Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрыта психолого-педагогическая коррекция адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению. Проведен анализ коррекции готовности детей раннего дошкольного возраста к адаптации к дошкольному общеобразовательному учреждению на примере младшей группы. Предлагается программа психолого-педагогической коррекции адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному общеобразовательному учреждению.
Ключевые слова: адаптация детей раннего возраста, коррекция, диагностика.

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - самостоятельность, внимание к окружающим, а также способность находиться в группе детей.

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затрудненной адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

Чтобы ускорить процесс адаптации, сделать его безболезненным для ребенка требуются особые условия в дошкольном учреждении, которые нашли свое отражение в педагогической практике. Многочисленные исследования отечественных ученых (М.И. Лисина [1], В.И. Долгова [2], Н.Д.Ватутина [3]), К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева [4] показали, что привыкание малыша к новым для него условиям в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

И потому так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий [5, 6]. Ранний детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет.

Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. Средний срок этого периода в норме составляет:

  • в яслях - 7-10 дней
  • в детском саду в 3 года - 2-3 недели
  • в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц
  • в течение острого периода адаптации воспитателями и медиками заполняется лист адаптации

Таким образом, анализ изученной литературы по проблеме исследовании позволил сделать вывод, что адаптация - это процесс и результат становления индивида социальной личностью. Наряду с широким толкованием адаптации как приспособление живого организма к условиям существования, данная категория употребляется в более узком смысле, когда проводится различие между понятиями социально-педагогическая, профессиональная адаптация и простое приспособлении организма к условиям внешней среды.

Особенностями психического развития детей в раннем возрасте является развитие, воспитание, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей, выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.

Адаптация детей раннего возраста является, как приспособление организма ребенка к новой обстановке в детском образовательном учреждении, приводит или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

Исследование проводилось в четыре этапа, что согласуется с классическим подходом [7, 8]:

I этап (подготовительный) - выбор темы исследования, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому образовательному учреждению

II этап (организационный) - планирование исследования, выбор диагностики, инструментария, знакомство с выборкой

III этап (исследовательский) - проведение диагностических мероприятий, анализ полученных результатов, интерпретация и формулирование выводов.

IV этап (обобщающий) - подведение итогов теоретических и эмпирических исследований, составление психолого-педагогических рекомендаций.

Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики: К.Л. Печора ««Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение», «Лист адаптации», «Опросник родителей».

К.Л. Печора предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3 - 2,6 балла - готов к поступлению в ясли сад;

2,5 - 2 балла - готов условно;

2 - 1,6 балла - не готов.

Особенности адаптации детей раннего возраста определяются не только психофизиологическими особенностями детей. Для детей значимо общение со сверстниками. Для детей вызывает интерес новая обстановка, новые предметы. (К.Л. Печора [4]).

В ходе исследования проведено наблюдение поведения детей в период адаптации, беседы с воспитателями, родителями, психологом, медицинской сестрой.

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники дошкольного отделения анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированность его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

Анализ опроса родителей показал, что большинство детей характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ним. Опрос родителей также показал, для детей более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей.

По результатам наблюдений состоялся медико-психолого-педагогический консилиум, на котором были определены группы адаптации детей (см. рис.1).

Из 20 детей группы было получено:

- высокий уровень адаптивности(III группа)имеют 25 % детей (5 человек);

- средний уровень адаптивности (II группа) имеют 25 % детей (5 человек);

- низкий уровень адаптивности (I группа)и имеет 50 % детей (10 человек).

Из 20 детей группы было получено:

- высокий уровень адаптации имеют 25 % детей (5 человек), так как они большую часть времени находились в спокойном состоянии, их деятельность носила предметный характер.


Рис.1. Распределение уровня адаптации к дошкольному учреждению до реализации целевой программы

Программа психолого-педагогической коррекции адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению была разработана и реализована на базе дошкольного отделения МБОУ № 110 г. Челябинска. Цель программы стала коррекция адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.

В ходе проведения повторной диагностики были получены результаты, представленные на рисунке 2.

Рис.2. Распределение уровня адаптации к дошкольному учреждению после реализации целевой программы 

- высокий уровень адаптации имеют 50 % детей (10 человек), так как они большую часть времени находились в спокойном состоянии, их деятельность носила предметный характер. Взаимоотношения со взрослыми положительные (чаще по инициативе самого ребенка), со сверстниками - положительное. Наблюдалась потребность в общении со взрослыми и в активных самостоятель­ных действиях.

- средний уровень адаптации имеют 40 % детей (8 человек), так как они эмоциональное неуравновешенны, основной вид деятельности - наблюдение, взаимоотношения со взрослыми – положительные, но по инициативе воспитателя, со сверстниками - ответные. Речь носит ответный характер. Проявляется потребность в общении со взрослыми, в сотрудничестве.

- низкий уровень адаптации имеют 10 % детей (2 человека). У данных детей наблюдаются слезы, плач. Предметная деятельность отсутствует. Дети не воспринимают предложения воспита­теля, взаимоотношения со сверстниками отрицательные. Речь отсутствует. Потребность в общении только с близкими.

Анализируя полученные данные, можно отметить следующие причины сложной адаптации: ослабленность детского организма, недостаточная подготовка детей к новым условиям (приучение к режиму, развитие культурно-гигиенических навыков), индивидуальные особенности (меланхоличный тип темперамента).

Сравнив полученные данные с данными, полученными в ходе проведения первой диагностики, можно сделать такие выводы:

- количество детей с высоким уровнем адаптации увеличилось с 25% (5 человек) до 50 % детей (10 человек);

- количество детей со средним уровнем адаптации увеличилось с 25% (5 человек) до 40 % детей (8 человек);

- количество детей с низким уровнем адаптации уменьшилось с 50% (10 человек) до 10 % детей (2 человека).

Для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей.

Рекомендации для воспитателей:

- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;

- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад

Рекомендации для родителей:

- любите своего ребенка таким, какой он есть;

-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

- слушайте ребенка, не перебивайте;

- установите четкие и определенные требования к ребенку,

- будьте терпеливы;

- не устраивайте для ребенка множество правил;

- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;

- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите ребенка;

- поощряйте игры с другими детьми;

- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;

- посещайте групповые собрания.

Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

В данном исследовании, в соответствии с поставленными целью и задачами была проведена работа по изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

В данной работе мы рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся социальной адаптации в раннем детстве, изучения психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии, особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Согласно определению Е. Шиловой - сопровождение - это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов), работающих в системе образования.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до 1 сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.

Выводы: В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень готовности к поступлению в детский сад у детей различен. Более высокий уровень готовности у детей старшей подгруппы, они готовы к поступлению в детский сад. У младшей группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется возрастными особенностями детей младшей подгруппы, их потребностью быть все время с матерью. Уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей старшей подгруппы.

Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих группах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, то есть у детей выражена потребность в общении со сверстниками.

Таким образом, результаты повторной диагностики позволяют нам констатировать, что цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую программу коррекции адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, достигнута.

Ссылки на источники

  1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. В книге "Психология дошкольника. Хрестоматия" / М.И. Лисина. - М.: Академия, 2000. - С.38-57.
  2. Долгова В.И. Некоторыебиосоциальныехарактеристикителесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
  3.  Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 2003. - С.13-47.
  4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 172 с.
  5. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  6. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  7. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  8. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 123 с.