Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы преодоления страха у детей дошкольного возраста; показано, как страхи являясь эмоциональным проявлением психики влияют на психическое здоровье и развитие ребенка; представлены арт-терапевтические методы коррекции страхов.
Ключевые слова: страх, дошкольный возраст, психика, психическое здоровье, арт-терапия.

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Детские страхи, сохраняющиеся длительное время, служат признаком эмоционального неблагополучия, негативно влияют на психическое здоровье и развитие ребенка. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Страх относится исследователями к одной из основных эмоций. В психологической литературе, можно встретить разные определения понятию страх.

Р.Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [1].

По мнению А.И. Захарова, страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [2].

С точки зрения А.С. Спиваковской, страх относится к специфическому острому эмоциональному состоянию, это реакция, которая проявляется в опасной ситуации. Страх вызывается конкретной близкой опасностью, которая уже наступила [3].

А. И. Захаров в своих работах описывает различия страха от состояние тревоги и тревожности. Понимать различие страха и тревоги необходимо для правильной коррекционной помощи ребенку. В отличие от страха тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Если существует реальная объективная опасность, то можно говорить о страхе, а при переживаниях опасения, которое не имеет объективного основания, можно говорить о тревоге.

В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх – базовая эмоция, которая является «врожденным эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определенным мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием» (Изард К. [4]).

Страх является эмоциональным проявлением нашей психики, основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции.

Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия.

Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх, таким образом, может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом.

Однако при большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости от внешнего поля. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность), уход в себя и свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности (Захаров А.И. [5]).

Период дошкольного возраста – один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка. Они же и выступают основой формирования его умственных способностей. Развитие познавательных процессов определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний  и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что имеет особое значение для подготовки к школьному обучению. Поэтому чрезвычайно важно ранее определение степени сформированности у ребенка различных психических функций (Долгова В.И., Овчарова Р.В. [6]).

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако страхи, сохраняющиеся длительное время, служат признаком эмоционального неблагополучия, негативно влияют на психическое здоровье и развитие ребенка.

В связи с этим встает вопрос о необходимости комплексного подхода к решению проблемы психологической коррекции детских страхов и поиска путей преодоления психического неблагополучия ребенка.

Обратимся к анализу основных методов, направленных на работу с детскими страхами.

К наиболее часто встречающимся методам можно отнести арт-терапию (терапию исскуством), сказкотерапию, игровую терапию. Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка. А также метод коррекции страхов посредствам гармонизации детско-родительских отношений.

Арт-терапия — метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются художественные приемы и творчество (рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое). В группу различных видов терапии творчеством входят драма-терапия, терапия музыкой, танцем, движениями и так далее (Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. [7]).

Один из приемов арт-терапии – рисование – определяется как творческий акт, который позволяет детям ощутить радость свершений. Он позволяет также детям свободно выражать свои чувства. Рисование, как и игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления страхов в детском возрасте дан в работах А.И.Захарова. При анализе рисунка уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Важно то, как с помощью художественных средств (цвет, форма, размер и т.д.) передаются эмоциональные переживания субъекта.

Другим часто встречающимся методом коррекции детских страхов, относящихся к арт-терапевтическому направлению, является сказкотерапия – «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром» (Осипова А.А. [8]).

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиска нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, как безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой [9].

Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, в том числе и с детскими страхами.

Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают ребенку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и позволяют справиться с психотравмирующими ситуациями. И.Е. Кулинцова обращает внимание на то, что каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенной ситуации [10].

Еще один метод арт-терапии –  терапия движениями.

Проявления пластического движения определяют пантомимику.

Пластика – это плавный переход в пространстве и времени одной позы в другую.

В пластике существуют открытые жесты, закрытые позиции, динамические позиции, которые позволяют отслеживать состояние любого человека. В пантомиме каждая образная ситуация действия фиксируется паузой. При этом, конечно же, внутреннее равновесие состояния ребенка, зависит и от психосоматического напряжения. Весь организм в целом зависит от психосоматического напряжения, т.е. от душевного и физического состояния. Телодвижения должны быть свободными и непринужденными, так как излишнее мышечное напряжение откладывает отпечаток психологической напряженности на организм. В свою очередь душевное состояние психики также влияет на физическое самовыражение посредством телодвижений. Периодическое накопление с самого раннего детства внутренних зажимов мышечно-психического характера, влечет за собой отклонения, нарушающие природные компоненты индивидуальных особенностей (Долгова В.И., Журбенко С.С. [11]).

В пантомиме очень четко прослеживаются все состояния нервнофизиологического характера, особенно у детей. Это дает нам возможность проанализировать сложившуюся ситуацию, соотнести поведение и состояние ребенка, выявить причины эмоциональной напряженности и найти способы выхода из неё.

Голос подобен музыкальному инструменту, звучащему в грубых или нежных – тонких вибрациях. Движения тела тоже соответствуют определенной вибрации: резкие, плавные. Образ вибрации следует контролировать и направлять в положительную сторону. Пауза дает возможность приостановить движение вибрации и направить его в нужное русло. Вместе с мышечным зажимом немедленно и неминуемо приходит зажим, когда собственные руки и ноги становятся для вас ненавистной обузой. Поэтому на самочувствие влияет все, что нарушает ход энергетических процессов в любой части тела – от мышц до внутренних органов. Эмоционально напряженные дети не могут совладать с сильным возбуждением и поэтому плохо переносят как боль, так и удовольствие. Большая часть их энергии уходит на поддержание в рабочем состоянии психологических защитных механизмов, которые предохраняют их от влияния как реальных внутренних ощущений и внешних воздействий, так и воображаемых страхов. Общая биоэнергетическая модель предполагает, что заблокированные страхом и поэтому не получающие выхода чувства и импульсы видоизменяются и подавляются, что приводит к телесной скованности, нарушениям энергетических процессов в теле и изменениям личности. С помощью пантомимических средств выражения, можно корректировать процессы межличностного взаимодействия с ребенком, устраняя психологический дискомфорт, будь то в дошкольном образовательном учреждении или дома. Функции пантомимы неординарны, направлены на различные нарушения свойств организма в целом, являются регулятором внутреннего состояния. Психолог может рефлексировать психофизическое состояние ребенка, постепенно и плавно подведя его к творческому процессу – продуктивной деятельности в пантомиме (Долгова В.И. [12]).

Особое место в игровой деятельности детей, испытывающих различные страхи, занимает сюжетно-ролевая игра. Этот вид игры, имеет важное воспитывающее значение, на ее основе можно моделировать различные реальные ситуации из жизни взрослых, воссоздавать положительный или отрицательный образ, воспроизводить объективную логику событий в определенной последовательности.

Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещения. Сюжетно-ролевая игра имеет несколько функций: диагностическую, психотерапевтическую, развивающую.

К неспецифичным, но при этом наиболее эффективным методам работы с детскими страхами, можно отнести коррекцию страхов посредствам гармонизации детско-родительских отношений.

Ведущую роль в развитии ребенка играет семья. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия, в общении ребенка с взрослым создается «зона ближайшего развития», которая предполагает развитие ребенка в совместной деятельности, благодаря семье формируются индивидуальные особенности ребенка, «образ Я».

Влияние на развитие ребенка оказывают стиль родительского воспитания, эмоциональная близость родителя и ребенка, родительская позиция и стиль дисциплины.

Безусловно, нарушение компонентов семейной среды влечет за собой возникновение эмоционального неблагополучия у ребенка.

Многие трудности ребенка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя отношение к ребенку, можно разрешить его проблему.

Примерная модель психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста может быть представлена следующими структурными компонентами: целевой (определение целей и задач коррекции), диагностический (проведение диагностических процедур по проблеме исследования), коррекционный (проведение программы психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста), аналитический (оценка эффективности программы психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста) (Долгова В.И, Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В., Попова Е.В., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. [13; 14; 15]).

I. Целевой компонент:

1. Изучить психолого-педагогическую проблему коррекции страхов у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

1.1. Изучить феномен страха у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

1.2. Выявить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.

2. Разработать модель психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

2.1. Провести диагностику страхов у детей дошкольного возраста.

2.2. Выявить общий показатель наличия страхов у детей дошкольного возраста.

2.3. Провести психолого-педагогическую коррекцию страхов у детей дошкольного возраста.

3. Представить организацию опытно-экспериментального исследования страхов у детей дошкольного возраста.

3.1. Определить этапы, методы и методики исследования.

3.2. Дать характеристику выборки и провести анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.

4. Организовать опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

4.1. Составить программу психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

4.2. Провести анализ результатов формирующего этапа эксперимента.

4.3. Составить рекомендации по психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста для родителей и воспитателей.

4.4. Составить технологическую карту внедрения результатов исследования в практику.

II. Коррекционный компонент.

Цель: провести программу по коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи: снятие страхов; повышение уверенности в себе; развитие коммуникативных навыков.

Методы: упражнения на релаксацию, концентрацию, игры и игровые ситуации, телесная терапия, арт-терапия, функциональная музыка.

III. Аналитический компонент. Цель: проверить эффективность программы по психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Психологическое тестирование: методики «Паровозик» (С.В. Велиева); оценка уровня тревожности ребенка (А.И. Захаров); «Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бак); «Рисунок семьи» (Р.Бернс, С. Кауфман); «Детский тест тревожности» (Р.Тэмпл, М.Дорки); в отдельных случаях - анкета по выявлению тревожности у детей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко). Рекомендуем изучать динамику произошедших изменений с помощью t-критерия Вилкоксона.

Для подбора методик и выбора испытуемых следует проводить воспитательные и культурно-просветительские мероприятия; индивидуальные беседы с детьми; беседы с воспитателем и психологом по программе, которая может быть рассчитана как минимум на десять занятий по 30 минут в неделю. Занятия должны проводиться в игровой форме, под руководством психолога.

Ссылки на источники 

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
  2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2000. – 448 с.
  3. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. – 304 с.
  4. Изард К. Психология эмоций.  – СПб.: «Питер», 2007. – 327 с.
  5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
  6. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник ЧГПУ. – 2014. – №6. – С. 40-48.
  7. Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 234 с.
  8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
  9. Зинквич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – М.: Сфера, 2008. – 310 с.
  10. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – М.: Сфера, 2008. – 167 с.
  11. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников // Вестник Орловского государственного университета. – 2012 – № 4(24). – С. 60 – 62.
  12. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V. – London, 2013. – С. 33-34.
  13. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  14. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  15. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.