Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы межличностных отношений старших подростков с нарушенной самооценкой; проведен анализ нарушенной самооценки и особенностей межличностных отношений; показана их взаимосвязь; раскрыты принципы, которые положены в основу психолого-педагогической коррекции.
Ключевые слова: межличностные отношения, самооценка, психолого-педагогическая коррекция, старшие подростки.

Одним из важнейших факторов, влияющих на межличностные отношения, является самооценка.

Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения.

Внимание психологов привлекла не только проблема самооценки, но и причины, которые влияют на ее формирование (Адлер А., Архипова Е.А., Андрущенко Т.Ю., Кон И.С, К. Роджерс, Хорни К., Эриксон Э., и др. [цит. по 1].). Исследования, проведённые этими психологами, выявили факторы, которые оказывают значительное влияние на самооценку.

Сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.

Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам и поступкам, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.

Отечественные психологи (Божович Л.И, Кон И.С., Липкина А.И., Лисина М.И) рассматривая проблему самооценки человека, в первую очередь подчеркивают важность его деятельности [цит. по 1].. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознание результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств.

Причём, главную роль в формировании личности играет социальная среда, издержки семейного и школьного воспитания, коллектив и т. д.

Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль.

Межличностные отношения играют важную роль в развитии и становлении личности подростка. Отношения со сверстниками, дружба являются основой интересов подростка. И именно на эту деятельность направленно всё его внимание.

Проблема формирования межличностных отношений становится центральной для профессионально-педагогической деятельности, потому, что умение выстраивать межличностные отношения в процессе решения школьных задач с учителями, со сверстниками является основной из составляющих школьного успеха.

В исследованиях психологов обосновывается важное место подросткового возраста в формировании культуры межличностных отношений, обусловленного общими возрастными особенностями, а также новой социальной ситуацией, в которой формируется личность.

Особенно остро взаимоотношения с товарищами переживаются в подростковом возрасте.

Любое нарушение в этой сфере, действительная или мнимая потеря привычного положения воспринимаются подростком как трагедия.

Это лишь доказывает несомненную важность изучения путей психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков, которые влияют на результаты управления инновационными процессами в образовании.

Компетенции по психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков составляют отдельные аспекты готовности к инновационной деятельности в образовании (В. И. Долгова, [2]).

Психолого-педагогическая коррекция – это обоснованное воздействие психолога на внутренний мир ребенка, когда психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий. (В.И. Долгова, [3]).

Д. Б. Эльконин отмечал, что необходима специальная диагностика, направленная не на отбор, а на контроль за ходом психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось, возможно, раньше [4].

Прежде чем решать, нужна ли коррекционная или развивающая работа с ребенком, необходимо выявить особенности его психического развития, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития уме-ний, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам, требованиям общества и др.

Психодиагностика помогает получить информацию об индивидуально-психологических особенностях испытуемых, о трудностях в обучении.

Развитие в онтогенезе имеет сложный системный характер. Диагностическое обследование как раз и позволяет раскрыть целостную системную картину причинно-следственных связей, сущностных отношений между выявляемыми признаками, симптомами отдельных нарушений, отклонений и их причинами [4].

Психологический диагноз производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях.

Большое значение при постановке психологического диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка.

Но без нее ни о каком развитии говорить не приходится. К успеху, к развитию способностей нельзя привести ребенка через насилие, упреки, указы, приказы.

 Необходима коррекция учебного процесса в плане изменения условий обучения, предусматривающих возможность развития собственной активности в учебно-познавательной деятельности.

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями.

В клиническом исследовании Д.Б.Эльконину и его сотрудникам удалось показать, что именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяется в относительно самостоятельную область жизни. Подростку удается развернуть новую ведущую деятельность - интимно-личностное общение, - предметом которой являются способы построения человеческих отношений в любой совместной деятельности.

Переход к подростковому возрасту характеризуется рядом важнейших изменений, происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника.

Особое значение на данном возрастном этапе развития приобретает сфера общения, эмоциональных контактов.

На первый план выдвигается общение со сверстниками, происходит ориентация подростка на выработку групповых норм и ценностей, что проявляется в следовании подростковой моде, в формировании склонностей и интересов подростков.

Подросток переходит к тем видам деятельности, которые требуют меньшей дисциплины и где мнение сверстников является определяющим.

Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание, ведущим видом деятельности - эмоционально-личностное общение во всех сферах человеческой деятельности.

Подростковый возраст, является именно тем возрастным этапом, в ходе которого закладывается основа межличностных отношений, Именно эта основа на протяжении всей жизни будут определять поведения человека в отношений окружающих его людей.

Диагностика межличностных отношений является основой, подготовкой к предстоящей работе по коррекции и формированию межличностных отношений. И по тому необходимо верно подобрать инструментарий по диагностики.

Само формирование межличностных отношений у подростков должно быть под постоянным присмотром педагога. Уровень сформированности коллектива во многом определяет направленность работы педагога, его изобретательность, инициативность, понимание и знание подростков, активность и др.

Направленность работы педагога следует учитывать в процессе моделирования этапов формирования и развития его профессиональной коммуникативной компетентности [5].

Основные задачи (потребности) в межличностной сфере старшеклассника, где особая роль отводится отношениям со сверстниками:

1) достижение эмоциональной независимости от родителей и от других взрослых;

2) преобладание отношений со сверстниками, чем с взрослыми;

3) реализация потребности в близких, доверительных отношениях;

4) расширение круга общения;

5) установление с окружающими теплых, содержательных, приносящих удовлетворение отношений;

6) стремление быть принятыми и признанными в социальных группах;

7) принятие мужской / женской социально-сексуальной роли;

8) освоение моделей отношений с представителями противоположного пола.

В отношениях со сверстниками у старших подростков можно выделить две противоположные тенденции: расширение сферы отношений, с одной стороны, и индивидуализация или избирательность – с другой [6].

Две существующие направленности в отношениях со сверстниками удовлетворяют разные потребности старших подростков:

- потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли воплощается в тенденции расширить сферу общения;

- потребность в выявлении и встречном понимании отражается в избирательности отношений.

Взаимоотношения со сверстниками могут восприниматься старшеклассником как доброжелательно, так и огорчать его.

К положительным эмоциям относят радость, интерес, комфорт, веселье и другие, к отрицательным – страх, гнев, отвращение, тревожность и другие. Все эти эмоциональные переживания полезные, поскольку они помогают человеку регулировать свое поведение, и наполняют его существование личностным смыслом. Но любые эмоции могут превратиться из полезных во вредные, когда они становятся слишком интенсивными или неадекватными. Эмоционально насыщены такие формы взаимодействия, как дружба и любовь. Дружба со сверстниками способствует пониманию сложных личностных чувств. Юношеская любовь отличается яркими эмоциями, появлением символов взрослости, она характеризуется больше трепетным, бережным отношением [7].

Эмоциональная сфера в старшем школьном возрасте становиться значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию [8]. Глубокие переживания, которые испытывает подросток в этот период, формирует эмоциональность, с которой он пойдет по жизни в дальнейшем [9].

У многих старшеклассников в этом возрасте нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад в межличностные отношения и общее эмоциональное состояние [9].

Всё сказанное влияет на степень интеграции группы, ее сплочённость в единое целое.

Групповую сплоченность можно наблюдать в процессе общей деятельности и определить путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Вся сфера изучения отношений со сверстниками имеет широкий диапазон переменных, поэтому мы выделили основные направления в исследовании этих отношений.

Нами были учтены два момента.

Во-первых, возрастные задачи в сфере межличностных отношений старшеклассников, которые мы рассмотрели.

Во-вторых, мы руководствовались принципы возрастно-психологического подхода в консультировании детей и подростков, рассматривая не сами отношения старшеклассников со сверстниками, а то как эти отношения воспринимаются и переживаются школьниками.

Исходя из этого, особенности отношений со сверстниками, специфичные для старшеклассников, мы представили по четырем направлениям:

1) отношения со сверстниками по сравнению с отношениями со взрослыми;

2) близость в отношениях и широта взаимодействий;

3) особенности эмоций и переживаний взаимодействия;

4) отношения с представителями противоположного пола.

Для исследования взаимодействия межличностных отношений и самооценки, были использованы методики определение уровня самооценки (Дембо-Рубинштейн) и изучение индекса групповой сплоченности Сишора.

Предлагаемые методики являются взаимодополняющими и дают возможность получения более объективной информации о влиянии межличностных отношений на самооценку подростков исследуемой группы и сплоченность этой же группы, их взаимовлияние и взаимообусловленность (рис. 1). 

Рис.1 Модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков с нарушенной самооценкой.

Опираясь на проведенный эксперимент, можно сделать вывод о том, что от 40% исследуемой группы имеют средний уровень самооценки, что говорит о реалистичной (адекватной) самооценке, 60% исследуемой группы имеют показатели от 75 до 100 баллов, что свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в процессе формирования самосознания подростка. Испытывают неблагополучие в формировании и развитии самооценки. Завышенная самооценка может также подтверждать личностную незрелость.

Исследование уровня групповой сплоченности показало, что коллектив исследуемого класса имеет средний уровень сплоченности.

Исследование уровня групповой сплоченности показало, что коллектив исследуемого класса имеет средний уровень сплоченности. Групповая сплочённость - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочённость в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Выводы: Проведенная работа по психолого-педагогической коррекции межличностных взаимоотношений старших подростков, обосновываетзначимость подросткового возраста в формировании межличностных отношений в связи с тем, что ребёнок начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй, со сверстниками и другими значимыми людьми. Появляется ярко выраженное стремление обрести себя как личность, происходит изменение Я - концепции подростка. Происходит активный поиск новых, продуктивных форм отношений. Неудачи в построении межличностных отношений ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

У подростков исследуемой нами группы по всем параметрам выявлено влияние межличностных отношений на самооценку подростков.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что межличностные отношения оказывают влияние на самооценку подростков.

Ссылки на источники

  1. Долгова В.И., Ордина И.П. Я-концепция одаренных старшеклассников (монография). - Бишкек: Изд-во "ДЭЦ", 2012. - 155 с.
  2. Долгова В.И. Развитие инновационной культуры личности // Объединенный научный журнал. – 2009. – № 15, ноябрь (спецвыпуск). – С. 5–20.
  3. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112с.
  4. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / под.ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2009. – 554 с.
  5. Долгова В.И., Мельник Е.В. Моделирование процессов формирования профессиональной коммуникативной компетентности // В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT. Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. - С. 66-69.
  6. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления: книга для педагогов, психологов, родителей. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006. - 240 с.
  7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во «Эксмо», 2006. - 512 с.
  8. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб.: Изд-во «Питер», 2004. - 222 с.
  9. Жуина Д.В., Шамаева О.И. Особенности общения подростков с разным уровнем самооценки / VI Всероссийская научно–практическая заочная конференция «Современное образование: психолого–педагогические проблемы и опыт решения», 19-20 октября 2009 г. — С. 42-47.