Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматривается особенности коррекции и развития самооценки младших школьников. Отражена необходимость формирования самооценки младших школьников в процессе школьного обучения. Подробно рассмотрен метод моделирования и составлена модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников.
Ключевые слова: самооценка, модель, моделирование, коррекция, учащиеся 7-8 лет.

В условиях вступления в силу Закона «Об образовании» внедрение процедуры оценки в школах на различных уровнях и с привлечением разнообразных способов и методик является одним из актуальных направлений развития системы образования в целом. При этом особое внимание сегодня уделяется анализу не только процесса оценки, но и изучению самооценки собственной учебной деятельности младшими школьниками. Именно поэтому можно констатировать, что анализ способов организации процедуры самооценки, а также оценка особенностей её коррекции и развития является важной составной частью широкого научного проблемного поля.

Одновременно можно констатировать, что при организации самооценки учащимися собственной образовательной деятельности в школе следует выделять общие черты, которые характерны для всех видов и типов современных общеобразовательных учреж­дений. Например, то, что в современной начальной школе используются средства оценки работы учащихся и недостаточно внимания уделяется необходимости обучения самих школьников адекватной самооценке. На этом основании можно сделать вывод, что суще­ствующие процедуры самооценки на практике используются недостаточно часто или бессистемно. В связи с этим особую значимость приобретает решение проблемы создания оптимальных условий для внедрения в учебный и воспитательный процесс формирования адекватной самооценки учащихся.

В настоящее время проблемой самооценки занимаются многие отечественные ученые. Исследования самооценки точно отражают работы таких авторов, как: В.И. Долгова, Н.В. Цветкова, Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г., Р.В. Овчарова и др. [1, 2, 3]

Современные исследования в области психологии и педагогики не обходятся без метода моделирования и целеполагания (В.И. Долгова, Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А.) [4]. Такой подход позволяет проводить более информативное и структурированное изучение проблемы.

В.И. Долгова в своих работах представила «дерево целей» моделирования психолого-педагогических процессов [5, с. 55-63]. Основываясь на таком построении, мы составили «дерево целей» нашего исследования. В.И. Долгова пишет, что «дерево целей», как метод планирования основывается непосредственно на теории графов и там самым представляет собой траекторные, определяющие направление движения к заданным стратегическим целям и точечные, определяющие достижение тактических целей, которые характеризуют степень приближения к заданным целям по заданной траектории.

Осознание целей лежит в основе деятельности, поскольку цель деятельности – это её заранее запрограммированный результат [6].

Вершиной «дерева целей» является генеральная цель исследования, ветви «дерева» цели первого, второго и т.д. порядка. В этом случае используется метод целеполагания (В.И. Долгова [7]).

Рис. 1. «Дерево целей» коррекции самооценки учащихся 7-8 лет 

Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально провести психолого-педагогическую коррекцию самооценки учащихся 7-8 лет.

1. Изучить особенности психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет.

1.1. Провести анализ понятия «самооценка» в психолого-педагогической литературе.

1.2. Выявить особенности психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет.

1.3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет.

2. Выявить уровень самооценки учащихся 7-8 лет до и после проведения программы психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет.

2.1. Провести диагностику по методике «Автопортрет» (К.Маховер),

2.2. Провести диагностику по методике «Несуществующее животное» (М.3. Друкаревич),

2.3. Провести диагностику по методике «Лесенка» Дембо-Рубинштейна.

3. Реализовать программу психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет.

3.1. Создать положительный настрой на работу.

3.2. Способствовать формированию адекватной самооценки учащихся 7-8 лет.

3.3. Создать условия для успешной коррекции самооценки учащихся 7-8 лет.

4. Обобщить результаты коррекционно-развивающей работы.

4.1. Провести анализ результатов реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет.

4.2. Разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей с целью закрепления полученных результатов.

Одной из задач «дерева целей» является разработка модели психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет.

Эффективная разработка начинается с теоретического обзора литературы по данной проблеме.

По В.А. Штофф, модель - это знаковая (логическая) конструкция, воспроизводящая такие характеристики исследуемого объекта при условии преждевременно определенных требований к точности этой конструкции объекту. Точнее, понятие «модель» шире: это вообще любая материально реализованная или мысленно представляемая структура, которая, воспроизводя или отображая объект исследования, может замещать его так, что изучение модели дает исследователю новую информацию о таком объекте [8].

Из множества моделей А.А. Леонтьев выделяет идеальные или теоретические модели. Такие модели делятся на логические и наглядные модели и модели знаковые, для таких моделей не обязательно именно внешнее сходство с моделируемым предметом (объектом) [9].

Моделирование – это процесс воссоздания любого объекта при помощи выбранных средств. Поэтому модель не может быть точной копией объекта в любых его проявлениях. Обычно модель воссоздает одну из сторон объекта, абстрагируясь от всех остальных особенностей объекта. Теоретическая же модель создается с определенной целью, в ней также употребляется только тот тип информации об объекте исследования, который интересует самого исследователя. Теоретическая модель является описанием явления не с его феноменологической стороны, а непосредственно с сущности самого явления.

С.Л. Белых определил, что исследователь, который создает теоретическую модель, обязан описать его структуру в зависимости от цели, а так же элементы, его составляющие и непосредственно тип их взаимодействия, процесс, и сами каузальные связи с аналогичными явлениями, входящими совместно с исследуемыми явлениями в более обширную систему. В частных случаях, если это необходимо, можно опустить часть информации, но в других - больше внимания следует уделять механизмам взаимодействия, действия, формирования [10].

Психологическое моделирование является моделированием не самой психики, а моделированием того или иного вида «человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности», то есть «моделирование ситуаций» [11]. 

Рис. 2. Модель психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет 

Модель психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет включает в себя 3 блока:

1. Диагностический Блок. Цель: сбор информации и проведение констатирующего эксперимента.

В процессе реализации этого блока проводится анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании полученных данных осуществляется подбор диагностических методик и их проведение на выборке школьников.

Методы и методики исследования:

1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение.

2. Эмпирические: констатирующий эксперимент; психологическое тестирование, рисуночные методики.

3. Математико-статистический метод: вычисление t-критерия Вилкоксона.

В экспериментальной работе по изучению самооценки учащихся 7-8 лет использовались методики «Автопортрет» и «Несуществующее животное», а так же методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейна.

2. Коррекционный Блок. Цель: психолого-педагогическая коррекция самооценки учащихся 7-8 лет.

Реализация коррекционного блока предполагает разработку и проведение программы психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет, на основании данных полученных в ходе реализации первого блока.

Цель программы: коррекция самооценки учащихся 7-8 лет.

Задачи:

- Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в согласии с самим собой.

- Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями и средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой).

- Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленное на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

- Воспитание уверенности в себе; снижение эмоционального напряжения.

Структура, форма проведения и материальное обеспечение программы.

Часть 1. Снятие состояния эмоционального напряжения и развитие социальных эмоций.

Часть 2. Гармонизация противоречивости личности, формирование адекватной самооценки у детей.

Часть 3. Самоуправление (саморегуляция).

Часть 4. Обогащение индивидуального опыта детей.

На каждую часть отводится 3-4 занятия.

Структура группового занятия включает: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию, ритуал прощения. Основные методы обучения:

-  Упражнения.

-  Игры с правилами.

-  Чтение художественных произведений.

-  Беседы.

-  Рисование.

-  Сочинение историй.

-  Аутотренинг.

3. Аналитический Блок. Цель: анализ и синтез полученной информации.

Суть данного блока в анализе полученной в ходе реализации предыдущих блоков, и разработка рекомендаций для закрепления полученного результата.

Результатом реализации модели психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет должно явиться оптимизация уровня самооценки.

Вывод.

Любое исследование целесообразно начинать с составления «дерева целей». Генеральная цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально реализовать психолого-педагогическую коррекцию самооценки учащихся 7-8 лет.

Составленная нами модель психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет, которая разработана в ходе анализа литературы, включает в себя 3 блока:

1. Диагностический. Цель: сбор информации и проведение констатирующего эксперимента.

2. Коррекционный. Цель: психолого-педагогическая коррекция самооценки учащихся 7-8 лет.

3. Аналитический. Цель: анализ и синтез полученной информации.

Результатом реализации модели психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет является адекватный её уровень.

 Ссылки на источники

  1. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –  2014. – №7. – С. 89-98.
  2. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  3. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – №6. – С. 40-48.
  4. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  5. Долгова В.И. Из опыта изучения эффективности внедрения инновационных технологий выпускниками вуза // В сборнике: PHYSICAL, MATHEMATICAL AND CHEMICAL SCIENCES: THEORETICAL TRENDS AND APPLIED STUDIES / EDUCATION AS THE BASIS OF THE HUMANITY EVOLUTION IN CONDITIONS OF THE INFORMATION ENVIRONMENT OF THE SOCIETY DOMINATION Materials digest of the LI International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in physical, mathematical and chemical sciences (London, May 21 - May 26, 2013)/ Materials digest of the LII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in pedagogical sciences (London, May 21 - May 26, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. –  London, 2013. –  С. 92-94.
  6. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12. – С. 17-24.
  7. Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // Global crisis of contemporaniety in the sphere of mindset, social values and political interests correlation / Issues of limits, reproduction and rational use of natural resources Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 - November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 - November 12, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 41-45.
  8. Штофф В.А. Моделирование и философия. – М.: Наука, 1966. – 303 с.
  9. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.
  10. Белых С.Л. Научно-исследовательская работа студента-психолога: поиск и презентация. Методическое пособие для преподавателей и студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Изд-е перераб. – Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2008. – 80 с.
  11. Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова - 2-е изд., перераб. и доп. –  М., 1996. – с. 200