Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, представлены методы профилактики агрессивного поведения, а так же даны рекомендации родителям по предупреждению агрессивного поведения.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, агрессия, агрессивное поведение.

В наше время рост детской агрессивности обусловлен сменой субкультуры. Это чаще всего случается от того что современные дети предоставлены сами себе, дети зачастую практически лишены общения с родителями и сверстниками. Становятся предоставленными сами себе. Все чаще главным интересом детей становятся компьютерные игры, телевидение, интернет.

Изучению агрессивного поведения посвящено множество работ, мы своё исследование строили на методологических позициях ряда современных авторов (В.И. Долгова, Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В., Ю.А. Рокицкая, Н.А. Меркулова, Л.И. Савва, Л.В. Трубайчук, В.И. Павлова, Ю.Г. Камскова, В.И. Сиваков, Е.Ю. Волчегорская, Н.А. Худякова, Л.В. Коломийченко, Л.И. Пономарёва, Р.В. Овчарова, Е.В. Попова [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]).

Старший дошкольный возраст является очень важным моментом детства, повышенная чувствительность этого возраста влияет на дальнейшее развитие человека.

Психолого-педагогическое исследование данной проблемы, на мой взгляд, находится только в начале пути разрешения. В настоящее время разными авторами дано огромное многообразие определения «агрессивность», анализируя подходы к понятию агрессивность можно выделить факторы влияющие на уровни агрессивности у детей. Первый фактор это отношение в семье и поведение родителей. Второй фактор это одобрение агрессивного поведения со стороны окружающих, и наконец третий ситуативный фактор. Можно заметить разногласие в создании теоретических и практических рекомендаций по разрешению этой проблемы.

Важно рассматривать детскую агрессию как психическое состояние, а не просто как форму поведения. Важен и эмоциональный настрой ребенка, чаще всего на первый план выходит гнев. Чаще всего переживая сильный гнев, эта эмоция плавно приобретает форму ярости. Существует множество доказательств того, что если ребенок ведет себя агрессивно, а родители его за это не то что не наказывают, а иногда даже поощряют, то в будущем агрессия такого ребенка будет только увеличиваться. Такое поведение родителей на постоянной основе приведет к формированию у ребенка агрессивной реакции как единственно верной реакции на различные провокации. Такие реакции со временем приобретают форму привычки.

Старший дошкольный возраст это период значительных изменений психологического состояния ребенка, в этот период осуществляется развитие некоторых отделов центральной нервной системы. Еще одной особенностью старшего дошкольного возраста является развитие познавательных, а так же мыслительных процессов, таких как память, внимание, воображение, мышление и речь. На развитие ребенка значительное влияние оказывает общение со взрослыми, оно влияет как на психическое так и на физическое развитие в целом. В современное время у родителей как правило нет должного времени на воспитание детей, если это дополнить еще и картиной неполной семьи, и различными видами наказания родителями, то у ребенка совсем пропадает чувство защищенности.

Другим не менее важным фактором проявления агрессии является агрессивное поведение со стороны окружающих, это может проявляться в следствии наказания родителями.

Рассматривая агрессивное поведение ребенка, мы можем проанализировать каким образом нам действовать дальше, и каких результатов от проведенной работы ожидать. Наши усилия должны быть направленны на развитие в ребенке таких качеств как доброжелательность и способность понимать и сопереживать другим детям. Очень важно развить у ребенка чувство единства с другими, ведь ребенок должен видеть в сверстнике друга, а не врага. Это будет способствовать преодолению психологического напряжения ребёнка.

Говоря о психологическом напряжении следует учитывать не только мышечное напряжение ребенка, но и влияние внешних воздействий социальной среды. Дети зачастую много говорят, чрезмерно жестикулируют, реагируя на внешний фактор. Слова, действия, движения одного - подавляют, а другого - подбадривают.

Словарный запас ребенка- дошкольника синкретичен по сравнению с внутренним миром мыслей. Эти мысли легко обнаружить в проявлениях телодвижений, в жестах, во взгляде.

Взгляд ребенка – это сигнал его состояния. Взрослый может помочь ребенку разобраться в себе, прочувствовать природу своего организма. У детей дошкольного возраста проявления психосоматических расстройств очень часто обусловлены нервными потрясениями.

С помощью психолого-педагогической коррекции, можно корректировать процессы межличностного взаимодействия с ребенком, устраняя психологический дискомфорт, будь то в дошкольном образовательном учреждении или дома и формируя его нравственную сферу.

Нравственная сфера личности – это интегрированное взаимодействие нескольких компонентов (Долгова В.И., Овчарова Р.В.):

  • когнитивного (нравственное сознание, нравственный смысл, нравственные ценности, нравственные образы, нравственные нормы),
  • эмоционального (нравственные чувства, эмпатические проявления в нравственных отношениях);
  • поведенческого компонентов (нравственное поведение, поступки и действия в их мотивационной направленности) в личностной сфере, обеспечивающая единство нравственного сознания и поведения.

Развитие нравственной сферы личности в детстве может быть представлено как процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила.

Это происходит через действие общего механизма интериоризации–экстериоризации базисных этических понятий и частных механизмов подражания–имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих).

С другой стороны, это процесс формирования нравственной позиции личности, построенной на основе нравственного самосознания, нравственных переживаний и опыта.

Общие факторы развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте:

  • нравственные чувства и переживания,
  • осознание нравственных норм и отношение к ним,
  • нравственное сознание и чувство нравственного долга,
  • нравственная оценка и самооценка,
  • адекватность эмоциональных отношений, переживаний и поведения при их выполнении.

Особенные и единичные факторы развития нравственной сферы личности дошкольника связаны с успешностью процессов психолого-педагогической коррекции поведения и психических свойств дошкольников.

А эти процессы в свою очередь зависят от того насколько адекватно осуществлено соответствующее моделирование и его последующая реализация в специально организованной психологически безопасной образовательной среде.

Например, модель психолого-педагогической коррекции нравственного развития дошкольника может быть представлена следующими структурными компонентами:

  • целевой (определение целей и задач коррекции),
  • диагностический (проведение диагностических процедур по проблеме исследования),
  • коррекционный (проведение программы нравственного развития дошкольника),
  • аналитический (оценка эффективности программы нравственного развития дошкольника).

Мы поставили перед собой совокупность задач, которые по рекомендациям В.И. Долговой объединили в Дерево целей.

Генеральная цель: Теоретически обосновать и экспериментально провести психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников.

1. Теоретически исследовать проблему психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

1.1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения старших дошкольников.

1.2. Выявить особенности проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

1.3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

2. Исследовать особенности агрессивного поведения дошкольников.

2.1. Подобрать методы и методики исследования.

2.2. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

3. Провести опытно-экспериментальную работу по коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

3.1. Разработать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

3.2. Проанализировать результаты коррекционной работы.

3.3. Разработать психолого-педагогические рекомендации по профилактике и коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

3.4. Разработать технологическую карту внедрения результатов исследования.

Для подбора методик и выбора испытуемых была проведена работа с воспитателем, психологом.

Работа включала в себя:

  • воспитательное и культурно-просветительское мероприятия;
  • индивидуальные беседы с детьми;
  • беседы с воспитателем и психологом.

Для предупреждения проявлений агрессивного поведения необходима профилактика нежелательного поведения.

Это и станет нашей главной задачей в решении данной проблемы.

Для выявления уровня агрессивного поведения была использована графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой с детьми 5-6 лет на базе МБДОУ ЦРР ДС №308 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 10 детей. Целью данной методики является изучение эмоционально-личностной области ребенка. Для проведения диагностики используется лист бумаги формата А4 и карандаш, далее ребенку дается задание нарисовать на листе бумаги кактус.

При обработке результатов во внимание принимались следующие показатели:

  • расположение рисунка на бумаге,
  • сила нажима на карандаш,
  • характер линий.

Так же учитываются специфические показатели:

  • характеристика образа (кактус: домашний, дикий и т.д.),
  • характеристика формы рисования (схематичный, хаотичный и т.д.),
  • характеристика иголок (количество, размер, расположение.).

Интерпретация результатов:

По итогам обработанных данных рисунка можно сделать следующие выводы:

Кирилл: На рисунке изображен уличный кактус, который расположен в центре листа, кактус крупного размера, растет в земле. Кирилл пояснил, что кактус растет в его дворе, где его может потрогать каждый желающий.

Лена: На рисунке изображен кактус в горшке, четко прорисованный с маленькими иголочками. Лена пояснила, что это домашнее растение, о котором она заботится.

Миша: На рисунке изображен дикорастущий кактус с длинными иглами. Рисунок расположен в правом верхнем углу. Кактус небольшого размера. Миша пояснил, что этот кактус лучше не трогать, так как можно поранить себя.

Степан: На рисунке изображен дикорастущий кактус среднего размера, который находится в земле в окружении других растений. Рисунок расположен по центру листа, с большим количеством маленьких иголочек, которые со слов Степы совсем не колючие.

Вика: Кактус нарисован в центре листа, довольно крупных размеров с красивыми цветами вокруг растения. Вике нравится заботиться о своем растении.

Алена: На рисунке изображен кактус вместе с другими кактусами размером поменьше, иголочки маленькие и тоненькие, нарисована целая «семейка» кактусов.

Настя: Нарисован кактус небольших размеров по центру листа, в горшке с небольшим количеством иголок. Кактус стоит на подоконнике у окна. За окном изображено солнце.

Саша: На рисунке изображен кактус, на котором нет иголок. Рисунок изображен в центре листа. В ходе беседы выяснилось, что кактус любит когда за ним ухаживают, и на нем нет иголок, чтоб никого не уколоть.

Антон: На рисунке изображен дикорастущий кактус, который расположен в левом верхнем углу листа с довольно крупными длинными иглами, к которому как пояснил сам Антон лучше не прикасаться.

Кристина: На рисунке изображено несколько небольших кактусов с маленькими иголками, это семья. Кактусы украшены цветами, стоят в горшочках, Кристина пояснила, что ей нравятся красивые цветочки, и что она за ними ухаживает.

Проводя методику, можно выделить несколько основных причин проявления агрессии:

  • · стремление повзрослеть
  • · отношения в семье характеризуются всплесками негативных эмоций
  • · обидчивость
  • · зависть

Ярко выраженную агрессию можно выделить у Антона, Миши.

Обработав полученные результаты необходимо было разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников с целью профилактики у детей агрессивного поведения.

Мы составили комплекс игр. Представим далее варианты игр, направленных на снятие агрессии у детей:

1)              «Обзывалки»

Целью игры является снятие вербальной агрессии, а так же способствовать выплеску гнева в приемлемой форме.

2)              «Улитка»

Цель игры - развить у ребенка умение организовывать свое поведение, развить самоконтроль и размеренность.

3)              «Два барана»

Цель игры - снять невербальную агрессию, дать возможность ребенку выплеснуть гнев в приемлемой форме, снять эмоциональное напряжение и направит энергию ребенка в нужное русло.

4)              «Тух-тиби-дух»

Цель игры - снять негативный настрой ребенка и восстановить его силы.

5)              «Попроси игрушку»

Цель игры - научить детей эффективным способам общения.

6)              «Толкалки»

Цель игры заключается в том, чтобы научить детей контролировать свои движения.

7)              «Бумажные мячики»

Цель игры - восстановить силы, вернуть бодрость и активность, снизить напряжение и войти в новый ритм.

8)              «Маленькое приведение»

Цель игры - научить детей выплескивать в приемлемой форме накопившийся гнев.

9)              «Аэробус»

Цель игры - научить детей согласованно действовать в группе; показать, что доброжелательное отношение товарищей дает уверенность и спокойствие.

Выводы:

Необходимым элементом предупреждения и психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников являются такие педагогические условия, как:

  • диагностика и оценка уровня агрессивного поведения старших дошкольников;
  • реализация по этим данным индивидуально-дифференцированного подхода в процессе психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
  • обеспечение взаимодействия педагогической, психологической и медицинской служб дошкольного образовательного учреждения;
  • организация взаимодействия всех служб ДОУ с родителями;
  • осуществление преемственности в работе ДОУ и школы.

 Ссылки на источники

  1. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В.Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  2. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
  3. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Изд-во «ПЕРО», 2015. – 167 с.
  4. Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.А., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 134 с.
  5. Долгова В.И., Овчарова Р.В.Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – №6. – С. 40-48.
  6. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / монография. –  М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  7. Долгова В.И., Журбенко С.С. Психолого-педагогическое моделирование пантомимической деятельности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. –  № 5 (25). – С. 99-102.