Аннотация. В статье представлены: содержание «портфолио» младших школьников, отражающее достижение личностных результатов освоения ООП НОО; этапы работы с «портфолио» младших школьников; критерии оценивания учебно-познавательного интереса младших школьников; «Задание на выявление уровня моральной децентрации» Ж. Пиаже и «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» Г.Ю. Ксензовой; специально подобранный комплекс методов работы с «Портфолио» младших школьников способствующий достижению личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Ключевые слова: портфолио, самоопределение, смыслообразование, мотивация учебной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает в качестве предмета итоговой оценки «…достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…», которые могут быть измерены с помощью «портфолио» младших школьников. Личностные результаты – новый вид требований к освоению основной образовательной программы начального общего образования. Как формировать личностные результаты освоения основной образовательной программы и как их проверить с помощью «портфолио» младших школьников?
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования [1, 36 с.].
Особенностями системы оценки являются:
– комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
– использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
– оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
– оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
– сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
– использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
– уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
– использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
– использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. [2, С. 32-36].
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся личностные универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия – это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Личностные универсальные учебные действия включают в себя три основных блока [3, 148 с.].
- Самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
- Смыслоообразование– поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва.
- Морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
– сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
– ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
– сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою родину, знания знаменательных для отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
– сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
– сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
– знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Чтобы оценить личностные результаты, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является «портфолио».
А как проследить личностный рост, движение, изменения. Как правильно скорректировать работу, помочь ребёнку, научить учащегося самого анализировать. Это труднейшая работа, которая должна вестись с 1 класса, с первого урока.
Информация, которая помещается в портфолио, не должна представлять угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Рассмотрим таблицу, которая показывает, какая информация, отражающая достижения личностных результатов, должна быть в портфолио.
Таблица 1
Содержание «портфолио» младших школьников, отражающее достижение личностных результатов освоения ООП НОО
УУД |
Разделы портфолио |
|||
«Мой портрет» |
«Мои документы» |
«Мои работы» |
«Мои достижения» |
|
Личностные Смысловая линия «Я сам», «Я чувствую», «Моё отношение» |
Автопортрет, «Моя семья», «Это я» «Мир моих увлечений», «Мой режим дня», анкеты, тесты, рисуночные анкеты, рисуночная схемы |
Анализ результатов участия в предметных олимпиадах, конкурсах, тестировании. Размышления над вопросами «Где я хочу и смогу поучаствовать?» «Что удалось, а что нет?» |
Продукты творческой деятельности, отражающие информацию из схемы «Мир моих увлечений», «Мои самые важные поступки в школе и дома» |
Самоанализ своих удач и поражений. Ответы на вопрос «Что я планировал и что у меня получилось?» Моё отношение к моим достижениям |
Работа с «портфолио» младших школьников проходит в 4 этапа.
- Мотивационный.
- Проектировочный.
- Реализационный (презентационный).
- Аналитический.
Мотивационный этап. На этом этапе учитель мотивирует учащихся на создание портфеля достижений. Педагог фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного проекта и перспективы совместной работы в этом направлении.
Проектировочный этап. Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является коллективное создание уникального образца портфолио, организация сбора информации. Учащиеся собирают материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа учителя и школьниками.
Реализационный этап. На этом этапе ученик осуществляет реальный поиск, т.е. работает над созданием своего портфолио, над разделами, которые он берет из проектировочного раздела. Затем младший школьник представляет полученные им результаты.
На этом этапе школьник демонстрирует достигнутые результаты – дипломы, грамоты, сертификаты. Учащийся презентует готовый проект портфолио.
Аналитический этап. На этом этапе организуется педагогическая консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы ученика. Анализируются успехи и трудности. Также на этом этапе ученик проводит совместно с педагогом рефлексию.
Практически все составляющие портфолио в настоящее время в силу не разработанности инструментария могут быть оценены только качественно. При их оценке целесообразно основываться на описанных выше особенностях новой системы оценки и, прежде всего, такой ее особенности как уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
Сегодня возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе [4, 128 с.; 5, C.4].
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит портфолио.
Для выявления уровня сформированности универсального учебного действия смыслообразования учащихся можно использовать «Шкалу выраженности учебно-познавательного интереса» Г.Ю. Ксензовой.
Уровень сформированности учебно-познавательного интереса школьника оценивается с помощью индивидуального опроса учителя. Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отметить наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач (см. табл.2).
Таблица 2
Критерии оценивания учебно-познавательного интереса
Уровень интереса |
Критерий оценки поведения |
Дополнительный диагностический признак |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. Отсутствие интереса |
Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал. |
Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. |
|
2. Реакция на новизну |
Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории. |
Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет. |
|
3. Любопытство |
Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения. |
Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает. |
|
4. Ситуативный учебный интерес |
Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач). |
Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается. |
|
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес |
Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала. |
Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу. |
|
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес |
Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач. |
Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов. |
|
Уровни оценивания:
1) уровни 1, 2 и 3 могут быть квалифицированы как низкий уровень сформированности учебно-познавательного интереса учащихся;
2) уровень 4 – как средний (удовлетворительный) уровень;
3) уровни 5 и 6 – как высокий уровень.
Для выявления уровня сформированности универсального учебного действия нравственно-этического оценивания, уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации было использовано «Задание на выявление уровня моральной децентрации» Ж. Пиаже.
Уровень сформированности действия нравственно-этического оценивания определяется с помощью индивидуальной беседы с младшим школьником. Учитель читает рассказ ученику и задает ему вопросы.
Текст рассказа: «Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.
Вопросы:
- Что делать маме? Должна ли она дать ему еще одну булочку?
- Почему?
- Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?
Критерии оценивания:
- Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1).
- Способ координации норм (ответ на вопрос 2).
- Решение моральной дилеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3).
Уровни оценивания:
- Низкий уровень. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок – нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.
- Средний уровень. Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками – дать еще, но каждому (норма справедливого распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.
- Высокий уровень. Предложение дать булочку самому слабому – дать ему еще, потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации.
Работа учителя должна заключаться в подборе специально подобранных методов работы с «Портфолио» младших школьников, способствующих достижению личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Для этого учителю необходимо последовательно решить три задачи:
- Разработка и создание портфолио необходимо для того, чтобы создать для каждого ребёнка ситуацию успеха, повышать учебную мотивацию, поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать умения учиться, содействовать индивидуализации образования.
- Использование комплекса методов работы с «Портфолио» младших школьников, разделенный на 4 блока на основании этапов работы с портфолио.
- При активном применение специально подобранного комплекса методов работы с «Портфолио» будут достигнуты личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Для создания условий заинтересованного отношения обучающихся к работе с портфолио, формирования у них осознания данного вида работы как дела полезного и важного для успешности, предлагаем использовать такие методы, как беседы, рассказы, наглядные методы, творческие задания такие как: «Дерево желаний», «Созвездие успеха» и т.д.
«Мое созвездие успеха».
Рассказ. Когда на Земле рождается человек, в небе загорается звезда. Соединение ярких звезд называется созвездием. Сегодня ты научишься строить «Созвездие успеха».
Учеба – это твои школьные достижения. Если ты отличник, то поставь себе оценку «5». Но если не все получается в учебе – не переживай. У звезд есть уникальная способность перемещаться. Но для этого нужно твое желание и усилие по достижению этой цели. Верь в себя!
Активность – это энергичная деятельность и участие в школьных и классных мероприятиях. Участвуй в конкурсах чтецов, рисунков, спортивных соревнованиях.
Поступки – это сознательные действия человека. Постарайся в течение четверти делать добрые дела для других, например, уступай место в транспорте пожилым людям, оказывай помощь учителям и родителям.
Достижения – это результат твоей активной деятельности. Почетная грамота за 1 место в соревнованиях, благодарственное письмо от учителя, Диплом за участие в конкурсе, Медаль призера – все это твои достижения.
Отношение к окружающим – это забота о людях, которые рядом с тобой: родители, педагоги, одноклассники, друзья, люди, которые живут в твоем городе. Если ты не грубишь людям, всегда здороваешься, говоришь «спасибо», не смеешься над недостатками других, то ты поступаешь правильно.
Задание: оцени себя по пятибалльной системе. Нарисуй звездочку напротив той оценки, что ты себе ставишь. Соедини звездочки линией и получи свое СОЗВЕЗДИЕ УСПЕХА.
5 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Учеба |
Активность |
Поступки |
Достижения |
Отношение к окружающим |
«Дерево моих желаний» или «Дерево моих проблем»
Задание: Возле каждой веточки дерева напиши свои желания. Дерево может расти и веточек становится все больше. Подумай, что ты хотел бы узнать в этом году, что научиться делать или может каким ты хотел бы стать.
Рисунок 1. Рисуночная схема «Дерево»
Для создания условий активного использования обучающимися материалов портфолио для самооценки своей учебной и внеучебной деятельности; условий, когда обучающийся будет ставить перед собой цели, ориентированные на высокие результаты использовались методы «Дневник роста», «Пьедестал успехов».
«Пьедестал успехов».
Задание: Подумай, чего ты достиг и расставь соответствующие номера на ступеньки пьедестала.
- У меня получается то, что я запланировал.
- Я с уважением отношусь к другим людям.
- Я люблю дом, в котором живу.
- Я ценю труд людей.
- Я могу дать отпор грубости и злу.
- Я не разговариваю с незнакомыми людьми.
Рисунок 2. Рисуночная схема «Пьедестал моих успехов»
«Дневник роста».
Оборудование: таблицы «Я знаю, я умею» по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир».
При разработке раздела «Мой внутренний мир» создаются задания для демонстрации обучающимся своих достижений; создания условий среды, необходимых для коммуникации, рефлексии и самоанализа.
Задание:Закрась ячейку:
– зеленым цветом – усвоил, не испытываю трудностей;
– желтым цветом – иногда испытываю трудности;
– красным цветом – надо поработать.
Литературное чтение 2 класс
|
1 полугодие |
2 полугодие |
Итоговая |
Я ЗНАЮ |
|||
Я знаю, как нужно относиться к книге |
|
|
|
Как работать с книгой |
|
|
|
Знаю пословицы, поговорки, загадки |
|
|
|
Я знаю сказки |
|
|
|
Знаю основные жанровые особенности рассказа и сказки |
|
|
|
Я УМЕЮ |
|||
Воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров |
|
|
|
Правильно и выразительно читать |
|
|
|
Определять тему и главную мысль произведения |
|
|
|
Самостоятельно озаглавливать текст |
|
|
|
Делить текст на части, озаглавливать части |
|
|
|
Пересказывать текст |
|
|
|
Читать по ролям, инсценировать |
|
|
|
Давать характеристику героям |
|
|
|
Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи) |
|
|
|
Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений |
|
|
|
Сочинять устный рассказ о герое по плану |
|
|
|
Русский язык 2 класс
|
1 полугодие |
2 полугодие |
Итоговая |
Я ЗНАЮ |
|||
Звонкие и глухие согласные звуки |
|
|
|
Мягкие и твердые согласные звуки |
|
|
|
Гласные после шипящих |
|
|
|
Буквы Ы, И после Ц |
|
|
|
Перенос слов |
|
|
|
Правописание Ь |
|
|
|
Многозначные слова |
|
|
|
Слова-синонимы |
|
|
|
Слова-антонимы |
|
|
|
Я УМЕЮ |
|||
Производить звуко-буквенный анализ слов |
|
|
|
Писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание не совпадают |
|
|
|
Видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы |
|
|
|
Писать без ошибок большую букву в именах собственных |
|
|
|
Находить корень, подбирать однокоренные слова |
|
|
|
Ставить вопросы к словам в предложении |
|
|
|
Составлять прежложения из слов, на заданную тему |
|
|
|
Составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его |
|
|
|
Математика 2 класс
|
1 полугодие |
2 полугодие |
Итоговая |
Я ЗНАЮ И УМЕЮ |
|||
Знаю последовательность чисел от 1 до 100 |
|
|
|
Знаю табличные случаи сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания в пределах 20 |
|
|
|
Знаю названия и обозначения действий умножения иделения |
|
|
|
Знаю табличные случаи умножения однозначных чисел и соответствующие им случаи деления |
|
|
|
Осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них |
|
|
|
Использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма |
|
|
|
Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100 |
|
|
|
Осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100 |
|
|
|
Решать простые задачи |
|
|
|
Находить значения выражений, содержащих 2–3 действия |
|
|
|
Узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый |
|
|
|
Узнавать и называть плоские геометрические фигуры |
|
|
|
Окружающий мир 2 класс
|
1 полугодие |
2 полугодие |
Итоговая |
Я ЗНАЮ |
|||
Знаю отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ |
|
|
|
Знаю влияние притяжения Земли |
|
|
|
Знаю основные природные зоны и их особенности |
|
|
|
Знаю правила поведения людей в природе |
|
|
|
Я УМЕЮ |
|||
Связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли |
|
|
|
Наблюдать за погодой и описывать её |
|
|
|
Определять стороны света по солнцу и по компасу |
|
|
|
Пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны |
|
|
|
Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле |
|
|
|
Таким образом, применение специально подобранного комплекса методов работы с «Портфолио» младших школьников будет способствовать достижению личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Ссылки на источники
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / Под. ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова – М.: Просвещение, 2008 – 36 с.
- Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. – № 3. – С. 32–36.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 148 с.
- Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.В. Иванов. – М.: Просвещение, 2011. – 128 с.
- Голуб Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. – 2005. – №2. – С. 4.
Karpenko Angelica Vyacheslavovna,
Lecturer, Department of pedagogy and methodology of primary education, the Cube GU, Krasnodar
Achieve personal results younger students in the process of development of basic educational programs of primary general education through the "Portfolio"
Abstract. The article presents: the content of "portfolio" younger students, reflecting the achievement of personal development results PLO DOE; stages of work with "portfolio" younger students; criteria for assessing educational and informative interest of younger students; "The task for identifying the level of moral decentration" Piaget and "The scale of severity educational and informative interest" GU Ksenzova; specially selected range of methods of work with "Portfolio" younger students towards promoting the personal development of the results of basic educational program primary education.
Keywords: portfolio, self-smysloobrazovanie, motivation training activities,
References
- The concept of the federal state educational standards for general education. (Standards for second generation) / Under. Ed. AM Kondakov, AA Kuznetsov - M .: Education, 2008 - 36.
- Zagvozdkin VK Individual portfolio of academic achievements - something more than just an alternative way of assessing // School technology. - 2004. - № 3. - S. 32-36.
- How to design a universal learning activities in elementary school. From action to thought: A guide for teachers / ed. AG Asmolova. - M .: Education, 2011. - 148 p.
- Ivanov AV Portfolio in elementary school: A guide for teachers of educational institutions / AV Ivanov. - M .: Education, 2011. - 128 p.
- Golub 5 GB Portfolio in the pedagogical diagnostics // School technology. - 2005. - №2. - P. 4.