Отношение молодежи к подарку в зависимости от их гендерной идентичности
Выпуск:
ART 85908
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Стефурак
К.
Н.,
Попова
Л.
В. Отношение молодежи к подарку в зависимости от их гендерной идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4536–4540. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85908.htm.
Аннотация. В статье проводится теоретический анализ исследований феномена подарка, а также гендерной идентичности. Делается вывод о том, что отношение к подарку может зависеть от гендерной идентичности. Представлены результаты эмпирического исследования отношения молодежи к подарку в зависимости от их гендерной идентичности. Объектом исследования выступили студентки ЮФУ – 90 человек. По итогам исследования гипотеза, выдвинутая авторами, подтверждается.
Текст статьи
Попова Лариса Владимировна,Преподаватель кафедры социальной психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета г. РостованаДонуlarisa2210@bk.ru
Стефурак Кристина Никитовна,Студент (бакалавр) кафедры социальнойпсихологииАкадемии психологии и педагогики Южного федерального университета г.РостованаДонуchristi.93.93@mail.ru
Отношение молодежик подарку
в зависимости от их гендерной идентичности
Аннотация.В статье проводится теоретический анализ исследований феномена подарка, а также гендерной идентичности. Делается вывод о том, что отношение к подарку может зависеть от гендерной идентичности. Представленырезультаты эмпирического исследования отношениямолодежик подарку в зависимости от их гендерной идентичности. Объектом исследования выступили студентки ЮФУ –90человек. По итогам исследования гипотеза, выдвинутая авторами, подтверждается.Ключевые слова:подарок, гендерная идентичность, молодежь, отношение к подарку.
Что же такое подарок и какова его сущность? Такой термин, как «подарок», стали использовать еще со времен становления человечества. На протяжении многих веков и в современной жизни, в том числе, подарок сопровождает нас постоянно. Человек выстраивает межличностные отношения, оказывает заботу и признательность, благодарит и выражает свои чувства при помощи подарков, а также ритуала дарения.В словаре Даля подарить –это значит отдать чтото «вовсе, бесплатно и бесповоротно, безмездно, даром» [1]. У данного термина существует много синонимов, таких как «гостинец», «презент» и т.д. [2].В словаре Ожегова подарок –это вещь, которую дарят, подарили. Чтото хорошее, приятное обычно полученноев знак уважения или признательности [3].В толковом словаре Д. Ушакова определение подарку следующее: подарок –это предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят комунибудь с целью доставить удовольствие, пользу [4].Д. В. Дмитриев в своем толковом словаре дает похожее определение. «Подарок –то, что преподносится комулибо безвозмездно, по случаю праздника и т.п.» [5].Конечно, эти толкования нельзя назвать полными и раскрывающими смысл данного феномена. Но, тем неменее, во многих толковых словарях и энциклопедиях, которые мы просматривали,данный термин отсутствовал.Вопрос подарка и ритуаладарения является достаточно важным и мало изученным процессом в современном обществе. Феномендаренияизучался и изучаетсяв различных областях знаний, как отечественных, так и зарубежных авторов. Многие социологи, историки, психологии, культурологии экономисты проявляют интерес к предмету дарения и его ритуалу(В.Ильин, М.Мосс, Л.Перлз, А.Фенькоидр.). Проанализировавлитературу, мы пришли к выводу, что общение и подарок непрерывно связанны между собой. Так, например, Владимир Ильин, выделяя функции подарка на современном этапе развития общества, ставит на первое место функцию поддержания социальных сетей. Под социальными сетями он понимает межличностные отношения [6].А Марсель Мосс посвятил изучению подарка и ритуалу дарения целую книгу. Исследуя процесс дарения с разных аспектов на протяжении длительного времени изучая общины людей, он пришел к выводу, что подарок –это символ социальной жизни любого общества [7]. Процесс дарения существовал еще до появления денежных средств, когда человек еще только становился на путь индустриализации.Преподношение даров друг другу является одним из самых старых обычаев человечества.
Л.В.Щербакова в своей статье отнесла подарок к социальному инструменту, так как он является неотъемлемым атрибутом жизнилюбого человека, атакже межличностного общения [8]. Мы хотели быс ней согласиться, так как подарок и процесс дарения действительно является средством удовлетворения наших психологических, эмоциональных и социальных потребностей. В общении существует постоянное непрерывное познание одной личности другою. При помощи подарка и процесса дарения люди влияют друг на друга, а также изменяют характер и направленность их взаимоотношений.Ведь подарок –это не сам предмет дарения, это то,что человек выражает к другому при помощи материальных вещей.Еще Аристотель говорил, что дар сочетает в себе не только материальную ценность, а так же он является знаком почета и уважения [9].Огромный шаг по развитию изучения феномена подарка в российском обществе был сделан В.Г.Самохваловым. Он является организатором такого сайта, как "Академия подарка».Прежде чем преступить к исследованию отношения к подарку в зависимости от гендерной идентичности необходиморазобраться, что же такое «гендер». Само слова дословного перевода с английского не имеет.В переводчике В. Мюллера с английского«гендер» в одной из вариаций переводится, как род. Мы снова обратились к словарю Даля и не нашли пояснения слову «род». В словаре Ожегова «род» обозначает отнесенность к мужскому, женскому или среднему полу имен существительных. Абубикирова Н. И. в своей статье указывает, что гендер в широком смысле подразумевает определенные стратегические установки касающиеся разделению ролей [10].Так же и Д. В. Воронцов в своей статье «Пол человека: биологический феномен или социокультурный конструкт?» пишет, что термин «гендер» целесообразно применяется в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть факт социальных и культурных различий, которые можно встретить в поведении мужчин и женщин [11].Подробно изучив теоретический материал на данную тематику, мы пришли к выводу, что гендер –это социальный пол, не биологический. Он представляет из себя совокупность всех поведенческих паттернов, приписываемыхтому или иному биологическому полу. Таким образом, можно сказать, что рождение мальчика или девочкипо своему биологическому полу, еще не говорит о культурном становление личности созревшего мужчины или женщины. Ведь формирование мужественности и женственностисо всеми присущими им внешними атрибутами и характеристиками личности невозможно без общества, которое, так или иначе, направляет нас.Опираясь на термин социализации Г. М. Андреевой, мы попытались дать определение «половой социализации». Половая социализация –это процесс, который включаетв себяусвоениеопыта, связанного с полом и гендерными особенностями, а так же активноевоспроизведение данного опыта во взаимоотношениях полов [12].
В последние годы достаточно сильно в зарубежной литературе возрос интерес к полоролевым и социальным стереотипам. Ученых все больше стали интересовать вопросы о личностных характеристиках и поведенческих моделях мужчин и женщин. Исследования полоролевой социализации имеют определенные заключения типично мужского итипично женского образа и набора личностных черт. Мужской образ активный, рациональный и эффективный, а женский наоборот коммуникативный и более эмоциональный[13].Вся гендерная система и стереотипы в частности оказывают глубокое влияние на восприятие личности другого.Ш. М. Берн дает определению гендерной роли. Он пишет: «Гендерная роль –это набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин» [11].Однако мужские и женские роли выражаются поразному, поэтому принято говорить о нормативных представлениях, таких как маскулинность и фемининность. Обращаясь к психологическому словарю Б. Мещеряковаи В. Зинченко, можно сделать вывод, что маскулинность –это совокупность поведенческих, соматических и психологических свойств, отличающих мужчину от женщины. Фемининность –это совокупность поведенческих, соматических и психологических свойств, отличающих женщину от мужчины [14].В методики Сандры Бэм маскулинность и фемининность рассматриваются как независимые характеристики друг от друга. Опираясь на свой вопросник, Она выделяет 4 группы мужчин и женщин, которые представлены в таблице 1.Таблица 1.Типология мужчин и женщин по выраженности
у них маскулинности и фемининности
ТипыМаскулинностьФемининностьМаскулинныйВысокаяНизкаяФемининныйНизкаяВысокаяАндрогинныйВысокаяВысокаяНедифференцированныйНизкаяНизкаяПо итогу данной методики выделяется по 4 полоролевых типа для мужчин и для женщин [15].Таким образом, опираясь на концепцию Сандры Бэм,можновыделить еще андрогинный и недифференцированный типы для мужчин и женщин. Андрогинность представляет собой одновременно высокие показатели по шкале маскулинность и фемининность, то есть интеграция мужских и женских качеств. И недифференцированный тип –это низкие показатели по шкалам маскулинность и фемининность.Проведено много исследований на тематику гендерных предпочтений при выборе подаркаигендерных желаний. Так, например подарками, которые предпочитают женщины, являются цветы, ювелирные украшения, конфеты и т.д.Мужскими подарками считаются галстук, бритва, носки и т.п.Также существует много статей посвященных гендерным праздникам, их истории и культуры [16,17,18,19].Нам бы хотели понять отношение молодежи к подарку и изучить особенности его восприятияв зависимости от гендерной идентичности личности. Как отмечает И. С. Клецина, гендерная идентичность –это одна из важнейших социальных идентичностей личности [11]. Для анализаданной тематики мыпровели эмпирическое исследование.Цель нашего исследования –изучение отношениямолодежи к подарку в зависимости от их гендерной идентичности.Предметом исследования выступили отношения молодежи к подарку и процессу дарения и ихгендерная идентичность.Эмпирическим объектом исследования выступили девушки студентки в количестве 90 человек (2024 года).В связи с поставленной целью исследования нами была выдвинута гипотеза: отношение молодежи к подарку можетбыть различное в зависимости от гендерной идентичности личности.Цель исследования и выдвинутая гипотезаконкретизировалась в следующих эмпирических задачах:провести сравнительный анализ отношения молодежи к подарку в зависимости от их гендерной идентичности.Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения методических, эмпирических задач намибыл подобран наиболее адекватный методический инструментарий, направленный на анализ отношения молодежи к подарку и определение их гендерной идентичности. В исследовании применялись 2 методики.1.Авторская анкета «Отношение к подарку».2.МИГИ (методика диагностики гендерной идентичности) С. Бем в адаптации В. А. Лабунской и М. В. Бураковой. С целью определения значимых различий на уровне отношение молодежи к подарку и процессу дарения была использована авторская анкета. В результате проведенного нами исследования мы разделили респондентов на 4 группы. Критерием разделения выступила МИГИ (методика диагностики гендерной идентичности) С. Бем в адаптации В. А. Лабунской и М. В. Бураковой. Гендер является одной из базовых характеристик личности, которая оказывает влияние на личность в целом. В группу m(маскулинность) вошли 14,5% студенток. В группу a(андрогинность) вошли 8% девушек. 68,5 % опрашиваемых попали в группу f(фемининность).В группу n(недифференцированная группа) мы отнеслиоставшиеся 9% респондентов.Далее мы рассмотрели взгляды респондентовпо авторской анкете, которые имеют разную гендерную идентификацию и провели сравнительный анализ. Данные представлены ниже.На вопрос 1 (Нравится ли Вам дарить подарки?) большинство респондентов ответили положительно. В группе mи группе a–100% студентов, в группе n–88 % и в группе f–89%. Мы считаем, что такой процент,положительно ответивших,связан со значимостью подарка и процесса дарения в современном обществе. Все маскулинные и андрогинные девушки любят дарить подарки, что говорит о поведенческой особенности привитой обществом.На вопрос 2(Почему Вам нравится дарить подарки?) большинство студентов вне зависимости от гендерной идентичности любят делать приятное и радовать близких.В группах mи fдевушки видят свой интерес в получении положительных эмоций от процесса.На наш взгляд большинство респондентов стремится порадовать близких людей,отталкиваясь от самой сути процесса дарения. Одной из основных функций подарка является получение удовольствия [20].На вопрос 3 (Как часто Выдарите подарки?) по 38% девушек группы mвыбрали вариант раз в неделю и раз в месяц. 43% девушек группы aделают это с периодичностью раз в месяц. 89% девушек группы nвыбрали вариант ответа «раз в два месяца». И 49% испытуемых с фемининной идентичностьюдарят подарки раз в месяц.Чаще всего дарят подарки девушки с маскулинной гендерной идентичностью, что может быть объяснено поведенческой и психологической особенностью данного гендера.На вопрос 4 (По какому поводу Вы чаще всего дарите подарки?) наиболеечастым в группах mи fбыл вариант ответа «личные праздники». Группа m–69%, группа n–46%, группа fпо 54% (диаграмма 3). И респонденты, которые отнесены в группу aвыбрали самым популярным (71%) ответом «просто так».По нашему мнению, девушки выбираютличные праздники, руководствуясь воспитанием и принятым традициям в семье. В современном обществе личные праздники являются наиболее распространенным поводом для совместных встреч и поздравления друг друга.На вопрос 5 (Кому Вы чаще всего дарите подарки?)в группе mвариант «женщинам» выбрали 100% респондентов, в группе a–71%, n–67%, f–75%.Такой вариант ответа стал самым популярным в группах по той причине, что женщины по своей природе более нежные, и они сентиментальнее относятся к подаркам и процессу дарения, их респонденты стараются радовать чаще. Респонденты с маскулинной идентичностью радуют подарками только лиц женского пола.На вопрос 6 (С какой целью Вы чаще всего дарите подарки?) большинство респондентов всех групп видеть основной целью проявление чувств.На наш взгляд, такой выбор респондентов обусловлен тем, что проявление чувств является одной из основных функцией такого феномена, как подарок и процесс дарения.Вопрос 7 (С каким чувством обычно Вы дарите подарки?) продемонстрировал, что большинство испытуемых групп mи f испытывают чувство радости 54% и 67% соответственно.
Подарки и процесс дарения это добрые ритуалы, которые вызывают у людей прилив положительных эмоций, вне зависимости от гендера. По 2 % фемининных девушек дарят подарок с чувством долга и тревоги, что демонстрирует чувственность и эмоциональность данного гендера.На вопрос 8 (С каким чувством Вы принимаете подарки?) большинство опрошенных группы m(69%) и f(52%) испытывают радость, принимая подарки.Маскулинные и фемининные девушки отдают предпочтение радости и благодарности, не испытывая при этом любви к партнеру, что может быть связанно в не желание демонстрировать любовь и проявление романтических чувств во время процесса дарения.Вопрос 9 (Какие подарки Вы дарите чаще всего?) не продемонстрировал существенных различий во взглядах. Большинство опрошенных,вне зависимости от гендерной идентичности,предпочитают дарить одежду, косметику, парфюмерию и т.д. Фемининная группа вторым по популярности выбрала вариант ответа «бытовые подарки», что демонстрирует свойственную данному гендеру заботливость и хозяйственность.На вопрос 10 (Из чего Вы исходите, выбирая подарок?) большинство девушек ответили «по заказу того, кому предназначался подарок» m(38%), a(71%), n(88%) и f(54%). Так же 31% девушек маскулинного типа выбрали вариант «случайность», что демонстрирует менее внимательное итрепетное отношение к подаркам.Ответ на данный вопрос продемонстрировал то, что современная молодежь при выборе подарка опирается на вкуси желания близких людей, вне зависимости от гендерной идентичности.Итак, в результате проведенного сравнительного анализа отношения молодежи к подарку в зависимости от гендерной идентичности, мы можем сделать следующие выводы:–все испытуемые вне зависимости от гендерной идентичности характеризуются положительным отношением к подарку и процессу дарения, считая это приятной процедурой для одариваемого; предпочтительно одаривают только женщин; считают, что подарок и процесс дарения существует для проявления чувств; останавливают свой выбор подарка на одежде, косметике, парфюмерии и т.д. и ориентируются в основном на заказ одариваемого;–маскулинные девушки характеризуется только положительным отношением к подарку и процессу дарения, считая это приятной процедурой не только для одариваемого, но и для себя; дарят подарки с периодичностью раз в неделю или раз в месяц; считают поводом для процесса дарения личные праздники; предпочитают одаривать только женщин; дарят и принимают подарки с радостью; при выборе подарка часто ориентируются на случайность;–фемининные девушки считают процесс дарения приятной процедурой для себя и окружающих; дарят подарки с периодичностью раз в месяц; считают поводом для процесса дарения личные праздники; дарят и принимают подарки с радостью; чаще всего дарят одежду, косметику, парфюмерию и т.д., а так же бытовые предметы, ориентируется в основном на заказ одариваемого, а так же то, что пригодилось бы самим;–андрогинные девушки характеризуется только положительным отношением к подарку и процессу дарения; дарят подарки с периодичностью раз в месяц; считают, что для процесса дарения поводы и праздники не нужны; считают, что подарок и процесс дарения существует не только для проявления чувств, а так же как традиция; дарят и принимают подарки с любовью; –недифференцированная группа девушек дарят подарки с периодичностью раз в два месяц; считают главным поводом для процесса дарения личные праздники; считают, что подарок и процесс дарения существует для проявления чувств, а так же как традиция; дарят и принимают подарки с любовью и благодарностью к ближнему; останавливают свой выбор подарка на одежде, косметике, парфюмерии и т.д.Таким образом, мы доказали третью гипотезу о том, что отношение к подарку у молодежи может быть различное в зависимости от гендерной идентичности.
Ссылки на источники1.ДальВ. Толковый словарь живого великорусского языка // Толковый словарь Даля онлайн. –URL: http://slovardalja.net/[дата посещения 20.04.2015].2.ЧеремухинаВ. Мифология подарка: античность // Академия подарка. –URL: http://www.acapod.ru/3973.html?printable=Y[дата посещения 20.04.2015].3.Ожегов С. И. –Толковый словарь русского языка// Словарь Ожегова –URL: http://www.ozhegov.org/words/24006.shtml[дата посещения 20.12.2014].4.Ушаков Д. Толковый словарь русского языка// Энциклопедии и словари. –URL: http://encdic.com/ushakov/Podarok49862.html[дата посещения 20.12.2014].5.Дмитриев Д. В. Толковый словарь// Энциклопедии и словари. –URL: http://encdic.com/dmytriev/Podarok2901.html[дата посещения 20.12.2014].6.ИльинВ. Феномен подарка в социологии // Академия подарка. –URL: http://www.acapod.ru/1227.html[дата посещения 20.04.2015].7.МоссМарсель. Эссе о даре –СПб.: Евразия, 2000.8.ЩербаковаЛ.В. Социальнопсихологические характеристики феномена подарка // СевероКавказский психологический вестник. –2003. –№1. –С.86–89.9.Аристотель. Риторика // Риторика. Поэтика.–М.: Лабиринт, 2000. С. 5–148.10.Абубикирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. 1996. №6. С. 123125.11.Берн Ш. Гендерная психология: хрестоматия/ сост. Е. Е. Ли. –Иркутск: Издво Иркут. гос. унта, 2010 –114 с.12.Андреева Г.М. Социальная психология. М. Издво Моск. Унта, 1980 416с.13.Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. №2. С.152158.14.Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь // Библиотека Гумер–психология –URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/[дата посещения 05.05.2015].15.Ильин Е. П. Пол и Гендер. –СПб.: Питер, 2010. –688 с.: ил. –(Серия «Мастера психологии»).16.Платов А. Кому что дарить в гендерные праздники? // Школа жизни –URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n52432/[дата посещения 05.05.2015].17.Соловьева Е. Гендерные праздники // 7*7 новости, мнения, блоги –URL: http://7x7journal.ru/post/26067[дата посещения 05.05.2015].18.Ломакина Е. Зачем понадобились гендерные праздники и почему они так прижились? // Деловой журнал –URL: http://rbcdaily.ru/magazine/privacy/562949988485499[дата посещения 05.05.2015].19.Киндялов А. О чем говорят подарки? // Работа.ru–URL: http://pro.rabota.ru/pro/document/view/12930[дата посещения 05.05.2015)].20.АбдрахмановаА. Кто умеет дарить, тот умеет жить// ВипКазань. –URL: http://www.vipkazan.ru/reviews/celebrates/id2779/ [дата посещения 20.04.2015].
Стефурак Кристина Никитовна,Студент (бакалавр) кафедры социальнойпсихологииАкадемии психологии и педагогики Южного федерального университета г.РостованаДонуchristi.93.93@mail.ru
Отношение молодежик подарку
в зависимости от их гендерной идентичности
Аннотация.В статье проводится теоретический анализ исследований феномена подарка, а также гендерной идентичности. Делается вывод о том, что отношение к подарку может зависеть от гендерной идентичности. Представленырезультаты эмпирического исследования отношениямолодежик подарку в зависимости от их гендерной идентичности. Объектом исследования выступили студентки ЮФУ –90человек. По итогам исследования гипотеза, выдвинутая авторами, подтверждается.Ключевые слова:подарок, гендерная идентичность, молодежь, отношение к подарку.
Что же такое подарок и какова его сущность? Такой термин, как «подарок», стали использовать еще со времен становления человечества. На протяжении многих веков и в современной жизни, в том числе, подарок сопровождает нас постоянно. Человек выстраивает межличностные отношения, оказывает заботу и признательность, благодарит и выражает свои чувства при помощи подарков, а также ритуала дарения.В словаре Даля подарить –это значит отдать чтото «вовсе, бесплатно и бесповоротно, безмездно, даром» [1]. У данного термина существует много синонимов, таких как «гостинец», «презент» и т.д. [2].В словаре Ожегова подарок –это вещь, которую дарят, подарили. Чтото хорошее, приятное обычно полученноев знак уважения или признательности [3].В толковом словаре Д. Ушакова определение подарку следующее: подарок –это предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят комунибудь с целью доставить удовольствие, пользу [4].Д. В. Дмитриев в своем толковом словаре дает похожее определение. «Подарок –то, что преподносится комулибо безвозмездно, по случаю праздника и т.п.» [5].Конечно, эти толкования нельзя назвать полными и раскрывающими смысл данного феномена. Но, тем неменее, во многих толковых словарях и энциклопедиях, которые мы просматривали,данный термин отсутствовал.Вопрос подарка и ритуаладарения является достаточно важным и мало изученным процессом в современном обществе. Феномендаренияизучался и изучаетсяв различных областях знаний, как отечественных, так и зарубежных авторов. Многие социологи, историки, психологии, культурологии экономисты проявляют интерес к предмету дарения и его ритуалу(В.Ильин, М.Мосс, Л.Перлз, А.Фенькоидр.). Проанализировавлитературу, мы пришли к выводу, что общение и подарок непрерывно связанны между собой. Так, например, Владимир Ильин, выделяя функции подарка на современном этапе развития общества, ставит на первое место функцию поддержания социальных сетей. Под социальными сетями он понимает межличностные отношения [6].А Марсель Мосс посвятил изучению подарка и ритуалу дарения целую книгу. Исследуя процесс дарения с разных аспектов на протяжении длительного времени изучая общины людей, он пришел к выводу, что подарок –это символ социальной жизни любого общества [7]. Процесс дарения существовал еще до появления денежных средств, когда человек еще только становился на путь индустриализации.Преподношение даров друг другу является одним из самых старых обычаев человечества.
Л.В.Щербакова в своей статье отнесла подарок к социальному инструменту, так как он является неотъемлемым атрибутом жизнилюбого человека, атакже межличностного общения [8]. Мы хотели быс ней согласиться, так как подарок и процесс дарения действительно является средством удовлетворения наших психологических, эмоциональных и социальных потребностей. В общении существует постоянное непрерывное познание одной личности другою. При помощи подарка и процесса дарения люди влияют друг на друга, а также изменяют характер и направленность их взаимоотношений.Ведь подарок –это не сам предмет дарения, это то,что человек выражает к другому при помощи материальных вещей.Еще Аристотель говорил, что дар сочетает в себе не только материальную ценность, а так же он является знаком почета и уважения [9].Огромный шаг по развитию изучения феномена подарка в российском обществе был сделан В.Г.Самохваловым. Он является организатором такого сайта, как "Академия подарка».Прежде чем преступить к исследованию отношения к подарку в зависимости от гендерной идентичности необходиморазобраться, что же такое «гендер». Само слова дословного перевода с английского не имеет.В переводчике В. Мюллера с английского«гендер» в одной из вариаций переводится, как род. Мы снова обратились к словарю Даля и не нашли пояснения слову «род». В словаре Ожегова «род» обозначает отнесенность к мужскому, женскому или среднему полу имен существительных. Абубикирова Н. И. в своей статье указывает, что гендер в широком смысле подразумевает определенные стратегические установки касающиеся разделению ролей [10].Так же и Д. В. Воронцов в своей статье «Пол человека: биологический феномен или социокультурный конструкт?» пишет, что термин «гендер» целесообразно применяется в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть факт социальных и культурных различий, которые можно встретить в поведении мужчин и женщин [11].Подробно изучив теоретический материал на данную тематику, мы пришли к выводу, что гендер –это социальный пол, не биологический. Он представляет из себя совокупность всех поведенческих паттернов, приписываемыхтому или иному биологическому полу. Таким образом, можно сказать, что рождение мальчика или девочкипо своему биологическому полу, еще не говорит о культурном становление личности созревшего мужчины или женщины. Ведь формирование мужественности и женственностисо всеми присущими им внешними атрибутами и характеристиками личности невозможно без общества, которое, так или иначе, направляет нас.Опираясь на термин социализации Г. М. Андреевой, мы попытались дать определение «половой социализации». Половая социализация –это процесс, который включаетв себяусвоениеопыта, связанного с полом и гендерными особенностями, а так же активноевоспроизведение данного опыта во взаимоотношениях полов [12].
В последние годы достаточно сильно в зарубежной литературе возрос интерес к полоролевым и социальным стереотипам. Ученых все больше стали интересовать вопросы о личностных характеристиках и поведенческих моделях мужчин и женщин. Исследования полоролевой социализации имеют определенные заключения типично мужского итипично женского образа и набора личностных черт. Мужской образ активный, рациональный и эффективный, а женский наоборот коммуникативный и более эмоциональный[13].Вся гендерная система и стереотипы в частности оказывают глубокое влияние на восприятие личности другого.Ш. М. Берн дает определению гендерной роли. Он пишет: «Гендерная роль –это набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин» [11].Однако мужские и женские роли выражаются поразному, поэтому принято говорить о нормативных представлениях, таких как маскулинность и фемининность. Обращаясь к психологическому словарю Б. Мещеряковаи В. Зинченко, можно сделать вывод, что маскулинность –это совокупность поведенческих, соматических и психологических свойств, отличающих мужчину от женщины. Фемининность –это совокупность поведенческих, соматических и психологических свойств, отличающих женщину от мужчины [14].В методики Сандры Бэм маскулинность и фемининность рассматриваются как независимые характеристики друг от друга. Опираясь на свой вопросник, Она выделяет 4 группы мужчин и женщин, которые представлены в таблице 1.Таблица 1.Типология мужчин и женщин по выраженности
у них маскулинности и фемининности
ТипыМаскулинностьФемининностьМаскулинныйВысокаяНизкаяФемининныйНизкаяВысокаяАндрогинныйВысокаяВысокаяНедифференцированныйНизкаяНизкаяПо итогу данной методики выделяется по 4 полоролевых типа для мужчин и для женщин [15].Таким образом, опираясь на концепцию Сандры Бэм,можновыделить еще андрогинный и недифференцированный типы для мужчин и женщин. Андрогинность представляет собой одновременно высокие показатели по шкале маскулинность и фемининность, то есть интеграция мужских и женских качеств. И недифференцированный тип –это низкие показатели по шкалам маскулинность и фемининность.Проведено много исследований на тематику гендерных предпочтений при выборе подаркаигендерных желаний. Так, например подарками, которые предпочитают женщины, являются цветы, ювелирные украшения, конфеты и т.д.Мужскими подарками считаются галстук, бритва, носки и т.п.Также существует много статей посвященных гендерным праздникам, их истории и культуры [16,17,18,19].Нам бы хотели понять отношение молодежи к подарку и изучить особенности его восприятияв зависимости от гендерной идентичности личности. Как отмечает И. С. Клецина, гендерная идентичность –это одна из важнейших социальных идентичностей личности [11]. Для анализаданной тематики мыпровели эмпирическое исследование.Цель нашего исследования –изучение отношениямолодежи к подарку в зависимости от их гендерной идентичности.Предметом исследования выступили отношения молодежи к подарку и процессу дарения и ихгендерная идентичность.Эмпирическим объектом исследования выступили девушки студентки в количестве 90 человек (2024 года).В связи с поставленной целью исследования нами была выдвинута гипотеза: отношение молодежи к подарку можетбыть различное в зависимости от гендерной идентичности личности.Цель исследования и выдвинутая гипотезаконкретизировалась в следующих эмпирических задачах:провести сравнительный анализ отношения молодежи к подарку в зависимости от их гендерной идентичности.Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения методических, эмпирических задач намибыл подобран наиболее адекватный методический инструментарий, направленный на анализ отношения молодежи к подарку и определение их гендерной идентичности. В исследовании применялись 2 методики.1.Авторская анкета «Отношение к подарку».2.МИГИ (методика диагностики гендерной идентичности) С. Бем в адаптации В. А. Лабунской и М. В. Бураковой. С целью определения значимых различий на уровне отношение молодежи к подарку и процессу дарения была использована авторская анкета. В результате проведенного нами исследования мы разделили респондентов на 4 группы. Критерием разделения выступила МИГИ (методика диагностики гендерной идентичности) С. Бем в адаптации В. А. Лабунской и М. В. Бураковой. Гендер является одной из базовых характеристик личности, которая оказывает влияние на личность в целом. В группу m(маскулинность) вошли 14,5% студенток. В группу a(андрогинность) вошли 8% девушек. 68,5 % опрашиваемых попали в группу f(фемининность).В группу n(недифференцированная группа) мы отнеслиоставшиеся 9% респондентов.Далее мы рассмотрели взгляды респондентовпо авторской анкете, которые имеют разную гендерную идентификацию и провели сравнительный анализ. Данные представлены ниже.На вопрос 1 (Нравится ли Вам дарить подарки?) большинство респондентов ответили положительно. В группе mи группе a–100% студентов, в группе n–88 % и в группе f–89%. Мы считаем, что такой процент,положительно ответивших,связан со значимостью подарка и процесса дарения в современном обществе. Все маскулинные и андрогинные девушки любят дарить подарки, что говорит о поведенческой особенности привитой обществом.На вопрос 2(Почему Вам нравится дарить подарки?) большинство студентов вне зависимости от гендерной идентичности любят делать приятное и радовать близких.В группах mи fдевушки видят свой интерес в получении положительных эмоций от процесса.На наш взгляд большинство респондентов стремится порадовать близких людей,отталкиваясь от самой сути процесса дарения. Одной из основных функций подарка является получение удовольствия [20].На вопрос 3 (Как часто Выдарите подарки?) по 38% девушек группы mвыбрали вариант раз в неделю и раз в месяц. 43% девушек группы aделают это с периодичностью раз в месяц. 89% девушек группы nвыбрали вариант ответа «раз в два месяца». И 49% испытуемых с фемининной идентичностьюдарят подарки раз в месяц.Чаще всего дарят подарки девушки с маскулинной гендерной идентичностью, что может быть объяснено поведенческой и психологической особенностью данного гендера.На вопрос 4 (По какому поводу Вы чаще всего дарите подарки?) наиболеечастым в группах mи fбыл вариант ответа «личные праздники». Группа m–69%, группа n–46%, группа fпо 54% (диаграмма 3). И респонденты, которые отнесены в группу aвыбрали самым популярным (71%) ответом «просто так».По нашему мнению, девушки выбираютличные праздники, руководствуясь воспитанием и принятым традициям в семье. В современном обществе личные праздники являются наиболее распространенным поводом для совместных встреч и поздравления друг друга.На вопрос 5 (Кому Вы чаще всего дарите подарки?)в группе mвариант «женщинам» выбрали 100% респондентов, в группе a–71%, n–67%, f–75%.Такой вариант ответа стал самым популярным в группах по той причине, что женщины по своей природе более нежные, и они сентиментальнее относятся к подаркам и процессу дарения, их респонденты стараются радовать чаще. Респонденты с маскулинной идентичностью радуют подарками только лиц женского пола.На вопрос 6 (С какой целью Вы чаще всего дарите подарки?) большинство респондентов всех групп видеть основной целью проявление чувств.На наш взгляд, такой выбор респондентов обусловлен тем, что проявление чувств является одной из основных функцией такого феномена, как подарок и процесс дарения.Вопрос 7 (С каким чувством обычно Вы дарите подарки?) продемонстрировал, что большинство испытуемых групп mи f испытывают чувство радости 54% и 67% соответственно.
Подарки и процесс дарения это добрые ритуалы, которые вызывают у людей прилив положительных эмоций, вне зависимости от гендера. По 2 % фемининных девушек дарят подарок с чувством долга и тревоги, что демонстрирует чувственность и эмоциональность данного гендера.На вопрос 8 (С каким чувством Вы принимаете подарки?) большинство опрошенных группы m(69%) и f(52%) испытывают радость, принимая подарки.Маскулинные и фемининные девушки отдают предпочтение радости и благодарности, не испытывая при этом любви к партнеру, что может быть связанно в не желание демонстрировать любовь и проявление романтических чувств во время процесса дарения.Вопрос 9 (Какие подарки Вы дарите чаще всего?) не продемонстрировал существенных различий во взглядах. Большинство опрошенных,вне зависимости от гендерной идентичности,предпочитают дарить одежду, косметику, парфюмерию и т.д. Фемининная группа вторым по популярности выбрала вариант ответа «бытовые подарки», что демонстрирует свойственную данному гендеру заботливость и хозяйственность.На вопрос 10 (Из чего Вы исходите, выбирая подарок?) большинство девушек ответили «по заказу того, кому предназначался подарок» m(38%), a(71%), n(88%) и f(54%). Так же 31% девушек маскулинного типа выбрали вариант «случайность», что демонстрирует менее внимательное итрепетное отношение к подаркам.Ответ на данный вопрос продемонстрировал то, что современная молодежь при выборе подарка опирается на вкуси желания близких людей, вне зависимости от гендерной идентичности.Итак, в результате проведенного сравнительного анализа отношения молодежи к подарку в зависимости от гендерной идентичности, мы можем сделать следующие выводы:–все испытуемые вне зависимости от гендерной идентичности характеризуются положительным отношением к подарку и процессу дарения, считая это приятной процедурой для одариваемого; предпочтительно одаривают только женщин; считают, что подарок и процесс дарения существует для проявления чувств; останавливают свой выбор подарка на одежде, косметике, парфюмерии и т.д. и ориентируются в основном на заказ одариваемого;–маскулинные девушки характеризуется только положительным отношением к подарку и процессу дарения, считая это приятной процедурой не только для одариваемого, но и для себя; дарят подарки с периодичностью раз в неделю или раз в месяц; считают поводом для процесса дарения личные праздники; предпочитают одаривать только женщин; дарят и принимают подарки с радостью; при выборе подарка часто ориентируются на случайность;–фемининные девушки считают процесс дарения приятной процедурой для себя и окружающих; дарят подарки с периодичностью раз в месяц; считают поводом для процесса дарения личные праздники; дарят и принимают подарки с радостью; чаще всего дарят одежду, косметику, парфюмерию и т.д., а так же бытовые предметы, ориентируется в основном на заказ одариваемого, а так же то, что пригодилось бы самим;–андрогинные девушки характеризуется только положительным отношением к подарку и процессу дарения; дарят подарки с периодичностью раз в месяц; считают, что для процесса дарения поводы и праздники не нужны; считают, что подарок и процесс дарения существует не только для проявления чувств, а так же как традиция; дарят и принимают подарки с любовью; –недифференцированная группа девушек дарят подарки с периодичностью раз в два месяц; считают главным поводом для процесса дарения личные праздники; считают, что подарок и процесс дарения существует для проявления чувств, а так же как традиция; дарят и принимают подарки с любовью и благодарностью к ближнему; останавливают свой выбор подарка на одежде, косметике, парфюмерии и т.д.Таким образом, мы доказали третью гипотезу о том, что отношение к подарку у молодежи может быть различное в зависимости от гендерной идентичности.
Ссылки на источники1.ДальВ. Толковый словарь живого великорусского языка // Толковый словарь Даля онлайн. –URL: http://slovardalja.net/[дата посещения 20.04.2015].2.ЧеремухинаВ. Мифология подарка: античность // Академия подарка. –URL: http://www.acapod.ru/3973.html?printable=Y[дата посещения 20.04.2015].3.Ожегов С. И. –Толковый словарь русского языка// Словарь Ожегова –URL: http://www.ozhegov.org/words/24006.shtml[дата посещения 20.12.2014].4.Ушаков Д. Толковый словарь русского языка// Энциклопедии и словари. –URL: http://encdic.com/ushakov/Podarok49862.html[дата посещения 20.12.2014].5.Дмитриев Д. В. Толковый словарь// Энциклопедии и словари. –URL: http://encdic.com/dmytriev/Podarok2901.html[дата посещения 20.12.2014].6.ИльинВ. Феномен подарка в социологии // Академия подарка. –URL: http://www.acapod.ru/1227.html[дата посещения 20.04.2015].7.МоссМарсель. Эссе о даре –СПб.: Евразия, 2000.8.ЩербаковаЛ.В. Социальнопсихологические характеристики феномена подарка // СевероКавказский психологический вестник. –2003. –№1. –С.86–89.9.Аристотель. Риторика // Риторика. Поэтика.–М.: Лабиринт, 2000. С. 5–148.10.Абубикирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. 1996. №6. С. 123125.11.Берн Ш. Гендерная психология: хрестоматия/ сост. Е. Е. Ли. –Иркутск: Издво Иркут. гос. унта, 2010 –114 с.12.Андреева Г.М. Социальная психология. М. Издво Моск. Унта, 1980 416с.13.Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. №2. С.152158.14.Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь // Библиотека Гумер–психология –URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/[дата посещения 05.05.2015].15.Ильин Е. П. Пол и Гендер. –СПб.: Питер, 2010. –688 с.: ил. –(Серия «Мастера психологии»).16.Платов А. Кому что дарить в гендерные праздники? // Школа жизни –URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n52432/[дата посещения 05.05.2015].17.Соловьева Е. Гендерные праздники // 7*7 новости, мнения, блоги –URL: http://7x7journal.ru/post/26067[дата посещения 05.05.2015].18.Ломакина Е. Зачем понадобились гендерные праздники и почему они так прижились? // Деловой журнал –URL: http://rbcdaily.ru/magazine/privacy/562949988485499[дата посещения 05.05.2015].19.Киндялов А. О чем говорят подарки? // Работа.ru–URL: http://pro.rabota.ru/pro/document/view/12930[дата посещения 05.05.2015)].20.АбдрахмановаА. Кто умеет дарить, тот умеет жить// ВипКазань. –URL: http://www.vipkazan.ru/reviews/celebrates/id2779/ [дата посещения 20.04.2015].