Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлены причины проблемы межличностного общения младших школьников в классном коллективе, возможное решение трудностей в общении учащихся начальных классов. А также, критерии и уровни проявления межличностных отношений у младших школьников.
Ключевые слова: младший школьник, коллектив, межличностные отношения. 

В настоящее время происходит процесс интенсивного развития общества, пересматриваются ценности, изменяется политика государства в области образования. Одной из важных тенденций современного образования является возрастание роли личностной парадигмы, выражающейся в создании условий для полноценного проявления личностных функций субъектов образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Общение характеризуется как наблюдаемый процесс, в котором актуализируется и проявляется, это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения. 

Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Стоит отметить, что о своеобразии ученических сообществ и особенностей межличностных отношений учащихся исследователи говорили еще в XIX в. (Г.О. Шмидт и др.). В работах авторов 20-х – 30-х гг. также указывалось на особенности детского коллектива (Е.А. Аркин, Г.  Фортунатов и др.). В настоящее время проводятся многочисленные исследования межличностных отношений, межличностного восприятия в группах учащихся (Н.Л.  Коломинский, И.Н. Чернышева и др.). Проблема учащихся коллективов и межличностные отношения в них интенсивно разрабатывается и в педагогике (О.С.  Газман, А.З. Мудрик, С.Д. Поляков и др.).

В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего подростка в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте – наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в  классном коллективе младших школьников.

Благоприятные межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность класса в целом. Новые реалии социума приводят к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с виртуальной действительностью. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Отсюда, вывод, чтопотребность учителей начальных классов состоит в  выявлении и осмыслении проблем межличностного взаимодействия в классном коллективе на основе меняющейся системы начального общего образования, в новом типе связей и отношений между учащимися, характеризующимися сотрудничеством, открытостью и доверием.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе [1, с. 61].

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми.

В первых классах школы младшие школьники больше общаются с учителями, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже
к III–IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастет к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешним изменением характера общение происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнеров по общению определяется для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III–IV классами появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению [2, с.  78].

Процессу личностного роста способствуют и оценка со стороны других людей, и развитие самооценки. На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные высказывания о себе становятся все более полными, детализированными, развернутыми. Школьник способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих.

В младшем школьном возрасте ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния себя и других детей и взрослых. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Младшие школьники, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими, учителем и от которых в большей степени зависит их положение в группе.

На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем самих себя. Вместе с тем самооценка младших школьников часто завышена [7, с. 59]. Важно понимать, что негативный опыт общения в целом ряде случаев не побуждает, а «отвращает» ребенка от стремления к утверждению себя в мире человеческих отношений, может привести к возникновению защитных механизмов – «стены» между собой и человеческим миром, «слепоты на окружающий мир» [3, с. 33].

Особенно важно поддерживать потребность младшего школьника в положительной самооценке, способствовать развитию веры в себя, свои силы («Я могу!»), самостоятельности («Я сам!»). Необходимо развивать адекватную конкретную самооценку высказываний и поступков, определяющих успешность межличностного общения и поведения, а также оценку учеником собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (общения, игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.).

В формировании представления о себе, своих возможностях важную роль по-прежнему играет оценка взрослых (педагога, членов семьи). Она зависит от социальной компетентности учителя, его умения понять ученика, стремления находить хорошее в поведении, возможности предвидеть эмоциональные проблемы, связанные с занижением или завышением самооценки. Для образования адекватных, точных представлений о своих возможностях и качествах личности необходимо, чтобы оценка, которую ученик приобретает в индивидуальном опыте, сочеталась с оценками и знаниями о себе, которые он накапливает в общении со сверстниками и взрослыми. Произвольно сознательному отношению к себе, своей деятельности способствуют различные виды игр, в том числе режиссерские. В ней учащийся вмещает в свое «Я» множество разных образов и позиций. В ролевых взаимодействиях есть возможность для сравнения, сопоставления, объективной оценки своих и чужих поступков.

Для развития у ученика уверенности в себе, становления чувства собственного достоинства, умения отстаивать свою позицию в совместной деятельности необходимо, чтобы учитель и родители всем своим поведением показывали, что они понимают его и готовы порадоваться его успехам, посочувствовать в случае неудачи и т.д. Любовь взрослых и доброжелательное отношение сверстников помогает поддерживать в младшем школьнике самоуважение, является предпосылкой для самовыражения и личностного роста, способствует развитию в ученике стремления к выражению своей истинно человеческой сущности: проявлению доброты, великодушия, порядочности, благородства, совестливости, честности, чуткости, отзывчивости, трудолюбия, смелости, самостоятельности, гражданственности, патриотизма [4, с.18]. Становление чувства собственного достоинства требует поддержки, внимания и охраны со стороны всех специалистов образовательного учреждения, работающих с детьми младшего школьного возраста, и их родителей.

В семь лет базисные характеристики личности младшего школьника становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование и т.п.) и стойкая мотивация достижений. Ответственный ребенок стремится хорошо выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других; испытывает при этом чувство удовлетворения.

Итак, основными причинами, которые вызывают проблемы межличностного взаимодействия младших школьников в классном коллективе, являются:

-  трудности, связанные  с неумением вести себя, незнанием,  что и как сказать;
-  трудности, связанные  с непониманием и неприятием партнера общения;
-  трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью  собственной перцептивной стороны  общения;
-  трудности, связанные  с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;
– трудности, вызванные  общей неудовлетворенностью человека общением.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимание ими другого человека, что связанно с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений [5, с. 142]. Критерии и уровни развития межличностного общения можно представить в  таблице 1. 

                                                                                                              Таблица 1

Критерии и уровни проявления межличностных отношений у младших школьников.

Критерии

Уровни

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Сплоченность

коллектива

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах. Преобладает взаимопонимание, взаимовыручка, уважение и сопереживание членам группы. Члены коллектива испытывают гордость за свой класс

Члены коллектива участвуют в совместных делах в зависимости от ситуации. Взаимовыручка, сопереживание проявляются по отношению к некоторым членам коллектива

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. Преобладают ссоры, взаимная агрессия, обвинения. Члены коллектива не испытывают гордость за свой класс

Статусная позиция

Сближение статусных позиций, преобладание группы «предпочитаемых» детей при 1-2 «звездах» и 1-2 «пренебрегаемых»

Наличие в коллективе 1-2 «звезд» группы «предпочитаемых» детей и достаточного количества «пренебрегаемых»

Разброс статусных позиций от «звезд» до «изолированных» или отсутствие звезд.

Самооценка

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт, высокая оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, уверенность, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств.

Общительность, адекватное отношение к своим успехам и неудачам. Понимание и ощущение человеком важности и необходимости его деятельности в обществе.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, низкая внутренняя оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, зависящей от ситуации или настроения.

Для определения взаимоотношений в классном коллективе критерия «Статусная позиция» младшего школьника можно предложить социометрический метод исследования, разработанный Дж. Морено.

Социометрическая методика – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри группы. При использовании данной методики учитываются ее основные принципиальные положения:

-           взаимоотношения рассматриваются в целостности;

-           не ограничиваясь анализом дружеских пар, исследуется, какое место занимают эти дружеские пары в системе отношений.

Каждому ученику предлагается выбрать тех членов его коллектива, которые соответствуют, по мнению выбирающего, определенному социометрическому критерию. Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяли выявить контуры сложившейся в ней структуры социально-психологических отношений, прежде всего, по вектору взаимных симпатий и антипатий.

Перед началом исследования учащиеся получают инструкцию: «Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения вы смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определенные личные отношения. Теперь представьте себе, что ваш класс начинает складываться сначала и каждому представляется вновь определить состав класса:

-        Кого из ребят вашего класса вы включили бы в состав нового класса?

-        Кого из ребят вашего класса вы не включили бы в состав нового класса?

После заполнения протоколов, по специальной формуле подсчитывается индекс социометрического статуса личности каждого ученика в группе. Индекс социометрического статуса личности в группеопределялся по формуле:

 

Сi =  Σ(+) + Σ(-)

n-1

(1)

где:            

Σ(+) – сумма позитивных выборов этой личности группой;

Σ(-) – сумма негативных выборов этой личности группой;

N – количество членов группы;

Сi – индекс (социометрический статус i члена).

Максимально высокий социометрический статус личности равен плюс 1, а максимально низкий – минус 1. Первый статус возможен в случае только позитивного избрания личности всеми другими членами группы, а второй – в ситуации негативной оценки личности всеми одноклассниками без единого исключения. В реальных социальных группах эти крайности практически не встречаются. Показатели социометрического статуса колеблются между крайностями. Чем ближе этот показатель к плюс 1, тем больше оснований для вывода, согласно которому ученик, имеющий такой высокий статус, играет в данной группе – классном коллективе роль неофициального лидера. В противоположной ситуации, т.е. при приближении статусного показателя к минус 1, должно возникнуть предположение об обнаружении «отверженного» члена коллектива, его «изгоя».

Чтобы наглядно отобразить межличностные отношения и структуру коллектива, можно расположить всех учащихся в зависимости от их статуса на орбите социограммы, представленной на рисунке 1.

  Анализируя причины, вызывающие затруднения в общении младших школьников, можно сделать вывод, что частыми причинами могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека. 

Таким образом, можно сделать вывод, что частыми причинами вызывающие затруднения в общении младших школьников, могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека. 

Итак, решение трудностей в межличностном общении младших школьников на прямую зависит от:

-          своевременной поддержки, внимании и охраны со стороны всех специалистов образовательного учреждения, работающих с детьми младшего школьного возраста, и их родителей;

-          социальной компетентности учителя;

-          учета возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

-          взаимопонимания учителя и учащихся;

-          конструктивных способов разрешения конфликтов;

-          использования различных способов создания ситуаций их общения (игры, тренинги и т.п.);

-          адекватной конкретной оценки и самооценки высказываний и поступков учащихся;

-          стремления к выражению своей истинно человеческой сущности: проявления доброты, великодушия, порядочности, благородства, совестливости, честности, чуткости, отзывчивости, трудолюбия, смелости, самостоятельности, гражданственности, патриотизма.

Подводя итог, можно сказать, что  в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а в конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества. 

Ссылки на источники

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.  Буларчук, С.М. Морозов. – СПб.: Изд. Питер, 2003. – 528 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебно-методическое пособие для студентов сред. пед. учеб. завед. / сост. И.В. Дубровина, А.М.  Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 2004. – 320 с.
  3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие / В.С.  Кукушкин. – М.: ИКЦ «Март», 2004. – 352 с.
  4. Казанцева В.А. «Методы и приемы формирования культуры межличностного общения младших школьников» - "Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, 31 августа 2014 г.: в 2 частях. Часть II / Под. общей редакцией М.Г. Петровой.- г. Белгород.. Агентство перспективных научных исследований (АПНИ)г. Белгород Издательский дом "Белгород" НИУ "БелГУ" 2014. – 17-22 с.  
  5. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М., 2002. 

Viktoriya Kazantseva
Lecturer, Department of pedagogy and methodology of primary education, Kuban state University, Krasnodar
Possible difficulties of interpersonal communication in primary school age
Abstract. The article presents the causes of the problem of interpersonal communication Junior pupils in class, a possible solution of the difficulties in communicating to primary school pupils. And also, criteria and levels of manifestation of interpersonal relations in primary school.
Keywords: Junior high school student, team, interpersonal relationships.

References

  1. Burlachuk L. F., S.M. Morozov Dictionary based on psychological diagnostics / L.F. Malarchuk, S.M. Morozov. - SPb.: Ed. Peter, 2003. - 528 p.
  2. Age and pedagogical psychology: readings: textbook for students of media. PED. proc. zaved. / comp. I. V. Dubrovina, A.M. Parishioners, V. Zatsepin. - M., 2004. - 320p.
  3. Kakushin V.S. Theory and methods of educational work: a Training manual / V.S. Kukushkin. - M.: ICC March, 2004. - 352 p.
  4. Kazantsev, V.A., "Methods and techniques of building a culture of interpersonal communication Junior schoolchildren" - "Theoretical and applied aspects of modern science: proceedings of the proceedings of the II International scientific-practical conference, August 31, 2014: in 2 parts. Part II / Edited. the General editorship of M. G. Petrova.- Belgorod.. Agency for advanced studies (APNI)Belgorod Publishing house "Belgorod" BelSU 2014. - S.17-22
  5. Likhachev, B.T. Pedagogy: lectures / B. T. Likhachev. M., 2002.