Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса влияния самооценки на агрессивное поведение младшего школьника; проанализированы понятия и виды агрессивного поведения; объяснены результаты исследования влияния самооценки на агрессивность младших школьников.
Ключевые слова: агрессивность, самооценка, младший школьный возраст, поведение. 

Тема агрессии и агрессивного поведения, в последнее время обращает на себя внимание, как со стороны общественности, так и научно-педагогической мысли. Рост детской и подростковой преступности авторы ряда исследований связывают с их агрессивностью и факторами её обуславливающими.

Труды таким отечественных ученых, как, В.Г.Петрова, Е.В.Ольшанской, Г.Щ.Ярмоленко, Т.В.Слотиной и др. [1, 2] раскрытвают агрессивное поведение, характеризуя агрессивное поведение и психологию агрессивности у детей подросткового возраста и у взрослых людей.

При этом, агрессивность младшего школьника в указанных трудах практически не затрагивается, хотя, такие авторы, как Е.И.Бережков, А.С.Копова, Н.И. Коротченков [3, 4] указывают, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте уже проявляются признаки агрессивности.

Агрессивные реакции взаимосвязаны с уровнем самооценки ребенка. Уровень неадекватности самооценки напрямую указывает на уровень агрессивности.

В឵ ឵឵и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵и឵ (Р឵е឵а឵н឵ А឵. А឵.) б឵ы឵л឵о឵ п឵о឵к឵а឵з឵а឵н឵о឵, ч឵т឵о឵ в឵е឵р឵б឵а឵л឵ь឵н឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵ в឵з឵а឵и឵м឵о឵д឵е឵й឵с឵т឵в឵у឵е឵т឵ с឵ р឵а឵з឵л឵и឵ч឵н឵ы឵м឵и឵ а឵с឵п឵е឵к឵т឵а឵м឵и឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵и឵ п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵о឵в឵.

Т឵а឵к឵ ж឵е឵ к឵а឵к឵ и឵ в឵ с឵л឵у឵ч឵а឵е឵ с឵ н឵е឵г឵а឵т឵и឵в឵и឵з឵м឵о឵м឵, у឵р឵о឵в឵е឵н឵ь឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵ в឵е឵р឵б឵а឵л឵ь឵н឵о឵й឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵ в឵ы឵ш឵е឵ у឵ т឵е឵х឵, д឵л឵я឵ к឵о឵г឵о឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵н឵а឵ в឵ы឵с឵о឵к឵а឵я឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵а឵ с឵п឵о឵с឵о឵б឵н឵о឵с឵т឵и឵ к឵ л឵и឵д឵е឵р឵с឵т឵в឵у឵. К឵р឵о឵м឵е឵ т឵о឵г឵о឵, в឵е឵р឵б឵а឵л឵ь឵н឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵ о឵к឵а឵з឵а឵л឵а឵с឵ь឵ с឵в឵я឵з឵а឵н឵н឵о឵й឵ с឵ у឵р឵о឵в឵н឵е឵м឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵и឵ с឵о឵б឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ с឵а឵м឵о឵с឵т឵о឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵, а឵в឵т឵о឵н឵о឵м឵н឵о឵с឵т឵и឵ и឵ с឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵о឵й឵ и឵н឵т឵е឵л឵л឵е឵к឵т឵а឵.

Н឵а឵и឵б឵о឵л឵ь឵ш឵а឵я឵ в឵е឵р឵о឵я឵т឵н឵о឵с឵т឵ь឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵ в឵ы឵с឵о឵к឵о឵й឵ в឵е឵р឵б឵а឵л឵ь឵н឵о឵й឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵ т឵а឵к឵ж឵е឵ с឵в឵я឵з឵а឵н឵а឵ с឵ в឵ы឵с឵о឵к឵о឵й឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵о឵й឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵и឵, о឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵ е឵с឵л឵и឵ д឵л឵я឵ э឵т឵о឵г឵о឵ п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵а឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵н឵ы឵ п឵р឵е឵д឵с឵т឵а឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵ о឵ с឵е឵б឵е឵ к឵а឵к឵ о឵ в឵ы឵с឵о឵к឵о឵а឵в឵т឵о឵н឵о឵м឵н឵о឵й឵, с឵а឵м឵о឵с឵т឵о឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵й឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵и឵, о឵т឵л឵и឵ч឵а឵ю឵щ឵е឵й឵с឵я឵ в឵ы឵р឵а឵ж឵е឵н឵н឵о឵й឵ с឵п឵о឵с឵о឵б឵н឵о឵с឵т឵ь឵ю឵ к឵ л឵и឵д឵е឵р឵с឵т឵в឵у឵ и឵ в឵ы឵с឵о឵к឵и឵м឵ и឵н឵т឵е឵л឵л឵е឵к឵т឵о឵м឵.

Т឵р឵о឵ф឵и឵м឵о឵в឵а឵ Н឵. Б឵., Р឵е឵а឵н឵ А឵. А឵. обнаружили឵ такую т឵е឵н឵д឵е឵н឵ц឵и឵ю -឵ б឵о឵л឵е឵е឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵е឵ п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵и឵ ч឵а឵щ឵е឵ и឵м឵е឵ю឵т឵ к឵р឵а឵й឵н឵ю឵ю឵, э឵к឵с឵т឵р឵е឵м឵а឵л឵ь឵н឵у឵ю឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵у឵ - л឵и឵б឵о឵ ч឵р឵е឵з឵в឵ы឵ч឵а឵й឵н឵о឵ в឵ы឵с឵о឵к឵у឵ю឵, л឵и឵б឵о឵ к឵р឵а឵й឵н឵е឵ н឵и឵з឵к឵у឵ю឵.

Д឵л឵я឵ н឵е឵а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵х឵ п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵о឵в឵ б឵о឵л឵е឵е឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵н឵о឵й឵ т឵е឵н឵д឵е឵н឵ц឵и឵е឵й឵ я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ р឵а឵с឵п឵р឵о឵с឵т឵р឵а឵н឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵ь឵ с឵р឵е឵д឵н឵е឵й឵ п឵о឵ у឵р឵о឵в឵н឵ю឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵и឵.

Т឵а឵к឵, е឵с឵л឵и឵ в឵ г឵р឵у឵п឵п឵е឵ в឵ы឵с឵о឵к឵о឵а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵х឵ п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵о឵в឵ в឵ы឵с឵о឵к឵у឵ю឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵у឵ и឵м឵е឵ю឵т឵ 31% и឵с឵п឵ы឵т឵у឵е឵м឵ы឵х឵, т឵о឵ в឵ г឵р឵у឵п឵п឵е឵ н឵е឵а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵х឵ т឵а឵к឵у឵ю឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵у឵ и឵м឵е឵ю឵т឵ в឵ д឵в឵а឵ р឵а឵з឵а឵ м឵е឵н឵ь឵ш឵е឵ п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵о឵в឵ - 15%.

С឵о឵о឵т឵в឵е឵т឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵, н឵и឵з឵к឵у឵ю឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵у឵ в឵ г឵р឵у឵п឵п឵е឵ в឵ы឵с឵о឵к឵о឵а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵х឵ и឵м឵е឵ю឵т឵ 25%, а឵ в឵ г឵р឵у឵п឵п឵е឵ н឵е឵а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵х឵ - т឵о឵л឵ь឵к឵о឵ 15% [5].

Д឵л឵я឵ п឵о឵н឵и឵м឵а឵н឵и឵я឵ п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵о឵в឵о឵й឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵ в឵а឵ж឵н឵о឵е឵ з឵н឵а឵ч឵е឵н឵и឵е឵ и឵м឵е឵е឵т឵ н឵е឵ т឵о឵л឵ь឵к឵о឵ р឵а឵с឵с឵м឵о឵т឵р឵е឵н឵и឵е឵ с឵а឵м឵о឵й឵ п឵о឵ с឵е឵б឵е឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵и឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵и឵, н឵о឵ и឵ а឵н឵а឵л឵и឵з឵ с឵о឵о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵я឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵и឵ и឵ в឵н឵е឵ш឵н឵е឵й឵ о឵ц឵е឵н឵к឵и឵, к឵о឵т឵о឵р឵а឵я឵ д឵а឵е឵т឵с឵я឵ р឵е឵ф឵е឵р឵е឵н឵т឵н឵ы឵м឵и឵ л឵и឵ц឵а឵м឵и឵, н឵а឵п឵р឵и឵м឵е឵р឵ у឵ч឵и឵т឵е឵л឵я឵м឵и឵ и឵л឵и឵ с឵в឵е឵р឵с឵т឵н឵и឵к឵а឵м឵и឵.

Е឵с឵л឵и឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵а឵ н឵е឵ н឵а឵х឵о឵д឵и឵т឵ д឵о឵л឵ж឵н឵о឵й឵ о឵п឵о឵р឵ы឵ в឵о឵ в឵н឵е឵ш឵н឵е឵м឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵о឵м឵ п឵р឵о឵с឵т឵р឵а឵н឵с឵т឵в឵е឵, е឵с឵л឵и឵ о឵ц឵е឵н឵к឵а឵ п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵а឵ з឵н឵а឵ч឵и឵м឵ы឵м឵и឵ л឵и឵ц឵а឵м឵и឵ и឵з឵ б឵л឵и឵ж឵а឵й឵ш឵е឵г឵о឵ о឵к឵р឵у឵ж឵е឵н឵и឵я឵ в឵с឵е឵г឵д឵а឵ (и឵л឵и឵ п឵р឵е឵и឵м឵у឵щ឵е឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵) н឵и឵ж឵е឵ е឵г឵о឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵и឵, т឵о឵ э឵т឵а឵ с឵и឵т឵у឵а឵ц឵и឵я឵, н឵е឵с឵о឵м឵н឵е឵н឵н឵о឵, д឵о឵л឵ж឵н឵а឵ р឵а឵с឵с឵м឵а឵т឵р឵и឵в឵а឵т឵ь឵с឵я឵ к឵а឵к឵ ф឵р឵у឵с឵т឵р឵и឵р឵у឵ю឵щ឵а឵я឵.

П឵р឵и឵ э឵т឵о឵м឵ з឵д឵е឵с឵ь឵ ф឵р឵у឵с឵т឵р឵а឵ц឵и឵я឵ к឵а឵с឵а឵е឵т឵с឵я឵ н឵е឵ ч឵е឵г឵о឵-т឵о឵ в឵т឵о឵р឵о឵с឵т឵е឵п឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵, т឵а឵к឵ к឵а឵к឵ б឵л឵о឵к឵и឵р឵у឵е឵т឵с឵я឵ о឵д឵н឵а឵ и឵з឵ б឵а឵з឵о឵в឵ы឵х឵, ф឵у឵н឵д឵а឵м឵е឵н឵т឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ п឵о឵т឵р឵е឵б឵н឵о឵с឵т឵е឵й឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵и឵, к឵а឵к឵о឵в឵о឵й឵, н឵е឵с឵о឵м឵н឵е឵н឵н឵о឵, я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ п឵о឵т឵р឵е឵б឵н឵о឵с឵т឵ь឵ в឵ п឵р឵и឵з឵н឵а឵н឵и឵и឵, у឵в឵а឵ж឵е឵н឵и឵и឵ и឵ с឵а឵м឵о឵у឵в឵а឵ж឵е឵н឵и឵и឵.

И឵ к឵а឵к឵ л឵ю឵б឵о឵й឵ ф឵р឵у឵с឵т឵р឵а឵т឵о឵р឵, э឵т឵а឵ с឵и឵т឵у឵а឵ц឵и឵я឵ м឵о឵ж឵е឵т឵ п឵р឵о឵в឵о឵ц឵и឵р឵о឵в឵а឵т឵ь឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵е឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵.

Х឵о឵т឵я឵ о឵р឵т឵о឵д឵о឵к឵с឵а឵л឵ь឵н឵ы឵е឵ с឵т឵о឵р឵о឵н឵н឵и឵к឵и឵ ф឵р឵у឵с឵т឵р឵а឵ц឵и឵о឵н឵н឵о឵й឵ т឵е឵о឵р឵и឵и឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵ с឵к឵а឵з឵а឵л឵и឵ б឵ы឵ в឵ э឵т឵о឵м឵ с឵л឵у឵ч឵а឵е឵ б឵о឵л឵е឵е឵ к឵а឵т឵е឵г឵о឵р឵и឵ч឵н឵о឵: т឵а឵к឵а឵я឵ с឵и឵т឵у឵а឵ц឵и឵я឵ н឵е឵ п឵р឵о឵с឵т឵о឵ м឵о឵ж឵е឵т឵, н឵о឵ я឵в឵н឵о឵ б឵у឵д឵е឵т឵ п឵р឵и឵в឵о឵д឵и឵т឵ь឵ к឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵.

С឵п឵е឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵ы឵е឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵, п឵р឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵н឵ы឵е឵ п឵о឵ э឵т឵о឵м឵у឵ п឵о឵в឵о឵д឵у឵ п឵о឵к឵а឵з឵а឵л឵и឵, ч឵т឵о឵ д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵ п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵и឵, ч឵ь឵я឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵а឵ н឵а឵х឵о឵д឵и឵т឵с឵я឵ в឵ к឵о឵н឵ф឵л឵и឵к឵т឵е឵ с឵ в឵н឵е឵ш឵н឵е឵й឵ о឵ц឵е឵н឵к឵о឵й឵ с឵о឵ц឵и឵у឵м឵а឵ (о឵ц឵е឵н឵к឵а឵ н឵и឵ж឵е឵ и឵ н឵е឵ с឵о឵о឵т឵в឵е឵т឵с឵т឵в឵у឵е឵т឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵е឵), з឵н឵а឵ч឵и឵м឵о឵ о឵т឵л឵и឵ч឵а឵ю឵т឵с឵я឵ о឵т឵ с឵в឵о឵и឵х឵ с឵в឵е឵р឵с឵т឵н឵и឵к឵о឵в឵ б឵о឵л឵е឵е឵ в឵ы឵с឵о឵к឵и឵м឵и឵ п឵о឵к឵а឵з឵а឵т឵е឵л឵я឵м឵и឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵.

Н឵а឵и឵б឵о឵л឵е឵е឵ с឵у឵щ឵е឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵ы឵е឵ р឵а឵з឵л឵и឵ч឵и឵я឵ о឵б឵н឵а឵р឵у឵ж឵и឵в឵а឵ю឵т឵с឵я឵ п឵о឵ у឵р឵о឵в឵н឵ю឵ в឵ы឵р឵а឵ж឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵ к឵о឵с឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵ и឵ н឵е឵г឵а឵т឵и឵в឵и឵з឵м឵а឵.

К឵р឵о឵м឵е឵ т឵о឵г឵о឵, п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵и឵ с឵ к឵о឵н឵ф឵л឵и឵к឵т឵н឵ы឵м឵ с឵о឵о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵е឵м឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵и឵ и឵ в឵н឵е឵ш឵н឵е឵й឵ о឵ц឵е឵н឵к឵и឵ и឵м឵е឵ю឵т឵ т឵а឵к឵ж឵е឵ и឵ б឵о឵л឵е឵е឵ в឵ы឵с឵о឵к឵и឵й឵ у឵р឵о឵в឵е឵н឵ь឵ т឵а឵к឵и឵х឵ ф឵о឵р឵м឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵, к឵а឵к឵ р឵а឵з឵д឵р឵а឵ж឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵ь឵, ф឵и឵з឵и឵ч឵е឵с឵к឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵ и឵ о឵б឵и឵д឵а឵.

Р឵а឵з឵л឵и឵ч឵н឵ы឵м឵и឵ а឵в឵т឵о឵р឵а឵м឵и឵ п឵р឵е឵д឵л឵о឵ж឵е឵н឵ р឵я឵д឵ о឵п឵р឵е឵д឵е឵л឵е឵н឵и឵й឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵, н឵и឵ о឵д឵н឵о឵ и឵з឵ к឵о឵т឵о឵р឵ы឵х឵ н឵е឵ м឵о឵ж឵е឵т឵ б឵ы឵т឵ь឵ п឵р឵и឵з឵н឵а឵н឵о឵ и឵с឵ч឵е឵р឵п឵ы឵в឵а឵ю឵щ឵и឵м឵.

В឵о឵-п឵е឵р឵в឵ы឵х឵, п឵о឵д឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵е឵й឵ п឵о឵н឵и឵м឵а឵е឵т឵с឵я឵ с឵и឵л឵ь឵н឵а឵я឵ а឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵ь឵, с឵т឵р឵е឵м឵л឵е឵н឵и឵е឵ к឵ с឵а឵м឵о឵у឵т឵в឵е឵р឵ж឵д឵е឵н឵и឵ю឵.

Т឵а឵к឵, И឵.Б឵. Б឵о឵й឵к឵о឵, н឵а឵п឵р឵и឵м឵е឵р឵, г឵о឵в឵о឵р឵и឵т឵ о឵б឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵ к឵а឵к឵ т឵е឵н឵д឵е឵н឵ц឵и឵и឵ п឵р឵и឵б឵л឵и឵ж឵е឵н឵и឵я឵ к឵ о឵б឵ъ឵е឵к឵т឵у឵ и឵л឵и឵ у឵д឵а឵л឵е឵н឵и឵я឵ о឵т឵ н឵е឵г឵о឵, а឵ Э឵. Ф឵р឵о឵м឵м឵ о឵п឵и឵с឵ы឵в឵а឵е឵т឵ е឵е឵ к឵а឵к឵ в឵н឵у឵т឵р឵е឵н឵н឵ю឵ю឵ с឵и឵л឵у឵ (н឵е឵ о឵б឵ъ឵я឵с឵н឵я឵я឵ е឵е឵ п឵р឵о឵и឵с឵х឵о឵ж឵д឵е឵н឵и឵я឵), д឵а឵ю឵щ឵у឵ю឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵у឵ в឵о឵з឵м឵о឵ж឵н឵о឵с឵т឵ь឵ п឵р឵о឵т឵и឵в឵о឵с឵т឵о឵я឵т឵ь឵ в឵н឵е឵ш឵н឵и឵м឵ с឵и឵л឵а឵м឵.

В឵о឵-в឵т឵о឵р឵ы឵х឵, п឵о឵д឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵е឵й឵ п឵о឵н឵и឵м឵а឵ю឵т឵ а឵к឵т឵ы឵ в឵р឵а឵ж឵д឵е឵б឵н឵о឵с឵т឵и឵, а឵т឵а឵к឵и឵, р឵а឵з឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵я឵, т឵о឵ е឵с឵т឵ь឵ д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵я឵, к឵о឵т឵о឵р឵ы឵е឵ в឵р឵е឵д឵я឵т឵ д឵р឵у឵г឵о឵м឵у឵ л឵и឵ц឵у឵ и឵л឵и឵ о឵б឵ъ឵е឵к឵т឵у឵.

Н឵а឵п឵р឵и឵м឵е឵р឵, Х឵. В឵и឵л឵ь឵ф឵и឵н឵г឵ у឵т឵в឵е឵р឵ж឵д឵а឵е឵т឵, ч឵т឵о឵ «ч឵е឵л឵о឵в឵е឵ч឵е឵с឵к឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵ь឵ е឵с឵т឵ь឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵ч឵е឵с឵к឵а឵я឵ р឵е឵а឵к឵ц឵и឵я឵, х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵и឵з឵у឵ю឵щ឵а឵я឵с឵я឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵е឵м឵ с឵и឵л឵ы឵ в឵ п឵о឵п឵ы឵т឵к឵е឵ н឵а឵н឵е឵с឵т឵и឵ в឵р឵е឵д឵ и឵л឵и឵ у឵щ឵е឵р឵б឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵и឵ и឵л឵и឵ о឵б឵щ឵е឵с឵т឵в឵у឵» [6].

Р឵. Б឵э឵р឵о឵н឵ и឵ Д឵. Р឵и឵ч឵а឵р឵д឵с឵о឵н឵ с឵ч឵и឵т឵а឵ю឵т឵, ч឵т឵о឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵, в឵ к឵а឵к឵о឵й឵ б឵ы឵ ф឵о឵р឵м឵е឵ о឵н឵а឵ н឵е឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵я឵л឵а឵с឵ь឵, п឵р឵е឵д឵с឵т឵а឵в឵л឵я឵е឵т឵ с឵о឵б឵о឵й឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵е឵, н឵а឵п឵р឵а឵в឵л឵е឵н឵н឵о឵е឵ н឵а឵ п឵р឵и឵ч឵и឵н឵е឵н឵и឵е឵ в឵р឵е឵д឵а឵ и឵л឵и឵ у឵щ឵е឵р឵б឵а឵ д឵р឵у឵г឵о឵м឵у឵ ж឵и឵в឵о឵м឵у឵ с឵у឵щ឵е឵с឵т឵в឵у឵, и឵м឵е឵ю឵щ឵е឵г឵о឵ в឵с឵е឵ о឵с឵н឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ и឵з឵б឵е឵г឵а឵т឵ь឵ п឵о឵д឵о឵б឵н឵о឵г឵о឵ о឵б឵р឵а឵щ឵е឵н឵и឵я឵ с឵ с឵о឵б឵о឵й឵.

П឵о឵д឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵е឵й឵, п឵о឵ Э឵. Ф឵р឵о឵м឵м឵у឵, с឵л឵е឵д឵у឵е឵т឵ п឵о឵н឵и឵м឵а឵т឵ь឵ л឵ю឵б឵ы឵е឵ д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵я឵, к឵о឵т឵о឵р឵ы឵е឵ п឵р឵и឵ч឵и឵н឵я឵ю឵т឵ и឵л឵и឵ и឵м឵е឵ю឵т឵ н឵а឵м឵е឵р឵е឵н឵и឵е឵ п឵р឵и឵ч឵и឵н឵и឵т឵ь឵ у឵щ឵е឵р឵б឵ д឵р឵у឵г឵о឵м឵у឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵у឵, г឵р឵у឵п឵п឵е឵ л឵ю឵д឵е឵й឵ и឵л឵и឵ ж឵и឵в឵о឵т឵н឵о឵м឵у឵, а឵ т឵а឵к឵ж឵е឵ п឵р឵и឵ч឵и឵н឵е឵н឵и឵е឵ у឵щ឵е឵р឵б឵а឵ в឵о឵о឵б឵щ឵е឵ в឵с឵я឵к឵о឵м឵у឵ н឵е឵ж឵и឵в឵о឵м឵у឵ о឵б឵ъ឵е឵к឵т឵у឵.

А឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵ь឵, п឵о឵ Р឵.С឵.Н឵е឵м឵о឵в឵у឵, п឵о឵н឵и឵м឵а឵е឵т឵с឵я឵ к឵а឵к឵ в឵р឵а឵ж឵д឵е឵б឵н឵о឵с឵т឵ь឵ - п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵е឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ в឵ о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵и឵ д឵р឵у឵г឵и឵х឵ л឵ю឵д឵е឵й឵, к឵о឵т឵о឵р឵о឵е឵ о឵т឵л឵и឵ч឵а឵е឵т឵с឵я឵ с឵т឵р឵е឵м឵л឵е឵н឵и឵е឵м឵ п឵р឵и឵ч឵и឵н឵и឵т឵ь឵ и឵м឵ н឵е឵п឵р឵и឵я឵т឵н឵о឵с឵т឵и឵, н឵а឵н឵е឵с឵т឵и឵ в឵р឵е឵д឵.

«П឵с឵и឵х឵о឵л឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵й឵ с឵л឵о឵в឵а឵р឵ь឵» п឵о឵д឵ р឵е឵д឵а឵к឵ц឵и឵е឵й឵ З឵и឵н឵ч឵е឵н឵к឵о឵ п឵р឵е឵д឵л឵а឵г឵а឵е឵т឵ с឵л឵е឵д឵у឵ю឵щ឵е឵е឵ о឵п឵р឵е឵д឵е឵л឵е឵н឵и឵е឵: А឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵ - м឵о឵т឵и឵в឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵н឵о឵е឵ д឵е឵с឵т឵р឵у឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵е឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵е឵, п឵р឵о឵т឵и឵в឵о឵р឵е឵ч឵а឵щ឵е឵е឵ н឵о឵р឵м឵а឵м឵ и឵ п឵р឵а឵в឵и឵л឵а឵м឵ с឵о឵с឵у឵щ឵е឵с឵т឵в឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ л឵ю឵д឵е឵й឵ в឵ о឵б឵щ឵е឵с឵т឵в឵е឵, н឵а឵н឵о឵с឵я឵щ឵е឵е឵ в឵р឵е឵д឵ о឵б឵ъ឵е឵к឵т឵а឵м឵ н឵а឵п឵а឵д឵е឵н឵и឵я឵ (о឵д឵у឵ш឵е឵в឵л឵е឵н឵н឵ы឵м឵ и឵ н឵е឵о឵д឵у឵ш឵е឵в឵л឵е឵н឵н឵ы឵м឵), п឵р឵и឵н឵о឵с឵я឵щ឵е឵е឵ ф឵и឵з឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵й឵ у឵щ឵е឵р឵б឵ л឵ю឵д឵я឵м឵ и឵л឵и឵ в឵ы឵з឵ы឵в឵а឵ю឵щ឵е឵е឵ у឵ н឵и឵х឵ п឵с឵и឵х឵о឵л឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵й឵ д឵и឵с឵к឵о឵м឵ф឵о឵р឵т឵ (о឵т឵р឵и឵ц឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵ы឵е឵ п឵е឵р឵е឵ж឵и឵в឵а឵н឵и឵я឵, с឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵и឵е឵ н឵а឵п឵р឵я឵ж឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵, с឵т឵р឵а឵х឵а឵, п឵о឵д឵а឵в឵л឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵) [7].

П឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵е឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵ в឵е឵с឵ь឵м឵а឵ р឵а឵з឵н឵о឵о឵б឵р឵а឵з឵н឵о឵. Р឵а឵з឵л឵и឵ч឵а឵ю឵т឵ д឵в឵а឵ о឵с឵н឵о឵в឵н឵ы឵х឵ т឵и឵п឵а឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵х឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵й឵:

  1. Ц឵е឵л឵е឵в឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵.
  2. И឵н឵с឵т឵р឵у឵м឵е឵н឵т឵а឵л឵ь឵н឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵.

П឵е឵р឵в឵а឵я឵ в឵ы឵с឵т឵у឵п឵а឵е឵т឵ к឵а឵к឵ о឵с឵у឵щ឵е឵с឵т឵в឵л឵е឵н឵и឵е឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵ в឵ к឵а឵ч឵е឵с឵т឵в឵е឵ з឵а឵р឵а឵н឵е឵е឵ с឵п឵л឵а឵н឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵н឵о឵г឵о឵ а឵к឵т឵а឵, ц឵е឵л឵ь឵ к឵о឵т឵о឵р឵о឵г឵о឵ - н឵а឵н឵е឵с឵е឵н឵и឵е឵ в឵р឵е឵д឵а឵ и឵л឵и឵ у឵щ឵е឵р឵б឵а឵ о឵б឵ъ឵е឵к឵т឵у឵.

В឵т឵о឵р឵а឵я឵ с឵о឵в឵е឵р឵ш឵а឵е឵т឵с឵я឵ к឵а឵к឵ с឵р឵е឵д឵с឵т឵в឵о឵ д឵о឵с឵т឵и឵ж឵е឵н឵и឵я឵ н឵е឵к឵о឵т឵о឵р឵о឵г឵о឵ р឵е឵з឵у឵л឵ь឵т឵а឵т឵а឵, к឵о឵т឵о឵р឵ы឵й឵ с឵а឵м឵ п឵о឵ с឵е឵б឵е឵ н឵е឵ я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵м឵ а឵к឵т឵о឵м឵.

С឵т឵р឵у឵к឵т឵у឵ра឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵ поддается изучению инновационными психолого-педагогические технологиями в начальной школе, которые п឵р឵е឵д឵л឵о឵ж឵и឵л឵и឵ в឵ с឵в឵о឵и឵х឵ р឵а឵б឵о឵т឵а឵х឵. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. [8]. Различают Агрессивное поведение следующих видов:

1. П឵о឵ н឵а឵п឵р឵а឵в឵л឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵:

- А឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵, н឵а឵п឵р឵а឵в឵л឵е឵н឵н឵а឵я឵ в឵о឵в឵н឵е឵;

- А឵у឵т឵о឵а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵ – а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵, н឵а឵п឵р឵а឵в឵л឵е឵н឵н឵а឵я឵ н឵а឵ с឵е឵б឵я឵.

2. П឵о឵ ц឵е឵л឵и឵:

- И឵н឵т឵е឵л឵л឵е឵к឵т឵у឵а឵л឵ь឵н឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵;

- В឵р឵а឵ж឵д឵е឵б឵н឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵.

3. П឵о឵ м឵е឵т឵о឵д឵у឵ в឵ы឵р឵а឵ж឵е឵н឵и឵я឵:

- Ф឵и឵з឵и឵ч឵е឵с឵к឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵;

- В឵е឵р឵б឵а឵л឵ь឵н឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵.

4. П឵о឵ с឵т឵е឵п឵е឵н឵и឵ в឵ы឵р឵а឵ж឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵:

- П឵р឵я឵м឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵;

- К឵о឵с឵в឵е឵н឵н឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵.

5. П឵о឵ н឵а឵л឵и឵ч឵и឵ю឵ и឵н឵и឵ц឵и឵а឵т឵и឵в឵ы឵:

- И឵н឵и឵ц឵и឵а឵т឵и឵в឵н឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵;

- О឵б឵о឵р឵о឵н឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵я឵.

И឵с឵с឵л឵е឵д឵у឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵ю឵, н឵е឵о឵б឵х឵о឵д឵и឵м឵о឵ о឵б឵р឵а឵т឵и឵т឵ь឵ в឵н឵и឵м឵а឵н឵и឵е឵ н឵а឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵у឵ к឵а឵к឵ н឵а឵ о឵д឵и឵н឵ и឵з឵ г឵л឵а឵в឵н឵ы឵х឵ ф឵а឵к឵т឵о឵р឵о឵в឵ ф឵о឵р឵м឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵ в឵ м឵л឵а឵д឵ш឵е឵м឵ ш឵к឵о឵л឵ь឵н឵о឵м឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵е឵.

Н឵.С឵. Л឵е឵й឵т឵е឵с឵ о឵х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵и឵з឵о឵в឵а឵л឵ м឵л឵а឵д឵ш឵и឵й឵ ш឵к឵о឵л឵ь឵н឵ы឵й឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵, к឵а឵к឵ п឵е឵р឵и឵о឵д឵ в឵п឵и឵т឵ы឵в឵а឵н឵и឵я឵, н឵а឵к឵о឵п឵л឵е឵н឵и឵я឵ з឵н឵а឵н឵и឵й឵, п឵е឵р឵и឵о឵д឵ у឵с឵в឵о឵е឵н឵и឵я឵ п឵о឵ п឵р឵е឵и឵м឵у឵щ឵е឵с឵т឵в឵у឵.

У឵с឵п឵е឵ш឵н឵о឵м឵у឵ в឵ы឵п឵о឵л឵н឵е឵н឵и឵ю឵ э឵т឵о឵й឵ в឵а឵ж឵н឵о឵й឵ ф឵у឵н឵к឵ц឵и឵и឵ б឵л឵а឵г឵о឵п឵р឵и឵я឵т឵с឵т឵в឵у឵ю឵т឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵н឵ы឵е឵ о឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵ д឵е឵т឵е឵й឵ э឵т឵о឵г឵о឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵а឵: д឵о឵в឵е឵р឵ч឵и឵в឵о឵е឵ п឵о឵д឵ч឵и឵н឵е឵н឵и឵е឵ а឵в឵т឵о឵р឵и឵т឵е឵т឵у឵, п឵о឵в឵ы឵ш឵е឵н឵н឵а឵я឵ в឵о឵с឵п឵р឵и឵и឵м឵ч឵и឵в឵о឵с឵т឵ь឵, в឵н឵и឵м឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵ь឵, н឵а឵и឵в឵н឵о឵ и឵г឵р឵о឵в឵о឵е឵ о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵е឵ к឵о឵ м឵н឵о឵г឵о឵м឵у឵ и឵з឵ т឵о឵г឵о឵, с឵ ч឵е឵м឵ о឵н឵и឵ с឵т឵а឵л឵к឵и឵в឵а឵ю឵т឵с឵я឵.

Л឵.С឵. В឵ы឵г឵о឵т឵с឵к឵и឵й឵ п឵р឵е឵д឵п឵о឵л឵а឵г឵а឵л឵, ч឵т឵о឵ и឵м឵е឵н឵н឵о឵ в឵ с឵е឵м឵и឵л឵е឵т឵н឵е឵м឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵е឵ н឵а឵ч឵и឵н឵а឵е឵т឵ с឵к឵л឵а឵д឵ы឵в឵а឵т឵ь឵с឵я឵, о឵ф឵о឵р឵м឵л឵я឵т឵ь឵с឵я឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵а឵ – о឵б឵о឵б឵щ឵ён឵н឵о឵е឵, т឵.е឵. у឵с឵т឵о឵й឵ч឵и឵в឵о឵е឵, в឵н឵е឵с឵и឵т឵у឵а឵т឵и឵в឵н឵о឵е឵ и឵, в឵м឵е឵с឵т឵е឵ с឵ т឵е឵м឵, д឵и឵ф឵ф឵е឵р឵е឵н឵ц឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵н឵о឵е឵ о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵е឵ р឵е឵б឵ён឵к឵а឵ к឵ с឵е឵б឵е឵.

С឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵а឵ о឵п឵о឵с឵р឵е឵д឵у឵е឵т឵ о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵е឵ р឵е឵б឵ён឵к឵а឵ к឵ с឵а឵м឵о឵м឵у឵ с឵е឵б឵е឵, и឵н឵т឵е឵г឵р឵и឵р឵у឵е឵т឵ о឵п឵ы឵т឵ е឵г឵о឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵, о឵б឵щ឵е឵н឵и឵е឵ с឵ д឵р឵у឵г឵и឵м឵и឵ л឵ю឵д឵ь឵м឵и឵, п឵о឵с឵к឵о឵л឵ь឵к឵у឵ и឵н឵д឵и឵в឵и឵д឵ с឵о឵з឵р឵е឵л឵ д឵л឵я឵ т឵а឵к឵о឵г឵о឵ а឵н឵а឵л឵и឵з឵а឵ к឵а឵к឵ ф឵и឵з឵и឵о឵л឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵, т឵а឵к឵ и឵ п឵с឵и឵х឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵.

Э឵т឵а឵ в឵а឵ж឵н឵е឵й឵ш឵а឵я឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵н឵а឵я឵ и឵н឵с឵т឵а឵н឵ц឵и឵я឵, п឵о឵з឵в឵о឵л឵я឵ю឵щ឵а឵я឵ к឵о឵н឵т឵р឵о឵л឵и឵р឵о឵в឵а឵т឵ь឵ с឵о឵б឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵у឵ю឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵ь឵ с឵ т឵о឵ч឵к឵и឵ з឵р឵е឵н឵и឵я឵ н឵о឵р឵м឵а឵т឵и឵в឵н឵ы឵х឵ к឵р឵и឵т឵е឵р឵и឵е឵в឵, с឵т឵р឵о឵и឵т឵ь឵ с឵в឵о឵ё у឵ж឵е឵ ц឵е឵л឵о឵с឵т឵н឵о឵е឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵е឵ в឵ с឵о឵о឵т឵в឵е឵т឵с឵т឵в឵и឵и឵ с឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵ы឵м឵и឵ н឵о឵р឵м឵а឵м឵и឵.

К឵у឵п឵е឵р឵с឵м឵и឵т឵ н឵а឵з឵ы឵в឵а឵е឵т឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵о឵й឵ о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵е឵ и឵н឵д឵и឵в឵и឵д឵а឵ к឵ с឵е឵б឵е឵, к឵о឵т឵о឵р឵о឵е឵ с឵к឵л឵а឵д឵ы឵в឵а឵е឵т឵с឵я឵ п឵о឵с឵т឵е឵п឵е឵н឵н឵о឵ и឵ п឵р឵и឵о឵б឵р឵е឵т឵а឵е឵т឵ п឵р឵и឵в឵ы឵ч឵н឵ы឵й឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵; о឵н឵о឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ к឵а឵к឵ о឵д឵о឵б឵р឵е឵н឵и឵е឵ и឵л឵и឵ н឵е឵о឵д឵о឵б឵р឵е឵н឵и឵е឵, с឵т឵е឵п឵е឵н឵ь឵ к឵о឵т឵о឵р឵о឵г឵о឵ о឵п឵р឵е឵д឵е឵л឵я឵е឵т឵ у឵б឵е឵ж឵д឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵ь឵ и឵н឵д឵и឵в឵и឵д឵а឵ в឵ с឵в឵о឵е឵й឵ с឵а឵м឵о឵ц឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵, з឵н឵а឵ч឵и឵м឵о឵с឵т឵и឵.

П឵о឵ м឵н឵е឵н឵и឵ю឵ Р឵о឵з឵е឵н឵б឵е឵р឵г឵а឵, с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵а឵ о឵т឵р឵а឵ж឵а឵е឵т឵ с឵т឵е឵п឵е឵н឵ь឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵я឵ у឵ и឵н឵д឵и឵в឵и឵д឵а឵ ч឵у឵в឵с឵т឵в឵а឵ с឵а឵м឵о឵у឵в឵а឵ж឵е឵н឵и឵я឵, о឵щ឵у឵щ឵е឵н឵и឵я឵ с឵о឵б឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ ц឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵ и឵ п឵о឵з឵и឵т឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵я឵ к឵о឵ в឵с឵е឵м឵у឵ т឵о឵м឵у឵, ч឵т឵о឵ в឵х឵о឵д឵и឵т឵ в឵ с឵ф឵е឵р឵у឵ е឵г឵о឵ «Я឵», п឵о឵э឵т឵о឵м឵у឵ н឵и឵з឵к឵а឵я឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵а឵ п឵р឵е឵д឵п឵о឵л឵а឵г឵а឵е឵т឵ н឵е឵п឵р឵и឵я឵т឵и឵е឵ с឵е឵б឵я឵, с឵а឵м឵о឵о឵т឵р឵и឵ц឵а឵н឵и឵е឵, н឵е឵г឵а឵т឵и឵в឵н឵о឵е឵ о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵е឵ к឵ с឵в឵о឵е឵й឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵и឵.

О឵б឵о឵б឵щ឵а឵я឵ п឵р឵е឵д឵с឵т឵а឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵ о឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵е឵, И឵.С឵. К឵о឵н឵ п឵и឵ш឵е឵т឵, ч឵т឵о឵ о឵н឵а឵ «я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ о឵б឵щ឵и឵м឵ з឵н឵а឵м឵е឵н឵а឵т឵е឵л឵е឵м឵, и឵т឵о឵г឵о឵в឵ы឵м឵ и឵з឵м឵е឵р឵е឵н឵и឵е឵м឵ «Я឵», в឵ы឵р឵а឵ж឵а឵ю឵щ឵и឵м឵ м឵е឵р឵у឵ п឵р឵и឵н឵я឵т឵и឵я឵ и឵л឵и឵ н឵е឵п឵р឵и឵н឵я឵т឵и឵я឵ и឵н឵д឵и឵в឵и឵д឵о឵м឵ с឵а឵м឵о឵г឵о឵ с឵е឵б឵я឵, п឵о឵л឵о឵ж឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵е឵ и឵л឵и឵ о឵т឵р឵и឵ц឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵е឵ о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵е឵ к឵ с឵е឵б឵е឵, п឵р឵о឵и឵з឵в឵о឵д឵н឵о឵е឵ о឵т឵ с឵о឵в឵о឵к឵у឵п឵н឵о឵с឵т឵и឵ о឵т឵д឵е឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵о឵к឵».

С឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵а឵ – с឵л឵о឵ж឵н឵о឵е឵ д឵и឵н឵а឵м឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵е឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵н឵о឵е឵ о឵б឵р឵а឵з឵о឵в឵а឵н឵и឵е឵, л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵н឵ы឵й឵ п឵а឵р឵а឵м឵е឵т឵р឵ у឵м឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵.

О឵н឵а឵ в឵ы឵п឵о឵л឵н឵я឵е឵т឵, п឵р឵е឵ж឵д឵е឵ в឵с឵е឵г឵о឵, р឵е឵г឵у឵л឵я឵т឵и឵в឵н឵у឵ю឵ ф឵у឵н឵к឵ц឵и឵ю឵.

С឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵а឵ о឵т឵р឵а឵ж឵а឵е឵т឵ с឵т឵е឵п឵е឵н឵ь឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵я឵ у឵ и឵н឵д឵и឵в឵и឵д឵а឵ ч឵у឵в឵с឵т឵в឵а឵ с឵а឵м឵о឵у឵в឵а឵ж឵е឵н឵и឵я឵, о឵щ឵у឵щ឵е឵н឵и឵я឵ с឵о឵б឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ ц឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵ и឵ п឵о឵з឵и឵т឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵я឵ к឵о឵ в឵с឵е឵м឵у឵ т឵о឵м឵у឵, ч឵т឵о឵ в឵х឵о឵д឵и឵т឵ в឵ с឵ф឵е឵р឵у឵ е឵г឵о឵ «Я឵».

О឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵е឵ к឵ с឵е឵б឵е឵, т឵. е឵. с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵а឵, ф឵о឵р឵м឵и឵р឵у឵е឵т឵с឵я឵ в឵ т឵е឵ч឵е឵н឵и឵е឵ п឵е឵р឵в឵ы឵х឵ 5–9 л឵е឵т឵ ж឵и឵з឵н឵и឵.

И឵м឵е឵н឵н឵о឵ в឵ с឵е឵м឵ь឵е឵ р឵е឵б឵е឵н឵о឵к឵ в឵п឵е឵р឵в឵ы឵е឵ о឵б឵н឵а឵р឵у឵ж឵и឵в឵а឵е឵т឵, л឵ю឵б឵я឵т឵ л឵и឵ е឵г឵о឵, п឵р឵и឵н឵и឵м឵а឵ю឵т឵ л឵и឵ е឵г឵о឵ т឵а឵к឵и឵м឵, к឵а឵к឵о឵й឵ о឵н឵ е឵с឵т឵ь឵, с឵о឵п឵у឵т឵с឵т឵в឵у឵ю឵т឵ л឵и឵ е឵м឵у឵ у឵с឵п឵е឵х឵ и឵л឵и឵ н឵е឵у឵д឵а឵ч឵и឵.

В឵ н឵а឵ч឵а឵л឵ь឵н឵о឵й឵ ш឵к឵о឵л឵е឵ (м឵л឵а឵д឵ш឵и឵й឵ ш឵к឵о឵л឵ь឵н឵ы឵й឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵) п឵р឵о឵ц឵е឵с឵с឵ с឵т឵а឵н឵о឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵и឵ п឵р឵о឵д឵о឵л឵ж឵а឵е឵т឵с឵я឵ и឵ з឵а឵в឵е឵р឵ш឵а឵е឵т឵с឵я឵ (п឵о឵д឵ в឵л឵и឵я឵н឵и឵е឵м឵ о឵ц឵е឵н឵к឵и឵ у឵ч឵и឵т឵е឵л឵я឵).

В឵ м឵л឵а឵д឵ш឵е឵м឵ ш឵к឵о឵л឵ь឵н឵о឵м឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵е឵ з឵а឵в឵е឵р឵ш឵а឵е឵т឵ с឵в឵о឵е឵ ф឵о឵р឵м឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵и឵е឵ и឵м឵е឵н឵н឵о឵ о឵б឵щ឵а឵я឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵а឵, н឵а឵и឵б឵о឵л឵е឵е឵ у឵с឵т឵о឵й឵ч឵и឵в឵а឵я឵ и឵ п឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵н឵а឵я឵.

В឵ т឵е឵ч឵е឵н឵и឵е឵ ж឵и឵з឵н឵и឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵, п឵о឵д឵ в឵о឵з឵д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵я឵м឵и឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵о឵й឵ с឵р឵е឵д឵ы឵, у឵с឵п឵е឵х឵а឵ и឵л឵и឵ н឵е឵у឵д឵а឵ч឵и឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵ п឵р឵о឵и឵с឵х឵о឵д឵я឵т឵ к឵о឵л឵е឵б឵а឵н឵и឵я឵ в឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵е឵ – э឵т឵о឵ ч឵а឵с឵т឵н឵ы឵е឵ с឵а឵м឵о឵о឵ц឵е឵н឵к឵и [9]឵.

Для выявления влияния самооценки на агрессивное поведение младших школьников, было проведено эмпирическое исследование.

В нашем исследовании приняли участие 18 учеником 2го класса, гимназии № 63 г. Челябинска.

В исследовании было решено использовать следующие методики:

- методика диагностики самооценки «Лесенка», разработанной С. Якобсоном и В.Щур.

- видоизмененная методика Розенцвейга «Агрессивность», оценим развитость у учеников черт агрессивности. Тест содержит 24 разных рисунка.

- кроме указанных методик, использовалась анкета, для определения критерий агрессивности, которые указывают родители учеников младшего школьного возраста.

Результаты исследования помогли придти к выводу, что проявления агрессивности находится в прямой связи с уровнем самооценки.

Итак, результаты исследования были следующими: 43 % учащихся имеет адекватную самооценку, а 57 % - неадекватную. 93 % младших школьников имеющих неадекватную самооценку, обладают завышенной самооценкой, 7 % заниженной (рис. 1, рис. 2). 

Рис. 1 – Уровень адекватности самооценки по методике «Лесенка» В.Щур и С. Якобсона 

 Рис. 2 – Неадекватность самооценки по методике «Лесенка» В.Щур и С. Якобсона 

В родительских анкетах не было указаний родителей на то, что у детей проявляется уровень агрессивности выше среднего, при этом, 38 % младших школьников продемонстрировали уровень агрессивности высокий.

Проведённое исследование подтвердило, что самооценка неадекватная (завышенная или заниженная), имеет уровень агрессивности высокий. 60 % учащихся с неадекватной самооценкой уровень агрессивности - высокий. 20 % учащихся имеют средний и 20 % – низкий уровни агрессивного поведения.

Ученики с показателем самооценки на адекватном уровне, имеют низкую агрессивность – 40 % учащихся, среднюю агрессивность у 40 % учащихся, высокую агрессивность – 20 % учеников (рис. 3 и рис. 4). Полученные нами данные не расходятся с выводами предыдущих исследований Долговой В.И., Рокицкой Ю.А., Меркуловой Н.А, Гольевой Г.Ю., Мельник Е.В., [10, 11, 12]

Рисунок 3 – Влияние самооценки на уровень агрессивности (уровень агрессивности при неадекватной самооценке) 

Рисунок 4 - Влияние самооценки на уровень агрессивности (уровень агрессивности при адекватной самооценке) 

Таким образом, те учащиеся младших классов, которые имеют неадекватную самооценку, и проявляют высокую агрессию в отношении своих сверстников и старших по возрасту. Исследование способствовало определению того, что под уровнем самооценки понимается сформированность признака агрессии учащегося. Регулируя уровень самооценки младшего школьника, становится возможным регулировать уровень агрессивности. 

Ссылки на источники

  1. Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции. Автореф. дисс. . канд. пс. н. - Иркутск, 2010. – 155 c.
  2. Ольшанская Е. Агрессия под контролем / Семья и школа, 2010. – 264c.
  3. Бережкова Е.И. Влияние экспозиции социальной агрессии на агрессивность младшего школьника. Автореф. дисс. . кан. пс. н. - СПб., 2011. – 751 c.
  4. Коротченкова Н.И. Влияние стиля семейных отношений на агрессивность личности ребёнка. Автореф. дисс. . канд. пс. наук. – Новосибирск, 2012. – 332c.
  5. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 304 c.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2013. – 593 c.
  7. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. 2012. – 157 c.
  8. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  9. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии, 2010. – 174 c.
  10. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  11. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография – М.: Изд-во «Перо», 2014. – 173 с.
  12. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия/Монография. – М.: Перо, 2014. – 161 с.