктивных лидеров подросткового возраста наблюдается адекватная самооценка. Только почти каждый десятый респондент (9%), принявший участие в исследовании обладает заниженной самооценкой.Таким образом, на основе проведенного эмпирического исследования, нами было установлено, что у деструктивных лидеров подросткового возраста доминирует завышенная самооценка (75%).Теперь проанализируем данные, полученные при исследовании самоэффективности деструктивных лидеров подросткового возраста. Из эмпирических данных исследования следует, что большая часть представителей данной группы лидеров (64%) имеет высокую самоэффективность, что свидетельствует о том, что лидеры склонны положительно оценивать результаты своей деятельности и характеризуются верой в свои способности. Каждый четвертый опрошенный (25%) обладает средним уровнем развития этого параметра. 11% деструктивных лидеров подросткового возраста имеют низкий уровень развития самоэффективности. Следовательно, для большинства деструктивных лидеров подросткового возраста характерна высокая самоэффективность (64%).Изучение жизнестойкости деструктивных лидеровподростков позволило получить нам эмпирические данные по таким параметрам референта, как вовлеченность, контроль и принятие риска. Проанализируем каждый параметр в отдельности.Итак, абсолютное большинство опрошенных лидеров (47%) обладает средним уровнем развития такого показателя как вовлеченность, которая рассматривается как получение удовольствия от собственной деятельности. 37% деструктивных лидеров подросткового возраста характеризуется низким уровнем данного параметра. Почти каждый пятый (16%) из деструктивных лидеровподростков имеет высокие показатели вовлеченности. Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что для большинства деструктивных лидеров подросткового возраста (47%) характерна убежденность, что их действия дают возможность им максимально реализовать свои возможности.Следующим анализируемым показателемстал контроль. Под ним понимается убежденность в том, что человек в силах повлиять на результат происходящего. Более половины респондентов (56%) анализируемой группы обладает средним уровнем развития контроля. Высокий и низкий уровень развития анализируемого параметра в равной мере представлены среди деструктивных лидеров подростков (по 22% удельного веса соответственно). Это даёт возможность утверждать, что среди деструктивных лидеров лишь небольшая часть испытывает чувство беспомощности, что соответствует низкому уровню развития контроля (22%).Еще одним изученным показателем стало принятие риска, который рассматривается как убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию. Почти каждый второй опрошенный (52%) характеризуется средним уровнем принятия риска. Каждый десятый (10%) деструктивный лидер подросткового возраста имеет низкий уровень принятия риска и 38% респондентов данной группы обладают высоким уровнем развития анализируемого показателя. Таким образом, большинство деструктивных лидеровподростков (52%) имеет средний уровень развития данного показателя и готов действовать в отсутствии надежных гарантий успеха.На основе таких изученных нами параметров, как вовлеченность, контроль и принятие риска, нами былопределен уровень жизнестойкости деструктивных лидеров подросткового возраста. Большая часть респондентов (62%) характеризуется средним уровнем развития жизнестойкости, т.е. готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей,его уязвимости по отношению к переживанию стресса и депрессивности. Почти каждый четвертый опрошенный (23%) имеет высокий уровень жизнестойкости. Только 15% деструктивных лидеровподростков облают низким уровнем жизнестойкости.Сопоставив результаты, полученные при изучении самооценки, самоэффективности и жизнестойкости деструктивных лидеров в подростковой среде, мы пришли к следующим выводам:
для абсолютного большинства лидеров данной категории характерна завышенная самооценка (75%) и высокая самоэффективность (64%);
меньшинство деструктивных лидеров обладают заниженной самооценкой (9%) и низкой самоэффективностью (11%).
для большинства деструктивных лидеровподростков характерен средний уровень развития вовлеченности, средний уровень развития контроля, средний уровень принятия риска и соответственно средние показатели жизнестойкости.Теперь перейдем к рассмотрению результатов исследования волевой сферы деструктивных лидеров подросткового возраста. Анализ результатов изучения уровня развития волевых качеств молодежных лидеров подросткового возраста начнем с референта настойчивость. Результаты изучения уровня выраженности настойчивости показали, что среди респондентов только 6% имеют низкий уровень развития исследуемого показателя. Средний уровеньразвития настойчивости деструктивных лидеров характерен для абсолютного большинства опрошенных (их удельный вес составляет 86%). Кроме того, каждый шестнадцатый подросток (8%) характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.Таким образом, для абсолютного большинства деструктивных лидеров (86%) подросткового возраста характерен средний уровень развития настойчивости.Результаты изучения уровня развития самообладания у деструктивных лидеров показали, что среди респондентов нет лиц, которые бы имели низкий уровень развития исследуемого показателя. Вместе с этим средний уровень развития самообладания характерен для трех четвертей опрошенных (их удельный вес составляет 75%). Кроме того, каждый четвертый подросток (25%) характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.Следовательно, для большинства деструктивных лидеров (75%) подросткового возраста характерен преимущественно средний уровень развития самообладания.Эмпирические данные, которые были получены при изучении уровня развития общего индекса ВСК показали, что среди респондентов только 3,7% имеют низкий уровень развития исследуемого показателя. Средний уровень развития анализируемого референта зафиксирован у абсолютного большинства опрошенных деструктивных лидеров (их удельный вес составляет 93,6%). Кроме того, 3,7% подростков характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.Таким образом, для абсолютного большинства деструктивных лидеров (93,6%) подросткового возраста характерен преимущественно средний уровень развития общего индекса ВСК.Обобщая полученные в ходе эмпирического исследования, данные можно констатировать, что современные деструктивные лидеры характеризуются средними уровнями развития настойчивости (86%), самообладания (75%) и общего индекса ВСК (93,6%).Подводя итоги,эмпирического исследования психологических особенностей личности современного деструктивного лидера подросткового возраста, можно констатировать следующее: для него характерен высокий уровень развития личностной и ситуативной тревожности, он обладает завышенной самооценкой, высокой самоэффективностью, а также средним уровнем развития вовлеченности, средним уровнем развития самоконтроля, ему свойственен средний уровень развития принятия риска и соответственно средние показатели жизнестойкости, а также деструктивный лидер –подросток имеет средний уровень развития настойчивости, самообладания и общего индекса ВСК.
Ссылки на источники1.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Психология развития и возрастная психология: Полныйжизненный цикл развития человека: Учебное пособие. Академический проект, 2013.2.Чернышёв А.С. Социальноодарённые дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А.С. Чернышёв, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, В.И. Скурятин 2 –е изд., испр. и доп. –Воронеж: Кварта, 2007.3.Шибутани Т. Социальная психология. М.: Феникс, 2002. 4.Лидерство в подростковом возрасте. –URL: http://www.childlab.ru/liderstvovpodrostkovomvozraste/. –
(Дата обращения 19.04.2015).5.Лидерство в подростковом коллективе. –URL: http://lider21vek.narod.ru/CCY/6.htm.–(Дата обращения 02.05.2015).6.Сарычев С.В. Социальнопсихологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: Дис. … дра психол. наук. –Курск, 2009. –259 с.7.Логвинов И.Н., Елизаров С.Г. Гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. –2013. –Т. 90. –№90 (10). –URL: http://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/18.pdf. –
(Дата обращения: 14.04.2015).8.Логвинов И.Н. Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. –№1 (25). –URL: http://scientificnotes.ru/pdf/029037.pdf. –(Дата обращения: 07.03.2015).9.Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. –№4 (20). –URL: http://scientificnotes.ru/pdf/022033.pdf. (Дата обращения: 07.03.2015). 10.Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. –2012. – №2 (22). –URL: http://scientificnotes.ru/pdf/024037.pdf.–(Дата обращения: 07.03.2015).11.Логвинов И.Н. Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. –2012. –№28. –С. 12741279.12.Логвинов И.Н. Личностная тревожность и личностная познавательная активность молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия ЮгоЗападного государственного университета. –2013. –№ 6 (51). –Ч.1. С. 92 –100.13.Логвинов И.Н. Социальнопсихологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. –2011. –№ 24. –С. 966971.14.Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Влияние пола на структуру ценностных ориентаций лидеров молодежных групп подросткового возраста // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.–2012. –№ 28. –С. 12801286.15.Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности социальной установки молодежных лидеров студенческого возраста на поведение в конфликте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. –2013. –№ 1. –С. 7578.16.Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Половая принадлежность как фактор развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп из радиоактивно загрязненных и «чистых» районов курской области // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. –2011. –№ 4. –С. 972978.17.Беспалов Д.В. Теоретический анализ деструктивного лидерства в молодёжных группах // Человек познающий. Человек переживающий. Человек действующий: сборник научных статей / отв. ред. С.И. Галяутдинова, И.Н. Нурлыгаянов. –Уфа: РИЦ БашГу, 2012.
Логвинова Татьяна Игоревна,студентка 4 курса ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г.Курскewredika67@yandex.ru
Дроздов Сергей Владимирович,кандидат психологических наук,доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскserega.drozdov2012@yandex.ru
Психологические особенности личности деструктивного лидераподростка
Аннотация.В статье рассматриваются как теоретикометодологические аспекты молодежного лидерства, так и анализируются результаты эмпирического исследования личностной и ситуативной тревожности, волевых качеств,самооценки, самоэффективности деструктивныхлидеров–подростков.Ключевые слова:подросток, лидерство, личность деструктивного лидера
Подростковый возраст –сложный этап в становлении личности индивида. Именно на этом этапе зачастую определяется, как в дальнейшем сложится судьба ребенка: будет ли он успешным, социально адаптированным человеком или пополнит число членов криминальных структур.Подростковый возраст, в первую очередь, связан с перестройкой организма ребенка –половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития идут не параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый период раньше, другие –позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11 лет, и в 13 лет[1].
Морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на этот период, делают организм более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, а также вызывают нередкие в этом возрасте повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин. Именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. Быстрыми темпами происходит расширение сферы социальных отношений дающих подростку новый социальный опыт, причем не всегда позитивный, овладеть которым оченьсложно[1]. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Самая главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом. Определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в любовные отношения –лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой –они охвачены страстью к одиночеству [1].Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить какието стороны своей жизни от вмешательства взрослых. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостнуюсистему –«Я концепцию». У части детей «Яконцепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае –это важнейшийэтап в развитии самосознания [1].Данные проблемы подросткового возраста приобретают особую актуальность при работе с подростками лидерами. Проблема лидерства интересует многих ученых педагогов и психологов. А.С. Чернышёв даёт следующее определение лидерства –это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи [2].Лидер же это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе [3].Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.В подростковом сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:1.
своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;2.
учением как преобладающим видом деятельности школьника;3.
ситуацией лидерства (формальное/неформальное; временное/постоянное, одно/разновозрастная группа);4.
заданностью отношений с педагогами [4]. Многие проблемы группового лидерства остаются попрежнему открытыми и для подростковых и юношеских коллективов. Хотя они играют большую роль: ведь то влияние, которому подвергается ребенок в этих группах, во многом определяет формирование его личности, жизненных позиций. Перенесение фактора социализации из семьи в подростковую среду приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников(товарищей по команде и т.д.).В подростковом возрасте при формировании группировок очень явно проявляется власть девочек. Это естественно, ведь, мальчики по своему развитию в этом возрасте несколько отстают от девочек —года на два. Поэтому мальчики, немного запаздывая во взрослении, вначале невольно подчиняются лидерству девочек. Внешне это незаметно, но, анализируя поведение подростков, можно обнаружить, какая из девочек какой группой мальчиков руководит и как она это делает. Как правило, это оказываются те самые девочки, которые были лидерами всегда: в детском саду, в начальной школе, во дворе [5].Лидерство в подростковом возрасте имеет свои особенности, но все же поддается осмыслению в рамках наиболее популярных теорий: теории черт, системной теории. Очень популярным при анализе проблем лидерства в подростковой группе является структурный анализ.
В силу того, что лидер стоит на вершине статусноролевой иерархии в подростковой группе, у него есть наибольшие возможности для влияния на других членов группы. Лидер определяет, насколько успешной будет групповая деятельность, насколько полно будут удовлетворяться в группе возрастные потребности, какой образец для подражания он предложит остальным членам группы. Лидеры определяют нормы и ценности коллектива –от него зависит будет ли группа просоциальной или будет развивать антиобщественную деятельность [4].Поэтому при формировании лидерских позиций у подростков очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.В ходе личностного продвижения в позицию лидера необходимо поэтапное прохождение фаз:
личностное определение (позиционное и деятельностное);
проблематизация в позиции лидера (какую проблему будет решать лидер);
построение программы личностного продвижения;
овладение элементами деятельности и личной рефлексии.Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение
двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, сдругой –личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении –
появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства [5].Для успешной коррекции психологического климата в коллективе, развития лидерских качеств, необходимо осознать противоречие, вызванное формальными и неформальными структурами одного и того же класса, объединения, клуба. Противоречие между лидерством и руководством в школьной среде более острое ввиду возрастного разрыва меду лидером и классным руководителем.
Лидер определяет, какой будет «тон» коллектива, его атмосфера, установятся ли в нем дружеские отношения, норма взаимопомощи или отношения будут грубыми, жестко иерархиризированными. Чем более развита группа, тем более интересная, культурная, с широким кругом интересов личность ее лидера [4].Подростковые лидеры нашего времени в среднесрочной перспективе являются потенциальными руководителями и политически активной частью населения нашего региона и страны в целом. Следовательно, диагностика личностных особенностей и базирующийся на ней прогноз социальнопсихологических особенностей лидерства в молодежной среде актуален теоретически и практически. Немаловажен тот факт, что в подростковом возрасте многие школьники начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Подростки, готовые к социальнополитической рефлексии, становятся практическими лидерами, они выступают как образец для инфантильных сверстников и положительно влияют на их ориентацию и продвижение в процессе учебы [4].Традиционно в молодежном лидерстве изучаются положительные(позитивные)лидеры, лидеры–организаторы. При этом очень часто акцент ставится именно на их личностных качествах. Интересными в этом плане нам представляются современные исследования психологии молодежного лидерства, выполненные курскими психологами А.С. Чернышевым [2], С.В. Сарычевым [6], С.Г. Елизаровым [7], И.Н. Логвиновым [8–16]и др. И.Н. Логвинов, например,выявил гендерные особенностиличности молодежных лидеров подросткового и юношеского возраста, при этом учитывалось влияние на исследуемый феномен таких факторов, как социальная ситуация функционирования лидерства и наличие опыта социальногообучения в специализированных молодежных центрах («социальных оазисах»).[7–16].Однако, если в существующей системе отношений подростку не удалось занять соответствующего его возможностям и потребностям положения, в этом случае он может выступать в качестве деструктивного лидера.Современная психология изучает ряд аспектов деструктивного лидерства, прежде всего, лидерство в асоциальных группах, которое часто обозначается как девиантное лидерство. Необходимо отметить, что в Курской социальнопсихологической школе проблеме деструктивного лидерства уделяется серьёзное внимание. Развивая идеи Л.И. Уманского, его ученик,А.С. Чернышёв,на основе результатов, полученных при изучении проблемы организованности, предложил выделять лидероворганизаторов и лидеров –дезорганизаторов, т. е. выделил два вида лидерства: просоциальное (социальное) и асоциальное (антиобщественное). Исследованием асоциального лидерства в рамках параметрической концепции занимался И.С. Полонский. Он уделял особое внимание проблеме нравственной составляющей деятельности неофициальных групп подростков и юношей, где также рассматривал влияние лидеровдезорганизаторов на группу [17].Нужно отметить, что в данный момент не существует единого понимания феномена деструктивного лидерства, нет чёткой классификации его разновидностей. Исследователи поразному называют данную разновидность лидерства: отрицательное, негативное, деструктивное. Д.В.Беспалов определяет деструктивное лидерство как ведущее влияние одного индивида на группу в направлении разрушения существующей системы деловых и (или) межличностных отношений, приводящее к снижению эффективности совместной деятельности группы [17].Деструктивное лидерство среди подростков было в значительной мере изучено С.В. Шепелевой. Она подробно рассмотрела детерминанты отрицательнодеструктивного лидерства в подростководевиантных группах и назвала несколько основных причин появления данного феномена: семейное воспитание, акцентуация характера и снижение ответственности учебных заведений за процесс обучения.В связи с тем, что проблема деструктивного поведения в подростковом возрасте представляет значительный интерес и не в достаточной мере изучена, поэтому целью нашего исследования является изучение психологических особенностейсовременных деструктивных лидеровподросткового возраста.В качестве объекта исследования выступили личностные характеристики молодежных деструктивных лидеров.Предметом исследованиясталипсихологические особенности личности деструктивноголидераподростка.В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами был разработан методический блок, включивший в себя методику для выявления молодежных лидеров –«Картасхема психологопедагогической характеристики группышкольников»(автор А.С. Чернышев), методику Ч.Д. Спилбергера (для изучения тревожности), методику по изучению общей самооценки Г.Н. Казанцевой, шкала самоэффективности Р. Шварцера М. Ерусалема (в адаптации В.Г. Ромека), методикуС. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьевой, Е.И. Рассказовой), которая дала возможность определить уровень развития жизнестойкости деструктивных лидеров, волевые качества лидеров исследовались нами с помощью опросника ВСК.Базой исследования выступили классные коллективы 78 классов школ города КурскаКурской области. В целом, базу исследования составили24 класса, в которых было выявлено 37 деструктивных лидера.Анализировать полученные в ходе исследования эмпирические данные начнем с такого свойства личности деструктивного лидера, как ситуативная тревожность. Как следует из эмпирических данных, среди деструктивных лидеров подросткового возраста только 6% составляют лица, которые имеют низкий уровень развития исследуемого референта. Вместе с этим, средний уровень развития ситуативной тревожности характерен для каждого третьего из испытуемых (32%) . Отметим тот факт, что около двух третей деструктивных лидеров подростков (62%) характеризуются высоким уровнем развития анализируемого качества.Это свидетельствует о том, что процесс обучения в школе сильно травмирует деструктивных лидеров подросткового возраста.Следовательно, для большинства деструктивных лидеров данной возрастной категории (62%) характерен высокий уровень развития ситуативной тревожности.Проанализируем теперь результаты изучения уровня развития личностной тревожности у деструктивных лидеров подросткового возраста.Из эмпирических данных следует, что среди деструктивных подростковых лидеров только 8% составляют лица, которые имеют низкий уровень развития исследуемого референта. Вместе с этим, средний уровень развития личностной тревожности характерен для 28% респондентов. Но, все же большинство деструктивных лидеров подростков (64%) характеризуется высоким уровнем развития анализируемого качества. Следовательно, для большинства лидеров –подростков данной категории характерен высокий уровень развития личностной тревожности (64%).Таким образом, эмпирические данные, полученные в ходе исследования уровней развития ситуативной тревожности (связанной с процессом обучения в школе), а также личностной тревожности деструктивных лидеров подросткового возраста позволяют сделать следующие ниже выводы:•для большинства (62%) деструктивных лидеров подросткового возраста характерен высокий уровень развития ситуативной тревожности;•для большинства (64%) высокостатусных респондентов подросткового возраста характерен высокий уровень развития личностной тревожности. Рассмотрим теперь данные, полученные при изучении общей самооценки деструктивных лидеров подросткового возраста.Согласно результатам исследования, для абсолютного большинства опрошенных лидеров (75%) характерна завышенная самооценка. У 16% деструктивных лидеров подросткового возраста наблюдается адекватная самооценка. Только почти каждый десятый респондент (9%), принявший участие в исследовании обладает заниженной самооценкой.Таким образом, на основе проведенного эмпирического исследования, нами было установлено, что у деструктивных лидеров подросткового возраста доминирует завышенная самооценка (75%).Теперь проанализируем данные, полученные при исследовании самоэффективности деструктивных лидеров подросткового возраста. Из эмпирических данных исследования следует, что большая часть представителей данной группы лидеров (64%) имеет высокую самоэффективность, что свидетельствует о том, что лидеры склонны положительно оценивать результаты своей деятельности и характеризуются верой в свои способности. Каждый четвертый опрошенный (25%) обладает средним уровнем развития этого параметра. 11% деструктивных лидеров подросткового возраста имеют низкий уровень развития самоэффективности. Следовательно, для большинства деструктивных лидеров подросткового возраста характерна высокая самоэффективность (64%).Изучение жизнестойкости деструктивных лидеровподростков позволило получить нам эмпирические данные по таким параметрам референта, как вовлеченность, контроль и принятие риска. Проанализируем каждый параметр в отдельности.Итак, абсолютное большинство опрошенных лидеров (47%) обладает средним уровнем развития такого показателя как вовлеченность, которая рассматривается как получение удовольствия от собственной деятельности. 37% деструктивных лидеров подросткового возраста характеризуется низким уровнем данного параметра. Почти каждый пятый (16%) из деструктивных лидеровподростков имеет высокие показатели вовлеченности. Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что для большинства деструктивных лидеров подросткового возраста (47%) характерна убежденность, что их действия дают возможность им максимально реализовать свои возможности.Следующим анализируемым показателемстал контроль. Под ним понимается убежденность в том, что человек в силах повлиять на результат происходящего. Более половины респондентов (56%) анализируемой группы обладает средним уровнем развития контроля. Высокий и низкий уровень развития анализируемого параметра в равной мере представлены среди деструктивных лидеров подростков (по 22% удельного веса соответственно). Это даёт возможность утверждать, что среди деструктивных лидеров лишь небольшая часть испытывает чувство беспомощности, что соответствует низкому уровню развития контроля (22%).Еще одним изученным показателем стало принятие риска, который рассматривается как убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию. Почти каждый второй опрошенный (52%) характеризуется средним уровнем принятия риска. Каждый десятый (10%) деструктивный лидер подросткового возраста имеет низкий уровень принятия риска и 38% респондентов данной группы обладают высоким уровнем развития анализируемого показателя. Таким образом, большинство деструктивных лидеровподростков (52%) имеет средний уровень развития данного показателя и готов действовать в отсутствии надежных гарантий успеха.На основе таких изученных нами параметров, как вовлеченность, контроль и принятие риска, нами былопределен уровень жизнестойкости деструктивных лидеров подросткового возраста. Большая часть респондентов (62%) характеризуется средним уровнем развития жизнестойкости, т.е. готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей,его уязвимости по отношению к переживанию стресса и депрессивности. Почти каждый четвертый опрошенный (23%) имеет высокий уровень жизнестойкости. Только 15% деструктивных лидеровподростков облают низким уровнем жизнестойкости.Сопоставив результаты, полученные при изучении самооценки, самоэффективности и жизнестойкости деструктивных лидеров в подростковой среде, мы пришли к следующим выводам:
для абсолютного большинства лидеров данной категории характерна завышенная самооценка (75%) и высокая самоэффективность (64%);
меньшинство деструктивных лидеров обладают заниженной самооценкой (9%) и низкой самоэффективностью (11%).
для большинства деструктивных лидеровподростков характерен средний уровень развития вовлеченности, средний уровень развития контроля, средний уровень принятия риска и соответственно средние показатели жизнестойкости.Теперь перейдем к рассмотрению результатов исследования волевой сферы деструктивных лидеров подросткового возраста. Анализ результатов изучения уровня развития волевых качеств молодежных лидеров подросткового возраста начнем с референта настойчивость. Результаты изучения уровня выраженности настойчивости показали, что среди респондентов только 6% имеют низкий уровень развития исследуемого показателя. Средний уровеньразвития настойчивости деструктивных лидеров характерен для абсолютного большинства опрошенных (их удельный вес составляет 86%). Кроме того, каждый шестнадцатый подросток (8%) характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.Таким образом, для абсолютного большинства деструктивных лидеров (86%) подросткового возраста характерен средний уровень развития настойчивости.Результаты изучения уровня развития самообладания у деструктивных лидеров показали, что среди респондентов нет лиц, которые бы имели низкий уровень развития исследуемого показателя. Вместе с этим средний уровень развития самообладания характерен для трех четвертей опрошенных (их удельный вес составляет 75%). Кроме того, каждый четвертый подросток (25%) характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.Следовательно, для большинства деструктивных лидеров (75%) подросткового возраста характерен преимущественно средний уровень развития самообладания.Эмпирические данные, которые были получены при изучении уровня развития общего индекса ВСК показали, что среди респондентов только 3,7% имеют низкий уровень развития исследуемого показателя. Средний уровень развития анализируемого референта зафиксирован у абсолютного большинства опрошенных деструктивных лидеров (их удельный вес составляет 93,6%). Кроме того, 3,7% подростков характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.Таким образом, для абсолютного большинства деструктивных лидеров (93,6%) подросткового возраста характерен преимущественно средний уровень развития общего индекса ВСК.Обобщая полученные в ходе эмпирического исследования, данные можно констатировать, что современные деструктивные лидеры характеризуются средними уровнями развития настойчивости (86%), самообладания (75%) и общего индекса ВСК (93,6%).Подводя итоги,эмпирического исследования психологических особенностей личности современного деструктивного лидера подросткового возраста, можно констатировать следующее: для него характерен высокий уровень развития личностной и ситуативной тревожности, он обладает завышенной самооценкой, высокой самоэффективностью, а также средним уровнем развития вовлеченности, средним уровнем развития самоконтроля, ему свойственен средний уровень развития принятия риска и соответственно средние показатели жизнестойкости, а также деструктивный лидер –подросток имеет средний уровень развития настойчивости, самообладания и общего индекса ВСК.
Ссылки на источники1.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Психология развития и возрастная психология: Полныйжизненный цикл развития человека: Учебное пособие. Академический проект, 2013.2.Чернышёв А.С. Социальноодарённые дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А.С. Чернышёв, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, В.И. Скурятин 2 –е изд., испр. и доп. –Воронеж: Кварта, 2007.3.Шибутани Т. Социальная психология. М.: Феникс, 2002. 4.Лидерство в подростковом возрасте. –URL: http://www.childlab.ru/liderstvovpodrostkovomvozraste/. –
(Дата обращения 19.04.2015).5.Лидерство в подростковом коллективе. –URL: http://lider21vek.narod.ru/CCY/6.htm.–(Дата обращения 02.05.2015).6.Сарычев С.В. Социальнопсихологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: Дис. … дра психол. наук. –Курск, 2009. –259 с.7.Логвинов И.Н., Елизаров С.Г. Гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. –2013. –Т. 90. –№90 (10). –URL: http://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/18.pdf. –
(Дата обращения: 14.04.2015).8.Логвинов И.Н. Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. –№1 (25). –URL: http://scientificnotes.ru/pdf/029037.pdf. –(Дата обращения: 07.03.2015).9.Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. –№4 (20). –URL: http://scientificnotes.ru/pdf/022033.pdf. (Дата обращения: 07.03.2015). 10.Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. –2012. – №2 (22). –URL: http://scientificnotes.ru/pdf/024037.pdf.–(Дата обращения: 07.03.2015).11.Логвинов И.Н. Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. –2012. –№28. –С. 12741279.12.Логвинов И.Н. Личностная тревожность и личностная познавательная активность молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия ЮгоЗападного государственного университета. –2013. –№ 6 (51). –Ч.1. С. 92 –100.13.Логвинов И.Н. Социальнопсихологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. –2011. –№ 24. –С. 966971.14.Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Влияние пола на структуру ценностных ориентаций лидеров молодежных групп подросткового возраста // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.–2012. –№ 28. –С. 12801286.15.Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности социальной установки молодежных лидеров студенческого возраста на поведение в конфликте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. –2013. –№ 1. –С. 7578.16.Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Половая принадлежность как фактор развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп из радиоактивно загрязненных и «чистых» районов курской области // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. –2011. –№ 4. –С. 972978.17.Беспалов Д.В. Теоретический анализ деструктивного лидерства в молодёжных группах // Человек познающий. Человек переживающий. Человек действующий: сборник научных статей / отв. ред. С.И. Галяутдинова, И.Н. Нурлыгаянов. –Уфа: РИЦ БашГу, 2012.