Аннотация. В статье представлен анализ особенностей агрессии младших подростков в межличностных конфликтах, а также коррекция агрессии. Показано, что психолого-педагогическая коррекция агрессии у младших подростков определяет стратегии поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от уровня агрессии.
Ключевые слова: агрессия, конфликт, младшие подростки, психолого-педагогическая коррекция.
Агрессия в подростковом возрасте выступает в двух личностных аспектах: как универсальное средство самоутверждения и как один из ключевых приемов самоанализа.
В паттернах поведения большей части подростков редко встречаются действия, сознательно направленные на причинение серьезного физического или психологического вреда другим людям [1, 2].
Как показывают исследования, в подростковом возрасте следует обоснованно говорить об агрессивной направленности конкретной личности, можно говорить лишь о факторах, предрасполагающих к ее формированию, в числе которых нужно назвать и агрессивное фантазирование [3, 4].
Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов в межличностных отношениях с окружающими в этом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость.
Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.
Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей [5].
Целью нашего исследования является изучение агрессии младших подростков в межличностных конфликтах.
Материалы и методы
Исследование агрессии младших подростков проводили в естественных условиях учебно-воспитательного процесса в гимназии №1.
Цель - теоретически изучить и экспериментально провести психолого-педагогическую коррекцию агрессии в младшем подростковом возрасте.
Задачи исследования определены в соответствии с рекомендациями специалистов в области психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков [6, 7]:
1) Проанализировать научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить особенности проявления агрессии у младших подростков.
3) Выявить уровень агрессии, стратегию поведения в конфликте у младших подростков.
4) Определить этапы, методы и методики, соответствующие поставленной цели исследования.
5) Провести эмпирическое исследование, охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
Эти задачи коррекции агрессивности реализуют студенты факультета психологии с помощью использования разномодальных психологических факторов, включающих психодиагностику, индивидуальную работу, упражнения, подготовку и распространение наглядных материалов.
Методы
- • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование;
- • эмпирические: анкетирование, тестирование;
- психодиагностические: тест поведения К.Томаса, методика изучения агрессии А. Басса – А. Дарки, методика «Социометрия» Дж. Морено;
- • методы формирующего эксперимента (комплексные образовательные и тренинговые взаимодействия с подростками).
Результаты и обсуждение
В результате проведения методики К. Томаса в исследуемой выборке выявлены стратегии поведения в конфликтной ситуации, представленные на рис. 1.
Рис. 1. Результаты диагностики по методике К. Томаса учащихся 6 класса
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что наибольшее число исследуемых применяет стратегию компромисса (43% учащихся). Такие люди ориентированы на частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Им свойственна осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью.
Стратегию приспособления использует 39% исследуемых. При данной стратегии человек готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию занимают люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.
29% испытуемых использует стратегию сотрудничества. При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена. Для людей с данной стратегией поведения характерно положительное отношение к новациям и переменам.
18% использует стратегию избегания, т. е. не отстаивают собственные интересы, но при этом не учитывают и интересы других. Таким людям свойственна застенчивость в общении с людьми, нерешительность в критических ситуациях.
Стратегию соперничества использует 11% исследуемых. Им свойственна властность, авторитарность, нетерпение к разногласиям и инакомыслию. Они уверены, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимание.
Рис. 2. Результаты диагностики по методике А. Басса – А. Дарки учащихся 6 класса
Высокий уровень вербальной агрессии - выражения негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы), наблюдается у 57% учащихся. Для таких людей характерны пессимизм, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность.
У 54% исследуемых наблюдается чувство вины - возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим, а также ощущаемые им угрызения совести.
Подозрительность свойственна 43% испытуемых. Люди с данной формой агрессивности склонны к анализу, с сильным самоконтролем.
Физическую агрессию и негативизм проявляют 36% исследуемых. Такие люди часто раздражительны, импульсивны, для них не характерно чувство вины.
32% испытуемых проявляют раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении.
Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия, свойственна 21% учащихся.
Для 25% учащихся характерна косвенная агрессия - агрессия, каким-либо способом направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Высокий уровень враждебности наблюдается у 50% исследуемых, высокий уровень агрессивности – у 46%.
Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Социометрия» учащихся 6 класса
Согласно полученным данным, большинство исследуемых (46%) можно отнести к группе «принятых», 32% - к группе «предпочитаемых». 11% исследуемых можно отнести к «звездам», и столько же – к «изолированным» (отвергаемым).
Открытые проявления агрессии в подростковом возрасте выступают как эффективный способ защиты собственного Я, а социальная адаптация не взаимосвязана ни с открытыми, ни со скрытыми формами агрессии.
Подростки черпают знания о моделях агрессивного поведения в среде сверстников и взрослых.
Для подростков важно мнение лидеров (на них равняются), т.е. лидеры являются референтной группой, необходимо отметить, что лидеры как бы идентифицируются с наиболее полным набором групповых ценностей, поэтому и обладают большим влиянием.
Часто свойственные подросткам тенденции к автономии, независимости от требований со стороны окружающих, стремление быть свободным от групповых стандартов и ценностей принимают агрессивные формы.
Активность в установлении контактов, общительность в этих возрастных группах нередко приводят к грубости, несдержанности и другим проявлениям агрессии.
Следовательно, в этом возрасте представляется, что возможность завоевать авторитет в социуме, стремление занять более высокий статус в системе межличностных отношений реализуются посредством агрессивных проявлений.
Сказанное обязывает воспитателей, психологов, педагогов проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу по конкретным программам.
Наличие программы обеспечит программированную психолого-педагогическую коррекцию.
По продолжительности наша программа длительная (продолжается полтора месяца, в центре внимания личностное содержание проблем).
По масштабу решаемых задач наша программа специальная, что подразумевает комплекс приемов, методик и организационных форм работы, наиболее эффективных для достижения конкретных задач формирования личности младшего подростка, отдельных ее свойств или психических функций проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации [7].
Методы, которыми пользуется психолого-педагогическая коррекция, зависят от цели и задач коррекции, а также от индивидуальности каждого конкретного подростка, особенностей его интеллектуального и личностного развития, а также от состояния проблемы на данный момент.
Мы приведем пример нескольких методов, которые возможно использовать для психолого-педагогической коррекции агрессии: беседа, ролевая игра, тренинги межличностной коммуникации, релаксационные упражнения, арттерапия, психогимнастика, игротерапия, групповая дискуссия, социальная терапия.
Программа должна основываться на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего.
Благодаря этому подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «я», что является основанием для продуктивного общения.
В процессе реализации программы коррекции развиваются техники самопознания: анализ, обратная связь и рефлексия.
Развивается самооценка во всех её направлениях:
- оценка подростком самого себя, знание о себе, отношение к собственной личности;
- оценка личности других людей;
- отношение к оценке другими людьми твоей личности. Эти три компонента взаимосвязаны.
Если подросток неправильно, неадекватно оценивает себя, вряд ли он сможет правильно оценить других людей, а, следовательно, адекватно относиться к оценке его личности другими людьми.
Отсюда и появляется та неадекватность в межличностных отношениях, которая отражается в нарушениях поведения и характеризует личность как психологически незрелую.
Таким образом, стратегическую линию программы можно представить в виде четырех этапов:
1)получение новой информации о себе;
2)переосмысление представлений о своем образе «Я»;
3)выстраивание нового типа отношений с самим собой и окружающими;
4)закрепление позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования.
Выводы
Агрессивные реакции выступают в качестве средства достижения какой-нибудь значимой цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Агрессивные действия подростков, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации.
Ссылки на источники
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль // СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2001. – 512с.
- Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.
- Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации. - Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112 с.
- Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 7. – С. 89-98.
- Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.
- Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
- Долгова В.И. Коррекционно-развивающая работа с подростками, оставшихся без попечения родителей (монография). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. – 124 с.