Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются конфликты между мужчиной и женщиной, а также выявленные результаты, в ходе исследования гендерных конфликтов среди студентов Адыгейского государственного университета факультета педагогики и психологии и факультета инженерно-физического. Также представлены диагностические методики, использованные в процессе проведенного исследования.
Ключевые слова: гендерный конфликт, конфликтная ситуация, тактика поведения в конфликте, социальные причины, гендерная толерантность. 

Конфликтологический подход к анализу гендерных различий предполагает сравнительный социокультурный анализ. Это связано с тем, что, во-первых, сложившийся на Западе понятийный аппарат не представляется достаточно адекватным реалиям российского общества и не может быть некритически заимствован. Во-вторых, развитие гендерных противоречий в России показывает нередуцируемую социокультурную специфику, главный вектор которой еще только определяется. В-третьих, исторические условия, изменившие содержание гендерных отношений в ХХ веке, привели к конфликту старых культурных норм (присущих традиционному, патриархальному обществу) и новых, породили культурный шок. Выход женщин из приватной культурной среды во внешнюю, традиционно связываемую с Мужским началом, привело к изменению норм, ценностей, моделей, образцов поведения как мужчин, так и женщин[1].

Гендерный конфликт - взаимодействие или психологическое состояние, в основе которого лежит противоречивое восприятие гендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов и целей. Различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов[2].

Гендерные конфликты зачастую коренятся в информационных моделях, складывающихся в психике участников. Мужчины и женщины по-разному прочитывают послания друг друга, и тогда ошибки восприятия и реагирования приводят к конфликтности взаимоотношений. Рассказ о невзгодах, неприятностях для женщин является, прежде всего, попыткой получить сочувствие: они и не ожидают конкретных действий на свои жалобы. Мужчины же чувствуют себя обязанными среагировать "делом" на высказанные проблемы. Обмен мелкими деталями информации для женщины - средство и свидетельство достижения близости, мужчина не любит вдаваться в незначительные детали. Хотя, конечно, индивидуальные различия здесь более важны[3].

Кроме осознания проблем, имеющих личную значимость для участников, могут иметь значение и объективные социальные причины столкновения - из-за распределения домашних обязанностей и лидерства в семье, по поводу конкуренции на высокооплачиваемые и престижные рабочие места, участия во властных структурах и т. п. В конечном итоге, конфликтные противоречия возникают не между мужчинами и женщинами как таковыми, а между традиционными и новыми ролями представителей разного пола.

Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям. Этот конфликт отражает противоречие между подструктурами личности: «Я как индивидуальность – Я как представитель гендерной группы». Любой гендерный конфликт базируется на явлениях полоролевой дифференциации и иерархичности статусов мужчин и женщин, существующих в современных обществах[4].

C целью изучения состояния рассматриваемой проблемы на практике нами было проведено исследование для выявления насколько конфликтны мужчины и женщины; по определению их тактики поведения в конфликтной ситуации, а также выявлению отношений и причин конфликтов между ними.

На подготовительном этапе отобрали методики «Конфликтны ли вы?» (С.А. Касьянов), «Диагностика тактики поведения в конфликтной ситуации»  (К.Н. Томас), «Отношение к противоположному полу» (Хакунова Ф.П., Даурова Д.М.).

Испытуемые: юноши и девушки- студенты Адыгейского государственного университета (25 мужчин с инженерно- физического факультета и 25 женщин с факультета педагогики и психологии, всего 50 человек).

После такого, как был проведен тест «Конфликтны ли вы?» (С.А. Касьянов), который позволяет оценить степень конфликтности и тактичности. Мы убедились, что мужчины более конфликтны, чем женщины ( 24 мужчин ,6 женщин).

Далее мы приступили к диагностике тактики поведения по методике «Диагностика тактики поведения в конфликтной ситуации» (К.Н. Томас). Методика является адаптированным вариантом теста К.Н. Томаса «как ты поступаешь в конфликтной ситуации».

По данной методике все суждения группируются в 5 шкал, т.е., тактики   поведения в конфликтной ситуации, исходя из которых, мы согласно ключу пришли к следующим психологическим тактикам поведения в конфликте у мужчин и женщин:

Мужчины:                                                                              Женщины:

1.Соперничество- 67%                                                      1.Соперничество- 66%

2.Сотрудничество- 17%                                                    2.Сотрудничество- 50%

3.Соглашение- 8%                                                             3.Соглашение- 33%

4.Избегание- 4%                                                                 4.Избегание- 17%

5.Приспособление- 4%                                                     5.Приспособление- 17%

Сравнивая результаты исследования, можно сделать следующий вывод, что  женщины в конфликтной ситуации склоняются к сотрудничеству, также им более свойственно соглашение с оппонентом в конфликтной ситуации, они чаще избегают конфликтную ситуацию и выбирают позицию приспособления.

На следующем этапе первичной диагностики нами было проведено  анкетирование «Отношение к противоположному полу» (Хакунова Ф.П., Даурова Д.М.). Анкета позволила выявить следующие особенности у мужчин и женщин по отношению друг к другу. Данные мы занесли в Таблицу 1:

Вопросы

Мужчины

Ответы в %

Женщины

Ответы в %

1.Как вы относитесь к противоположному полу?

Положительно- 58%

Отрицательно- 42%

50% положительно

50% отрицательно

2.Верите ли вы в дружбу между мужчиной и женщиной?

Да- 17%

Нет- 83%

Да- 34%

Нет- 66%

 

3.Трудно ли вам находить общий язык с противоположным полом?

Да- 17%

Нет- 13%

Иногда- 70%

Да- 7%

Нет- 28%

Иногда- 66%

4.Как вы считаете, возможно ли полное взаимопонимание между мужчиной и женщиной?

Нет- 100%

      Да- 17%

Нет- 83%

5.Как вы относитесь к профессиональной деятельности в сугубо женском коллективе (для мужчины), и в сугубо мужском коллективе (для женщины)?

Положительно- 25%

Отрицательно- 54%

Не имеет значения- 21%

Положительно- 24%

Отрицательно- 14%

Не имеет значения-66%

6.Как часто вы конфликтуете со своим парнем (девушкой)?

Часто- 75%

Очень часто- 23%

Иногда- 2%

Часто- 83%

Очень часто- 3%

Иногда- 15 %

7.Кто чаще всего иницирует конфликтную ситуацию?

Партнерша- 91%

Партнер- 9%

Партнер- 83%

Партнерша- 17%

8.Назовите 5 наиболее частых поводов для конфликтов между мужчиной и женщиной

Вранье, измена, ревность, разные взгляды, недоверие.

95%

Вранье, измена, запреты, не уделяет внимания, непонимание.

83%

9.Кто первым в паре идет на примирение в

конфликтной ситуации?

Партнерша- 92%

Партнер- 8%

Партнер- 66%

Партнерша- 34%

10.Перечислите 5 наиболее действенные способы примирения между мужчиной и женщиной

Устроить сюрприз, разговор, цветы, выйти вместе куда – нибудь, первым сделать шаг.

95%

Признать вину, попросить прощения, сюрприз, разговор, компромисс.

83%

Из приведенной Таблицы 1, видно, что только чуть больше половины испытуемых мужчин положительно относятся к противоположному полу, а основная их часть не верят в дружбу между мужчиной и женщиной, иногда им трудно находить общий язык с противоположным полом. Абсолютно все испытуемые убеждены, что невозможно полное взаимопонимание между мужчиной и женщиной, отрицательно относятся к профессиональной деятельности в сугубо женском коллективе (для мужчины), и в сугубо мужском (для женщины), часто конфликтуют с девушкой, считают, что чаще всего инициирует конфликтную ситуацию партнерша. Испытуемые назвали 5 наиболее частых поводов для конфликтов между мужчиной и женщиной: вранье, измена, ревность, разные взгляды, недоверие; также считают, что первым в паре на примирение в конфликтной ситуации должна идти партнерша. Наиболее действенными способами примирения считают: устроить сюрприз, поговорить с партнером, подарить цветы, выйти вместе куда-нибудь, первым сделать шаг.

Ответы женщин отличаются от ответов мужчин. Мнение женщин по отношению к мужчинам разделилось на положительное и отрицательное в равном количестве. Женщины утверждают, что не верят в дружбу между мужчиной и женщиной, также, как и наши испытуемые мужчины; иногда им трудно находить общий язык с противоположным полом; убеждены так же, как и мужчины, что невозможно полное взаимопонимание между мужчиной и женщиной; часто конфликтуют со своим партнером; считают, что чаще инициирует конфликтную ситуацию партнер. Назвали 5 наиболее частых поводов для конфликтов между мужчиной и женщиной: вранье, измена, запреты, не уделяют внимание, непонимание. Первым в их паре идет на примирение в конфликтной ситуации партнер. Перечислили следующие 5 наиболее действенных способов примирения между мужчиной и женщиной в конфликтной ситуации: признать вину, попросить прощения, устроить сюрприз, поговорить с партнером, найти компромисс.

С целью коррекции гендерных конфликтов и тактики поведения испытуемых мы реализовали тренинги в конфликтной ситуации: «Человек в конфликте»,  «Гендерный мир», «Гендерная идентичность».

Целью нашей тренинговой программы явились:

-предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного разрешения гендерных конфликтов, формирование гендерной толерантности личности.

В ходе реализации данной программы решались следующие задачи:

- помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;

-помочь участникам тренинга научиться принимать, понимать, уважать мнение противоположного пола;

- формирование навыков ведения позитивного диалога;

- развитие способности к самоанализу, самопознанию;

- развитие эмоциональной устойчивости и гибкости;

- развитие социальной восприимчивости (способности к эмпатии и сопереживанию);

- обучение культуре толерантного поведения в гендерных отношениях;

- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других людей независимо от индивидуальных (гендерных) особенностей;

- повышение социально- психологической компетентности.

На контрольном этапе эксперимента мы использовали те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе, за исключением теста «Конфликтны ли вы?» С.А. Касьянова, которая была необходима лишь для мониторинга.

Повторная диагностика у мужчин и женщин, с помощью методики «Диагностика тактики поведения в конфликтной ситуации» (К.Н. Томас) позволила выявить достоверные различия в результатах по каждой шкале:

Мужчины:                                                                   Женщины:

1.Соперничество- 16%                                          1.Соперничество- 33%

2.Сотрудничество- 42%                                        2.Сотрудничество- 83%

3.Соглашение- 20%                                                3.Соглашение- 66%

4.Избегание- 12%                                                   4.Избегание- 33%

5.Приспособление- 8%                                         5.Приспособление- 17%

Результаты исследования на контрольном этапе изменились: теперь мужчины    в конфликтной ситуации более  склоны к сотрудничеству и соглашению, также и женщины в конфликтной ситуации выбирают тактику сотрудничества и соглашения.  

В % соотношении увеличилось число испытуемых, желающих избегать конфликтные ситуации и приспосабливаться к безконфликтной тактике поведения.

На последнем этапе повторной диагностики мы вновь изучили отношение противоположного пола друг к другу с использованием анкеты «Отношение к противоположному полу» Хакунова Ф.П., Даурова Д.М. Полученные нами данные представили в Таблице 2:

Ответы

Мужчины

Ответы в %

Женщины

Ответы в %

1.Как вы относитесь к противоположному полу?

Положительно- 98%

Отрицательно- 2%

Положительно- 83%

Отрицательно- 17%

2.Верите ли вы в дружбу между мужчиной и женщиной?

Да- 62%

Нет- 38%

Да- 66%

Нет- 34%

3.Трудно ли вам находить общий язык с противоположным полом?

Нет- 66%

Иногда- 34%

Нет- 83%

Иногда- 17%

4.Как вы считаете, возможно ли полное взаимопонимание между мужчиной и женщиной?

Да- 38%

Нет-62%

Да- 50%

Нет- 50%

 

5.Как вы относитесь к профессиональной деятельности в сугубо женском коллективе (для мужчины), и в сугубо мужском коллективе (для женщины)?

 

 

 

 

Положительно- 46%

Отрицательно- 54%

 

 

 

 

Положительно- 50%

Не имеет значение 50%

 

6.Как часто вы конфликтуете со своим парнем (девушкой)?

Часто- 46%

Иногда- 54%

Часто- 34%

Иногда- 66%

7.Кто чаще всего иницирует конфликтную ситуацию?

Партнерша- 58%

Партнер- 42%

Партнер- 66%

Партнерша- 34%

8.Назовите 5 наиболее частых поводов для конфликтов между мужчиной и женщиной

Вранье, измена, ревность, разные взгляды, недоверие.

95%

Вранье, измена, запреты, не уделяет внимания, непонимание.

83%

9.Кто первым в паре идет на примирение в

конфликтной ситуации?

Партнерша- 54%

Партнер- 46%

 

Партнерша- 66%

Партнер- 34%

10.Перечислите наиболее действенные способы примирения между мужчиной и женщиной

Устроить сюрприз, разговор, цветы, выйти вместе куда – нибудь, первым сделать шаг.

95%

Признать вину, попросить прощения, сюрприз, разговор, компромисс.

83%

Исходя из представленных результатов, мы видим, что отношение противоположного пола друг к другу положительное, и уже верят в дружбу между мужчиной и женщиной, им стало легче находить общий язык, уже ни так отрицательно настроены к профессиональной деятельности в сугубо женском коллективе (для мужчин), и в сугубо мужском (для женщин), конфликтуют со своим (ей) парнем (девушкой) уже иногда, на примирение идут легче.

Таким образом, можно сделать заключение, что результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента, позволяют утверждать, что проделанная опытно – экспериментальная работа по коррекции конфликтов, способствует формированию навыков ведения позитивного диалога, обучению культуре толерантного поведения в гендерных отношениях, формированию гендерной толерантности личности.

Ссылки на источники

  1. Курбатов В.И. Конфликтология: учеб.пособие для студентов вузов / В.И. Курбатов. - Ростов - на - Дону: Феникс. 2005.
  2. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы/Пер. с анг. М.: Издательство «Весь Мир», 2005.
  3. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 2001.
  4. Замедлина Е.А. Конфликтология. М – РИОР, 2005. 

Hakunova Fatima Pshimafovna
Dean of pedagogical faculty, Doctor of pedagogical sciences Adyghe State University, Maykop
Daurova Darina Muratovna
A fifth-year student, faculty of pedagogics and psychology Adyghe State University, Maykop
Essence of the gender conflict and its specifics
Abstract. The article deals with the conflicts between men and women, as well as the identified result, during research of the gender conflicts among students of the Adygh State University of faculty of pedagogics and psychology and faculty end engineer-physical. There are also presented the diagnostic techniques (methods) used in the course of the conducted research.
Keywords: gender conflict, conflict situation, tactics of behavior in the conflict, social reasons, gender tolerance.

References:

  1. Kurbatov V.I. Conflictology: manual for student of higher education institutions/ V.I. Kurbatov Rostov-On-Don: Fenix, 2005
  2. Gender problems and development. Promoting development through gender equality in rigs, access to resources and opportunities to express the interests/ Publishing house “The whole Word”, 2005
  3. Kon I.S. Psychology of sexual distinctions // Questions of psychology. 2001
  4. Zamedlina E.A. Conflictology. M-RIOR, 2005