Полный текст статьи
Печать

Аннотaция. Стaтья посвященa изучению влияния сaмoоценки нa ситуaтивную тревожность млaдших шкoльников. Предстaвлены результaты исследования сaмооценки и уровня ситуaтивной тревожности у детей младшего шкoльнoго вoзрaстa.
Ключевые слова: самооценка, ситуативная тревожность, младшие школьники, страх, тревога. 

Обучение ребенка в школе важный период в его жизни. И этот период может радостными моментами так и неудачным моментом в жизни ребенка, неудачами, переживаниями, что проявляется в тревожности ребенка. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Многие исследователи утверждают, что с каждым годом тревожных детей становится больше. Это связанно и с тяжелой школьной программой, и эмоциональной неустойчивостью. Тревожность в младшем школьном возрасте очень распространенная проблема, с которой сталкиваются как ученики, так и их родители. Это выражается в волнении школьника повышенном беспокойстве в классе, в плохом отношении со стороны одноклассников, отрицательной оценке со стороны педагога.

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятию тревожность, но большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать тревожность дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.

Для того чтобы определить понятие «ситуативная тревожность», рассмотрим разные определения авторов понятия «тревожность»

По определению Р.С. Немова, тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [1].

По определению, А.М. Прихожан, тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [2].

По определению А.В. Петровского, тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности [3].

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная) [4]. 

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

Ситуативная тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство по поводу сложившейся ситуации. Значение профилактики ситуативной тревожности и её преодоление важно при подготовке младших школьников к трудным ситуациям при вступлении в новый этап – обучение в школе.

Все больше младших школьников испытывают страхи различной направленности в процессе обучения, которые приобретают характерные черты личной тревожности. В связи с этим возрастает актуальность изучения особенностей и условий возникновения личностной и ситуативной тревожности ребенка.

Младший школьный возраст является важным этапом личностного развития и наибольшую роль в данной развитии играет не только семья, взаимоотношения с самыми близкими для ребенка людьми – родителями, но и школьный коллектив. Младший школьник становится особенно восприимчивым к оценке взрослым своих успехов, для него по-прежнему важным остается и мнение сверстников. Ситуация успеха в учебной деятельности младшего школьника на долгие годы школьного обучения может определить общее отношение ребенка к учению, влиять на его самооценку [5, 6, 7, 8].

Следовательно, в изучении формирования «позиции школьника», учебной мотивации необходимо учитывать и взаимосвязь самооценки и факторов развития тревожности младшего школьника.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Внимание исследователей привлекали проблемы взаимосвязи тревожности и особенностей самооценки, уровня деятельности. В частности, И.С.Кон в рамках изучения особенностей формирования самосознания личности выделил уровневое строение в самооценке. Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на личность. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Психологическими словарями самооценка определяется как ценность,

которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.

В психологии самооценка представлена как главное личностное образование и важнейший компонент «Я-концепции» [9].

Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейн). Сaмooцeнкa, кaк и самосoзнaние в целом, имеет oбщественный хaрaктер и обусловленa социальными услoвиями. Самооценка по Немову – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков [10].

В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание о себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе.

Можно предположить, что под влиянием тревожности, в частности – ситуативной тревожности - оказывается успеваемость ребенка в школе. В условиях повышения напряженности графика школьного обучения, расширения границ необходимых знаний, умений и навыков школьника, возрастает вероятность развития у ребенка (особенно у младшего школьника) различного рода тревожных состояний.

Таким образом, актуальной является проблема своевременного выявления и профилактики тревожных состояний у младших школьников.

В силах родителей и педагогов помочь ребенку, восстановить взаимоотношения доверия и взаимопомощи, научить ребенка самостоятельно справляться с возникающими жизненными трудностями. В решении этих задач, будет способствовать знания педагогов об основных особенностях формирования тревожности и самооценки младшего школьника. Это составит ценный жизненный опыт как для самого педагога, так и для ребенка, научит родителей и воспитателей лучше понимать внутренний мир детей, а ребенка - научит управлять собой, занимать в дальнейшем активную жизненную позицию.

Методы и методики

Oпытнo-экспeримeнтальнoe исслeдoвaниe влияние самооценки на ситуативную тревожность у младших школьников состоит из трeх этaпoв:

1. Поисково-подгoтовительный – анaлиз научной литературы по данной проблеме; пoдбoр метoдoв и метoдик для прoвeдeния исслeдoвaния; oпрeдeлeниe цели, гипотезы, объекта, предмета, задач исследования.

2. Опытно-экспeриментальный – диагностика исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность у младших школьников, обработка и интерпретация результатов исследования.

3. Контрольнo-обобщающий – математико-статистическая обработка экспериментальных данных, проверка гипотезы и оформление работы.

В опытно-экспериментальном исследовании был использован комплекс методов и методик:

1) Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;

2) Эмпирический: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам:

а) Исследование самооценки по методике Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [11].

б) Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [12].

в) Исследование школьной тревожности Методика Филлипса [12].

3) Математико-статистический: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, выборочное среднее значение.

Результаты и обсуждение

В исследовании приняли участие учащиеся 4 «б» класса МБОУ Тахталымская СОШ в количестве 18 человек. В рaмкaх исслeдовaния были прoвeдeны три мeтoдики для изучeния влияния самооценки на ситуативную тревожность у младших школьников.

В ходе проведения методики «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан были получены результаты, представленные на рисунке 1.  

Рис. 1. Результаты по методике «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Как видно из рисунка 1, уровень адекватной самооценки на 11% превышает уровня завышенной самооценки, на 6 % превышает уровня заниженной самооценки. Уровень заниженной самооценки превышает на 5 % уровня завышенной самооценки.

В ходе проведения методики «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена были получены результаты, представленные на рисунке 2.   

Рис. 2. Результаты по методике «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена

Как видно из рисунка 2, средний уровень самооценки на 33% превышает высокий уровень самооценки, на 40% средний уровень самооценки превышает низкий уровень самооценки. Высокий уровень самооценки на 17% превышает низкий уровень самооценки.

В ходе проведения методики «Школьной тревожности» Филлипса были получены следующие результаты, представленные на рисунке 3. 

Рис.3 Результаты по методике исследования «Школьной тревожности» Филлипса

Как видно из рисунка 3, низкий уровень самооценки на 12% превышает средний уровень самооценки, на 23% превышает высокий уровень самооценки. Средний уровень на 9% превышает высокий уровень самооценки.

Перед обработкой результатов диагностик методом ранговой корреляции

Ч.Э. Спирмена мы устанавливаем две временные гипотезы:

Но - корреляционный анализ между уровнем самооценки и уровнем ситуативной тревожности не отличается от нуля.

Н1 - корреляционный анализ между уровнем самооценки и уровнем ситуативной тревожности отличается от нуля.

В результате обработки результатов диагностик методом ранговой корреляции Спирмена, мы отвергаем нулевую гипотезу и принимаем альтернативную.

Вывод:

Результаты опытно-экспeриментального этапа исследования влияния самооценки на ситуативную тревожность у младших школьников показали, что большинство испытуемых обладают высоким и средним уровнем и лишь незначительная часть – низким уровнем.

Результаты эмпирического исследования тревожности младших школьников указывают на высокую потребность проведения коррекционной работы с детьми и с родителями по предупреждению развития тревожности школьников.

Таким образом, тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).

Тревожность проявляется в психологической, психофизиологической сфере. Причины тревожности могут находиться на психологическом и психофизиологическом уровне. 

Ссылки на источники

  1. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: Учебное пособие / -М.: Логос, 2013. - 306 c.
  2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник.— М.: Владос, 2013.— 687 c.
  3. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд. ил. – (Серия «Детскому психологу»). – СПб.: Питер, 2009 – 192 с.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебник. – М.: Академия, 2010. – 528 с.
  5. Райгородский Д.Я. Учебное пособие.- Самара: Издательский дом «Бахрах»,  2007 – 672 с.
  6. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  7. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.
  8. Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я. В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.
  9. Кондаков И. Психологический словарь [Электронный ресурс], 2000. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/samocenka
  10. Карпов А.В Общая психология [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka - 2110.htm
  11. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  12.  Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики эмоций – Издательство: Директ – медия, 2013 – 162 с.