Понятие и сущность процесса профессиональной адаптации лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел
Выпуск:
ART 85921
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шелепова
М.
А. Понятие и сущность процесса профессиональной адаптации лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4601–4605. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85921.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются понятие адаптации, история использования данного термина в различных научных аспектах, приводится понятие профессиональной адаптации лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, выделяются основные направления, в русле которых происходит профессиональная адаптация лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел.
Ключевые слова:
управление, адаптация, профессия, профессиональная адаптация, лица, впервые принимаемые на службу в овд, профессиональная и социально-психологическая надежность.
Текст статьи
Шелепова Мэри Амирановна,
кандидат педагогических наук, начальник кафедры кадрового и моральнопсихологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г.Тюменьshelepovam@mail.ru
Понятие и сущность процесса профессиональной адаптации лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел
Аннотация. В статье рассматривается понятие адаптации, история использования данного термина в различныхнаучных аспектах, приводится понятиепрофессиональной адаптации лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, выделяются основные направления, в русле которых происходит профессиональная адаптация лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел.Ключевые слова: адаптация, профессия, профессиональная адаптация, лица, впервые принимаемые на службу в ОВД,управление,профессиональнаяи социальнопсихологическаянадежность.
Проблема адаптации человека относится к проблемам, для которых характерна многоаспектность подходов и многообразие акцентов, расставленных в результате их изучения. Исходным этапом к научному изучению адаптации послужили работы в области биологии и медицины, поскольку в этих науках довольно рано зародились попытки исследования взаимосвязи организмов с окружающей их средой.В общебиологической трактовке адаптацияпредставляет собой процесс и систему механизмов, обеспечивающих приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям среды. И это закономерно, т.к. прежде чем стать личностью, человек в первую очередь подчинен биологическим процессам. Биологическая и физиологическая природа является фундаментом всей психической и социальной деятельности, которая напрямую отвечает за взаимодействие индивида с внешней средой.Адаптация (от лат. adaption) есть приспособление. Сама способность к приспособлению это всеобщее свойство живой материи, являющейся основой существования и взаимосвязи жизненных процессов. Адаптация обеспечивает равновесие между взаимодействием организма на среду и обратным взаимодействием среды на организм. Понятие ©адаптацияª трактуется поразному: от простейшего приспособления живого организма (живой материи) к среде вообще и до сложнейшей социальной и профессиональной адаптации человека, которая представляет собой, прежде всего процесс взаимодействия определенного субъекта (личность, группа, коллектив и др.) с окружающей средой, где под средой понимается некая взаимосвязанная система различных сфер: природной, экономической, социальной, нравственной и др.Впервые термин ©адаптацияªиспользовал Ч.Дарвин, рассматривая эволюцию видов под действием естественного отбора, связав процессы адаптации особей и развития биологического вида, к которому эти особи принадлежат. Благодаря исследованиям Ж.Бюффона, Ч.Дарвина, Ж.Б.Ламарка проблемаадаптации приобрела теоретическую и эмпирическую базу, тем самым расширив границы применения термина ©адаптацияª.Наравнес широкимтолкованиембиологического понятия адаптации как приспособления организма к условиям среды, охватывающей взаимное влияние ивзаимную зависимость организма и среды обитания, существует и узкое понимание адаптации как приспособления организма к условиям среды, при котором нет активной деятельности подсистемы, изменяющей и использующей окружающие условия.Адаптацияв широком смысле есть приспособление к окружающим условиям. Как правило, выделяют биологический (психофизиологический) и психологический аспекты адаптации, причем качественное своеобразие адаптационных процессов у человека состоит в их активном, личностнои социальноопосредованном характере, дающем возможность произвольного (сознательного) контроля, в том числе ряда психофизиологических адаптационных реакций.Адаптационные возможности человека существенно превосходят возможности других живых существ, т.к. опосредуются процессами социализации, усвоения культурных эталонов, осознанного выбора и включения в систему социальных связей и отношений. Особое значение для адаптации человека имеют воспитание, общее образование, состояние физического и психического здоровья, профессиональная подготовка.Итак, в процессе развития человек в первую очередь адаптируется в сфере ©человек природная средаª, а уже затем в сфере ©человек социальная средаª. Способность к приспособлению адаптация всеобщее свойство живой материи, являющееся основой существования и взаимосвязи жизненных процессов. Адаптация обеспечивает равновесие между взаимодействием организма на среду, и наоборот, взаимодействием среды на организм.Можно сказать, что, адаптируясь, человек подстраивается под внешнюю среду и адаптирует среду к своим возможностям. О.И.Зотова и И.К.Кряжева считают, что ©…адаптация человека это приспособление не столько к физическим, химическим, биологическим условиям планеты, сколько приспособление к его техносфере и ноосфере, ибо на современного человека любой фактор внешней среды действует, лишь преломляясь через всю совокупность производственных отношений…ª[1].Такая способность человека к воздействию социальных факторов скрыта в высоких адаптационных возможностях высшей нервной и психической деятельности человека, т.к. за ними и закреплена решающая роль в переработке социальной информации и субъективного отражения факторов природной и социальной среды.Высший уровень адаптации это адаптация в сфере отношений ©человек социальная средаª, т.е. социальная адаптация. Конечно же, она значительно отличается от адаптации природной. И это действительно так, потому что человек, вступая в социальную жизнь, приобретает разнообразный опыт этой самой социальной жизни. Человек проходя путь взросления, социализации, становления как личности через ©пробы и ошибкиª у него формируются разные стили поведения, которые соответствуют изменяющимся условиям окружающей среды и ситуации в целом. И поэтому, как заключает И.А.Милославова, ©это часто сопровождается отказом от сложившихся ранее понятий и представлений, установок, ценностных ориентаций, приобретением новых, соответствующих изменившимся условиямª[2].Психологический аспектадаптации состоит в приспособлении человека как личности к существованию вобществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами, склонностями и интересами.Социальная адаптация включает в себя такие важнейшие компоненты, как адаптация к условиям проживания, общественной группе (слою населения, профессиональной группе), к семье, трудовому коллективу и т.д. При изменении любого из этих условий происходит напряжение адаптационных механизмов, перестройка адаптационных процессов с учетом более высоких требований, предъявляемых к индивиду окружающей средой. Социализация личности является необходимым составляющим адаптации индивида в обществе и конкретном коллективе, но вместе с тем адаптация это один из путей более полной социализации, т.к. личность активно включается в систему общественных отношений, учась общественно выработанными способами деятельности.Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее он принимает, усваивает свою социальную роль в коллективе[3].Профессиональная адаптацияэто приспособление человека к новым для него условиям труда, овладение им ценностными ориентациями в рамках профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение внутренних норм человека и профессиональной группы, усвоение компонентов профессиональной деятельности (ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий). Она выражается в приспособлении лиц, впервые принятых на службу в ОВД к социальной жизни сотрудников, их коллектива, формировании взаимоотношений с коллегами по работе и в достаточно высоком уровне удовлетворенности этими отношениями.Понятие ©профессиональная адаптацияª в психологопедагогической литературе часто встречается в связи с рассмотрением вопросов, связанных с профессиональной ориентацией. Профессиональная адаптация в этом случае рассматривается как один из составных компонентов профессиональной ориентации. В психологопедагогической литературе по вопросам профориентации, в частности по вопросам профессиональной адаптации, приводится широкий круг определений указанного понятия, характеризующих его сущность в различных аспектах, взгляды отдельных ученых на границы его применения, подходы к объяснению внутренних механизмов действия и место профессиональной адаптации в системе профессиональной ориентации.Профессиональная адаптация как один из видов социальной адаптации имеет как предметную (подсистема ©человекпрофессияª), так и социальнопсихологическую (подсистема ©человекчеловекª и ©человекколлективª) стороны. Эти взаимосвязанные стороны являются двумя элементами единого целостного процесса адаптации, они протекают одновременно, дополняя друг друга, при этом каждый аспект адаптации относительно самостоятелен.Профессиональная адаптация лиц, впервые принятых на службу в ОВД проявляется в формировании у них моделей поведения и взаимодействия, адекватных условиям новой окружающей среды, т.е. происходит адаптация сотрудника к условиям службы, труда в системе ОВД, требованиям профессиональной деятельности (на определенном уровне овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, происходит формирование необходимых профессиональных качеств личности сотрудника, являющихся условием успешного овладения данной специальностью).Таким образом, можно выделить три основных направления, в русле которых происходит профессиональная адаптация лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел. Такой сотрудник адаптируется к условиям служебной деятельности в ОВД (уставные отношения, сама трудовая деятельность: дисциплинарные требования, ответственность, связанная с присягой, определенная форма одежды, несение службы по наряду, подчинение начальникам), требованиям профессиональной деятельности в ее предметном и этическом содержании. Перечисленные группы условий взаимосвязаны между собой, но их значимость меняется на разных этапах овладения впервые принятым на службу сотрудником профессией.На основе анализаквалификационных характеристик и содержания деятельности выделяют три взаимосвязанных группы требований, каждая из которых требует формирования определенных установок и моделей поведения, позволяющих быстрее включиться в профессиональную деятельность.Первая группа требованийсвязана с освоением (присвоением) новой лексики, понятий, понимания роли закона и права в жизни общества в целом и каждого гражданина в частности. Кроме того, на уровне автоматизма лиц, впервые принятых на службу в ОВД должна закладываться необходимость жестко подчинять свою деятельность процессуальным нормам и законам.Вторая группа требований связана с тем, что сотруднику приходится постоянно общаться и взаимодействовать с правонарушителями, преступниками, потерпевшими, пострадавшими. Также как врач, он постоянно сталкивается с чужим горем, асоциальным поведением. В этих условиях необходимо уметь защищать собственную психику и душевное равновесие от пессимизма, цинизма, подозрительности, высокомерия и других форм профессиональной деформации личности сотрудника полиции. В ОВД этому содействуют психологические службы, знания самого сотрудника по психологии людей, закономерностей развития общества, а также владение приемами психологической защиты и релаксации.Третья группа требованийсвязана с тем, что нравственность и этичность сотрудника постоянно подвергаются давлению. Необходимо соблюдать нравственные и этические нормы в условиях властных полномочий и общения с асоциальными элементами. Уважать личность правонарушителя, быть с ним вежливым и выдержанным трудно, особенно в случае встречной агрессии. В ОВД формированию необходимых моделей поведения и взаимодействия содействует освоение разнообразных техник общения, поддержка уважения к своему Отечеству, закону, а также, что особенно важно, стимулирование честолюбия, чувства самоуважения и собственного достоинства специалиста на основе оценки его позитивной мотивации, способностей и профессионализма.
Несомненно, важным моментом в успешной профессиональной адаптации являетсянравственноевоспитание сотрудников.Осознаниепонятиянравственности в деятельности сотрудника органов внутренних дел,и следовательно выработкив процессе нравственного воспитанияу них совокупности моральных качеств и способностей, необходимых и достаточных для оптимального осуществления личной и социальнопрофессиональной жизнедеятельности[4].Таким образом, особенностями профессиональной адаптации лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел как специалистовпрофессионалов является необходимость включатьсяв специфическое правовое, социальнопсихологическое и нравственноэтическое взаимодействие.Выделяют несколько аспектов профессиональной адаптации:профессиональнодеятельностный;профессиональноколлективистский;социальнобытовой.Принято различать процессуальную (этапность, закономерности, трудности, препятствия, возникающие в процессе адаптации) и результативную стороны адаптации (достижение адаптивного состояния или развитие дезадаптации).Под процессом профессиональной адаптацииследует понимать такой период в жизни лиц, впервые принятых на службу в ОВД, когда они активно и сознательно включаются в новую для них сферу правоохранительной деятельности и соответствующую социальную (и профессиональную) среду (условия, нормы, правила и привычки профессионального поведения), в которой им предстоит служить. При этом процессы собственно профессиональной и социальнопсихологической адаптации, обладая относительной самостоятельностью, протекают во взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга.
Профессиональная адаптация лиц, впервые принятых на службу в ОВД предполагает:осознание мотивов и целей служебной деятельности;овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями;выработку профессиональноважных качеств;освоение норм и требований профессии;сближение личностных ценностных ориентаций с ценностными ориентациями коллектива;принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предметов, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии.Рассматривая профессиональную адаптацию как динамическое, комплексное, системное явление, можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты этого процесса:адаптация к содержанию деятельности;адаптация к условиям деятельности;адаптация к служебному коллективу;адаптация к отношениям с руководством;включение в первичную (малую) группу сослуживцев;включение в процессы профессионального саморазвития (развитие мотивации, целеобразование, перестройка самоидентичности, овладение профессиональными знаниями, становление профессиональных умений, навыков и т.д.).Неудовлетворительная адаптация хотя бы к одному из компонентов, нарушение целостности всего процесса не позволяют говорить об успешности процесса адаптации в целом. Нарушение адаптации может приводить к низкой эффективности и качеству оперативнослужебной деятельности, дисциплинарным проступкам, явлениям психической дезадаптации вплоть до формирования кризисных психологических состояний. Особое внимание должно уделяться сотрудникам, требующим повышенного психологопедагогического внимания.Основными субъектами, включенными в процесс профессиональной адаптации лиц, впервые принятых на службу в ОВД и в конечном итоге определяющими ее результаты, являются:руководители ОВД;сотрудники подразделений по работе с личным составом;центры психологической диагностики;наставники;психологи ОВД.Самогó молодого1сотрудника, из числа лиц, впервые принятых на службу ОВД также необходимо рассматривать как наиболее активного субъектапрофессиональной и психологической адаптации, в связи с этим следует строить психологопедагогическое обеспечение дифференцированно, с учетом различных категорий:
вновь поступившие на службу (рядовой, сержантский или офицерский состав, пополняемые из числа гражданских лиц и также гражданских лиц ранее проходивших и уволенных со службы в ОВД);
военнослужащие, уволенные в запас;
выпускники образовательных организаций системы МВД России.Специализация вышеперечисленных субъектов, определение функций и распределение ответственности представляют самостоятельную управленческую 1молодого сотрудника исходя из срока службы, а не возрастной категории
задачу руководителя, которая может быть решена при разработке и утверждении программы профессиональной адаптации.Объединение усилий руководителя, наставника, подразделения по работе с личным составом и психолога в процессе адаптации лиц, впервые принятых на службу, их влияние на интенсивность этого процесса, совместное установление критериев и путей целенаправленного, сознательного управления им это задачи первостепенной важности для ОВД, от решения которых зависит качество службы сотрудника и эффективность его включения в оперативнослужебную деятельность подразделения.Такой подход к проблеме профессиональной адаптации, с одной стороны, уменьшает возможность ошибок, неудовлетворенности, разочарований, связанных с первыми шагами службы, что создает первые предпосылки разного рода негативных явлений (пьянства, профессиональной деформации и т.п.), а с другой стороны, способствует сокращению текучести кадров, улучшению профессиональной подготовки личного состава.Таким образом, адаптация, по существу, призвана решить задачу профессиональной и социальнопсихологической надежности лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел.
Ссылки на источники1.Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социальнопсихологических аспектов адаптации личности // Методика и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С.173189.2.Методические рекомендации по организации работы с лицами группы повышенного риска в органах и подразделениях МВД России. М., 1995.3.Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие. СПб.: Издво Смольного унта, 2000.4Петрова А.С., Шелепова М.А. Понятие нравственности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел //Тюмень, ТИПК МВД России ©Юридическая наука и правоохранительная практикаª №2, 2013.
кандидат педагогических наук, начальник кафедры кадрового и моральнопсихологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г.Тюменьshelepovam@mail.ru
Понятие и сущность процесса профессиональной адаптации лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел
Аннотация. В статье рассматривается понятие адаптации, история использования данного термина в различныхнаучных аспектах, приводится понятиепрофессиональной адаптации лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, выделяются основные направления, в русле которых происходит профессиональная адаптация лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел.Ключевые слова: адаптация, профессия, профессиональная адаптация, лица, впервые принимаемые на службу в ОВД,управление,профессиональнаяи социальнопсихологическаянадежность.
Проблема адаптации человека относится к проблемам, для которых характерна многоаспектность подходов и многообразие акцентов, расставленных в результате их изучения. Исходным этапом к научному изучению адаптации послужили работы в области биологии и медицины, поскольку в этих науках довольно рано зародились попытки исследования взаимосвязи организмов с окружающей их средой.В общебиологической трактовке адаптацияпредставляет собой процесс и систему механизмов, обеспечивающих приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям среды. И это закономерно, т.к. прежде чем стать личностью, человек в первую очередь подчинен биологическим процессам. Биологическая и физиологическая природа является фундаментом всей психической и социальной деятельности, которая напрямую отвечает за взаимодействие индивида с внешней средой.Адаптация (от лат. adaption) есть приспособление. Сама способность к приспособлению это всеобщее свойство живой материи, являющейся основой существования и взаимосвязи жизненных процессов. Адаптация обеспечивает равновесие между взаимодействием организма на среду и обратным взаимодействием среды на организм. Понятие ©адаптацияª трактуется поразному: от простейшего приспособления живого организма (живой материи) к среде вообще и до сложнейшей социальной и профессиональной адаптации человека, которая представляет собой, прежде всего процесс взаимодействия определенного субъекта (личность, группа, коллектив и др.) с окружающей средой, где под средой понимается некая взаимосвязанная система различных сфер: природной, экономической, социальной, нравственной и др.Впервые термин ©адаптацияªиспользовал Ч.Дарвин, рассматривая эволюцию видов под действием естественного отбора, связав процессы адаптации особей и развития биологического вида, к которому эти особи принадлежат. Благодаря исследованиям Ж.Бюффона, Ч.Дарвина, Ж.Б.Ламарка проблемаадаптации приобрела теоретическую и эмпирическую базу, тем самым расширив границы применения термина ©адаптацияª.Наравнес широкимтолкованиембиологического понятия адаптации как приспособления организма к условиям среды, охватывающей взаимное влияние ивзаимную зависимость организма и среды обитания, существует и узкое понимание адаптации как приспособления организма к условиям среды, при котором нет активной деятельности подсистемы, изменяющей и использующей окружающие условия.Адаптацияв широком смысле есть приспособление к окружающим условиям. Как правило, выделяют биологический (психофизиологический) и психологический аспекты адаптации, причем качественное своеобразие адаптационных процессов у человека состоит в их активном, личностнои социальноопосредованном характере, дающем возможность произвольного (сознательного) контроля, в том числе ряда психофизиологических адаптационных реакций.Адаптационные возможности человека существенно превосходят возможности других живых существ, т.к. опосредуются процессами социализации, усвоения культурных эталонов, осознанного выбора и включения в систему социальных связей и отношений. Особое значение для адаптации человека имеют воспитание, общее образование, состояние физического и психического здоровья, профессиональная подготовка.Итак, в процессе развития человек в первую очередь адаптируется в сфере ©человек природная средаª, а уже затем в сфере ©человек социальная средаª. Способность к приспособлению адаптация всеобщее свойство живой материи, являющееся основой существования и взаимосвязи жизненных процессов. Адаптация обеспечивает равновесие между взаимодействием организма на среду, и наоборот, взаимодействием среды на организм.Можно сказать, что, адаптируясь, человек подстраивается под внешнюю среду и адаптирует среду к своим возможностям. О.И.Зотова и И.К.Кряжева считают, что ©…адаптация человека это приспособление не столько к физическим, химическим, биологическим условиям планеты, сколько приспособление к его техносфере и ноосфере, ибо на современного человека любой фактор внешней среды действует, лишь преломляясь через всю совокупность производственных отношений…ª[1].Такая способность человека к воздействию социальных факторов скрыта в высоких адаптационных возможностях высшей нервной и психической деятельности человека, т.к. за ними и закреплена решающая роль в переработке социальной информации и субъективного отражения факторов природной и социальной среды.Высший уровень адаптации это адаптация в сфере отношений ©человек социальная средаª, т.е. социальная адаптация. Конечно же, она значительно отличается от адаптации природной. И это действительно так, потому что человек, вступая в социальную жизнь, приобретает разнообразный опыт этой самой социальной жизни. Человек проходя путь взросления, социализации, становления как личности через ©пробы и ошибкиª у него формируются разные стили поведения, которые соответствуют изменяющимся условиям окружающей среды и ситуации в целом. И поэтому, как заключает И.А.Милославова, ©это часто сопровождается отказом от сложившихся ранее понятий и представлений, установок, ценностных ориентаций, приобретением новых, соответствующих изменившимся условиямª[2].Психологический аспектадаптации состоит в приспособлении человека как личности к существованию вобществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами, склонностями и интересами.Социальная адаптация включает в себя такие важнейшие компоненты, как адаптация к условиям проживания, общественной группе (слою населения, профессиональной группе), к семье, трудовому коллективу и т.д. При изменении любого из этих условий происходит напряжение адаптационных механизмов, перестройка адаптационных процессов с учетом более высоких требований, предъявляемых к индивиду окружающей средой. Социализация личности является необходимым составляющим адаптации индивида в обществе и конкретном коллективе, но вместе с тем адаптация это один из путей более полной социализации, т.к. личность активно включается в систему общественных отношений, учась общественно выработанными способами деятельности.Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее он принимает, усваивает свою социальную роль в коллективе[3].Профессиональная адаптацияэто приспособление человека к новым для него условиям труда, овладение им ценностными ориентациями в рамках профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение внутренних норм человека и профессиональной группы, усвоение компонентов профессиональной деятельности (ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий). Она выражается в приспособлении лиц, впервые принятых на службу в ОВД к социальной жизни сотрудников, их коллектива, формировании взаимоотношений с коллегами по работе и в достаточно высоком уровне удовлетворенности этими отношениями.Понятие ©профессиональная адаптацияª в психологопедагогической литературе часто встречается в связи с рассмотрением вопросов, связанных с профессиональной ориентацией. Профессиональная адаптация в этом случае рассматривается как один из составных компонентов профессиональной ориентации. В психологопедагогической литературе по вопросам профориентации, в частности по вопросам профессиональной адаптации, приводится широкий круг определений указанного понятия, характеризующих его сущность в различных аспектах, взгляды отдельных ученых на границы его применения, подходы к объяснению внутренних механизмов действия и место профессиональной адаптации в системе профессиональной ориентации.Профессиональная адаптация как один из видов социальной адаптации имеет как предметную (подсистема ©человекпрофессияª), так и социальнопсихологическую (подсистема ©человекчеловекª и ©человекколлективª) стороны. Эти взаимосвязанные стороны являются двумя элементами единого целостного процесса адаптации, они протекают одновременно, дополняя друг друга, при этом каждый аспект адаптации относительно самостоятелен.Профессиональная адаптация лиц, впервые принятых на службу в ОВД проявляется в формировании у них моделей поведения и взаимодействия, адекватных условиям новой окружающей среды, т.е. происходит адаптация сотрудника к условиям службы, труда в системе ОВД, требованиям профессиональной деятельности (на определенном уровне овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, происходит формирование необходимых профессиональных качеств личности сотрудника, являющихся условием успешного овладения данной специальностью).Таким образом, можно выделить три основных направления, в русле которых происходит профессиональная адаптация лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел. Такой сотрудник адаптируется к условиям служебной деятельности в ОВД (уставные отношения, сама трудовая деятельность: дисциплинарные требования, ответственность, связанная с присягой, определенная форма одежды, несение службы по наряду, подчинение начальникам), требованиям профессиональной деятельности в ее предметном и этическом содержании. Перечисленные группы условий взаимосвязаны между собой, но их значимость меняется на разных этапах овладения впервые принятым на службу сотрудником профессией.На основе анализаквалификационных характеристик и содержания деятельности выделяют три взаимосвязанных группы требований, каждая из которых требует формирования определенных установок и моделей поведения, позволяющих быстрее включиться в профессиональную деятельность.Первая группа требованийсвязана с освоением (присвоением) новой лексики, понятий, понимания роли закона и права в жизни общества в целом и каждого гражданина в частности. Кроме того, на уровне автоматизма лиц, впервые принятых на службу в ОВД должна закладываться необходимость жестко подчинять свою деятельность процессуальным нормам и законам.Вторая группа требований связана с тем, что сотруднику приходится постоянно общаться и взаимодействовать с правонарушителями, преступниками, потерпевшими, пострадавшими. Также как врач, он постоянно сталкивается с чужим горем, асоциальным поведением. В этих условиях необходимо уметь защищать собственную психику и душевное равновесие от пессимизма, цинизма, подозрительности, высокомерия и других форм профессиональной деформации личности сотрудника полиции. В ОВД этому содействуют психологические службы, знания самого сотрудника по психологии людей, закономерностей развития общества, а также владение приемами психологической защиты и релаксации.Третья группа требованийсвязана с тем, что нравственность и этичность сотрудника постоянно подвергаются давлению. Необходимо соблюдать нравственные и этические нормы в условиях властных полномочий и общения с асоциальными элементами. Уважать личность правонарушителя, быть с ним вежливым и выдержанным трудно, особенно в случае встречной агрессии. В ОВД формированию необходимых моделей поведения и взаимодействия содействует освоение разнообразных техник общения, поддержка уважения к своему Отечеству, закону, а также, что особенно важно, стимулирование честолюбия, чувства самоуважения и собственного достоинства специалиста на основе оценки его позитивной мотивации, способностей и профессионализма.
Несомненно, важным моментом в успешной профессиональной адаптации являетсянравственноевоспитание сотрудников.Осознаниепонятиянравственности в деятельности сотрудника органов внутренних дел,и следовательно выработкив процессе нравственного воспитанияу них совокупности моральных качеств и способностей, необходимых и достаточных для оптимального осуществления личной и социальнопрофессиональной жизнедеятельности[4].Таким образом, особенностями профессиональной адаптации лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел как специалистовпрофессионалов является необходимость включатьсяв специфическое правовое, социальнопсихологическое и нравственноэтическое взаимодействие.Выделяют несколько аспектов профессиональной адаптации:профессиональнодеятельностный;профессиональноколлективистский;социальнобытовой.Принято различать процессуальную (этапность, закономерности, трудности, препятствия, возникающие в процессе адаптации) и результативную стороны адаптации (достижение адаптивного состояния или развитие дезадаптации).Под процессом профессиональной адаптацииследует понимать такой период в жизни лиц, впервые принятых на службу в ОВД, когда они активно и сознательно включаются в новую для них сферу правоохранительной деятельности и соответствующую социальную (и профессиональную) среду (условия, нормы, правила и привычки профессионального поведения), в которой им предстоит служить. При этом процессы собственно профессиональной и социальнопсихологической адаптации, обладая относительной самостоятельностью, протекают во взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга.
Профессиональная адаптация лиц, впервые принятых на службу в ОВД предполагает:осознание мотивов и целей служебной деятельности;овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями;выработку профессиональноважных качеств;освоение норм и требований профессии;сближение личностных ценностных ориентаций с ценностными ориентациями коллектива;принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предметов, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии.Рассматривая профессиональную адаптацию как динамическое, комплексное, системное явление, можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты этого процесса:адаптация к содержанию деятельности;адаптация к условиям деятельности;адаптация к служебному коллективу;адаптация к отношениям с руководством;включение в первичную (малую) группу сослуживцев;включение в процессы профессионального саморазвития (развитие мотивации, целеобразование, перестройка самоидентичности, овладение профессиональными знаниями, становление профессиональных умений, навыков и т.д.).Неудовлетворительная адаптация хотя бы к одному из компонентов, нарушение целостности всего процесса не позволяют говорить об успешности процесса адаптации в целом. Нарушение адаптации может приводить к низкой эффективности и качеству оперативнослужебной деятельности, дисциплинарным проступкам, явлениям психической дезадаптации вплоть до формирования кризисных психологических состояний. Особое внимание должно уделяться сотрудникам, требующим повышенного психологопедагогического внимания.Основными субъектами, включенными в процесс профессиональной адаптации лиц, впервые принятых на службу в ОВД и в конечном итоге определяющими ее результаты, являются:руководители ОВД;сотрудники подразделений по работе с личным составом;центры психологической диагностики;наставники;психологи ОВД.Самогó молодого1сотрудника, из числа лиц, впервые принятых на службу ОВД также необходимо рассматривать как наиболее активного субъектапрофессиональной и психологической адаптации, в связи с этим следует строить психологопедагогическое обеспечение дифференцированно, с учетом различных категорий:
вновь поступившие на службу (рядовой, сержантский или офицерский состав, пополняемые из числа гражданских лиц и также гражданских лиц ранее проходивших и уволенных со службы в ОВД);
военнослужащие, уволенные в запас;
выпускники образовательных организаций системы МВД России.Специализация вышеперечисленных субъектов, определение функций и распределение ответственности представляют самостоятельную управленческую 1молодого сотрудника исходя из срока службы, а не возрастной категории
задачу руководителя, которая может быть решена при разработке и утверждении программы профессиональной адаптации.Объединение усилий руководителя, наставника, подразделения по работе с личным составом и психолога в процессе адаптации лиц, впервые принятых на службу, их влияние на интенсивность этого процесса, совместное установление критериев и путей целенаправленного, сознательного управления им это задачи первостепенной важности для ОВД, от решения которых зависит качество службы сотрудника и эффективность его включения в оперативнослужебную деятельность подразделения.Такой подход к проблеме профессиональной адаптации, с одной стороны, уменьшает возможность ошибок, неудовлетворенности, разочарований, связанных с первыми шагами службы, что создает первые предпосылки разного рода негативных явлений (пьянства, профессиональной деформации и т.п.), а с другой стороны, способствует сокращению текучести кадров, улучшению профессиональной подготовки личного состава.Таким образом, адаптация, по существу, призвана решить задачу профессиональной и социальнопсихологической надежности лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел.
Ссылки на источники1.Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социальнопсихологических аспектов адаптации личности // Методика и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С.173189.2.Методические рекомендации по организации работы с лицами группы повышенного риска в органах и подразделениях МВД России. М., 1995.3.Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие. СПб.: Издво Смольного унта, 2000.4Петрова А.С., Шелепова М.А. Понятие нравственности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел //Тюмень, ТИПК МВД России ©Юридическая наука и правоохранительная практикаª №2, 2013.