Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению понятий страхи, страхи детей дошкольного возраста, сказкотерапия; проанализированны основные причины возникновения страхов, изучены виды страхов; определена структура сказкотерапевтического занятия; представлена прорамма по коррекции страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии.
Ключевые слова: психологическая коррекция, страхи, дети дошкольного возраста, сказкотерапия.

Феномен страха до сих пор остается недостаточно изученным, несмотря на то, что в настоящее время имеются существенные сдвиги в преодолении последствий, вызванных страхом, пути их коррекции.

Страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сферах, и тем самым – причиной многих заболеваний (Иванова Н.Ф. [1]).

Страхи, которые отличаются устойчивостью, являются наиболее опасными для человека. От них развиваются разнообразные неврозы, люди становятся тревожными, мнительными, развиваются фобии (Кулинцова И.Е. [2]).

Большинство ученых сходятся во мнении, что фобии – интенсивные, иррациональные страхи, связанные с определенными объектами или ситуациями, - являются приобретенными расстройствами. Джейкобс и Нэйдел (Jacobs, Nadel, 1985) выделяют два условия, создающие почву для формирования страха, который позже может перерасти в фобию. Оба условия - незрелость нервной системы и тяжелый стресс (Изард К.Э. [3]).

Для ребенка дошкольного возраста тяжелым стрессом могут являться нападение собаки, уход одного из родителей из семьи, потеря близких родственников и другое. Так как в дошкольном возрасте психика ребенка ещё недостаточно зрелая, страхи могут быстро начать развиваться.

В разных культурах дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в раннем детском и дошкольном возрасте - страх отделения от матери, в 7-8 лет - страх смерти и т.д. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития. Некоторые психологические особенности делают возникновение страхов у детей более вероятным. К такого рода особенностям относятся прежде всего эмоциональная чувствительность и тесно связанная с ней впечатлительность, которые, подобно эмоциональной памяти, приводят к яркому, образному запечатлению травмирующих событий жизни. Инертность, ригидность нервных процессов, а также развитая долговременная память способствуют длительному удержанию и фиксации объекта страха в сознании и затрудняют переключение внимания, что, в свою очередь, закрепляет и усиливает чувство страха.

Причины возникновения страхов у детей:

1. Наличие страхов у родителей (главным образом у матери): тревожность в отношении с ребенком, избыточное ограждение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Наиболее подвержены этому виду страха единственные дети в семье, которые нередко становятся эпицентром родительских забот и тревог. Гиперопекающее поведение – чрезмерное оберегание, «сдувание пылинок» с ребенка – формирует в маленьком человеке ощущение слабости, неуверенности, беззащитности перед окружающим миром, наполненного опасностями.

2. Ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной требовательностью родителей или их эмоциональным отвержением детей.

3. Большое количество запретов со стороны родителя своего пола или предоставление полной свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные и нереализуемые угрозы со стороны взрослых.

4. Отсутствие условий для ролевой идентификации с родителем своего пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе.

5. Конфликтные отношения между родителями. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию усиливаться с возрастом. Особенно ранимы в этом смысле девочки в силу их большей восприимчивости по сравнению с мальчиками.

6. Постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей.

7. Психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей, приводящие к возникновению ощущения опасности.

8. «Заражение» страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.

Теоретически все страхи, можно разделить на три группы. Страхи первой группы обращены к человеку как к биологическому существу, несут угрозу телу и физическому Я, этот страх можно назвать «быть ничем». Отправная точка развития страха «быть ничем», то есть не жить, не существовать, быть мертвым - страх смерти. Вторая группа страхов отражает угрозу отношений - лишения общества людей, этот страх может быть назван «быть ни с кем». Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи можно условно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», то есть несоответствие Я – идеальному .

Захаров А.И. выделяет следующие виды страхов: ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач [4].

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический — особенностями личности.

Постоянное ощущение страха влечет за собой появление мышечных зажимов, ведь ребенок находится в постоянном напряжении.

Периодическое накопление с самого раннего детства внутренних зажимов мышечно-психического характера, влечет за собой отклонения, нарушающие природные компоненты индивидуальных особенностей (Долгова В.И., Журбенко С.С [5; 6]).

Существуют различные методы диагностики страхов. Методика может быть в форме беседы, также используются проективные методы диагностики, например, «Несуществующее животное», а можно ребенку прочитать и разыграть в ролях сказки. Например, это может быть сказка Виталии Лавреньевой, с которой можно познакомиться в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Путь к волшебству», также методика «Волшебная страна чувств» будет интересна детям.

Коррекция детских страхов может осуществляться различными психолого-педагогическими технологиями (Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А., Л.А. Регуш, А.В. Орлова и др. [7, 8, 9]). Страхи можно рисовать, их можно проигрывать, можно использовать в качестве борьбы со страхом лепку из пластилина. Подробнее же хотелось остановиться на таком методе коррекции страхов как сказкотерапия.

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка, их главные достоинства заключаются в следующем:

1. Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

2. Неопределенность места действия главного героя, позволяющая наполнить пространство сказки значимыми образами.

3. Образность и метафоричность языка, открывающего кладезь мудрости данной культуры, опыта поколений.

4. Победа добра, дающая психологическую защищенность.

5. Наличие тайны и волшебства, раздвигающие границы возможного.

Сказка – это один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерпии. Ведь ребенку не навязывают своего мнения, ребенка не учат как правильно поступать в той или иной ситуации. Дети, слушая, сочиняя и проигрывая сказки сами могут прочувствовать на себе ситуацию, случившуюся с главным героем и понять, как ему правильно поступить. Для ребенка создаются условия выбора правильного пути и соответственно выбора как ему решить свою проблему. Ребенок через переживание чувств героя понимает, как можно избавиться от своего собственного страха.

Коррекционно-развивающее сказкотерапевтического занятия имеет структуру:

Первый этап – ритуал «входа» в сказку. Необходимо создать настрой на работу, войти в сказку. Это может быть какое-нибудь коллективное упражнение.

Второй этап – повторение. Дети вспоминают то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, чему научились.

Третий этап – расширение. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они научиться, попробовать, помочь какому-либо герою сказки.

Четвертый этап – закрепление. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт.

Пятый этап – интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких жизненных ситуациях они могут использовать тот опыт, который получили .

Шестой этап – резюмирование. Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.

Седьмой этап – ритуал «выхода» из сказки. На этом этапе повторяется ритуал «входа» с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было с нами, все чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Дети, как и взрослые, все разные. Один ребенок любит сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, кто-то любит рисовать. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширит его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром.

 Программа психологической коррекции страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии. 

С целью психологической коррекции страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии была создана специальная программа.

Цель – коррекция наиболее распространенных страхов детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Снижение уровня тревожности.
  2. Развитие эмпатии.
  3. Развитие управлять мышцами (справляться с мышечными зажимами) лица, рук, ног.
  4. Развитие креативного мышление, фантазии.
  5. Развитие речи, свободного выражения своих мыслей.
  6. Отработка навыков взаимодействия с партнером.
  7. Развитие образного мышления.

Темп и продолжительность занятий выбирает психолог самостоятельно, в соответствии с актуальными задачами. Занятия могут проходить 1-2 раза в неделю по 25-40 минут в зависимости от возраста детей.

Количество участников от двух до восьми человек.

1 занятие

Упражнение для знакомства и приветствия: «Золотой ключик»

Цель. Способствовать формированию у детей умения любить окружающий мир.

Звучит медленная музыка. Психолог просит детей закрыть глаза и положить правую руку на область своего сердца. Сам он делает то же самое. Далее он просит их представить, что в сердце каждого ребенка есть дверка, через которую можно получить или послать любовь. А ключик от этой двери — в руках самих детей. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо лишь представить, что она открывается при дыхании. Вдыхая, можно почувствовать, что эта дверка открывается и в сердце каждого впускается любовь и солнечный свет. А когда человек выдыхает, он посылает кому-нибудь свою любовь. Ее можно посылать разным людям: может быть папе и маме, может быть друзьям. Далее ведущий предлагает детям увидеть солнечный свет в сердцах тех людей, кому они отправляют свою любовь, и если захочется, улыбнуться при этом.

Упражнение выполняется несколько минут. Затем с детьми можно обсудить упражнение, попросить их поделиться опытом.

Сказка о том, как зайцы испугали серого волка

Жил-был в лесу Серый Волк. Он очень обижал зайцев. Зайцы целыми днями сидели под кустом и плакали. Однажды Заяц-папа сказал:

- Пойдемте к девочке Маше. Может быть, она нам поможет?

Пришли зайцы к Маше и говорят:

- Маша! Нас очень обижает Серый Волк. Что нам делать? Маше стало очень жаль зайцев. Думала она, думала и придумала.

-  У меня есть игрушечный надувной заяц, - сказала Маша. -Давайте этого игрушечного зайца надуем. Серый Волк увидит его и испугается.

Первым стал дуть Заяц - папа. Дул-дул, и резиновый заяц стал большой, как барашек. Потом стала дуть Зайчиха-мама. Дула-дула, и резиновый заяц стал большой, как коровка. Потом стала дуть Ойка. Она дула-дула, и резиновый заяц стал большой как автобус. Потом стала дуть Маша. Она дула-дула, и резиновый заяц стал большой, как дом. Вечером пришел Серый Волк на поляну. Смотрит, а за кустом заяц сидит. Большой-пребольшой, толстый-претолстый. Ой, как испугался Серый Волк! Поджал он свой серый хвост и навсегда убежал из этого леса.

После прочтения сказки необходимо обсудить её с детьми.

Что делал серый волк? А зайцы? Что решил заяц-папа? Что посоветовала сделать Маша? Как поступили зайчики? Что случилось вечером?

Затем предложить детям разыграть эту сказку.

Игра «Иван Царевич и Серый Волк» (для детей от 5 лет) 

Детям предлагается вспомнить сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, представить себе, как иногда страшно было Ивану Царевичу мчаться на Волке в неведомые страны, но он доверял Волку и приобрел с его помощью счастье. Далее дети делятся на пары – Ивана Царевича и его Волка. Иванам Царевичам завязывают глаза. Затем они встают сзади своих Волков и берут их за локти. Потом по команде ведущего Волки начинают бегать по комнате и «возить» своих Царевичей, при этом им необходимо не допустить столкновений или падения Иванов Царевичей.

Этюд «Смелый заяц»

Цель: развитие выразительности и способности понимать эмоциональное состояние.

Заяц любит стоять на пеньке, громко петь песни и читать стихи. Он не боится, что его может услышать волк.

Выразительная поза: положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика: уверенный взгляд.

После проигрывания упражнений обсудить тот опыт, который они получили. Обратить внимание детей на то, что волк не обязательно должен быть злой, иногда, как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка, он может быть добрый.

Затем психолог подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.

В конце занятия повторить ритуал входа в занятие. Включить спокойную музыку, приложить правую руку в область сердца и почувствовать, как открывается дверка и дарить всем любовь. Затем психолог говорит: «Мы берем с собой все важное, что было с нами, все чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

Выводы: Дети могут увидеть страшное в самом невинном предмете и испугаться чего угодно. Причем многие страхи кажутся ни с чем не связанными и ничем не объяснимыми.

Большинство взрослых, как это ни странно, считают детские страхи выдумками малышей, их капризами и не уделяют им должного внимания, а между тем детские страхи являются серьезной проблемой. Страхи, которые отличаются устойчивостью, являются наиболее опасными для человека. Во взрослом возрасте многие детские страхи становятся неврозами.

Сказка приобщает ребенка к жизни. На примерах сказочных героев ребенок учится справляться с различными жизненными ситуациями, разбираться в людских характерах. Ребенок через переживание сказочной ситуации учится самостоятельно бороться со своими страхами и тревогами.

 Ссылки на источники 

  1. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
  2. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2011. – 169 с.
  3. Изард К.Э. Психология эмоций. Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 2007. – 464 с.
  4. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб: СОЮЗ, 2004. – 440 с.
  5. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно- психического здоровья дошкольников//Биосоциальные характеристики психологии современного человека: сб.труд. Международной виртуальной Интернет-конференции (Лондон, 08 – 14 августа 2013). – Лондон, Великобритания, 2013. – С. 62-66. - URI: http://gisap.eu/ru/node/31741 – [Дата обращения: 9.04.2015]
  6. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников // Вестник Орловского государственного университета, 2012. – № 4(24) – С. 60-62.
  7. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  8. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  9. Педагогическая психология: практикум / под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 304 с.