Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В основу статьи положена проблема ритмичности креативности; в качестве решения этой проблемы автор предлагает использовать ТРИЗ; с этой целью разработана рабочая тетрадь для детей 6-7 летнего возраста, включающая в себя задания с опорой на ТРИЗ; результаты после апробации показывают положительную динамику развития креативности.
Ключевые слова: креативность, ритмичность креативности, творческий процесс, ТРИЗ.

Креативность - способность мыслить в разных направлениях одновременно, или дивергентно, творчески подходить к выполнению профессиональных и жизненных задач, умение синтезировать различные элементы в своей работе, генерировать идеи.

Креативность недостаточно изучена, спонтанна в своих проявлениях и как покажет данная статья дальше – ритмична.

П. Торренс [1] выделяет в развитии креативности два возрастных пика: дошкольный и подростковый. Дети дошкольного возраста по своей природе предрасположены к креативному мышлению, необходимо активизировать в них эту способность и  развивать ее.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) превращает создание новых идей в технологию.

Г.С. Альтшуллер [2], основатель ТРИЗ, открыл основные законы изобретательства и показал, что процесс создания изобретений может быть управляемым.

Все в мире представляет собой целостную систему, которая не дает сбоя, не совершает ошибок. Это и чередование времен года, чередование дня и ночи, круговорот веществ в природе, взаимосвязи в животных и растительных мирах. Примеры из науки можно приводить бесконечно. То, что структура и системность присутствует во всем - это факт.

Процесс творчества классически представляет собой полет мысли, ожидание вдохновения, озарение, наличие проб и ошибок. По сути, он словно является независимым от нас процессом, вершиной которого является озарение, возникающее спонтанно, необъяснимо, само по себе. ТРИЗ предлагает обуздать этот процесс и призывает к следованию определенным алгоритмам в создании новых идей, с целью исключения «пустых проб», повышения качественности и продуктивности результатов.

Современному миру нужны высококреативные люди, творчески мыслящие и способные к нестандартному решению проблем. Это обусловлено запросами общества и темпами развития прогресса. Мы уже не мыслим своей жизни без постоянных технических новинок, усовершенствований и смелых идей.

Мир уходит от образа критически мыслящего ученого, осмотрительного, скрупулезного, педантичного, к образу изобретателя, креативного, нестандартного, смелого. Способность к творчеству на сегодняшний день оценивается по достоинству не только в искусстве, но и в науке.

Наше исследование посвящено теме ритмичности креативности, а именно спонтанности ее проявлений, и тому, как превратить неуправляемый творческий процесс в управляемый с помощью ТРИЗ.

Исследование имеет под собой теоретическую базу, суть которой можно выразить в следующих пунктах:

1. Креативность – явление сложное, недостаточно изученное, спонтанное в своих проявлениях.

2. Креативность является запросом современного общества и необходимостью прогресса.

3. Креативность имеет свои пики, и самый яркий из них приходится на дошкольный возраст.

4. Периоды пиков сензитивны, то есть проходят безвозвратно и представляют собой наиболее благоприятный момент для развития креативности.

5. Развивать креативность необходимо с детства.

6. Креативность ритмична, то есть проявляется в виде неконтролируемых вспышек через определенные промежутки времени.

7. Идеей ТРИЗ является то, что производство новых идей можно превратить в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

8. Целью ТРИЗ является полное подчинение творческого процесса и управление им.

Высококреативные дети – какие они?

«Период концентрации внимания у высококреативных детей больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются конформизму и зубрежке (или строгой дисциплине), более склонны к соревнованию и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость. В сферах, отвечающим их способностям, такие дети не только достигают уровня, характерного для старших детей, но и сам процесс их развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер», - пишет Е.Е. Туник [3].

Интересным является исследование Н.Я. Пэрна [4]  о ритмичности творческой деятельности в течение жизни, который в своей книге «Ритм жизни и творчества» приходит к выводу о существовании ритмов в психической деятельности человека. Для проверки своей гипотезы он анализирует фактические данные из четырех независимых источников: систематических личных записей, накопленных в течение ряда лет; исследований по физиологии и психологии детей; биографии великих людей: Л. Бетховена, М.И. Глинки, А.С. Пушкина, И.В. Гете, Н.В. Гоголя, И. Канта, И. Ньютона и др., - и, наконец, из материалов психиатрической статистики.

«Мысль или вообще творческое состояние не всегда налицо, а проявляется время от времени, часто в виде вспышки; на это указывали многие, да и большинство людей, вероятно, наблюдало это на себе», - писал Н.Я. Пэрна.

Узловые (определение Н.Я. Пэрна) точки жизни приходятся примерно на следующие годы жизни: 6-7; 12-13; 18-19; 25-26; 32-33; 37-38; 43-44; около 50; 56-57 и т.д.

Характерным для узловых точек, как указывает Н.Я. Пэрна, является: 1) прояснение и усиление душевной жизни; 2) качественное отличие от других узловых точек; 3) особая чувствительность организма. Наиболее ярко многолетний ритм выражен у людей, которые сосредоточены на своей внутренней душевной жизни, - у музыкантов, поэтов, философов, художников.

Проблема необходимости развития креативности, устранения спонтанности и неконтролируемости творческого процесса и выбора ТРИЗ-упражнений в качестве инструментария для достижения этой цели послужила мотивом проведения моего эксперимента.

Группе детей 6-7 летнего возраста был предложен ряд заданий. А именно рабочая тетрадь со следующим содержанием:

Задание 1

Представляет собой креативный тест Ф. Вильямса CAP [5].

Цель: диагностика уровня креативности путем исчисления суммы факторов, а именно беглости мышления, гибкости мышления, оригинальности и разработанности.

Примечание: задание использовано в качестве констатирующего этапа исследования.

Задание 2

Представляет собой изображения известных персонажей, а также вопросы к ним. После предлагается раскрасить изображения.

Примечание: задание служит для развития воображения, речевой деятельности, вербального творчества, изобретательской смекалки. В ходе ответов на вопросы ребенок учится придумывать новые сюжеты для своих любимых героев, а это является начальным этапом для придумывания новых сказок вообще.

Воображение человека всегда выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире [6], [7].

Задание 3

Представляет собой головоломку с поиском отличий на двух похожих изображениях и выделением их красным карандашом для фиксирования результата.

Примечание: эту задачу ТРИЗ-педагоги рекомендуют решать с целью развития мышления у ребенка. Задание учит ребенка искать и находить решение поставленной задачи.

Задание 4

Представляет собой картинку-абстракцию, которую нужно раскрасить так, чтобы получить в конечном итоге образ.

Примечание: задание тренирует мышление от частного к общему, умение составлять из отдельных частей целое, а также служит подготовкой для работы с противоречиями. Указание к работе: раскрась картинку. В ходе работы обнаруживается, что элементы хаотичны лишь на первый взгляд, что есть вероятность составления цельного образа. Ставится задача: как получить цельный образ? Происходит поиск решения. Противоречие сначала выявляется, а затем разрешается.

Задание 5

Представляет собой задачу построить объект по заданной формуле.

Примечание: задание тренирует умение работать с алгоритмами, мыслить системно. Ведь целью ТРИЗ-методик является полное подчинение творческого процесса себе и управление им, создание алгоритмов работы и системы. Идеей Г.С. Альтшуллера, основателя ТРИЗ, является то, что производство новых идей можно превратить в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Задание 6

Представляет собой креативный тест Ф. Вильямса CAP.

Цель: диагностика уровня креативности путем исчисления суммы факторов, а именно беглости мышления, гибкости мышления, оригинальности и разработанности.

Примечание: задание использовано в качестве диагностики результатов исследования после проведения эксперимента.

Результаты проведенного эксперимента представлены в следующем графике:

 Рис. 1 – Сравнение результатов констатирующего этапа исследования и результатов исследования после проведения эксперимента 

Динамика изменения численного показателя факторов креативности до проведения эксперимента и после. Числовые данные каждого фактора изначально были отражены в баллах, далее переведены в проценты и обозначают процент полученных баллов от максимально возможных.

Анализ результатов диагностики.

С первым фактором «Беглость», который представлял собой генерирование большого количества идей, справились все дети без исключения. Задача состояла в том, чтобы элементарно выполнить все предложенные рисунки. Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления.

Второй фактор творческого мышления «Гибкость» по тесту Ф. Вильямса подразумевал собой возможное число изменений категорий рисунка (живое-механическое-вид-символ). Если категории постоянно изменяются это указывает на динамику творческого мышления, чем больше изменений – тем выше показатель по тесту. Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того, чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно.

Третий фактор «Оригинальность» опирался на местоположение рисунка относительно стимульной фигуры. Каждый квадрат содержал стимульную линию или фигуру.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, то есть рисунок получается только снаружи. Более креативные люди работают внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не сдерживает замкнутый контур и рисунок выходит как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

Четвертый фактор «Разработанность» касался умения облагородить идею, сделать рисунок более глубоким и интересным, расширить его, добавить что-то к основной идее.

Под пятым фактором «Название» подразумевался словарный запас и образное, творческое использование языка. Именно этот фактор показал отрицательную динамику и сам по себе имел небольшой процент выполнения от максимума.

Были выбраны и модифицированы элементарные ТРИЗ-упражнения с целью систематизации творческого мышления. Даже при проведении небольшого, пробного эксперимента, была получена положительная динамика роста факторов, составляющих креативность.

Выводы:

Креативность широко востребована в современном мире. Но несмотря на это, она является недостаточно изученным явлением. По исследованиям Н.Я. Пэрна креативность – ритмична. ТРИЗ призвана сделать процесс изобретательства системным и технологичным. Чтобы получить ответ на вопрос: «Возможно ли превратить неуправляемый творческий процесс в управляемый с помощью ТРИЗ?» был проведен эксперимент. Результаты эксперимента показали положительную динамику в развитии креативности у детей 6-7 лет. Таким образом, работая над развитием креативности в русле ТРИЗ, можно предположить, что действие ТРИЗ-методик направлено на систематизацию творческого мышления, что способствует развитию креативности и большей ее продуктивности. Система ТРИЗ позволяет сделать неуправляемый творческий процесс управляемым, непрерывным и продуктивным.

 Ссылки на источники 

  1. Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. — Scholastic Testing Service, Inc., 1974. [Электронный доступ: ststesting.wordpress.com/...] (Дата входа 17.03.2015).
  2. Альтшуллеp Г.С. Найти идею. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - 131 с.
  3. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб.: Питер, 2013. – 320с.: ил.
  4. Пэрна Н.Я. Ритм жизни и творчества. – Петербург: Петроград, 1925. – 132 с.
  5. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Речь, 2003. - 96 с.
  6. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 123с.
  7. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.
  8. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  9. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.