Аннотация. В статье раскрыта психолого-педагогическая коррекция адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению. Проведен анализ коррекции готовности детей раннего дошкольного возраста к адаптации к дошкольному общеобразовательному учреждению на примере младшей группы. Предлагается программа психолого-педагогической коррекции адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному общеобразовательному учреждению.
Ключевые слова: адаптация детей раннего возраста, коррекция, диагностика.
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - самостоятельность, внимание к окружающим, а также способность находиться в группе детей.
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затрудненной адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
Чтобы ускорить процесс адаптации, сделать его безболезненным для ребенка требуются особые условия в дошкольном учреждении, которые нашли свое отражение в педагогической практике. Многочисленные исследования отечественных ученых (М.И. Лисина [1], В.И. Долгова [2], Н.Д.Ватутина [3]), К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева [4] показали, что привыкание малыша к новым для него условиям в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.
Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
И потому так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий [5, 6]. Ранний детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет.
Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. Средний срок этого периода в норме составляет:
- в яслях - 7-10 дней
- в детском саду в 3 года - 2-3 недели
- в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц
- в течение острого периода адаптации воспитателями и медиками заполняется лист адаптации
Таким образом, анализ изученной литературы по проблеме исследовании позволил сделать вывод, что адаптация - это процесс и результат становления индивида социальной личностью. Наряду с широким толкованием адаптации как приспособление живого организма к условиям существования, данная категория употребляется в более узком смысле, когда проводится различие между понятиями социально-педагогическая, профессиональная адаптация и простое приспособлении организма к условиям внешней среды.
Особенностями психического развития детей в раннем возрасте является развитие, воспитание, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей, выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.
Адаптация детей раннего возраста является, как приспособление организма ребенка к новой обстановке в детском образовательном учреждении, приводит или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
Исследование проводилось в четыре этапа, что согласуется с классическим подходом [7, 8]:
I этап (подготовительный) - выбор темы исследования, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому образовательному учреждению
II этап (организационный) - планирование исследования, выбор диагностики, инструментария, знакомство с выборкой
III этап (исследовательский) - проведение диагностических мероприятий, анализ полученных результатов, интерпретация и формулирование выводов.
IV этап (обобщающий) - подведение итогов теоретических и эмпирических исследований, составление психолого-педагогических рекомендаций.
Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики: К.Л. Печора ««Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение», «Лист адаптации», «Опросник родителей».
К.Л. Печора предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:
3 - 2,6 балла - готов к поступлению в ясли сад;
2,5 - 2 балла - готов условно;
2 - 1,6 балла - не готов.
Особенности адаптации детей раннего возраста определяются не только психофизиологическими особенностями детей. Для детей значимо общение со сверстниками. Для детей вызывает интерес новая обстановка, новые предметы. (К.Л. Печора [4]).
В ходе исследования проведено наблюдение поведения детей в период адаптации, беседы с воспитателями, родителями, психологом, медицинской сестрой.
Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники дошкольного отделения анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированность его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.
Анализ опроса родителей показал, что большинство детей характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ним. Опрос родителей также показал, для детей более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей.
По результатам наблюдений состоялся медико-психолого-педагогический консилиум, на котором были определены группы адаптации детей (см. рис.1).
Из 20 детей группы было получено:
- высокий уровень адаптивности(III группа)имеют 25 % детей (5 человек);
- средний уровень адаптивности (II группа) имеют 25 % детей (5 человек);
- низкий уровень адаптивности (I группа)и имеет 50 % детей (10 человек).
Из 20 детей группы было получено:
- высокий уровень адаптации имеют 25 % детей (5 человек), так как они большую часть времени находились в спокойном состоянии, их деятельность носила предметный характер.
Рис.1. Распределение уровня адаптации к дошкольному учреждению до реализации целевой программы
Программа психолого-педагогической коррекции адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению была разработана и реализована на базе дошкольного отделения МБОУ № 110 г. Челябинска. Цель программы стала коррекция адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
В ходе проведения повторной диагностики были получены результаты, представленные на рисунке 2.
Рис.2. Распределение уровня адаптации к дошкольному учреждению после реализации целевой программы
- высокий уровень адаптации имеют 50 % детей (10 человек), так как они большую часть времени находились в спокойном состоянии, их деятельность носила предметный характер. Взаимоотношения со взрослыми положительные (чаще по инициативе самого ребенка), со сверстниками - положительное. Наблюдалась потребность в общении со взрослыми и в активных самостоятельных действиях.
- средний уровень адаптации имеют 40 % детей (8 человек), так как они эмоциональное неуравновешенны, основной вид деятельности - наблюдение, взаимоотношения со взрослыми – положительные, но по инициативе воспитателя, со сверстниками - ответные. Речь носит ответный характер. Проявляется потребность в общении со взрослыми, в сотрудничестве.
- низкий уровень адаптации имеют 10 % детей (2 человека). У данных детей наблюдаются слезы, плач. Предметная деятельность отсутствует. Дети не воспринимают предложения воспитателя, взаимоотношения со сверстниками отрицательные. Речь отсутствует. Потребность в общении только с близкими.
Анализируя полученные данные, можно отметить следующие причины сложной адаптации: ослабленность детского организма, недостаточная подготовка детей к новым условиям (приучение к режиму, развитие культурно-гигиенических навыков), индивидуальные особенности (меланхоличный тип темперамента).
Сравнив полученные данные с данными, полученными в ходе проведения первой диагностики, можно сделать такие выводы:
- количество детей с высоким уровнем адаптации увеличилось с 25% (5 человек) до 50 % детей (10 человек);
- количество детей со средним уровнем адаптации увеличилось с 25% (5 человек) до 40 % детей (8 человек);
- количество детей с низким уровнем адаптации уменьшилось с 50% (10 человек) до 10 % детей (2 человека).
Для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей.
Рекомендации для воспитателей:
- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;
- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад
Рекомендации для родителей:
- любите своего ребенка таким, какой он есть;
-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- слушайте ребенка, не перебивайте;
- установите четкие и определенные требования к ребенку,
- будьте терпеливы;
- не устраивайте для ребенка множество правил;
- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- чаще хвалите ребенка;
- поощряйте игры с другими детьми;
- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;
- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;
- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;
- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;
- посещайте групповые собрания.
Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
В данном исследовании, в соответствии с поставленными целью и задачами была проведена работа по изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
В данной работе мы рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся социальной адаптации в раннем детстве, изучения психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии, особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Согласно определению Е. Шиловой - сопровождение - это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов), работающих в системе образования.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до 1 сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.
Выводы: В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень готовности к поступлению в детский сад у детей различен. Более высокий уровень готовности у детей старшей подгруппы, они готовы к поступлению в детский сад. У младшей группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется возрастными особенностями детей младшей подгруппы, их потребностью быть все время с матерью. Уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей старшей подгруппы.
Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих группах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, то есть у детей выражена потребность в общении со сверстниками.
Таким образом, результаты повторной диагностики позволяют нам констатировать, что цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую программу коррекции адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, достигнута.
Ссылки на источники
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. В книге "Психология дошкольника. Хрестоматия" / М.И. Лисина. - М.: Академия, 2000. - С.38-57.
- Долгова В.И. Некоторыебиосоциальныехарактеристикителесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
- Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 2003. - С.13-47.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 172 с.
- Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
- Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
- Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
- Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 123 с.