Совершенствование направлений и механизмов использования суверенных фондов Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Элякова И. Д., Аммосов С. П., Эляков А. Л. Совершенствование направлений и механизмов использования суверенных фондов Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4656–4660. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85932.htm.
Аннотация. Статья посвящена выявлению предпосылок возникновения суверенных фондов для их эффективного направления, сохранения и преумножения в перспективе; проведению анализа основных факторов, влияющих на объемы суверенных фондов РФ; совершенствованию направлений и механизмов использования суверенных фондов Российской Федерации; проведению оценки безопасного уровня средств Фонда национального благосостояния РФ (ФНБ) в экономику без вызова «перегрева экономики»; обоснованию разработанных направлений и механизмов эффективного использования средств ФНБ; предложению трех сценариев прогнозирования объемов ФНБ РФ (базового, оптимистического и пессимистического) в зависимости основных факторов, влияющих на объемы ФНБ РФ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Элякова Изабелла ДамдиновнаДоктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и банковское дело» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО "Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", г. Якутскelyak@list.ru

Аммосов Сергей Прокопьевич, старший преподаватель кафедры «Финансы и банковское дело» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО "Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", г. Якутскaspr@rambler.ru

Эляков Александр Львович,студент 2 курса группы ФК13, кафедры «Финансы и банковское дело» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО "Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", г. Якутскelyakov96@mail.ru

Совершенствование направлений и механизмовиспользования

суверенных фондов Российской Федерации

Аннотация.Статья посвящена проведению анализа основных макроэкономических факторов, влияющих на объемы суверенныхфондовРФ; совершенствованию направлений и механизмов использования суверенных фондов Российской Федерации; разработке и экономическому обоснованиюбезопасного уровня средств Фонда национального благосостояния РФ (ФНБ) в реальную экономику без вызова «перегреваэкономики»; обоснованиюразработанныхнаправлений и механизмов эффективного использования средств ФНБ; предложению трех сценариев прогнозирования объемов ФНБ РФ (базового, оптимистического и пессимистического) в зависимости основных факторов, влияющих на объемы ФНБ РФ.Ключевые слова: Суверенный фондгосударства, Фонд национального благосостоянияРФ, направление, использование, механизм, зависимость, фактор.

Достижение благосостояния народов является высшей целью общества с древних времен. Аристотель, выделивший в качестве основных критериев разграничения государств количество властвующих в государстве и осуществляемую государством цель, считал правильным государство, в котором достигается общее благо[1]. В период нестабильной макроэкономической ситуациив мировом рынке нефти перед каждой страной с достаточно большим объемом суверенныхфондов благосостояния государстввстает задача определения эффективной стратегии управленияими, в том числе разработкамеханизмов эффективного сохраненияи расходования средствданных фондов[2]. Актуальность темы заключается в том, что результаты данного исследования позволят эффективно управлять средствами суверенных фондов национального благосостояния для дальнейшего развития экономики государств и повышения уровня благосостояния граждан. Цельюработыявляется выявление проблемы управления средствамисуверенных фондов государствиразработканаправлений эффективного их использования и приумножения.Задачамиисследованияявляются:

•Вопервых: Выявление влиянияосновныхфакторов, влияющих на суверенные фондыблагосостояния государстви РФ;

•Вовторых: Рассмотреть проблемы управления средствамисуверенных фондов государств;•Втретьих: Разработка рекомендаций по эффективному использованию средств Фонда национального благосостояния;•Вчетвертых: Проведение прогнозной оценки доходов Фонда национального благосостояния за счет изменения цены нефти и курса доллара при сохранении объемов экспорта нефти.Проблемами суверенных фондов является –накопление валютныхсредств от реализации нефти, приток которых в экономику стран грозитвызватьее«перегрев».Первым суверенным фондом в России был Стабилизационной фонд,созданный 1 января 2004 года в целях стабилизации экономики. Он являлся частью федерального бюджета и был призван, обеспечит его сбалансированность при снижении цены на нефть сорта Юралс ниже базовой. С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд в Российской Федерации был разделен на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния(ФНБ), ставшими современными суверенными фондами, совокупный объем которых на начало 2015г. составил 9,333 трлнруб.В настоящее время Резервный фонд является частью средств федерального бюджета и призван обеспечивать покрытие ее дефицита и досрочное погашение государственного долга РФ.Резервный фонд фактически заменил Стабилизационный фонд, отличается тем, что источниками его дохода являются и доходы от экспорта газа. В рис. 1 приведена динамика измененийсредств Резервного фонда РФ, на 1 января 2015г. совокупный объем ФНБ составил 4,945трлн руб, что эквивалентно 182,8млрд долларов США.











Рис. 1 Динамика изменений объемов Резервного фонда РФФонд национального благосостояния (ФНБ)представляет собой часть средств федерального бюджета в целях обеспечения софинансированиядобровольных пенсионных накоплений граждан и восполнение дефицита Пенсионного фонда РФ.На рис.2 представлен Совокупный объемФонда национального благосостояния РФ, которыйна начало 2015г составил 4,388 трлн рублей, что эквивалентно 162,2млрд долларов США.











Рис.2.Динамика изменений объемов Фонда национального благосостояния РФВ ходе исследования выявлены основные факторы, влияющие на объемы ФНБ:–объемы добычи и потребления нефти в РФ;–цена за баррель нефти сорта URALS;–курс доллара к национальной валюте РФ –к рублю.Фактические изменения объемовдобычи,потребления нефти в Российской Федерации, ценыза баррель нефти сорта URALSи курса доллара к рублю с 20042014гг.основанные на официальных статистических материалахприведены в таблице 1.Таблица 1Изменения объемовдобычи,потребления нефти в Российской Федерации, ценыза баррель нефти сорта URALSи курса доллара к рублю с 20042014гг.

ГодыОбъемы нефтиЦена нефтиКурс доллара, руб.добычипотребления200446311631,0230,70200547511945,2128,28200648611756,3227,18200749711264,2825,57200849411490,6824,85200950111355,6131,82201051211474,1130,442011518114101,7429,342012526117103,1431,002013531113100,4131,85201452611894,2238,61

Исходя из проведенного анализаизменения объемовдобычиипотребления нефти в Российской Федерации за20042014гг.(рис. 3) объемы добычи и потребления нефти в РФза 14 лет имеютхарактер ростас 327до 526 млн.тонн нефти с 2000 по2014 год.

Рис. 3. Динамика изменений объемов добычи и потребления нефти вРФза 20042014 гг.На основаниипроведенного анализаизменения ценыза баррель нефти сорта URALSв Российской Федерации за20042014гг.(Рис. 4)видно, что цена за баррель нефти имеет тренд к росту, кроме резкого снижения цены на нефть в 2009 г. изза мирового финансового кризиса.

Рис.4. Динамика изменений цены нефти за баррель марки URALSСогласно проведенному анализу изменениякурса доллара к рублю за20042014гг.(Рис. 5)выявлено, что изменение курса доллара к рублю по данным Центрального банка Российской Федерациисоставила с 30,7 до 38,61 руб.за доллар за период 20042014гг.

Рис. 5. Динамика изменений курса доллара к рублю по данным ЦБ РФ

Изменения объемовдобычи,потребления нефти в Российской Федерации, ценыза баррель нефти сорта URALSи курса доллара к рублю с 20042014гг.

ГодыОбъемы нефтиЦена нефтиКурс доллара, в руб.Объем ФНБ, млрддолл.добычипотребления200446311631,0230,7018,1200547511945,2128,2825,3200648611756,3227,1849,9200749711264,2825,5766,6200849411490,6824,8549,5200950111355,6131,8236,1201051211474,1130,4457,72011518114101,7429,3441,52012526117103,1431,0055,02013531113100,4131,8565,6201452611894,2238,6167,35

Как было сказано выше, Фонд национального благосостояния РФ был создан за счёт разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.Фонд национального благосостояния формируется за счёт:1). Нефтегазовых доходов, которые формируются за счёт:налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;вывозных таможенных пошлин на газ природный;вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.2). Доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.С 1 января 2010 года до 1 января2016года доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.Существующие механизмы использования средств Фонда национального благосостоянияРФ:

Первое направление Сохранение «финансовой подушки безопасности». Действующий механизм –средства фонда вкладывается навалютные депозиты ина высоколиквидные государственные облигации США, Англии и Евросоюзав пределах –40%.Например, средства ФНБ были размещены посостоянию на 1 сентября 2014 года на отдельных счетах по учёту средств Фонда национального благосостояния в Банке России:24,42 млрд долларов США;23,97 млрд евро;4,35 млрд фунтов стерлингов;на депозитах во Внешэкономбанке размещено 474,02 млрд рублей и6,25 млрд долларов США;в долговые обязательства иностранных государств, без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности, размещено 3 млрд долларов США.Второе направление

Софинансированиедобровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита)Пенсионного фонда РФ.Действующий механизм –вложение в Инвестиции высоколиквидных облигаций для получения доходов в пределах –40%.Третье направление Получение долгосрочного и краткосрочногодохода путем направления средствфонда в Российский фондпрямых инвестиций(можно было направлять до 10 %);Действующий механизм –направление средствфонда в Российский фондпрямых инвестиций –0%.Четвертое направление –Получение долгосрочного и краткосрочного дохода через инвестированиев инфраструктурные проекты(можно направлять не более 40 %).Действующий механизм инвестирование в инфраструктурные проекты–0%, Как видно, из существующих механизмов использования средств суверенного фонда и за годы существования суверенных фондов РФи до них в виде профицитов федерального бюджета,за счет благоприятнойвнешней мировой конъюнктуры цен на нефть в мировом рынке наше государство получало почти такие же объемы средств равнозначныеобъемам доходов федерального бюджета, но эффективно использовать для благо будущих поколений не удалось.Так как данные средства не использовались для финансирования экономического роста и роста благосостояния граждан, чтобы не создать «перегрев экономики», угрожающее чрезмернымдефицитом государственного бюджета и инфляциейпричиной которого могли стать чрезмерное финансированиеэкономического роста, "перекредитование", избыточноевложение государственных средств вэкономику. Но реальных расчетов, обоснованных оценок эффективности таких направлений и механизмов в литературе не нашли.Поэтому мы предлагаем совершенствовать управление средствами суверенного фонда РФ. На примере Фонда национального благосостояния РФ предлагаемтакие направления и механизмы наиболееэффективного на наш взгляд использования средствданного фонда:По первому направлению Сохранение «финансовой подушки безопасности» Предлагаемтакой механизм: Вложить данные средства в драгоценные металлы в золото и платину для сохранения реальной стоимости средств в пределах –45%, также вложить средства на высоколиквидные валютные депозитыв пределах

5 %.По второмунаправлению

Софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытие дефицита Пенсионного фонда РФПредлагаю механизм –вложение для получения доходовв портфельные инвестиции в экономикудругих стран или на покупкудоли акций зарубежных компаний (Китай)в пределах –15%.

По третьему направлению

Получение долгосрочного и краткосрочного дохода путем направления средствфонда в Российский фондпрямых инвестиций(можно было направлять до 10 %);Предлагаютакой механизм: Инвестиции в недвижимость в пределах –5%.По четвертому направлению

Получение долгосрочного и краткосрочного дохода через инвестирование в инфраструктурные проекты(можно направлять не более 40 %).Предлагаем следующий механизм:Финансирование инвестиционных проектов или прямые инвестиции экономику для развития АПК,машиностроения, авиастроенияи т.д. в пределах –30%;Необходимым экономическим обоснованием предложений по эффективному использованию средств заключается в обоснованииотсутствия в будущем в стране «перегрева экономики»вследствие инвестирования средств Суверенного фондаРФ в экономикув размере 35% от совокупного объема ФНБ, в том числе нафинансирование инвестиционных проектов или прямые инвестиции экономику для развития АПК,машиностроения, авиастроения(30%) и на инвестиции в недвижимость (5 %), которыеравны1,5 трлнруб.«Перегревэкономики»происходит вследствие резкого вливаниясредств при отсутствии изменений денежной массы. Но если изменить размер денежной массы одновременно с началом инвестиций, то можно избежать «перегреваэкономики». Это является следствием фундаментального закона экономики –уравнением обмена, описанным Ирвингом Фишером в 1911 году.Чтобы избежать «перегрева экономики»и инфляции были проведены следующиеобосновывающиерасчеты:Текущая ситуацияпоказателей уравненияИрвингаФишера (на 1.01.2015):

M*V=P*Q



(2)где:V –скорость обращения денег,M –денежная масса,P –уровень ценQ –объем производства.

P*Q = Годовой объем ВВПгосударства (3)

В итоге получаем: 32110,5млрд.руб*2,2238об/год =71406,4млрд.руб.Предлагаемое использование средств ФНБсоставляет в размере 1535,83млрдруб. (4 388,09 млрдрубx35%):При сохранении скорости обращения денег и увеличении ВВП на сумму используемых средств ФНБ, предполагается увеличение денежной массы на следующую сумму (M’ –предполагаемая денежная масса):2,2238*M’ = 71406,4+1535,832,2238*M’ = 72942,23M’=32 800,72 млрд руб.¨M=32800,72 –32110,5=690,22 млрд руб.в таком объемепроизойдет увеличение денежной массы.Предлагаемое увеличение денежной массы на 690,22 млрд руб. не приведет к «перегреву экономики»и не увеличит темпы инфляции в связи с тем, что:1.Согласно уравнению обмена Ирвинга Фишера, увеличение денежной массы соразмерной изменению ВВП не приведет к изменению покупательной способности рубля.

2.Постоянный плавный поток инвестиций из ФНБ позволит более эффективно управлять как инвестициями, так и денежноймассой.Увеличение ВВП на 1535,83 млрд руб. не приведет к «перегреву» экономики, так как для её перегрева необходимы большие инвестиции, в районе 2 200 млрд. руб.(которая увеличит необходимую денежную массу на 1 трлн. руб., приводящая к «предперегревному»состоянию экономики).3.Рекомендуется инвестировать эти деньги через федеральный бюджет развития, избегая инвестирования через банковскую сферу, что позволит избежать дополнительного «нагрева» экономики.Предлагаемв таблице 3 нашу Прогнозную оценкудоходовФНБв 2020году за счет изменения цены на нефть и курса долларапо трем сценариям (базовый, положительный и отрицательный), где объемы добычи нефти мы взяли на всех трех сценариях постояннымив размере 408 млн тн;цена на нефть меняется в 1 базовом варианте

55 долл. за 1 баррель нефти, во втором оптимистичном варианте –70 долл. за баррель и в третьем пессимистичном варианте –40 долл. за баррель нефти; курс доллара к рублю в 1 варианте –50 рублейза 1 доллар, во 2 варианте –45 рублей за 1 доллар, в третьем варианте –65 рублей за 1 доллар.Таблица 3Прогнозная оценка доходов Фонда национального благосостояния РФФакторыОтчетный 2014 г.Сценарии изменения доходов ФНБ в 2020 г.БазовыйОптимистичныйПессимистичныйДоходы от экспорта нефти, млн долларов279856,0163363,2207916,8118809,6Доходы от экспорта нефти, млрд руб10805,28168,169356,267722, 62Цена на нефть, долл/барр94,22557040Объем экспорта, млн тн408408408408Курс доллара, руб/долл38,61504565Объем ФНБ, млрддолл35,1326,5530,4225,1Объем ФНБ, млрдруб1356,721327,51368,91631,5

Как видно, прогнозная оценка доходов Фонда национального благосостояния РФ в базовом и оптимистическом сценариях не сильно отличаются от друг друга, кроме как в пессимистическом сценарии, гдепри низкой цене нефти в размере 40 долларов за баррель нефти, изза высокого курса доллара равной 65 рублей за долларобъем Фонда национального благосостояния вырастет на 119,2 % по сравнению с оптимистическим сценарием или на 120,2 %по сравнению с базовым сценарием прогнозных оценокобъемов ФНБ РФ.Таким образом, результатами исследованияявляются:1. Анализосновныхмакроэкономических факторов, влияющихна объемы суверенного фонда РФ, в том числена объемы средств Фонда национального благосостояния РФ, как изменение и влияние ценынефти в мировом рынке, курсадоллара к рублю и объемовэкспорта нефтидля разработки направлений эффективного их использования.2.Разработка безопасного уровня инвестирования средств Фонда национального благосостояния РФ в реальную экономику и социальную сферу без вызова «перегрева экономики».

3. Разработка направлений и механизмовэффективногоиспользования средств Фонда национального благосостояния РФ для их сохранения и приумножения во благо будущих поколений.

6. Разработка трех сценариев прогнозирования объемов ФНБ РФ (базового, оптимистического и пессимистического) изза изменения основных факторов, влияющих на объемы ФНБ, как цены на нефть и курса доллара, при сохранении объемов экспорта нефтиво всех вариантах.Мы считаем, что используя, фундаментальныйзакон экономики –уравнениеобмена Ирвинга Фишера согласно которого, если изменить размер денежной массы одновременно с началом инвестиций, то можно избежать «перегреваэкономики». Таким образом,можно в перспективе разработать эффективные механизмы управления суверенными фондами, в том числе использования, накопления и увеличения национального богатства во благо будущих поколений.

Ссылки на источники1.Ибраев Р.Х. Роль суверенных фондов на современном глобальном рынке капитала.//Российский внешнеэкономический вестник. –2013. №9. –с.942.Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. –2006. № 2. –С. 2845.3.Данилина М.В. Функционирование государственного нефтяного стабилизационного фонда (опыт Норвегии) // Проблемы прогнозирования. –2004. № 4. –С. 5969.