Аннотация. Статья посвящена изучению психолого – педагогической коррекции агрессивного поведения подростков; показано, что характерные черты девиантного поведения подростков, и их эмоциональная неустойчивость обуславливает поведение старшего подростка; представлены результаты исследования психолого–педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков.
Ключевые слова: психолого-педагогическая коррекция, агрессивное поведение, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, девиантное поведение.
Много лет люди проявляли интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом научно-практических исследований. Статистика свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют страдания и боль своим ближним.
Вопрос, почему люди действуют агрессивно, занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривался с различных позиций (философии, поэзии, религии и т.д.).
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.
Прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, их цинизм и жестокость являются следствием возможной агрессивности, наиболее проявляющейся на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - подростковый возраст.
В проявлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе и индивидуальные особенности подростка, внешние физические и социальные условия. Например, потенцировать агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т.п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение (Можгинский.Ю.Б. [1]).
Изучением этой проблемы занимались различные исследователи. Так, за последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. (Кон.И.С. [2]).
До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Проблему детской агрессивности наиболее последовательно развила А.Фрейд. Она считала, что уже в раннем возрасте у ребёнка существуют само агрессивные действия. А. Фрейд выделяет фазы развития агрессивности, отмечает, что нормальное поведение, как ребёнка, так и взрослого обусловлено тем, что энергия танатоса (влечения к смерти) сдерживается энергией эроса (либидо). Патологическая агрессивность обусловлена аномальными условиями развития ребёнка (потеря родителей, жизнь в интернате и т.д. Эти случаи Фрейд объясняет отсутствием или частой сменой объектов любви .
А. Фрейд, являющаяся основоположником теории влечения в психоаналитическом подходе, считала, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивно и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос).
Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Она утверждала, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Из этого следует, что танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.[3].
Благодаря работам К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией А.Фрейда, эта теория приобрела новое звучание – «экологическая».
Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ.
Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Следовательно, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.
Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояние этого возраста связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущими за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоциональном – чувствительные изменения.
Второй момент связан с развитием в сознании подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно создаёт основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, т.е. формальная жёсткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создаёт в сознании подростка определённую тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.[4].
Внутри подросткового возраста существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у подростков показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек – к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная-физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах – прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной.
В настоящее время ближайшими по смыслу словами к термину «агрессия» являются следующие: нападение, захват, переход границ, насилие, проявление враждебности, угроза и реализация воинственности.
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же, что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем.
Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия (Беличева.С.А.[5]).
Как отмечает Зинченко В.П., агрессия – это мотивируемое деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) [6].
Данное понятие взято за основу, но для удобства агрессия определена как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому. Это определение просто в формулировке и понимании как педагогами, так и родителями. Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку.
Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как стремление, оскорбить, или навредить; и даже с негативными установками, – такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий (Долгова В.И., Долгов. П.Т., Латюшин Я.В, Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З., Капитанец Е.Г, [7,8,9,10,11]).
Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения.
Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно (Козырев Г.И. [12]).
Таким образом, что бы определить достоверную агрессию у старших подростков, были проведены следующие методики:
Методика 1. Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки.
Цель: выявление агрессивных и враждебных реакций.
Здесь измеряются следующие виды реакций:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаях и законах.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемые отвечает «да» или «нет».
Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1, 3,7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности-6,5-7 плюс-минус 3.
При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Ответы оцениваются по восьми шкалам.
Результаты исследования агрессивности по методике «Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки.
Низкий уровень агрессивности показали 5 учеников (25%) - у подростков, показавших низкий уровень агрессивности, в качестве доминирующих характеристик личности обычно просматривают следующие общие черты. Такие дети не стремятся защищать свои позиции и интересы, не проявляют эмоциональности в общении, ведут себя незаметно.
Средний уровень агрессивности у 10 учеников (50%) - что касается испытуемых, показавших средний уровень агрессивности, то в качестве доминирующих характеристик личности обычно просматривают следующие общие черты. Дети, относящиеся к этой категории, хорошо знают и принимают нормы и правила поведения, но иногда нарушают их.
Результаты исследования агрессивности по методике «Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки»
Высокий уровень агрессивности у 5 учеников (25%) - эти испытуемые характеризуются следующими общими чертами личности. Бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.
Результаты диагностики по проективной методике «Несуществующее животное»
Результаты диагностики агрессивности по проективной методике «Несуществующее животное»
Низкий уровень агрессивности показали 6 учеников (30%) – у таких подростков развита способность к рефлексии, творчеству; нередко у них бывает боязнь перед активным действием и нерешительность, они спокойны, неуверенны.
Средний уровень агрессивности у 5 учеников (25%) – подростки, показавшие данный уровень агрессивности, могут проявлять защитную агрессию, но только тогда, когда это нужно, либо они напористы и всегда добиваются желаемого.
Высокий уровень агрессивности прослеживается у 9 учеников (45%) – подростки, имеющие высокую агрессивность, раздражительны, проявляют вербальную агрессию, конфликтны, вспыльчивы, резки. У них неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), высокая враждебность и жестокость.
Выводы: Проведенный анализ показывает, что оценивать поведение подростка в момент проявления агрессии, не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешиться и все успокоиться. Лучше всего это сделать наедине и только затем обсуждать в семье
Во время разговора нужно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно объяснить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но и, прежде всего, для самого агрессора.
Работа с родителями агрессивного ребенка является очень сложной, так как часто родители, имеющие агрессивного ребенка, испытывают к нему неприязнь и обращаются в психологическую консультацию лишь для усмирения ребенка, а не за помощью ему. Их вполне бы устроило дать ребенку успокоительную таблетку, действие которой было бы очень длительным, и ребенок перестал бы приносить им досадные неприятности.
Ссылки на источники
- Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер 2000. - 150 с.
- Кон И.С. «Какими они себя видят?» - М.: Педагогика, 2001. - 256 с.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Педагогика, 2003. – 210 с.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М.: Педагогика, 2000 – 159 с.
- Беличева С.А. Девиантное поведение подростков и его коррекция. М.:ВЛАДОС, 2001. – 250 с.
- Зинченко В.П. Подростковая агрессия.- М.: Наука, 2000. - 160 с.
- Долгова В.И. Коррекционно-развивающая работа с подростками, оставшихся без попечения родителей (монография). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. – 124
- Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.
- Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации. - Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112 с.
- Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. – Челябинск: АТОКСО, 2010. – 109 с.
- Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.
- Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты - М.: ВЛАДОС, 2000. - 108 с.