Использование краеведческого материала как способ формирования интереса учащихся на занятиях по физике
Международная
публикация
Выпуск:
ART 85924
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермакова
Е.
В. Использование краеведческого материала как способ формирования интереса учащихся на занятиях по физике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4616–4620. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85924.htm.
Аннотация. В статье предлагаются варианты использования краведческого материала: на уроках, конференциях, при решении задач. Разработка планов учебных конференций будет полезна также при реализации межпредметных связей на уроках.
Похожие статьи
Текст статьи
Ермакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физикоматематических дисциплин и профессиональнотехнологического образования ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, г. Ишим ErmakowaEl@mail.ru
Молгождарова Жулдыз, студентка факультета математики, информатики и естественных наук «Тюменский государственный университет»,филиал в г. Ишиме, г. Ишим
Использование краеведческого материала как способформированияинтереса учащихся на занятиях по физике
Аннотация.В статье предлагаются варианты использования краведческого материала: на уроках, конференциях, при решении задач. Разработка планов учебных конференций будет полезна также при реализации межпредметных связей на уроках.Ключевые слова: краеведческий материал, физическая задача, решение задач, учебные конференции.
Физика –однаиз основных наук естественнонаучного цикла. Она имеет огромное познавательное, политехническое, экологическое и мировоззренческоезначение для учащихся. Для определения содержания образования должны учитываться основные сферы самоопределения личности: природа, ноосфера, общество, производство, человек. В настоящее время достижения науки и техники стали настолько масштабными, и деятельность людей стала так существенно влиять на природу, что все это ставит под угрозу существование людей на планете Земля. Это и ядерная война, и озоновые «дыры», и глобальное потепление климата, и загрязнение воды, воздуха и продуктов питания промышленными отходами, и воздействие электромагнитных излучений на человека, и провоцирование землетрясений, и катаклизмы климата. Изучение процессов происходящих в ноосфере, нарушение равновесия этих процессов вызывает необходимость формирование нравственной ответственности в использовании результатов научно–технического прогресса. И разработки путей для устранения отрицательного влияния деятельности человеческого общества на окружающую природу. Для осознания принципа всеобщей связи явлений в природе очень важно сформировать у учащихся умение видеть проявление явлений и законов физики и математики в окружающей действительности, поэтому в учебном процессе невозможно обойтись без использования местного краеведческого материала на занятиях по физике и математике. Использование местного краеведческого материала позволяет более эффективно организовать работу учащихся, служит одним из способов формирования устойчивого интереса учащихся к школьным дисциплинам, активизирует учебную и познавательную деятельность школьников, так как этот материал более нагляден и важен для жизни общества, более конкретен и простдля понимания школьникам. Если учащиеся не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызывает у них лишь созерцания, а не содержательный интерес к предмету. Краеведение и краеведческий материал помогает более глубокоизучить и понять исторические события,усиливает восприятие исторического процесса и оказывает большое воспитательное и образовательное действие на учащихся. Особенно это касается местных, археологических, этнографических и исторических памятников, иллюстрирующим и углубляющим знания учащихся о прошлом.Краеведение приближает учащихся к пониманию сегодняшних процессов, учит их исследовать, сопоставлять, а не только быть посторонним наблюдателем. При этом роль учителя состоит в том, чтобы помочь соединить в учащихся физическиеоткрытия с отношениемк Родине, к судьбам людей. При подготовке к уроку с элементами краеведения необходимо подобрать материал из первоисточников, прессы, обязательно посмотреть задания в учебнике, выработать систему проведения урока и контроль за знаниями.Используя краеведческий материал на уроках, можно применять различные формы работы–рассказ, чтение книги, лекции, сообщения, доклады, рефераты, научнопрактические конференции. При этом учащимся приходится работать с письменными и печатными источниками–чтение по списку рекомендуемой литературы, периодическую печать, семейные архивы, встречи с участниками событий. При отборе местного краеведческого материала для уроков можноруководствоваться:
связью местных сведений с изучаемым материалом по физике;
доступностью краеведческого материаладля пониманияучащихся;
выбором времени на изучение местного материала;
межпредметнымисвязямифизики с курсами математики, биологии, географии, химии и истории;
значениемпредлагаемого материала дляактивизации интереса учащихся;
задачамии целями экологическоговоспитанияи формированиемнаучного мировоззрения учащихся;
отражениемосновных направлений научно–технического прогресса и главных перспектив развития района, области, края, республики, страны;
При применении краеведческого материала можно использовать следующие методы и приемы: 1)беседы и лекции учителя на уроках дляактуализации знаний, 2)постановкупроблем, для иллюстрации применения законов физикина практике; 2) подготовкуучащимися докладов, рефератов, сообщений по конкретнымтемам курса физики [2, 3]; 3) составление и решение задач, в условиях которых содержатся сведения из окружающей действительности; 4) проведение экскурсий и выполнение учащимися индивидуальных и групповых заданий по материалам экскурсий; 5) организациюнаучно–исследовательской деятельности учащихся для определения степени загрязнения окружающей среды и поиска способов уменьшения отрицательной деятельности человечества на природу; 6) проведение исследовательских лабораторных работ по физике с использованием местного краеведческого материала; 7) организация чтения и анализа научно–популярной и периодической литературы, материалов конференций, где приводится краеведческийматериал; 8) подготовка выступлений учащихся по материалам сказок, сказаний и легенд для иллюстрации физических явлений и законов[1]; 9) оформление стендов и альбомов для иллюстрациииспользования краеведческого материала назанятиях. В качестве примера можно рекомендовать такие задачидля учащихся, на примере материала о Тюменской области: Задача:В справочной литературе найти глубину озер Тюменской области и определить давление воды на дно озера. Задача:В литературе найти высоту окружающих гор и вычислить атмосферное давление на этих вершинах и температуру кипения воды на них, если у подножия этих гор нормальное атмосферное давление. Задача:Протяженность Иртыша от его истоков до слияния с Обью равна 4248 км. Это расстояние иртышская вода проходила за 236 часов. После строительства УстьКаменогорской и Бухтаминской ГЭС и Шульбинского водохранилища скорость течения реки уменьшилась в 5 раз. Рассчитайте, какова была раньше и какова сейчас скорость воды в Иртыше?Задача:Измерить скорость течения реки, вычислить расход воды в ней за одну минуту и подсчитать мощность этого потока воды. Задача:Исследовать степень загрязнения снега в разных частях города или села, и выяснить какие предприятия оказывают наибольшее влияние на это загрязнение. Подготовить доклады для конференции по местному материалу, например,
Загрязнение атмосферного воздуха.Загрязнение атмосферного воздуха –это изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем. Можно рассмотреть виды загрязнений и способы их кстранения (см. табл 1)Таблица 1Загрязнение воздухаВиды загрязненийФизические процессы или явления, способствующие загрязнениюСпособы устранения загрязненийВредные веществаДиффузия, движениевоздушных масс1.Экологизация технологических процессов2.Очистка промышленных выбросов.3.Создание «чистых» видов транспорта. Разрушение озонового слояРазрушение молекул озонаПарниковый эффектПереизлучение тепла Землёй, рост температуры
Для более глубокого понимания проблемы загрязнения воздуха решим задачу:Определите расход кислорода при 8–часовой работе двигателя автомобиля, если для сжигания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода? Расход бензина 16 кг/ч. (Ответ: 380 кг)И это только при работе двигателя одной машины, а для ста машин потребуется 38 т кислорода! А сколько их всего только в нашем городе?Задача:Почему переход автомобилей на газовое топливо приводит к меньшему загрязнению воздуха? (Ответ: Газ лучше смешивается с воздухом, чем бензин, поэтому полнее сгорает в двигателе, продуктов сгорания образуется меньше.)Задача: Определите ускорение автомобиля, если он, стартуя, набирает за 8 с скорость 95 км/ч. (Ответ: 3,3 м/с2)Информация к размышлению: 1 га 300летних дубрав государственного заповедника за день выделяет 200 кг кислорода. Общая площадь этих дубрав 160 га, следовательно, за сутки они вырабатывают 32 т кислорода. Решение и анализ задачи позволяют понять и запомнить основные законы и формулы, создают представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения материала и его усвоения.Решение задач в процессе обучения выполняет следующиефункции:
Овладение теоретическими знаниями.
Овладение понятиями о физических явлениях и величинах.
Умственного развития, творческого мышления и специальных способностей учащихся.
Знакомит учащихся с достижениями науки и техники.
Воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, характер, целеустремленность.
Является средством контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся.Активное целенаправленное мышление всегда есть решение задач в широком понимании этого слова.Решение задач –одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется учебная деятельность учащихся.Ценность задач определяется, прежде всего, той информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи по физике, в которых описываются опыты и открытия,а также задачи, показывающие присущие физике методы исследования. Задачи с историческим, краеведческим содержанием позволяют показать борьбу идей, возникавшие перед учеными трудности и пути их преодоления. "Ничто так не способствует общему развитию и формированию детского сознания, как знакомство с историей человеческих усилий в области науки, отраженной в жизнеописаниях великих ученых прошлого и постепенной в эволюции идей", писал П. Ланжевен. В целях политехнического обучения задачи важны также как средство формирования ряда практических умений и навыков. В процессе решения задач учащиеся приобретают умения и навыки применять свои знания для анализа различных физических явлений в природе, технике и быту; выполнять чертежи, рисунки, графики; производить расчеты; пользоваться справочной литературой.С помощью задач можно ознакомить учащихся с возникновением новых прогрессивных идей, обратить внимание на достижения отечественной науки и техники. Наряду с задачами производственного содержания большое значение для связи обучения с жизнью имеют задачи о физических явлениях в быту. Они помогают видеть физику "вокруг нас", воспитывают у учащихся наблюдательность. Например:Задача:Рассчитать стоимость электроэнергии, которая потребляется вашей стиральной машиной, холодильником или телевизором за 3 ч. работы.Задача:Маршрутный автобус № 5 расходует за день 60 кг бензина. Сколько кубометров газа выделяет он в городе, загрязняя среду? Плотность этого газа при температуре 0°С равна 0,002 кг/м3. Какие способы защиты атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта вы можете назвать? Задача:Выберите на вашей улице участок дороги протяженностью 100 м, подсчитайте число легковых и грузовых автомобилей, проходящих по этому участку за 15 минут. Рассчитайте:общий путь, пройденный всеми машинами за 1 час; количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин, зная, что расход топлива на 1 км пути для бензиновых двигателей составляет 0,1 л, а для дизельных –0,4 л (КПД двигателя автомобиля составляет 20%); количество вредных выбросов, учитывая, что при пробеге 1 км автомобиля с бензиновым двигателем выделяется 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л диоксида азота, а у дизельных двигателей выбросов в 4 раза меньше.Решение задач –нелегкий труд,требующий большого напряжения сил, он может нести с собой и творческую радость успехов, любовь к предмету, и горечь разочарований, неверие в свои силы, потерю интереса к физике. Решение задач –чуткий барометр, по которому учитель может постоянно следить за успехами и настроением учеников и эффективностью своей учебновоспитательной работы.1.На каждого жителя крупного города приходится около 60 л воды в сутки. Если вся эта вода сбрасывается в реку, имея температуру около 20оС, то насколько повысится температура реки в результате такого сброса в течение года? Решите эту задачу для города Омска, считая, что средний объем годового стока Иртыша у г. Омска составляет 12 тыс. м3 на каждого жителя, население Омска составляет 1,2 млн. человек, а среднегодовая температура в реке составляет 10оС.Подобные задачи могут широко использоваться учителями предметниками на уроках математики и физики.Юг Тюменской области –сельскохозяйственная зона. Предлагаем задачи по теме "Физика в поле".1.Сделайте ямки в непаханой и во взрыхленной почвах. В какой из ямок земля более влажная?2.Выройте ямку в черноземной почве. Земля на поверхности кучки кажется темной, но по мере высыхания она становится серой. Почему?3.С какой целью вспаханную землю сразу же стремятся забороновать? Что значит «закрыть влагу»? Поясните.4.В случае засухи или при недостатке влаги почву, в которую произведен посев, стремятся прикатать тяжелым катком. Для чего это делается?5.Сравните степень высыхания взрыхленной почвы при ветреной ибезветренной погоде.6.Если в поле имеются защитные насаждения, подумайте над тем, какова их роль в задержании влаги в почве.7.Почему выдернуть с корнем некоторые растения можно, лишь медленно потянув за стебель растения, если же тянуть рывком —стебель отрывается от корня?8.Как, пользуясь термометром, измерить температуру на поверхности почвы? Какие меры надо принять при выполнении этого задания в солнечный день?9.Измерьте температуру почвы на разной глубине (10, 15, 20см).10.Определите глубину борозды.11.Определите давление, производимое нагрунт трактором (колесным и гусеничным), вес трактора узнайте у тракториста или в справочнике.Предлагаем ряд также планов научнопрактических конференцийпоматериалам сельского хозяйства.Конференция От серпа до самоходного комбайнаЦель конференции:ознакомить учащихся с практическим применением физических явлений, процессов и законов физики в сельском хозяйстве.Оформление: рисунки, плакаты с изображением сельскохозяйственной техники.Доклады:1.Как убирали хлеб, когда не было уборочных машин?2.Первые уборочные машины.3.Первый в мире зерновой комбайн А.В. Власенко.4.Самоходные зерновые комбайны.Конференция Физика в сельском хозяйствеЦель конференции: познакомить учащихся с практическим применением законов физики в сельском хозяйстве.Доклады1.Использование инерции в воздухоочистителях.2.Ленточный водоподъемник.3.Трение помогает человеку.4.Борьба с сельскохозяйственными вредителями.5.Можно ли поднять машину одной рукой? КонференцияФизические основы сельскохозяйственного производстваЦель конференции:углубить знания учащихся по физике, познакомить учащихся с устройствами и механизмами, используемыми в сельском хозяйствеПлан:1.Автоматический полив.2.Пневматическое и гидравлическое регулирование скорости.3.Скоростная безотвальная зерноочистительная техника. Скоростные плуги, сеялки.4.Различные способы измерения и регулирования влажности и температуры в сельскохозяйственных помещениях.5.Обработка семян растений электростатическим и магнитным полем.6.Электростатические и электромагнитные семяочистительные машины.7.Электростатические сепараторы.8.Ультрафиолетовое облучение семян растений.КонфенцияФизика и медицинаЦель конференции:углубить знания учащихся по физике, познакомить учащихся с устройствами и механизмами, используемыми в медицинеПлан:1.История возникновения медицины. 2.Связь медицины и физики. 3.Развитие техники и оснащение медицины диагностическими и лечеными препаратами.4.Некоторые простейшие диагностические методы и приборы:медицинский термометр, его устройство, применение;шприц;как ставят банки;стетоскоп;электрокардиография;измерение кровяного давлениябиотоки в человеческом организме.5.Современные способы обследования человека
Хорошим приемом активизации познавательного интереса является подготовка сообщений. Темы могут быть разнообразными:«Физика и экология почвы», «Физика и экология жилища», «Физика и экология быта», «Антропогенное воздействиечеловека на окружающую среду», Учителям физики можнооформлять паспорта основных предприятий, с целью повышения эффективности реализаций политехнического обучения и профориентации школьников.
Ссылки на источники1.Ермакова Е.В. Составление задач межпредметного содержания на занятиях по физике /Академический вестник. 2013. №4(26). С. 146151.2.Ермакова Е.В., Патрушев А.А. Экологическая игра "Счастливый случай" при изучении физики /Научнометодический электронный журнал "Концепт". 2014. №6. С. 2630. 3.Ермакова Е.В. Радиоактивная экология в процессе обучения физике /Экологический мониторинг и биоразнообразие. 2014. № 2(9). С. 194197.4.http://tyumenobl.ru/geo/
Молгождарова Жулдыз, студентка факультета математики, информатики и естественных наук «Тюменский государственный университет»,филиал в г. Ишиме, г. Ишим
Использование краеведческого материала как способформированияинтереса учащихся на занятиях по физике
Аннотация.В статье предлагаются варианты использования краведческого материала: на уроках, конференциях, при решении задач. Разработка планов учебных конференций будет полезна также при реализации межпредметных связей на уроках.Ключевые слова: краеведческий материал, физическая задача, решение задач, учебные конференции.
Физика –однаиз основных наук естественнонаучного цикла. Она имеет огромное познавательное, политехническое, экологическое и мировоззренческоезначение для учащихся. Для определения содержания образования должны учитываться основные сферы самоопределения личности: природа, ноосфера, общество, производство, человек. В настоящее время достижения науки и техники стали настолько масштабными, и деятельность людей стала так существенно влиять на природу, что все это ставит под угрозу существование людей на планете Земля. Это и ядерная война, и озоновые «дыры», и глобальное потепление климата, и загрязнение воды, воздуха и продуктов питания промышленными отходами, и воздействие электромагнитных излучений на человека, и провоцирование землетрясений, и катаклизмы климата. Изучение процессов происходящих в ноосфере, нарушение равновесия этих процессов вызывает необходимость формирование нравственной ответственности в использовании результатов научно–технического прогресса. И разработки путей для устранения отрицательного влияния деятельности человеческого общества на окружающую природу. Для осознания принципа всеобщей связи явлений в природе очень важно сформировать у учащихся умение видеть проявление явлений и законов физики и математики в окружающей действительности, поэтому в учебном процессе невозможно обойтись без использования местного краеведческого материала на занятиях по физике и математике. Использование местного краеведческого материала позволяет более эффективно организовать работу учащихся, служит одним из способов формирования устойчивого интереса учащихся к школьным дисциплинам, активизирует учебную и познавательную деятельность школьников, так как этот материал более нагляден и важен для жизни общества, более конкретен и простдля понимания школьникам. Если учащиеся не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызывает у них лишь созерцания, а не содержательный интерес к предмету. Краеведение и краеведческий материал помогает более глубокоизучить и понять исторические события,усиливает восприятие исторического процесса и оказывает большое воспитательное и образовательное действие на учащихся. Особенно это касается местных, археологических, этнографических и исторических памятников, иллюстрирующим и углубляющим знания учащихся о прошлом.Краеведение приближает учащихся к пониманию сегодняшних процессов, учит их исследовать, сопоставлять, а не только быть посторонним наблюдателем. При этом роль учителя состоит в том, чтобы помочь соединить в учащихся физическиеоткрытия с отношениемк Родине, к судьбам людей. При подготовке к уроку с элементами краеведения необходимо подобрать материал из первоисточников, прессы, обязательно посмотреть задания в учебнике, выработать систему проведения урока и контроль за знаниями.Используя краеведческий материал на уроках, можно применять различные формы работы–рассказ, чтение книги, лекции, сообщения, доклады, рефераты, научнопрактические конференции. При этом учащимся приходится работать с письменными и печатными источниками–чтение по списку рекомендуемой литературы, периодическую печать, семейные архивы, встречи с участниками событий. При отборе местного краеведческого материала для уроков можноруководствоваться:
связью местных сведений с изучаемым материалом по физике;
доступностью краеведческого материаладля пониманияучащихся;
выбором времени на изучение местного материала;
межпредметнымисвязямифизики с курсами математики, биологии, географии, химии и истории;
значениемпредлагаемого материала дляактивизации интереса учащихся;
задачамии целями экологическоговоспитанияи формированиемнаучного мировоззрения учащихся;
отражениемосновных направлений научно–технического прогресса и главных перспектив развития района, области, края, республики, страны;
При применении краеведческого материала можно использовать следующие методы и приемы: 1)беседы и лекции учителя на уроках дляактуализации знаний, 2)постановкупроблем, для иллюстрации применения законов физикина практике; 2) подготовкуучащимися докладов, рефератов, сообщений по конкретнымтемам курса физики [2, 3]; 3) составление и решение задач, в условиях которых содержатся сведения из окружающей действительности; 4) проведение экскурсий и выполнение учащимися индивидуальных и групповых заданий по материалам экскурсий; 5) организациюнаучно–исследовательской деятельности учащихся для определения степени загрязнения окружающей среды и поиска способов уменьшения отрицательной деятельности человечества на природу; 6) проведение исследовательских лабораторных работ по физике с использованием местного краеведческого материала; 7) организация чтения и анализа научно–популярной и периодической литературы, материалов конференций, где приводится краеведческийматериал; 8) подготовка выступлений учащихся по материалам сказок, сказаний и легенд для иллюстрации физических явлений и законов[1]; 9) оформление стендов и альбомов для иллюстрациииспользования краеведческого материала назанятиях. В качестве примера можно рекомендовать такие задачидля учащихся, на примере материала о Тюменской области: Задача:В справочной литературе найти глубину озер Тюменской области и определить давление воды на дно озера. Задача:В литературе найти высоту окружающих гор и вычислить атмосферное давление на этих вершинах и температуру кипения воды на них, если у подножия этих гор нормальное атмосферное давление. Задача:Протяженность Иртыша от его истоков до слияния с Обью равна 4248 км. Это расстояние иртышская вода проходила за 236 часов. После строительства УстьКаменогорской и Бухтаминской ГЭС и Шульбинского водохранилища скорость течения реки уменьшилась в 5 раз. Рассчитайте, какова была раньше и какова сейчас скорость воды в Иртыше?Задача:Измерить скорость течения реки, вычислить расход воды в ней за одну минуту и подсчитать мощность этого потока воды. Задача:Исследовать степень загрязнения снега в разных частях города или села, и выяснить какие предприятия оказывают наибольшее влияние на это загрязнение. Подготовить доклады для конференции по местному материалу, например,
Загрязнение атмосферного воздуха.Загрязнение атмосферного воздуха –это изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем. Можно рассмотреть виды загрязнений и способы их кстранения (см. табл 1)Таблица 1Загрязнение воздухаВиды загрязненийФизические процессы или явления, способствующие загрязнениюСпособы устранения загрязненийВредные веществаДиффузия, движениевоздушных масс1.Экологизация технологических процессов2.Очистка промышленных выбросов.3.Создание «чистых» видов транспорта. Разрушение озонового слояРазрушение молекул озонаПарниковый эффектПереизлучение тепла Землёй, рост температуры
Для более глубокого понимания проблемы загрязнения воздуха решим задачу:Определите расход кислорода при 8–часовой работе двигателя автомобиля, если для сжигания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода? Расход бензина 16 кг/ч. (Ответ: 380 кг)И это только при работе двигателя одной машины, а для ста машин потребуется 38 т кислорода! А сколько их всего только в нашем городе?Задача:Почему переход автомобилей на газовое топливо приводит к меньшему загрязнению воздуха? (Ответ: Газ лучше смешивается с воздухом, чем бензин, поэтому полнее сгорает в двигателе, продуктов сгорания образуется меньше.)Задача: Определите ускорение автомобиля, если он, стартуя, набирает за 8 с скорость 95 км/ч. (Ответ: 3,3 м/с2)Информация к размышлению: 1 га 300летних дубрав государственного заповедника за день выделяет 200 кг кислорода. Общая площадь этих дубрав 160 га, следовательно, за сутки они вырабатывают 32 т кислорода. Решение и анализ задачи позволяют понять и запомнить основные законы и формулы, создают представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения материала и его усвоения.Решение задач в процессе обучения выполняет следующиефункции:
Овладение теоретическими знаниями.
Овладение понятиями о физических явлениях и величинах.
Умственного развития, творческого мышления и специальных способностей учащихся.
Знакомит учащихся с достижениями науки и техники.
Воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, характер, целеустремленность.
Является средством контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся.Активное целенаправленное мышление всегда есть решение задач в широком понимании этого слова.Решение задач –одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется учебная деятельность учащихся.Ценность задач определяется, прежде всего, той информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи по физике, в которых описываются опыты и открытия,а также задачи, показывающие присущие физике методы исследования. Задачи с историческим, краеведческим содержанием позволяют показать борьбу идей, возникавшие перед учеными трудности и пути их преодоления. "Ничто так не способствует общему развитию и формированию детского сознания, как знакомство с историей человеческих усилий в области науки, отраженной в жизнеописаниях великих ученых прошлого и постепенной в эволюции идей", писал П. Ланжевен. В целях политехнического обучения задачи важны также как средство формирования ряда практических умений и навыков. В процессе решения задач учащиеся приобретают умения и навыки применять свои знания для анализа различных физических явлений в природе, технике и быту; выполнять чертежи, рисунки, графики; производить расчеты; пользоваться справочной литературой.С помощью задач можно ознакомить учащихся с возникновением новых прогрессивных идей, обратить внимание на достижения отечественной науки и техники. Наряду с задачами производственного содержания большое значение для связи обучения с жизнью имеют задачи о физических явлениях в быту. Они помогают видеть физику "вокруг нас", воспитывают у учащихся наблюдательность. Например:Задача:Рассчитать стоимость электроэнергии, которая потребляется вашей стиральной машиной, холодильником или телевизором за 3 ч. работы.Задача:Маршрутный автобус № 5 расходует за день 60 кг бензина. Сколько кубометров газа выделяет он в городе, загрязняя среду? Плотность этого газа при температуре 0°С равна 0,002 кг/м3. Какие способы защиты атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта вы можете назвать? Задача:Выберите на вашей улице участок дороги протяженностью 100 м, подсчитайте число легковых и грузовых автомобилей, проходящих по этому участку за 15 минут. Рассчитайте:общий путь, пройденный всеми машинами за 1 час; количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин, зная, что расход топлива на 1 км пути для бензиновых двигателей составляет 0,1 л, а для дизельных –0,4 л (КПД двигателя автомобиля составляет 20%); количество вредных выбросов, учитывая, что при пробеге 1 км автомобиля с бензиновым двигателем выделяется 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л диоксида азота, а у дизельных двигателей выбросов в 4 раза меньше.Решение задач –нелегкий труд,требующий большого напряжения сил, он может нести с собой и творческую радость успехов, любовь к предмету, и горечь разочарований, неверие в свои силы, потерю интереса к физике. Решение задач –чуткий барометр, по которому учитель может постоянно следить за успехами и настроением учеников и эффективностью своей учебновоспитательной работы.1.На каждого жителя крупного города приходится около 60 л воды в сутки. Если вся эта вода сбрасывается в реку, имея температуру около 20оС, то насколько повысится температура реки в результате такого сброса в течение года? Решите эту задачу для города Омска, считая, что средний объем годового стока Иртыша у г. Омска составляет 12 тыс. м3 на каждого жителя, население Омска составляет 1,2 млн. человек, а среднегодовая температура в реке составляет 10оС.Подобные задачи могут широко использоваться учителями предметниками на уроках математики и физики.Юг Тюменской области –сельскохозяйственная зона. Предлагаем задачи по теме "Физика в поле".1.Сделайте ямки в непаханой и во взрыхленной почвах. В какой из ямок земля более влажная?2.Выройте ямку в черноземной почве. Земля на поверхности кучки кажется темной, но по мере высыхания она становится серой. Почему?3.С какой целью вспаханную землю сразу же стремятся забороновать? Что значит «закрыть влагу»? Поясните.4.В случае засухи или при недостатке влаги почву, в которую произведен посев, стремятся прикатать тяжелым катком. Для чего это делается?5.Сравните степень высыхания взрыхленной почвы при ветреной ибезветренной погоде.6.Если в поле имеются защитные насаждения, подумайте над тем, какова их роль в задержании влаги в почве.7.Почему выдернуть с корнем некоторые растения можно, лишь медленно потянув за стебель растения, если же тянуть рывком —стебель отрывается от корня?8.Как, пользуясь термометром, измерить температуру на поверхности почвы? Какие меры надо принять при выполнении этого задания в солнечный день?9.Измерьте температуру почвы на разной глубине (10, 15, 20см).10.Определите глубину борозды.11.Определите давление, производимое нагрунт трактором (колесным и гусеничным), вес трактора узнайте у тракториста или в справочнике.Предлагаем ряд также планов научнопрактических конференцийпоматериалам сельского хозяйства.Конференция От серпа до самоходного комбайнаЦель конференции:ознакомить учащихся с практическим применением физических явлений, процессов и законов физики в сельском хозяйстве.Оформление: рисунки, плакаты с изображением сельскохозяйственной техники.Доклады:1.Как убирали хлеб, когда не было уборочных машин?2.Первые уборочные машины.3.Первый в мире зерновой комбайн А.В. Власенко.4.Самоходные зерновые комбайны.Конференция Физика в сельском хозяйствеЦель конференции: познакомить учащихся с практическим применением законов физики в сельском хозяйстве.Доклады1.Использование инерции в воздухоочистителях.2.Ленточный водоподъемник.3.Трение помогает человеку.4.Борьба с сельскохозяйственными вредителями.5.Можно ли поднять машину одной рукой? КонференцияФизические основы сельскохозяйственного производстваЦель конференции:углубить знания учащихся по физике, познакомить учащихся с устройствами и механизмами, используемыми в сельском хозяйствеПлан:1.Автоматический полив.2.Пневматическое и гидравлическое регулирование скорости.3.Скоростная безотвальная зерноочистительная техника. Скоростные плуги, сеялки.4.Различные способы измерения и регулирования влажности и температуры в сельскохозяйственных помещениях.5.Обработка семян растений электростатическим и магнитным полем.6.Электростатические и электромагнитные семяочистительные машины.7.Электростатические сепараторы.8.Ультрафиолетовое облучение семян растений.КонфенцияФизика и медицинаЦель конференции:углубить знания учащихся по физике, познакомить учащихся с устройствами и механизмами, используемыми в медицинеПлан:1.История возникновения медицины. 2.Связь медицины и физики. 3.Развитие техники и оснащение медицины диагностическими и лечеными препаратами.4.Некоторые простейшие диагностические методы и приборы:медицинский термометр, его устройство, применение;шприц;как ставят банки;стетоскоп;электрокардиография;измерение кровяного давлениябиотоки в человеческом организме.5.Современные способы обследования человека
Хорошим приемом активизации познавательного интереса является подготовка сообщений. Темы могут быть разнообразными:«Физика и экология почвы», «Физика и экология жилища», «Физика и экология быта», «Антропогенное воздействиечеловека на окружающую среду», Учителям физики можнооформлять паспорта основных предприятий, с целью повышения эффективности реализаций политехнического обучения и профориентации школьников.
Ссылки на источники1.Ермакова Е.В. Составление задач межпредметного содержания на занятиях по физике /Академический вестник. 2013. №4(26). С. 146151.2.Ермакова Е.В., Патрушев А.А. Экологическая игра "Счастливый случай" при изучении физики /Научнометодический электронный журнал "Концепт". 2014. №6. С. 2630. 3.Ермакова Е.В. Радиоактивная экология в процессе обучения физике /Экологический мониторинг и биоразнообразие. 2014. № 2(9). С. 194197.4.http://tyumenobl.ru/geo/