Полный текст статьи
Печать

Аннотация: статья посвящена изучению феномена психологической культуры как фактора, определяющего эффективность профессиональной деятельности консультанта сетевой компании. Определено понятие «психологическая культура», его структурные компоненты. Обоснована значимость психологической культуры в деятельности консультанта сетевой компании.
Ключевые слова: психологическая культура, компетенция, психологическая компетентность, компоненты психологической культуры.

Основная деятельность консультанта сетевой компании — это осуществление прямых продаж, главным её условием является установление контакта с клиентом, а целью — создание и поддержание отношений. Сетевые компании предъявляют высокие требования к консультантам, добивающимся профессионального роста, как к наиболее активным представителям компании, составляющим её репутацию. Иерархия структуры, являющейся основой сетевого маркетинга, предполагает задействование каждого консультанта в обучении новичков, формирование института наставничества. Ежедневно сталкиваясь с проблемными ситуациями, предъявляющими требования к качеству общения, консультант нуждается в наличии базовых психологических знаний о его природе, умении применять эти знания в практической деятельности и передавать структуре, самостоятельно осуществлять поиск новых путей совершенствования на основе первичного, общего обучения.

Сформированность психологической культуры консультанта является основополагающим ресурсом осуществления его профессиональной деятельности.

Исследованием психологической культуры занимались Л.Д. Демина, И.В. Дубровина, Т.Е. Егорова, Л.С. Колмогорова, Н.Б. Лисовская, О.И. Мотков, А.Б. Орлов, В.В. Семикин, Е.А. Трощинина и другие. Относительная новизна этого понятия обуславливает различия в его определении.

Т.Е. Егорова определяет психологическую культуру человека как совокупность культурно-исторических способов человеческой деятельности по восприятию и произвольной регуляции переживаемых человеком эмоциональных состояний, психических процессов и состояний сознания, включая поведенческие акты, и указывает, что она имеет характер гуманистически и экологически ориентированного отношения человека к окружающему миру и самому себе. В своих деятельностных характеристиках психологическая культура предвосхищает поступки, поведение и все виды деятельности человека [1].

Согласно определению О.И. Моткова, психологическая культура — это интегральная характеристика личности, которая проявляется в культурных способах жизнедеятельности и взаимодействия с миром и включает содержание отношений к другому человеку и самому себе. Психологическая культура выражается в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития [2].

По определению Н.И. Исаевой, психологическая культура — это свойство личности, заключающееся в готовности и способности субъекта быть гармоничным с собой, с другими людьми, природой, окружающим миром; это мера гуманизации человека и способ гармонизации личности, системообразующим конструктом которого является «Я». Психологическая культура, характеризуя высокий уровень самосознания, саморегуляции и готовности личности к целенаправленной работе по саморазвитию и самосовершенствованию, обеспечивает гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением [3].

В современной науке принято выделять понятия «компетенция» «компетентность» как ключевые новообразования обучения и практической деятельности. Компетенции становятся основным результатом образования на каждом его этапе, от дошкольного до высшего. Следствием этого является необходимость применения компетентностного подхода к содержанию обучения консультантов сетевой компании, которое строится на основе их предыдущего опыта.

Прежде всего, необходимо определить содержание понятий «компетенция», «компетентность». По мнению Е.В. Харитоновой, компетенция — это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, «времени»; это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание, действие), подходящую для решения проблемы [4].

В научных исследованиях В.И. Долговой, Г.Ю. Гольевой, Е.В. Мельник, Н.Н. Ниязбаевой [5, 6, 7, 8] приведена следующая классификация компетенций:

— ключевые — это компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в быстроменяющемся обществе;

— базовые — это компетенции, отражающие специфику определенной области жизнеделятельности человека;

— специальные — это компетенции, представляющие собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражающие набор специфических функций, необходимых для выполнения конкретного действия, решения конкретной задачи или проблемы.

В основе каждой компетенции лежит психологическая компетенция как определенная система психологических свойств, включающая необходимый минимум социально-психологических знаний и умений их использовать для достижения успеха в различных формах взаимодействия с миром, другими людьми и самим собой. Следовательно, и психологическая компетентность становится основанием для любой компетентности, в том числе и профессиональной.

И.А. Егорова приводит следующую структуру психологической компетенции:

1) мотивационно-волевой компонент, включающий мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии, предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности;

2) функциональные компонент в общем случае проявляется в виде психологических знаний, умений, навыков человека, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;

3) рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений [9].

Психологическая компетентность консультанта сетевой компании — это комплекс навыков и личностных свойств человека, его психологической грамотности, способствующих эффективному выполнению его профессиональных функций. На наш взгляд, применительно к консультанту сетевой компании психологическая компетентность проявляется в:

— готовности к целеполаганию, планированию и контролю выполнения плана;

— готовности к эффективной коммуникации в рамках профессиональной деятельности;

— мотивации личностного и профессионального роста и способность мотивировать других;

— готовности к передаче профессионального опыта в процессе просветительской деятельности.

В.В. Семикин характеризует психологическую культуру как более широко определённую психологическую компетентность [10].

Исследователями было предложено несколько подходов к выделению составляющих психологической культуры. В своей статье мы обратимся к подходу В.В. Семикина, выделившего следующие компоненты психологической культуры:

— когнитивный;

— рефлексивно-перцептивный;

— аффективный;

— волевой;

— коммуникативный;

— регулятивный;

— подсистема опыта социального взаимодействия;

— ценностно-смысловой [11].

Все эти компоненты находят отражение в структуре деятельности консультантов компании «Faberlic»:

— системе планирования;

— системе мотивации;

— системе рекрутирования;

— системе обучения.

Фундаментальной основой успешной профессиональной деятельности, саморазвития и обучения консультанта является система знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, в первую очередь о себе. Невозможно воздействовать на другого человека, не имея твёрдой собственной позиции, а личный пример является самым сильным средством этого воздействия. Следствием обучения и накопления опыта практической деятельности должны стать представления о собственном внутреннем мире и индивидуальных личностных качествах, использование этого знания как ресурса достижения новых высот личностного развития, а также развитый социальный интеллект.

Частью любой профессиональной деятельности, связанной с общением, является установление контакта между субъектами этой деятельности. Являясь инициатором контакта и ведущей частью системы «клиент—консультант», «рекрут—консультант», консультант определяет темп и стиль устанавливающегося взаимодействия. Для этого необходима психологическая проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя и других людей, способность прогнозировать течение отдельного разговора и динамику социального контакта в целом.

Необходимость этот контакт удержать и поддерживать в течение долгого времени является ещё одной составляющей деятельности. Нередко клиентами и рекрутами консультанта становятся родственники, друзья, коллеги в основной профессиональной среде, однако продвижение по профессиональной линии консультанта предполагает отход от этой системы. Активный наставник, консультант, обслуживающий агентский пункт компании, а также принадлежащий к высокому внутреннему званию, постоянно знакомится с новыми людьми и стремится их удержать, что осложнено кратковременностью контактов. Выходят на передний план навыки социального взаимодействия, умение общаться с разными людьми и терпимость к людям, социальная активность.

На консультантов как единственных представителей компании, работающих с широким кругом клиентов, ложится ответственность за имидж компании, рекламная деятельность, смягчение негативного восприятия сетевого маркетинга, распространившегося в результате ошибочного смешения с мошенническими схемами. Консультант должен уметь адекватно воспринимать и передавать информацию, строить свои мысли доказательно и понятно, проявлять дипломатичность и уметь предотвращать конфликтные ситуации. Каждому сомневающемуся клиенту необходимо предложить альтернативное мнение, подкреплённое аргументами.

Хотя методы продаж часто связывают с манипулированием, компания «Faberlic» не поддерживает этот подход. Обеспечить контакт с клиентом на равных, оставаясь верным таким гуманистическим качествам как совестливость, толерантность, чуткость, великодушие, умение сопереживать, — таков принцип деятельности консультанта компании

Это отсылает нас к констатации необходимости развития у консультантов компании навыков эмоциональной саморегуляции, умения подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способности не допускать срывов деятельности при значительных психических нагрузках. Обладая развитой в должной степени системой знаний о собственной личности, консультант настойчив в утверждении нравственных ценностей и отстаивает собственные принципы.

Специфичность распространяемых компанией продуктов предполагает стремление к обучению, самообразованию: продвижение товара, его отличие от аналогичной продукции других фирм должно быть обосновано. При наличии информационных ресурсов (компания «Faberlic» поддерживает политику открытости информации о косметических средствах и отзывов об их эффективности) консультант не должен испытывать затруднений в накоплении и передаче знаний.

Деятельность консультанта сетевой компании часто сочетается с другой, основной профессиональной деятельностью. Это ведёт к необходимости осуществлять сразу несколько видов деятельности, умению организовывать работу по своему плану, составлять расписание. При развитом навыке целеполагания и контроля достижения целей, содержания деятельности консультант способен совершить карьерные достижения во всех избранных им областях.

Перечисленное выше в полной мере находит отражение в содержании понятия «психологическая культура». Постоянно находясь в ситуации социального взаимодействия, консультант сетевой компании наравне с учителем, врачом, психологом нуждается в умении общаться с разными людьми; в умении строить и излагать свои мысли логично, доказательно и понятно; в наблюдательности, проницательности, умении адекватно воспринимать себя и других людей; в прогностических способностях; в умении произвольной саморегуляции поведения и деятельности, владения собой; встремлении проявлять интерес к людям, толерантность, гуманность, порядочность, нравственность, самоуважение.

Одним из приоритетных направлений функционирования компании «Faberlic» является работа по подготовке квалифицированных кадров для осуществления регулирующей деятельности в регионах, осуществляемая преимущественно через стимуляцию стремления к саморазвитию, тренинги, систему поощрений, принципы корпоративной культуры. Одним из этих принципов является «развивать себя, людей и мир», во многом перекликающийся с приведённым в статье определением психологической культуры.

Итак, психологическая культура — одно из самых гармоничных образований, выступающее социально-психологическим механизмом продуктивной адаптации человека в обществе, условием осуществления профессиональной деятельности, полноценного взаимодействия личности с продуктами общественной деятельности и окружающими людьми. Консультант сетевой компании, основанием функционирования которой является образование устойчивых социальных связей, испытывает выраженную необходимость опыта социального взаимодействия, когнитивного, рефлексивно-перцептивного, аффективного, волевого, коммуникативного, регулятивного, ценностно-смыслового компонентов психологической культуры.

Ссылки на источники:

  1. Егорова Т. Е. Теоретико-методологические основания исследования психологической культуры и ее становления в российском обществе / Т. Е. Егорова // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 215-летию Герценовского ун-та. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – С. 33–38.
  2. Мотков О. И. Методика «Психологическая культура личности» // Школьный психолог, 1999. – № 15. – С. 8–9.
  3. Исаева Н.И. Особенности развития психологической культуры студентов в процессе обучения в вузе [Электронный ресурс] / Н.И. Исаева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2010. — №5 (77). — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-psihologicheskoy-kultury-studentov-v-protsesse-obucheniya-v-vuze
  4. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» [Электронный ресурс] / Е.В. Харитонова // Успехи современного естествознания. — 2007. —- №3. — Режим доступа: http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7778001
  5. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография. — М.: «Перо», 2014. — 173 с.
  6. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография. — Челябинск: Изд-во «АТОКСО» , 2010. - 184 с.
  7. Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Особенности формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры психолого-педагогического направления // Человек и образование. — 2014. — № 1 (38). — С. 111-116.
  8. Долгова В.И., Мельник Е.В. Моделирование процессов формирования профессиональной коммуникативной компетентности // В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. — London, 2013. — С. 66-69.
  9. Егорова И.А. Структура и факторы психологической компетентности.// Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2014. —  №1(19). — С. 58-62.
  10. Семикин В.В. Психологическая культура и образование [Электронный ресурс] / В.В. Семикин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. —  2002. — №3. —  Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-kultura-i-obrazovanie
  11. Семикин В. В. Психологическая и педагогическая культура преподавателя высшей школы: конвергенция понятий и путей развития / В. В. Семикин, С. Б. Пашкин // VII С.-Петерб. конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». 27–28 нояб. 2013 г. : сб. тр. – СПб. : РИЦ Нац. минер.-сырьев. ун-та «Горный», 2013. – С. 277–280.